Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ГОРОДА ХАРБИН В СИСТЕМЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ (1993 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ГОРОДА ХАРБИН В СИСТЕМЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ (1993 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК КИТАЯ / ХАРБИН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / ХАБАРОВСК / ЯКУТСК / МУРМАНСК / КРАСНОДАР / ПАРТНЁРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

Рассмотрена специфика регионального развития северо-восточного города Харбин в системе партнёрского, побратимского межмуниципального сотрудничества с российскими городами - Хабаровском, Якутском, Краснодаром и Мурманском. Особое внимание уделено перспективам и возможностям в поддержании межмуниципального взаимодействия по линии Харбин - российские города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CHINESE CITY HARBIN IN THE SYSTEM OF INTER-MUNICIPAL COOPERATION WITH RUSSIA (FROM 1993 TO THE PRESENT)

The aim of this article is to consider the specifics of the regional development of the northeastern city Harbin in the system of partnership, sister city inter-municipal cooperation with Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Krasnodar and Murmansk. Special attention is also paid to the prospects and opportunities in maintaining intermunicipal cooperation between Harbin and the Russian cities. Chinese researchers (Zhang Xiujie, Ma Xiaohe, Yu Yabin, Du Lizhu, Yang Qingshan, Zhao Yichun, Yu Bingyan, Li Tuliang) consider the peculiarities of the economic, geographical, historical transformations of Harbin, a northeastern city in China. Until now, there has been no comprehensive analysis of the modern interaction between Harbin and the Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Krasnodar and Murmansk in Russian and Chinese research. Plans for regional transformations in the province of Heilongjiang at the beginning of the 21st century. aim to revive the old industrial bases in Northeast China. The key role in this process belongs to Harbin, a historical and cultural city, the northeastern center of the economy, politics, trade, culture, science and technology; a future big data storage and processing center in North China; the city of an innovative model of ecological construction of the digital economy of the northeast of China. The history of Harbin's regional development shows this city is a space of historical integration of cultures of different countries, it is a famous historical city with a great cultural heritage and distinctive features of multiculturalism. In regional transformations, Harbin pays special attention to the inter-municipal interaction with foreign cities. After the normalization of Soviet-Chinese relations in 1985, practically the entire Northeast of the PRC played a leading role in restoring ties with Russian cities and regions. The modern development of Harbin in cooperation with the cities of the world is built on the basis of the implementation of the global project of the New Silk Road - the One Belt, One Road (OBOR) initiative. The Chinese side is interested in moving the dialogue with Russian sister cities from humanitarian cooperation to multi-vector partnerships. Harbin attaches great importance to inter-municipal cooperation with foreign cities under the Chinese concept of “foreign affairs for the people”. The Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Murmansk, Krasnodar became Harbin's sister cities; their cooperation since the early 1990s has developed in various directions. The experience of inter-municipal twinning, partnership cooperation accumulated over the past decades between Harbin and Khabarovsk, Yakutsk, Murmansk, and Krasnodar can serve as a basis for further interaction between the Chinese city Harbin and other Russian cities.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ГОРОДА ХАРБИН В СИСТЕМЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ (1993 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)»

Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. С. 121-129 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 483. рр. 121-129

Научная статья

УДК 94(510)(=091)+(045)

ао1: 10.17223/15617793/483/13

История развития китайского города Харбин в системе межмуниципального сотрудничества с Россией (1993 г. по настоящее время)

Светлана Борисовна Макеева1

1Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук, Москва, Россия msbmag9581@yandex. ги

Аннотация. Рассмотрена специфика регионального развития северо-восточного города Харбин в системе партнёрского, побратимского межмуниципального сотрудничества с российскими городами - Хабаровском, Якутском, Краснодаром и Мурманском. Особое внимание уделено перспективам и возможностям в поддержании межмуниципального взаимодействия по линии Харбин - российские города.

Ключевые слова: Северо-Восток Китая, Харбин, региональная история, города-побратимы, Хабаровск, Якутск, Мурманск, Краснодар, партнёрское сотрудничество

Для цитирования: Макеева С.Б. История развития китайского города Харбин в системе межмуниципального сотрудничества с Россией (1993 г. по настоящее время) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. С. 121-129. аог 10.17223/15617793/483/13

Original article

doi: 10.17223/15617793/483/13

The history of the development of the Chinese city Harbin in the system of inter-municipal cooperation with Russia (from 1993 to the present)

Svetlana B. Makeeva1

1 Institute _ for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, msbmag9581@yandex.ru

Abstract. The aim of this article is to consider the specifics of the regional development of the northeastern city Harbin in the system of partnership, sister city inter-municipal cooperation with Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Krasnodar and Murmansk. Special attention is also paid to the prospects and opportunities in maintaining intermunicipal cooperation between Harbin and the Russian cities. Chinese researchers (Zhang Xiujie, Ma Xiaohe, Yu Yabin, Du Lizhu, Yang Qingshan, Zhao Yichun, Yu Bingyan, Li Tuliang) consider the peculiarities of the economic, geographical, historical transformations of Harbin, a northeastern city in China. Until now, there has been no comprehensive analysis of the modern interaction between Harbin and the Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Krasnodar and Murmansk in Russian and Chinese research. Plans for regional transformations in the province of Hei-longjiang at the beginning of the 21st century. aim to revive the old industrial bases in Northeast China. The key role in this process belongs to Harbin, a historical and cultural city, the northeastern center of the economy, politics, trade, culture, science and technology; a future big data storage and processing center in North China; the city of an innovative model of ecological construction of the digital economy of the northeast of China. The history of Harbin's regional development shows this city is a space of historical integration of cultures of different countries, it is a famous historical city with a great cultural heritage and distinctive features of multiculturalism. In regional transformations, Harbin pays special attention to the inter-municipal interaction with foreign cities. After the normalization of Soviet-Chinese relations in 1985, practically the entire Northeast of the PRC played a leading role in restoring ties with Russian cities and regions. The modern development of Harbin in cooperation with the cities of the world is built on the basis of the implementation of the global project of the New Silk Road - the One Belt, One Road (OBOR) initiative. The Chinese side is interested in moving the dialogue with Russian sister cities from humanitarian cooperation to multi-vector partnerships. Harbin attaches great importance to inter-municipal cooperation with foreign cities under the Chinese concept of "foreign affairs for the people". The Russian cities Khabarovsk, Yakutsk, Murmansk, Krasnodar became Harbin's sister cities; their cooperation since the early 1990s has developed in various directions. The experience of inter-municipal twinning, partnership cooperation accumulated over the past decades between Harbin and Khabarovsk, Yakutsk, Murmansk, and Krasnodar can serve as a basis for further interaction between the Chinese city Harbin and other Russian cities.

