Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ПОБРАТИМСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ГОРОДОВ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА'

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОБРАТИМСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ГОРОДОВ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПРОБЛЕМЫ / РАЗРЫВ ПОБРАТИМСКИХ СВЯЗЕЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зотов В.С.

В статье ставятся и анализируются проблемы в сфере международного сотрудничества городов-побратимов. Делается акцент на политико-правовой базе, регулирующей развитие городов-побратимов. Рассматриваются также вызовы, появившиеся в условиях новой политической реальности. Решаются проблемы, возникшие в результате разрыва международных связей и в отказе западных государств от сотрудничества с российскими городами после событий февраля 2022 года. Приводятся конкретные примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE RELATIONS OF SISTER CITIES IN RUSSIA POST-2022

The article is devoted to the problems of international cooperation of sister cities. Emphasis is placed on the political and legal framework that regulates the development of sister cities. The article examines the challenges arisen due to the new political reality, analyzes the problems manifested in the severance of international relations and refusal to cooperate with Russian cities on the part of Western states after the events of February 2022. Specific examples of the breaking of sister-ties are given.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ПОБРАТИМСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ГОРОДОВ РОССИИ ПОСЛЕ 2022 ГОДА»

Научная статья

УДК 327

DOI 10.52070/2500-347X_2023_2_851_20

изменения в побратимских отношениях городов россии после 2022 года

В. С. Зотов

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

v.s.zot@bk.ru

Аннотация. В статье ставятся и анализируются проблемы в сфере международного сотрудничества городов-

побратимов. Делается акцент на политико-правовой базе, регулирующей развитие городов-побратимов. Рассматриваются также вызовы, появившиеся в условиях новой политической реальности. Решаются проблемы, возникшие в результате разрыва международных связей и в отказе западных государств от сотрудничества с российскими городами после событий февраля 2022 года. Приводятся конкретные примеры.

Ключевые слова: новые политические условия, международные связи, города-побратимы, сотрудничество, политико-правовая база, проблемы, разрыв побратимских связей

Для цитирования: Зотов В.С. Изменения в побратимских отношениях городов России после 2022 года // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 2 (851). С. 20-27. DOI 10.52070/2500-347Х_2023_2_851_20

Original article

Changes in the Relations of Sister Cities in Russia Post-2022

Viacheslav. S. Zotov

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia v.s.zot@bk.ru

Abstract.

The article is devoted to the problems of international cooperation of sister cities. Emphasis is placed on the political and legal framework that regulates the development of sister cities. The article examines the challenges arisen due to the new political reality, analyzes the problems manifested in the severance of international relations and refusal to cooperate with Russian cities on the part of Western states after the events of February 2022. Specific examples of the breaking of sister-ties are given.

Keywords: new political conditions, international relations, sister cities, cooperation, political and legal

framework, problems, breaking of sister city relationship

For citation: Zotov, V. S. (2023). Changes in the relations of sister cities in Russia post-2022. Vestnik of Moscow

State Linguistic University. Social Sciences, 2(851), 20-27. 10.52070/2500-347X_2023_2_851_20

введение

В современных условиях возрастает количество субъектов международных отношений, которые становятся всё более полисубъектными. Поли-субъектность предполагает способность актора самостоятельно действовать и формулировать свои собственные интересы, позицию. На международную арену выходят такие игроки, как транснациональные корпорации, средства массовой информации, общественные движения. Субъекты федерации имеют также немаловажное значение в международных отношениях.

Субъекты федераций наделены признаками, которые делают их схожими с суверенными государствами: они обладают территорией, границами, населением, их международная деятельность регулируется как нормами международного права, так и внутренними законами и документами концептуального характера. Международные связи развиваются по различным направлениям: экономическое сотрудничество, связи в области культуры, науки и спорта. В этой связи стоит выделить еще одно направление международных связей -породненные связи между городами иностранных государств. В условиях, в которых оказалась Россия с февраля 2022 года, такой вид сотрудничества является одним из наиболее эффективных методов развития муниципальных образований [Колодяжная-Шереметьева, 2021]. Данный фактор способствовал определению актуальности исследования.

