3. Миронов В.И. Трудовое право. Учебник. -СПб.: Питер, 2008. - 864 с.
4. Симонов В.И. Понятие гарантий и компенсаций в трудовых отношениях // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 49-52.
5. Советское трудовое право / под ред. Н.Г. Александрова. - М.: Юридическая литература, 1972. - 576 с.
6. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 320 с.
7. Трудовое право России: Учебник / под ред.
А.М. Куренного. - М.: Проспект, 2016. - 624 с.
8. Цыпкина И.С. Гарантийные и компенсационные выплаты// Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения / отв. ред. К.Н. Гусов. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 280 с.
9. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10. - С. 19-23.
УДК 343.159.5
Воробьев Сергей Михайлович
кандидат юридических наук, доцент Академия ФСИН России, г. Рязань sergey.vorobev. [email protected]
Орлова Александра Андреевна
кандидат юридических наук, доцент Академия ФСИН России, г. Рязань [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМ ИНСТИТУТА РЕАБИЛИТАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА И ИНЫХ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОРЯДОК РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В статье, посвященной проблемам развития уголовно-процессуального института реабилитации, анализируется действие исследуемого института по восполнению социальной справедливости в отношении лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, раскрываются характерные особенности его нормативно-правового функционирования. Статья посвящена проблемам развития уголовно-процессуального института реабилитации. В ней приводятся характерные особенности нормативно-правового действия института реабилитации в системе российского права с учетом ее исторических, политических и самобытных процессов. В работе использовались современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и сравнительного правоведения. Научная новизна работы заключается в рассмотрении нормативно-правового регулирования института реабилитации в целом, так и реабилитации жертв политических репрессий в частности. Статья отражает субъективную позицию авторов по данной проблематике.
Ключевые слова: реабилитация, вред, компенсация, возмещение, уголовно-процессуальный статус, реабилитированный, государство, военнопленные, жертвы репрессий, справедливость.
Новой точкой отчета в государственной деятельности по обеспечению и защите нарушенных в СССР прав наших соотечественников, пострадавших от своеволия власти во время культа личности Сталина, явилось принятие Закона от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» [2].
В нем признавалось, что в годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выразило глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявило о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.
Ст. 1 Закона закрепила определение политических репрессий, обозначив их как различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, имевшими на то административные полномочия.
244
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 3, 2016
© Воробьев С.М., Орлова А.А., 2016
В ст. 2 Закона определены категории лиц, на которых распространяется его действие:
- граждане Российской Федерации и государств - бывших союзных республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
- лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, репрессированные советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, центральными судами Союза ССР (Верховный Суд СССР и его коллегии) и внесудебными органами (коллегия ОГПУ СССР, особые совещания при НКВД - МГБ - МВД СССР, комиссия НКВД и Прокуратуры СССР по следственным делам);
- иностранные граждане, репрессированные по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и его интересов. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по приговорам этих органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов объединенных наций во Второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
При этом ст. 1.1 Закона распространяет дополнительную гарантию действия его положений в отношении:
- детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
В ст. 3 Закона закрепляются юридические основания применения института реабилитации в отношении:
а) осужденных за государственные и иные преступления;
б) подвергнутых уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;
в) подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;
г) необоснованно помещенных по решениям судов и внесудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
д) лиц, бездоказательно привлеченных к уголовной ответственности, дела на которых прекращены по нереабилитирующим основаниям;
е) признанных социально опасными по политическим мотивам и подвергнутым лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
В отношении лиц, указанных в пункте «в», реабилитация отнесена к компетенции органов внутренних дел, а в отношении других - к ведению прокуратуры. Реабилитация проводится на основе изучения уголовных дел и иных материалов. Справки о реабилитации выдаются реабилитированным, а в случаях их смерти - близким родственникам соответственно органами МВД и Прокуратуры РФ. Упрощенный внесудебный порядок реабилитации был введен для того, чтобы в короткий промежуток времени наконец-то была восстановлена справедливость в отношении многих невинно репрессированных советских граждан, ждавших этого момента десятилетиями, причем незаконность расправы над ними без труда усматривалась из материалов уголовных дел, т.е. была очевидной.
