С. А. Кочкин
ИССЛЕДОВАНИЕ В ГОСНИИР РЕНТГЕНОГРАММ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.
ЗАДАЧИ НОВОЙ ТЕМЫ
В отделе научной экспертизы ФГБНИУ «ГОСНИИР» хранится обширный архив рентгенограмм, накопленный за полвека. Значимое место в нем занимает массив рентгеновских снимков с произведений русской живописи первой половины ХХ века. Он включает неопубликованные материалы, необходимые для изучения творчества многих крупных мастеров. Рентгенограммы были сделаны в свое время в рамках реставрационных работ и служили этим целям. Сейчас необходимо заново востребовать этот очень ценный материал - уже на углубленном исследовательском этапе. При помощи рентгена можно выявить нижележащее изображение или характер авторских исправлений. Рентген также может помочь оценить состояние сохранности картины - увидеть участки разрушений и признаки реставрационных вмешательств. Он служит и задачам изучения особенностей живописных приемов художника, позволяя судить о характере мазка, его форме, о принципах моделировки, этапах работы над картиной, об использованных в процессе работы художественных материалах. Данные рентгенографических исследований играют большую роль в изучении технико-технологической структуры произведений живописи, относятся к важнейшему научному инструментарию в атрибуционной работе, нередко дают возможность делать новые выводы о датировках. Разработка темы «Собрание рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ в. из архива отдела научной экспертизы ФГБНИУ "ГОСНИИР" (съемка 1970-х - нач. 1990-х гг.). Исследование, систематизация и каталогизация» предполагает поэтапное изучение собрания рентгенограмм, начиная от первичной идентификации и систематизации, оцифровки и архивирования до выявления наиболее информативного и значимого материала, его интерпретации и введения в научный оборот. Это послужит более эффективному и оперативному решению задач атрибуции и датировки произведений русской живописи первой половины ХХ в., хранящихся в российских музеях.
Ключевые слова: рентгенограмма, интерпретация, реставрация, живопись, атрибуция, Татлин, датировка.
S. Kochkin
THE STUDY OF THE X-RAYS OF RUSSIAN PAINTINGS OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY IN THE STATE RESEARCH INSTITUTE FOR RESTORATION. OBJECTIVES OF THE NEW THEME
The Department of Scientific Expertise of the State Research Institute for Restoration stores an extensive archive of radiographs accumulated over half a century. A significant place in this archive is occupied by a collection of X-ray images of Russian paintings dating by the first half of the 20th century. It includes unpublished materials that are necessary for studying of works of many great masters. The X-rays were made as a part of conservation works and served these purposes. Now it is necessary to reclaim this very important material - already at an in-depth research stage. An X-ray can reveal the underlying image or the nature of the author's corrections. X-rays can also help to evaluate the condition of the painting - see the areas of destruction and signs of conservation treatments. It also serves the purpose of studying the characteristics of the artist's painting techniques, making it possible to judge the nature of the artist's touch, its form, the principles of modeling, the stages of work with the picture, and the materials used in the process of work. The results of the X-ray analysis play an important role in the study of the technical and technological structure of paintings, they are among the most important scientifical tools in attribution, they often make it possible to draw new conclusions on the dating. The fulfillment of the study theme "Research of the collection of radiographs (the period of the 1970s - early 1990s) of works of Russian painting of the first half of the 20th century from the museums of the USSR, stored in the archive of the department of scientific expertise of the State Research Institute for Restoration" is divided into several phases, starting with primary identification and systematization, digitization and archiving,
then identification of the most informative and significant materiaL, and finaLLy its interprétation and introduction into scientific circulation. This research wiLL contribute to the more effective and efficient solution to the probLems arising in attribution and dating of works of Russian art of the first haLf of the 20th century stored in Russian museums.
Keywords: X-ray, interpretation, restoration, painting, attribution, TatLin, dating.
Отдел научной экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации имеет огромный опыт интерпретации результатов рентгено-графирования произведений живописи. Этот инструмент является неотъемлемой частью любого комплексного исследования. Как известно, при помощи рентгена можно выявить нижележащее изображение или характер авторских исправлений. Рентген также может помочь оценить состояние сохранности картины - увидеть участки разрушений и признаки реставрационных вмешательств. Он служит и задачам изучения особенностей живописных приемов художника, позволяя судить о характере мазка, его форме, о принципах моделировки, этапах работы над картиной, об использованных художественных материалах. Данные рентгенографических исследований играют большую роль в изучении технико-технологической структуры произведений живописи, относятся к важнейшему научному инструментарию в атрибуционной работе, нередко дают возможность делать новые выводы о датировках.