Исследовательскую основу составляют книги, научные статьи. Эмпирической базой являются материалы СМИ, официальные сайты администраций населенных пунктов и международных организаций, задействованных в сфере сотрудничества городов-побратимов, интервью, выступления официальных лиц.

Методы исследования характеризуются многообразием. Применение исторического метода позволило проследить процесс развития побра-тимского движения в исторической перспективе. Благодаря контент-анализу был сделан ряд выводов о политико-правовой базе, регламентирующей сотрудничество городов-побратимов. Сравнительный анализ способствовал пониманию разницы между кризисами в сфере сотрудничества городов-побратимов в 2022 и 1956 годами.

К сожалению, в настоящее время побратим-ские связи оказались под влиянием политизации международных отношений.

Во второй части статьи данная проблема ставится и решается в сфере породненного сотрудничества городов.

регламентация сотрудничества городов-побратимов

Деятельность субнациональных акторов во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах определяется как парадипломатия. Данный феномен стал предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Стоявший у истоков исследования парадипломатии И. Духа-чек представил свое значение данного термина и ввел определение для описания внешних связей рисЬшсек, 1990]. Более того, он определил основные формы сотрудничества этих субъектов. К ним, по его мнению, относятся ведение переговоров и заключение международных соглашений о сотрудничестве в торгово-экономическом, научно-технической и культурном планах.

В научных кругах представлено множество определений парадипломатии. Российский исследователь А. С. Кузнецов определяет парадиплома-тию как деятельность субнациональных единиц на международной арене [Kuznetsov, 2015]. По мнению С. Уолфа, парадипломатия представляет собой независимое от государства участие субгосударственных субъектов в деятельности на международной арене для достижения собственных интересов ^оИГ, 2007].

С конца XX века парадипломатия подверглась политико-правовой консолидации и упорядочению. Данный процесс позволяет регионам участвовать в международных делах и является важным проявлением самоуправления и развития федерализма. Парадипломатия вносит вклад в развитие региона и городов, получения взаимовыгодных инвестиций и повышения конкурентоспособности как внутри страны, так и на международной арене.

Парадипломатия представляет собой относительно новый феномен в политическом дискурсе [там же]. Между тем первые упоминания о международном сотрудничестве появилось достаточно давно. Речь идет о практике создания породненных связей между городами разных государств. Так, зафиксировано, что установление побра-тимских связей между городами произошло еще в 836 году в средневековой Европе [Лошкарев, 2018]. Первым примером практики породненных городов выступает международное сотрудничество между германским Падерборном и французским Ле-Маном. Разумеется, стоит отметить более ранее существование Ахейского и торгового Ганзейского союзов. Е. В. Кузнецова подчеркивает, что начало официальной истории побратимства как социально-культурного явления связано с бельгийским городом Гент, в котором началось

международное муниципальное движение в начале XX века [Кузнецова, 2022].

Значительного развития система городов-побратимов достигла в послевоенные годы. Причиной тому был экономический кризис, огромный объем разрушений городов после Второй Мировой войны, вследствие чего возникла необходимость не только в налаживании сотрудничества и в предоставлении экономической помощи, но и в моральной поддержке.

Первым историческим примером установления связи советского города с иностранным стали Ковентри и Сталинград. Данный пример показывает единодушие населения двух городов во время боевых действий.

Полное определение городов-побратимов можно найти в Большой советской энциклопедии: «Города различных стран, установившие непосредственные дружеские связи для укрепления взаимопонимания между народами, для культурного сотрудничества, обмена опытом в разрешении аналогичных проблем, стоящих перед городскими властями и организациями» [Большая советская энциклопедия, 1969-1978].

