С. В. Таратынова
История реставрации одной картины
В статье сделана попытка рассказать о реставрации картины А. И. Ва-храмеева «Наводнение в Петрограде в 1924 году» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и о неожиданных открытиях в процессе ее исследования.
Ключевые слова:; реставрация исследования; красочный слой; адгезия; холст; консервация; методика; А. И. Вахрамеев.
S. V. Taratynova
The Story of a Restoration
The article is devoted to the restoration of the picture Flood in Petrograd in 1924 by A. I. Vakhrameev from the collection of the State Museum of the history of Saint-Petersburg and unexpected discoveries in the research. Key words: restoration; research; paint layer; adhesion; canvas; conservation; A. I. Vakhrаmeev.
В 2011 г. исполнилось 40 лет Мастерской реставрации станковой масляной и древнерусской живописи Государственного академического института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. В итальянском зале Академии художеств состоялась выставка, посвященная этому событию, на которой были представлены учебные копии и фотоматериалы по реставрации, выполненные студентами в разные годы.
В жизни мастерской, как в жизни каждого, были трудности, связанные с организацией учебного процесса, его развитием, уходом любимых педагогов, но были и есть те радостные моменты, когда на семестровых обходах или уже в музейных экспозициях представлены картины и иконы, возвращенные к жизни. И особенно приятно, если в процессе исследования и реставрации удается сделать пусть не грандиозное, но открытие. Это и открытие из-под «глухой», «серой» записи роскошной «барочной» живописи на церковных иконах из села Барут Псковской области, и изменения сюжета, как на иконе «Авраам, Давид и Богоматерь» из Псковского музея, и открытие авторской подписи и изменение названия картины Джироламо Мочетто «Мадонна с младенцем Христом, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» из Музея РАХ. Но не всегда реставрационные открытия становятся достоянием широкого круга зрителей.
Таким открытием стали результаты исследований картины А. И. Вахрамеева «Наводнение в Петрограде в 1924 году» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
А. И. Вахрамеев (1874-1926) - талантливый художник дореволюционной школы. Работал в разных жанрах. Начиная с дипломной работы «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», он сосредоточил внимание прежде всего на жанрово-психологиче-ском раскрытии народных образов. Его ранние жанровые картинки подсмотрены прямо «на улице» («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»). Лирический и «психологический» характер носят и его пейзажи. Художника особенно привлекал Русский Север, куда он совершил ряд творческих поездок. Портреты, созданные Вахрамеевым, также проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью. Каждый его портрет отличают наблюдательность и понимание характера, тонкое психологическое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Но главным в творчестве художника стали «злободневные жанры». Вахрамеев одним из первых запечатлел события Октябрьской революции в рисунках, объединенных в серию «Сцены и типы 1917-1921 годов», включающую около 150 работ. В них
изображен быт революционного Петрограда, живо и увлекательно, порой не без юмора, переданы характерные сцены и эпизоды из жизни взбудораженных улиц города. Серия имеет и немалую историческую ценность. Полностью она была показана на посмертной выставке художника в 1927 г.
Картина «Наводнение в Петрограде в 1924 году», сюжет которой основан на историческом событии, представляет для музея большой интерес.
Главный хранитель И. А. Архипова и хранитель данной картины В. Е. Ловягина рассказали, что в музей ее принесла вдова художника Христиана Христофоровна Вахрамеева (урожденная Глеклер) в 1964 г. В том же году в музее были проведены реставрационные работы по укреплению красочного слоя в местах вмятин и деформаций, удаление загрязнений, восполнение утрат красочного слоя, покрытие свежим лаком. В 1970-е гг. работа находилась в экспозиции «Строительство и архитектура 1920-1930 гг.» филиала Музея истории города в особняке Румянцева.
В 1980-е гг. музейным реставратором В. Н. Новожиловой (выпускницей мастерской реставрации) места осыпания красочного слоя и образования кракелюра были заклеены папиросной бумагой, что составило примерно 2/3 от всей площади картины (илл. 14).
В мастерскую реставрации института картина поступила в аварийном состоянии: сильная деформация основы, отставание красочного слоя от холста, пластыри на тыльной стороне, загрязнение подрамника и авторского холста, следы от протечек и прошедшего клея, затеки известки.
Перед началом реставрационных работ на этапе исследований стала ясна причина плохой связи краски с холстом. Исследование структуры картины под микроскопом МБС-10 с 2-кратным увеличением подтвердило предположение об отсутствии грунта. С лицевой стороны, на участках, не заклеенных папиросной бумагой, нас заинтересовал рельеф красочного слоя, который особенно хорошо выявлялся в направленном освещении. Под верхним, достаточно тонким красочным слоем просматривался слой с довольно четко выраженными фактурными мазками. Цветовая гамма обоих сло-
ев была схожа, и можно предположить, что нижний слой - подкладной, при этом нижняя фактура никак не сочеталась с верхним изображением.
