Научная статья на тему 'Отражение патриотической тематики в деятельности музеев Ставрополья в 1917-1941 годы'

Отражение патриотической тематики в деятельности музеев Ставрополья в 1917-1941 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
496
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КОЛЛЕКЦИЯ / ВОЙНА / РЕВОЛЮЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СТАВРОПОЛЬЕ / MUSEUM / CULTURAL HERITAGE / COLLECTION / WAR / REVOLUTION / PATRIOTISM / EDUCATION / STAVROPOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дугинец Светлана Михайловна

В статье рассматривается деятельность музеев в вопросах сохранения культурного-исторического наследия в музеях Ставрополья и Кавказских Минеральных Вод. В это время музеи продолжают свою работу и активно документируют процессы, происходившие в регионе в переломный момент. Собрание Центрального народного музея им. М. В. Праве в этот период расширилось за счет присоединения к нему коллекций музеев, закрытых новой властью по идеологическим причинам (Музей 83-го Самурского полка, Епархиальный церковно-ар-хеологический музей). Интерес представляет и судьба Военно-исторического музея «Храм Славы». Показана динамика развития музейной сети региона, открытие музеев нового типа музеев революции в Пятигорске и Кисловодске. Знаковым событием стало объединение музея Северного Кавказа и музея им. М. В. Праве на базе последнего. Изменения, происходившие в стране, вызвали и изменение содержания экспозиций музеев, в которой ведущее место занимает пропаганда нового политического строя и показ улучшения качества жизни населения страны после революции. Главным направлением деятельности стала массово-просветительская работа. Также изменился вектор собирательской работы сотрудников музеев, которая в связи с закреплением роли музея как массово-просветительского учреждения стала носить нерегулярный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC THEMES IN THE WORK OF MUSEUMS OF THE STAVROPOL TERRITORY IN 1917-1941

The article examines the activities of museums in preserving the cultural and historical heritage in the museums of Stavropol and the Caucasus Mineral Waters. That time museums continued their work and actively documented the processes that took place in the region at the turning point. The collection of the Central People's Museum named after M. V. Prave during that period expanded due to the accession of collections taken from the museums closed by new authorities for ideological reasons (Museum of the 83rd Samursky Regiment, Diocesan Church and Archaeological Museum). The fate of the Military History Museum "The Temple of Glory" is also of interest. The dynamics of the development of the museum network of the region, the opening of museums of a new type the museums of the revolution in Pyatigorsk and Kislovodsk are shown. A significant event was the merger of the Museum of the North Caucasus and the Museum named after M. V. Prave on the basis of the latter. The changes that took place in the country caused a change in the content of museum expositions; the leading place was occupied by the propaganda of the new political system and the demonstration of the improvement of the quality of life of the country's population after the revolution. The main activity was mass educational work. The vector of museum collecting work changed as due to the fact that the role of the museum shifted to the one of a mass educational institution it became occaisional.

Текст научной работы на тему «Отражение патриотической тематики в деятельности музеев Ставрополья в 1917-1941 годы»

УДК 069.1: 172.15(470.630)

С. М. Дугинец

ОТРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ СТАВРОПОЛЬЯ В 1917-1941 ГОДЫ

В статье рассматривается деятельность музеев в вопросах сохранения культурного-исторического наследия в музеях Ставрополья и Кавказских Минеральных Вод. В это время музеи продолжают свою работу и активно документируют процессы, происходившие в регионе в переломный момент. Собрание Центрального народного музея им. М. В. Праве в этот период расширилось за счет присоединения к нему коллекций музеев, закрытых новой властью по идеологическим причинам (Музей 83-го Самурского полка, Епархиальный церковно-ар-хеологический музей). Интерес представляет и судьба Военно-исторического музея «Храм Славы». Показана динамика развития музейной сети региона, открытие музеев нового типа - музеев революции в Пятигорске и Кисловодске. Знаковым событием стало объединение

музея Северного Кавказа и музея им. М. В. Праве на базе последнего. Изменения, происходившие в стране, вызвали и изменение содержания экспозиций музеев, в которой ведущее место занимает пропаганда нового политического строя и показ улучшения качества жизни населения страны после революции. Главным направлением деятельности стала массово-просветительская работа. Также изменился вектор собирательской работы сотрудников музеев, которая в связи с закреплением роли музея как массово-просветительского учреждения стала носить нерегулярный характер.

Ключевые слова: музей, культурное наследие, коллекция, война, революция, патриотизм, воспитание, Ставрополье.

