Научная статья на тему 'История развития законодательства о правовом положении иностранных граждан на территории российского государства'

История развития законодательства о правовом положении иностранных граждан на территории российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3513
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / FOREIGN CITIZENS / HISTORY OF LEGISLATION DEVELOPMENT / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Татьяна Юрьевна

Проведен анализ нормативных актов, существовавших на различных этапах развития Российского государства, которые регулировали правовое положение иностранных граждан на его территории, в том числе и их статус в уголовном судопроизводстве. Установлены основные причины внесения изменений в указанную категорию нормативных актов, а также издания новых. На основе проведенного анализа законодательства выделены характерные черты его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT HISTORY OF LEGISLATION ON FOREIGNERS LEGAL STATUS IN RUSSIA

The article analyzes normative acts existing at different development stages of the Russian state. They regulated the legal status of foreign citizens on the territory of the state including their status in criminal procedures. The author identifies the main reasons of introducing alterations into the specified category of regulations as well as enactment of new ones. The characteristic features of law development are determined on the basis of conducted legislation analysis.

Текст научной работы на тему «История развития законодательства о правовом положении иностранных граждан на территории российского государства»

и В.А. Звегинцева. М.: Прогресс, 2000. 400 с.

6. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях: 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1964 [Электронный ресурс]. [2012] URL: http://www.classes.ru/ grammar/135.Zvegintsev/ (дата обращения 13.02.2013)

7. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

8. Келлер Р. Языковые изменения. О невидимой руке в языке / пер. с нем. О.А. Костровой. 2-е изд., перераб. Самара, 1997. 307 с.

9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.

10. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.

11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: «Мысль», 1983. 279с.

12. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отражения. Кишинев: Штиица, 1973. 239 с.

13. Потебня А.А. Мысль и язык: собр. трудов. М.: Лабиринт,

1999. 300 с.

14. Сепир Э. Грамматист и его язык // Избранные труды по

языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 248-258. [Электронный ресурс]. [2012] URL: http://www.philology.ru/

Ііпд^^1/^аріг-93а.Мт (дата обращения: 13.02.2013)

15. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. Изд. 2-е дополн., М.: Наука, 1977. 303 с.

16. Ф. Де Соссюр. Курс общей лингвистики / ред. Ш. Балли и А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотенко, С.В. Чистяковой, под общ. ред. М.О. Рус. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

17. Федоров М.А. Принципы системного подхода в определении понятий «культура», «концепт» и «язык». Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. 106 с.

18. Чейф У. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. 452 с.

19. Штеллинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке: учеб. пособие. М.: МГИМО, ЧеРо, 1996. 254 с.

20. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.

УДК 343.1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА © Т.Ю. Филиппова1

Омская академия МВД России,

644092, Россия, г. Омск, пр. Комарова, 7.

Проведен анализ нормативных актов, существовавших на различных этапах развития Российского государства, которые регулировали правовое положение иностранных граждан на его территории, в том числе и их статус в уголовном судопроизводстве. Установлены основные причины внесения изменений в указанную категорию нормативных актов, а также издания новых. На основе проведенного анализа законодательства выделены характерные черты его развития.

Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: иностранные граждане; история развития законодательства; уголовное судопроизводство.

DEVELOPMENT HISTORY OF LEGISLATION ON FOREIGNERS LEGAL STATUS IN RUSSIA T.Yu. Filippova

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

7 Komarov Ave., Omsk, 644092, Russia.

The article analyzes normative acts existing at different development stages of the Russian state. They regulated the legal status of foreign citizens on the territory of the state including their status in criminal procedures. The author identifies the main reasons of introducing alterations into the specified category of regulations as well as enactment of new ones. The characteristic features of law development are determined on the basis of conducted legislation analysis.

14 sources.

Key words: foreign citizens; history of legislation development; criminal procedure.

Одной из основных характеристик современной России является усиление миграционного потока на ее территорию. По данным исследователей, на территории России ежегодно находится до 10 млн [2]. Это, несомненно, влечет за собой повышение уровня преступности как среди иностранных граждан, так и в отношении них, а также в целом увеличение количества иностранцев, вовлеченных в уголовное судопроизводство России.