Keywords: Northeast China, Harbin, regional history, sister cities, Khabarovsk, Yakutsk, Murmansk, Krasnodar

© Макеева С.Б., 2022

For citation: Makeeva, S.B. (2022) The history of the development of the Chinese city Harbin in the system of intermunicipal cooperation with Russia (from 1993 to the present). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal. 483. рр. 121-129. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/483/13

Введение. С 1985 г., с начала периода нормализации и восстановления китайско-советских отношений, северо-восточные города и провинции Китая проявляли активность в установлении и развитии межрегионального и межмуниципального сотрудничества с областями и краями, городами Советского Союза. Особая роль в данном процессе отводилась системе побратимского сотрудничества, которая регулировалась четкими указаниями ЦК КПК и Государственного совета через Китайскую ассоциацию дружбы с зарубежными странами (ФНАКЯ^Ш^). Китайская сторона была заинтересована вывести диалог с городами-побратимами и регионами-побратимами России из разряда гуманитарного сотрудничества в систему многовекторного партнёрского взаимодействия.

В сложившейся современной ситуации исследование различных направлений российско-китайских отношений представляет особую значимость. Важная роль отводится изучению практических результатов партнерского взаимодействия российских и китайских регионов и городов. На фоне крупных китайских макрорегионов, поддерживающих сотрудничество с Россией на протяжении последних 30 лет, выделяется приграничный Северо-Восточный Китай, а среди северо-восточных городов стоит отметить роль города Харбина (провинция Хэйлунц-зян), за которым в качестве побратимских партнёров были закреплены 4 российских города - Хабаровск, Якутск, Краснодар и Мурманск. Межмуниципальное сотрудничество с этими городами развивалось по различным направлениям.

Современная заинтересованность России в поддержании отношений с Китаем, получении практических результатов, с одной стороны, должна быть основана на глубоком анализе развития китайских партнёрских городов и регионов, их опыте решения проблем муниципального и регионального хозяйства, перспективных проектах преобразований на ближайшие годы, а с другой - необходимо проследить накопленный опыт партнёрского сотрудничества по линии «российские - китайские города и регионы». Только комплексное рассмотрение этих двух аспектов позволит использовать информацию с практической пользой для российских городов, планирующих встроиться в систему взаимодействия с китайскими городами и получать реальные практические результаты от сотрудничества.

Целью данной статьи является рассмотрение специфики регионального развития северо-восточного города Харбина в системе партнёрского, побратим-ского межмуниципального сотрудничества с российскими городами: Хабаровском, Якутском, Краснодаром и Мурманском. Особое внимание уделено перспективам и возможностям в поддержании межмуниципального взаимодействия по линии Харбин -российские города.

Стоит отметить, что рассмотрению особенностей развития китайского города посвящены работы китайских специалистов (Чжан Сюцзе, Ма Сяохэ, Юй Ябиня, Ду Личжу, Ян Циншаня, Чжао Ичуня, Юй Би-ньяна, Ли Туляна), в которых представлены экономические, географические, исторические преобразования одного из северо-восточных городов Китая -Харбин. До настоящего времени комплексное рассмотрение современного взаимодействия города Харбин с такими российскими городами, как Хабаровск, Якутск, Краснодар и Мурманск, не было представлено в работах отечественных и китайских специалистов.

История пространственных преобразований в городе Харбин в 1980-2020-е гг. Особый импульс развитию северо-восточного города Харбин придала политика «реформ и открытости», реализовывавшаяся в КНР с 1978 г. Революционный комитет города Харбин 11 января 1980 г. был преобразован в Народное правительство города, в подчинении которого находилось 7 городских районов: Даоли, Даовай, Наньган, Сянфан, Дунли, Тайпин и Пинфан [1]. В октябре 1983 г. по инициативе Государственного совета два уезда Ачэн и Хулань вошли в состав города Харбин. 2 февраля 1991 г. уезды Фанчжэн, Биньсянь, Илань города Цзямусы были переданы Госсоветом городу Харбин [2].

Расширение городских границ Харбина оказало влияние на социально-экономические преобразования городской инфраструктуры. 20 июля 1992 г. было полностью завершено строительство магистрального газопровода от уезда Илань до Харбина, общей протяженностью 249 км. В 1992 г. в рамках Шестой сессии Девятого собрания народных представителей на муниципальном уровне было принято решение о пространственных преобразованиях района ветхого жилья в г. Харбин. 11 октября 1993 г. была проведена реконструкция городского района аварийных домов «Дади дибао», где в начале ХХ в. проживали семьи бедных харбинских железнодорожников. В общей сложности к октябрю 1993 г. первая очередь проекта была завершена и построено 47 современных зданий [3].

В ходе общегосударственной реформы административного деления на муниципальном уровне на заседании постоянной комиссии партийного комитета провинции Хэйлунцзян 4 сентября 1996 г. было принято решение об объединении района реки Сунгари и города Харбин и формировании территории нового города Харбин, который включал в себя 7 районов, 12 уездов, в том числе мелкие города Шуанчэн, Шан-чжи, Учан, уезды Баянь, Мулань, Тунхэ и Яньшоу [4].

