Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальный закон (часть первая: место уголовно-процессуального закона в системе уголовно-процессуального регулирования)'

Уголовно-процессуальный закон (часть первая: место уголовно-процессуального закона в системе уголовно-процессуального регулирования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6507
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальный закон (часть первая: место уголовно-процессуального закона в системе уголовно-процессуального регулирования)»

Раздел 6. Процессуальное право, юрисдикция, процедуры

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: МЕСТО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)

В.А. Михайлов

(профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, г. Москва)

1. Понятие уголовно-процессуалъ-ного закона

Федеральный закон - это содержащий в себе правовые нормы нормативный акт, который принят Федеральным Собранием Российской Федерации, подписан Президентом РФ и опубликован в установленном порядке. Уголовно-процессуальный закон является разновидностью федерального закона, но отличается от других федеральных законов своим содержанием, обусловленным предметом регулируемых им общественных отношений. Уголовно-про-цессуальный закон устанавливает порядок судопроизводства по уголовным делам на территории России, т.е. его правовые нормы регулируют уголовно-процессуальную деятельность органов предварительного расследования, прокурора, суда и других участников уголовного процесса, а также их правоотношения в ходе данной деятельности. Особенность уголовно-процессу-ального закона и в том, что он действует только в связи с применением уголовного закона, предусматривающего ответственность за преступление, когда возникает необходимость в проведении судебного процесса и обеспечивающих судебный процесс процедур, имеющих форму возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступлений. В связи с этим К. Маркс отмечал, что «судебный процесс и право также тесно связаны друг с другом, как, например, формы растений связаны с растениями, а формы животных - с мясом и кровью животных. Один итот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма

жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни» [1]. Следует добавить, что и сама форма судопроизводства по уголовным делам также имеет свое содержание. Все это прежде всего определяет соотношение уголовного процесса и уголовного права и значение уголовно-про-цессуального закона для борьбы с преступностью. Нормы уголовно-процессуального закона должны быть сформулированы таким образом, чтобы при наименьшей затрате сил, средств и времени достигнуть цели уголовного процесса - установления истины по уголовному делу. Каждое правило уголовного судопроизводства должно быть основано на продиктованной и проверенной практикой целесообразности, обеспечивающей наиболее эффективные пути и методы отыскания и закрепления доказательств, их проверки и оценки, производства следственных и судебных действий, наделения правами и обязанностями участников процесса, составления процессуальных документов.

В ходе судопроизводства по уголовным делам уголовно-процессуальный закон является главенствующей формой проявления российского права, его источником. Именно из этого необходимо исходить при определении соотношения понятий уголовно-процессуального закона и уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный закон определяет содержание уголовно-процессуального права, в этом смысле они представляют собой неразрывное единство. Норма уголовнопроцессуального закона всегда является и нормой уголовно-процессуального права.

Совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих процессуальную деятельность по уголовным делам и уго-ловно-процессуальные отношения между участниками данной деятельности, образует уголовно-процессуальное право. Особенностью данной отрасли права является то, что единственно допустимыми источниками его являются уголовно-процессуальные законы, их совокупность составляет уго-ловно-процессуальное законодательство, основным источником которого является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [2]. К иным уголовно-про-цессуальным законам относятся также Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации», а также 39 федеральных законов, изданных в 2002-2008 гг., которыми в Уго-ловно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены многочисленные изменения и дополнения. Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории России определяется Уго-ловно-процессуальным кодексом. Данный порядок обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также для иных участников уголовного судопроизводства.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие уголовное судопроизводство, также являются составной частью российского уголовно-процессуального законодательства (ч. 3 ст. 1 УПК РФ).

2. Роль Конституции Российской Федерации в формировании уголовно-процессуального законодательства

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с внесенными в него федеральными законами изменениями и дополнениями презюмируется основанным на Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 УПК РФ). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является важным источником уголовно-процессуального права, основой создания и развития уголовнопроцессуального законодательства, право-

вым актом прямого действия и применяется на всей территории Российской Федерации. Суды, органы расследования, прокуроры и все иные участники уголовного процесса обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Законы, включая уго-ловно-процессуальное законодательство, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). В связи с этим органы предварительного расследования, прокуроры и суды при осуществлении производства по уголовному делу должны оценивать содержание уголовно-процессуальных норм с точки зрения их соответствия Конституции РФ и в необходимых случаях, когда те или иные нормы уголовно-процессуального законодательства не соответствуют Конституции РФ, вместо них применять ее в качестве акта прямого действия, в частности:

1) когда положения, закрепленные Конституцией РФ, не требуют дополнительной регламентации в УПК РФ или ином федеральном законе и не содержат указания на возможность применения Конституции РФ лишь в случае принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие общественные отношения;

2) когда орган расследования, прокурор, суд придут к выводу о том, что соответствующая норма УПК РФ либо иного закона, применяемого или подлежащего применению в процессе осуществления производства по уголовному делу, противоречит Конституции РФ;

3) когда имеется пробел в уголовнопроцессуальном праве [3].

Непосредственное отношение к уго-ловно-процессуальному праву и уголовному процессу имеют и следующие положения, предусмотренные Конституцией РФ. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства*, в борьбе

* См.: ст.ст. 1, 2, 19, 23-27, 32, 45-54, 56 Конституции РФ.

с преступными посягательствами эту обязанность призваны выполнять органы предварительного расследования, прокуратура и органы судебной власти в лице судов общей юрисдикции; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ*; данное правило распространяется и на законы СССР и РСФСР, регулирующие уголовное судопроизводство.

Принципиальное значение для обеспечения конституционности уголовнопроцессуального законодательства имеют следующие положения:

1) согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам Верховного Суда РФ разрешает дела о конституционности федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров, в том числе содержащих уголовно-процессуальные нормы;

2) согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов всех уровней** [4] проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном уголовном деле,

* См.: ч.2 Раздела второго Конституции РФ.

** Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации оформляется судом в письменной форме в виде отдельного документа, в котором должно быть указаны точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым суд пришел к выводу о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации. К запросу прилагаются: текст закона, подлежащего проверке, перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

в порядке, установленном федеральным законом;

3) согласно ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января 2002 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Конституционный Суд РФ рассматривает обращения Генерального прокурора РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Законодательные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению в уголовном судо-производстве . В то же время признание Конституционным Судом РФ неконститу-ционности той или иной нормы закона не препятствует применению данного закона в остальной его части.