S. M. Duginets

PATRIOTIC THEMES IN THE WORK OF MUSEUMS OF THE STAVROPOL

TERRITORY IN 1917-1941

The article examines the activities of museums in preserving the cultural and historical heritage in the museums of Stavropol and the Caucasus Mineral Waters. That time museums continued their work and actively documented the processes that took place in the region at the turning point. The collection of the Central People's Museum named after M. V. Prave during that period expanded due to the accession of collections taken from the museums closed by new authorities for ideological reasons (Museum of the 83rd Samursky Regiment, Diocesan Church and Archaeological Museum). The fate of the Military History Museum "The Temple of Glory" is also of interest. The dynamics of the development of the museum network of the region, the opening of museums of a new type - the museums of the

revolution in Pyatigorsk and Kislovodsk - are shown. A significant event was the merger of the Museum of the North Caucasus and the Museum named after M. V. Prave on the basis of the latter. The changes that took place in the country caused a change in the content of museum expositions; the leading place was occupied by the propaganda of the new political system and the demonstration of the improvement of the quality of life of the country's population after the revolution. The main activity was mass educational work. The vector of museum collecting work changed as due to the fact that the role of the museum shifted to the one of a mass educational institution it became occaisional.

Key words: museum, cultural heritage, collection, war, revolution, patriotism, education, Stavropol.

Музей во все времена обладает весомым образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические материалы и документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания граждан в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач любого музея. Именно поэтому сохранению и популяризации музейных предметов патриотической направленности уделяется большое внимание.

В работах музейных работников и педагогов высших и средних учебных заведений проблема применения образовательных возможностей му-

зеев поднимается на протяжении многих лет. Но в основном рассматриваются вопросы необходимости использования музея в патриотическом воспитании учащихся, приводятся различные варианты форм и методов данной работы [27; 33].

В. Е. Туманов рассматривает возможные формы работы школьного музея в патриотическом воспитании учащихся, дает методические рекомендации. В его работе также представлен краткий исторический очерк по созданию школьных музеев в России [32].

Динамика социальных функций музеев в исторической ретроспективе рассматривалась А. Б. Закс. В своей работе автор показала, что в конкретные

периоды советской истории они были связаны не только с общественными запросами и потребностями, но и с политикой органов власти, включающих музей в русло идеологической работы [22].

В работах сотрудников Ставропольского краевого музея есть обзор музейных коллекций по патриотической тематике - о политическом плакате первых лет советской власти, о теме «Ленин и Ставрополье» [2; 23]. Немало интересных фактов по данной теме встречается и в работах В. В. Гос-данкера [17; 18; 19; 20].

Однако на данный момент нет ни одной научной работы, комплексно рассматривающей характер представления патриотической тематики в музеях Ставропольского края в годы советской власти.

Цель настоящей статьи: проследить динамику отражения патриотической тематики в музеях Ставрополья в 1917-1941 гг. с тем, чтобы ликвидировать это «белое» пятно в истории региона.

К началу 1917 г на Ставрополье существовало несколько музеев, среди которых значимое место занимали Музей Северного Кавказа, Ставропольский городской музей наглядных учебных пособий им. М. В. Праве, музей «Домик Лермонтова» и Музей Кавказского горного общества. Когда революционные события дошли до Ставрополя, в газете «Известия Ставропольского губернского Комитета общественной безопасности» от 9 апреля 1917 г. сообщалось, что при городском музее им. Праве создается отдел революции, в котором предлагалось сохранить все лозунги революции, «имевшиеся на знаменах в незабвенные для ставропольцев 8 и 12 марта». Также предлагалось передавать в музей все произведения печати: газеты, журналы, воззвания, объявления, вышедшие в дни революции, а также фотографические снимки и картины, изображающие отдельные моменты революционных дней и событий новой жизни.

В октябре 1917 г. к власти в России пришла партия большевиков, провозгласившая курс на созидание основ нового, коммунистического общества. Повсеместно была развернута работа по сбору и охране исторических и художественных памятников. Необходимым в те годы считалась передача культурных ценностей из рук эксплуататоров в руки народа. Власть видела музей одновременно и как центр сохранения памятников старины и искусства, и как центр просвещения граждан.

