Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ '

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страхование / социальное обеспечение / государство / история / государственность / нормативно-правовые акты / insurance / social security / state / history / statehood / regulations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна, Магомедханов Рагим Гаджимагомедович, Федоренко Святослав Петрович

В статье рассматривается институт социального страхования сквозь призму историко-правового развития отечественной государственности. Авторы анализируют нормативно-правовое регулирование социального страхования, а также его доктринальное осмысление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна, Магомедханов Рагим Гаджимагомедович, Федоренко Святослав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of social insurance in the domestic state space

The article examines the institution of social insurance through the prism of the historical and legal development of domestic statehood. The authors analyze the legal regulation of social insurance, as well as its doctrinal understanding.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ »

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _209 УДК 369.01

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ History of social insurance in the domestic state space КУРИЛКИНА Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслевых юридических дисциплин

Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 347936, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

МАГОМЕДХАНОВ Рагим Гаджимагомедович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры отраслевых юридических дисциплин

Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 347936, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

ФЕДОРЕНКО Святослав Петрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права ФГКОУ ВО РЮИ МВД России. 344015, Россия, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Kurilkina Olga Alexandrovna,

Head of the Department of Branch Legal Disciplines

of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH)", Candidate of Legal Sciences, Associate Professor. 48 Initiative Street, Taganrog, Rostov region, 347936, Russia. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Magomedkhanov Ragim Gadzhimagomedovich,

Associate Professor of the Department of Industrial Legal Disciplines

of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State Economic University (RINH), candidate of legal sciences. 48 Initiative Street, Taganrog, Rostov region, 347936, Russia. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Fedorenko Svyatoslav Petrovich,

Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education RUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor. 83 Eremenko str., Rostov-on-Don, Rostov region, 344015, Russia. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается институт социального страхования сквозь призму историко-правового развития отечественной государственности. Авторы анализируют нормативно-правовое регулирование социального страхования, а также его доктринальное осмысление.

Abstract: The article examines the institution of social insurance through the prism of the historical and legal development of domestic statehood. The authors analyze the legal regulation of social insurance, as well as its doctrinal understanding.

Ключевые слова: страхование, социальное обеспечение, государство, история, государственность, нормативно-правовые акты.

Keywords: insurance, social security, state, history, statehood, regulations.

Для цитирования: Курилкина О.А., Магомедханов Р.Г., Федоренко С.П. История социального страхования в отечественном государственном пространстве //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 209-210. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_209.

For citation: Kurilkina O.A., Magomedkhanov R.G., Fedorenko S.P. History of social insurance in the domestic state space // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 209-210. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_209.

Статья поступила в редакцию: 13.10.2023

Рассматривая теоретические основы института социального страхования, необходимо, по мнению автора, начать с истории зарождения данного института. Изначально социальное страхование появилось в царской России в начале ХХ века одновременно с развитием системы фабричной медицины. В это время стали появляться больничные кассы, в которых состояли на добровольной основе и руководили ими представители рабочих и работодателей. Самая главная задача больничных касс состояла в компенсации ущерба от несчастных случаев на производстве. Опыт был воспринят. И уже в 1912 г. был принят закон Государственной Думой царской России, предусматривающий обязательное больничное страхование работающих граждан. Опять-таки осуществлялось страхование через больничные кассы. Буквально через четыре года существовало 2043 больничных касс, насчитывающие 1962 тысячи членов.

После революции 1917 г. и до начала 1930-х гг. в России в соответствии с политической и экономической ситуацией происходило свёртывание и огосударствление социального страхования. Во времена НЭПа произошёл переход от социального обеспечения к социальному страхованию, который в Тезисах ЦК РКП (б) о социальном страховании от 4 сентября 1922 г. объяснялся следующим образом: «Наличие частной промышленности и переход предприятий на хозяйственный расчет выдвинул ряд новых задач в области социального обеспечения. Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают»[1].

Декретом Совнаркома РСФСР от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» 1 социальное страхование распространялось на наемных работников по случаю временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай

1 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944, стр. 1033-1034.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

смерти и выплачивалось за счет предприятий и частных лиц, использующих наемный труд. Выплата пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам осуществлялась в размере фактического заработка. Декретом Совнаркома РСФСР от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству» Беременные женщины освобождались от трудовой деятельности в период времени за 8 недель до и 8 недель после родов. Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны были устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни.