Особое значение имеют и следующие положения Конституции РФ, имеющие силу принципов уголовного судопроизводства: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; жилище неприкосновенно; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; права потерпевшего от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федераль-

***См.:ч.З ст.79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Юридическая наука и правоохранительная практика ному закону; разбирательство дел во всех судах открытое; судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; и др.* Суды, органы расследования и прокуроры всех уровней в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать надлежащую реализацию данных конституционных положений по каждому уголовному делу.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ) - это единый законодательный акт, в котором систематизированы нормы уголовно-процессуального права, определяющие порядок судопроизводства по уголовным делам. Структура УПК РФ обусловлена содержанием и стадийностью судопроизводства по уголовным делам. Все нормы УПК РФ, сгруппированные в его 6 частях, 19 разделах, 56 главах, 474 статьях, регулируют: общие положения; досудебное и судебное производство; особый порядок уголовного судопроизводства; международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; порядок применения бланков процессуальных документов.

В УПК РФ закреплены предусмотренные Конституцией РФ принципы уголовного процесса, существенно расширены по сравнению с тем, как это предусмотрено Конституцией РФ, обвинительная и надзорная функции судей в досудебном производстве, несколько усилены гарантии прав потерпевшего и некоторых других участников процесса по сравнению с тем, как это регулировалось УПК РСФСР 1960 г., регламентированы основания и виды уголовного преследования, видоизменено дознание, введены институт собирания доказательств защитником обвиняемого и новая мера пресечения в виде домашнего ареста, кардинальным образом сэжен институт коллегиального рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции и полностью исключен в стадии исполнения приговора, исключены институт народных заседателей и институт общественного по-

* См.: ст.ст. 19, 22, 25, 46, 47, 49, 52, 120, 123 Конституции РФ.

ручительства в виде меры пресечения, введен ряд других новых или относительно новых положений уголовного судопроизводства, не известных Уголовно-процессу-альному кодексу РСФСР 1960 г.

Порядок судопроизводства, установленный УПК РФ, является единым по большинству уголовных дел и участников уголовного судопроизводства (за исключением случаев, предусмотренных главами 32, 40-44, 50-55 УПК РФ).

УПК РФ введен в действие с 1 июля 2002 г. и с этой же даты признаны соответственно утратившими силу или не действующими на территории России прежние уголовно-процессуальные законы, т.е. УПК РСФСР 1960 г., Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г., внесенные в них изменения, дополнения и другие нормы права уголовно-процессуального содержания, признан утратившим силу и Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37-Ф3 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Введение в действие УПК РФ потребовало законодательного предписания о приведении в соответствие с ним тех принятых до издания УПК РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов России, которые связаны с уголовным процессом. Поскольку законодательная процедура длительна, постольку указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации продолжали применяться в части, не противоречащей УПК РФ, но лишь до их приведения в соответствие с УПК РФ.

4. Иные законы, содержащие нормы уголовно-процессуального права

К иным законам, содержащим нормы уголовно-процессуального права, относятся: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и 39 федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УПК РФ; Федеральные законы о судебной системе Российской Федерации; Законодательство о правоохранительных органах и адвокатуре; Федераль-

ный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Уголовный кодекс РФ.

Федеральным законом от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» установлены не только правила и сроки введения в действие УК РФ, но и ряд уголовно-про-цессуальных правил, регулирующих: порядок пересмотра судами приговоров и других судебных актов о применении иных мер уголовно-правового характера, кроме установленных УК РСФСР; порядок освобождения судами от наказания, смягчения наказания либо иного улучшения положения лиц за ряд совершенных ими деяний до введения в действие УК РФ; порядок прекращения уголовных дел прокурорами, органами расследования и судами о деяниях, которые подлежали разрешению в данной форме по новым основаниям, предусмотренным УК РФ.

Федеральные законы о судебной системе [5; 6; 7; 8; 9; 10] определяют: систему, задачи, компетенцию, полномочия и некоторые вопросы порядка уголовно-про-цессуальной деятельности по уголовным делам федеральных судов общей юрисдикции, их структурных подразделений, председателей и заместителей председателей судов, председателей судебных коллегий и мировых судей; подсудность дел военным судам; статус судей; принципы правосудия; состав судов при рассмотрении уголовных дел; систему инстанционной связи дел при их рассмотрении судами различных уровней; участие в уголовном судопроизводстве прокуроров, адвокатов и присяжных заседателей; процессуальный механизм возбуждения уголовных дел в отношении судей, применения к ним мер процессуального принуждения; процессуальный механизм проведения в отношении судей опе-ративно-розыскных мероприятий*.

* Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает процессуальный механизм возбуждения уголовных дел в отношении судей Конституционного Суда РФ и применения к ним уголовнопроцессуальных мер принуждения.

Законодательство о прокуратуре, иных правоохранительных органах и адвокатуре содержит отдельные уголовно-про-цессуальные нормы, которые определяют соответственно цели и задачи прокурора, органов дознания, следователя и адвоката, их уголовно-процессуальные обязанности и права, функции, принципы и формы их реализации по уголовным делам, в том числе в ходе применения мер уголовнопроцессуального принуждения. Уголовнопроцессуальные нормы, предусмотренные законодательством о правоохранительных органах и адвокатуре, конкретизированы и развиты в соответствующих статьях УПК РФ [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17].

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыс-кной деятельности». Данным законом установлены:

- перечень правоохранительных органов, оперативные подразделения которых осуществляют оперативно-розыскную деятельность и которые согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ относятся одновременно к органам дознания;

- задачи оперативно-розыскной деятельности, реализуемые в том числе в процессе взаимодействия должностных лиц оперативно-розыскных служб со следователями и органами дознания в целях раскрытия, расследования, пресечения и предупреждения преступлений;

- исчерпывающий перечень опера-тивно-розыскных мероприятий, проведение которых органами дознания допустимо и на основании поручений следователя;

- возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в целях возбуждения уголовного дела, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - это совокупность (свод) норм, определяющих понятие преступления, категории и виды преступлений, пре-

Юридическая наука и правоохранительная практика ступность и наказуемость общественно опасных деяний, принципы и иные общие основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания, понятие и цели наказания, виды наказаний, общие начала и условия применения уголовных наказаний. Значение Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) для уголовного процесса заключается не только в том, что реализация всех без исключения его положений возможна лишь в рамках уголовного процесса, но и в том, что многие уголовно-правовые положения УК РФ имеет одновременно и уго-ловно-процессуальное содержание. В частности, такие качества уголовно-правовых норм содержат:

- статья 2 УК РФ, определяющая задачи данного Кодекса, которые являются одновременно задачами уголовного судопроизводства;

- статья 3 УК РФ, устанавливающая принцип законности в уголовном праве, реализация которого при производстве по уголовным делам осуществляется с одновременной реализацией уголовно-процес-суального принципа законности, предусмотренного ст. 7 УПК РФ;

- статья 4 УК РФ, устанавливающая принцип равенства граждан перед уголовным законом, реализуемый в уголовном судопроизводстве с одновременной реализацией уголовно-процессуального принципа равенства всех перед законом и судом, предусмотренного ст. 19 Конституции РФ;