Статистические данные свидетельствуют о том, что иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 42,7 тыс. преступлений, в том числе гражданами госу-дарств-участников СНГ - 37,3 тыс. преступлений, их удельный вес составил 87,5%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 8,4% и составило 12,4 тыс. преступлений.

1Филиппова Татьяна Юрьевна, адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России, тел.: 89659897466, e -mail: senjoritaprim@mail.ru

Filippova Tatyana, Adjunct of Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia: tel.: 89659897466, e-mail: senjori-taprim@mail.ru

Проблемой нелегальной миграции озадачена не только Российская Федерация, но и страны, входящие в состав Европейского Союза. Одной из составных частей современной миграционной политики этих стран является интенсификация борьбы с незаконной миграцией.

Среди многочисленных проблем такой борьбы, с которыми сталкиваются государства-члены ЕС, можно выделить три основных: 1) идентификация личности нелегальных мигрантов; 2) содержание нелегальных мигрантов, а также 3) большие расходы, связанные с задержанием и проведением необходимой работы с нелегальными мигрантами.

В соответствии с принципом государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус как своих, так и иностранных граждан, регламентирует вопросы въезда (выезда) этих лиц на свою территорию, условия их нахождения, транзитного проезда и т.д. Вопросы, касающиеся правового статуса иностранных граждан, регулируются также международными договорами и соглашениями (с учетом норм международного права) [1]. Российская Федерация устанавливает в своем законодательстве определенные особенности как правового статуса иностранцев, так и применения в отношении них отечественного законодательства.

Особенности применения законодательства в отношении иностранных граждан можно проследить на протяжении всей истории развития российского государства. Ее изучение помогает понять закономерности изменения законодательства, касающегося условий пребывания таких лиц в государстве, гражданами которого они не являются. Наряду с общим правовым положением, нормативные акты закрепляли и собственно уголовно-процессуальный статус иностранных граждан на территории российского государства. Изменение или появление новых законодательных норм, касающихся иностранцев в целом, имело своим итогом и корректировку уголовно-процессуальных сначала разрозненных норм, а затем и кодифицированного законодательства.

Становление законодательства, касающегося иностранцев, берет свое начало в период образования и укрепления Русского централизованного государства. В законодательных актах тех веков об иностранных гражданах имеются косвенные упоминания. В связи с этим небезынтересно обратиться к свидетельствам иностранных дипломатов и путешественников, побывавших в России в ХУ-ХУ1 вв. и характеризовавших русское право как самобытное и обладающее определенным единством [11].

Упоминание об иностранных купцах встречается во многих законодательных актах, касающихся торговли. Так, в ст. 7 и 8 Белозерской уставной грамоты 1488 года устанавливался точный размер пошлин, которым облагались купцы, приехавшие торговать в Белозерскую землю, что должно было оградить последних от произвола администрации. Ст. 16 Белозерской таможенной грамоты от 21 мая 1497 г. содержала правила взыскания и размеры пошлин с иного-родцев, которые привезли свои товары в Белоозеро

речным путем. Уставная Земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда от 25 февраля 1552 г. устанавливала гостиные явки, т.е. пошлины с гостей - приезжих купцов [10].

Что касается уголовно-процессуального статуса иностранных граждан, следует заметить, что уже в XV веке прослеживаются зачатки его появления. В связи с этим небезынтересно обратиться к свидетельствам иностранных дипломатов и путешественников, побывавших в России тех веков и характеризовавших русское право как самобытное и обладающее определенным единством [там же, с.46]. Павел Иовий Новоком-ский говорил о простоте законов по Судебнику 1497 г.; Ричард Ченслер, находившийся при Московском дворе 1553-1554 гг., отмечал преимущество русского законодательства перед английским уже по Судебнику 1550 г. Он особенно одобрял установление Судебником права каждого обиженного, в том числе и иностранного подданного, на непосредственное обращение в суд, в котором «великий князь постановляет решения по всем вопросам права» [14]. Здесь, как видно, речь идет о праве на восстановление своего нарушенного права посредством обращения в суд. Можно предположить, что данная норма охватывала и случаи совершения в отношении подданных преступлений, что говорит о появлении уголовнопроцессуального статуса.

Как видно, законодательные акты рассматриваемого периода содержали нормы, касающиеся иностранных граждан, но в основном по вопросам торговли и их прибытия в Российское государство.

