Научная статья на тему 'Развитие института права частной собственности на земельный участок в российском законодательстве'

Развитие института права частной собственности на земельный участок в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / LAND LAW / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНСТИТУТ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / PRIVATE PROPERTY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ / LEGAL REGULATION OF LAND PROPERTY TURNOVER / INSTITUTION OF PROPERTY RIGHTS ON LAND PLOT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавва Алина Альфритовна

Статья посвящена проблемам правового регулирования права частной собственности на землю. Особое внимание уделяется вопросам происхождения и формирования института права частной собственности на земельный участок в российском законодательстве. Подчеркивается, что отсутствие в настоящее время четкого разгранечения норм публичного и частного права негативно отражается на эффективности правового регулирования земельных отношений и развития оборота земельных участков в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of institution of property rights on the land plot in the Russian legislature

The article is devoted to the problems of legal regulation of property rights on the land. Special attention is paid to the issues of origin and formation of the institution of property rights on the land in the Russian legislation. It is emphasized that lack of clear delimiting of norms of public and private laws has negatively influence on the regulation of land relations and development of land property turnover in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие института права частной собственности на земельный участок в российском законодательстве»

уплаты алиментов на свое содержание и содержание ребенка.

Следует отметить, что если при регулировании супружеских отношений принцип равноправия полов более или менее реализуется, то в родительских правоотношениях наблюдается явная асимметрия в положении мужчин и женщин. Так, основная часть вопросов, связанная с воспитанием ребенка, ориентирована в большинстве случаев на мать. Женщины по-прежнему выполняют и родительскую роль, и роль добытчицы. В отличие от женщин, материальный и эмоциональный вклад мужчин в семью и воспитание детей по объему меньше, особенно мужчин, проживающих отдельно от ребенка (детей). В случаях расторжения брака, ограничения, лишения родительских прав обычно дети отдаются на попечение матери или иных лиц женского пола. Получается, что семейное законодательство РБ понятия «мать» и «лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком» отождествляет. То есть мужчины автоматически исключаются не только из категории лиц, могущих воспитывать ребенка, но и вообще из сферы воспроизводства.

Мы исходим из того, что обеспечение интересов ребенка возможно лишь при равноценном участии в его воспитании и отца, и матери. В целях соблюдения прав мужчин в родительских

правоотношениях, по нашему мнению, необходимо усилить ответственность родителя, с которым проживает ребенок, за нарушения права другого родителя на осуществление им родительских прав посредством возмещения материального вреда (напр., расходы на покупку подарков, одежды для ребенка и пр.) и компенсации морального вреда. Также мужчинам, самостоятельно воспитывающим двух, трех и последующих детей, следует предоставить право получать «материнский капитал» и распоряжаться им, а также иными средствами дополнительной государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В заключение следует отметить, что в целом республиканское семейное законодательство придерживается смысла и содержания положений Конституции Республики Башкортостан. Однако необходимость в реформировании республиканского семейного законодательства в плане наиболее полного воплощения в нем положений Конституции Республики Башкортостан, посвященных принципу равноправия полов, охране и защите семьи, материнства, отцовства, детства, остается.

А.А. Гавва

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Значение института права частной собственности на земельный участок предопределяется особенностями самого объекта, порождающего, как известно, двойственность правового регулирования. С одной стороны, поскольку земельный участок является объектом гражданско-правового оборота, предусматривается частноправовой подход. С другой стороны, земля признается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 8 Конституции РФ), и наделяется качеством «общественного достояния» (например, см. ст. 95 Земельного кодекса РФ), что, в свою очередь, подчеркивает ее нецивилистическую природу. Как известно, категория «общественного достояния» широко применялась в советской правовой доктрине, основанной на принципе единства фонда государственной собственности, который признавался «общим достоянием всего советского народа» (ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР 1964

г.)1. Подобное отождествление государственной собственности и «общественного достояния» происходило и в период реформ начала 90-х гг. прошлого века в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации (Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан). Например, согласно законодательству Республики Башкортостан, земля признавалась неотъемлемым достоянием народов, проживающих на территории республики, и не подлежала передаче в частную собственность (ст. 3

1 Подробнее о соотношении категории «общественное достояние» с понятием «право государственной собственности» в советский период см.: Голубцов В. Г. Публичные и частные начала в гражданско-правовом регулировании отношений государственной

собственности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / В. Г. Голубцов. - Пермь, 1999. - С. 90-127.