На новый уровень эта деятельность вышла после 1957 года, когда была создана институциональная основа для развития побратимских связей в виде Всемирной федерации объединенных (породненных) городов (ВМПГ). Организация выступает от имени местных и региональных органов власти со всех уголков мира, стремясь повысить их роль, влияние и стать основным источником информации, передового опыта и поддержки демократического, эффективного и инновационного местного самоуправления1. Стоит подчеркнуть, что на момент 2023 года Российская Федерация остается членом Евразийской секции организации.

Во времена образования ВМПГ многие страны были скептически настроены к принятию в члены организации городов СССР Так, Жан-Мари Брес-сан, занимавший в те времена пост генерального секретаря организации, отмечал, что «политическая ситуация во Франции очень сильно осложняет развитие Федерации из-за того, что степень недоверия к Советскому Союзу очень высока» [Максимов, 2011].

Причиной такой реакции послужил Суэцкий кризис, в котором СССР поддерживал Египет, и события в Венгрии 1956 года: контрреволюционное восстание, которое было подавлено с использованием военной силы. Стоит отметить, что любые действия по защите национальных интересов нашей страны (Российской Федерации или СССР)

1The World Organization of United Cities and Local Governments. URL: https://www.uclg.org/en/organisation/about

приводили к незамедлительной реакции западных государств и ограничению развития сотрудничества, если сравнивать 1956 и 2022 годы.

Только спустя много лет, при М. С. Горбачеве и его новом внешнеполитическом курсе, который некоторыми современными исследователями оценивается довольно критически, политическая обстановка улучшилась и начался новый этап становления побратимских связей уже с городами России [Белозёров, 2011].

Другим примером институционализации породненных связей является Международная ассоциация «Породненные города». Стоит отметить, что на официальном сайте ассоциации представлена устаревшая информация2.

Так, среди городов-побратимов Мурманска насчитывается девять зарубежных населенных пунктов: Акюрейри (Исландия), Вадсё (Норвегия), Гро-нинген (Нидерланды), Джексонвиль (США), Лулео (Швеция), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Щецин (Польша), Куксхафен (Германия). Фактически же в декабре 2022 года Мурманск разорвал отношения с Акюрейри в ответ на аналогичный шаг городского совета города3. Были разорваны по-братимские связи с польским городом щецином, в ноябре 2022 года о разрыве связи с Мурманском заявил норвежский Тромсё. Другими словами, статистика на официальном сайте Международной ассоциации «Породненные города» не обновлялась в течение целого года.

Для успешного функционирования побратим-ских связей помимо институциональной основы необходима политико-правовая база. Часть исследователей говорит о несовершенстве и недоработке юридической базы, регулирующей данный вид связей [Макаренко, Ожегова 2019; Фархутди-нова, 2019].

Так, ни в одном документе, составляющих политико-правовую базу международных связей, согласно анализу, не представлено регламентаций деятельности породненных городов. Такая регламентация отсутствует и в политико-правовых актах РФ. Можно назвать следующие:

- Конституцию Российской Федерации;

- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»;

2Мурманск разорвал побратимские связи с исландским Акюрейри. URL: https://ria.ru/20221215/murmansk-1838862564.html

3Породненные города URL: http://goroda-pobratimy.ru/ porodnennye-goroda

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств»;

- Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

- Указ Президента Российской Федерации от 08 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

Отдельно выделим документы концептуального характера, причем практически все из них были утверждены уже после указанных правовых актов.

Е. В. Кузнецова в своей работе опирается на Указ президента РФ, которым регламентируются побратимские связи, и указывает на ответственный за данный вид деятельности орган. Россотрудниче-ство, согласно своим полномочиям, «координирует сотрудничество между породненными городами»1.

Следовательно, на современном этапе регламентация породненных связей содержится в договоренностях, соглашениях или иного рода письменных контрактах между городами. Причем данные документы не содержат обязательных или официальных предписаний, а определяют лишь самые общие направления сотрудничества городов. В качестве примера можно указать Соглашение о дружбе

и сотрудничестве между городским округом «Город Чита» и районом Хайлар 1992 года2.