XVII в. характеризуется закрытостью российского государства от иностранцев, но, несмотря на это, их правовой статус продолжал развиваться. С окончанием Смутного времени и воцарением династии Романовых в Московском государстве очень долго господствовали антипольские и антикатолические настроения. В течение десятилетий католикам было запрещено преступать границу России, тем более селиться на ее территории. Более чем на полстолетия были прерваны все отношения с Апостольской Столицей. Желание французского короля об основании в 1627 г. в Москве католической Церкви в связи с развитием франко-русской торговли было отвергнуто. В 1631 г. было решено не вербовать в русскую армию офице-ров-католиков. Под угрозой смертной казни католикам были запрещены поездки через Россию в Персию (теперешний Иран).

Иностранным гражданам был запрещен свободный въезд в страну. Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г. гласил, что торгующих иностранных граждан «велено пропускать в Москву и другие города лишь тех, у которых были Великого Государя жалованные грамоты о торгах, за красной печатью». Иностранных граждан, таких грамот не имевших, «не велено пропускать к Москве либо в другие города, они могли лишь торговать у города Архангельска и в Пскове».

Однако, несмотря на антикатолические настроения, в XVII в. в России начинает ощущаться западное влияние. В период сословно представительной монархии было возможно призвание на московский пре-

стол иноземцев, исповедующих католицизм.

Знаменательным событием данного периода, касающимся собственно уголовно-процессуального статуса иностранцев, является появление Соборного Уложения 1649 г. В отличие от ранее упомянутого Судебника 1550 г., который содержал лишь одну норму, косвенно касающуюся данного статуса, Уложение 1649 г. содержало несколько положений об ответственности иностранных граждан. В нем закреплялось, что иностранные граждане в Московском государстве не пользовались правом экстерриториальности. Дела о преступлениях, совершенных ими, рассматривались судебными органами в обычном порядке. То есть данные нормы раскрывали действие закона в пространстве.

Далее, в конце XVII - середине XVIII века российское государство более открыто шло на диалог с иностранными государствами, подданным которых предоставлялись права наравне с российскими гражданами.

Для въезда в Российскую империю иностранный гражданин должен был иметь при себе национальный паспорт или дорожную книжку, засвидетельствованную российским посольством или консульством, находящимся при иностранном государстве. Но на основании такого паспорта иностранный гражданин не имел права передвигаться по территории России. Статья 129 Устава о паспортах устанавливала, что «каждый иностранец, приехавший в Россию с законным паспортом, должен явиться в первом лежащем на его пути губернском городе к местному губернатору и, представив ему свой паспорт, с которым он прибыл, получить взамен его паспорт для жительства и переездов в Империи» [4]. Виды на жительство и передвижение в России выдавались иностранным гражданам сроком на один год. По истечении этого срока иностранец был обязан получить новый паспорт у губернатора той губернии, в которой он находился в тот момент.

Что касается уголовно-процессуального статуса иностранцев на территории российского государства в данный период, отметим, что он продолжает регулироваться Соборным Уложением 1649 г. и в целом не претерпевает изменений.

Вторая половина XVIII века характеризуется в целом развитием сословного строя в России. Данное время знаменательно изданием большого количества надлежащих законов, определяющих статус различных категорий граждан, к которым относятся и иностранцы.

На фоне развития в России социальной структуры общества они получают дополнительные привилегии. Так, 21 апреля 1785 г. была издана Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, которая включила в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину Украины, Дона и др. В целом они имели все привилегии наравне с русским дворянством (занятие торговлей, покупка земель на территории России).

Следует заметить, что привилегии имелись и при вовлечении иностранного дворянства в уголовный

процесс России, так как они выделялись в отдельную категорию граждан. Так, например, указанная группа лиц освобождалась от телесных наказаний; преступления, совершенные ими или в отношении них, рассматривались специальным судом. Это говорит о появлении особых производств в российском уголовном судопроизводстве XVIII в., но данная процедура закреплялась не в Соборном Уложении 1649 г., а в отдельном законодательном акте. Поэтому уголовнопроцессуальный статус иностранцев в целом закреплялся не в едином нормативном акте.

До 1917 г. в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными.