В мае 1918 г. в одном из особняков г. Ставрополя было обнаружено собрание по истории Кавказской войны Военно-исторического музея «Храм Славы», вывезенное в годы Первой мировой войны из Тифлиса в связи с угрозой проникновения Турции в Закавказье. В дни захвата власти в городе белыми и перехода города из рук в руки, исключительно благодаря своей личной инициативе и преданности делу сотрудники сумели сохранить от разграбления и гибели колоссальные исторические ценности, хранящиеся в музее. Согласно архивным документам тех лет, музейное собрание, вывезенное в Ставрополь, было колоссаль-

но: 12 больших ящиков полковых знамен, большое количество серебряных труб и столовых приборов, принадлежащих ранее различным кавказским полкам, золотые и серебряные монеты, ордена и медали. Особенно ценным можно признать собрание больших масляных полотен Ф. А. Рубо, Н. С. Самокиша, И. К. Айвазовского, большую коллекцию портретов деятелей покорения Кавказа, а также редкие гравюры и литографии.

Собрание музея «Храм Славы» было уникальным. В нем были представлены предметы вооружения, униформа, полковые знаки отличия (штандарты, знамена, значки и жетоны), боевые трофеи, образцы трофейного оружия и трофейных персидских, турецких и горских знамен. Особую ценность представляли личные вещи, принадлежащие Кавказскому наместнику М. С. Воронцову, Командующему Отдельным Кавказским корпусом И. Ф. Паскевичу, генералу Н. И. Евдокимову, а также печать Главного штаба Кавказской армии и ключи покоренных крепостей - Эривани, Тавриза. Отдельно можно выделить экспонаты, не связанные с военной тематикой - это портреты известных русских писателей, чья жизнь и творчество связаны с Кавказом - А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, а также роговая ложка, подаренная А. С. Грибоедову его невестой княжной Н. А. Чавчавадзе [25, с. 208-213].

В 1920 г. по распоряжению Председателя губернского революционного комитета изделия из золота и серебра были переданы на хранение в расчетно-кассовый подотдел губернского финансового отдела. [7, л. 4-5] Все остальное имущество музея было передано постановлением Совета Народных Комиссаров в собственность Ставропольского центрального народного музея Праве [29, л. 21].

Уникальная музейная коллекция «Храма Славы», сохранившаяся практически в целостности в годы революции и Гражданской войны, в дальнейшем оказалась невостребованной в новых социально-политических условиях. В 1922 г. часть музея «Храм Славы» по распоряжению Главму-зея была отправлена в Московский военно-исторический музей. В феврале 1923 г. руководство музея передало остатки музейной коллекции представителю Наркомпроса Республики Грузии С. Н. Какабадзе [4, л. 26, 30.; 30, л. 2]. Отдельные материалы музея были переданы в Государственный исторический музей Грузии и фонды Государственного музея искусств Грузии. Впоследствии знамена, ордена, различное оружие и предметы обмундирования использовались в грузинском кинематографе как реквизит во время съемок исторических фильмов с батальными сценами [25, с. 214].

Несмотря на сложности революционного времени, продолжало развиваться музейное дело на Кавказских Минеральных Водах. 8 декабря 1918 г. отдел народного просвещения Кисловодского Совета народных депутатов устроил народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Н. А. Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скон-

чался. Жена художника хотела завещать «Белую виллу» для музея, где предполагала поместить все картины самого Николая Александровича и его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, дневники, заметки [21, с. 96]. По воспоминаниям М. В. Нестерова, выдающегося художника и друга семьи Ярошенко, большую роль в сохранении усадьбы и создании музея сыграли В. И. Ленин и Н. К. Крупская, которые любили и ценили творчество Ярошенко [34].

Первый музей Ярошенко во многом был создан по инициативе профессора А. П. Нечаева. Книги Н. А. Ярошенко легли в основу первой в Кисловодске Народной библиотеки. Но музей и библиотека просуществовали недолго. Занявшие город в январе 1919 г казаки «волчьей сотни» Шкуро, разграбили музей и библиотеку. По воспоминаниям очевидцев, захватившие Кисловодск белогвардейцы ликвидировали музей в одну ночь. Весной 1920 г Кисловодск был освобожден от белогвардейцев и началось новое курортное строительство. Усадьба Ярошенко была передана в ведение кардиологической клиники им. В. И. Ленина. «Белую виллу» передали под жилье для ее сотрудников.

Н. А. Ярошенко - выпускник Михайловской артиллерийской академии, более четверти века проработал на Санкт-Петербургском патронном заводе, генерал-майор, член Товарищества передвижных художественных выставок. Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Существенным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Он впервые в русском искусстве изобразил учащуюся женщину. В своих работах художник стремился выразить дух времени. Удавались Ярошенко своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX в., современников художника. Несмотря на его многолетнюю службу Яро-шенко в царской армии, новая власть признавала художественные заслуги художника и считала его работы достойными сохранения и помещения их в музей. Многие годы основное внимание в его биографии отводилось именно творческой деятельности. И до сих пор не многие искусствоведы знают о его роли в развитии военной оборонной промышленности [1].