- статьи 6 и 7 УК РФ, определяющие принципы справедливости и гуманизма уголовного законодательства, непосредственно реализуемые лишь в уголовном судопроизводстве, при этом наиболее полно при постановлении судами приговоров по уголовным делам;

- статья 13 УК РФ, определяющая уголовно-правовые основания выдачи лиц, совершивших преступление, лишь при наличии которых допустима реализация гл. 54, 55 УПК РФ, регламентирующих международную правовую помощь по взаимной выдаче и передаче лиц, совершивших преступление;

-статьи 14, 21, 28, 31, 36, 37-42, 75-78, 84, 94 УК РФ, а также примечания к ст.ст. 126, 204, 205, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 291, 307, 308, 316, 322, 337, 338 УК РФ, устанавливающие уголовно-правовые основания исключения преступности деяния и освобождения от уголовной ответственности и наказания, лишь при наличии которых допустима реализация уголовно-процессу-альных норм, регулирующих основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного дела;

-статьи 14-42, 60-73, 87, 89, 90, 91, 92, 96-101, 104 Общей части УК РФ, которые определяют понятия преступления и вины, устанавливают виды преступлений, основания уголовной ответственности, наказания и применения принудительных мер медицинского характера, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, равно как диспозиции статей Особенной части УК РФ, применение которых в уголовном судопроизводстве позволяет конкретизировать:

а) предмет доказывания по уголовному делу; б) круг вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора; в) круг вопросов, разрешаемых судом при вынесении определения (постановления) о прекращении уголовного дела или постановления о применении к лицу принудительной меры медицинского характера;

-статьи 79-83, 86, 93, 102, 103 УК РФ, которые определяют основания освобождения от наказания, реализация которых судом в стадии исполнения приговора позволяет ему конкретизировать предмет своей процессуальной деятельности.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в системе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

Согласно ч. 3 ст. 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы междуна-

родного права* [18] являются составной частью законодательства Российской Федерации. Однако в части 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права определены в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, но не законодательства России. При этом в ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права не отнесены к правовым актам прямого действия. Сами по себе общепризнанные принципы и нормы международного права не существуют, они содержатся (выражены) в правовых актах ООН и ее специализированных учреждений, а также в правовых актах других общепризнанных международных организаций. Основным источником международного права является международный договор в различных его формах (международные пакт, конвенция, договор, декларация, протокол и др.). Из вышеизложенного следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права не могут априори являться источниками уголовно-процессуального законодательства России. Придание общепризнанным принципам и нормам международного права юридической силы принципов и норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации осуществляется либо путем ратификации международных договоров Россией, либо путем инкорпорации (заимствования) принципов и норм соответствующих международных правовых актов при издании Федеральным Собранием Российской Федерации соответствующих законов (статей) уголовнопроцессуального содержания.

Многосторонними международными правовыми актами, принципы и нормы

* Общепризнанными принципами международного права являются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Общепризнанной нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

которых допустимо относить к уголовнопроцессуальному законодательству России, являются прежде всего те из принятых и признанных международным сообществом государств международных правовых актов, которые признаны Российской Федерацией либо СССР, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства

- продолжателя Союза ССР. В данном случае имеются в виду: Устав ООН (1946 г.), Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (XXI), Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятые 3 декабря 1973 г. Резолюцией 3074 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила), Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/46, Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный 9 декабря 1988 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173, Рекомендации в отношении обращения с заключенными иностранцами (1985 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая 24 мая 1989 г. Резолюцией 1989/57 Экономического и Социального Совета ООН, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 но-

Юридическая наука и правоохранительная практика ября 1950 г. и протоколы к ней от 20 марта 1952 г., 6 мая 1963 г., 16 сентября 1963 г.,

28 апреля 1983 г., 22 ноября 1984 г., 6 ноября 1990 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 24 ноября 1987 г., Основные принципы независимости судебных органов, принятые в 1985 г.

Соответствующие положения перечисленных и ряда иных международных правовых актов реализованы в российском уголовно-процессуальном законодательстве, в том числе в ч. 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства».

Международные договоры Российской Федерации в ч. 3 ст. 1 УПК РФ также отнесены к уголовно-процессуальному законодательству России в качестве ее составной части, при этом имеются в виду и соответствующие международные договоры СССР, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР. В данном случае имеются в виду не все международные договоры Российской Федерации и СССР, а лишь те, нормы которых регулируют уголовно-про-цессуальные отношения.

Многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации или СССР приметаются в уголовном судопроизводстве Российской Федерации лишь в том случае, если они ратифицированы, официально опубликованы*, вступили в силу, стали обязательными для Российской Федерации, не требуют издания внутригосударственных правовых актов для их реализации и способны порождать права и обязанности субъектов российского уго-

* Международные договоры РФ официально публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и (или) в «Бюллетене международных договоров» в порядке, который установлен ст. 30 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

ловно-процессуального права**. Международные договоры Российской Федерации или СССР, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе России, применяются по уголовным делам в случаях, когда:

а) международным договором регулируются отношения, в том числе с иностранными гражданами, которые стали предметом досудебного или судебного производства по уголовному делу (например, в связи с выдачей или передачей лиц иностранному государству);

б) международным договором Российской Федерации установлены иные правила уголовного судопроизводства, чем уголовно-процессуальным законодательством России.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что при ратификации международных договоров Федеральное Собрание РФ может ограничить пределы действия в России заключенного международного до-говора

Если международным договором Российской Федерации или СССР установлены иные правила уголовного судопроизводства, чем предусмотренные Конституцией РФ или федеральным конституционным законом, то приоритет в применении по уголовному делу имеют Конституция РФ и федеральный конституционный закон, поскольку их юридическая сила выше юридической силы международного договора Российской Федерации.

В практике органов и должностных лиц уголовного судопроизводства чаще

** См.: части 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ч. 3 ст. 1 УПК РФ.

* * * Если международным договором Российс-

кой Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то обязательная сила данного международного договора устанавливается федеральным законом о его ратификации, издаваемым Федеральным Собранием РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; ч. 1 и 2 ст. 5, ст. 14, п. «а» ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»),

всего используются следующие международные договоры, заключенные Российской Федерацией: Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.); Европейская конвенция о выдаче (1957 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (1957 г.); Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (1978 г.); Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1978 г.).

6. Роль в системе уголовно-процес-суалъного регулирования постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля и как таковой законы не издает, его постановления и определения источниками уголовнопроцессуального законодательства не являются. В установленном Конституцией РФ порядке Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо разрешает дела о соответствии Конституции РФ уго-ловно-процессуальных законов и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, имеющих уголовно-процессуальное содержание. Уголовнопроцессуальные законы или их отдельные нормы, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат ратификации и применению участниками уголовного судопроизводства. Постановления Конституционного Суда РФ по данным вопросам окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании уголовно-процессуального акта неконституционным не может быть преодолена

повторным принятием этого же акта законодателем. Решения судов, органов прокуратуры и предварительного расследования, основанные на нормах уголовно-процес-суального законодательства, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. В случае, если признание уголовно-процес-суального акта неконституционным создает пробел в правом регулировании тех или иных общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, непосредственно применяются соответствующие положения Конституции РФ. Законодатель обязан исключить (отменить) уголовнопроцессуальную правовую норму в случае признания ее неконституционной*.