Рентгеновское излучение применяется в исследованиях живописи практически с момента его открытия, то есть с конца XIX в. Методология музейной рентгенологии постоянно совершенствуется. Важную черту под многолетней практикой установления научной информативности рентгенограмм произведений живописи и разработки методов их интерпретации в свое время подвели Т. Н.Сильченко, Богуслав Сланский, Артуро Жилардони1. По существу, настольными для исследователей в ГОСНИИР являются методологически значимые труды Л.Е.Фейнберга, Ю. И. Гренберга, А. И. Косолапова, Т. В. Максимовой, М. П. Виктуриной, Л. И. Башма-ковой, Б.Б.Лукьянова, С.В.Римской-Корсаковой, И.Ю.Беляевой и многих других авторов2. К сожалению, объем и задача данной публикации не позволяет включить в нее подробный историографический обзор.
Изучая живописные работы с версией авторства того или иного художника, мы ожидаем результатов, сходных с многолетними исследованиями эталонных произведений. Результаты наших наблюдений пополняют статистику ранее выявленных учеными закономерностей. Например, как констатирует В. Н. Петрова, в подлинных картинах В. Н.Зарубина часто встречаются нижележащие изображения, что может объясняться тем, что в начале 1920-х годов художник из-за нехватки материальных средств писал на чьих-то учебных работах3. Нижележащее изображение именно такого характера (постановочный натюрморт с кувшином - вероятно, учебный) было выявлено и нами в ходе рентгенографического исследования одного из пейзажей В. Н. Зарубина.
В названном отделе ГОСНИИР хранится обширный архив рентгенограмм, накопленный за полвека. Значимое место в нем занимает массив снимков с произведений русской живописи первой половины ХХ в., включающий неопубликованные материалы, необходимые для изучения творчества многих крупных мастеров.
Рентгенограммы были сделаны в свое время в рамках реставрационных работ и служили этим целям. Сейчас необходимо заново востребовать этот очень ценный
материал - уже на углубленном исследовательском этапе. На решение поставленной задачи нацелена научная тема «Собрание рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ в. из архива отдела научной экспертизы ФГБНИУ "ГОСНИИР" (съемка 1970-х - нач. 1990-х гг.). Исследование, систематизация и каталогизация», которую предстоит разрабатывать на протяжении ряда лет. Предполагается поэтапное исследование собрания рентгенограмм, начиная от первичной идентификации и систематизации, оцифровки и архивирования, до выявления наиболее информативного и значимого материала, его интерпретации и введения в научный оборот. Многие рентгенограммы 1970-х годов уникальны, поскольку демонстрируют состояние сохранности произведений до реставрационных вмешательств и содержат ценную информацию. Нередко холсты поступали на реставрацию без подрамников. Их рентгенографическая картина представляет сейчас особую информативную ценность, позволяя судить об участках холстов, закрытых планками подрамников.
В рамках сотрудничества с музеями в нашем Институте проводились результативные рентгенографические исследования произведений многих мастеров первой половины XX в. Например, обнародование рентгенограмм картин Михаила Ксенофонтовича Соколова из Ярославского художественного музея сделало наглядным тот известный по воспоминаниям современников факт, что художник зачастую писал на приобретенных различными путями (например, на рынке) холстах, поверх имеющихся на них изображений работы художников разных времен4. Визуализация этих изображений, безусловно, может пригодиться при реставрации.
Целый комплекс иных, причем весьма увлекательных, задач возникает, когда исследование рентгенограмм позволяет судить о неизвестных ранее особенностях авторского живописного процесса. Это происходит, если на рентгеновском снимке выявляется нижележащее изображение кисти того же автора или же обнаруживаются композиционные изменения, сделанные художником в процессе работы. Такие случаи бывают непростыми творческими вызовами для исследователя живописи.
Приведу примеры из собственной практики 2018-2019 гг., касающиеся исследования рентгенограмм произведений Владимира Евграфовича Татлина. В 1970-е годы сотрудники отдела масляной живописи Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР; ныне - ГОСНИИР) под руководством Александра Александровича Зайцева провели реставрацию живописных работ В.Е.Татлина из собрания Центрального государственного архива литературы и искусства в Москве (ЦГАЛИ; ныне - РГАЛИ). В группу реставраторов входили, в частности, Лариса Ивановна Яшкина, Иван Петрович Суровов, Галина Михайловна Ерхова, Алевтина Кузьминична Северина, Анатолий Евгеньевич Макаров, Вера Александровна Дубинчик.
