Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО «ПОБРАТИМСКОГО» СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ'

ИСТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО «ПОБРАТИМСКОГО» СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА КИТАЯ / РОССИЯ / ИСТОРИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОБРАТИМСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / РЕГИОНЫ-ПОБРАТИМЫ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

Рассмотрена история формирования и реализации политики КНР по развитию межрегионального побратимского сотрудничества с российскими городами и регионами в разрезе деятельности китайских правительственных органов, Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами и Китайского международного общества породненных городов. Заключается, что сформированная система сыграла важную роль в расширении дружеских связей и взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE IMPLEMENTATION OF CHINA'S POLICY ON THE DEVELOPMENT OF INTERREGIONAL “SISTER CITIES” COOPERATION WITH RUSSIA

From 1973 to the present, China's policy of establishing a system of inter-regional and inter-municipal “sister-city” cooperation with various countries has gradually involved more than 400 Chinese cities, all provinces, autonomous regions of the PRC, excluding Taiwan Province and the special administrative regions of Hong Kong and Macau. The Chinese policy for the development of inter-regional “sister-city” cooperation is consistent with the goals and objectives of the socio-economic regional development of the main large regions of the PRC: the North-Eastern, Eastern, Western and Central regions. At the beginning of the 21st century, China's spatial development was consistent with the goals of modernizing and transforming the socio-economic situation of Chinese macro-regions in accordance with the strategy of coordinated regional development. The policy to maintain inter-regional “sister-city” cooperation with the countries of the world took into account the potential, current state and problems of the regional infrastructure of each Chinese sister city and sister region, and, accordingly, the selection of a match in a foreign country was strictly regulated. The main direction of interaction between sister cities and sister regions of China and Russia in the 1990s was humanitarian and trade and economic cooperation. In the 2000s Chinese policy for the development of interregional “sister-city” cooperation with Russia was aimed at involving cities and provinces of the Central region of the PRC in the system of Chinese-Russian interaction, and the main direction of cooperation was trade and economic relations, as well as the expansion of cultural and educational ties. In the 2010s Chinese cities in the Eastern region showed particular activity in the development of “twin” cooperation, in addition to trade and economic ties, unprecedented tourism interaction expanded. Assessing the role of sister cities and sister regions in the development of Sino-Russian interregional cooperation in the period from 1988 (the year of the establishment of the first twinning ties) to the present, the author notes that, over the entire period, 122 agreements on the establishment of twinning ties were signed, among them 31 agreements between sister regions; and 91 agreements between sister cities. The system of Chinese-Russian inter-regional sister city cooperation built over the past decades has played an important role in deepening mutual understanding, expanding friendly ties and mutually beneficial cooperation between China and Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО «ПОБРАТИМСКОГО» СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 108-117 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 487. рр. 108-117

Научная статья

УДК 94(510)(=091)+(045)

ао1: 10.17223/15617793/487/13

История реализации политики Китая по развитию межрегионального побратимского сотрудничества с Россией

Светлана Борисовна Макеева 1

1 Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия [email protected]

Аннотация. Рассмотрена история формирования и реализации политики КНР по развитию межрегионального побратимского сотрудничества с российскими городами и регионами в разрезе деятельности китайских правительственных органов, Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами и Китайского международного общества породненных городов. Заключается, что сформированная система сыграла важную роль в расширении дружеских связей и взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Россией.

Ключевые слова: политика Китая, Россия, история межрегионального взаимодействия, побратимское сотрудничество, региональное развитие, города-побратимы, регионы-побратимы, торгово-экономические связи

Для цитирования: Макеева С.Б. История реализации политики Китая по развитию межрегионального побратимского сотрудничества с Россией // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 108— 117. ао1: 10.17223/15617793/487/13

Original article

doi: 10.17223/15617793/487/13

The history of the implementation of China's policy on the development of interregional "sister cities" cooperation with Russia

Svetlana B. Makeeva1

1 Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation [email protected]

Abstract. From 1973 to the present, China's policy of establishing a system of inter-regional and inter-municipal "sister-city" cooperation with various countries has gradually involved more than 400 Chinese cities, all provinces, autonomous regions of the PRC, excluding Taiwan Province and the special administrative regions of Hong Kong and Macau. The Chinese policy for the development of inter-regional "sister-city" cooperation is consistent with the goals and objectives of the socio-economic regional development of the main large regions of the PRC: the North-Eastern, Eastern, Western and Central regions. At the beginning of the 21st century, China's spatial development was consistent with the goals of modernizing and transforming the socio-economic situation of Chinese macro-regions in accordance with the strategy of coordinated regional development. The policy to maintain inter-regional "sister-city" cooperation with the countries of the world took into account the potential, current state and problems of the regional infrastructure of each Chinese sister city and sister region, and, accordingly, the selection of a match in a foreign country was strictly regulated. The main direction of interaction between sister cities and sister regions of China and Russia in the 1990s was humanitarian and trade and economic cooperation. In the 2000s Chinese policy for the development of interregional "sister-city" cooperation with Russia was aimed at involving cities and provinces of the Central region of the PRC in the system of Chinese-Russian interaction, and the main direction of cooperation was trade and economic relations, as well as the expansion of cultural and educational ties. In the 2010s Chinese cities in the Eastern region showed particular activity in the development of "twin" cooperation, in addition to trade and economic ties, unprecedented tourism interaction expanded. Assessing the role of sister cities and sister regions in the development of Sino-Russian interregional cooperation in the period from 1988 (the year of the establishment of the first twinning ties) to the present, the author notes that, over the entire period, 122 agreements on the establishment of twinning ties were signed, among them 31 agreements between sister regions; and 91 agreements between sister cities. The system of Chinese-Russian inter-regional sister city cooperation built over the past decades has played an important role in deepening mutual understanding, expanding friendly ties and mutually beneficial cooperation between China and Russia.

© Макеева С.Б., 2023

Keywords: Chinese policy, Russia, interregional cooperation, twinning cooperation, regional development, sister cities, sister regions, trade and economic ties

For citation: Makeeva, S.B. (2023) The history of the implementation of China's policy on the development of interregional "sister cities" cooperation with Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 487. рр. 108-117. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/487/13

Значительную роль в развитии межрегионального и межмуниципального двустороннего сотрудничества России и Китая в период с 1990-х гг. играла система взаимодействия на уровне регионов-побратимов и городов-побратимов. В процессе развития системы межрегионального побратимского сотрудничества, помимо основного направления в области гуманитарных связей, активно развивались торгово-экономические отношения, взаимодействие в области туризма.