Одним из основных исторических источников регионального развития города Харбин выступают генеральные планы. С середины 1980-х гг. в Харбине зародилась современная городская планировка. Согласно генпланам г. Харбин от 1984 г. и от 1996 г.,

«город Харбин - это столица провинции Хэйлунцзян, исторический и культурный город, северо-восточный центр экономики, политики, торговли, культуры, науки и техники» [5]. В Генплане города Харбин от 2002 г. было указано, что это «столица провинции Хэйлунцзян, региональный центральный город, исторический и культурный город, город ледового и снежного туризма мирового уровня» [6]. В истории планирования города Харбин стоит отметить 1997 г., когда методы градостроительства изменились, когда проводились масштабные работы по диагностике улиц, микрорайонов и территорий города [7]. В 1999 г. была создана Служба стратегического планирования города Харбин. За период реализации Десятого пятилетнего плана социально-экономического развития КНР (2001-2006 гг.) были отремонтированы и расширены улицы города Харбин: Биньцзян, Гунбинь, Тунсян, Вэньчан, Чанцзян, Чаншоу, Гундянь, Сюэфу Саньдао, улица Храма Конфуция, западный участок улицы Баоцзянь; проложено 76 участков грунтовых дорог в пригородной зоне города Харбин [8].

Начало реализации Госсоветом КНР в 2003 г. «Стратегии возрождения старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае» позволило решать проблемы неравномерности и диспропорциональности развития промышленности в северо-восточных провинциях и городах, в частности в городе Харбин. В феврале 2004 г. Госсовет КНР принял решение об обновлении административного деления города Харбин. Были образованы два новых района Сунбэй и Хулань, район Тайпин был упразднён, а его административная территория передана району Даовай. Функции административного уезда Хулань были скорректированы [9]. В сентябре 2004 г. началась реализация проекта «Дадинцзышань» (^ТТ^Ш), представляющего собой проект авионики, т.е. судоходный и энергетический план по управлению основным течением реки Сунгари. В октябре 2005 г. был запущен крупнейший в городе проект центрального отопления «Даоли» [10]. В 2005 г. Бюро городского планирования города Харбин представило «Специальный план содействия инвестициям в городское пространство Харбина». В декабре 2006 г. была завершена первая фаза проекта водоснабжения Мопаньшань (ШйШ), что позволило решить проблему с поставкой воды в отдалённые районы города Харбин. В августе 2007 г. официально началось строительство главной городской магистрали «две горизонтальные и три вертикальные» (М®НЩ.) в районе Цюньли на южном берегу реки Сунгари [11].

Данный новый городской район был спроектирован и построен по высоким экологическим стандартам в соответствии с планом развитой социальной инфраструктуры [12]. В настоящее время в состав Харбина входит 18 административных центров уездного уровня, в том числе 9 районов городского подчинения, 2 города уездного уровня и 7 уездов, а именно районы Наньган, Даоли, Даовай, Пинфан, Сянфан, Сунбэй, Хулань, Ачэн, города Шуанчэн, Учан, Шанчжи, уезды Баянь, Илань, Яньшоу, Мулань, Тунхэ, Биньсянь, Фанчжэн [13].

Рассматривая историю регионального развития города Харбин, стоит отметить, что данный город - это пространство исторической интеграции культур разных стран, известный исторический город с глубоким культурным наследием и отличительными чертами мультикультурализма. Харбин - стратегически значимый региональный город, выполняющий функции столицы провинции Хэйлунцзян, так как в данном городе сосредоточены основные функциональные подразделения партийных и государственных органов провинции Хэйлунцзян. Это ключевой политический центр на Северо-Востоке КНР, а также центр приграничного взаимодействия между Китаем и Россией [14].

По состоянию на конец 2021 г. население города Харбина составило 10 млн 636 тыс. человек. В 2021 г. ВВП города Харбин достигло 535,2 млрд юаней. Будучи старой промышленной базой на Северо-Востоке Китая, Харбин имеет очень хороший производственный потенциал, выражающийся в развитой автомобильной, фармацевтической промышленности и отлаженной системе производства химического волокна [15]. За последние десятилетия была сформирована перерабатывающая база, в которой электромеханическая промышленность выступала основным направлением развития. Харбин занимает ведущую роль в Северо-Восточной Азии, связывая между собой транспортно-логистические пути Китая, Японии, Южной Кореи и России. Железная дорога Харбин-Далянь в качестве оси соединяет три мегаполиса Северо-Восточного Китая: Чанчунь, Шэньян и Далянь. В настоящее время Харбин наладил торгово-экономическое и технологическое сотрудничество более чем со 100 странами и регионами мира, и ведущую роль в этом процессе сыграла Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка.

В современных условиях реализации задач по развитию цифровой экономики особое значение отводится привлечению иностранных инвестиций в город Харбин. Для решения данной задачи важную роль играет формирование имиджа города и улучшение качества городской жизни посредством городского планирования и городского дизайна.

В сентябре 2021 г. администрация города Харбин опубликовала «План развития цифровой экономики в 14-ю пятилетку» (Ш^ШШ " + ЖЖШО), «Генеральный план строительства новой модели умного города» «План действий

по строительству нового типа инфраструктуры»

«План действий по развитию производства в сфере больших данных»

и «Примерные проекты градостроительства в эпоху цифровой экономики» (Ш^ШтШЖШ^ШШПШШ На основе данных документов в городе Харбин была сформирована система планирования цифровой экономики «1 + 4».

26 мая 2022 г. председатель Комитета по развитию и реформам в городе Харбин Ван Сицюань представил «План ускоренного развития цифровой экономики на 2022-2024 гг.»

2022-2024). В настоящее время цифровая экономика

выступает важной отправной точкой для развития стратегических инновационных отраслей экономики города Харбин в целях «перестраивания и опережения» В ближайшем будущем в Харбине будет формироваться инновационная модель экологического строительства цифровой экономики Северо-Востока, создаваться центр хранения и обработки больших данных в Северном Китае, столица провинции Хэйлунцзян выступит регионом трансформации цифровых технологий Северо-Восточной Азии. Реализация в г. Харбин «Плана ускоренного развития цифровой экономики на 2022-2024 гг.» позволит интегрировать цифровую экономику в процесс построения современной экономической системы города. Ключевыми в пространственных преобразованиях выступают четыре сферы города Харбин: 1) высокоскоростные интеллектуальные информационные сети;

2) развитие отраслей, связанных с полупроводниками;

3) трансформация сельского хозяйства с помощью цифровых технологий; 4) создание на территории Харбина «нового умного города» и повышение уровня цифровизации государственного управления. В 2022 г. Харбин сосредоточился на продвижении более 100 проектов цифровой экономики с общим объемом инвестиций более 50 млрд юаней.

