Научная статья на тему 'Формирование керамологических коллекций в музеях Украины'

Формирование керамологических коллекций в музеях Украины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
881
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА / ФОРМИРОВАНИЕ КЕРАМОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ / МУЗЕЙ / УКРАИНА / CERAMICS / FORMATION OF THE CERAMOLOGICAL COLLECTIONS / MUSEUM / UKRAINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лыкова Оксана Григорьевна

В статье описаны основные способы формирования керамологических коллекций на Украине. Среди основных способов отмечены следующие: дары, национализация частных коллекций, археологические и этнографические экспедиции, закупки на выставках и у частных лиц. Рассматриваются музеи с наибольшими коллекциями керамики. Выделяются факторы их формирования. Акцентировано внимание на создании первого музея старинных гончарных изделий на территории Левобережной Украины при Опошнянской гончарной мастерской в 1904 г. Коротко описана история формирования керамологических коллекций в довоенный период в Национальном музее украинского народного декоративного искусства (Киев), Черниговском историческом музее имени В. Тарновского (Чернигов), Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. Яворницкого (Днепропетровск), Музее этнографии и художественного промысла (Львов). Упоминается о судьбе коллекций керамики во время Второй мировой войны. Описано появление новых типов музеев в период после войны – музеев-скансенов. Это повлияло на формирование керамологических коллекций, как на способы их пополнения, так и на их наполнение. Описано основание характерного только для Украины нового типа музеев – керамологические музеи мемориального типа. Отмечено, что переломным этапом в истории развития керамологических коллекций стало основание Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне. Выделены основные этапы формирования керамологических коллекций на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation ceramology collections in the museums of Ukraine

The article describes the main methods of forming ceramological collections in Ukraine. Among the main methods are marked as follows: gifts, nationalization of private collections, archaeological and ethnographic expeditions, purchases at trade shows and in the private parties. Considered museums with the largest collection of ceramics. Factors stand out for their formation. Attention is focused on the creation of the first museum of ancient pottery in the Left-Bank Ukraine in pottery workshop in Oposhnia in 1904. The history of the formation of ceramological collections in the pre-war period describes briefly ? the National Museum of Ukrainian Decorative Folk Art (Kiev), Chernihiv Historical Museum of V. Tarnovskiy (Chernigov), Dnipropetrovsk National History Museum of D.Yavornytsky (Dnepropetrovsk), the Museum of Ethnography and Crafts (Lviv). Mention of the fate of the collections of ceramics during the Second World War. Described the emergence of new types of museums in the period after the war ? open-air museums. This influenced on the formation ceramological collections, as methods for their recruitment, as and their content. Described the typical foundation for new types of museums in Ukraine ? ceramological memorial museum type. It is noted that the turning point in the history of ceramological collections was the founding of the National Museum of Ukrainian pottery in Opishne. At the end of the main stages of the allocated ceramological collections in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Формирование керамологических коллекций в музеях Украины»

УДК 069.5:738.1(477)

О. Г. Лыкова

ФОРМИРОВАНИЕ КЕРАМОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЯХ УКРАИНЫ

В конце XIX в. на территории Украины существовало около 700 местностей, где работали гончары. Однако, как это ни странно, до настоящего времени на Украине был создан только один общегосударственный музей керамики (Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне) и тот появился лишь в 1986 г. В настоящее время существуют также созданные благодаря случайным поступлениям отделы керамики в музеях декоративно-прикладного искусства, исторических, мемориальных музеях, музеях-скан-сенах, представляющие собой собрания гончарных изделий. Сотрудники вышеупомянутых институций никогда не ставили перед собой задачу воссоздания исторического развития гончарства как явления украинской культуры, становления и эволюции технологии, формотворчества и орнаментики гончарного ремесла. Не была поставлена также задача презентации традиционного быта гончаров (существование музеев архитектуры и быта под открытым небом представляет собой исключение из правила). В наше время керамо-логические коллекции рассредоточены по фондам государственных музеев, а также по частным коллекциям. В состав керамологических коллекций входят не только изделия из глины, но также инструменты и приспособления, которые гончар использует в своей работе, фото-, фоно-, видео-, аудиоматериалы, связанные с жизнью и творчеством мастеров и их семей, и т. п.

