Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2918
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAND LEGISLATION / НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / NATIONALIZATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / STATE PROPERTY / ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ECOLOGICAL LEGISLATION / NATURAL-RESOURCE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опилат Наталья Ивановна, Опилат Мария Владимировна

В статье рассматриваются проблемы истории советского земельного законодательства. Показано, что до 1917 г. российское законодательство рассматривало землю в качестве недвижимого имущества, а нормы, регулирующие земельные отношения, относились к гражданскому законодательству. Формирование земельного права как самостоятельной отрасли относится к первым годам существования советской власти. По мнению авторов, первые декреты и законодательные акты советского государства, отменившие частную собственность на землю, оказали решающее воздействие на дальнейшее его развитие. Авторы отмечают, что советское земельное право послужило основой формирования новых публичных отраслей права, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LAND LAW IN THE SOVIET PERIOD

In the article deals with the problems of the history of Soviet land legislation. The author substantiates the conclusion that before 1917 the Russian legislation considered the land as realty, and the norms regulating land relations were related to civil legislation, and the formation of land law as an independent branch belongs to the first years of the existence of Soviet power. According to the authors, the first decrees and legislative acts of the Soviet state, which abolished private ownership of land, had a decisive impact on its further development. The authors noted that the Soviet land law served as the basis of the formation of new public sectors of law regulating relations in the sphere of nature-management and environmental protection.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

УДК 340.15

ОПИЛАТ Н.И., ОПИЛАТ М.В. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: земельное законодательство, недвижимость, частная собственность, национализация, государственная собственность, природоресурсное законодательство, экологическое законодательство.

В статье рассматриваются проблемы истории советского земельного законодательства. Показано, что до 1917 г. российское законодательство рассматривало землю в качестве недвижимого имущества, а нормы, регулирующие земельные отношения, относились к гражданскому законодательству. Формирование земельного права как самостоятельной отрасли относится к первым годам существования советской власти. По мнению авторов, первые декреты и законодательные акты советского государства, отменившие частную собственность на землю, оказали решающее воздействие на дальнейшее его развитие. Авторы отмечают, что советское земельное право послужило основой формирования новых публичных отраслей права, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

OPYLAT, N.L, OPYLAT, M.V.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LAND LAW IN THE SOVIET PERIOD

Keywords: land legislation, real estate, private property, nationalization, state property, natural-resource legislation, ecological legislation

In the article deals with the problems of the history of Soviet land legislation. The author substantiates the conclusion that before 1917 the Russian legislation considered the land as realty, and the norms regulating land relations were related to civil legislation, and the formation of land law as an independent branch belongs to the first years of the existence of Soviet power. According to the authors, the first decrees and legislative acts of the Soviet state, which abolished private ownership of land, had a decisive impact on its further development. The authors noted that the Soviet land law served as the basis of the formation of new public sectors of law regulating relations in the sphere of nature-management and environmental protection.

Проблема теоретического обоснования самостоятельности существования земельного права всегда находилась в центре научных дискуссий. В этой области существует значительный спектр различных, порой исключающих друг друга суждений. Вероятно, для того, чтобы понять сущность такого сложного правового явления как дифференциация отрасли права, следует обратиться к истории, исследованию основных тенденций его формирования. В доктрине существуют различные подходы к периодизации становления и развития российского земельного права. Однако его «начало» большинство исследователей связывает с советским земельным правом, формирование которого приходится на первые годы существования советского государства.

Нельзя сказать, что до октябрьской революции в России не уделялось должного внимания регулированию земельных или как в тот период их называли «поземельных» отношений. Напротив, к 1917 году сложилось достаточно обширное законодательство, которое регулировало сложный комплекс общественных отношений, связанных с землей. Был накоплен также и значительный теоретический «багаж» научных исследований. В первую очередь, это были исследования представителей науки гражданского права, поскольку со времен римского права отношения, связанные с правами на землю, подлежали регулированию iuscivile. Так, еще в середине 19-го века И. Энгельман опубликовал исследование, посвященное вопросам приобретения права собственности на землю, в котором провел исторический анализ способов приобретения «бесспорного» права собственности на землю в России, начиная с «периода Уделов» и до середины 19 века. Также он предпринял сравнительно-правовой анализ российского права с римским, германским и французским законодательством того периода [1]. В начале 20-го века в доктрине появились исследования, в которых известные русские ученые-правоведы пытались обосновать существование русского поземельного права [2], а также крестьянского земельного права [3].