В рамках регионального развития города Харбин, китайское правительство особое внимание придает тому, что он расположен в Северо-Восточном Китае и является центром Северо-Восточной Азии. Это политический, экономический и культурный центр Дунбэя. Играет ведущую роль в промышленном коридоре Харбин-Дацин-Цицикар. Харбин занимает центральное место в развитии сотрудничества с Россией, и на протяжении последних 30 лет развивал партнёрские связи с такими российскими городами, как Хабаровск, Якутск, Краснодар и Мурманск.

Харбин - Хабаровск. История сотрудничества.

Харбин активно поддерживал китайско-российское межмуниципальное сотрудничество с российским городом Хабаровском по линии городов-побратимов в сфере торговли, образования, медицины, молодежной политики, экологии, культуры, спорта и туризма [16]. «Соглашение об установлении побратимских связей между Харбином и Хабаровском» было подписано 15 июня 1993 г. Одной из регулярных форм поддержания партнёрского сотрудничества выступало участие представителей двух городов-побратимов в Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, Харбинском международном фестивале льда и снега, ежегодном праздновании Дня города Хабаровска, молодежном международном фестивале искусств «Восходящие звезды стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

В связи с возникновением необходимости регулировать возрастающие с каждым годом экономические, торгово-промышленные и образовательные связи, в 2005 г. был создан Комитет по международному сотрудничеству между Харбином и Хабаровском. Ежегодно в работе данного Комитета принимали участие китайские и российские инициативные граждане. Так,

например, в 2006 г. хабаровская делегация из 68 представителей правительственных и экономических ведомств, банков, больниц, фармацевтических, сервисных и продовольственных компаний принимала участие в работе Комитета [17].

Руководство китайского города Харбин и российского города Хабаровск придавало значительное внимание роли межмуниципального сотрудничества в развитии Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России. Так, на встрече в декабре 2019 г. мэр города Харбина Сунь Чжэ и мэр города Хабаровска С. А. Кравчук инициировали переговоры между 30 предприятиями Харбина и Хабаровска по сотрудничеству в сфере туризма, пищевого производства, переработки сельскохозяйственной продукции, выращиванию и переработке лекарственного сырья для китайской медицины.

На протяжении трёх десятилетий между городами-побратимами Харбином и Хабаровском осуществлялось сотрудничество в области транспорта и коммуникаций. На регулярной основе проводились переговоры по вопросам организации работы наплавного (понтонного) моста между пунктами пропуска «Покровка» и «Жаохэ» и открытия регулярных пассажирских речных перевозок по маршруту Хабаровск -Фуюань - Хабаровск. Харбин, поддерживая сотрудничество с Хабаровском, сформировал целую сеть трансграничного логистического направления, включающую в себя сеть воздушных, железнодорожных и автомобильных каналов. Данная сеть напрямую была связана с Харбинской зоной свободной торговли (^Ш^ШЖ), которая, по распоряжению Госсовета от 2015 г., стала территорией сотрудничества с Россией, и более 50 китайских предприятий поддерживали взаимодействие с городом Хабаровском.

На протяжении двух десятилетий Харбин и Хабаровск осуществляли активное сотрудничество в образовательной сфере между школами, вузами двух городов. В 2018 г. переход взаимодействия в данной сфере на новый уровень ознаменовала договоренность мэра города Харбин Сун Сибиня и мэра города Хабаровска А.Н. Соколова о создании в городе Харбин международной школы для учеников двух городов-побратимов [18]. Кроме того, два города-побратима поддерживали сотрудничество в области спорта начиная с 1990-х гг. Одним из ярких событий в этом направлении стало проведение 9 сентября 2017 г. парусной гонки «Харбин-Хабаровск - города китайско-российской дружбы. 2017».

В период 2020-2021 гг. межмуниципальное сотрудничество Харбина и Хабаровска перешло в новый формат, когда объемы торговли лишь возрастали, а рабочие вопросы по развитию приграничной торговли решались в онлайн-режиме на встречах администрации двух городов. Так, к концу 2021 г. основным торговым партнёром Хабаровского края выступала КНР. Из Хабаровского края в Китай в основном экспортировали древесину (55%), продукты животного происхождения (22%), а импортировали в Хабаровский край «машины, оборудование и аппаратура» (38%), «Обувь, головные уборы, зонты и др.» (11%) [19].

В 2021 г. Харбин и Хабаровск, развивая сотрудничество в области культуры, провели такие совместные мероприятия, как Азиатско-Тихоокеанский международный фестиваль искусств, международная детская художественная выставка «Молодежь демонстрирует способности и умения родного города», а также международный форум «Здоровый город - полезная практика охраны здоровья жителей». Накопленный исторический опыт межмуниципального взаимодействия Харбина и Хабаровска в современных геополитических условиях будет использоваться в целях углубления, формирования новых форм взаимовыгодного сотрудничества.

Анализ документов, предоставленных администрацией Хабаровского края, а также информации из китайских источников (народного правительства города Харбин, ежедневной газеты Хэйлунцзян, информационного сайта «Северо-Восток», новостного агентства «Харбин») о поддержании взаимодействия между двумя городами-побратимами Харбином и Хабаровском показывает, что за 30 лет партнёрского сотрудничества ежегодно проводились встречи администраций двух муниципалитетов, на которых были заявлены грандиозные планы и определялись долгосрочные проекты отношений в области торговли, образования, медицины, экономики, культуры, спорта и туризма. Практическим итогом сотрудничества стала реализация в полной мере механизма торговых связей, который включал в себя также проекты усовершенствования транс-портно-логистической системы двух городов.

Харбин - Якутск. История сотрудничества. Регулярные встречи на уровне глав муниципалитетов китайского города Харбин и российского города Якутск проходят с 2003 г. В ходе визита официальной делегации Республики Саха (Якутия) в город Харбин в июле 2003 г. состоялось подписание протокола намерений об установлении побратимских отношений между Харбином и Якутском. В 2004 г. было налажено международное пассажирское авиасообщение Муданьцзян -Якутск, основан регулярный международный грузовой маршрут Хэйхэ - Якутск и международный чартерный рейс Харбин - Якутск. 1 декабря 2005 г. город Харбин посетила делегация администрации города Якутск во главе с мэром И. Ф. Михальчуком. Итогом стало подписание соглашения о дружественном сотрудничестве между городами [20].