XIX век характеризовался национальным угнетением подданных России и иноземцев, которое порождало национальные движения и создавало условия для возникновения буржуазно-националистических партий с соответствующими программами и государственно-правовыми идеями.

Для развития уголовно-процессуального статуса иностранных граждан XIX век сыграл значительную роль. В 1864 г. был сделан основной шаг в развитии данного статуса с принятием Устава уголовного судопроизводства, который содержал ряд положений, касающихся привлечения иностранцев к ответственности, рассмотрения дела в суде.

Устав предусматривал, что если иностранец, подлежащий осуждению в России за преступление, совершенное за границей, обвиняется помимо этого еще в одном преступлении, совершенном на территории Российской империи, то дело расследуется в месте совершения преступного деяния в империи и в том суде, которому подсудно более тяжкое преступление. Расследование по делам в отношении жителей Царства Польского и Великого княжества Финляндского велось на территории Российской империи и по ее законам.

В целом иностранцы по преступлениям и проступкам, совершенным ими в России, подчинялись общим правилам о подсудности, если не устанавливалось иное международным договором. Дела в отношении иностранных подданных, имеющих дипломатический иммунитет, возбуждались не иначе как по надлежащим дипломатическим сношениям с непосредственным начальством обвиняемых.

Примечательным является тот факт, что Устав Уголовного судопроизводства относил иностранцев, как обладающих дипломатическим иммунитетом, так и не имеющих такового, к обвиняемым, принадлежащим к особым ведомствам, то есть к особой категории лиц в уголовном судопроизводстве. Данный факт свидетельствует о появлении впервые единого нормативного акта, закреплявшего собственно уголовнопроцессуальный статус иностранных граждан на территории российского государства.

Начало XX века характеризуется обострением противоречий, вытекавших из полиэтничности Российского государства. Присоединение различных областей к России означало не только объединение различных народов с русским народом, но и подчине-

ние этих народов царизму. Формально все народы, жившие на территории Российской империи, были ее подданными, но правоспособность их резко различалась и зависела от национальной и религиозной принадлежности. Нерусские народы ограничивались в избирательных правах, свободе передвижения, приеме на работу, приобретении имущества и пр.

Уже первые месяцы революции показали, что справиться с ней одними репрессиями царизм не сможет. Революционеры были решительно настроены. 23 апреля 1906 г. был принят первый акт конституционного значения - Основные государственные законы. Этот акт предусматривал, что иностранные граждане пользуются правами российских подданных с соблюдением ограничений, установленных законом.

Основным законодательным актом рассматриваемого периода, регулирующим уголовно-правовой и уголовно-процессуальный статус иностранцев, являлось Уголовное уложение от 22 марта 1903 г., которое предусматривало, что в отношении иностранцев, совершивших преступления на территории России, действовали нормы российского законодательства. Также Уголовное уложение регулировало вопросы выдачи иностранцев, совершивших преступления вне пределов России, согласно международному договору с тем государством, которое требует его выдачи.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

Российская империя признавала на своей территории действие норм только русского законодательства. Находясь в России, иностранные граждане подчинялись российским законам и пользовались их защитой и покровительством.

Иностранные граждане в России пользовались правом судебной защиты наравне с русскими подданными. Но в отношении истцов действовало правило, в соответствии с которым привлеченный иностранцем к суду ответчик мог предъявить против истца-иностранца отвод об обеспечении судебных издержек на случай отказа в иске.

Судебные решения иностранных судов не имели исполнительной силы в России при отсутствии по этому вопросу договоров или соглашений с правительством той державы, где решение постановлялось.

В отношении уголовной ответственности иностранные граждане подлежали общеуголовным законам. Но для них существовало и особое наказание -высылка за границу по судебному приговору. Иностранные граждане могли быть подвергнуты высылке за границу и в административном порядке, если их поведение признавалось неодобрительным. В том и в другом случае высылка производилась по распоряжению министерства внутренних дел.

Как видно из вышесказанного, в дореволюционной

России отсутствовал единый нормативный акт, в котором определялись права и обязанности иностранных граждан. Можно также заметить, что в Российской империи существовали институты гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус отличался от подданных.

Российское законодательство в послереволюционный период сохранило преемственность в основных принципах по регулированию взаимоотношений с иностранными гражданами. Однако на него повлиял целый ряд факторов. Развитие и становление самого общества, его социальной структуры и международных отношений, политические и экономические процессы оказали как позитивное, так и негативное влияние.