Российское законодательство начала прошлого века закрепляло положение о том, что земля является недвижимостью. Недвижимое имущество, по выражению Л.А. Кассо, в противоположность движимому, определялось как вещь, «не подлежащая перенесению с одного места на другое. Недвижимостью является, таким образом, прежде всего земля и, кроме того, все, что с нею постоянно или неразрывно связано» [2, с.1]. Нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу земли, наряду с другими гражданско-

правовыми нормами, содержались в томе Х Свода законов Российской империи. Таким образом, до революции 1917 г. земельные отношения регулировались гражданским правом.

Вместе с тем, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу недвижимости и, в первую очередь, по поводу земли, в значительной степени отличалось своеобразием. В связи с этим, по мнению Л.А. Кассо, возникла необходимость выделения учения и создания самостоятельного раздела о недвижимом имуществе в системе гражданского права, которое должно быть поименовано как поземельное право. Тем более, что такая попытка уже была предпринята в германской юридической литературе, где был предложен термин «Liegenschaftsrecht», соответствующий смыслу русского понятия поземельного права. В его предмет ученые включали не только отношения, возникающие по поводу земли, но и иных объектов недвижимости, перечень которых устанавливал закон. Таким образом, можно сказать, что концептуально поземельное право рассматривалось в «широком смысле».

Серьезные доводы в юридической литературе были предложены в пользу существования крестьянского права, значительная часть которого была представлена нормами, регулирующими крестьянское землевладение. Так, О.А. Хауке отмечал, что «по многим основаниям в составе русского права необходимо выделить в особое место крестьянское право, как отдельную, своеобразную отрасль права» [3, с.1]. В содержание этой отрасли включались, во-первых, нормы о своеобразном крестьянском землевладении, образующие в своей совокупности крестьянское земельное право и, во-вторых, административные нормы, регулирующие крестьянское управление (общественное, сельское волостное, организацию крестьянского (волостного) суда и крестьянских повинностей, а также заведование крестьянскими делами, возложенное на особые административные управления). С точки зрения современной систематизации норм права, крестьянское земельное право являлось ключевым институтом крестьянского права.

Очевидно, что если в первом случае для обоснования выделения поземельного права авторы концепции использовали в качестве системообразующего критерия объект -недвижимое имущество, то во втором,- таким фактором послужил субъект правоотношения - крестьянин. По мнению сторонников крестьянского права, в его содержание включались все правоотношения, субъектом которых выступал крестьянин. Своеобразие и обособленность крестьянского права вообще и крестьянского земельного права в частности объяснялась тремя важными обстоятельствами. Во-первых, его нормы регулировали целый ряд своеобразных правовых явлений, связанных с крестьянскими общинами, объединяющими крестьян по землевладению; во-вторых, наличие особых источников, которые помимо традиционных нормативных правовых актов включали и крестьянское обычное право, и, в-третьих, тесное соединение частного и публичного права, а также «особенно сильный партикуляризм, т.е. дробность права, обусловливаемая различием местных географических, этнографических и других особенностей» [4]. И, если учесть, что накануне октябрьской революции в России сословие крестьян было самым многочисленным, то не вызывает никакого сомнения актуальность подобных исследований.

Как известно, одной из основных причин насильственного свержения царского режима и последовавшей затем октябрьской революции послужил именно земельный вопрос. Ни одна из реформ, которые проводились в России в предыдущие годы «сверху», по инициативе государства, не увенчалась успехом. Последняя попытка решения вопроса о земле была предпринята П.А. Столыпиным. Именной Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г. подтверждал отмену выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян - членов общины право свободного выхода из нее с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению из мирского надела [3, с.2]. Достоверно известно, что основные земельные преобразования, которые пытался провести П.А. Столыпин, встретили мощное сопротивление в различных кругах русского общества. Основные доводы большинства

противников реформы сводились к тому, что она была направлена на насильственное разрушение общины. Однако суть реформы выразил сам П.А. Столыпин в своей речи в Государственной Думе 10 мая 1907 года: «Пусть собственность будет общей там, где община еще не отжила, пусть она будет подворной, где община уже нежизненна, но пусть будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается прикрепление личности, несовместимое с понятием о свободе и человеке труда» [5]. П.А. Столыпин предполагал получить максимальный эффект от реформы в долгосрочной перспективе, однако в связи с его гибелью в 1911 году преобразования были прекращены. Результаты столыпинской реформы до настоящего времени не получили однозначной оценки. С уверенностью можно утверждать лишь то, что революционная ситуация, сложившаяся в 1917 году в значительной степени была спровоцирована неразрешенным земельным вопросом. Вероятно, именно поэтому первые законодательные акты советской власти были посвящены земле.

