Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прошина К.Ю.

Статья посвящена анализу развития законодательной базы в области соблюдения прав природопользования, охраны природных ресурсов, а также воспроизводство таковых, опираясь на сложившейся исторический опыт. Особое внимание автор уделяет ранее действующему законодательству, а также отражает проблемный аспект современного законодательства в рассматриваемой сфере, что позволяет утверждать о необходимости совершенствования такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Прошина К. Ю. аспирант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Волгоградский филиал РФ, г. Волгоград ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу развития законодательной базы в области соблюдения прав природопользования, охраны природных ресурсов, а также воспроизводство таковых, опираясь на сложившейся исторический опыт. Особое внимание автор уделяет ранее действующему законодательству, а также отражает проблемный аспект современного законодательства в рассматриваемой сфере, что позволяет утверждать о необходимости совершенствования такового.

Ключевые слова и фразы: природные ресурсы, законотворчество, экология, исторические факты.

Российскую Федерацию можно по праву назвать страной с обширной территорией, которая богата природными ресурсами. Каждый природный объект, по своему, является уникальным, и задача природоресурсного законодательства заключается в обеспечении специфики охраны того или иного природного объекта, способствуя рациональному использованию природных ресурсов.

Безусловно, эффективное государственное управление в области природопользования будет возможным исключительно на основе системы законодательных актов, которые непосредственно регулируют рассматриваемую категорию отношений, что в свою очередь, обеспечивает предсказуемость и стабильность природоресурсной политики государства [8].

Также обратим внимание, что в целом природоресурсное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Конечно, внимания заслуживает и то, что на протяжении всей истории развития цивилизации шло постепенное освоение природных богатств, человеческое сообщество развивалось за счет изъятия ресурсов из окружающей среды. Для человека природа выступает не только средой обитания, но и единственным источником для существования [1].

В силу того, что имела место быть определенная деградация природного состояния, вызванная не только действиями человека, но и благодаря естественным процессам, таким как землетрясение, извержения вулканов, цунами, смерчи, лесные пожары и др., общество стало задумываться о необходимости формирования нормативной базы.

В связи с этим, считаем необходимым изучить и проанализировать исторический аспект развития законодательства, регулирующего природоресурсные отношения в различных временных периодах.

Таким образом, отметим, что природоресурсные отношения в России во все времена подвергались периодическому реформированию.

Рядом авторов, посвятивших себя изучению отношений природопользования, было выделено три исторически - временных периода, к которым относятся следующие:

1. До 1917 года;

2. Советский период;

3. Современный период.

Использование ряда природных ресурсов до начала XVIII столетия, увы, не подлежало никакой правовой регламентации.

В тоже время объекты животного мира, леса, воды представляли как раз таки определенный интерес, согласно которому и предпринимались попытки по созданию нормативной базы.

Так в частности, Соборным уложением 1649 года устанавливался запрет на ловлю рыбы в чужом пруду, а также на охоту на выдр и бобров. Совершение действий против данных норм трактовались как кража чужого имущества [12].

В силу того, что ловля бобров и выдр грозила в целом истреблением таковых, 28.08.1635 года в Пермь Великую была направлена царская грамота "О воспрещении ловить капканами бобров и выдр, чуть позже, в XVII веке принимается царский указ "О порядке ловли рыбы" [3].

Все приведенное позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемой временной период были защищены лишь владельческие права на природные ресурсы, в то время как, природные объекты подпадали под защиту государства.

Хотелось бы также отметить, что Петр I, как известный русский реформатор, внес свои коррективы и в природоресурсное право.

В 1705 году начинают свое действие нормы, ограничивающие вырубку леса. За совершение данного правонарушения был предусмотрен штраф за каждое отдельно срубленное дерево, а за сруб дуба - смертная казнь.

В 1719 году издается Указ об утверждении Брег-коллегии, в ведение которой было управление горными делами [10].

Таким образом, считаем, что можно с полной уверенностью сказать, что именно Петром I введены довольно значимые в рассматриваемый период новшества природоохранного законодательства.

Далее, полагаем, следует перейти к советскому периоду становления нормативной базы.

Конституционное законодательство советского периода можно охарактеризовать тем, что все природные ресурсы - леса, недра, земли, воды и

другие природные ресурсы наделяются правом исключительной государственной собственности.