Постановления и определения Конституционного Суда РФ публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решения Конституционного Суда РФ существенным образом влияют на содержание и юридическую значимость уго-ловно-процессуального законодательства и в связи с этим при разработке и принятии УПК РФ учтены принятые (начиная с 1991 г.) постановления и определения Конституционного Суда РФ, не без учета которых законодателем определено содержание ряда положений УПК РФ. Принятые Конституционным Судом РФ решения значимы и в практике современного правоприменения. Поэтому следователям, руководителям следственных органов, дознавателям, начальникам подразделений дознания и начальникам органов дознания, прокурорам, судьям, адвокатам и другим участникам уголовного судопроизводства для правильного применения, соблюдения, исполнения и использования уголовно-процессуальных норм УПК РФ и других законов необходимо не только знать постановления и определения Конституционного Суда РФ, относимые к уголовно-

* См.: ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Юридическая наука и правоохранительная практика процессуальному праву [19], но и неукоснительно следовать им во имя обеспечения конституционной законности.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам судебной практики*. Данные разъяснения принимаются Пленумом Верховного Суда РФ на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, а также на основе представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и заслушивания сообщений председателей судов субъектов РФ о судебной практике по применению законодательства.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики содержатся либо в его постановлениях, посвященных практике применения законодательства по отдельным категориям уголовных дел, либо в постановлениях, специально выносимых по вопросам разъяснения уголовно-процессуального законодательства. Разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, издаются в целях повышения эффективного и единообразного применения судами уголовно-процессуального, уголовного и иного отраслевого законодательства. Верховным Судом РФ даются разъяснения отдельных норм уголовно-процессуального законодательства и, помимо этого, формулируются рекомендации судам по вопросам организации судебной работы в целях наиболее эффективного применения норм права, анализируются недостатки, ошибки и другие нарушения, а также те причины и условия, которые способствуют порождению данных недостатков, ошибок и других нарушений закона.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нормами уголовно-процессуального и других отраслей права не являются,

* См.: ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

они адресуются судам, но имея для практики расследования уголовных дел такое же значение, как и для судебной практики, всегда должны учитываться и органами предварительного расследования, и прокурорами, и адвокатами, и другими участниками процесса, применяющими или использующими закон, по которому дано разъяснение Пленумом Верховного Суда РФ.

До принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и РСФСР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях соответственно Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР, могут применяться в настоящее время судами общей юрисдикции, органами расследования и прокурорами в части, не противоречащей Конституции РФ (п. 2 разд. 2) и УПК РФ [20].

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», могут публиковаться в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете».

Особое внимание судей, органов предварительного расследования, прокуроров и других участников уголовного судопроизводства должны привлекать следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда СССР: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда»; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. № 2 «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным

делам» (с изм., внесенными пост. Пленума от 11 июля 1972 г. №6); Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных»; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 мая 1928 г. № 20 «О зачете в срок предварительного заключения времени, проведенного под арестом в дисциплинарном порядке»; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» (с изм., внесенными пост. Пленума от 14 марта 1963 г. № 1); Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 октября 1931 г. № 35 «О разъяснении ст. 22 Положения о государственных преступлениях в связи с международной Конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков, подписанной представителями СССР в Женеве 20 апреля 1929 г.»; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 декабря 1964 г. «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих в судебной практике при исполнении приговоров» (с изм., внесенными пост. Пленума от 26 апреля 1984 г. № 7) [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Роль в системе уголовно-процес-суалъного регулирования подзаконных нормативных правовых актов

Подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Президент РФ является главой государства. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе по вопросам судоустройства, организации системы правоохранительных органов, уголовной политики и уго-ловно-процессуального регулирования. Президент РФ как глава государства пред-

ставляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, в том числе по актуальным вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и другими проявлениями организованной преступности*.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России. Однако данные и иные нормативные правовые акты Президента РФ не являются законами и не приравнены Конституцией РФ и УПК РФ к законам, поэтому к источникам уголовно-процессуального права не относятся и в процессе производства по уголовным делам не подлежат применению органами предварительного расследования, прокурорами и судами.

В соответствии со ст. 1 УПК РФ единственным источником уголовно-про-цессуального права является закон. Учитывая данное обстоятельство, Президент РФ не вправе издавать указы и распоряжения, имеющие силу уголовно-процессуального закона. Издание Президентом РФ указов или распоряжений, имеющих силу уго-ловно-процессуального закона, приведет к тому, что Президент РФ выйдет за пределы своей компетенции, установленной гл. 4 Конституции РФ, и нарушит запрет, установленный ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, согласно которой указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам** [22].

В то же время отметим, что Указы и распоряжения Президента РФ важны в ре-

* См.: ст.ст. 80, 86 Конституции РФ.

** Вопреки положениям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть задержано на срок более чем 48 часов, Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 14 июня 1996 г. № 1226 был введен институт задержания подозреваемых на срок до 30 суток. Но Постановлением Конституционного Суда РФ данный Указ Президента РФ в указанной части был признан неконституционным и потому не подлежащим применению.

Юридическая наука и правоохранительная практика шении вопросов организационного, кадрового, информационного и иного ресурсного обеспечения уголовного судопроизводства, а также в решении проблем координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [23].

Обладая правом законодательной инициативы, Президент РФ самое непосредственное участие принимает в реформировании судебной системы, уго-ловно-процессуального, уголовного,

судоустройственного и иного законодательства. Принятые федеральные законы, в том числе уголовно-процессуальные законы, в течение пяти дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования*.

Президент РФ принимает непосредственное участие в формировании судебной системы и правоохранительных органов, назначая своими указами судей, министров и первых руководителей правоохранительных служб РФ, структурные подразделения и должностные лица которых осуществляют уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность и производство судебных экспертиз. Президент РФ представляет Совету Федерации Федерального Собрания РФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ**. В соответствии со ст. 114 УПК РФ по представлению Генерального прокурора РФ Президент РФ принимает решения о временном отстранении от должности высших должностных лиц субъектов РФ, привлеченных к уголовной ответственности в качестве обвиняемых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука-

* См.: п. «д» ст. 84, ч. 1 ст. 104, ст. 107 Конституции РФ.