Декрет «О земле», принятый 26 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, послужил юридической основой не только для становления и развития земельного права и законодательства, но и формирования кардинально нового земельно-правового строя. Основной идеей Декрета «О земле» была отмена частной собственности на землю, а сама земля объявлялась всенародным достоянием. В ст.1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета, устанавливалось: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней...» [6]. Все граждане Российского государства, желающие обрабатывать землю свои трудом (при помощи семьи или в товариществе), получили ее в пользование. Наемный труд был запрещен. Земледельцы, утратившие возможность обрабатывать землю лично вследствие старости или инвалидности, теряли право пользования ее, а взамен получали от государства пенсионное обеспечение. При этом в случае временной нетрудоспособности (до 2-х лет) сельское общество должно было оказывать помощь такому лицу путем общественной обработки земли.

Устанавливалось уравнительное землепользование, т.е. земля распределялась между трудящимися в соответствии с трудовой или потребительской нормой. Распределением земли между трудящимися заведовали местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Формы пользования землей были совершенно свободными: подворная, хуторская, общинная, артельная - как решат в отдельных селениях и поселках. По окончании пользования землей она поступала в земельный фонд, причем преимущественное право на получение таких земельных участков получали ближайшие родственники или иные лица по указанию выбывших земледельцев. Важно отметить, что Декрет о земле также устанавливал новые правила относительно и иных природных ресурсов. В ст.2 было предусмотрено, что все недра: руда, нефть, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления [6].

Таким образом, первый земельный закон советского государства, установил принципиальные основы для формирования новой самостоятельной отрасли - земельного права, а также определил дальнейшее развитие не только земельного, но и гражданского, и природоресурсных отраслей законодательства и права. Во-первых, Декрет провозгласил не только отмену частной собственности, но и любой другой собственности на землю, объявив ее всенародным достоянием, во-вторых, запретил любые гражданско-правовые сделки с землей и, в-третьих, определил статус всех иных природных ресурсов, исходя из их

общегосударственного значения, закрепляя в исключительное пользование государства либо в пользование общин.

Указанные положения нашли свою последовательную реализацию в нормативных правовых актах революционного периода, а также в кодифицированных законах, конституциях на протяжении всего существования советского государства.

Положения Декрета «О земле» были конкретизированы в Декрете ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли», в котором впервые упоминается о приоритете коллективного землепользования. Декретом предусматривалась необходимость «развития коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству» [7]. Декретом Президиума ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах» отменялось право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и не застроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящиеся в пределах всех городских поселений. Земли в пределах городской черты переходили в управлении местных органов власти, которые получили право устанавливать нормы предоставления земельных участков для индивидуального и общественного пользования, размер арендной платы, изымать участки, превышающие нормы [8]. Окончательное законодательное закрепление национализации земли и иных природных ресурсов произошло с принятием Конституции РСФСР 1918 г. «Частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования» [9].

Отмена частной собственности на землю и другие природные ресурсы, а также объявление земли общенародным достоянием послужили фундаментом для формирования нового земельного законодательства и права. Однако достаточно быстро земля как «общенародное достояние» трансформировалась в объект исключительной собственности государства, что и послужило определяющим вектором всего последующего развития правового регулирования земельных отношений и земельно-правового строя советского государства. Реальным шагом на пути формирования земельного законодательства и права как самостоятельной отрасли было принятие в 1922 году первого Земельного кодекса РСФСР [10]. В основных положениях кодекса устанавливалось, что все земли РСФСР, в чьем бы ведении они ни состояли, являются собственностью рабоче-крестьянского государства. Все земли сельскохозяйственного назначения, а также могущие быть использованными для сельскохозяйственного производства, составляют единый государственный земельный фонд. Право пользования землями сельскохозяйственного назначения предоставлялось: а) трудовым земледельцам и их объединениям; б) городским поселениям; в) государственным учреждениям и предприятиям. Все иные земли, остающиеся в едином государственном земельном фонде после предоставления из него земель в непосредственное пользование трудовых земледельцев и их объединений, городов и поселений городского типа, составляли земли непосредственного государственного владения и являлись государственными земельными имуществами.