Керамологические коллекции Украины еще не становились предметом комплексного научного исследования. Общие сведения по истории их формирования и состоянии можно найти в трудах, посвященных этнографической деятельности музеев. Лишь на рубеже ХХ - XXI вв. стали появляться публикации, в которых рассматривались отдельные аспекты формирования коллекций и их состава в некоторых музейных собраниях Украины (преимущественно, это собрания музеев Киева, Львова и Опошни).

История создания и основные этапы становления украинских музеев, особенности и тенденции развития этнографического музейного дела Украины описаны в монографии этнографа Анны Скрипник «Этнографические музеи Украины» (1989 г.)1. Сведения, представленные в монографии, дают материал для создания общей картины становления керамологических коллекций в музеях по всей территории Украины до конца 1980-х гг. В 2003 г. была опубликована статья сотрудника Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины Г алины Ивашкив, в которой автор описывает этапы формирования коллекции керамики в Музее этнографии и художественного промысла2. Сейчас это единственная работа, где рассматривается поэтапное формирование керамологической коллекции львовского музея.

Наиболее полно проблемы становления, сохранения и популяризации керамологиче-ских коллекций в музеях Украины и зарубежья представлены в работах керамолога Олеся Пошивайло «Музейный ландшафт гончарской Украины» и «Украинская академическая

1 См.: Скрипник Г А. Етнографічні музеї України. Становлення і розвиток. Київ, 1989.

2 Івашків Г. Основні етапи формування збірки народної кераміки в Музеї етнографії та художнього промислу // Український керамологічний журнал. 2003. № 2-4. С. 44-59.

керамология XXI века»3, в которых автор определяет основные этапы формирования керамологических коллекций Украины. Приводится деление специализированных музеев керамики по шести основным группам: транснациональные учреждения, музеи керамики общегосударственного (национального) значения, региональные музеи, музеи творческих достижений отдельных выдающихся ячеек гончарства, музеи, созданные при ведущих керамических заводах, и музеи мемориального характера. Это основные работы, в которых поднимается вопрос создания керамологических коллекций на Украине.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы обозначить основные способы и места формирования керамологических коллекций на Украине.

В XVIII в. коллекционирование памятников украинской старины и искусства получило широкое распространение среди тогдашней образованной старшины4. В то же время началось формирование тематических коллекций - исторических, археологических, естественнонаучных. Но ими пользовался ограниченный круг людей, и создавались они преимущественно с целью украшения помещений или для удовлетворения родовой гордости. Керамика в этих собраниях обычно занимала незначительное место. Исходя из этого, мы не можем называть эти коллекции керамологическими. Однако коллекционирование

XVIII в. сыграло важную роль в истории развития керамологических коллекций Украины: оно способствовало сбору и сохранению в определенных местах ценных предметов. Часть этих коллекций уже в XVIII в., а подавляющее большинство - в XIX в., легли в основу государственных музеев.

На протяжении XIX в. на всей территории Украины любители и меценаты начинают заниматься формированием как государственных, так и частных музейных собраний, в том числе и керамологических отделов в них.

В начале XIX в. в некоторых гончарных центрах начали создаваться частные музейные собрания глиняных изделий. Например, на территории Правобережной Украины в селе Толстом (Тернопольская область) подольский магнат и меценат Ф. Федорович основал собственный музей, в котором достаточно полно были представлены достижения местных гончаров. Следует особенно подчеркнуть, что он «сам проводил раскопки и профессионально обрабатывал и публиковал обнаруженные вещи»5, поскольку атрибуция, а также распространение информации об отдельных предметах в дальнейшем способствовали формированию научных знаний о них.

На территории Левобережной Украины в 1904 г. при Опошнянской гончарной мастерской (Полтавщина) по инициативе ее руководителя керамиста Петра Ваулина был основан музей старинных гончарных изделий. А Полтавским губернским земством в 1917 г. фактически было принято первое на Украине решение о создании специализированного музея гончарства: «Поручить Педагогическому бюро губернского земства совместно с кустар-

3 См.: Пошивайло О.: 1) Музейний ландшафт гончарської України // Український керамологічний журнал. 2003. № 2-4. С. 5-24; 2) Українська академічна керамологія ХХІ сторіччя. Теорія, історія, сучасний ужинок, майбутній поступ. Опішне, 2007. Кн. 1 (2001 - 2005).

4 Старшина - высшая государственная администрация в Гетманщине XVП-XVШ веков. Представители генеральной старшины решали основные политические, административные и военные вопросы, проводили дипломатические встречи, ведали финансами и судебными организациями и тому подобное. То есть, они были представителями местной власти. Как государственный орган они перестали существовать в 1780-х годах.