В июне 2006 г. губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзо посетил город Якутск и подписал двустороннее соглашение о сотрудничестве с Республикой Саха (Якутия), отметив, что в Якутске уже проживают китайцы, планирующие открыть китайский рынок для продажи китайской продукции легкой промышленности и строительных материалов. 10 января 2007 г. вице-мэр города Харбин Чжан Гуйхуа и мэр Якутска И. Ф. Михальчук подписали соглашение об установлении побратимских отношений между двумя городами. Делегация города Якутск посетила 23-й Международный фестиваль льда и снега в Харбине. Секретарь Горкома города Харбин Ду Юйсинь на встрече с И. Ф. Ми-хальчуком отмечал: «Два города могут учиться друг у

друга, укреплять сотрудничество и развиваться вместе, чтобы приносить пользу жителям».

На протяжении второго десятилетия XXI в. партнёрские побратимские отношения между Харбином и Якутском включали в себя постоянный обмен информацией по решению городских проблем двух городов в области архитектуры, градостроительства и благоустройства. Особое внимание уделялось обмену опытом в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, в области промышленного, социального и гражданского строительства, осуществления реконструкции дорог с использованием новых строительных технологий и материалов. Весомую роль в межмуниципальном сотрудничестве сыграла деятельность Харбинской международной ярмарки. Особое значение в отношениях Харбина и Якутска отводилось взаимодействию в области продовольствия, а именно продажи в Харбин экологически чистых продуктов питания из Якутска.

Оценивая результаты межмуниципального сотрудничества Харбина и Якутска, стоит отметить, что по объему внешнеторгового товарооборота в 2021 г. КНР заняла 4-е место среди 61 страны дальнего и ближнего зарубежья, с которыми торгует Якутия, после Бельгии, Индии и Объединенных Арабских Эмиратов. Якутия поставляет в Китай минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, а также руды. Интерес у китайского бизнеса вызывает ряд крупных инвестиционных проектов на территории республики по освоению крупнейших на Востоке России месторождений газа, нефти, руд, редкоземельных металлов. Из Китая республика получает продукцию химической, машиностроительной, металлургической промышленности, ткани, одежду, пластмассы, древесину и изделия из них. Импорт товаров из Китая составляет 22,5% всех поставляемых из-за границы товаров в Якутию. На многочисленных встречах представителей администрации Хабаровска и Харбина (встреча секретаря Городского комитета партии города Харбин Ван Чжаоли и мэра города Якутска А. С. Николаева в 2017 г., встреча мэра г. Якутска Е.С. Попова с вице-мэром г. Харбина Чо Юаньчао 4 января 2019 г., встреча мэра города Харбин Сунь Чжэ с заместителем мэра Е. Поповым 15 июня 2019 г.) обсуждались вопросы межмуниципального сотрудничества в соответствии с принципами стратегии «один пояс - один путь»; создания на территории Харбина особой экономической зоны по поддержке отраслей народного хозяйства и повышению эффективности сотрудничества с Дальним Востоком России, в частности с Якутией; создания транспортного коридора с Дальним Востоком, концентрации промышленного потенциала провинции Хэйлунцзян и развития туризма.

Ежегодно представители Якутска принимали участие в культурных мероприятиях Харбина. В 2015 г. на Международном фестивале льда и снега в Харбине была организована тематическая экспозиция города Якутска, где были представлены особенности вечной мерзлоты, этнические обычаи народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) [21]. В 2019 г. руководство Харбина также поддержало проект по организации в Якутске фестиваля льда и света.

Анализ документов, предоставленных администрацией Республики Саха (Якутия), а также информации из китайских источников (народного правительства города Харбин, новостного агентства «Харбин») о поддержании взаимодействия между двумя городами-побратимами Харбином и Якутском показывает, что за 20 лет партнёрского сотрудничества ежегодно проходили встречи администраций двух муниципалитетов, на которых обсуждались принципы взаимодействия в торговой сфере, освоении месторождений газа, нефти, руд на территории Республики Саха (Якутия), а также проекты в области культуры. Практическими итогами сотрудничества Харбина и Якутска стали постоянный обмен опытом в решении проблем городского хозяйства двух муниципалитетов, налаженная система торговых связей, транспортные пассажирские и грузовые цепочки, связывающие два города.

Харбин - Краснодар. История сотрудничества.

Первые партнерские контакты между Харбином и Краснодаром были установлены в 2006 г. Тогда краснодарская делегация впервые посетила город Харбин, где состоялось подписание Протокола намерений развития дружественных связей. Соглашение об установлении побратимских связей было подписано спустя два года - в 2008 г. С тех пор города ежегодно реализуют различные двусторонние проекты с активным участием жителей обоих городов [22].

Особое значение отводилось торгово-экономическому взаимодействию Харбина и Краснодара. Несмотря на географическую удалённость Краснодарского края от Китая, это партнёрство по-прежнему представляется перспективным. По данным таможенной статистики внешней торговли, в 2021 г. Китай являлся одним из крупнейших торговых партнёров Краснодарского края: доля Китая в общем товарообороте составляет 11,6%. Среди стран-экспортёров Китай занимает 3-е место (8,7% от общего экспортного объёма), уступая Турции (13%) и Египту (9%). Среди стран-импортёров Китай занимает 2-е место (15,3%), уступая лишь Турции (16,1%).

Анализируя наиболее важные и значимые проекты в побратимской деятельности Харбина и Краснодара, необходимо отметить, что ежегодно делегация администрации и деловых кругов Краснодара принимает участие в Харбинской торгово-экономической ярмарке - крупнейшей в Китае многоотраслевой выставке современных технологий и международного сотрудничества, а также в российско-китайской ЭКСПО -крупномасштабной площадке, предназначенной для демонстрации новейшей продукции и технологий, раскрывающих экономическую мощь и высокий производственный уровень России и Китая. На данных площадках представители двух городов проводят встречи и переговоры, устанавливают прямые связи между представителями бизнес-кругов Харбина и Краснодара.