Земельный кодекс 1922 г. предусматривал возможность передачи земли в аренду. Раздел 2 «О трудовой аренде земли. Временная переуступка прав на землю трудового пользования» устанавливал правила, в соответствии с которыми трудовые хозяйства, при наличии и соблюдении определенных условий, могли сдать в аренду всю землю или ее часть за натуральную или денежную плату, которая направлялась на нужды сельского или волостного бюджета. Первый кодифицированный земельный закон советского государства определял также правовой режим городских земель и «государственных земельных имуществ», правовой статус земельных обществ, дворов (трудовых земледельческих хозяйств), совхозов, порядок землеустройства, государственной регистрации землепользований.

Важно отметить, что первоначально земельное право формировалось как универсальная отрасль, призванная регулировать общественные отношения в сфере природопользования. Отрасль земельного права рассматривалась в широком аспекте, подразумевалось, что его предметом являются не только земельные, но и связанные с ними горные, водные и лесные отношения. Так, постановлением ВЦИК о введении в действие Земельного кодекса 1922 г. Народному комиссариату земледелия было поручено разработать по соглашению с надлежащими ведомствами Лесной кодекс, поскольку вопросы землепользования и землеустройства теснейшим образом связаны с условиями и порядком использования лесного фонда. При этом Лесной кодекс рассматривался как продолжение Земельного кодекса. Более того, в период коллективизации сельского хозяйства (30-е годы ХХ века) возникла концепция земельно-колхозного права, которая искусственно объединила два вида общественных отношений - земельные и колхозные. Колхозные отношения в тот период рассматривались продолжением земельных, поскольку предполагалось, что именно колхозы, вытеснив единоличные хозяйства, станут основными землепользователями и производителями сельскохозяйственной продукции для населения, а также поставщиками сырья для растущей советской промышленности.

Земельное право в своем развитии в значительной степени было подвержено влиянию идеологических приоритетов. На 15 съезде ВКП(б) было принято решение о перестройке производственных отношений в деревне. В качестве генеральной линии партии съезд указал на необходимость повсеместного проведения коллективизации сельского хозяйства в СССР. Составной частью коллективизации рассматривалась борьба с кулачеством, в соответствии с руководящими партийными документами в земельное законодательство были внесены изменения. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» были отменены положения, касающиеся трудовой аренды земли и наемного труда [11]. А для обеспечения устойчивости колхозного землепользования предусматривалось, что земли, закрепленные за колхозами, составляют единый земельный массив, который не должен уменьшаться.

В дальнейшем в юридической литературе такое объединение земельных и колхозных отношений было признано несостоятельным, советские ученые назвали его негативным фактором, затормозившим развитие отрасли земельного права. Практика доказала ошибочность концепции земельно-колхозного права и вскоре оно разделилось на две самостоятельные отрасли [12]. Колхозное право (впоследствии - сельскохозяйственное право) развивалось параллельно земельному праву и прекратило свое существование с утратой доминирующей роли колхозов как субъектов прав на земли сельскохозяйственного назначения и переходом страны к рыночным условиям хозяйствования. В период Великой Отечественной войны земельное право не претерпело кардинальных изменений. Государство было заинтересовано в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также сырья. В связи с этим, начиная с 1942 года, колхозам было разрешено использовать под посевы неиспользуемые пахотные земли смежных колхозов, а рабочим и служащим стали выделять земли для подсобных хозяйств под огороды.