5 Від редакторів тому // Записки Наукового Товариства імені Шевченка. Львів, 1998. Том CCXXXV Праці Археологічної комісії. С. 6.

l03

ным отделом разработать <...> план и смету для организации местного музея старинных образцов и библиотеки при нем»6. К сожалению, в связи с историческими событиями этого времени планы остались лишь на бумаге.

Учреждения музейного типа с коллекциями глиняных изделий на Украине начали появляться в первой половине XIX в. В основу многих из них, как уже отмечалось, были положены частные собрания. Инициатива в организации музеев принадлежала общественным учреждениям, органам городского самоуправления, а также частным деятелям. Музеи возникали при статистических и архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Однако отсутствие единого музейного законодательства, отсутствие единой научно-методической литературы тормозили развитие музейного керамологического дела.

Коллекции глиняных изделий первых музеев комплектовались преимущественно благодаря археологическим исследованиям: «Музеи, организации, фактически наиболее приспособленные для охранной и исследовательской работы, тоже увлекаются преимущественно раскопками, которые быстро и значительно увеличивают музейные коллекции, и за малыми исключениями редко организовывают исследования памятников архитектуры и вообще искусства»7. Изделия современных гончаров при создании музеев не привлекали внимания собирателей и музейных работников, поскольку считалось, что бытовые глиняные произведения не несут в себе исторической ценности, а, значит, и не могут стать предметом коллекционирования. Первенство среди украинских музеев признается за Одесским археологическим музеем, основанным в 1825 г. В настоящее время это один из старейших и крупнейших археологических музеев Украины. В 1839 г. было создано Одесское общество истории и древностей, объединение которого с музеем способствовало значительному пополнению его коллекций. Вплоть до революции 1917 г. музей принадлежал указанному обществу. Почти одновременно с одесским, в 1826 г. был открыт Керченский музей древностей, основой собрания которого стало частное собрание археолога Павла Дюбрюкса. Появление этих двух учреждений подтверждает факт формирования первых коллекций именно из керамологических материалов.

В первой половине XIX в. стали появляться университетские музеи8, часть коллекций которых составляли глиняные изделия (со значительным перевесом фрагментов глиняных образцов, найденных во время раскопок). Самые известные из них - музеи при Харьковском и Киевском университетах9. Им были присущи типичные признаки музеев при учебных заведениях - фрагментарность наполнения и поверхностность обработки коллекций. Но вышеупомянутые музеи отличались от частных коллекций и государственных музейных учреждений тем, что руководство ими и научную обработку фондов осуществляли специалисты. Это позволило использовать остатки данных собраний, как ценную предметную базу для дальнейших исследований.

Собирательская деятельность научных обществ, учебных заведений, частных лиц, направленная на сохранение памятников старины, создание учреждений музейного типа в некоторой степени компенсировали отсутствие на Украине первой половины XIX в. какой

6 Пошивайло О. Музейний ландшафт гончарської України. С. 7.

7 Культурні цінності в небезпеці // Наука і культура. Україна. Щорічник АН УРСР. 1990. Вип. 24. С. 292.

8 О них см.: БурлыкинаМ. И. Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX - XX вв. // Вопросы музеологии. 2012. № 1 (5). С. 88-97.

9 Скрипник Г. А. Етнографічні музеї України ... С. 15; Федорова Л. Перший музей Києва // Київська старовина. 1992. № 3. С. 83.

бы то ни было законодательной базы в области охраны культурно-исторических памятников и государственной системы музеев. Можно с уверенностью утверждать, что именно в этот период происходит активный сбор образцов, которые стали основой современных музейных керамологических коллекций.

В 182О-х гг. проявляются попытки музейного коллекционирования и на территории современной Западной Украины, где крупным музейным центром становится Львов. Здесь, как и на остальной территории Украины, ведущая роль в собирательстве принадлежала частным лицам, прогрессивной общественности, интеллигенции края. Как отмечает Анна Скрипник, «музейному строительству на почве украинской культуры в крае предшествовал длительный период частного и церковного коллекционирования ценных историко-археологических, этнографических и художественных памятников украинского народа»10. Однако, на протяжении первой половины XIX в. сбор керамологических коллекций на территории Западной Украины так и не вышел за рамки частного собирательства.