История «побратимского» движения в мире связана с образованием в 1957 г. Всемирной федерации городов-побратимов (Ш^ШШШШ). В Китайской Народной Республике процесс развития межрегионального побратимского сотрудничества регулировался на протяжении всего времени со стороны правительственных органов власти, а основные исполнительные функции реализовывала Китайская ассоциация дружбы с зарубежными странами (ФШЛК^^Ь созданная 3 мая 1954 г. [1]. Активную деятельность по установлению межрегионального и межмуниципального сотрудничества на уровне городов-побратимов и регионов-побратимов китайская сторона начала осуществлять с 1973 г. Более сотни пар городов-побратимов и регионов-побратимов были образованы между КНР и различными странами мира к началу 1990-х гг. По инициативе Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами в марте 1992 г. было образовано Китайское международное общество породненных городов (ФШШ^&^ЙА'^п^) [2]. Первыми китайскими провинциями и городами, присоединившимися ко Всемирной федерации городов-побратимов, стали Шанхай, Гуанчжоу и провинция Хунань. В 1999 г. Китайская ассоциация дружбы с зарубежными странами и Китайское международное общество породненных городов вошли с состав Всемирной федерации городов-побратимов.

Политика Китая по формированию системы межрегионального и межмуниципального побратимского сотрудничества с различными странами с 1973 г. по настоящее время постепенно вовлекла более 400 китайских городов, все провинции, автономные районы КНР, исключая провинцию Тайвань и специальные административные районы Гонконг и Макао. В настоящее время региональные отделения Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами и Китайского международного общества породненных городов присутствуют во всех провинциях, городах и уездах Китая [3]. Под руководством председателя Ассоциации господина Линь Сунтяня и руководителя Китайского общества городов-побратимов Ли Сяолиня ежегодно проводится планомерная работа по установлению новых связей и поддержанию прежних по линии побратимства со всем миром.

Анализ нормативно-правовых документов Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами и Китайского международного общества породненных городов показывает, что основными целями и задачами политики Китая по развитию межрегионального и межмуниципального побратимского сотрудничества с зарубежными странами выступают следующие: координация механизма поддержания связей со странами мира; четкое регулирование деятельности китайских местных органов власти в процессе установления и развития побратимского сотрудничества с зарубежными странами на основе принципов равенства и взаимной выгоды; организация участия китайских делегаций в международных обменах и создание информационной платформы для контактов между китайскими и зарубежными городами и регионами; разрешение трудностей и проблем при работе международных городов-побратимов [2].

Китайская политика по развитию межрегионального побратимского сотрудничества согласована с целями и задачами социально-экономического регионального развития основных крупных регионов КНР: Северо-Восточного, Восточного, Западного и Центрального Китая. В начале XXI в. пространственное развитие Китая соответствовало целям модернизации и трансформации социально-экономического положения китайских макрорегионов в соответствии со стратегией скоординированного регионального развития (1999-2012)» [4]. Политика по поддержанию межрегионального побратимского сотрудничества со странами мира учитывала потенциал, современное состояние и проблемы региональной инфраструктуры каждого китайского города-побратима и региона-побратима, соответственно, и подбор пары в зарубежной стране был строго регламентирован. Особое внимание удалялось схожим культурно-историческим, производственно-экономическим, природно-географическим, геополитическим, этническим факторам развития китайских и российских городов при установлении побратимских связей. Следовательно, система китайского межрегионального побратимского сотрудничества представляет собой механизм взаимодействия с зарубежными странами, за счет которого на основе взаимодополнения по отдельным направлениям двусторонних связей решаются внутренние проблемы китайских городов-побратимов и регионов-побратимов.

В современной отечественной историографии в работах М.В. Александровой, В.Л. Ларина, А.В. Лома-нова уделяется особое внимание изучению китайской политики по отношению к российских регионам [5-7]. Стоит отметить рост числа публикаций китайских авторов по китайско-российскому межрегиональному экономическому сотрудничеству: Ху Жэнься,

Тянь Чуньшэн, Гэ Синьжун, Тао Янь, Не Пинь [8-11]. Китайские ученые Чжу Сяньпин, Чжэн Юй и Пан Чанвэй, Янь Вэй, Се Вэньсинь, Бай Гэньсюй, Дин Хуэй, Чжао Цин, Ли Бинь, Юй Чуньлин исследуют сотрудничество Китая и России в энергетической и нефтегазовой сферах [12-17]. Китайские исследователи Ло Лань, Сунь Фан, Чжан Гофэн и Чжун Япин, Ми Цзюнь проводят комплексный сравнительный анализ развития России и Китая [18-21]. Особый интерес у китайских авторов вызывает изучение системы сотрудничества китайских городов и регионов по линии побратимства [22]. В работе группы китайских исследователей Гу Сяоюаня, Ли Цзяшаня, Чжу Сяоюня представлена история сотрудничества китайской столицы города-побратима Пекина с зарубежными городами [23]. Внешние международные связи китайских городов нашли отражение в работе Цзинь Ли [24].

Целью данной статьи является рассмотрение эволюции механизма реализации китайской политики в рамках установления, развития межрегионального и межмуниципального сотрудничества с Россией на с 1990-х гг. по настоящее время на основе изучения ки-таеязычного материала и нормативно-правовых данных 122 пар российских и китайских городов-побратимов и регионов-побратимов.

От образования первой пары городов-побратимов Шанхай - Ленинград до формирования системы межрегионального китайско-российского побратимского сотрудничества. В конце ХХ в. китайско-российское межрегиональное сотрудничество было связано с использованием важного компонента народной дипломатии - института побратимских связей. С одной стороны, улучшение межгосударственных китайско-российских отношений, нормативно-правовое оформление принципов добрососедского партнерства Китая и России, а с другой стороны, подписание 50 соглашений о развитии побратимских связей между городами и регионами двух соседних стран позволило с конца 1980-х и на протяжении 1990-х гг. развивать межмуниципальное и межрегиональное партнерство, укрепляя торгово-экономические, культурные и образовательные связи.