** См.: пп. «д», «е» ст. 83, п. «г» ст. 84, ст. 107 Конституции РФ.

зов Президента РФ Правительство России

*** т т

издаетпостановленияираспоряжения .Но данные подзаконные акты Правительства РФ не являются законами и не приравнены Конституцией РФ и УПК РФ к законам, поэтому к источникам уголовно-процес-суального права не относятся и в процессе производства по уголовным делам не подлежат применению органами предварительного расследования, прокурорами и судами. В то же время постановления и распоряжения Правительства РФ важны в решении вопросов кадрового, информационного и иного ресурсного обеспечения уголовного судопроизводства.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры; указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для испол-

**** ТТ

нения . Данные и иные нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ по вопросам организации прокурорского надзора в области уголовного судопроизводства, возбуждения уголовного дела, производства дознания и участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел источниками уголовно-процессуального права не являются.

Свои нормативные правовые акты Генеральный прокурор РФ издает на основании и во исполнение уголовно-процессу-ального законодательства и законодательства о прокурорском надзоре в уголовном судопроизводстве. Данные нормативные правовые акты не вносят в уголовно-про-цессуальный закон новых норм, не изменяют и не дополняют содержание уго-ловно-процессуального закона. Их роль в укреплении правовой основы уголовного

*** См.: ст. 115 Конституции РФ.

* * * * См.: ст.ст. 17,30 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

судопроизводства заключается в том, что данные нормативные правовые акты:

- мобилизуют следователей, дознавателей, их руководителей и прокуроров на обеспечение верховенства уголовно-про-цессуального закона, соблюдение и безусловно точное исполнение и инициативное применение данного закона в целях защиты от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых уголовно-процессуальным законодательством интересов общества и государства;

- нормируют организационно-пра-вовые основы и формы эффективной реализации уголовно-процессуального закона органами дознания, их руководителями и прокурорами. В частности, санкционируют использование разрабатываемых наукой и апробированных практикой организационных форм взаимодействия органов предварительного расследования с другими правоохранительными органами и иных форм организации деятельности органов предварительного расследования и прокуроров по эффективному применению уголовнопроцессуального законодательства*;

- осуществляют толкование норм уголовно-процессуального законодательства, когда в следственной и прокурорской практике возникают затруднения при уяснении их смысла и содержания, и на этой основе формулируют конкретные указания по применению данных норм уголовнопроцессуального законодательства следователями, дознавателями, их руководителями и прокурорами;

- санкционируют внедрение в деятельность органов дознания и прокуроров разрабатываемых наукой и апробиро-

* В данном случае имеется в виду регламентация нормативными правовыми актами Генерально-го прокурора РФ согласованной деятельности прокуроров и руководителей соответствующих правоохранительных органов по созданию разнообразных следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений и внедрению в практику досудебного производства иных организационно-правовых форм координации и взаимодействия органов расследования с иными правоохранительными органами по борьбе с преступностью.

ванных практикой методик расследования отдельных видов преступлений и методик прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства;

- констатируют выявление наиболее распространенных нарушений и недостатков в применении уголовно-процессуального закона следователями, дознавателями, их руководителями и прокурорами, а также порождающих их причин и условий, формулируют обязательные для исполнения предписания по устранению, предупреждению и пресечению данных нарушений, недостатков, их негативных последствий и тех причин и условий, которыми они вызваны.

Нормативные акты правоохранительных министерств и ведомств. В данном случае имеются в виду приказы, положения, инструкции и другие нормативные правовые акты, издаваемые Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой безопасности РФ, а также другими федеральными правоохранительными службами, наделенными правом производства соответственно предварительного следствия и (или) дознания. Данные нормативные акты издаются обычно первыми руководителями указанных министерств, государственных комитетов и федеральных служб в пределах предоставленных им полномочий, они не являются источниками уголовно-процессуального права, но их значение исключительно велико для организационного, кадрового, материально-технического, информационного, оперативно-розыскного и иного ресурсного обеспечения деятельности органов предварительного следствия и органов дознания по эффективной реализации уго-ловно-процессуального законодательства.

В данном случае особо следует выделить нормативные правовые акты, регламентирующие такие вопросы, как: организация приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений, сообщений о преступлениях; организация расследования

Юридическая наука и правоохранительная практика преступлений; организационное обеспечение профилактической деятельности органов расследования и применения ими научно-технических средств в ходе реализации уголовно-процессуального законодательства; организация координации и взаимодействия органов расследования, оперативно-розыскных и иных правоохранительных служб и подразделений; организация процессуального контроля за применением органами предварительного следствия и дознавателями уголовно-про-цессуального законодательства; организация оказания следователям и дознавателям методической и практической помощи по применению уголовно-процессуального законодательства.

8. Условия и пределы действия уго-ловно-процессуального закона

Условия действия уголовно-процес-суалъного законодательства и отдельных его норм. Из контекста ст. 1 УПК РФ и ст. 1 УК РФ следует, что издание данных кодексов, а также изменения и дополнения могут быть внесены в них, как и в другие законы, устанавливающие нормы уголовно-процессуального права, лишь федеральными законами. Из контекста же ч. 3 ст. 15 Конституции РФ следует*:

а) УПК РФ и другие законы, в том числе УК РФ, определяющие порядок уголовного судопроизводства в России, подлежат официальному опубликованию;

б) официальному опубликованию в России подлежат после их ратификации и общепризнанные международные правовые акты и международные договоры РФ, устанавливающие нормы уголовно-про-цессуального права;

в) не приметаются неопубликованные законы, а также неопубликованные международные правовые акты и междуна-

* Частью 3 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

родные договоры РФ, являющиеся источниками уголовно-процессуального права;

г) любые уголовно-процессуальные нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые содержатся в законах, общепризнанных актах международного права и международных договорах РФ, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конкуренция правовых норм, применяемых в уголовном судопроизводстве. Если при издании и применении правовых норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам, возникает проблема их конкуренции, то данную проблему следует решать в пользу тех правовых норм, которые имеют преимущественную силу. В частности, из контекста ст. 15 Конституции РФ следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу по отношению к любым уголовно-процессу-альным нормам, содержащимся не только в УПК РФ и других законах России, но и в общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В связи с этим необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) не только УПК РФ, но также и иные издаваемые Федеральным Собранием РФ уголовно-процессуальные нормы не должны противоречить Конституции РФ;

2) противоречащие Конституции РФ общепризнанные акты международного права и международные договоры РФ, содержащие нормы уголовно-процессуального права, ратификации Федеральным Собранием РФ не подлежат, если же они окажутся ратифицированными, то их применение в процессе уголовного судопроизводства исключается;

3) если уголовно-процессуальные нормы, содержащиеся в УПК РФ или других законах Российской Федерации, равно как содержащиеся в международных договорах РФ, противоречат Конституции РФ, то в таких случаях приметаются соответствующие нормы Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое

действие и применение на всей территории Российской Федерации;

4) согласно ст.ст. 105-108 Конституции РФ Федеральным Собранием РФ издаются не только федеральные законы, но и федеральные конституционыезаконы. Последние обладают более высоким уровнем юридической силы, нежели федеральные законы. УПК РФ является федеральным законом. Поэтому в случае противоречия между нормами УПК РФ и федеральным конституционным законом следует применять не УПК РФ, а федеральный конституционный закон. Приоритет федерального конституционного закона перед УПК РФ, являющимся кодифицированным федеральным законом, подчеркивается и Конституционным Судом РФ: «Если... в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом... и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации... то применению

- согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть

3) Конституции Российской Федерации

- подлежит именно федеральный конституционный закон... как обладающий большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону» [24].