В рамках развития культурного сотрудничества с КНР город Краснодар проявляет особую активность. В 2015 г. Народное правительство города Харбин направило в администрацию Краснодара ряд экспонатов

для выставки городов-побратимов «Города-побратимы: эволюция партнерства». В 2018 г. состоялся Фестиваль городов-побратимов «СШеБФЕСТ», в котором приняли участие деятели культуры Харбина. В июле 2019 г. в Харбине состоялся II Международный детский хоровой фестиваль-конкурс, в котором приняли участие 22 хора из 5 стран. Честь Краснодара отстаивали воспитанники концертного хора Межшкольного эстетического центра. В 2021 г. между Харбином и Краснодаром был организован конкурс детских рисунков «Дружба Харбина и Краснодара глазами детей».

В рамках развития молодёжных программ российско-китайского сотрудничества ежегодно проходит стажировка китайских студентов на предприятиях Краснодара. Еще одним направлением межрегионального сотрудничества, в котором активное участие принимал Краснодар, является спорт. В августе 2018 г. краснодарские спортсмены приняли участие в Международном Харбинском марафоне, а харбинские спортсменки участвовали в III Всероссийском полумарафоне «Забег.РФ» в Краснодаре. Таким образом, Харбин проявляет особый интерес к межмуниципальному сотрудничеству с Краснодаром, различные формы взаимодействия расширяются с каждым годом.

Анализ документов, предоставленных администрацией Краснодара, а также информации из китайских источников (народного правительства города Харбин, информационного агентства Китая, информационного сайта «Северо-Восток», новостного агентства «Харбин») о поддержании взаимодействия между двумя городами-побратимами Харбином и Краснодаром показывает, что практическими итогами 15-летнего сотрудничества являются расширяющиеся торговые связи, а также единичные результаты взаимодействия в области культуры и спорта двух городов.

Харбин - Мурманск. История сотрудничества.

Развитие гуманитарного, инвестиционного, торгово-экономического межмуниципального сотрудничества китайского города Харбин и российского города Мурманска начинается во второй половине 2010-х гг. Со стороны администраций Харбина и Мурманска активно разрабатывались совместные проекты, организовывались деловые визиты и встречи. В партнёрское сотрудничество по линии Харбин - Мурманск были вовлечены три основных сектора: местное самоуправление, деловые структуры и широкая общественность (некоммерческие организации, волонтеры и т. д.).

Официальное сотрудничество Харбина и Мурманска началось в марте 2014 г., во время первого визита делегации администрации Мурманска в город Харбин, в рамках которого был подписан протокол намерений об установлении дружественных связей и двустороннего сотрудничества. Следующим шагом стал визит делегации города Мурманска в город Харбин в октябре 2015 г. Состоялось подписание протокола намерений об установлении побратимских отношений. Члены делегации посетили II Российско-китайское ЭКСПО, провели переговоры по сотрудничеству в области туризма, экономики, медицины и образования. Администрация города Харбина пред-

ставила китайский опыт организации городского территориального планирования и проведения крупных культурно-массовых мероприятий на примере всемирно известного Харбинского международного фестиваля льда и снега. Особый интерес у членов мурманской делегации вызвала возможность реализации российско-китайских проектов в сфере медицины.

С 2016 г. Харбин и Мурманск обмениваются опытом в области медицины и образования, туризма. На базе Мурманского международного лицея открывается «Класс Конфуция». В сентябре 2016 г. в Мурманске было подписано соглашение об установлении побратим-ских отношений между Харбином и Мурманском.

Огромную поддержку партнёрскому сотрудничеству двух городов оказала лично губернатор Мурманской области М.В. Ковтун. В интервью китайскому информационному агентству Синьхуа 16 февраля 2018 г. она отмечала, что «Россия и Китай предложили совместно построить "Арктический пояс шелкового пути" (ЭДАМ^^й^), который придаст новый импульс развитию Мурманской области и городу Мурманску».

В 2017-2018 гг. китайские инвесторы проявили особый интерес к реализации проектов по комплексному развитию транспортных узлов в рамках строительства «Арктического пояса шелкового пути». Правительство Мурманской области привлекало китайских инвесторов к участию в возведении нового порта в Кольском заливе. После подписания соглашения между Харбином и Мурманском в 2016 г., торгово-экономические отношения между Мурманской областью и Китаем начали развиваться быстрыми темпами. С января по сентябрь 2017 г. объем торговли достиг около 140 млн долл. США, увеличившись на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в основном за счет экспорта железной руды и мороженой рыбы в Китай, а также импорта промышленных товаров из Китая [23].

В конце 2010 г. туризм выступал основным направлением сотрудничества городов Мурманска и Харбина. Китайских туристов привлекало полярное сияние, посещение первого в мире атомного ледокола «Ленин» и знакомство с коренным народом саами.

Анализ документов, предоставленных администрацией города Мурманска, а также информации из китайских источников (народного правительства города Харбин, новостного агентства провинции Хэйлунцзян) о поддержании взаимодействия между двумя городами-побратимами Харбином и Мурманском, показывает, что практическими итогами 6-летнего сотрудничества стали: привлечение китайских инвесторов в строительство объекта транспортного узла «Арктического пояса шелкового пути» на территории Кольского зали-

ва, резко возросшее торговое сотрудничество, передача китайского опыта организации городского территориального планирования городу Мурманску, привлечение китайских туристов в Мурманск.