В первые годы советской власти правовое положение иностранных граждан определялось, прежде всего, их классовой принадлежностью. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 г. оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая и работая в РСФСР, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. В частности, в ст. 20 Конституции РСФСР 1918 г. отмечалось: «Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права советских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации, для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу и к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства» [3].

Особую роль в развитии правового положения иностранных граждан в начале 20-х годов сыграло принятие таких нормативных актов, как Декрет Совета Народных Комиссаров от 29.08.1921 г. «О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР», Декрет Совета Народных Комиссаров от 22.08.1921 г. «О принятии иностранцев в Российское гражданство». Указанными декретами регламентировались вопросы о защите личных прав и имущественных интересов иностранных граждан; об уголовной ответственности за совершенное преступление; о порядке въезда, выезда, выезда и высылки иностранцев и ряд других вопросов.

Уголовно-процессуальный статус иностранных граждан регулировался сначала УПК РСФСР 1922 г., а затем УПК РСФСР 1923 г. В части, касающейся привлечения иностранных граждан к ответственности, они не отличались. Так, ст. 22. УПК РСФСР 1923 г. предусматривала, что производство по уголовным

делам ведется на русском языке или на языке большинства населения данной местности. В случаях, когда обвиняемые, потерпевшие, свидетели или эксперты не владеют языком, на котором ведется производство по данному делу, суд обязан приглашать переводчиков и ставить заинтересованных лиц в известность о каждом производимом судом действии через переводчика.

Ст. 160. УПК РСФСР содержала положение о том, что если обвиняемый состоит подданным иностранного государства, то копия постановления препровождается также и в Народный Комиссариат Иностранных дел.

Остальные положения, касающиеся иностранцев, были посвящены вопросам привлечения к ответственности дипломатов.

Принятие Конституции СССР 1936 г. расширило содержание прав личности, установило дополнительные гарантии личных прав и свобод, в том числе и для иностранных граждан. На основе Конституции был принят Закон «О гражданстве СССР», который впервые в советском законодательстве установил категорию лиц без гражданства, исключив тем самым механизм автоматического зачисления лиц в категорию советских граждан. В то же время в Конституции СССР 1936 г. не разграничивался правовой статус иностранцев [7].

Становление и развитие статуса иностранных граждан и, в первую очередь, совершенствование нормативного регулирования прав и обязанностей иностранных граждан получило свое закрепление в Основах уголовного, гражданского и др. законодательствах Союза ССР и союзных республик, принятых в 50-60-е гг. Активизировавшиеся к тому времени процессы расширения международных отношений привели к заметному увеличению числа заключенных договоров, соглашений и конвенций, которыми специально или косвенно регламентировались вопросы положения иностранных граждан, их статуса, прав, ответственности, обязанностей и др.

Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР 1960 г. предусмотрел отдельную статью, касающуюся ответственности иностранцев. Так, ст. 33 УПК РСФСР «Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства» предусматривала, что судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории РСФСР в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

В ч. 1 ст. 33 УПК РСФСР говорилось лишь о распространении действия уголовно-процессуального закона РСФСР в отношении иностранцев, совершивших преступление [13]. Оставалось неясным: распространены ли нормы УПК в отношении иностранных граждан, потерпевших от преступных посягательств со стороны советских и других граждан на территории этой республики. Данный вопрос должным образом не был урегулирован ни в основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, ни в УПК других союзных республик.

В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел.

Конституция СССР 1977 г. существенно усовершенствовала действовавшие прежде нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан. Ст. 37 определила основополагающие принципы правового статуса как иностранцев, так и лиц без гражданства, гарантировала предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Эти изменения привели к выравниванию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их социальных, классовых, религиозных, расовых, национальных особенностей, рода занятий и других признаков [1].

Как видно, в СССР правовое положение иностранцев отличалось от их положения в современной России. Так, например, в законе «О гражданстве СССР» 1978 года (ст. 8) прямо указано, что «За лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежности к гражданству иностранного государства» [6], т.е. законодательство СССР не допускало двойного гражданства для советских граждан, проживающих на его территории.