Несмотря на то, что в данном нормативном акте содержится комплекс мер, связанных с процедурой осуществления реабилитации, само ее понятие в нем отсутствует. В связи с этим мы полагаем необходимым внесение в ст. 1 Закона изменений для официального закрепления права на реабилитацию по аналогии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям. В ней предусматривается, в частности, что право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда [3].
К мерам реабилитации в соответствии с положениями ст.12-16, 16.1 и 17 Закона относятся:
- восстановление в социально-политических и гражданских правах;
- восстановление в воинских и специальных званиях;
- возвращение государственных наград;
- предоставление мер социальной поддержки (льгот);
- выплачивание компенсаций реабилитированным гражданам и их наследникам за причинение в результате репрессий материального ущерба за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном данным Законом и другими нормативными актами РФ;
- возвращение конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016
245
с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости;
- выбор реабилитированными лицами места проживания, в том числе и по месту жительства до осуждения;
- обеспечение жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей;
- восстановление гражданства.
Судьи, следователи, сотрудники НКВД, МГБ, МВД и других органов, причастные к репрессиям, в соответствии со ст. 18 Закона, должны нести уголовную ответственность за содеянное, сведения о которых подлежат гласности. Следует отметить, что закон не содержит право реабилитированных лиц на компенсацию морального вреда. На наш взгляд это противоречит положениям Конституции Российской Федерации об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти, обеспечении государством доступа потерпевшим к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); имеющемся праве каждого гражданина на государственное возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти или их должностными лицами (ст. 53).
Ст. 15 Закона предусматривает лишь единовременную денежную компенсацию лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей. Устанавливая подобную меру социальной защиты, законодатель, по нашему мнению, официально признал причинение морального вреда данным категориям лиц, точнее говоря, социального морального вреда, так как индивидуальный вред в этих случаях уже тяжело доказать. Вместе с тем указанные размеры компенсации заменяют действительную компенсацию морального вреда потерпевшим, наличествующую в рамках гражданского, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Как нам представляется, эта статья закона должна претерпеть изменение в сторону увеличения размеров социальной компенсации с учетом социально-экономических показателей развития нашего государства. В связи с чем мы считаем, что изменение размеров компенсации необходимо производить посредством их определения, исходя из минимального размера оплаты труда.
Ввиду того, что официально установленный минимальный размер оплаты труда является наиболее приемлемым социально-экономическим показателем, учитывающим коэффициент инфляции в государстве и уровень жизни граждан, полагаем целесообразным изложение части 1 ст. 15 Закона
в следующей редакции: «Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства, на основании документов о реабилитации и времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях, единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 1 МРОТ за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 120 МРОТ».
Следует отметить, что смысловая нагрузка ст. 133 УПК РФ не дает разъяснения о том, на какого субъекта уголовно-процессуальных правоотношений направлена реабилитация, в связи с чем можно только «догадываться», что таковая будет направлена на реабилитированного. В соответствии с п. 35 ст. 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК РФ, реабилитированный - лицо, имеющее право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием. Поэтому мы считаем, что содержание ст. 133 УПК РФ должно иметь логическую направленность и в нем должно быть отражено не просто право, а право реабилитированного лица.
Ввиду того что в ч. 1 ст. 133 УПК РФ вообще не указан такой вид вреда, который может быть причинен человеку, как физический вред, предлагаем изложить эту норму в следующей редакции: «Право на реабилитацию включает в себя право реабилитированного лица на возмещение физического, имущественного вреда, компенсацию последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах».
С учетом изложенного считаем необходимым введение в УПК РФ отдельной нормы, регламентирующей положения о возмещении реабилитируемому лицу физического вреда, что будет согласовываться с положениями ст. 53 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на возмещение любого вида вреда со стороны государства.