Первой парой городов-побратимов, подписавших соглашение о сотрудничестве 15 декабря 1988 г., являлись Шанхай и Ленинград (Санкт-Петербург). У данных городов имелся значительный опыт поддержания межрегиональных советско-китайских связей в 19501960-е гг. В рамках восстановления дружественных межрегиональных отношений в 1986 г. именно в Шанхае и Ленинграде были открыты Генеральные консульства, что благоприятно сказалось на возрождении китайско-российских отношений и запуске нового формата взаимодействия - побратимского сотрудничества. Восстановление межпартийных китайско-советских связей в 1989 г., а также визит президента СССР М.С. Горбачева в Китай благоприятно повлияли на использование потенциала побратимских связей в китайско-советских отношениях. С 1989 г. начинается активная подготовка и ведутся взаимные переговоры между десятком китайских и советских городов для

дальнейшего подписания соглашений о сотрудничестве по линии побратимства. 12 августа 1990 г. на официальном уровне были установлены побратимские связи между китайским городом Шэньян и советским городом Иркутск. 1990 г. также является периодом начала межрегионального побратимского сотрудничества между отдельными регионами двух стран. 11 сентября 1990 г. было подписано первое соглашение о развитии сотрудничества между китайско-советскими регионами-побратимами - между автономным районом Внутренняя Монголия и Читинской областью, 19 ноября 1990 г. - между провинцией Цзилинь и Приморским краем. Стоит отметить, что первыми регионами-побратимами, подписавшими соглашение о сотрудничестве, выступали приграничные территории двух государств, так как перспективы в развитии побратимских связей были связаны не только с культурным взаимодействием, но и в первую очередь с торгово-экономическим партнерством китайского и советского приграничья.

После распада Советского Союза в 1991 г. наступает новая эпоха отношений между двумя странами. 27 декабря 1991 г. КНР заявила о признании Российской Федерации правопреемницей СССР. Данные события активизировали китайско-российское межрегиональное побратимское сотрудничество. В 1991 г. городами-побратимами становятся Харбин и Свердловск (Екатеринбург) (22 апреля 1991), Цзилинь и Находка (16 июля 1991). Екатеринбург выступал одним из вторых российских городов, не являвшимся приграничным, который установил побратимские связи с Китаем. По мнению китайских экспертов, «Свердловская область являлась одним из лидеров межрегионального сотрудничества с Китаем» («ЩШМШШ^Щ^ШК^

ш^тттшшкжт^тт^-»)

[25]. Ключевыми направлениями сотрудничества первых китайско-российских городов-побратимов выступали сельское хозяйство, экономика и торговля, здравоохранение и образование.

В первой половине 1990-х гг. состоялись взаимные визиты лидеров Китая и России и были подписаны важные межгосударственные соглашения, регулирующие различные направления сотрудничества. 1992 г. в развитии побратимских связей был одним из самых результативных, так как в период с апреля по октябрь 1992 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве между 11 парами городов-побратимов Китая и России: Чаоян - Сургут (26 апреля 1992), Байчэн - Барнаул (30 апреля 1992), Дацин - Тюмень (24 июня 1992), Тун-хуа - Магадан (1 июля 1992), Хайлар - Чита (14 июля 1992), Сыпин - Махачкала (15 июля 1992), Аншань -Липецк (20 июля 1992), Ляоян - Кемерово (15 августа 1992), Далянь - Владивосток (10 сентября 1992), Яньцзи - Южно-Сахалинск (22 сентября 1992), Ляоюань - Череповец (28 октября 1992). В этом же году были официально установлены побратимские связи на уровне регионов-побратимов между провинцией Хэбэй и Ленинградской областью (30 июля 1992 г.). В 1993 г. развитие китайско-российских межрегиональных побратимских связей продолжилось и

было подписано 6 соглашений между городами-побратимами (Муданьцзян - Уссурийск (12 апреля 1993 г.), Харбин - Хабаровск (15 июня 1993 г.), Маньчжурия -Краснокаменск (28 июня 1993 г.), Даньдун - Астрахань (14 июля 1993 г.), Хэнъян - Подольск (20 сентября

1993 г.), Чунцин - Воронеж (20 октября 1993 г.) и 2 соглашения между регионами-побратимами (провинция Ляонин - Новосибирская область (4 августа 1993 г.) и провинция Цзилинь - Волгоградская область (8 декабря 1993 г.). Всего за 1994 г. было установлено 7 соглашений между китайскими и российскими городами-побратимами (Цзилинь - Волгоград (22 февраля

1994 г.), Синтай - Сунтар (28 апреля 1994 г.), Цзямусы - Комсомольск-на-Амуре (11 июня 1994 г.), Инкоу - Тверь (26 июня 1994 г.), Мяньянь - Новосибирск (18 августа 1994 г.), Тайюань - Сыктывкар (1 сентября 1994 г.), Цзинань - Нижний Новгород (23 сентября 1994 г.). Между регионами-побратимами было заключено соглашение 20 марта 1994 г. на уровне провинции Ляонин и Иркутской области, а также 1 июня 1994 г. китайский город Дэян подписал соглашение с Владимирской областью [2].

Во второй половине 1990-х гг. система китайско-российского межрегионального сотрудничества значительно расширилась. С каждым годом подписывались новые соглашения между городами-побратимами и регионами-побратимами. Развивалось торгово-экономическое, культурно-образовательное сотрудничество между многочисленными городами и регионами Китая и России. Переход от простой нормализации межгосударственных отношений к добрососедскому партнерству в первой половине 1990-х гг. заложил прочный фундамент для дальнейшего развития межрегионального китайско-российского взаимодействия. 1995 г. вошел в историю межрегионального взаимодействия подписанием соглашения об установлении побратимских связей между столицами двух дружественных государств - Пекином и Москвой (16 мая 1995 г.), а также подписанием соглашений между стратегически важными приграничными регионами Китая и России. Провинция Хэйлунцзян 14 мая

1995 г. подписала соглашение о развитии побратим-ских связей с Амурской областью, а 19 мая 1995 г. - с Хабаровским краем. Это придало важное значение расширению системы межрегионального сотрудничества двух государств и закрепило перспективные направления соразвития столиц двух государств, а также китайско-российского приграничья. В 1995 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве между следующими городами-побратимами: Цзиньчжоу -Ангарск (15 июля 1995 г.), Цзыбо - Великий Новгород (12 ноября 1995 г.), Тайюань - Саратов (8 декабря 1995 г.). 18 октября 1996 г. происходит официальное оформление межрегионального побратимского сотрудничества между городами-побратимами Вэйхай и Сочи.

Межрегиональное китайско-российское сотрудничество закрепляется подписанием в 1997 г. соглашений о развитии связей между регионами-побратимами: провинция Хэнань - Самарская область (19 марта 1997 г.), Гуанси-Чжуанский автономный район - Воронежская

область (16 декабря 1997 г.). На уровне взаимодействия городов-побратимов 28 декабря 1997 г. было подписано соглашение между китайским городом Ляньюнь-ган и российским городом Волжский. Система межрегионального китайско-российского сотрудничества в 1998 г. расширилась за счет подписания соглашений между городами-побратимами Сюйчжоу - Рязань (13 мая 1998 г.), Ланьчжоу - Пенза (20 сентября 1998 г.), Хэйхэ - Красноярск (19 августа 1999 г.), Маньчжурия - Чита (28 сентября 1999 г.). Были установлены официальные отношения на уровне регионов-побратимов: провинция Цзянсу - Московская область (20 августа 1999 г.) и Синьцзян-Уйгурский автономный район - Алтайский край (22 августа 1999 г.).