26 октября (8 ноября) 1917 г. был принят декрет «О земле», согласно которому проводилась сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частную собственность на землю и другие природные ресурсы отменяют, и изымают из гражданского оборота.

Данным актом закреплялись основные понятия о земле и основные положения других природных ресурсов. Продолжением Декрету «О земле», был принят Декрет «О социализации земли» в 1918 году.

Приведенным в последнем случае Декретом «О социализации земли» закрепляется всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско - трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А Положение "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную.

Далее хотелось бы обратить внимание непосредственно на главный закон страны - Конституцию. Так, первая Конституция РСФСР 1918г. объявляла такие ресурсы, как земля, недра, лес и вода предметом исключительной государственной собственности и национальным достоянием

[4].

Однако, например, Земельный кодекс РСФСР 1922 г. не рассматривал землю как объект гражданских отношений, она в Советском государстве выступала как базис крестьянских трудовых отношений, средство производства в сельском хозяйстве.

Также примечательным в советский период выступают нормы Лесного кодекса РСФСР 1923 г. где закреплены такие основные положения, как леса и земельные площади, рассчитанные для взращивания древесины и для потребностей лесного хозяйства, во-первых, отграничены от земель прочего назначения, во-вторых, объявляются достоянием государства и создают единый государственный лесной фонд.

Ведение хозяйства и управление лесами в лесничествах возлагались на лесничих и их помощников. Непосредственную охрану лесов в объездах и обходах осуществляла вооруженная лесная стража: лесные объездчики и лесники. Инструкция о лесной страже была утверждена НКЗ 26 июля 1923 г. В силу Положения о НКЗ РСФСР [11].

Положения о недрах земли, которые приняты в 1920 и 1923 гг., регулировали гражданско-правовые отношения, которые непосредственно возникают в связи с разведкой и эксплуатацией подземных ресурсов [13].

После образования СССР происходит издание так называемых союзных законов, которыми разрешаются ряд вопросов по охране природы общегосударственного значения. Например, Постановление ЦИК и СНК

СССР от 21 ноября 1924 г. "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" [5].

В 1921 году был принят Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков". В соответствии с данным актом осуществлялась охрана диких животных, имеющих особую научную и культурно-историческую ценность [2].

По нашему мнению, в данных нормативно-правовых актах внимание уделяется всего лишь разграничению объектов природы, закреплению их статуса и разграничение с объектами имущественного характера.

В Конституции СССР 1924г. отсутствуют положения о земле и других природных ресурсах. По сути, этот акт носит лишь характер договора об образовании союзного государства, а не основного закона страны. Аналогичные правовые предписания содержались и в п. "с" ст. 14 Конституции СССР от 5 декабря 1936 г., которая в числе других объектов исключительной государственной социалистической собственности включала также землю, ее недра, воды, леса.

В начале 1960-х годов в связи вовлечением в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов.

Начало 60-х гг. ознаменовалось принятием первого Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР", который был принят 27 октября 1960 г. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов, животного мира, но заметной роли в регулировании охраны природы этот закон не сыграл.

Леса были выделены в самостоятельный объект природы, подлежащий охране. С мая 1961 г. управление лесами было передано отделу лесного хозяйства Госплана СССР, выполнявшему функции планирования, учета лесосырьевых ресурсов, определения размера и подготовки предложений по лесоотпуску и др.

Таким образом, заметим, что вплоть до 70-х годов в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход.

В период с 1970г. по 1982г. был принят ряд нормативно - правовых актов в сфере природопользования. Такие акты, как Земельный кодекс РСФСР 1970 г., Водный кодекс РСФСР 1972 г., Кодекс РСФСР о недрах 1976 г., Лесной кодекс РСФСР 1978 г., Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон РСФСР об охране и использовании животного мира 1982 г.

В конце 80-х г.г. Россия стала переживать серьезные политические, экономические преобразования и также с этими обстоятельствами возникает вопрос резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Согласно всему приведенному выше, можно сделать вывод, что в советский период отмечалась низкая законодательная база, однако уже более обширнее обхватываемая природоресурсную сферу в целом.

И, наконец, современный период, началом которого выступает принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. В Конституции РФ нашли свое отражение основы земельных и природоресурсных отношений.