Однако двойное гражданство могло возникнуть, например, при выходе замуж советской гражданки за иностранца, если в соответствии с советским законом она при этом не теряла советского гражданства, а закон иностранного государства предусматривал, что жена следует гражданству мужа.

Как отмечал Е.А. Степанов, такие лица при привлечении их к уголовной ответственности в СССР иногда необоснованно называли себя иностранцами. Им в соответствии с советским законодательством в течение определенного срока пребывания в СССР предоставлялось право выбора одного из гражданства. При отсутствии заявлений об избрании иностранного гражданства советские граждане автоматически считались гражданами СССР, а иностранцы -гражданами своих стран [9].

Если иностранец в установленном законом порядке принял советское гражданство, он не мог считаться лицом, имеющим двойное гражданство.

В 1981 г. с целью большей согласованности, объединения и единой концентрации правовых норм, полноты определения правового статуса иностранных граждан был принят Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» [8]. Принятый закон урегулировал широкий спектр правоотношений, касающихся практически всех сфер жизнедеятельности иностранных граждан в СССР, вопросов их въезда и выезда, привилегий и иммунитетов, ответственности за правонарушения и др.

Начало новому этапу в законодательном регулировании вопросов, связанных с пребыванием иностранных граждан, положило принятие 28 ноября 1991 г. Закона «О гражданстве Российской Федерации»,

который на основе преемственности закрепил характерные черты правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, что вполне соответствует международным нормам и принципам [5]. В 1993 г. такой подход был закреплен в ст. 19 Конституции РФ.

В современной России правовой статус иностранных граждан закреплен в ряде нормативных актов.

К основным источникам правового регулирования статуса иностранцев в Российской Федерации относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», существует ряд постановлений Правительства РФ, детализирующих различные аспекты статуса иностранцев, связанные, например, с условиями приема на работу и т.д.

Уголовно-процессуальный статус иностранных граждан и лиц без гражданства содержится в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации, который, по сути, повторил формулировку статьи 33 УПК РСФСР 1960 г. о действии закона в отношении указанной категории лиц. Расхождения имеются лишь относительно производства процессуальных действий в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий. Если УПК РСФСР предусматривал производство таких действий по их просьбе или с их согласия, то УПК РФ - с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось данное лицо.

Также в УПК РФ впервые включена часть пятая «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», которая содержит положения о направлении международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.

Проанализировав вышесказанное, можно выделить следующие этапы развития уголовнопроцессуального статуса иностранных граждан в законодательстве российского государства:

1) XV-XVI вв. - косвенные упоминания в законодательстве российского государства об иностранных гражданах; прослеживаются зачатки появления уголовно-процессуального статуса иностранцев по Судебнику 1550, который говорил о праве на восстановление своего нарушенного права посредством обращения в суд;

2) XVII в. - первая половина XVIII века - закры-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тость российского государства от иностранцев; принятие Соборного Уложения 1649 года, которое содержало несколько положений о привлечении к ответственности иностранных граждан, а также раскрывало действие закона в пространстве;

3) вторая половина XVIII века - издание Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила привилегии иностранного дворянства при вовлечении в уголовный процесс России, выделение данной категории в отдельную категорию граждан, которые освобождались от телесных наказаний; преступления, совершенные ими или в отношении них, рассматривались специальным судом; появление особых производств в российском уголовном судопроизводстве;

4) XIX век - принятие Устава уголовного судопроизводства, который содержал ряд положений, касающихся привлечения к ответственности иностранцев, рассмотрения дела в суде; этап появления первого единого нормативного акта, закреплявшего собственно уголовно-процессуальный статус иностранных граждан на территории российского государства;

5) первая половина XX века - появление особого наказания для иностранных граждан - высылка за границу по судебному приговору; регулирование вопросов выдачи иностранцев, совершивших преступления вне пределов России, по международному договору с тем государством, которое требует его выдачи; закрепление уголовно-процессуального статуса иностранных граждан в кодифицированных законодательных актах - УПК РСФСР 1922 г., а затем УПК РСФСР 1923 г.;

6) вторая половина XX века - уголовнопроцессуальный статус иностранцев в рассматриваемый период содержался в УПК РСФСР 1960 г., который впервые предусмотрел отдельную статью «Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства»;

7) современный период - закрепление уголовнопроцессуального статуса иностранцев в УПК РФ (он, по сути, повторил формулировку статьи 33 УПК РСФСР 1960 г. о действии закона в отношении указанной категории лиц, но в отличие от УПК РСФСР предусмотрел, что производство процессуальных действий в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, производится не по их просьбе или с их согласия, а с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось данное лицо), а также косвенно в иных федеральных законах («О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и др.).