Земельного кодекса РБ от 22 марта 1991 г. № ВС -5/28; ст. 3 Закона Башкирской ССР от 21 марта 1991 г. № ВС - 5/23 «О земельной реформе в Республике Башкортостан»)1.

О сложности и запутанности вопросов, «...возникающих из двойственного, частного и в то же время публичного характера вещных прав, которые касаются и отдельных лиц, и целого общества», К. Д. Кавелин писал следующее: «Главнейший их предмет - земля, по своей важности и ценности, есть, везде и всегда, предмет публичного, государственного интереса... Поземельные отношения до того проникнуты публичным, государственным характером, что из-за него частная, гражданская их сторона едва заметна, хотя и несомненно она в них есть»2. Особенно эта проблема актуальна для России, поскольку «.участь поземельной собственности, начиная с Московского периода нашей истории, тесно связана с поземельной политикой государства»3.

1 Вопрос о незаконности ограничений прав граждан и юридических лиц в реализации права частной собственности на землю был решен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92 - О «По запросу депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан». Конституционным Судом Российской Федерации был сделан вывод о том, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т. е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

2 Кавелин К. Д. Что такое гражданское право и где его пределы? [Электронный ресурс] // Собрание сочинений. Том IV. Этнография и правоведение - [С.-Петербург : типография М. М. Стасюлевича, 1900] - [С. 764] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. - М., 2009.

3 Кассо Л. А. Русское поземельное право [Электронный ресурс] - [1906] - [С. 68] // Электронная библиотека Консультант Плюс: Классика российского права. Библиотека

Понятие полного права собственности на землю в российском законодательстве появилось с выходом Манифеста Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г., согласно которому поместья потеряли условный характер и стали «.обычной частной собственностью, отчуждаемой и наследуемой независимо от службы»4. Однако фактическая реализация принципа безусловного владения землей связана с правлением Екатерины II, когда в 1782 г. было закреплено право собственности на недра. Документом, закрепившим с юридической точки зрения право частной собственности дворян на землю, стала Жалованная грамота дворянству 1785 г., где впервые предусматривался запрет на изъятие земельных участков, кроме как по решению суда. Также закреплялось право свободного распоряжения имениями и снимались все ограничения на пользование продуктами земли. Именно с этого периода начинается «.гражданская история русского права собственности»5. В 1785 г. впервые появляется законодательное определение права частной собственности6. И, наконец, в 1801 г. Указом Александра I разрешается недворянам покупать пустующие земли, т. е. предусматривается возможность нахождения земельных участков на праве частной собственности для различных категорий граждан (купцов, горожан, городских крестьян)7.

репринтных изданий. URL:

http://civil.consultant.ru/reprint/books/265/43.html (дата

обращения 26.02.2010).

4 Зуй Ю. В. Институт права частной собственности на землю в российском государстве (историко-правовой аспект) [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Ю. В. Зуй. - Краснодар, 2004. - С. 109.

5 Победоносцев К. П. Курс гражданского права [Текст]. В 3 т. Т. 1. / К. П. Победоносцев ; под ред. В. А. Томсинова. - М. : Издательство «Зерцало», 2003. - С. 92.

6 Согласно ст. 420 т. X Свода Законов Российской Империи право собственности - это «.власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно от лица постороннего, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно, доколе хозяин не передаст сей власти другому.» (См.: Свод Законов Российской Империи [Электронный ресурс] - [С.Петербург: издание товарищества «Общественная польза», 1900] // Электронная библиотека Консультант Плюс: Классика российского права. Библиотека репринтных изданий. URL: http://civil.consultant.ru/ reprint/ books/211/ (дата обращения 26.02.2010).

7 В развитие этого положения в 1848 г. был принят Указ «О предоставлении крестьянам, помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество», согласно которому крестьянин имел право, с согласия помещика, приобретать недвижимое имущество.