Результаты. Китайский северо-восточный город Харбин, основанный еще в 1898 г. русскими поселенцами, на протяжении последних трёх десятилетий выступает ключевой территорией КНР в рамках восстановления старых промышленных баз Северо-Востока Китая, а также городом, поддерживающим межмуниципальное сотрудничество с такими российскими городами, как Хабаровск, Якутск, Краснодар и Мурманск. Сравнительный анализ опыта побратимского сотрудничества по линии Харбин - российские города показывает, что практическим итогом отношений Харбина со всеми четырьмя российскими городами-побратимами выступил сформировавшийся механизм торговых связей, который ежегодно расширяется. Особую роль в данном процессе сыграла деятельность Харбинской международной торгово-экономической ярмарки. Согласно статистическим данным Харбинской таможни, в 2021 г. в тройку крупнейших торговых партнеров столицы провинции Хэйлунцзян города Харбин входят Россия, Европейский Союз и Бразилия. Общий объем торговли с Россией составил 131,3 4 млрд юаней, увеличившись на 34,8%, что представлено 65,8% от общего объема внешней торговли провинции Хэйлунцзян. Одной из развивающихся форм взаимодействия Харбина с российскими городами выступает передача китайского опыта решения проблем муниципального хозяйства, городского территориального планирования, который активно используется Якутском и Мурманском. В данном направлении будет полезен анализ регионального развития города Харбин, его перспектив в формировании передового центра экологической цивилизации и цифровой экономики Северо-Востока КНР. Администрация города Харбин в рамках китайской концепции «иностранные дела для народа» (^И^ЛЩ) заинтересована в расширении торговых связей с российскими городами-побратимами, в реализации проектов по добычи природных ресурсов, строительстве транспортных объектов «Арктического пояса шелкового пути», открытии новых туристических маршрутов в России для китайских туристов, приобретении экологически чистых продуктов питания. Накопленный за последние десятилетия опыт межмуниципального побратимского, партнерского сотрудничества Харбина с Хабаровском, Якутском, Краснодаром и Мурманском может служить основой для дальнейшего взаимодействия по линии Харбин - российские города.

Список источников

1. Хаэрбинь ши тунцзи няньцзянь [Харбинский статистический ежегодник]. Пекин : Китайское статистическое изд-во, 2013. 427 с. (на

кит. яз.).

2. Ли Тулян. Хаэрбинь ши люэ [Очерки по истории Харбина]. Харбин : Народное изд-во провинции Хэйлунцзян, 1994. 294 с. (на кит. яз.)

3. Чжан Куэйянь, Ян Юйчунь, Лу Пэйлинь. Хэйлунцзян цзинь бай нянь цзинцзи цзянь ши [Краткая история экономики провинции Хэй-

лунцзян за последние 100 лет]. Харбин : Харбинское изд-во, 1993. 409 с. (на кит. яз.).

4. Кун Цзинвэй. Чжунго дунбэй цзинцзи бяньцянь [Изменение экономики Северо-Востока Китая]. Чанчунь, 1999. 179 с. (на кит. яз.).

5. Хаэрбинь ши чжи, 1991-2005 [Описание Харбина, 1991-2005]. Харбин : Народное изд-во провинции Хэйлунцзян, 2006. 317 с. (на

кит. яз.).

6. Хаэрбинь ши чэнсян гуйхуа чуань 21 шицзи Хаэрбинь чэнши гуйхуа дуйцэ юй яньцзю [Городское и сельское планирование Харбина.

Исследования XXI в.]. Харбин : Харбинское изд-во, 2002. 216 с. (на кит. яз.).

7. Сунь Цзиньцзи. Дунбэй я лиши дили яньцзю [Исследования исторической географии Северо-Восточной Азии). Чжэнчжоу, 1998. 388 с.

(на кит. яз.).

8. Юй Биньян. 21 шицзи Хаэрбинь чэнши гуйхуа дуйцэ яньцзю [Исследование корректирующих мер в городском планировании Харбина в

XXI в.]. Харбин : Харбинское изд-во, 2002. 201 с. (на кит. яз.).

9. Го Шумэй. Хэйлунцзян лиши вэньхуа цзыянь чжаньлюэ яньцзю [Стратегические исследования историко-культурного фонда провинции

Хэйлунцзян]. Харбин, 2012. 314 с. (на кит. яз.).

10. Юй Ябинь, Ду Личжу. Хаэрбинь ши чэнши фачжань юй гуйхуа яньцзю [Исследование планирования и городского строительства города Харбин]. Харбин : Народное изд-во провинции Хэйлунцзян, 2006. 189 с. (на кит. яз.).

11. Ма Сяохэ. Хаэрбинь фачжань чжаньлюэ яньцзю [Исследование стратегии развития города Харбин]. Пекин : Экономика, 2010. 356 с. (на кит. яз.).

12. Ян Циншань, Чжао Ичунь. Хаэрбинь ши шэхуэй бяньцянь дуй чэнши кунцзянь цзэго яньбянь дэ инсян [Влияние социальных изменений в Харбине на эволюцию пространственной структуры города] // Цзинцзи дили [Экономическая география]. 2009. № 9. С. 1479-1464. (на кит. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Юэ Цзэмин. Хаэрбинь дэ чэнши гуйхуа [Городское планирование Харбина]. Харбин : Харбинское изд-во, 2014. 250 с. (на кит. яз.)

14. Ван Айсинь, Сунь Чжимин, Юй Гуанцзюнь, Чжан Ваньцян. Синь шидай дунбэй дицюй цзинцзи гао чжилян фачжань яньцзю [Исследование качественного развития региональной экономики Северо-Востока Китая в новую эпоху]. Пекин, 2018. 429 с. (на кит. яз.).

15. Чжан Юньлин, Ли Дунсинь. Дунбэй я цзинцзи гайлань [Обзор экономики Северо-Восточной Азии]. Пекин, 2019. 320 с. (на кит. яз.).

16. Хаэрбинь гоцзи юхао чэнши цзэцзя дао 33 гэ. [Количество зарубежных городов-побратимов у Харбина возросло до 33] // Хаэрбинь ши жэньминь чжэнфу ванчжань [Сайт народного правительства города Харбин]. URL: http://www.hrbsrd.gov.cn/h5/content/2017-07/14/content_2164037.htm (дата обращения: 03.02.2022).

17. Хабалофусыкэ юй Хаэрбинь сешоу гунин [Хабаровск и Харбин объединяют усилия] // Хэйлунцзян жибао [Ежедневная газета Хэйлунцзян]. 2016.11.07. URL: https://heilongjiang.dbw.cn/system/2016/11/07/057431058.shtml (дата обращения: 5.02.2022).

18. Хаэрбинь туйцзе хуэй цзи чжун э цие дуйцзе хуэй цзай Элосы Хабалофусыкэ цзюсин [В Хабаровске состоялась презентация города Харбин и двусторонняя встреча китайских и российских предприятий] // Хаэрбинь ши чжэнфу ванчжань [Сайт народного правительства города Харбин]. 2019.12.10. URL: https://news.sina.com.cn/c/2019-12-10/doc-iihnzhfz4806245.shtml2017 (дата обращения: 01.02.2022).