Библиографический список

1. Жукова Н.А. Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 223.с.

2. Иващук В.К. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.

3. Конституция (Основной закон) РСФСР (принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года) / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. 512 с.

4. Корсик К.А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1998. 274 с.

^.^^^эажданстве^оссийской^едерации^акон^Ф^т^^

ноября 1991 г. № 1948-1 // Российская газета. 6 февраля 1992 г.

6. О гражданстве СССР: Закон СССР от 01.12.1978 № 8497-1Х // Ведомости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

7. О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик: Закон СССР от 19.08.1938 // СПС «Консультант Плюс».

8. О правовом положении иностранных граждан в СССР: Закон СССР от 24.06.1981 № 5152-Х // Ведомости ВС СССР 1981. № 26. Ст. 836.

9. Романова А.Г., Степанов Е.А. Особенности участия иностранцев в советском уголовном процессе. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. 115 с.

10. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 4: Зако-

нодательство периода становления абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1986. 512 с.

11. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985. 520 с.

12. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3: Акты Земских соборов. М.: Юрид. лит., 1985. 512 с.

13. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

14. Английские путешественники в московском государстве в XVI в. / Пер. с англ. Ю.В. Готье, 1937. 207 с.

УДК 796.83

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГИРЕВОГО СПОРТА И БОКСА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ © Г.К. Хомяков1, И.М. Утяшева2, А.И. Чемезов3, Л.Г. Цуккер4

1,2,3,4Иркутский государственный университет путей сообщения,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

1,2Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведён анализ программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса. Определено применение программы подготовки гиревиков в сочетании с элементами бокса для эффективного развития физических качеств спортсменов. Планирование тренировочного процесса согласуется с условиями высшей школы. На этом основании предложен авторский проект программы, приемлемой для учебной почасовой нагрузки на уроках физической культуры в вузах. Показана эффективность планирования, реализованного в результатах подготовки гиревиков.

Ил. 6. Табл. 7. Библиогр. 32 назв.

Ключевые слова: планирование спортивной тренировки; результаты подготовки гиревиков.

SPECIFIC FEATURES OF KETTLEBELL LIFTING AND BOXING APPLICATION UNDER APPLIED PROFESSIONAL

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

G.K. Khomyakov, I.M. Utyasheva, A.I. Chemezov, L.G. Tsukker

Irkutsk State University of Railway Engineering,

15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the weightlifters’ training program including boxing elements. It determines the application of the weightlifters’ training program including boxing elements for the effective development of physical qualities of athletes. Planning of the training process is consistent with the conditions of higher education. On this basis, the authors propose a draft program acceptable for educational hourly load at the lessons of physical education in universities. The article demonstrates the efficiency of planning implemented in the results of weightlifters' training.

6 figures. 7 tables. 32 sources.

Key words: planning sports training; results of training weightlifters.

Выполнение задач, поставленных перед феде- вания, базируется на подготовке гармоничного, все-

ральными государственными образовательными сторонне физически развитого, годного по состоянию

учреждениями высшего профессионального образо- здоровья специалиста к выполнению стоящих перед

1Хомяков Геннадий Константинович, доцент кафедры физической культуры, тел.: 89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru Khomyakov Gennady, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89501418235, e-mail: girya-irk60@yandex.ru

2Утяшева Ирина Мунировна, руководитель физического воспитания, тел.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru Utyasheva Irina, Supervisor of Physical Education, tel.: 89246344389, e-mail: Staer88@yandex.ru

3Чемезов Анатолий Иннокентьевич, ст. преподаватель, тел.: (3952) 411514.

Chemezov Anatoly, Senior Lecturer, tel.: (3952) 411514.

4Цуккер Леонид Гарриевич, аспирант, тел.: 89024588918.

Tsukker Leonid, Postgraduate, tel.: 89024588918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.