Китайско-российское побратимское движение, зародившееся в 1988 г., обладало значительным потенциалом в усилении межрегионального сотрудничества, предоставляло возможности для обмена народнохозяйственным опытом, определяло дальнейшее со-развитие экономики и различных сфер общественной жизни городов-побратимов и регионов-побратимов Китая и России. Анализ процесса установления китайско-российских побратимских межрегиональных связей в период с 1988 по 1999 г. показывает, что особую активность в развитии данного вида сотрудничества в КНР проявлял Северо-Восточный регион, так как 22 города и 3 провинции (Хэйлунцзян, Ляонин и Цзи-линь) подписали соглашения о дальнейшем развитии отношений с породненными регионами и городами России. Все провинции северо-востока Китая стали дважды регионами-побратимами российских областей и краев, а город Харбин выступил городом-побратимом российских городов Екатеринбурга и Хабаровска. Ведущая роль в развитии межрегионального сотрудничества с Россией принадлежала также Северному Китаю (Автономному району Внутренняя Монголия, провинциям Хэбэй, Шаньси, городам центрального подчинения Пекину и Тяньцзиню). Система межрегионального побратимского сотрудничества воспринималась китайским правительством как определенная возможность в использовании торгово-экономического потенциала Северо-Восточного и Северного регионов КНР в сотрудничестве с Россией, кроме того, значительное влияние оказывало приграничное положение данных китайских регионов, так как в реализации межрегиональных проектов особое значение отводилось транспортной доступности.

Решению проблем неравномерности регионального развития КНР, усилившихся в 1990-е гг., и отставания в темпах экономического роста Северо-Восточного Китая от восточных прибрежных регионов способствовали не только разработка внутренних программ поддержки отсталых регионов, но и система побратим-ских связей в продвижении политики открытости в северном направлении и получении преимуществ от заключения новых соглашений о сотрудничестве с городами и регионами России. С российской стороны ведущая роль отводилась столицам административных субъектов РФ, преимущественно европейской части России. Стоит отметить, что все субъекты, основные города Дальневосточного региона также поддержали

побратимское движение и выступили в качестве городов-побратимов и регионов-побратимов Северо-Восточного и Северного Китая. Практически все столицы областей, краев России устанавливали межрегиональные побратимские связи, стараясь привлекать китайскую сторону в различных направлениях сотрудничества, не ограничиваясь культурным взаимодействием. При этом географический фактор в интенсивности межрегионального сотрудничества в период с 1988 по

1999 г. не играл особой роли. Сложная экономическая ситуация во всей России в 1990-е гг. побуждала российские города и регионы к развитию торгово-экономических связей с КНР, поэтому главы администраций рассматривали побратимские связи с Китаем не только в классическом восприятии побратимства - как историко-культурное взаимодействие, а больше всего как новую возможность в заключении торгово-экономических соглашений. Поэтому институт побратимства в конце ХХ в. в истории китайско-российских отношений превратился в современную прагматичную форму партнерства регионов и городов двух стран-соседей.

Если китайско-российское межрегиональное сотрудничество со стороны КНР рассматривалось как механизм в использовании потенциала Северо-Восточного и Северного Китая и решения внутренних проблем неравномерности пространственного развития, то российско-китайское межрегиональное сотрудничество со стороны РФ было направлено на обеспечение российского населения группой товаров широкого потребления, произведенных в северо-восточных и северных районах Китая. Кроме того, значительную роль сыграл исторический фактор в расширении побратимских связей по линии северо-восток КНР - регионы и города РФ. Китайское правительство пыталось использовать опыт китайско-советского сотрудничества 1950-х гг., когда усиление позиций северо-востока Китая и формирование ведущих промышленных баз на данной территории достигалось за счет полноценного научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с СССР.

Китайско-российское «побратимское» сотрудничество в первое десятилетие XXI в. Вступая в новый век, Китай и Россия продолжили расширять сотрудничество как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровнях. Подписание 16 июля 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ определило начало нового этапа в развитии отношений двух стран. Китайско-российские межрегиональные побратимские связи расширялись с каждым годом, вовлекая в свою систему все новые города и регионы Китая и России. В 2000 г. были подписаны соглашения об установлении сотрудничества между регионами-побратимами провинцией Шэньси и Калужской областью (8 августа 2000 г.), городами-побратимами Тачэн - Рубцовск (24 февраля

2000 г.), Лоян - Тольятти (25 апреля 2000 г.), Чанчунь -Улан-Удэ (27 сентября 2000 г.), Мяньян - Обнинск (17 октября 2000 г.), Пиндиншань - Сызрань (28 ноября 2000 г.), Хух-Хото - Улан-Удэ (6 декабря 2000 г.),

Сяньян - Калуга (15 декабря 2000 г.). В 2001 г. побра-тимские связи официально были установлены между провинцией Шаньси и Ульяновской областью (17 июля 2001 г.), китайским городом Сянфан и Костромской областью (17 июля 2001 г.), между городами Хэйхэ и Якутском (2001 г.). В 2002 г. еще 2 пары городов-побратимов установили отношения: Синин -Ижевск (13 июня 2002 г.), Гуанчжоу - Екатеринбург (9 апреля 2002 г.), а также регионы-побратимы провинция Хэбэй - Саратовская область (04 декабря 2002 г.). В 2003 г. были подписаны соглашения между городами-побратимами Ханчжоу - Казань (16 октября 2003 г.), Хэган - Биробиджан (2003 г.).

С 2006 г. начинают осуществляться два инновационных направления китайско-российских отношений: первое - заседания совместных межпарламентских комиссий, созданных Государственной думой и Советом Федерации РФ совместно с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП); второе - проведение тематических годов, в которых участвовали города-побратимы и регионы-побратимы Китая и России. 2006 год был объявлен Годом России в Китае, а 2007 г. - Годом Китая в России. Между городами-побратимами Цитайхэ - Артём (14 сентября 2004 г.), Чжанцзяган - Вязьма (11 октября 2004 г.), Лхаса - Элиста (27 октября 2004 г.), Лицзян - Казань (15 октября 2006 г.), Янчжоу - Балашиха (2006 г.) были официально установлены отношения. В ноябре 2004 г. китайский городской район Юйчжун (г. Чунцин) и город Владимир в марте 2005 г. - провинция Цзянси и Ярославская область подписали соглашение о развитии побратимских связей [3].