Вторая половина XIX в. примечательна интенсивным развитием музейного дела на Украине, несмотря на то, что украинская культура этого периода находилась в жестких условиях правительственной цензуры. В 1863 г. был подписан Валуевский циркуляр, а в 1876 г. - Эмский указ, которыми запрещались издания на украинском языке и вводилась постепенная русификация. Протестом на эти указы стало развитие народнического движения, которое привлекало внимание к украинской культуре и ее наследию - начали активно собирать коллекции народного творчества, в том числе и керамики.

В Киеве в 1888 г. представителями кружка Любителей местной старины и искусства была выдвинута идея создания исторического музея Украины, доступного для широких кругов общественности, которая реализовалась лишь спустя одиннадцать лет, благодаря упорной работе прогрессивно настроенных граждан - в 1899 г. был основан Киевский городской художественно-промышленный музей с археологическим, историческим, нумизматическим, этнографическим, художественно-промышленным, художественным отделами и отделом старого Киева. Свою работу музей начал после проведения в Киеве Х! Всероссийского археологического съезда (1 - 20 августа 1899 г.), к открытию которого была подготовлена археологическая выставка. Эта дата считается датой основания музея11. В создании и работе музея приняли участие известные ученые - археолог Викентий Хвойка, историк и археолог Николай Биляшевский, который более 20 лет (в 1902 - 1923 гг.) был директором музея, коллекционер и археолог Богдан Ханенко. Интерес основателей музея к археологии определил характер формирующихся коллекций, в которых преобладали образцы археологической, а не этнографической керамики. На базе коллекций этого музея в 1953 г. был создан Музей украинского народного декоративного искусства. В 1964 г. он получил полную самостоятельность, а в 2010 г. Указом Президента Украины ему был предоставлен статус Национального. Сейчас этот музей обладает третьей по численности коллекцией керамики на Украине (более 15 000 изделий народного гончарства). Хотя Киевский городской художественно-промышленный музей не был единственным на территории Левобережной Украины музеем, именно он первым стал строиться как национальное учреждение, работники которого на практике доказывали

10 Скрипник Г. А. Етнографічні музеї України ... С. 22.

11 Бушак С. Музею старожитностей та мистецтв - 100 років // Образотворче мистецтво. 1999. Числа 3-4. С. 5.

единство украинских земель, их истории и культуры, собирая образцы традиционной бытовой культуры по всей территории Украины.

В конце XIX в. на Украине был основан еще один музей, коллекции керамики которого сегодня имеют большую научную и художественную ценность, - Черниговский исторический музей. В основу учреждения положено собрание частного музея В. В. Тарнов-ского и городского музея Архивной комиссии. В свое время Тарновский хотел передать свою уникальную коллекцию в дар Киеву, но «столкнулся не только с холодностью, но с открытой враждой этому начинанию, и был вынужден отказаться от своего намерения»12. Позже, в 1896 г. он подает ходатайство в Черниговское земство о передаче в дар ему своей коллекции. Несмотря на уникальность предлагаемого собрания, решение об организации музея и бесплатном его посещении было принято Черниговским губернским земством лишь в 1899 г., уже после смерти коллекционера. В 1902 г. коллекция В. В. Тарновского была перевезена в Чернигов в специально построенное для музея здание13, и для общего обозрения открылась его экспозиция14. Однако, несмотря на значимость деятельности В. В. Тарновского и важность собранной им коллекции, следует отметить ее фрагментарность, что было характерно и для всех других собраний керамики на Украине того времени. Эта коллекция освещала украинский быт и культуру преимущественно прошлых эпох, т. е. имела много образцов из археологических раскопок, а этнографические памятники современности, тем более предметы, используемые в быту простого крестьянства, не входили в сферу интересов коллекционера15.

Один из старейших музеев Украины, в котором сегодня хранится большая коллекция глиняных изделий из Днепропетровской, Киевской, Полтавской, Черкасской, Винницкой областей, был основан как Екатеринославский «музеум древностей» в 1849 г. по инициативе губернатора А. Я. Фабра и директора училища губернии Я. Д. Грахова16. Но более полувека музейные коллекции были закрыты для массовых посетителей, рассеяны по разным помещениям, постоянно перемещались с места на место, не имея собственного пристанища. Поэтому официальной датой открытия музея для публики считается

6 мая 1902 г.17 На должность директора губернской земской управой был приглашен приват-доцент Московского университета Дмитрий Иванович Яворницкий, занимавший эту должность 31 год (в 1902 - 1933 гг.). Период директорства Д. И. Яворницкого, при котором музей превратился в один из ведущих музеев на Украине, считается «золотым веком» в истории этой институции. Учитывая, что Д. И. Яворницкий, прежде всего, был археологом и историком запорожского казачества, неудивительно, что, собирая украинские древности, он отдавал предпочтение «запорожским реликвиям, предметам церковной старины и археологическим памятникам»18. На протяжении многих лет стараниями Д. И. Явор-ницкого и его преемников в музее формировалась большая коллекция глиняных изделий

12Акинша К. Забытый Меценат // Наше наследие. 1989. Т. V (11). С. 34.