Другой проблемой становится недостаточный уровень квалификации и подготовки экспертов по международным делам. Представители региональных властей не всегда ориентируются в культуре определенного региона, с которым осуществляют международные или побратимские связи. Отсутствие информации о зарубежной стране, о традициях и обычаях, не говоря уже об экономической сфере, может стать серьезным препятствием на пути к развитию сотрудничества и международных связей. Другой стороной данной проблемы выступает незнание языка иностранного города. Условием успешного сотрудничества выступает максимально возможное преодоление языкового барьера, формирование коммуникативной компетентности специалистов. Следует отметить, что проблема коммуникативной компетентности остается недостаточно решенной в теоретическом плане [Белозёров, 2004].

Еще одним обстоятельством выступает недостаток осведомленности. Так, Т. Д. Макаренко утверждает, одним из условий успешного развития побратимских связей может выступать степень информированности населения городов-побратимов о наличии соответствующих отношений и проводимых в этой связи мероприятиях [Макаренко, Ожегова, 2019]. Разумеется, решение данной проблемы зависит от СМИ и возможностей коммуникации, которая в современных условиях быстро трансформируется [Белозёров, 2020].

1Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. № 1315 «Положение о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020/page71.

2Чита - Хайлар: 20 лет дружбы. URL: http://www.visitchita.ru/ru/news/ mejdunarodnoe-sotrudnichestvo/chita-hailar-20-let-drujbi.html

Таблица 1

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

№ Документ Год

1. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества 2010

2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016

3. Основы государственной пограничной политики Российской Федерации 2018

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года 2019

5. Концепция приграничного сотрудничества 2020

6. Морская доктрина Российской Федерации 2022

7. Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом 2022

современное развитие побратимских отношений

Сегодня не имеет смысла подвергать сомнению важность побратимских связей как для самих городов и населения, так и страны, в целом. Территория распространения городов-побратимов не ограничивается одним континентом. Например, столица Республики Башкортостан Уфа имеет связи с такими городами, как Анкара (Турция), Шэньян, Провинция Ляонин (КНР), Цицикар, Провинция Хэйлунцзян (КНР), Хэфэй, Провинция Аньхой (КНР), Наньчан, Провинция Цзянси (КНР), Нур-Сул-тан (Казахстан), Бишкек (Киргизская Республика), Минск (Белоруссия). Ставропольский край и его города установили побратимские связи с городами Темуко (Чили), Чжэньцзян, Чанджоу (КНР), Ереван (Армения), Пицунда (Абхазия), Сумгаит (Азербайджанская Республика). Сотрудничество между городами развивается в различных сферах.

До февраля 2022 года развитие побратимских связей шло по нарастающей, однако после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине часть городов-побратимов начала заявлять о разрыве или приостановлении побратим-ских связей с городами России. Так, правительства городов США Чикаго, Даллас и Де-Мойн приняли решение приостановить десятилетние отношения с российскими городами-побратимами, ссылаясь на СВО1.

1 Города стремятся разорвать «побратимские» связи с правительствами России. URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.a62bebc6-64058fb0-8a24d4e7-74722d776562/

25 февраля 2022 года Челтнем приостановил побратимские связи с черноморским курортом Сочи. 26 февраля 2022 года договор о дружбе с Санкт-Петербургом приостановил Манчестер. В начале марта графство Дарем прекратило 54-летние связи с Костромой. 3 марта, Таллин прекратил партнерство с Москвой и Санкт-Петербургом, Гданьск - с Санкт-Петербургом и Калининградом, а Варшава - с Москвой, Санкт-Петербургом, Грозным, Нижним Новгородом и Смоленском. 4 марта городской совет Оксфорда приостановил побратимские связи с Пермью. 11 марта 2022 года городской совет Эксетера единогласно проголосовал за приостановку гражданских отношений с Ярославлем2. Ссылаясь на известные политические процессы, можно провести аналогию и определить данные действия как «Парад приостановления побратимских связей».