После смерти Татлина (1953) его наследие находилось без присмотра в московской мастерской на Масловке. Тогда друг художника скульптор Сарра Дмитриевна Лебедева обратилась в ЦГЛА (наименованный в 1953 ЦГАЛИ), куда и были перевезены работы и архив из мастерской. При реставрации произведений Татлина была разработана и применена методика подведения реставрационных кромок к основе авторской живописи способом «встык»5. Многие картины двусторонние, то есть имеют изображение на обеих сторонах холста. Применявшаяся методика реставрации позволяла впоследствии экспонировать холсты
Татлина как с лицевой, так и с оборотной стороны. В 1977 г. отреставрированные работы составили основу московской персональной выставки художника, организованной исследователем его творчества Ларисой Алексеевной Жадовой6. Предварительно было рентгенографировано все собрание масляной живописи Татлина в ЦГАЛИ, по количеству произведений уступающее только Государственному Русскому музею. Но ни для этой выставки Татлина, ни для последующих экспозиций и публикаций рентгенограммы, сделанные специалистом в области рентгенографических исследований произведений живописи Владимиром Алексеевичем Ивановым (ВЦНИЛКР), не были востребованы. Они не публиковались. Их анализу посвящены 8 моих статей, выполненных в последние годы. Поскольку этот цикл издан лишь частично7, коснусь некоторых результатов.
V А
Л
I ТЧ.
* V. л ■»
'* X
л-
Ц 1 ^НдГ
Ил. 1.
В.Е.Татлин. Цветы в высоком стакане. Фотография перед реставрацией (1975 г.). Архив отдела экспертизы ГОСНИИР
В ходе интерпретации рентгеновского снимка в первую очередь следует идентифицировать тот участок произведения, с которого делался снимок. Нередко рентгенографическая картина настолько отличается от видимой, что найти исследуемый участок непросто. Между рентгенограммой картины Татлина «Цветы в высоком стакане» (1936, РГАЛИ) и изображенным натюрмортом, например, вовсе нет ничего общего. Поэтому сложить воедино несколько рентгеновских листов, фиксирующих фрагменты, было бы весьма затруднительно, если бы ориентиром не служили просматривающиеся в определенном порядке утраты красочного
слоя. На фотографии «Цветов в высоком стакане», сделанной при реставрации в 1970-х годах, видно, что с правой стороны картины вдоль края снизу доверху проходит вертикальная полоса утрат грунта и красочного слоя, образовавшихся от перегиба холста (ил. 1). Эта полоса есть и на рентгенограмме. Получившаяся в соединении нескольких рентгеновских снимков целостная картина выявляет наличие нижележащего изображения, никак не связанное с натюрмортом 1936 года. При этом само видимое изображение, тот слой живописи, который, собственно, и составляет композицию картины «Цветы в высоком стакане», не просматривается вовсе, ни в одной детали (ил. 2). Верхнее изображение написано тонкослойно поверх некой нижележащей живописи. Краски верхних слоев полностью пропускают рентгеновские лучи. Они невидимы на рентгенограмме (ил. 3). Тогда как о характере нижележащего изображения мы можем в достаточной мере судить как о целостной композиции, поскольку оно моделировано белилами.
Ил. 2.
В.Е.Татлин. Цветы в высоком стакане. 1936 г.
Холст, масло. 62,3x53,5 см. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Российский государственный архив литературы и искусства (Russian State Archives of Literature and Arts).
Ф. 2089, оп. 1, ед. хр. 4
Здесь нужно пояснить, что в наибольшей степени поглощают рентгеновские лучи пигменты на основе соединения тяжёлых металлов, например, свинцовые белила. Если в красочных слоях присутствует значительное количество белил, то на рентгенограмме мы получим яркую светотеневую картину красочного слоя с хорошо различимыми деталями. В случае, если произведение написано равномерным тонким красочным слоем, без применения белил, а в грунте
белила присутствуют, то на рентгенографическом снимке будет вялое, со слабо-выраженным светотеневым контрастом изображение, с плохо читаемым мазком. При высоком содержании в грунте белил мы, возможно, не получим на рентгенограмме никаких следов красочного слоя, что и происходит в данном случае в отношении видимого изображения.