13 Енциклопедія українознавства: В двох томах. Мюнхен; Нью-Йорк, 1949. Том перший. С. 1020.

14 Скрипник Г. А. Етнографічні музеї України ... С. 29.

15 О нем см. также: Самойленко А. Г. Из истории музейного дела в Черниговской губернии: Конец

XIX - начало XX вв. // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6). С. 43.

16 Абросимова С. Академік Д. І. Яворницький і розвиток музейної справи в Україні (з нагоди 150-річчя Дніпропетровського історичного музею ім. Д. Яворницького) // Київська старовина. 2000. № 1. С. 97.

17 Епістолярна спадщина академіка Д. І. Яворницького. Дніпрепетровськ, 2005. Вип. 3: Листи музейних діячів до Д. І. Яворницького. С. 639.

18 Абросимова С. Академік Д. І. Яворницький і розвиток музейної справи в Україні. С. 99.

разных времен - изразцы, игрушки, скульптура, посуда, вазы и т. п. Собранные изделия представляют, в основном, достижения мастеров Винницкой, Днепропетровской, Житомирской, Полтавской, Черкасской областей.

Ценные музейные собрания керамики формировались и на территории западно-украинских земель современной Украины. В собирании памятников старины принимало участие Научное общество имени Тараса Шевченко (с 1874 г.); в 1905 г. при митрополичьем дворе митрополит Андрей, граф Шептицкий учредил Церковный музей (в 1908 г. преобразован в Национальный музей во Львове); значительные коллекции украинских предметов формировались в польских музеях: Дидушицких во Львове, Подольском в Тернополе (1906 г.), Покутском графа Старжинского в Коломые (собрания из Гуцульщины), Станис-лавовском (1928 г.), Волынском в Киеве (1929 г.), Полесском в Пинске (1929 г.) и т. п.19

Одним из ведущих музеев, в котором формировалась украинская керамологическая коллекции, стал Музей Научного общества имени Тараса Шевченко, датой основания которого считается 1895 г. (время внесения положения о музее в устав Общества), коллекция предметов старины начала формироваться еще в 1892 г. Для посетителей музей был открыт лишь в 1910 г.

Как отмечает О. Сапеляк, его основатели Владимир Антонович, Федор Вовк, Михаил Грушевский, Иван Франко и Владимир Гнатюк задумывали в структуре народоведческой науки создание этнографического собрания как отдельной научной институции. Планировалось, что музей будет носить национальный характер и в нем будут собраны предметы, представляющие историю украинского народа, прошлое и настоящее украинской культуры. Это первый музей, в котором планировалось показать украинскую историю не только через археологические материалы, но и собирая образцы современного искусства, в том числе, и вещи традиционного крестьянского быта. Этот музей стал основой существующего ныне Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, обладающего второй по численности коллекцией керамики на Украине (около 12 000 предметов народного гончарства).

В межвоенный период (1918 - 1940 гг.) происходит реорганизация музейного дела в соответствии с так называемыми «революционными» представлениями руководства Украины. По сравнению с довоенным периодом музейная сеть после революционных событий 1917 г. выросла в три раза - с 36 до 100 музеев в конце 1920-х гг. Одной из причин такого резкого увеличения количества музеев стала конфискация помещичьих имений, частные коллекции которых поступили в уже существующие музеи или стали основой для создания новых. Декретами, постановлениями 1917 - 1918 гг. были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрация и принятие их на государственный учет, запрещен вывоз произведений искусства за границу.