На наш взгляд, в уточнении нуждаются положения п. 35 ст. 5, ч. 2, 21, 3, 5 ст. 33 УПК РФ в части касающейся использования законодателем формулировки «право на возмещение вреда». Законодатель, используя это оценочное понятие, «право на возмещение вреда», не конкретизирует в приведенных нами нормах вид вреда, на возмещение которого имеет право реабилитированное лицо. Полагаем, что данные нормы должны содержать развернутую характеристику видов вреда, возмещение которых гарантируется государством по аналогии со ст. 42 «Потерпевший» УПК РФ, где законодателем при определении потерпевшего четко обозначены
246
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
виды вреда, которые могут быть причинены ему и заглажены преступником. Вследствие того п. 35 ст. 5 УПК РФ можно изложить таким образом: «Реабилитированный - лицо, имеющее право на возмещение физического, имущественного и морального вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием». Аналогичные положения должны быть продублированы в ч. 2, 21, 3, 5 ст. 133 УПК РФ.
Считаем целесообразным внесение в положения ч. 4 ст. 135 «Возмещение имущественного вреда» УПК РФ следующего дополнения: «Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции и рыночной стоимости имущества», что будет являться еще одной из гарантией обеспечения и реализации имущественных прав реабилитированных лиц.
Содержание ч. 1 ст. 136 «Возмещение морального вреда» УПК РФ показывает, что законодателем не названа форма осуществления прокурором официального извинения от имени государства реабилитированному лицу за причиненный ему вред, которая, безусловно, подлежит регламентации на законодательном уровне.
В этой связи считаем, что редакция ч. 1 ст. 136 УПК РФ должна претерпеть изменения следующего характера: «Прокурор от имени государства приносит официальное извинение в устной или письменной форме реабилитированному за причиненный ему вред».
Анализ ч. 3 ст.136 УПК РФ выявляет необходимость детализации ее внутреннего содержания относительно осуществления сообщения о реабилитации средствами массовой информации. Для этого, по нашему мнению, требуется внесение в нее следующих изменений: «Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти -его близких родственников или родственников либо по письменному указанию суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой
информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации в прямом эфире в ходе соответствующих радио- или телепередачах либо в письменных официальных изданиях».
Детальное изучение норм действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся института реабилитации, показывает отсутствие норм, закрепляющих уголовно-процессуальный статус реабилитированного лица.
При этом сама по себе норма уголовно-процессуального права, как и в любой другой отрасли «мертва» лишь до тех пор, пока не возникают правовые отношения. С появлением таковых она оживает и становится реальным фактором в социально-правовом механизме государства. Будучи связующим звеном между противоправным деянием и правовыми последствиями (наказанием), уголовно-процессуальные правоотношения являются тем единственным инструментом, с помощью которого реализуются уголовно-правовые отношения. Эти отношения жизненно необходимы для урегулирования конфликта, возникающего между государством и гражданином вследствие совершения последним общественно опасного деяния. Они являются именно той правовой формой, в рамках которой происходит его разрешение [1, с. 193].
Если обратиться к положениям раздела II «Участники уголовного судопроизводства» УПК РФ, то в главе 6 «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения» не содержится ни одной нормы, посвященной реабилитированному лицу. Единственной концептуальной статьей, определяющей понятийную характеристику всех участников уголовного судопроизводства, является ст. 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК РФ. Для обеспечения соблюдения государством уголовно-процессуального статуса реабилитированного в качестве участника уголовного судопроизводства, считаем необходимым предусмотреть новую статью - 421, «Реабилитированный», непосредственно касающуюся уголовно-процессуальному положению такого лица, с включением ее в главу 6 УПК РФ.
Библиографический список
1. Полищук Н.И. Тенденции современной уголовно-правовой политики государства // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 1. - С. 192-196.
2. Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. -№ 44. - Ст. 1428.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. -2001. - № 52. - ч. I. Ст. 4921.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016
247