Показательными примерами являются стирания любых упоминаний о России, наших интересах и культуре. Так, в августе 2022 года в Хельсинки демонтировали подаренный экс-побратимом Москвой памятник «Мир во всем мире», а Дюссельдорф решил убрать с улиц таблички «Москва», напоминавшие о побратимских отношениях с российской столицей3.

https/www.seattletimes.com/nation-world/ cities-move-to-sever-sister-city-ties-with-russian-governments/

2Брат ты мне или не брат. В Смоленске не жалеют о разрыве побратимских отношений с Варшавой. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5249903 (дата доступа: 07.03.2023)

3Гуманитарные узы: какие города ЕС разрывают связи с побратимами в РФ. URL: https://iz.ru/1381488/mariia-vasileva/ gumanitarnye-uzy-kakie-goroda-es-razryvaiut-sviazi-s-pobratimami-v-rf

Таблица 2

сотрудничество между городами

№ Направление содержание

1. Экономическое Увеличение: импорта товаров и услуг; экспорта товаров и услуг; партнерских связей; инвестиций; количества рабочих мест; количества стажировок специалистов за рубежом. Учреждение международных предприятий

2. Социальное Развитие туризма. Увеличение количества международных спортивных, культурно-массовых, научных мероприятий. Формирование положительного образа города в глазах населения города-побратима

3. Решение экологических проблем Обмен информацией о глобальных проблемах; Организация мероприятий разного характера: уборка мусора, очистка водоема и т. д.

4. Сотрудничество в научной сфере Установление контактов и связей между представителями науки; студенческие обмены и стажировки, содействие распространению языка города-побратима.

Одной из самых серьезных проблем, которые не описывались в первой части, является политизация международных связей.

Российская Федерация и ее регионы по-прежнему представляют большой интерес для бизнесменов и инвесторов. Тем не менее возможное сотрудничество с иностранными партнерами и городами реструктурируется той политической обстановкой, которая существует в данной стране, и политизацией международных связей [Демидов, 2008].

В основном давление исходит от держав, придерживающихся западных либеральных ценностей, и выражается в политизации международных отношений, которые, в свою очередь, влияют на установление и развитие международных и по-братимских связей. К сожалению, довольно часто федеральный уровень заполитизирован и зависим от решений ЕС и заокеанских партнеров. Таким образом, связи разрываются городами Украины, Польши, Финляндии и Прибалтики. По мнению А. Турова, заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, нет ничего удивительного в разрыве побратимских отношений. Так, существует множество примеров уничтожения мемориалов в честь советских воинов-освободителей в Польше и других странах ЕС1.

Тем не менее стоит отметить положительное обстоятельство: большинство городов не «разрывают», а приостанавливают побратимские связи с городами России. Так, городской Совет города-побратима Глазго в своем письме заявил о временной приостановке побратимских отношений с Ростовом-на-Дону, а в немецких Дортмунде и Гере не стали делать заявление о разрыве отношений с Ростовом, но направили письма в адрес администрации Ростова с осуждением действий России на Украине. Власти других европейских городов-побратимов, таких как Севилья (Испания), Волоса (Греция), Плевена (Болгария), выразили надежду на продолжение сотрудничества после завершения военных действий на Украине2.

Следовательно, сохраняется возможность принятия в перспективе мер со стороны как Российской Федерации, так и иностранных городов, направленных на нормализацию побратимских связей.