19. Внешнеэкономическая деятельность Хабаровского края. URL: https://habstat.gks.ru/folder/25029 (дата обращения: 03.02.2022).

20. Ши чжэнфу дашицзи (9 юэ 16 жи - 30 жи) [Хроники городской администрации. 16-30 сентября 2007 г.] // Хаэрбинь ши чжэнфу ванчжань [Сайт народного правительства города Харбин]. URL: http://www.harbin.gov.cn/art/2007/9/30/art_4088_61696.html (дата обращения: 15.02.2022).

21. Ванчжаоли хуэйцзянь Якуцыкэ ши чжэнфу дайбяотуань [Ван Чжаоли встретился с делегацией администрации города Якутск] // Хаэр-бинь синьвэнь ван [Новостное агентство «Харбин»]. 2017.06.14. URL: https://harbin.dbw.cn/system/2017/06/14/057675927.shtml (дата обращения: 02.02.2022).

22. Хаэрбинь ши юй Элосы Кэласынодаэр ши цяньшу юхао чэнши сеи [Харбин и Краснодар подписали соглашение о побратимских связях] // Дунбэй ван [Информационный сайт «Северо-Восток»]. 2008.07.09. URL: https://heilongjiang.dbw.cn/system/2008/07/29/ 051405383.shtml (дата обращения: 01.02.2022).

23. Ши чжэнфу дашицзи (8 юэ 16 жи - 31 жи) [Хроники городской администрации. 16-31 августа 2020 г.] // Хаэрбинь ши чжэнфу ванчжань [Сайт народного правительства города Харбин]. URL: http://www.harbin.gov.cn/art/2020/9/24/art_25875_944978.html (дата обращения: 15.02.2022).

References

1. Anon. (2013) Harbin Statistical Yearbook . Beijing. (In Chinese).

2. Li, T. (1994) Harbin History. Harbin. (In Chinese).

3. Zhang, K, Yang, Yu. & Lu, P. (1993) A Brief Economic History of Heilongjiang in the Past 100 Years. Harbin. (In Chinese).

4. Kong, J. (1999) Economic Changes in Northeast China. Changchun. (In Chinese).

5. Anon. (2006) Chronicle of Harbin City, 1991-2005. Harbin. (In Chinese).

6. Anon. (2002) Harbin Urban and Rural Planning, 21st Century Harbin Urban Planning Countermeasures and Research. Harbin. (In Chinese).

7. Sun, J. (1998) Research on the Historical Geography of Northeast Asia. Zhengzhou. (In Chinese).

8. Yu, B. (2002) Research on Harbin Urban Planning Countermeasures in the 21st Century. Harbin. (In Chinese).

9. Guo, Sh. (2012) Research on the strategy of Heilongjiang historical and cultural resources. Harbin. (In Chinese).

10. Yu, Ya. & Du, L. (2006) Research on Harbin Urban Development and Planning. Harbin. (In Chinese).

11. Ma, Xiaohe (2010) Research on Harbin's Development Strategy. Beijing. (In Chinese).

12. Yang, Q. & Zhao, Yi. (2009) The impact of social changes in Harbin on the evolution of urban spatial structure. Jingji dili. 9, pp. 1479-1464. (In Chinese).

13. Yue, Z. (2014) Urban Planning of Harbin. Harbin. (In Chinese).

14. Wang, A., Sun, Zh., Yu, G. & Zhang, W. (2018) Research on high-quality economic development in Northeast China in the new era. Beijing. (In Chinese).

15. Zhang, Yu. & Li, D. (2019) Economic Overview of Northeast Asia. Beijing. (In Chinese).

16. Website of the People's Government of Harbin City. (2017) The number of foreign sister cities of Harbin has increased to 33. [Online] http://www.hrbsrd.gov.cn/h5/content/2017-07/14/content_2164037.htm (Accessed: 03.02.2022). (In Chinese).

17. Heilongjiang. (2016) Khabarovsk and Harbin join forces. [Online] https://heilongjiang.dbw.cn/system/2016/11/07/057431058.shtml (Accessed: 05.02.2022). (In Chinese).

18. Website of the People's Government of Harbin City. (2019) A presentation of the city of Harbin and a bilateral meeting of Chinese and Russian enterprises took place in Khabarovsk. [Online] https://news.sina.com.cn/c/2019-12-10/doc-iihnzhfz4806245.shtml2017 (Accessed: 01.02.2022). (In Chinese).

19. RF Federal State Statistics Service. (2022) Foreign economic activity of Khabarovsk Krai. [Online] https://habstat.gks.ru/folder/25029 (Accessed: 03.02.2022). (In Russian).

20. Website of the People's Government of Harbin City. (2007) Chronicles of the city administration. 16-30 September 2007. [Online] http://www.harbin.gov.cn/art/2007/9/30/art_4088_61696.html (Accessed: 15.02.2022). (In Chinese).

21. Harbin News Agency. (2017) Wang Zhaoli met with a delegation from the administration of Yakutsk. [Online] https://harbin.dbw.cn/ system/2017/06/14/057675927.shtml (Accessed: 02.02.2022). (In Chinese).

22. Heilongjiang. (2008) Harbin and Krasnodar signed an agreement on sister city relations. [Online] https://heilongjiang.dbw.cn/ system/2008/07/29/051405383.shtml (Accessed: 01.02.2022). (In Chinese).

23. Website of the People's Government of Harbin City. (2020) Chronicles of the city administration. 16-31 August 2020. [Online] http://www.harbin.gov.en/art/2020/9/24/art_25875_944978.html (Accessed: 15.02.2022). (In Chinese).

Информация об авторе:

Макеева С.Б. - канд. ист. наук, зав. отделом исторической и региональной демографии Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Москва, Россия). E-mail: msbmag9581@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

S.B. Makeeva, Cand. Sei. (History), head of the Department of Historical and Regional Demography, Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: msbmag9581@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.08.2022; одобрена после рецензирования 13.10.2022; принята к публикации 28.10.2022.

The article was submitted 28.08.2022; approved after reviewing 13.10.2022; accepted for publication 28.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.