Дальнейшее развитие земельного права связано с накоплением значительного массива нормативных правовых актов, регулирующих не только земельные, но и горные, водные и лесные отношения. Количественное и качественное накопление нормативно-правового материала происходило в силу объективных причин. Для восстановления разрушенной послевоенной экономики и дальнейшего ее развития требовалось все более интенсивное использование природных ресурсов, соответственно требовались нормативные правовые акты законодательного и подзаконного уровня, устанавливающие порядок их предоставления и использования. С увеличением объема природопользования происходит обособление правового регулирования общественных отношений по поводу использования и охраны земель, недр, вод и лесов. Постепенно происходит расщепление предмета земельного права, в результате чего в системе советского права сформировались отрасли земельного,

горного, водного и лесного права [13]. Своеобразным итогом дискуссии по поводу толкования земельного права в широком и узком смысле, а также официальным закреплением дифференцированного подхода к регулированию данных отношений послужило принятие в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В ст.2 данного союзного закона провозглашалось, что земельные отношения в СССР регулируются Основами, земельными кодексами и другими актами земельного законодательства, а горные, водные, лесные отношения - специальным законодательством Союза ССР и союзных республик [14].

Основы земельного законодательства послужили «толчком» для развития смежного законодательства, регулирующего правовой режим иных природных ресурсов. Основной массив кодифицированных законодательных актов в сфере природопользования сформировался в 70-80-е годы ХХ столетия. На союзном уровне были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха», Закон СССР «Об охране и использовании животного мира». В соответствие с союзными законодательными актами в РСФСР были приняты Земельный кодекс (1970 г.), Водный кодекс (1972 г.), Кодекс о недрах (1976 г.), Лесной кодекс (1978 г.), Закон об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон об охране и использовании животного мира (1982 г.).

Таким образом, на уровне закона правовым регулированием были охвачены все природные объекты и комплексы, охрана и использование которых может осуществляться под воздействием права. Следует отметить характерные особенности этих законодательных актов. Во-первых, в основу их построения положен отраслевой принцип, правовое регулирование дифференцировано по отдельным природным объектам, а, во-вторых, по своему содержанию они являлись актами природоресурсного характера, вопросы охраны природных ресурсов были представлены фрагментарно и лишь в Законе об охране атмосферного воздуха приоритет получили нормы природоохранительного содержания.

В связи с обострением экологической обстановки во второй половине ХХ столетия получает свое развитие экологическое законодательство. В этот период в юридической литературе развернулись острые дискуссии по поводу разграничения отраслей права, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы, а также формирования комплексной (интегрированной) отрасли права. Следует отметить, что впервые идея формирования интегрированной отрасли, включающей земельное, горное, водное, лесное и природоохранительное право, была выдвинута еще в 60-х годах Н.Д. Казанцевым (в редакции Н.Д. Казанцева - природно-ресурсовое право) [15].

Суть научного спора сводится главным образом к определению предмета экологического права, поскольку предметная определенность является основным критерием самостоятельности существования отрасли в системе права. При широком подходе в предмет экологического права включается вся совокупность отношений, возникающих как в сфере охраны окружающей природной среды и ее отдельных компонентов, так и отношения по использованию природных ресурсов. Очевидно, что в этом случае земельное право утрачивает свое самостоятельное значение и становится составной частью (подотраслью) экологического права. При узком подходе в предмет экологического права природоресурсные отношения не включаются.

Несмотря на то, что этот вопрос не получил однозначного разрешения до настоящего времени, можно утверждать, что советское земельное право послужило основой для формирования обширного массива законодательства, регулирующего отношения в сфере природопользования, а в дальнейшем и экологического законодательства и права.

Литература и источники:

1.Энгельман И. Приобретение права собственности на землю по русскому праву. СПб: Типография Николая Тиблена и комп., 1859.

2. Кассо Л.А. Русское поземельное право. М.: Издание книжного магазина И.К. Голубева, 1906.

3. Хауке О.А. Крестьянское земельное право. М.: Издание книжного магазина И.К. Голубева, 1914.

4. Именной Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года // http: // reformshistory.ru / reformy / stolypin / agrarnye-preobrazovaniya / imennoj-vysochajshij-ukaz-9-noyabrya-1906 - g - o - dopolnenii - nekotorykh - postanovlenij - dejstvuyushchego -zakona - kasayushchikhsya - krestyanskogo - zemlevladeniya - i - zemlepolzovaniya

5. Сборник речей П.А. Столыпина, произнесенных в заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы (1906 -1911). СПб., 1911. С.21.

6. http://his95.narod.ru/doc15/d34.htm

7. СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 346.

8. СУ РСФСР. 1918. № 62. Ст.674.

9. СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст.582.

10. СУ РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901.

11. СЗ СССР. 1930. № 9. Ст.105.