Для определения сохранности авторской основы под пластырями были проведены исследования в рентгеновских лучах. Они показали отсутствие повреждений холста, но выявили поздние вставки в местах утрат красочного слоя. Также было сделано несколько выборочных снимков, которые показали несовпадение полученного на них изображения с видимым на холсте изображением.
В истории мирового искусства достаточно много примеров, когда нижележащее изображение отличается от изображения, которое видит зритель. Известно, что многие художники создавали живописные произведения, используя свои же картины. Это объясняется разными причинами: от изменения замысла, а зачастую и темы композиции, в ходе работы до банального отсутствия в нужный момент чистого холста.
Для того чтобы понять, что скрывается под верхним красочным слоем, и подтвердить наши догадки о наличии другого изображения, необходимо было сделать рентгеновскую съемку всей картины. Дело в том, что по одному снимку небольшого фрагмента картины обычно достаточно сложно составить объективное впечатление о состоянии нижележащих слоев. Снимки, собранные в единое целое, а это достаточно просто осуществить в редакторе фотоизображений, дают более полное представление о скрытом рисунке и являются важным материалом для искусствоведческих исследований. Размеры картины 99,5x136 см. Чтобы отснять ее полностью, были сделаны 32 снимка, и затем в редакторе фотоизображений (Adobe Photoshop) собрана полная рентгенограмма картины.
Результат рентгенограммы удивил всех. Исследование выявило в нижнем слое изображение женской фигуры в шляпе (илл. 15). Относительно верхнего изображения портрет располагается горизонтально (илл. 16). Вероятно, женский портрет принадлежит кисти А. И. Вахрамеева и был написан в 1923 г. (эта дата нанесена на правую планку подрамника). Не исключено, что
в момент наводнения художник работал над женским портретом, но, пораженный надвигающейся стихией, решил запечатлеть это трагическое событие.
На микрошлифах проб красочного слоя хорошо видны три слоя краски, нанесенные один поверх другого (илл. 17). Следы межслойной обработки отсутствуют. Этим объясняется низкая адгезия слоев друг относительно друга. Таким образом, нам стали ясны причины плохого состояния сохранности картины (отсутствие грунта и нарушение технологии живописи).
Реставрационным советом была утверждена программа консервации картины с использованием традиционной методики укрепления осетрово-медовым клеем. Но в процессе работы стало ясно, что данный клеевой состав не позволяет добиться прочной связи краски с холстом, сохранив при этом пластичность основы.
После разработки методики по укреплению было принято решение провести укрепление красочного слоя и выполнить дублирование на адгезив BEVA 371 Solution. Этот клей производится компанией «CPC» и широко применяется в профессиональной реставрации на Западе. В отечественной реставрации различные модификации BEVA 371 в основном используются для дублирования кромок холста. Выполнив консервационные операции с применением BEVA 371 Solution, удалось стабилизировать красочный слой и его связь с основой. С поверхности картины были удалены загрязнения и затеки лака, восполнены утраты красочного слоя.
«Наводнение в Петрограде в 1924 году» займет достойное место в экспозиции музея истории Санкт-Петербурга (илл. 18). Зрители будут с интересом рассматривать персонажей «Наводнения», сравнивать силуэт города в далеком 1924 с современным (илл. 19)
Еще одно открытие, сделанное в процессе реставрации и изучения этой картины, место, откуда художник наблюдал за происходящим, а, возможно, и писал картину. При такой линии горизонта это, предположительно, помещение на третьем этаже
Академии художеств, окна которого выходят на 4-ю линию Васильевского острова, что вполне естественно, так как с 1921 г. и до конца жизни Александр Иванович являлся профессором Академии художеств.
А что же с женским портретом? Кто изображен на нем? Была ли это законченная работа или набросок? Возможно, кому-то удастся разгадать эту загадку.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Вахрамеев Александр Иванович // Википедия [интернет-энциклопедия]. [URL]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%85%D 1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%B B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D 0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0 %BA) (дата обращения 12.07.2012).
14. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Общий вид лицевой стороны картины при поступлении
в мастерскую реставрации Института имени И. Е. Репина
15. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Изображение, выявленное рентгеновскими лучами
16. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Совмещение нижнего и верхнего слоев изображения
17. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Микрошлиф красочных слоев
18. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Картина А. И. Вахрамеева «Наводнение в Петрограде в 1924 году» после реставрации
19. К статье С. В. Таратыновой «История реставрации одной картины»
Современная панорама: вид на Благовещенский мост
(ранее также Николаевский и Лейтенанта Шмидта),
угол 5-й линии Васильевского острова;
на дальнем плане Адмиралтейские верфи,
храм Успения Пресвятой Богородицы
подворья монастыря Оптина пустынь