Ил. 3.
В.Е.Татлин. Цветы в высоком стакане. Рентгенограмма. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Архив отдела экспертизы ГОСНИИР
Но на рентгеновском снимке хорошо видна достаточно сложная композиция форм нижележащего красочного слоя. Эта живопись была перекрыта слоем краски, который послужил основанием (подмалевком) для верхнего красочного слоя. Тем не менее, отображение нижележащей живописи на рентгенограмме присутствует и возникает дальнейшая задача его интерпретации. Проводивший в 1975 г. рентгенографирование В.А. Иванов в краткой аннотации, приложенной к рентгенограмме, отметил: «Определить сюжетное содержание нижнего красочного слоя не представляется возможным из-за отсутствия на рентгенограмме многих мелких деталей его композиции» (запись находится в отделе экспертизы ГОСНИИР).
Действительно, первоначально существовавшая на холсте живопись подвергалась счистке, поэтому рентгенографическая картина здесь не дает возможности судить ни о приемах живописной моделировки форм, ни о фактуре. Но ясно читаются конфигурации элементов и характер компоновки. Они узнаваемо татлинские. И если сопоставить это с картинами Татлина «Ноготки» и «Листья ландышей в кувшине» (обе - РГАЛИ, ок. 1910-1911 гг.), где близкие по форме элементы компонуются аналогичным образом, можно предположить и сюжет нижележащей живописи -
букет в округлом кувшине. В «Листьях ландышей в кувшине» особенно похожи такие элементы, как уложенные параллельно друг к другу узкие, заостренные с обоих концов полоски (ил. 4). А в «Ноготках» - конфигурация крупных, как лопасти, изогнутых листьев (ил. 5). И сам букет, и отдельные формы - крупнее, чем в натюрморте 1936 года.
Ил.4.
В.Е.Татлин. Листья ландышей в кувшине. Около 1910-1911 гг. Холст, масло. 68*58 см. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Российский государственный архив литературы и искусства (Russian State Archives of Literature and Arts).
Ф. 2089, оп. 1, ед. хр. 16
Получается, что Татлин мог переработать близкий «Цветам в высоком стакане» сюжет - натюрморт с букетом, относящийся к более раннему периоду. В каталогах выставок начала 1910-х годов, на которых участвовал Татлин, упоминаются натюрморты с цветами, количество которых существенно превосходит количество тех, что известны сейчас, дошли до нашего времени. Так, в каталоге выставки «Бубновый валет» (Санкт-Петербург, 1913) значатся:
«328 Цветы, 1911
329 Цветы, собств. А.А. Веснина, 1911
330 Цветы, 1911
331 [* * *], 1913
332 [* * *], 1913».
Ил. 5.
В.Е.Татлин. Ноготки. Около 1910-1911 гг. Холст, масло. 53x66 см.
Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Российский государственный архив литературы и искусства (Russian State Archives of Literature and Arts).
Ф. 2089, оп. 1, ед. хр. 10
По поводу этих работ нет никакой ясности8. И рентгенограмма, по всей вероятности, дает возможность судить об одном из неизвестных нам «Букетов» начала 1910-х годов.
На рентгенограмме картины Татлина «Букет в голубой вазе» (РГАЛИ) можно отметить сделанное в процессе работы композиционное изменение, касающееся изображения вазы (ил. 6-7). Вместо горизонтальной и широкой, какой мы ее видим сейчас, ваза была вертикальной, узкой и коротенькой. Ее основание было чуть ниже уровня стола. Татлин перекрыл эту несоразмерную букету посуду темной краской и затем по этой подложке тонким слоем белил написал вазу - уже в других пропорциях (ил. 8). А ваза на рентгенограмме похожа на изображенную на татлинской картине «Садовые цветы» (1938, Государственный Русский музей). Картина «Букет в голубой вазе» не имеет авторской даты и ориентировочно датируется второй половиной 1930-х годов. Рентгенограмма, следовательно, выявляет аналогию, которая корреспондируется как раз с такой датировкой.