Однако, по выражению Н. Л. Дювернуа, о «чисто - приватном типе поземельной собственности» можно говорить только с возникновением «.на русской почве явления института чистой недвижимой сельской собственности», поскольку «.лишь с реформою 1861 г. в России зародилась поземельная собственность в смысле определенного, отдельного, чисто -приватного, всем доступного и свободно -обмениваемого обладания»1. Актуальность вопроса о соотношении частных и общественных интересов в праве собственности на землю в начале XX века обуславливалась, как известно, сложившейся в России политической ситуацией и проблемами социально-экономического характера2. В условиях назревающей революционной ситуации, которой во многом способствовал массовый голод 90-х гг. XIX века, необходимо было найти решение, позволяющее восполнить недостающие земли, сохранив частную земельную собственность. Решение было найдено в создании Крестьянского Банка, а также в переселении крестьян3. Но, несмотря на предпринимаемые шаги, все больше ученых и политиков стали высказывать идеи о необходимости национализации земли. Однако преобразования начала XX века основывались на ином подходе к решению земельного вопроса. С принятием Указа от 9 ноября 1906 г. началось обособление земельных прав отдельных домохозяев путем укрепления общинной земли в частную собственность4.

'Дювернуа Н. Л. Пособие к лекциям по гражданскому праву. Выпуск 1-й. Часть особенная. Права вещные. Право авторское и промышленное [Электронный ресурс] -[С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1899] -[С. 58] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. - М., 2009.

2Подробнее об этом см.: Шершеневич Г. Ф. Аграрный вопрос [Электронный ресурс] - [М.: типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1906] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. - М., 2009.

3 Подробнее об этом см., например: Кауфман А. А. Переселение и его роль в аграрной программе [Электронный ресурс] / А. А. Кауфман // Аграрный вопрос: сборник статей - [2-е изд] - [Москва: книгоиздательство «Беседа», 1906] - [С. 126-160]; Корнилов А. А. Крестьянская реформа [Электронный ресурс] - [С.-Петербург: типо-литография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. - М., 2009.

4 По официальным данным на 1 января 1913 г. было

зарегистрировано 2 438 511 домохозяев, заявивших

требование об оформлении надельной земли в личную собственность (Хауке О. А. Крестьянское земельное право [Электронный ресурс] - [М.: склад издания книжного

Главная цель состояла в том, чтобы, закрепив право частной собственности на земельный участок, дать крестьянину возможность его закладывать, продавать и распоряжаться иным способом, приносящим доход. Полное же преобразование «строя крестьян, который покоился на общинных началах», предусматривалось Законом от 14 июня 1910 г.5 Таким образом, законодательные

преобразования были, прежде всего, направлены на развитие института права частной собственности на земельный участок, который призван был вытеснить институт общинного землевладения.

В настоящее время сложно сказать, каким бы могло быть будущее Российского государства в случае успешной реализации земельной реформы, проходившей в начале XX века. Но со сменой политического режима в 1917 г. начался процесс национализации, который привел к упразднению не только права частной собственности на землю, но и иных видов вещных прав. Значительные изменения в законодательстве отразились на делении права по отраслям. В отличие от дореволюционной системы гражданского права, базовым институтом которой являлся институт права частной собственности на землю, в советском гражданском праве земельное и колхозное право признавались «особыми отраслями советского права»6. Главной же спецификой развития гражданского права стал безусловный отказ от разграничения права публичного и частного путем отождествления личных и общественных интересов.

В Российской Федерации право частной собственности на землю было введено с 1 января 1991 г. со вступлением в силу двух основополагающих законов: Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» и Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР». При этом формирование института права частной собственности на земельный участок

магазина «Правоведение» И. К. Голубева, 1914] - [С. 319] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. - М., 2009).

5 Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права [Электронный ресурс] - [М.: издание бр. Башмаковых, 1911] // Гарант-студент: специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 2009.

6 См. об этом: Гражданское право: учебник [Электронный ресурс] Т. 1 / под ред. М. М. Агаркова и Д. М. Генкина -М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1944. URL: http://foram.yurdub.ru/mdex.php?download=751 (дата обращения 01.03.2010).