Продолжением истории социального страхования явилась передача в 1930-х годах в ведение профсоюзов. Так продолжалось до 1980-х годов. В этот период социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц осуществлялось за счет средств фонда государственного социального страхования. Этот фонд образовывался из взносов предприятий, организаций, учреждений, организаций, исчисляемых в процентном отношении к фонду оплаты труда. Управление государственным социальным страхованием было возложено на профессиональные союзы. Интересен и тот факт, что в советский период времени пенсионное обеспечение трудящихся формально осуществлялось в порядке государственного социального страхования, что было закреплено в ст. 241 КЗоТ РСФСР[2], при этом никто не платил страховых взносов (целевых страховых платежей) - ни работодатели, ни застрахованные лица. Подобная ситуация была открытым достижением социалистической системы. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подобное положение дел существовало не от высокого уровня заработных плат, а от того, что социальные издержки включались в цену потребительских товаров, которые приобретали те же рабочие, крестьяне и интеллигенция.

В 90-х годах изменившиеся социально-экономические условия, политический режим и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений человека и государства, требовали и перестройки системы социального страхования. В это время были созданы два государственных внебюджетных фонда.

22 декабря 1990 г. на основании Постановления ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» был организован Пенсионный фонд (ПФР) 1, Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР». 25 декабря 1990 г. было подписано Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР», в п. 1 значилось: «Образовать с 1 января 1991 г. Фонд социального страхования РСФСР» 2. На этом реформация системы социального страхования не остановилась. Социально-экономический кризис во всех сферах жизни общества, высокий уровень безработицы привели к необходимости принятия в 1991 г. двух законов «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[3] и «О занятости населения в Российской Федерации»^]. Данные нормативно-правовые акты привели к созданию новых внебюджетных фондов в системе социального страхования. Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Исходя из сказанного, наглядно проявляется закономерное развитие системы социального страхования в России. Постепенно, под влиянием социально-экономических и политических преобразований сформировалась данная система, которая в том или ном роде существует до сегодняшнего времени. Фонды социального страхования не ассоциированы с государственным бюджетом. Они называются внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных Федеральному Собранию и Правительству РФ.

Библиография:

1. Холостова, Е. И. Социальная работа: Уч. пособие / Е. И. Холостова. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. С. 89.

2. Кодекс законов о труде // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, № 50, ст. 1007; 1973, № 39, ст. 825; 1974, № 30, ст. 806; 177, № 1, ст. 1; 1980, № 34, ст. 1063; 1982, № 47, ст. 1725; 1983, № 51, ст. 1782; 1985, № 4, ст. 117; 1986, № 23, ст. 636; 1987, № 29, ст. 1060; 1988,№ 6, ст. 168, № 14, 395. Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г. - [электронный ресурс] - Режим доступа. -https://base.garant.ru/3961934/ (дата обращения 30.04.2023 г.).

3. Российская Федерация. Законы. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I. Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ настоящий закон признан утратившим силу с 01 января 2011 г. - [электронный ресурс] - Режим доступа. -https://base.garant.ru/5230190/ (дата обращения 08.05.2023 г.).

4. Российская Федерация. Законы. О занятости населения в Российской Федерации Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 28 декабря 2022 г.) -[электронный ресурс] - Режим доступа. - https://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения 03.05.2023 г.).

References:

1. Kholostova, E. I. Social work: textbook / E. I. Kholostova. - 7th ed. — Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co.", 2019. p. 89.

2. The Labor Code // Vedomosti of the Supreme Soviet of the RSFSR, 1971, No. 50, Article 1007; 1973, No. 39, Article 825; 1974, No. 30, Article 806; 177, No. 1, Article 1; 1980, No. 34, Article 1063; 1982, No. 47, Article 1725; 1983, No. 51, Article 1782; 1985, No. 4, Article 117; 1986, No. 23, Article 636; 1987, No. 29, Article 1060; 1988, No. 6, Article 168, No. 14, 395. The Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ of December 30, 2001 recognized this Code as invalid from February 1, 2002 - [electronic resource] - Access mode. - https://base.garant.ru/3961934 / (accessed 30.04.2023).

3. The Russian Federation. Laws. About medical insurance of citizens in the Russian Federation. Law of the Russian Federation No. 1499-I of June 28, 1991. Federal Law No. 326-FZ of November 29, 2010 declared this law invalid from January 01, 2011 - [electronic resource] - Access mode. - https://base.garant.ru/5230190 / (accessed 05/08/2023).

4. The Russian Federation. Laws. On Employment in the Russian Federation, Law of the Russian Federation No. 1032-1 of April 19, 1991 (as amended. dated December 28, 2022) - [electronic resource] - Access mode. - https://base.garant.ru/10164333 / (accessed 05/03/2023).

1 Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1990. №30. Ст. 415. Федеральным законом от 14 июля2022 г. №236-ФЗ настоящий документ признан утратившим силу с 01 января 2023 года. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://base.garant.ru/182039/ (дата обращения 10.05.2023г.)

2 Постановление Совета Министров РсФсР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. № 5.ст.63. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://base.garant.ru/181105/ (дата обращения 10.05.2023г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.