В то же время в новых исторических условиях шел процесс ликвидации тех музейных учреждений, идейная направленность которых не соответствовала требованиям времени. Прекратили свое существование полковые музеи дореволюционной России, которые создавались к юбилеям воинских частей и содержались на средства офицеров. Большая часть их фондов была передана в крупные музеи.

Так, решением Ставропольского губернского совета народного образования от 3 июня 1918 г. музей и библиотека бывшего Самурского полка

были переданы в собственность городского музея им. М. В. Праве. 83-й Самурский пехотный полк имел свой музей, в котором были представлены образцы вооружения русской армии, оружие кавказского, персидского и турецкого происхождения - трофеи с тех мест, где сражались самурцы, коллекция фронтовых рисунков, фотоальбомы о жизни полка, рукописи воспоминаний офицеров полка. Еще в 1914 г., когда полк убывал в действующую армию, он передал музею Праве свою коллекцию старинного холодного и огнестрельного оружия до тысячи экземпляров. В 1917 г. полк всецело поддержал идеи Февральской революции, а в годы Гражданской войны в полном составе влился в белую Добровольческую армию. Поэтому в годы советской власти это собрание было незаслуженно забыто, не изучалось и не экспонировалось в музее.

Прекратили свое существование и церков-но-археологические музеи, существовавшие при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах. В марте 1920 г. ввиду перехода музея дирекции Народных училищ в ведение отдела народного образования Губернский отдел народного образования просил немедленно принять имущество музея дирекции в Музей им. М. В. Праве. В 1921 г. в Центральный народный музей были переданы материалы Епархиального церковно-археологического музея. Во многом эта передача была вызвана требованием военных властей территориального пехотного полка освободить помещения, занимаемые музеем [6, л. 12, 49; 7, л. 4-5].

Эти обстоятельства позволили в годы Гражданской войны существенно расширить собрание городского музея им. М. В. Праве. Благодаря этим пополнениям бывший музей наглядных учебных пособий стал превращаться в историко-крае-ведческий музей. Тем не менее, большая часть этих музейных предметов на долгие годы осела в фондах музея. На первый план в экспозиционной работе того времени стали выходить пропаганда нового политического строя и показ улучшения качества жизни населения страны после революции. Главным направлением деятельности стала массово-просветительская работа, проводить которую необходимо было и вне музея. Для этого сотрудники организовывали выставки-передвижки, читали лекции по различным направлениям. Особое внимание уделялось пропаганде патриотизма.

В открытом в начале 1920-х гг. районном музее в селе Терновское отдельное внимание было уделено военно-политическим вопросам - революционной борьбе с деникинщиной, показаны жертвы Мировой и Гражданской войны и дворян-ско-помещичьего террора [24].

В 1927 г. произошло объединение Музея Северного Кавказа (краеведческого профиля) и Музея им. М. В. Праве на базе последнего. В результате произошло изменение экспозиции. Это вполне соответствовало духу времени, так как в 1920-е гг. гуманитарные науки новой властью были признаны буржуазными, а новые - общественные - сводились к политической грамотности [3, с. 53].

Политика советской власти в области науки и культуры требовала развития сети исторических музеев как важного фактора в образовании и воспитании народа. Повсеместно создавались исторические музеи и музеи революции. В 1919 г. был основан Музей Революции в Петрограде. К концу 1920-х гг. Северо-Кавказском крае насчитывалось

10 музеев революции и историко-революционных отделов краеведческих музеев [5, л. 44].

В 1929 г. на основе материалов Истпарта в Пятигорске был организован Музей революции. В 1934 г. музею было выделено здание бывшей армянской церкви. Музей представлял собой собрание 2000 фотоснимков, 250 вещественных экспонатов-макетов, оружия и скульптур, отражающих революционное движение на Северном Кавказе, разгром армии Деникина. В 1935 г. в музее была открыта новая экспозиция, состоящая из трех отделов - историко-революционного и истории ВКП(б); гражданской войны и соцстрои-тельства [12, л. 7-8]. Помогали музею в его работе и другие учреждения. В 1932 г. музей «Домик Лермонтова» выделил 100 рублей музею революции на покупку выставки [15, л. 16].

При музее до 9 декабря 1935 г. действовало краевое общество друзей музеев революции, работа которого была направлена на привлечение масс к собиранию материалов, воспоминаний, рукописей, связанных с революционными событиями. Постановлением Президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета от 9 декабря 1935 г. общество было ликвидировано, а все его имущество было передано краевому музею революции [13, л. 36; 14, л. 56].