К листам рентгеновской съемки картины Татлина «Белый кувшин и картофель» (РГАЛИ, рубеж 1940-1950-х гг.) приложена краткая ремарка уже упоминавшегося здесь В.А. Иванова: «На ноже, в месте окончания его лезвия, заделанный прорыв холста. Композиционных изменений на картине не обнаружено, за исключением верхнего левого угла, где просматривается пятно неопределенной формы» (запись находится в отделе экспертизы ГОСНИИР) (ил. 9-11). Возникает вопрос - можно ли интерпретировать это пятно как один из мотивов натюрморта? Судя по имеющимся данным, это не тот случай, когда картина написана по нижележащему красочному слою. Следов какой-то другой композиции, поверх которой мог быть выполнен натюрморт, нет. Речь может идти только о фрагментарных изменениях, которые происходили в творческом процессе, о коррективах первоначального замысла. Видимо, в итоге Татлин убрал один из мотивов предметного набора картины, ныне крайне скупого. Что же именно? Границы видимого на рентгенограмме
пятна достаточно хорошо определяются при изучении на неготоскопе. По своей конфигурации пятно напоминает окорок или кусок мяса, подвешенный на заднем плане, прямо над картофелинами. То есть традиционный композиционный мотив из классического репертуара европейского натюрморта. К такому истолкованию «пятна неопределенной формы» подталкивает и сопоставление с натюрмортом Татлина «Мясо» (1947, Государственная Третьяковская галерея), где нож воткнут в кусок мяса своим острием. Это практически полная аналогия предполагаемого мотива, относящаяся к тому же периоду творчества художника.
Ил. 6.
В. Е.Татлин. Букет в голубой вазе. [1935-1940 гг.] Холст, масло. 65x50,5 см.
Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Российский государственный архив литературы и искусства (Russian State Archives of Literature and Arts).
Ф. 2089, оп. 1, ед. хр. 17
На выявление подобного рода данных и их интерпретацию направлена упомянутая здесь научно-исследовательская тема. Введение в научный оборот материалов из архива рентгенограмм послужит более эффективному и оперативному решению задач атрибуции и датировки произведений русской живописи первой половины ХХ в., хранящихся в российских музеях.
Ил. 7.
В. Е.Татлин. Букет в голубой вазе. Центральный фрагмент. Рентгенограмма. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Архив отдела экспертизы ГОСНИИР
Ил. 8.
В.Е. Татлин. Букет в голубой вазе. Фрагмент.
Съемка К.О. Плещунова
(ГОСНИИР).
РГАЛИ
Ил.д.
В. Е.Татлин. Белый кувшин и картофель. [1948-1951 гг.] Холст, масло. 45х55,5 см.
Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Российский государственный архив литературы и искусства (Russian State Archives of Literature and Arts).
Ф. 2089, оп. 1, ед. хр. 19
Ил. 10.
В. Е.Татлин. Белый кувшин и картофель. Фрагмент. Рентгенограмма. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Архив отдела экспертизы ГОСНИИР
Ил. 11.
В. Е.Татлин. Белый кувшин и картофель. Фрагмент. Рентгенограмма. Съемка К.О. Плещунова (ГОСНИИР). Архив отдела экспертизы ГОСНИИР
Примечания
1. Сильченко Т. Н. Исследование картин рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами // Реставрация и исследование художественных памятников. Сб. статей / Гос. Эрмитаж. М. : Искусство, 1955. С. 6-13; Сланский Б. Техника живописи / пер. с чешского. М. : Изд-во Акад. художеств СССР. 1962. - 419 c.; Gilardoni A. et al. X-Rays in Art. Gilardoni SpA, MandeLo Lario (Lecco) - Italy. 1994. - 231 p.
2. Фейнберг Д. Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразит. искусство, 1989. - 320 с., илл.; Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / Под ред. Ю.И. Гренберга. М.: Изобразит. искусство, 1987. - 392 с., илл.; Косолапое А. И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - 222 с., илл.; Максимова Т. В. Технология голландской живописи
XVII века. Деревянная и тканая основы. M.: Институт Наследия, 2013. - 384 с., илл.; Виктурина М. П. Рентгенографическое исследование живописной техники И. E. Репина ZZ Художественное наследие. № 7 (37). 1981. С. 32-33; Vikturina M., Lukanova A. A study of technique: ten paintings by MaLevich in the Tretiakov GaLLery ZZ Kazimir MaLevich, 1878-1935. CataLog of exhibition. Armand Hammer Museum Z Washington Press: Los AngeLes, CaLif., 1990. P. 187-197; Башмакова Л. И. Рентгенологическое исследование произведений живописи в ГЦХHPM ZZ Сообщения ВЦНИЛКР. № 27. 1971. С. 2-26; Лукьянов Б. Б. Произведения изобразительного искусства как объект естественнонаучных исследований ZZ Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. IV науч. конф. M.: Объединение «Магнум Арс», 2000. С. 179-183; Римская-Корсакова С. В. Некоторые итоги технико-технологического исследования произведений Д.Г. Левицкого (по материалам Всесоюзной выставки 1985 года) ZZ Д. Г. Левицкий (1735-1822). Сб. науч. трудов. Л.: ^M, 1987. С. 36-51; Беляева И. Ю. Рентгенографическое исследование произведений И.К. Айвазовского ZZ Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. III науч. конф. M.: Объединение «Mагнум Арс», 1998. С. 72-74.