12. Иванов Р.В., Петров В.В. Становление аграрно-правовых отраслей в системе советского права // Правоведение. 1976. № 6. С. 37-46.

13. Опилат Н.И. Закон как источник экологического права. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 14.

14. Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 51. Ст.485.

15. Казанцев Н.Д. Природно-ресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли права // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1967. № 6. С. 3-9.

References and Source

1.EHngel'man I. Priobretenie prava sobstvennosti na zemlyu po russkomu pravu. SPb: Tipografiya Nikolaya Tiblena i komp., 1859.

2. Kasso L.A. Russkoe pozemel'noe pravo. M.: Izdanie knizhnogo magazina I.K. Golubeva, 1906.

3. Hauke O.A. Krest'yanskoe zemel'noe pravo. M.: Izdanie knizhnogo magazina I.K. Golubeva, 1914.

4. Imennoj Vysochajshij Ukaz «O dopolnenii nekotoryh postanovlenij dejstvuyushchego zakona, kasayushchihsya krest'yanskogo zemlevladeniya i zemlepol'zovaniya» ot 9 noyabrya 1906 goda // http: // reformshistory.ru / reformy / stolypin / agrarnye-preobrazovaniya / imennoj-vysochajshij-ukaz-9-noyabrya-1906 - g - o - dopolnenii - nekotorykh - postanovlenij - dejstvuyushchego - zakona - kasayushchikhsya - krestyanskogo -zemlevladeniya - i - zemlepolzovaniya

5. Sbornik rechej P.A. Stolypina, proiznesennyh v zasedaniyah Gosudarstvennogo Soveta i Gosudarstvennoj Dumy (1906 - 1911). SPb., 1911. S.21.

6. http://his95 .narod.ru/doc15/d34.htm

7. SU RSFSR. 1918. № 25. St. 346.

8. SU RSFSR. 1918. № 62. St.674.

9. SU RSFSR. 1918. № 51. St.582.

10. SU RSFSR. 1922. № 68. St. 901.

11. SZ SSSR. 1930. № 9. St.105.

12. Ivanov R.V., Petrov V.V. Stanovlenie agrarno-pravovyh otraslej v sisteme sovetskogo prava // Pravovedenie. 1976. № 6. S. 37-46.

13. Opilat N.I. Zakon kak istochnik ehkologicheskogo prava. Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1991. S. 14.

14. Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1968. № 51. St.485.

15. Kazancev N.D. Prirodno-resursovoe pravo i ego predely kak integrirovannoj otrasli prava // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya «Pravo». 1967. № 6. S. 3-9.

ОПИЛАТ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права, Кемеровский государственный университет (Natalia-opilat@yandex. ru).

ОПИЛАТ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры гражданского права, Кемеровский государственный университет.

OPILAT, NATALYA I. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Civil Law Department, Kemerovo State University OPILAT, MARIA V. - Senior Lecturer, Department of Civil Law, Kemerovo State University (Natalia-opilat@yandex.ru)

УДК 349.2

АДРИАНОВСКАЯ Т.Л. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ В РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Ключевые слова: труд, сельское хозяйство, Россия, дореволюционное законодательство, найм на сельские работы, крестьяне, колхоз, артель, договор.

В статье исследуются нормативные акты, регулирующие труд в сфере сельского хозяйства в дореволюционной России. Автор обращает внимание на разницу в правовом регулировании труда рабочих и сельскохозяйственных работников, а также на отсутствие внимания законодателей к правовому регулированию труда в сельском хозяйстве. Делается вывод о том, что система правового регулирования труда в сельском хозяйстве совпадает со становлением системы законодательства о труде в промышленности.

ADRIANOVSKAYA, T.L.

LEGAL REGULATION OF LABOR IN THE AGRICULTURE IN THE RUSSIA BEFORE THE REVOLUTION OF 1917

Keywords: labor, agriculture, Russia, pre-revolutionary legislation, hiring for rural work, peasants, collective farm, artel, contract.

In the article researched the normative acts regulating labor in agriculture in pre-revolutionary Russia. The author draws attention to the difference in the legal regulation of labor of workers and agricultural employees, as well as the lack of attention of legislators to the legal regulation of labor in agriculture. It is concluded that the system of legal regulation of labor in agriculture coincides with the establishment of a system of labor legislation in industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.