Жители края также принимали участие в пополнении фондов музея. В 1935 гг. учитель неполной средней школы с. Курсавка Дмитриев передал музею снаряды времен боев с белобандитами в Курсавском районе в Гражданскую войну [28].

О том, насколько серьезно относились власти региона к музею революции и его воздействию на посетителей, говорит следующий факт. Для выявления неточностей в экспозиции музея работала комиссия в составе историка профессора Н. Г. Буркина, председателя Северо-Кавказского общества старых большевиков Челкеса, прокурора Северо-Кавказского края Андреева с участием инструктора культпропа ВКП(б), которая рекомендовала внести определенные изменения в экспозицию - дать дополнительные цитаты Ленина, изъять цитаты из выступления Троцкого на

11 съезде партии и т.п. [12, л. 7-8].

В Кисловодске также функционировал музей революции. Состоял он из отделов «История революционного движения в России с XVIII в. до Октябрьской революции», «Гражданская война на Северном Кавказе» и «Гражданская война в Кисловодске» [26, с. 102].

Решением Президиума Северо-Кавказского исполнительного комитета 10 августа 1936 г. музеи революции Пятигорска и Кисловодска были объединены в один музей - краевой музей революции с нахождением в Пятигорске [8, л. 1-5].

Музеи в те годы были активно включены в политическую жизнь. В каждом музее действовала своя партийная организация. На заседании бюро Пятигорского горкома ВКП(б) заслушивался вопрос «О контрреволюционном зиновьевско-троц-кистском выступлении в парторганизации музея революции». За «притупление большевистской бдительности» парторгу музейной организации и инструктору горкома партии были объявлены строгие выговоры и на несколько лет они были отстранены от партийной работы [16, с. 260-262].

Власть жестко контролировала идеологическое содержание музейных коллекций. После начала «Дела Ленинградского террористического зиновьевского центра» и ареста Зиновьева и Каменева в начале 1935 г., из сборников, принадлежащих музею горских народов, были изъяты фотоснимки по причине нахождения на них Зиновьева, Каменева и Троцкого [11, л. 53].

Документы советской власти строго регламентировали экспозиционно-выставочную работу музеев. В 1936 г. Северо-Кавказский краевой отдел народного образования разработал и разослал директорам музеев края тематику выставок-передвижек по обслуживанию весенне-посевной кампании музеями края, в числе которых были «Курорты до и после революции», «Роль С. М. Кирова и Орджоникидзе в советизации Северо-Кавказского края» [10, л. 164].

Личностям С. М. Кирова и Серго Орджоникидзе в экспозиционной деятельности северокавказских музеев уделялось большое внимание. В своем письме директор Пятигорского музея революции председателю Пятигорского горсовета указывал, что задача популяризации революционной деятельности И. В. Сталина, С. М. Кирова и С. Орджоникидзе как людей, с чьими именами связана история Северо-Кавказского края, должна занимать в музее революции исключительное место [13, л. 74-76].

В 1938 г. в Ставропольском краевом музее открылся отдел по истории края, где была создана панорама взятия Ставрополя красными в феврале 1920 г. Новая экспозиция отдела истории музея строилась по общероссийской концепции, разработанной в кратком курсе истории ВКП(б). Внимание акцентировалось на классовую борьбу и революционное движение. Как и в большинстве периферийных музеев, в экспозиции ставропольского музея преобладал общероссийский материал, а местный - служил всего лишь дополнением. В экспозиции было много текстового и графического материала, цитат, диаграмм, фотографий [3, с. 53].

В решениях и приказах руководящих органов 1930-х гг. прослеживается новое направление в деятельности музеев - повышенное внимание к организации массовой пропаганды. Количество человек, посетивших музей, стало главным показателем эффективности его работы. Музеи должны были убедить массы в правильности и необходимости намеченных правительством преобразований в области экономики, политики, идеологии.

Все это проходило на фоне уменьшения внимания к научно-исследовательской и фондовой работе. Лишь по мере возможностей сотрудники музея продолжали проводить научно-исследовательскую работу. Однако и ее тематика тоже носила революционную направленность, например, о боевом пути 11-й и Таманской армий [31, л. 4547]. Экспедиция проводилась с участниками освобождения Ставрополя от белогвардейцев.

В 1938 г. обязательным было участие всех краеведческих музеев в праздновании 60-летия со дня рождения И. В. Сталина. Музейно-краеведческий отдел Наркомпроса рекомендовал все усилия приложить к построению и пополнению основной экспозиции музея, не сводя мероприятия музея к переходящей выставке. В плане мероприятий было предусмотрено окончание оформления отделов социалистического строительства, показ в экспозиции сталинской конституции [9, л. 37].