5) частью 4 ст. 15 Конституции РФ

предусмотрено: «Если международным

договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Применительно к уголовному судопроизводству данное конститу-ционное положение воспроизведено в ч. 3 ст. 1 УПК РФ в следующей редакции: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора». Из данных положений вытекают следующие положения:

а) если международным договором установлены иные правила судопроизводства по уголовным делам, чем предусмотренные федеральным конституционным законом, то применяются правила не международного договора, а федерального конституционного закона, имеющего пре-

имущественную силу перед международным договором;

б) установленная ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ преимущественная сила международного договора РФ перед нормами УПК РФ в случае их конкуренции не действует в случаях, когда при ратификации международного договора Федеральным Собранием РФ ограничиваются пределы применения заключенного международного договора, о чем издается специальный протокол. В связи с данным обстоятельством участникам уголовного судопроизводства необходимо поступать следующим образом: если при ратификации международного договора Федеральное Собрание РФ ограничило пределы его действия, то данный международный договор следует приметать с учетом тех ограничений, которые установлены специальным протоколом при издании федерального закона о ратификации международного договора РФ.

6) вопрос о применении в уголовном судопроизводстве конкурирующих правовых норм регулируется также частями 1 и 2 ст. 7 УПК РФ, которые устанавливают следующие правила:

а) суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе приметать федеральный закон, противоречащий УПК РФ;

б) суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта УПК РФ, принимает решение в соответствии с УПК РФ*.

Приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами, как полагает Конституционный Суд РФ, «распространяется лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат Уголовно-

* Хотя ч. 2 ст. 7 УПК РФ данное правило адресовано лишь суду, но тем не менее данному правилу должны следовать также орган дознания (дознаватель и начальник органа дознания), следователь, руководитель следственного органа и прокурор.

Юридическая наука и правоохранительная практика процессуальному кодексу Российской Федерации» [24].

Приостановление и прекращение действия уголовно-процессуального закона, противоречащего Конституции Российской Федерации. Порядок судопроизводства, установленный УПК РФ, является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов общей юрисдикции, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ). Данное законоположение следует понимать в том плане, что установленные УПК РФ процессуальные нормы презюмируют-ся бесспорными и не вызывающими сомнений в их конституционности. Правило о безусловном следовании по каждому уголовному делу порядку судопроизводства, установленному УПК РФ, призвано гарантировать законность при установлении по делу истины, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Если же участник (группа участников) уголовного процесса или Генеральный прокурор РФ выявляют, что тот или иной уголовно-процессуальный закон, приметаемый по уголовному делу или подлежащий применению, нарушает конституционные права и свободы граждан, то обязательная сила такого закона может быть оспорена ими путем обращения в Конституционный Суд РФ соответственно с запросом или жалобой*. С запросом о проверке Конституционным Судом РФ конституционности закона, примененного по уголовному делу или подлежащего применению, вправе обратиться и суд общей юрисдикции любого уровня, в производстве которого находится уголовное дело, а Верховный Суд РФ, помимо этого, вправе направить запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ любого уголовно-процессуального зако-

* См.: ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

на**. В каждом из четырех указанных случаев Конституционный Суд РФ не только осуществляет процедуру проверки конституционности оспоренных законов, но и вправе в случаях, не терпящих отлагательства, обратиться к органу расследования, прокурору или суду, в производстве которых находится уголовное дело, о приостановлении действия оспариваемого уголовно-процессуального закона до завершения рассмотрения дела Конституционным Су-дом РФ , а установив его неконституци-онность, принимает решение о признании данного закона неконституционным, и этот закон утрачивает силу****.

Действие уголовно-процессуалъно-го закона в пространстве. По общему правилу независимо от места совершения преступления производство по уголовным делам на территории России в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса ведется в соответствии с УПК РФ, а в исключительных случаях, определяемых международными договорами Российской Федерации, в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством иных государств. Под территорией России при этом понимается часть земного шара, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации и определяемая Государственной границей Российской Федерации [25]. Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное

** См.: ч.ч. 2, 4 ст. 125 Конституции РФ.

* * * Правом приостановления действия закона, конституционность которого оспорена, наделен и судья, в производстве которого находится уголовное дело. Данное право судьи вытекает из п. 3 ч. 1 ст. 238 УПК РФ, согласно которому судья выносит постановление о приостановлении производства по делу в случае направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле.

****См.:ч. 5ст. 125КонституцииРФ,ч. Зет. 42, ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

пространство над ними*. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ)** [26].

К территории Российской Федерации относятся также приравненные к территории России объекты. Объектами, приравненными к территории России, являются принадлежащие России и находящиеся вне пределов ее территории (т.е. в открытом море, космосе, на территории иностранных государств, в Антарктиде и т.п.) морские, речные и воздушные суда, зимовки, космические корабли и станции, воинские части, военные корабли, военные воздушные суда, помещения дипломатических представительств и консульских учреждений, носящие флаг или отличительные знаки России.

При совершении преступления на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории России под флагом Российской Федерации, возбуждение уголовного дела и дальнейшее производство по нему осуществляется по нормам УПК РФ, если данное судно припи-

* Под территориальными водами понимаются воды, примыкающие к сухопутному пространству Российской Федерации на удалении 12 морских миль от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации. На территориальные воды и воздушное пространство над ними распространяется режим территории Российской Федерации.

** Континентальным шельфом признается морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод России на всем протяжении естественного продолжения ее территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от указанных исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря (территориальных вод), при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более, чем на 200 морских миль.

сано к порту Российской Федерации. Обычно при совершении преступлений и на остальных находящихся за пределами России объектах производство процессуальных действий осуществляется по нормам УПК РФ. Такая необходимость возможна и в соответствии с поручениями органов предварительного расследования, прокуратуры или судов общей юрисдикции, направляемыми в установленном порядке капитанам морских и речных судов, командирам воздушных судов, первым руководителям иных объектов, находящихся за пределами Российской Федерации. Международными договорами Российской Федерации либо национальными законодательствами иностранных государств могут быть предусмотрены правила, в соответствии с которыми на указанных объектах Российской Федерации производство уголовно-процессуальных действий правоохранительными органами России и их должностными лицами осуществляется не по УПК РФ, а по нормам УПК государства, на территории которого находятся вышеуказанные объекты.