Послереволюционный период стал временем начала формирования государственной системы охраны памятников украинской культуры. Осенью 1917 г. в структуре Генерального секретарства народного образования Украинской Центральной Рады был создан Отдел охраны памятников старины и музеев - первый государственный орган с четко определенными административными полномочиями; известным археологом и музееведом Николаем Биляшевским был разработан законопроект «Об охране памятников ста-

19 Енциклопедія украшознавства: в двох томах. Том перший. С. 1021. См. также: ГаврилюкА. Н. Роль музеев Восточной Галиции и Западной Волыни в сохранении украинского культурного наследия (1920 - 1930-е гг.) // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 41-48.

рины и искусства», который в то время так и не был принят. 19 сентября 1918 г. советским руководством был издан декрет о запрете вывоза и продажи за границу предметов особой художественной и исторической ценности. Но, несмотря на это, следующие пятнадцать лет вошли в историю как период наибольших распродаж музейных ценностей20.

В 1930-х гг. украинские музеи понесли тяжелые кадровые потери: подавляющее большинство специалистов-музееведов были арестованы и сосланы, многие покинули Украину. Основанием для этих преследований стали обвинения в «украинском буржуазном национализме». В середине 1930-х гг. фактически все музеи Украины перестали функционировать. Окончательная ликвидационная волна прошла в конце 1937 - начале 1938 гг., когда аресты в подавляющем большинстве сопровождались расстрелами. Период до Второй мировой войны отмечается полным прекращением пополнения коллекций украинской керамики21.

Вторая мировая война нанесла непоправимый урон украинскому музейному делу. Часть музейных коллекций была вывезена из Украины в 1941 г. при отступлении Красной армии, и во многих случаях их судьба остается неясной22. Часть коллекций погибла во время военных действий от бомбежек и пожаров: так случилось с Черниговским музеем с его знаменитыми собраниями казацко-гетманской древности, Днепропетровским (Екате-ринославским) музеем с его памятниками украинского прошлого, Харьковским археологическим музеем, сгоревшим в 1943 г., Полтавским музеем.

Годы немецко-фашистской оккупации на Украине имели тяжелые последствия для музейного строительства. Почти все музеи Украины были ограблены, исчезла вся документация, очень редко встречаются на вещах инвентарные номера. Редкие коллекции были вывезены в Германию. Лишь в конце 1940-х гг. на Украину начали возвращаться некоторые глиняные экспонаты, вывезенные во время войны в Германию, но в ужасном состоянии. Например, из коллекции Музея украинского народного декоративного искусства были вывезены «более 23 тысяч предметов декоративно-прикладного искусства <...> Из почти 15 тысяч произведений художественного стекла, керамики, фарфора и фаянса 80 % вернулись в 1948 году разбитыми»23. Всего, в период Второй мировой войны было уничтожено и разграблено более 70 % музейных коллекций24, значительную часть утраченных предметов составляют изделия из глины, как вещи особенно хрупкие при транспортировке.

Во второй половине 1960-х гг. получает распространение новый способ показа музейных керамологических коллекций - сочетание их с другими образцами народного искусства при оформлении постоянных экспозиций усадеб в музеях-скансенах (музеях под открытым небом), «важным дополнением к сохранению архитектурных сооружений стало использование предметов народного быта, формирование аграрного ландшафта, воссоздание традиционных народных промыслов, этнографических праздников»25. Так как эти

20 Семенова Н. Сталинские распродажи // Декоративное искусство СССР. 1989. № 2. С. 16.

21 Енциклопедія українознавства: В двох томах. Том перший. С. 1025.

22 Там же. С. 1026.

23 Білоус Л. Становлення та діяльність Музею українського народного декоративного мистецтва (1954 - 2004 рр.) // Музеї народного мистецтва та національна культура: збірник наукових праць за редакцією доктора мистецтвознавства М. Селівачова. Київ, 2006. С. 18.

24 СкрипникГ. А. Етнографічні музеї України ... С. 209.

25 Маньковська Р. Внесок академіка НАН України П. Т. Тронька в теорію і практику музейної справи України. См. но адресу: http://www.history.org.ua/index.php?article=histname_2010_36_49. (ссылка последний раз проверялась 07.10.2013)

музейные комплексы были направлены на показ региональных особенностей достижений украинского народа в целом, то и сбор вещей для иллюстрации конкретного региона потребовал от организаторов создаваемых музеев целенаправленного поиска материалов. Начали проводиться этнографические экспедиции с конкретной целью - поиск тех или иных вещей для устранения пробелов в музейных экспозициях. Первый музей-скансен на Украине был основан в 1964 г. в Переяславе-Хмельницком. Сегодня здесь расположено более двухсот уникальных объектов старины в области архитектуры, более 20 000 произведений народного искусства, орудий труда и бытовых вещей лесостепной зоны Украины. Поэтому Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав» является в настоящее время одной из богатейших сокровищниц истории быта и культуры украинского народа26. Позже подобные музейные комплексы были основаны в Киеве (1969 г.), Одессе (1970 г.) и Львове (1971 г.).