В 2007 г. были установлены побратимские отношения между следующими парами городов: Циндао -Санкт-Петербург, Цзыбо - Братск, Сюйчан - Кинель, Чжаньцзян - Серпухов, Харбин - Якутск. В этом же году Чанцзи-Хуэйский автономный округ подписал соглашение о сотрудничестве по линии побратимства с городом Барнаул, а китайский автономный район Внутренняя Монголия установил побратимские отношения с Республикой Тыва. В 2008 г. город Харбин установил побратимские отношения с городом Краснодар, а китайская провинция Шаньдун подписала соглашение о сотрудничестве с Республикой Татарстан на уровне регионов-побратимов, такое же соглашение было заключено между городом Шэньчжэнь и Самарской областью. В 2009 г. были заключены соглашения о развитии побратимских связей между городами-побратимами Хэйхэ - Благовещенск, Кайфэн - Омск. В 2010 г. китайский город Шиян и российский город Энгельс официально стали городами-побратимами, а китайская провинция Хэйлунцзян установила побра-тимские отношения с Еврейской автономной областью [26].

Развитие китайско-российских межрегиональных отношений в первое десятилетие XXI в. было закреплено еще 26 соглашениями между городами-побратимами и 11 соглашениями между регионами-побратимами. Система межрегионального побратимского взаимодействия была ориентирована на решение разных целей в области соразвития китайских и российских

городов и регионов в сферах торгово-экономического, культурно-образовательного сотрудничества, расширяя контакты в области науки, спорта, здравоохранения. Стратегическое значение в межрегиональном сотрудничестве двух стран отводилось прежде всего приграничным территориям Китая и России, а также близко расположенным к КНР российским регионам, не имеющим общей границы с Китаем. Первой попыткой систематизации и официального оформления намерений, целей, задач сотрудничества регионов двух стран в конкретный план, программу совместной деятельности являлось принятие в 2009 г. Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Восточного Китая до 2018 г. Прочную основу в межрегиональном российско-китайском сотрудничестве заложили мероприятия в рамках проведения Года русского языка в Китае (2009 г.) и Года китайского языка в России (2010 г.).

Анализ процесса установления китайско-российских межрегиональных побратимских связей в период с 2000 по 2010 г. показывает, что особую активность в развитии данного вида сотрудничества в КНР проявлял не только Северо-Восточный регион, но и Центральный регион. Среди северо-восточных провинций и городов в поддержании межрегионального сотрудничества с Россией был особенно заинтересован город Харбин, так как он имел 4 пары побратимских связей с российскими городами. В систему китайско-российского побратимского межрегионального сотрудничества добавились такие города Северо-Восточного Китая, как Сянфань, Цитайхэ, Хэган. Если в 1990-е гг. города и провинции Центрального региона почти не проявляли повышенный интерес к развитию межрегионального сотрудничества с Россией по линии побратимства, то в 2000-е гг. города одной из центральных провинций Хэнань, а именно ведущие города Кайфэн, Лоян, Сюйчан, Пиндиньшань, стали лидерами в развитии китайско-российских межрегиональных связей, наряду с северо-восточными китайскими городами. Постепенно в систему межрегионального сотрудничества по линии побратимства с Россией включались южные, западные и северо-западные города и провинции Китая, хотя эти примеры были единичными случаями и не имели таких масштабов сотрудничества, как на северо-востоке КНР. Сохранение приоритетных позиций северо-востока КНР в развитии побратимских связей с Россией и расширение числа участников системы межрегионального сотрудничества со стороны северо-восточных районов и городов до 37 к 2010 г. свидетельствовали о влиянии на развитие Северо-Восточного региона Китая расширяющегося с каждым годом сотрудничества с различными городами и регионами России. При этом значительная роль по-прежнему отводилась потенциалу северо-восточных провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в области торгово-экономического сотрудничества, а также географической близости к территории РФ. С российской стороны ведущая роль по-прежнему отводилась городам административных субъектов РФ преимущественно европейской части России. Только 3 города Дальнего Востока России (Благовещенск, Биробиджан и

Артем) вошли в систему российско-китайского межрегионального побратимского взаимодействия в 2000-е гг. Основу отношений китайских и российских городов-побратимов, как и в 1990-е гг., составляло торгово-экономическое сотрудничество. Но именно в 2000-е гг. активизируется сотрудничество в образовательной сфере между регионами двух стран. Было открыто свыше 20 Институтов Конфуция в основных городах-побратимах России, которым отводилась значительная роль в осуществлении культурно-образовательных связей, популяризации китайского языка и культуры среди русского населения.

Заинтересованность китайских городов и регионов в сотрудничестве с Россией (2010-е гг. по настоящее время). В 2010-е гг. межрегиональные китайско-российские отношения характеризовались расширением и дальнейшим нормативно-правовым оформлением системы взаимодействия городов-побратимов и регионов-побратимов двух стран. В период с 2011 по 2014 г. проводится значительная подготовительная работа по созданию специализированных комиссий, подкомиссий, регулирующих различные направления сотрудничества Китая и России. Одним из основных механизмов сотрудничества между Китаем и Россией являлась деятельность китайско-российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также 12 отраслевых подкомиссий. 2012 и 2013 гг. были объявлены тематическими годами туризма в России и в Китае. За период с 2011 по 2014 г. были подписаны новые соглашения об установлении побратимских связей, вовлекая тем самым в систему китайско-российского побратимства новые города и регионы. Городами-побратимами в период с 2011 по 2014 г. стали: Ичунь - Биробиджан (2011 г.), Цзянъинь - Владимир (2011 г.), Гуюань -Калининград (2011 г.), Линьцан - Дубна (2011 г.), Ка-рамай -Искитим (2011 г.), Шэньян - Уфа (2011 г.), Чэнду - Волгоград (2011 г.), Чжухай - Жуковский (2012 г.), Хуайань - Магнитогорск (2012 г.), Чжэнц-зян - Ставрополь (2012 г.), Шанжао - Суздаль (2012 г.), Фукан - Бердск (2013 г.), Шуанъяшань - Магадан (2013 г.), Шэньян - Новосибирск (2013 г.), Гуандун -Санкт-Петербург (2014 г.), Алтай - Новоалтайск (2014 г.), Чанчжоу - Ставрополь (2014 г.), Вэйнань -Комсомольск-на-Амуре (2014 г.), город Цзиси - Новосибирский район (21 июня 2014 г.), Биньчжоу - Калуга (15 июля 2015 г.). Система китайских и российских регионов-побратимов за эти 4 года также расширилась. Китайская провинция Гуандун установила побратимские отношения с Хабаровским краем в 2012 г. В 2014 г. китайская провинция Аньхой установила побратимские отношения с Нижегородской областью, а провинция Хэйлунцзян с Сахалинской областью [27].