Не относятся к территории России открытые моря, Антарктида, воздушное пространство над ними и космическое пространство как не подчиненные суверенитету России.

У головно-процессуальные действия в порядке оказания иностранным органам юстиции международной правовой помощи, выполняемые на территории России, осуществляются в соответствии с нормами УПК РФ, однако международными договорами РФ допускается (при соблюдении определенных условий и по решению соответственно Генерального прокурора РФ или Верховного Суда РФ) производство следственных (судебных) действий на территории России по уголовно-процессу-альному законодательству иностранного государства, заявившего об этом соответствующее ходатайство, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации. Равным образом по уголовным делам, расследуемым (рассматриваемым судом) в России, отдельные уголовно-про-цессуальные действия в порядке международной помощи могут производиться

Юридическая наука и правоохранительная практика на территории иностранного государства его органом юстиции (судом) по законодательству данного государства, а если это предусмотрено международным договором РФ или с учетом правил взаимности, то и по нормам УПК РФ, если они не противоречат законодательству иностранного государства.

Действие уголовно-процессуал ьного закона в отношении иностранн ых граждан и лиц без гражданства. Гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также лица, которые приобрели гражданство в соответствии с данным Федеральным законом*. Гражданство Российской Федерации подтверждается наличием у гражданина паспорта или иного документа, его заменяющего (удостоверение личности).

Иностранный гражданин, или иностранец, - это лицо, находящиеся на территории России, но не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства или апатрид (аполид) - это лицо, находящееся на территории России, но не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Личность иностранца и лица без гражданства удостоверяется видом на жительство, т.е. документом, выданным Российской Федерацией в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации и подтверждающим их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию**.

Органы предварительного расследования, прокуроры и суды общей юрисдикции осуществляют по уголовным делам процессуальные действия на территории

* См.: ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

** См.: ст.ст. 2, 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

России в соответствии с УПК РФ в отношении любого, так или иначе причастного к уголовному делу лица, находящегося на терри-тории России, будь он российским гражданином, иностранцем либо лицом без гражданства или с двойным гражданством. При этом следует иметь в виду, что если гражданин РФ имеет также иное гражданство, то Российской Федерацией он рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ

В соответствии с некоторыми международными договорами Российской Федерации допускается производство на территории России в отношении иностранца по уголовно-процессуальным нормам иностранного государства, но при условии, что: а) применяемая норма иностранного государства не противоречит УПК РФ; б) по запросу иностранного государства разрешение на применение уголовно-процессу-альной нормы данного государства дано соответственно Генеральным прокурором РФ или Верховным Судом РФ.

Из общего правила о действии УПК РФ в отношении граждан России, иностранцев и лиц без гражданства есть исключения, касающиеся иностранцев, охраняемых дипломатическим или консульским иммунитетом, а также лиц отдельных ка-тегории

Иностранцы, пользующиеся правом дипломатической неприкосновенности, при совершении ими преступлений на территории России не могут быть привлечены к уголовной ответственности, к ним не могут быть применены меры уголовно-про-цессуального принуждения; в отношении данных лиц иные процессуальные действия допустимы лишь с их согласия либо по их просьбе, при этом такое согласие следует испрашивать через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

* * * См.: ст.ст. 26 Федерального закона от 31 мая

2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

* * * * Главами 52-54УП К РФ определены категории лиц, в отношении которых нормы УПК РФ применяются лишь при наличии определенных условий.

Дипломатический и консульский иммунитет представляют собой совокупность прав и привилегий, предоставляемых актами международного и национального права, а также международными договорами и соглашениями сотрудничающих государств иностранным представительствам и консульским учреждениям, их главам, сотрудникам и некоторым другим лицам. Основные положения о дипломатическом и консульском иммунитете закрепляют акты международного права, в частности: Конвенция ООН от 13 октября 1946 г. «О привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций»; Конвенция ООН от 21 ноября 1947 г. «О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений»; Венская конвенция о дипломатических сношениях (подписана представителем СССР 18 апреля 1961 г.); Конвенция ООН о специальных миссиях от 16 декабря 1962 г.; Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.; двусторонние договоры и соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений. В России вопросы дипломатического и консульского иммунитета регулируются Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1966 г. № 3 4691-У1.

Объем дипломатической и консульской неприкосновенности неграж-дан России различен. В полном объеме от уголовной юрисдикции России иммунитетом защищены: главы дипломатических представительств и члены дипломатического персонала дипломатического представительства (советники, торговые представители, военные, военно-морские, военно-воз-душные и другие атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, секретари-архивисты, заместители торговых представителей); члены семей указанных лиц дипкорпуса, которые проживают с ними и не являются гражданами России; сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства и проживающие вместе с ними члены

их семей, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами России и не проживают в России постоянно; дипломатические курьеры.

Сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, не являющиеся гражданами России или не проживающие в России постоянно, пользуются на основе взаимности иммунитетом от уголовной юрисдикции России в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, однако не пользуются правом личной неприкосновенности, в связи с совершенными ими преступлениями при наличии к тому оснований они могут быть задержаны и (или) заключены под стражу.

Полным иммунитетом пользуются члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, а также (на основе взаимности) сотрудники делегаций иностранных государств, которые приезжают в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями. Полный иммунитет распространяется и на членов семей данных лиц, которые их сопровождают (при условии, что они не являются гражданами России). Иммунитетом от юрисдикции России обладают должностные лица и сотрудники международных межправительственных организаций и представительств иностранных государств при этих организациях.

Объем привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц меньше объема привилегий и иммунитетов, которыми наделяются члены дипломатических представительств. Консульский иммунитет представляет собой совокупность льгот и преимуществ, которые предоставлены консульскому учреждению и его сотрудникам. Объем консульского иммунитета устанавливается Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., двусторонними консульскими конвенциями сотрудничающих государств, международными обычаями и внутренним законодательством России, а именно Положением о дипломатических и консульских пред-

Юридическая наука и правоохранительная практика ставительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Консульским Уставом СССР от 26 июня 1976 г. и другими правовыми актами.

Действие уголовно-процессуал ьного закона во времени. При осуществлении производства по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время проведения соответствующего процессуального действия или принятия соответствующего процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ. Данное положение, установленное ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 УПК РФ, означает, что уголовно-процес-суальный закон распространяется как на уголовно-правовые правоотношения, возникающие после его вступления в силу, так и на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. С учетом данного положения следователь, дознаватель, прокурор, судья, суд и иные участники уголовного судопроизводства соответственно применяют, соблюдают, исполняют и используют в процессе производства по уголовному делу о преступлении тот уголовно-процес-суальный закон или ту уголовно-процессу-альную норму, которые действуют, соответственно, в период производства по делу в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса и на момент производства того или иного процессуального действия либо принятия (отмены) того или иного процессуального решения.