Однако только Национальный музей народной архитектуры и быта Украины в Киеве владеет образцами народного гончарства из всех регионов Украины. Это уникальная сокровищница культуры украинского народа, которая создавалась с «целью сохранения, воссоздания и популяризации лучших образцов украинского народного зодчества, прикладного искусства, промыслов, народного быта»27. Именно в этом музее хранится четвертая по численности керамическая коллекция Украины. Сегодня она насчитывает около 12 000 единиц.

Переломным этапом в истории развития керамологических коллекций стало создание первого на Украине специализированного музея гончарства - Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне (Полтавщина), в котором хранится самая большая керамологическая коллекция Украины (около 50 000 единиц). В фондовых коллекциях музея можно найти глиняные изделия, гончарные инструменты почти из всех традиционных центров гончарного ремесла и познакомиться с творчеством ведущих украинских художников-керамистов.

Музеи с керамологическими коллекциями продолжают создаваться и в начале XXI в. Последние такие учреждения - это Музей гончарного искусства имени Алексея Луцишина Винницкого (открылся 24 июля 2005 г. во время проведения Всеукраинской научно-практической конференции) и Коболчинский районный музей гончарства (декабрь 2008 г.).

Характерным только для Украины стал новый тип музеев - керамологические музеи мемориального характера. В настоящее время на Украине функционирует пять таких учреждений с керамологическими коллекциями: Мемориальный музей-усадьба гончарки Александры Селюченко (Опошня, Полтавщина), Мемориальный музей-усадьба гончарской семьи Пошивайло (Опошня, Полтавщина), Мемориальный музей-усадьба философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа (Опошня, Полтавщина), Мемориальный музей-усадьба гончара Михаила Ивановича Галаса (Ольховка, Закарпатье) и Музей гончарного искусства (Музей-усадьба братьев Герасименко) (Новоселовка, Винниччина).

С учетом всего вышесказанного, можно констатировать, что почти все коллекции керамики на Украине вплоть до конца ХХ в. формировались бессистемно, в основном, усилиями энтузиастов и благодаря случайным поступлениям от благотворителей, которые, как пра-

26 МахінчукМ. Переяславський скарб Михайла Сікорського: художньо-документальна новість. Київ, 2005. С. 166.

27 Тронько П. Т. Краєзнавство у відродженні духовності та культури. Досвід. Проблеми. Перспективи. Київ, 1994. С. 74-77.

вило, не имели профессионального керамологического образования. Однако, несмотря на это, они четко осознавали, что гончарство является частью культурного наследия Украины, а изделия гончаров имеют значительную историко-культурную ценность. Именно это стало стимулом для собирания отдельных предметов гончарного производства.

Первоначально объектом коллекционирования и музеефикации была археологическая керамика, и только спустя столетие общественность подошла к осознанию необходимости сбора изделий современного народного гончарства. И если первые коллекции археологической керамики на Украине были собраны в начале XIX в., то этнографической - в конце XIX - начале ХХ вв. В целом, в формировании керамологических коллекций на Украине можно выделить несколько основных этапов:

• XVШ - первая половина XIX вв. Период формирования частных собраний, часть которых составляли керамологические материалы. В этот период приоритеты в формировании коллекций определялись только вкусами владельцев;

• 1850-е - 1917 гг. Период формирования первых коллекций керамики в музеях Украины. Характерной особенностью этого периода является то, что основное внимание при формировании керамологических коллекций уделялось сбору археологических материалов. На рубеже веков в музеях начинают акцентировать внимание на формировании этнографических отделов, часть которых составляют коллекции керамики. Для этого периода характерно накопление материалов в фондах. Основным источником музейных керамо-логических коллекций стали частные собрания, которые дарились музеям, либо насильственно изымались в пользу государства, а также материалы этнографических и археологических выставок и съездов;

• 1917 - 1950-е гг. В начале этого периода основной задачей было простое сохранение коллекций, их национализация. Позже цель хранения коллекций изменилась - их использовали для пропаганды достижений новой власти;