Положения ч. 1 статьи 9 Конституции в совокупности с иными конституционными положениями свидетельствуют о том, что правовое регулирование отношений, связанных с использованием природных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов.

Это предполагает, в частности, обеспечение сохранности природных ресурсов, их рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием таких ресурсов, за соблюдение установленного законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению природных ресурсов, утраченных в результате хозяйственной деятельности [7].

Статья 36 Конституции РФ определяет, что собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Данная норма значительно расширяет содержание самих правомочий собственника. Отныне владение, пользование и распоряжение землей их собственниками осуществляется, как сказано в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ [6], свободно.

В рассматриваемый период так же принимаются - Водный Кодекс, Лесной Кодекс, Закон Российской Федерации «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире» и др. Но законодательная база была построена таким образом, что представляла лишь каркас, слабо увязанных, обособленных базовых законов, не обеспечивающих единый системный подход к эффективному использованию природных ресурсов.

Однако с 2000 года необходимым становится существенное изменение природоресурсного законодательства.

В 2001 году был принят новый Земельный кодекс РФ, в 2006 году -Водный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ. В 2002 году принята новая редакция ФЗ «Об охране окружающей среды».

Поспешное принятие Лесного кодекса привело к тому, что через несколько месяцев возникла необходимость внесения в него изменений и дополнений. В связи с этим в 2007 году был принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», в 2008 году -ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса РФ».

Затрагивая вопрос Водного законодательства, то в период 1995 - 2006 гг. действовал Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ, однако за более чем десятилетний период, прошедший со дня принятия первого Водного кодекса РФ, его положения в полной мере не были реализованы. Новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ был введен в действие ФЗ от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» [9].

Таким образом, мы провели анализ истории развития законодательного регулирования природоресурсных отношений в разные временные периоды.

Итогом вышесказанного, на наш взгляд, выступает необходимость дальнейшего совершенствования как федерального, так и любого природоресурсного законодательства на территории субъекта РФ, путем согласования между указными двумя уровнями, устранение существующих противоречий и поднятии регионального законодательства на качественно новый уровень принятия законов, а не подзаконных нормативных правовых актов.

Использованные источники:

1. Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от Русской правды до Петровских времен// Государство и право. 1996г. №8;

2. Гиззатуллин Р.Х. Статья: Экологическая функция государства "Экологическое право", 2012, N 1;

3. Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991. № 1;

4. Исаев М.А. "История Российского государства и права: Учебник", "Статут", 2012;

5. Колбасов О.С. Статья: Советское законодательство об охране природы за 40 лет "Экологическое право", 2006, N 5;

6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);

7. Мечетный Б.С. О некоторых тенденциях развития конституционно-правовых положений о природных ресурсах в современной России, "Конституционное и муниципальное право". 2012. №7;

8. Оленьев В.В. Актуальные проблемы экологического законодательства в России // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы Междунар. семинара, 16-17 дек. 2002 г., г. Рязань/ Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. -М., 2003;

9. Орлов В.П. Природоресурсное законодательство Российской Федерации // Парламентская хроника.- 2008;

10. Полянская Г.Н., Рускол А.А. Советское земельное право: Учеб. для юрид. школ. М., 1951;

11. Положение о Народном Комиссариате Земледелия Р.С.Ф.С.Р.: Декрет ВЦИК от 26.11.1923 " (Документ утратил силу);

12. Российское законодательство X-XX веков. Т.2;

13. Тихомирова Л.А. "Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды: проблемы реализации: Монография", "АТИСО", 2008.

Пушпашева М.Р. магистрант Уральский институт филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

РФ, г. Екатеринбург НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье обозначены некоторые проблемы, возникающие при применении правовых норм российского законодательства, регулирующих организацию и проведение конкурса на замещение вакантной должности.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, расторжение служебного контракта.

В практической деятельности кадровых служб, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 79-ФЗ) возникают проблемы, связанные с его применением и противоречиями с отдельными статьями Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Одна из проблем связана с практическим применением ст. 35 Федерального закона № 79-ФЗ «Расторжение срочного служебного контракта».

Например, сотрудник, замещаемый постоянную должность гражданского служащего находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, т.е. должность временно становится вакантной.

На период его отсутствия принят другой сотрудник и в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ «Срок действия служебного контракта» с ним заключен срочный служебный контракт (замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.