Развитие китайско-российских межрегиональных отношений, в том числе при активном участии городов-побратимов и регионов-побратимов, повлияло на важное событие, произошедшее в 2014 г. Между Министерством регионального развития РФ и Государственным комитетом КНР по развитию и реформам

20 мая 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества [28]. Новая пара городов-побратимов Цицикар - Уфа была образована в 2015 г. По-братимские отношения в 2016 г. продолжили устанавливать российские города и регионы: Бицзе - Звенигород, Харбин - Мурманск, Сянтань - Ульяновск, Хэфэй -Уфа, Наньчан - Уфа, район Футянь города Шэнь-чжэнь - Тольятти. В 2017-2019 гг. особую активность в развитии межрегионального сотрудничества по линии регионов-побратимов проявила Нижегородская область, подписав соглашения о побратимских связях с провинциями Хунань (2017 г.) и Хубэй (2019 г.). Кроме того, провинция Хэйлунцзян в 2018 г. установила побратимские отношения с Калужской областью. В 2020 г. соглашение о побратимстве подписывают города Цюйцзин и Волгоград [3].

За второе десятилетие XXI в. было подписано 27 соглашений о сотрудничестве между городами-побратимами и 6 соглашений между регионами-побратимами КНР. Анализ процесса установления китайско-российских побратимских межрегиональных связей в период с 2010 г. по настоящее время показывает, что особую активность в развитии данного вида сотрудничества в КНР проявлял не только Северо-Восточный регион, но и Восточный регион. В систему китайско-российского побратимского межрегионального сотрудничества были включены такие города северо-востока Китая, как Ичунь, Шуанъяшань. Если в 1990-2000-е гг. города и провинции Восточного региона почти не проявляли повышенного интереса к развитию межрегионального сотрудничества с Россией по линии побратимства, то в 2010-е гг. ведущие города Чанчжоу, Чжэцзян, Хуайань, Цзянъинь одной из восточных провинций Цзянсу стали лидерами в развитии китайско-российских межрегиональных связей, наряду с северо-восточными китайскими городами. В систему межрегионального сотрудничества по линии побратимства с Россией в 2010-е гг. включались города южной китайской провинции Гуандун, хотя эти примеры были единичными случаями и не имели таких масштабов сотрудничества, как на северо-востоке КНР. С российской стороны ведущая роль по-прежнему отводилась городам административных субъектов РФ преимущественно европейской части России. В систему межрегионального побратимского сотрудничества вступают такие города Дальнего Востока России, как Мурманск и Магадан, а отношения по линии регионов-побратимов начинает поддерживать Сахалинская область. Основу отношений китайских и российских городов-побратимов и регионов-побратимов, как и в 1990-2000-е гг., составляло торгово-экономическое сотрудничество. Но именно в 2010-е гг. активизируется сотрудничество в области туризма между регионами двух стран.

Во второй половине 2010-х гг. начинается активная подготовка к реализации тематических годов. В 20182019 гг. были проведены года российско-китайского межрегионального сотрудничества, направленные на укрепление взаимовыгодных связей между двумя странами [29]. В рамках развития дальнейшего китайско-

российского межрегионального сотрудничества в 2018 г. была подписана Программа развития китайско-российского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024 гг. В 2018 г. Минэкономразвития России и Минкоммерции Китая заключили Меморандум о сотрудничестве в области торговли услугами, в этом же году был подписан план развития сельского хозяйства Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Восточного Китая. А в 2020 г. была принята Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. [30]. Определенный интерес к институту побратимских связей со стороны правительственных органов Китая и России был проявлен в 2021 г., когда руководитель Канцелярии по международному военному сотрудничеству Центрального военного совета КНР Ци Говэй и руководитель Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России Александр Кшимовский подписали Меморандум об установлении побратимских отношений.

В заключение подведем основные итоги. Политика КНР по развитию межрегионального побратимского сотрудничества с российскими городами и регионами контролировалась со стороны китайских правительственных органов и реализовывалась в рамках деятельности Китайской ассоциации дружбы с зарубежными странами и Китайского международного общества породненных городов. Поддержание данного вида межрегионального и межмуниципального взаимодействия со стороны Китая выстраивалось на основе принципов равенства и взаимной выгоды, а также соответствовало стратегии скоординированного регионального развития КНР. В 1990-е гг. особую активность в формировании системы межрегионального побратимского сотрудничества с Россией проявил Северо-Восточный регион Китая, 22 города и 3 провинции которого подписали соглашение о сотрудничестве как с приграничными российскими городами и регионами, так и с муниципалитетами, краями/областями, расположенными в европейской части России. Основным направлением взаимодействия городов-побратимов и регионов-побратимов Китая и России в 1990-е гг. являлось гуманитарное и торгово-экономическое сотрудничество. В 2000-е гг. китайская политика по развитию межрегионального побра-тимского сотрудничества с Россией была направлена на вовлечение городов, провинций Центрального региона КНР в систему китайско-российского взаимодействия, а основным направлением сотрудничества выступали торгово-экономические отношения, а также расширение культурно-образовательных связей. В 2010-е гг. китайские города Восточного региона проявили особую активность в развитии побратим-ского сотрудничества, помимо торгово-экономических связей расширилось беспрецедентное туристическое взаимодействие. Оценивая роль городов-побратимов и регионов-побратимов в развитии китайско-российского межрегионального сотрудничества в

период с 1988 г. (год установления первых побратим-ских связей) по настоящее время, необходимо отметить, что за весь период было подписано 122 соглашения об установлении побратимских связей, среди них 31 соглашение между регионами-побратимами и 91 соглашение между городами-побратимами. Система

китайско-российского межрегионального побратим-ского взаимодействия, выстроенная за последние десятилетия, сыграла важную роль в углублении взаимопонимания, расширении дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Россией [2].

Список источников

1. Чжунго жэньмин дуй вай юхао сехуэй (Китайская ассоциация дружбы с зарубежными странами). URL:

https://www.cpaffc.org.en/index/index/index/lang/1.html (дата обращения: 21.03.2022).

2. Чжунго гоцзи юхао чэнши ляньхэ хуэй чжанчэн (Китайское международное общество породнённых городов). URL:

https://www.xsbn.gov.cn/wsqwb/53131.news.detail.dhtml?news_id=884280 (дата обращения: 04.11.2022).

3. Чжунго гоцзи юхао чэнши цуцзинь хуэй цзуцзянь сянгуань чжуанье вэйюаньхуэй цзичжэ хуэй цзайцзин цзюсин (В Пекине состоялась

пресс-конференция, посвященная созданию специализированного комитета Китайской ассоциации содействия международным связям городов-побратимов). URL: https://www.sohu.eom/a/358324715_100123282 (дата обращения: 01.11.2022).