Накануне Великой Отечественной войны советское и партийное руководство страны уделяло особое внимание патриотическому воспитанию молодежи и трудящихся. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, А. М. Пожарского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова и др. Иван Грозный и Петр I провозглашались образцовыми государственными деятелями. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война советского народа против военно-фашистских захватчиков изменила дальнейшее развитие музейного дела страны.

На основе изложенного материала можно говорить, что 1920-е г. были сложными для музейного дела. С одной стороны, была сформирована музейная сеть страны и органы управления ею. Сложилась структура управления музеями на Ставрополье и в регионе Кавказских Минераль-

ных вод. Музеи, пережив Гражданскую войну, сохранили не только свои коллекции, но и частные, а также занимались сохранением памятников культуры в регионе. Сотрудники музеев региона активно начали сбор материалов, связанный с революционными событиями и Гражданской войны. С другой стороны не обошлось и без потерь. В сложные годы, при катастрофическом недофинансировании учреждений культуры, погибали музейные коллекции и ценные экспонаты. Пострадали в сложные годы и музеи Ставрополья. Они подвергались разграблениям, из-за острой нехватки финансирования погибали музейные коллекции. Часть музеев по идеологическим причинам была закрыта, а их собрания переданы в краевые музеи. Многие материалы этих музеев на многие годы были незаслуженно забыты. Но то же время начинается сбор материалов историко-революционной направленности. В фонды ставропольских музеев поступают материалы о героях революции и Гражданской войны. Эти материалы начинают занимать главное место в изменившейся экспозиции музеев.

К концу 1920-х гг. положение музеев начинает стабилизироваться. Наблюдается увеличение числа музеев в стране и на Ставрополье. Большое внимание в деятельности музеев уделяется популяризации материалов патриотической направленности.

Но на протяжении 1920-1930-х гг органы власти рассматривали музей как проводник новой политики государства, как центр сохранения памятников старины и искусства и центр просвещения граждан в духе новой идеологии. Культурно-просветительной работе придавался массовый характер. Изменилось направление экспозиционной деятельности музеев. Содержание экспозиции должно было демонстрировать достижения нового советского государства. Во многом это стало возможным благодаря пропаганде героических успехов страны и ее населения.

Источники и литература

1. Абрамов Е. П. «Судьба нас редко сталкивает с такими многогранными натурами...» Артиллерист и художник генерал-майор Н. А. Ярошенко // Военно-исторический журнал. 2016. №12. С. 65-69.

2. Бахтояров И. И. С именем В. И. Ленина (материалы на тему «Ленин и Ставрополье» в фондах и экспозиции Ставропольского краевого музея им. Г. К. Праве) // Материалы по изучению Ставропольского края. 1964. Вып. 11. С. 264-269.

3. Булыгина Т. А. Музейная экспозиция как источник интеллектуальной истории локального сообщества (на примере СГМЗ им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве) // Прозрителевские чтения: сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2 (научное издание) / под ред. С. Н. Савенко. Ставрополь: Вестник Кавказа, 2006. С. 52-55.

4. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-2307. Оп. 3. Д. 302.

5. ГАРФ. Ф. А-2307. Оп. 17. Д. 54.

6. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). Ф. Р-645. Оп. 1. Д. 2.

7. ГАСК. Ф. Р-645. Оп. 1. Д. 10.

8. ГАСК. Ф. Р-645. Оп. 2. Д. 83.

9. ГАСК. Ф. Р-645. Оп. 2. Д. 135.

10. ГАСК. Ф. Р-1077. Оп. 1. Д. 33.

11. ГАСК. Ф. Р-1077. Оп. 1. Д. 66.

12. ГАСК. Ф. Р-1078. Оп. 1. Д. 3.

13. ГАСК. Ф.Р-1078. Оп. 1. Д. 4.

14. ГАСК. Ф. Р-1078. Оп. 1. Д. 6.

15. ГАСК. Ф. Р-3020. Оп. 1. Д. 12а.

16. Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1930-1940 годах: сборник документов / сост. Г. А. Никитенко, Т. Н. Ко-лпикова. Ставрополь: Комитет Ставропольского края по делам архивов, 2010.

17. Госданкер В. В. Дорогие реликвии (К 90-летию со дня рождения В. И. Ленина) // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 10. Ставрополь: [б.и.], 1960. С. 3-6.

18. Госданкер В. В. Мемориальный фонд Ставропольского краевого музея // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 11. Ставрополь: [б.и.], 1964. С. 326-332.