В УПК РФ или в ином законе могут быть установлены иные правила действия во времени соответствующих уголовно-процессуальных норм. Так, с учетом контекста ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы уголовно-процес-суальный закон, устанавливающий или отягчающий уголовно-процессуальную ответственность участника уголовного судопроизводства. Согласно п. 1 Раздела второго Конституции РФ установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы законодательства СССР и РСФСР, действовавшие на территории России до вступления в силу Конституции РФ, приметаются в части, не противоречащей Конституции РФ.

По общему правилу уголовно-про-цессуальный закон считается действующим, как и любой иной закон, со времени, указанном в самом законе, либо со дня его официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», либо по истечении десяти дней после его опубликования в данных официальных изданиях. Уголовно-процессуальный закон может быть введен в действие и отдельным федеральным законом*.

Международные правовые акты и международные договоры России, содержащие уголовно-процессуальные нормы, вводятся в действие после их ратификации Федеральным Собранием РФ. При этом не исключается, что действие международного договора будет распространяться и на правоотношения, возникшие до вступления в силу международного договора**.

Применение, соблюдение, исполнение, использование уголовно-процес-суального закона допустимо лишь после официального введения в действие данного закона, международного правового акта, международного договора России, содержащих уголовно-процессуальные нормы. Уголовно-процессуальный закон перестает действовать после того, как законодатель России признает его утратившим силу, либо после того, как законодатель России признает уголовно-процессуальный закон не действующим на территории России, или после того, как уголовно-процессуальный закон будет признан решением Конституционного Суда РФ неконституционным. Международные правовые акты и международные договоры России прекращают свое действие после их денонсации Федеральным Собранием Российской Федерации.

* Как было отмечено выше, УПК РФ введен в действие Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уго-ловно-процессуального кодекса Российской Федерации».

** См., например, ст. 85 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Применение уголовно-процессуалъно-го закона по аналогии. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. В отличие от данного запрета, установленного ч. 2 ст. 3 УК РФ, в уголовном судопроизводстве такого запрета нет*, и при обнаружении пробела в правовой регламентации тех или иных общественных отношений, возникающих в связи с производством по уголовному делу, принято применять уго-ловно-процессуальный или иной закон по аналогии. Аналогия означает применение следователем, дознавателем, прокурором или судом к общественным отношениям, не урегулированным уголовно-про-цессуальным законом, той уголовно-про-цессуальной нормы, которая регулирует сходные (аналогичные) общественные отношения (аналогия закона). При отсутствии в уголовно-процессуальном праве и такой нормы данные субъекты уголовного судопроизводства действуют исходя из общих начал (принципов) и смысла (духа) уголовно-процессуального и иного федерального законодательства, т.е. используют аналогию права (ratio legis).

Применение в уголовном судопроизводстве аналогии закона и анало-гии права допустимо в случаях, когда:

- полностью отсутствуют уголовнопроцессуальные нормы, регулирующие данное общественное отношение, либо имеющиеся нормы уголовно-процессуального права неполно регулируют данное общественное отношение;

- неурегулированные уголовнопроцессуальным правом общественные отношения и те, что урегулированы уго-ловно-процессуальным правом либо иной отраслью российского права, имеют между собою сходство в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;

- аналогия прямо не запрещена уго-ловно-процессуальным законом или если уголовно-процессуальный закон не связы-

* Аналогия закона и аналогия права допускается в гражданском и арбитражном судопроизводстве (ч. 4 ст. 1 Гражданско-процессуально-го кодекса РФ; ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

вает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

- исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил приметаются не к общим, а к исключительным обстоятельствам, связанным с решением проблемы урегулирования данного общественного отношения;

- применение аналогии по поводу данного общественного отношения не противоречит ни одному из действующих предписаний уголовно-процессуального и иных федеральных законов;

- применение аналогии не ведет к ограничению процессуальных прав участвующих в уголовном деле лиц или к возложению на них обязанностей, не предусмотренных уголовно-процессуальным и иными федеральными законами.

Применению закона по аналогии должен предшествовать поиск нормы в источниках уголовно-процессуального права ,и только за неимением таковой правоприменителю следует обращаться к иным отраслям права или к федеральному законодательству в целом [27; 28; 29].

Применение в уголовном судопроизводстве аналогии должно быть не правилом, а исключением из общего правила. В связи с этим пробелы в УПК РФ при их обнаружении подлежат незамедлительному восполнению законодателем, что должно явиться гарантией укрепления правовых основ уголовного судопроизводства.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т. 1.

С. 158.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 дек.

3. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: пост. Пленума Верховного Суда РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М., 2003. С. 4-5.

4. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М., 2003. С. 5.

5. О судоустройстве РСФСР: закон РСФСР от 8 июля 1981 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1981. №28. Ст. 976.

6. О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 6 янв.

7. О военных судах Российской Федерации: федер. конст. закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 1999. 29 июня.

8. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ //Российская газета. 1994. 23 июля.

9. О статусе судей: закон РФ от 26 июня

1992 г. № 3132-1 //Российская газета. 1992.

29 июля.

10. О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ // Российская газета. 1998. 22 дек.

11.0 прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // Российская газета. 1992. 18 февр.

12. О милиции: закон РФ от 18 апр. 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. 18 апр.

13. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ // Российская газета. 1995. 12 апр.

14. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63 -ФЗ // Российская газета. 2002. 5 июня.

15. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости СДН и ВС РСФСР. 1993. №33. Ст. 1316.

16. Таможенный кодекс Российской Федерации: от28 мая 2003 г. № 61-ФЗ //Российская газета. 2003. 3 июня.

17. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: отЗОапр. 1999 г.№ 81-ФЗ // Российская газета. 1999. 1-5 мая.

18. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: пост. Пленума Верховного Суда РФ от 10 окт.

2003 г. № 5 // Российская газета. 2003.

2 дек.

19. Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 4. С. 2-16; 2000. № 2. С. 49-58; №3. С. 3-12; №5. С. 46-52.

20. О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР: пост. Пленума Верховного Суда РФ от 22 апр. 1992 г. № 7 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1995. С. 542-543.

21. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000.

22. О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности: указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226.

23. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 апр. 1996 г. № 567.

24. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15,107,234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: пост. Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2804.

25. О Государственной границе Российской Федерации: закон РСФСР от 1 апр.

1993 г. № 4730-1 //Российская газета. 1993. 4 мая.

26. О континентальном шельфе Российской Федерации: федеральный закон от 30 нояб. 1995 г. № 187-ФЗ // Российская газета. 1995. 7 дек.

27. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 32-34.

28. Лазарев В.В. Реализация законодательной воли // Общая теория права и государства. М., 1994. С. 176.

29. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. С. 49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.