• 1950-е - 1986 гг. Это период восстановления музейной сети с формированием в соответствующих учреждениях коллекций керамики. Идет развитие унифицированной музейной теории и методики музеефикации и экспозиционной работы. Обращается внимание на сбор традиционной гончарной посуды. Коллекции пополняются новыми, в том числе и современными образцами. Связано это в основном с появлением на Украине нового типа музеев - музеев под открытым небом. На их территории реконструировались отдельные усадьбы, в экспозиции которых нужно было показать правдоподобные условия жизни крестьян. А для этого были нужны образцы простой посуды. Также начинают собираться гончарные инструменты и приспособления, необходимые для иллюстрации усадеб гончаров. Предметы в этот период попадали в музеи не только случайно, как дары, но и специально закупались в экспедициях, на выставках, у мастеров;

• 1986 - начало XXI в. Обращается внимание на формирование полноценных отделов керамики в фондовых собраниях музеев. Начинают создаваться профильные музеи гончарства и усадьбы гончаров. Переломным моментом стало создание Музея гончарства в Опошне, который занимается систематическим формированием именно украинских керамологических коллекций. Ныне в его фондах собрана самая большая и полноценная коллекция керамики из всех гончарных центров Украины. Представлены также основные инструменты и приспособления, используемые гончарами на разных этапах подготовки материала и изготовления самих изделий.

Информация о статье

Автор: Лыкова Оксана Григорьевна - младший научный сотрудник, Украина, Институт керамоло-гии, Отделение Института народоведения Национальной академии наук Украины, [email protected] Заглавие: Формирование керамологических коллекций в музеях Украины.

Абстракт: В статье описаны основные способы формирования керамологических коллекций на Украине. Среди основных способов отмечены следующие: дары, национализация частных коллекций, археологические и этнографические экспедиции, закупки на выставках и у частных лиц. Рассматриваются музеи с наибольшими коллекциями керамики. Выделяются факторы их формирования. Акцентировано внимание на создании первого музея старинных гончарных изделий на территории Левобережной Украины нри Опошнянской гончарной мастерской в 1904 г. Коротко описана история формирования керамологических коллекций в довоенный период - в Национальном музее украинского народного декоративного искусства (Киев), Черниговском историческом музее имени В. Тарновского (Чернигов), Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. Яворницкого (Днепропетровск), Музее этнографии и художественного промысла (Львов). Упоминается о судьбе коллекций керамики во время Второй мировой войны. Описано появление новых типов музеев в период носле войны - музеев-скансенов. Это повлияло на формирование керамологических коллекций, как на способы их пополнения, так и на их наполнение. Описано основание характерного только для Украины нового типа музеев - керамологические музеи мемориального тина. Отмечено, что переломным этаном в истории развития керамологических коллекций стало основание Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне. Выделены основные этапы формирования керамологических коллекций на Украине.

Ключевые слова: керамика, формирование керамологических коллекций, музей, Украина.

Information on article

Author: Lykova Oksana Grigorievna - junior research assistant, Ukraine, The Ceramology Institute of the Ethnology Institute of the National Academy of Sciences of Ukraine, [email protected] Title: Formation ceramology collections in the museums of Ukraine.

Abstract: The article describes the main methods of forming ceramological collections in Ukraine. Among the main methods are marked as follows: gifts, nationalization of private collections, archaeological and ethnographic expeditions, purchases at trade shows and in the private parties. Considered museums with the largest collection of ceramics. Factors stand out for their formation. Attention is focused on the creation of the first museum of ancient pottery in the Left-Bank Ukraine in pottery workshop in Oposhnia in 1904. The history of the formation of ceramological collections in the pre-war period describes briefly - the National Museum of Ukrainian Decorative Folk Art (Kiev), Chernihiv Historical Museum of V. Tarnovskiy (Chernigov), Dnipropetrovsk National History Museum of D.Yavornytsky (Dnepropetrovsk), the Museum of Ethnography and Crafts (Lviv). Mention of the fate of the collections of ceramics during the Second World War. Described the emergence of new types of museums in the period after the war - open-air museums. This influenced on the formation ceramological collections, as methods for their recruitment, as and their content. Described the typical foundation for new types of museums in Ukraine - ceramological memorial museum type. It is noted that the turning point in the history of ceramological collections was the founding of the National Museum of Ukrainian pottery in Opishne. At the end of the main stages of the allocated ceramological collections in Ukraine.

Key words: ceramics, formation of the ceramological collections, museum, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.