19. Госданкер В. В. Непрошедшее время: субъективные записки старого музейщика. Ставрополь: СГУ, 2009. 200 с.

20. Госданкер В. В. От прошлого нельзя отряхнуться (музейные поиски, находки, встречи). Ставрополь: СГУ, 2005. 251 с.

21. Дудкина Т. Притяжение «Белой виллы» // Земля Ставропольская. Вып. 49. С. 95-101.

22. Закс А. Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. Сб. научн.тр. / НИИ культуры. М., 1991. С. 51-65.

23. Ежов А. В., Барер С. Д. Политический плакат первых лет советской власти в экспозициях и фондах Ставропольского краевого краеведческого музея // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 11. 1964. С. 270-275.

24. Игнатенко Ф. В. М. Малиночка - учитель школы с. Терновского Ставропольской губернии // Власть Советов. 1923. №923. 13 мая. С. 2.

25. Колосовская Т. А. Российские военные в социокультурном пространстве Северного Кавказа ХУ111-Х1Х вв. / под ред. А. А. Кудрявцева. М.: Каллиграф, 2015. 240 с.

26. Леонидов Л. П. Кисловодск. Справочник по Кисловодскому курорту. 2-е издание. Пятигорск: Орджоникидзевск. краев. гос. изд-во, 1937. 102 с.

27. Осипова И. И. Роль музея в военно-патриотическом воспитании школьников // IX Ушаковские чтения. [Мурманск, 14-16 марта 2012г]: сборник научных статей. Мурманск, МГГУ, 2013. С. 362-366.

28. Партизанские снаряды // Северо-Кавказский большевик. 1935. №65 (317). 18 марта. С.4.

29. Ставропольский государственный музей-заповедник (далее - СГМЗ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3.

30. СГМЗ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3.

31. СГМЗ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 12.

32. Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002. 154 с.

33. Щербаков С. А., Седельникова Н. А. Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников // Молодой ученый. №31(165). 2017. С. 50-51.

34. Музей-усадьба художника Ярошенко. URL: http://museumyaroshenko.ru/history (Дата обращения: 22.05.2018).

References

1. Abramov E. P. «Sud'ba nas redko stalkivaet s takimi mnogogrannymi naturami...» Artillerist i khudozhnik general-maior N. A. Yaroshenko («We Rarely Faceh Such Multifaceted Natures...» the Artilleryman and Artist Major-General N. Yaroshenko) // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2016. No. 12. P. 65-69. (In Russian).

2. Bakhtoyarov I. I. S imenem V.I. Lenina (materialy na temu «Lenin i Stavropol'e» v fondakh i ekspozitsii Stavropol'skogo kraevogo muzeya im. G. K. Prave) (The Name of V.I. Lenin (Materials on the Theme "Lenin and the Stavropol Region" in the Funds and Expositions of the Stavropol Regional Museum after G. K. Prave) // Materialy po izucheniyu Stavropol'skogo kraya. Issue. 11. 1964. P. 264-269. (In Russian).

3. Bulygina T. A. Muzeinaya ekspozitsiya kak istochnik intellektual'noi istorii lokal'nogo soobshchestva (na primere SGMZ im. G. N. Prozriteleva i G. K. Prave) (Museum Exhibition as a Source of Intellectual History of the Local Community (by the Example SSM after. G. N. Prozritelev and G. K. Prave) // Prozritelevskie chteniya: sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii. Issue. 2 (nauchnoe izdanie) / ed. by S.N. Savenko. Stavropol': Vestnik Kavkaza, 2006. P. 52-55. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. State archive of the Russian Federation. (GARF). F.A-2307. Inv.3. D.302. (In Russian).

5. GARF. F.A-2307. Inv.17. D.54. (In Russian).

6. State archive of the Russian Federation. (GASK). F.R-645. Inv.1. D.2. (In Russian).

7. GASK. F. R-645. Inv.1. D.10. (In Russian).

8. GASK. F. R-645. Inv.2. D.83. (In Russian).

9. GASK. F. R-645. Inv.2. D.135. (In Russian).

10. GASK. F. R-1077. Inv.1. D.33. (In Russian).

11. GASK. F. R-1077. Inv.1. D.66. (In Russian).

12. GASK. F. R-1078. Inv.1. D.3. (In Russian).

13. GASK. F. R-1078. Inv.1. D.4. (In Russian).

14. GASK. F. R-1078. Inv.1. D.6. (In Russian).

15. GASK. F. R-3020. Inv. 1. D. 12a. (In Russian).

16. Golosa iz provintsii: zhiteli Stavropol'ya v 1930-1940 godakh: sbornik dokumentov (Voices from the Province: Stavropol Residents in the 1930s and 1940s: a Collection of Documents) / compiled by G. A. Nikitenko, T. N. Kolpikova. Stavropol', 2010. (In Russian).