В первую очередь, необходимо осознать многообразие форм и географических направлений сотрудничества. Стоит усилить сотрудничество

1Брат ты мне или не брат. В Смоленске не жалеют о разрыве побратимских отношений с Варшавой. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5249903

2Или не брат: какие города разорвали отношения с Ростовом. URL:

https://rostov.rbc.ru/rostov/22/04/2022/62626c4c9a7947f080a6afbaht tps://www.kommersant.ru/doc/5249903

с городами Африки и Азии. Так, посольство России в Республике Замбии предложило рассмотреть возможность установления побратимских отношений между Ростовом и столицей республики Лусакой3. Во-вторых, необходимо совершенствовать институциональную базу побратим-ских связей. Отличительным примером выступает сотрудничество города Ялты с иностранными городами после 2014 года в условиях санкционной политики, экономического кризиса и последствий COVID-19. Перечисленные непростые для города условия не воспрепятствовали продолжению обменами между делегациями из Европы и Ялты. Более того, город осуществил молодежные проекты с участием партнеров из ФРГ, а на основании Договора (соглашения) о сотрудничестве между Ялтой и Баден-Баденом (2000) созданы общества друзей между городами. Одной из возможных причин успеха города в развитии данного направления является развитая институционализация: в структуре ялтинской городской администрации воссоздан на сегодняшний день единственный в Республике Крым специализированный отдел внешних связей и регионального сотрудничества, который подчиняется непосредственно руководству городской администрации. Во-третьих, важно найти пути решения тех проблем, которые были описаны ранее, ведь только системный подход к развитию данного направления сможет внести положительный вклад в побратимское взаимодействие городов и привести к успеху сотрудничества между породненными городами.

заключение

В научной литературе деятельность субъектов федераций на международной арене определяется как парадипломатия. Одним из направлений международного сотрудничества может стать установление побратимских связей между городами разных государств. До 2022 года российские города успешно реализовали данный формат сотрудничества. Тем не менее на современном этапе существует ряд нерешенных проблем, например, несовершенство законодательства, регулирующего побратимские связи, проблемы с институционализацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из самых серьезных проблем является приостановление или разрыв побратимских связей с городами России после событий февраля 2022 года. Отметим, что данное следствие вызвано, в первую очередь, политизацией международных отношений. О разрыве побратимских связей объявляют власти городов Прибалтики, Украины,

3Там же.

Польши и Финляндии, другие же города заявляют о временном приостановлении сотрудничества. Причиной тому является осознание важности по-братимских связей для развития города, повышения качества жизни населения, установления связей в области науки, культуры и спорта.

список источников

1. Колодяжная-Шереметьева С. В. Межмуниципальное сотрудничество в формате побратимских связей как неэкономический метод развития экономики Республики Крым // BENEFICIUM. 2021. № 2 (39). С. 83-89.

2. Duchacek I. D. Perforated Sovereignties: Toward a Typology of New Actors in International Relations

// Federalism and International Relations: The Role of Subnational Units. Oxford : Clarendon Press. 1990. P. 230-232.

3. Kuznetsov A. S. Theory and Practice of Paradiplomacy. Subnational governments in international politics. New York: Routledge. 2015.

4. Wolff S. Paradiplomacy: Scope, Opportunities and Challenges // The Bologna Center Journal of International Affairs. 2007. Vol. 10. № 1. P. 141-150.

5. Лошкарев И. Д. Внешние связи регионов: основные проблемы теории парадипломатии // Право и управление. XXI век. 2018. № 3 (48). С. 9-106.

6. Кузнецова Е. В. Взаимодействие породненных городов как социокультурная практика в интеграционных процессах евразийского пространства // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 3. С. 1-12.

7. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / под ред А. М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

8. Максимов В. Б. Образование Всемирной Федерации породненных городов и начало ее деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. «История. Регионоведение. Международные отношения». 2011. № 1 (19). С. 121-127.

9. Белозёров В. К. Публичность, ответственность, экспертиза как условия эффективности политического руководства Вооруженными силами Российской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 7. С. 96-107.

10. Макаренко Т. Д., Ожегова Л. А. Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 42-52.

11. Фархутдинова К. В. Институт городов-побратимов в муниципальном праве Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-3 (39). С. 168-170.