3. Петрова В. Н. Техника живописи В. И. Зарубина ZZ Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. XII науч. конф. M. : Объединение «Магнум
Арс», 2009. С. 152-153.
4. Рентгенограммы картин M. К. Соколова (по материалам отдела экспертизы ГОСНИИР). - URL: https://www.gosniir.ruZactivityZexpertZsokoLov.aspx (дата обращения 01.04.2022).
5. Чуракова М. С. Отдел станковой масляной живописи ZZ Сохранить для потомков. К 55-летию Государственного научно-исследовательского института реставрации. Альбом Z Рук. проекта и сост. M. M. Красилин; œCT. и ред. E. В. Васю-тинская. M.: Индрик, 2012. С. 125.
6. В. E. Татлин, заслуженный деятель искусств РСФСР. 1885-1953. Каталог выставки произведений. M.: Совет. художник, 1977. - 67 c.
7. Кочкин С. А. О рентгенограмме картины В. E. Татлина «Белый кувшин и картофель» ZZ Собрание. Искусство и культура. № 5. 2018. С. 92-96; Он же. «Голубая буря крыла». О натюрмортах Татлина 1930-х годов ZZ Там же. № 10. 2019. С. 94-103; Он же. О датировке пейзажа Татлина ZZ Там же. № 13. 2021. С. 90-97; Он же. Татлин и Полонский ZZ Там же. № 16. 2021. С. 108-115; Он же. К вопросу о ранней живописи Владимира Татлина ZZ Academia. № 1. 2022. С. 100-100. DOI: 10.37953/2079-03412022-1-1-100-100 - Автор признателен директору РГАЛИ О. А. Шашковой за разрешение на съемку произведений В. E. Татлина, по обращению директора ГОСНИИР Д. Б. Антонова. Съемка проведена сотрудником отдела научной экспертизы К. О. Плещуновым.
8. Владимир Татлин. Ретроспектива: [Каталог выставки] Z Под общей ред. А. Стригалева и Ю. Хартена. KöLn: DuMont, 1993. C. 203.
1. Silchenko T. N. IssLedovanie kartin rentgenovskimi i uL'trafioLetovy'mi Luchami ZZ Restavraciya i issLedovanie xudozhestvennyx pamyatnikov. Sb. statej Z Gos. Ermitazh. M.: Iskusstvo, 1955. S. 6-13; Slanskij B. Texnika zhivopisi Z per. s cheshskogo. M.: Izd-vo Akad. xudozhestv SSSR. 1962. - 419 c.; Gilardoni A. et al. X-Rays in Art. GiLardoni SpA, MandeLo Lario (Lecco) - ItaLy. 1994. - 231 p.