17. Gosdanker V. V. Dorogie relikvii (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya V. I. Lenina) (Precious Relics (To the 90th Anniversary of Lenin's Birth) // Materialy po izucheniyu Stavropol'skogo kraya. Issue. 10. Stavropol', 1960. P. 3-6. (In Russian).

18. Gosdanker V. V. Memorial'nyi fond Stavropol'skogo kraevogo muzeya (Memorial Fund of the Stavropol Regional Museum) // Materialy po izucheniyu Stavropol'skogo kraya. Issue. 11. Stavropol', 1964. P. 326-332.

19. Gosdanker V. V. Neproshedshee vremya: sub»ektivnye zapiski starogo muzeishchika (The Past: the Subjective Notes of an Old Museum Worker). Stavropol': SSU publ., 2009. 200 p. (In Russian).

20. Gosdanker V. V. Ot proshlogo nel'zya otryakhnut'sya (muzeinye poiski, nakhodki, vstrechi) (One can not shake off the past (Museum Searches, Findings, Meetings). Stavropol': SSU publ., 2005. 251 p. (In Russian).

21. Dudkina T. Prityazhenie «Beloi villy» (The Attraction of the «White Villa») // Zemlya Stavropol'skaya. Issue 49. P. 95101. (In Russian).

22. Zaks A. B. Dinamika sotsial'nykh funktsii muzeev SSSR (Dynamics of Social Functions of Museums of the USSR) // Muzeevedenie. Muzei mira. Moscow, 1991. P. 51-65. (In Russian).

23. Ezhov A. V., Barer S. D. Politicheskii plakat pervykh let sovetskoi vlasti v ekspozitsiyakh i fondakh Stavropol'skogo kraevogo kraevedcheskogo muzeya (Political Poster of the First Years of the Soviet Power in the Expositions and Funds of the Stavropol Regional Museum of Local History) // Materialy po izucheniyu Stavropol'skogo kraya. 1964. Issue 11. P. 270275. (In Russian).

24. Ignatenko F. V. M. Malinochka - uchitel' shkoly s. Ternovskogo Stavropol'skoi gubernii (V. M. Malinochka - a School Teacher from Village Ternovskoye in Stavropol Gubernia) // Vlast' Sovetov. 1923. №923. P. 2. (In Russian).

25. Kolosovskaya T. A. Rossiiskie voennye v sotsiokul'turnom prostranstve Severnogo Kavkaza XVIII-XIX vv. (Russian Military Men in the Socio-cultural Space of the North Caucasus XVIII-XIX Centuries) / ed by A. A. Kudryavtseva. Moscow: Kalligraf, 2015. 240 p. (In Russian).

26. Leonidov L. P. Kislovodsk. Spravochnik po Kislovodskomu kurortu (Kislovodsk. Guide to the Kislovodsk Resort). Pyatigorsk, 1937. 102 p. (In Russian).

27. Osipova I. I. Rol' muzeya v voenno-patrioticheskom vospitanii shkol'nikov (The Role of the Museum in Military-patriotic Education of Schoolchildren) // IX Ushakovskie chteniya. [Murmansk, 14-16 marta 2012g]: collection of articles. Murmansk, 2013. P. 362-366. (In Russian).

28. Partizanskie snaryady (Partisan Shells) // Severo-Kavkazskii bol'shevik. 1935. No. 65 (317). P. 4. (In Russian).

29. Stavropol State Museum-Reserve. (SGMZ). F.1. Inv.1. D.3. (In Russian).

30. SGMZ. F.4. Inv.1.D.3. (In Russian).

31. SGMZ. F.4. Inv.1. D.12. (In Russian).

32. Tumanov V. E. Shkol'nyi muzei. Metodicheskoe posobie (School Museum. Methodical Manual). Moscow: TsDYuTiK, 2002. 154 p. (In Russian).

33. Shcherbakov S. A., Sedel'nikova N. A. Rol' raionnogo muzeya v patrioticheskom vospitanii shkol'nikov (The Role of the Regional Museum in the Patriotic Education of Schoolchildren) // Molodoi uchenyi. No.31(165). 2017. P. 50-51. (In Russian).

34. Museum-estate of the artist Yaroshenko. URL: http://museumyaroshenko.ru/history (Accessed: 22.05.2018) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.