12. Белозёров В. К. Информационный фактор формирования коммуникативной компетентности военных и политических кадров ФРГ // Дистанционное и виртуальное обучение. 2004. № 3. С. 80-90.

13. Белозёров В. К. Международная политическая коммуникация в условиях цифровизации мирового развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 177-194.

14. Демидов А. В. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России // Право и безопасность. 2008. № 4. С. 26-34.

references

1. Kolodyazhnaya-Sheremetyeva, S. V. (2021). Inter-Municipal Cooperation in the Format of Twinning Relations as a Non-Economic Method of Economic Development of the Republic of Crimea. BENEFICIUM, 2(39), 83-89. (In Russ.)

2. Duchacek, I. D. (1990) Perforated Sovereignties: Toward a Typology of New Actors in International Relations. In Federalism and International Relations: The Role of Subnational Units (pp. 230-232). Oxford: Clarendon Press.

3. Kuznetsov, A. S. (2015) Theory and Practice of Paradiplomacy. Subnational governments in international politics. New York: Routledge.

4. Wolff, S. (2007) Paradiplomacy: Scope, Opportunities and Challenges. The Bologna Center Journal of International Affairs, 1(10), 141-150.

5. Loshkariov, I. D. (2018). External Relations of the Regions: the Main Problems of Paradiplomacy Theory. Journal of Law and Administration, 3(48), 99-106. (In Russ.)

6. Kuznietsova, E. V. (2022). Vzaimodejstvie porodnennyh gorodov kak sociokul'turnaja praktika v integracionnyh processah evrazijskogo prostranstva = Interaction of twin cities as a socio-cultural practice in the integration processes of the Eurasian space. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, 13(3), 1-12. (In Russ.)

7. Prohorov, A. M. (Ed.) (1969-1978). Bol'shaja Sovetskaja jenciklopedija. Volum 30. Moscow: Sovetskaja jenciklopedija. (In Russ.)

8. Maksimov, V. B. (2011). Obrazovanie Vsemirnoj Federacii porodnennyh gorodov i nachalo ee dejatel'nosti = On Foundation of the World United Towns Federation and Commencement of Its Functioning. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 1(19), 121-127. (In Russ.)

9. Belozerov, V. K. (2011). Publichnost', otvetstvennost', jekspertiza kak uslovija jeffektivnosti politicheskogo rukovodstva Vooruzhennymi silami Rossijskoj Federacii = Publicity, responsibility, Expertise as conditions for the effectiveness of the Political leadership of the Armed Forces of the Russsian Federation. Vestnik of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 7, 96-107. (In Russ.)

10. Makarenko, T. D., Ozhegova, L. A. (2019). Twin-city Russian-Chinese Relations as a Form of International Cooperation. Russian & Chinese studies, 3(2), 42-52 (In Russ.)

11. Farkhutdinova, K. V. (2019). Institute of Sister Cities in Municipal Law of the Russian Federation. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 12-3(39), 168-170. (In Russ.)

12. Belozerov, V. K. (2004). Informacionnyjfaktor formirovanija kommunikativnojkompetentnosti voennyh i politicheskih kadrov FRG = Information factor of formation of communicative competence of military and political personnel of Germany. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie, 3, 80-90. (In Russ.)

13. Belozerov, V. K. (2020). International Political Communication in The Context of Digitalization of World Development. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 13. 2, 177-194. (In Russ.)

14. Demidov, A. V. (2008). Mezhregional'nye i prigranichnye svjazi vo vneshnej politike Rossii = Interregional and cross-border relations in Russsia's foreign policy. Pravo i bezopasnost, 4, 26-34. (In Russ.)

информация об авторе

Ботов Вячеслав сергеевич

соискатель кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

information about the author

Zotov Viacheslav Sergeevich

PhD Student at the Department of Political Science

Institute of International Relations and Social and Political Sciences

Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

01.03.2023 23.03.2023 03.04.2023

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.