2. Fejnberg D. E., Grenberg Yu. I. Sekrety" zhivopisi stary"x masterov. M.: Izobrazit. iskusstvo, 1989. - 320 c., iLL.; TexnoLogiya, issLedovanie i xranenie proizvedenij stankovoj i nastennoj zhivopisi / Pod red. Yu. I. Grenberga. M.: Izobrazit. iskusstvo, 1987. - 392 c., iLL.; Kosolapov A. I. Estestvennonauchny"e metody" v ekspertize proizvedenij iskusstva. Izd. 2-e, pererab. i dop. SPb. : Izd-vo Gos. Ermitazha, 2015. - 222 c., iLL.; Maksimova T. V. TexnoLogiya goLLandskoj zhivopisi XVII veka. Derevyannaya i tkanaya osnovy". M.: Institut NasLediya, 2013. - 384 c., iLL.; VikturinaM. P. Rentgenograficheskoe issLedovanie zhivopisnoj texniki I. E. Repina // Xudozhestvennoe nasLedie. № 7 (37). 1981. S. 32-33; Vikturina M., Lukanova A. A study of technique: ten paintings by MaLevich in the Tretiakov GaLLery // Kazimir MaLevich, 1878-1935. CataLog of exhibition. Armand Hammer Museum / Washington Press: Los AngeLes, CaLif., 1990. P. 187-197; Bashmakova L. I. RentgenoLogicheskoe issLedovanie proizvedenij zhivopisi v GCzXNRM // Soobshheniya VCzNILKR. № 27. 1971. S. 2-26; Lukyanov B.B. Proizvedeniya izobraziteLnogo iskusstva kak ob""ekt estestvennonauchnyx issLedovanij // Ekspertiza i atribuciya proizvedenij izobraziteLnogo iskusstva. IV nauch. konf. M.: Ob""edinenie «Magnum Ars», 2000. S. 179-183; Rimskaya-Korsakova S. V. Nekotorye itogi texniko-texnoLogicheskogo issLedovaniya proizvedenij D. G. Leviczkogo (po materiaLam Vsesoyuznoj vy"stavki 1985 goda) // D.G. Leviczkij (1735-1822). Sb. nauch. trudov. L.: GRM, 1987. S. 36-51; BelyaevaI. Yu. Rentgenograficheskoe issLedovanie proizvedenij I.K. Ajvazovskogo // Ekspertiza i atribuciya proizvedenij izobraziteLnogo iskusstva. III nauch. konf. M.: Ob""edinenie «Magnum Ars», 1998. S. 72-74.
3. Petrova V. N. Texnika zhivopisi V. I. Zarubina // Ekspertiza i atribuciya proizvedenij izobraziteLnogo iskusstva. XII nauch. konf. M. : Ob""edinenie «Magnum Ars», 2009. S. 152153.
4. Rentgenogrammy" kartin M. K. SokoLova (po materiaLam otdeLa ekspertizy" GOSNIIR). - URL: https://www.gosniir.ru/activity/expert/sokoLov.aspx (data obrashheniya 01.04.2022).
5. Churakova M. S. OtdeL stankovoj masLyanoj zhivopisi // Soxranit" dLya potomkov. K 55-Letiyu Gosudarstvennogo nauchno-issLedovateL"skogo instituta restavracii. AL"bom / Ruk. proekta i sost. M. M. KrasiLin; cost. i red. E. V. Vasyutinskaya. M.: Indrik, 2012. S. 125.
6. V. E. TatLin, zasLuzhenny"j deyateL" iskusstv RSFSR. 1885-1953. KataLog vy"stavki proizvedenij. M.: Sovet. xudozhnik, 1977. - 67 c.
7. Kochkin S. A. O rentgenogramme kartiny" V.E. TatLina «BeLy"j kuvshin i kartofeL"» // Sobranie. Iskusstvo i kuL"tura. № 5. 2018. S. 92-96; On zhe. «GoLubaya burya kry"La».
0 natyurmortax TatLina 1930-x godov // Tam zhe. № 10. 2019. S. 94-103; On zhe. O datirovke pejzazha TatLina // Tam zhe. № 13. 2021. S. 90-97; On zhe. TatLin i PoLonskij // Tam zhe. № 16. 2021. S. 108-115; On zhe. K voprosu o rannej zhivopisi VLadimira TatLina // Academia. № 1. 2022. S. 100-100. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-1-1-100-100 - Avtor priznateLen direktoru RGALI O. A. Shashkovoj za razreshenie na s""emku proizvedenij V. E. TatLina, po obrashheniyu direktora GOSNIIR D. B. Antonova. S"emka provedena sotrudnikom otdeLa nauchnoj ekspertizy" K. O. PLeshhunovym.
8. VLadimir TatLin. Retrospektiva: [KataLog vy"stavki] / Pod obshhej red. A. StrigaLeva
1 Yu. Xartena. KöLn: DuMont, 1993. C. 203.
Сведения об авторах
Кочкин Сергей Анатольевич - кандидат искусствоведения, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, старший научный сотрудник.
Россия, 107014, Москва, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1. Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21. E-mail: serzh. kochkin@inbox. ru
Kochkin Sergey - Ph.D. in Art history, The State Research Institute for Restoration,
Leading research associate; The Research Institute of Theory and History
of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, senior research associate.
44-1, Gastello St., Moscow, Russia, 107014.
21, Prechistenka, Moscow, Russia, 119034.
E-mail: serzh. kochkin@inbox. ru