4. Макеева С. Б. Исторический опыт реализации стратегий пространственного регионального развития в КНР (1949-2019) // Восток. Афро-

азиатские общества: история и современность. 2020. № 4. С. 196-206.

5. Александрова М. В. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество // Китайская Народная Республика: политика,

экономика, культура. 2019-2021. М., 2022. С. 326-334.

6. Ларин В. Л. Россия в планах и программах приграничных территорий Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2021.

Т. 64, № 12. С. 5-14.

7. Ломанов А.В. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12. С. 8-18.

8. Ху Жэнься. Чжунго дунбэй юй Элосы юаньдун цюйюй цзинцзи хэцзо яньцзю (Исследование регионального экономического сотрудниче-

ства между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России). Пекин : Изд-во литературы по общественным наукам, 2014. 212 с. (на кит. яз.)

9. Тянь Чуньшэн. Элосы цзинцзи вайцзяо юй Чжун Э хэцзо моши (Российская экономическая дипломатия и модель китайско-российского

сотрудничества). Пекин : Изд-во литературы по общественным наукам, 2014. 418 с. (на кит. яз.)

10. Гэ Синьжун. Элосы цюйюй цзинцзи чжэнцэ яньбянь цзи ци дуй Чжун Э дицюй хэцзо дэ инсян яньцзю (Исследование влияния региональной экономической политики России на китайско-российское межрегиональное сотрудничество). Харбин : Изд-во Харбинского ун-та, 2020. 304 с. (на кит. яз.)

11. Тао Юань, Не Пинь. Чжунго хэ Элосы жэньвэнь цзяолю ши (17 шицзи чжицзинь) (История гуманитарного взаимодействия Китая и России с XVII в. по настоящее время). Пекин : Наука, 2019. 240 с. (на кит. яз.).

12. Чжу Сяньпин. Элосы дунбу цзи нэнъюань кайфа юй Чжунго дэ худун хэцзо (Взаимодействие и сотрудничество Востока России и Китая в сфере разработки энергетических ресурсов). Чанчунь : Чанчуньское изд-во, 2009. 257 с. (на кит. яз.).

13. Чжэн Юй, Пан Чанвэйю. Элосы нэнъюань вайцзяо юй Чжун Э юци хэцзо (Российская энергетическая дипломатия и китайско-российское нефтегазовое сотрудничество). Пекин : Мировые знания, 2003. 427 с. (на кит. яз.).

14. Янь Вэй. Элосы нэнъюань чжаньлюэ юй Чжун Э нэнъюань хэцзо яньцзю (Исследование энергетической стратегии России и китайско-российского энергетического сотрудничества). Шэньян : Изд-во Северо-Восточного ун-та, 2013. 146 с. (на кит. яз.).

15. Се Вэньсинь. Диюань шицзяо ся Чжунго юй Элосы цзи чжун я гэго дэ нэнъюань хэцзо (Энергетическое сотрудничество Китая, России и стран Центральной Азии с геополитической точки зрения). Пекин : Изд-во Синьхуа, 2013. 287 с. (на кит. яз.)

16. Бай Гэньсюй, Дин Хуэй, Чжао Цин, Ли Бинь. Чжун Э юци хэцзо: сяньчжуан юй циши (Китайско-российское нефтегазовое сотрудничество: современная обстановка и новые мысли). Пекин : Нефтяная промышленность, 2013. 421 с. (на кит. яз.).

17. Юй Чуньлин. Элосы нэнъюань вайцзяо чжэнцэ яньцзю (Исследование внешней политики России в области энергетики). Пекин : Изд-во литературы по общественным наукам, 2012. 318 с. (на кит. яз.).

18. Ло Лань. Чжунго дэ цзюэци юй Элосы дэ шуайло (Возвышение Китая и закат России). Чжэцзян : Изд-во Чжэцзянского ун-та, 2012. 400 с. (на кит. яз.).

19. Сунь Фан. Элосы дэ Чжунго синсян (Образ Китая в России). Пекин : Народное изд-во, 2010. 268 с. (на кит. яз.).

20. Чжун Япин, Чжан Гофэн. Сулянь-Элосы: кэцзи юй цзяоюй фачжань (Советский Союз - Россия: развитие науки, техники и образования). Пекин : Просвещение, 2003. 341 с. (на кит. яз.).

21. Ми Цзюнь. Элосы цзиньжун гайгэ хуэйгу юй чжаньван (Ретроспектива и перспектива финансовой реформы в России). Пекин : Изд-во литературы по общественным наукам, 2012. 360 с. (на кит. яз.).

22. Хэнань шэн гоцзи юхао чэнши саньши нянь. (Тридцать лет международным отношениям городов-побратимов провинции Хэнань). Хэнань : Народное изд-во провинции Хэнань, 2011. 499 Й. (на кит. яз.).

23. Гу Сяоюань, Ли Цзяшань, Чжу Сяоюнь. Бэйцзин гоцзи юхао чэнши яньцзю (Исследование международных связей Пекина и городов-побратимов). Пекин : Туристическое образование, 2020. 304 с. (на кит. яз.).

24. Цзинь Ли. Чэнши дуй вайцзяо ван юй гоцзя жуань шили (Внешние связи городов и мягкая сила государства). Пекин : Мировые знания, 2020. 264 с. (на кит. яз.).

25. 20 шицзи мочжи 21 шицзи Сывэйэрдэлофусыкэ чжоу юй Хэйлунцзян шэн дэ вэньхуа хэцзо (Культурное сотрудничество Свердловской области и провинции Хэйлунцзян с к. ХХ в. по н. XXI в.). URL: https://www.fx361.com/page/2019/0627/5258296.shtml (дата обращения: 22.11.2022).

26. Чжунго гоцзи юхао чэнши ляньхэхуэй дисы цзе цюаньго лишихуэй биму (Завершилось Четвертое заседание общегосударственного совета Китайского международного общества породненных городов). URL: https://www.chinanews.com.cn/news/2005/2005-09-12/8/624840.shtml (дата обращения: 01.11.2022).

27. Чжунго гоцзи юхао чэнши ляньхэхуэй диу цзе цюаньго лишихуэй чжаокай (Проведение Пятого заседания общегосударственного совета Китайского международного общества породненных городов). URL: http://www.gov.cn/gzdt/2014-08/24/content_2209837.htm (дата обращения: 06.12.2022).

28. Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам (Шанхай, 20 мая 2014 г.). URL: https://base.garant.ru/70699054/ (дата обращения: 01.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Об образовании организационного комитета по проведению Годов российско-китайского межрегионального сотрудничества. URL: http://government.ru/docs/33364/ (дата обращения: 06.12.2022).

30. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 г. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24092020-n-2464-r/natsionalnaia-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-dalnego/ (дата обращения: 02.12.2022).

References

1. China Foreign Friendship Association. [Online] Available from: https://www.cpaffc.org.en/index/index/index/lang/1.html (Accessed: 21.03.2022).

(In Chinese).

2. China International Sister Cities Society. [Online] Available from: https://www.xsbn.gov.cn/wsqwb/53131.news.detail.dhtml?news_id=884280 (Ac-

cessed: 04.11.2022). (In Chinese).

3. Sohu.com. (2022) A press conference was held in Beijing to establish a specialized committee of the China Sister Cities International Relations

Association. [Online] Available from: https://www.sohu.com/aZ358324715_100123282 (Accessed: 01.11.2022). (In Chinese).

4. Makeeva, S.B. (2020) Istoricheskiy opyt realizatsii strategiy prostranstvennogo regional'nogo razvitiya v KNR (1949-2019) [Historical experience

in implementing spatial regional development strategies in the PRC (1949-2019)]. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost'. 4. pp. 196-206.

5. Aleksandrova, M.V. (2022) Rossiysko-kitayskoe prigranichnoe i mezhregional'noe sotrudnichestvo [Russian-Chinese border and interregional co-

operation]. In: Kitayskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura. 2019—2021 [People's Republic of China: politics, economics, culture. 2019-2021]. Moscow. pp. 326-334.

6. Larin, V.L. (2021) Rossiya v planakh i programmakh prigranichnykh territoriy Kitaya [Russia in the plans and programs ofthe border areas of China].

Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 64 (12). pp. 5-14.

7. Lomanov, A.V. (2017) Novye kontseptsii kitayskoy vneshney politiki [New concepts of Chinese foreign policy]. Aziya i Afrika segodnya. 12. pp. 8-

18.

8. Hu Renxia. (2014) Research on regional economic cooperation between Northeast China and the Russian Far East. Beijing: Social Sciences Liter-

ature Publishing House. (In Chinese).

9. Tian Chunsheng. (2014) Russian Economic Diplomacy and the Model of Sino-Russian Cooperation. Beijing: Social Sciences Literature Publishing

House. (In Chinese).

10. Ge Xinrong. (2020) A study ofthe impact of Russia's regional economic policy on Sino-Russian interregional cooperation. Harbin: Harbin University Press. (In Chinese).

11. Tao Yuan & Nie Ping (2019) History of humanitarian interaction between China and Russia from the 17th century to the present. Beijing: Science. (In Chinese).

12. Zhu Xianping (2009) Interaction and cooperation between the East of Russia and China in the development of energy resources. Changchun: Changchun Publishing House. (In Chinese).

13. Zheng Yu & Pang Changweiyu. (2003) Russian Energy Diplomacy and Sino-Russian Oil and Gas Cooperation. Beijing: World Knowledge. (In Chinese).

14. Yan Wei. (2013) Research on Russia's Energy Strategy and Sino-Russian Energy Cooperation. Shenyang: Northeastern University Press. (In Chinese).

15. Xie Wenxin. (2013) Energy cooperation between China, Russia and the countries of Central Asia from a geopolitical point of view. Beijing: Xinhua

Publishing House. (In Chinese).

16. Bai Genxu et al. (2013) Sino-Russian oil and gas cooperation: current situation and new thoughts. Beijing: Oil industry. (In Chinese).

17. Yu Chunling. (2012) Study of Russia's foreign energy policy. Beijing: Social Sciences Literature Publishing House. (In Chinese).

18. Lo Lan. (2012) The rise of China and the decline of Russia. Zhejiang: Zhejiang University Press. (In Chinese).

19. Sun Fang. (2010) Image of China in Russia. Beijing: People's Publishing House. (In Chinese).

20. Zhong Yaping & Zhang Guofeng. (2003) Soviet Union — Russia: the development of science, technology and education. Beijing: Education. (In Chinese).

21. Mi Jun. (2012) Retrospective and Perspective of Financial Reform in Russia. Beijing: Social Sciences Literature Publishing House. (In Chinese).

22. Henan People's Press. (2011) Thirty Years of International Relations of Henan Sister Cities. Henan: Henan People's Press. (In Chinese).

23. Gu Xiaoyuan, Li Jiashan & Zhu Xiaoyun. (2020) Study of International Relations of Beijing and Twin Cities. Beijing: Tourism Education. (In Chinese).

24. Jin Li. (2020) Foreign relations of cities and soft power of the state. Beijing: World Knowledge. (In Chinese).

25. Fx361.com. (2019) Cultural cooperation between the Sverdlovsk region and Heilongjiang province from the end ofthe 20th century to the present.

[Online] Available from: https://www.fx361.com/page/2019/0627/5258296.shtml (Accessed: 22.11.2022). (In Chinese).

26. China News. (2005) The Fourth Meeting of the National Council of the China International Twin Cities Society ended. [Online] Available from: https://www.chinanews.com.cn/news/2005/2005-09-12/8/624840.shtml (Accessed: 01.11.2022). (In Chinese).

27. Gov.cn. (2014) The Fifth Meeting of the National Council of China International Twin Cities Society. [Online] Available from: http://www.gov.cn/gzdt/2014-08/24/content_2209837.htm (Accessed: 06.12.2022). (In Chinese).

28. Garant. (2014) Memorandum of Understanding in the field of interregional and cross-border cooperation between the Ministry of Regional Development of the Russian Federation and the State Committee for Development and Reforms of the People's Republic of China (Shanghai, May 20, 2014). [Online] Available from: https://base.garant.ru/70699054/ (Accessed: 01.11.2022). (In Russian).

29. Government.ru. (2022) On the Formation of an Organizing Committee for the Years of Russian-Chinese Interregional Cooperation. [Online] Avail-

able from: http://government.ru/docs/33364/ (Accessed: 06.12.2022). (In Russian).

30. Sudact.ru. (2020) National program for the socio-economic development of the Far East for the period up to 2024 and for the future up to 2035. [Online] Available from: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24092020-n-2464-r/natsionalnaia-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-dalnego/ (Accessed: 02.12.2022). (In Russian).

Информация об авторе:

Макеева С.Б. - канд. ист. наук, зав. отделом исторической и региональной демографии Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Москва, Россия). E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-2953-0411

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

S.B. Makeeva, Cand. Sci. (History), head of the Department of Historical and Regional Demography, Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-2953-0411

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 25.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 25.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.