происходило в условиях конкуренции норм земельного и гражданского права. После отмены более половины статей Земельного кодекса РСФСР 1991 г. согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» началась активная законодательная деятельность, результатом которой стало принятие большого числа различных нормативных правовых актов1. Кроме того, по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами субъекты Российской Федерации также принимали собственные нормативные акты, которые нередко противоречили федеральному законодательству2. Разрешению проблемы систематизации земельного законодательства с целью устранения противоречий актов различного уровня должно было способствовать принятие Земельного кодекса. Однако регулирование это оказалось весьма запоздалым и несовершенным: первый Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) был принят только в конце 2001 года и за прошедшие годы почти 40 раз подвергался серьезным изменениям.

Следует отметить, что введение института права частной собственности на землю происходило постепенно. Например, нормы главы 17 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вступили в силу одновременно с ЗК РФ в 2001 году. В результате, считает Е. О. Будяков, «.гражданско-правовой аспект земли и ее участков, а также признание этих категорий объектами гражданских прав, стали предметом изучения лишь спустя несколько лет после введения в действие ГК РФ. Более того, первые работы, в которых земля и ее участки

1 В период с 1990 по 2000 г. был принят 41 федеральный закон, 33 указа Президента и около сотни постановлений Правительства, посвященных вопросам регулирования земельных отношений.

2 Например, согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 г № УП - 756 «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства» с 1 января 1996 г. в республике была введена частная собственность на землю. Однако в отличие от федерального законодательства, согласно которому с 1992 г. субъектами частной собственности выступали и граждане, и юридические лица, приобретавшие участки несельскохозяйственного назначения, в республике круг субъектов и объектов права частной собственности на землю был существенного ограничен.

рассматривались с позиций гражданского оборота, принадлежат специалистам земельного права, которые, несмотря на изменение законодательства, все же не смогли провести научно-практическое исследование возникающих отношений на базе гражданского законодательства»3. О подобном подходе к рассмотрению гражданско-правовых институтов в рамках земельного права свидетельствуют и диссертационные исследования4. Однако, как справедливо считает Е. А. Суханов, отношения, которые регулировались земельным

законодательством, после ликвидации права исключительной государственной собственности на землю «.вышли из предмета земельного права. Земельное право обнаруживает свою публично-правовую природу»5. Следовательно, нормы частноправового характера (например, порядок совершения сделок с земельными участками и др.) следует исключить из предмета земельного права и включить в предмет гражданского права6.

Как известно, функция каждого гражданско-правового института состоит в том, чтобы обеспечить цельное, относительно законченное регулирование определенного участка общественных отношений7. Следовательно, принципиальные трансформации системного характера необходимы в отношении института, составляющего основу всего гражданско-правового оборота - института вещных прав на

3 Будяков Е. О. Совершенствование регламентации права собственности на земельные участки [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е. О. Будяков. - М., 2008. - С. 3.

4 См., например: Баймурзин Д. А. Право собственности граждан на землю по законодательству Республики Башкортостан [Текст] : автореф. дис. .канд. юрид. наук : 12.00.06. / Д. А. Баймурзин - Уфа, 1999; Лобанов С. В. Право частной собственности на землю в Российской Федерации [Текст] : автореф. дис. .канд. юрид. наук : 12.00.06. / С. В. Лобанов - Саратов, 2002; Полынкова Е. Г. Признание права частной собственности на земельные участки: проблемы теории и практики [Электронный ресурс]: дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 ; 12.00.06 / Е. Г. Полынкова. - М., 2008 и др.

5 Гражданское право: В 4 т. Том I. Общая часть: Учебник / отв. ред. Е. А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - С. 18.

6 Некоторые ученые (например, Н. Н. Осокин, Ю. Г. Жариков, Н. И. Краснов и др.) придерживаются иной позиции, поскольку считают, что земельное законодательство должно иметь приоритет перед гражданским в области регулирования имущественных отношений (подробнее об этом см.: Зуй Ю. В. Указ. соч. -С. 181-182).

7 Алексеев С. С. Структура советского права / Сергей Сергеевич Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 120.

землю, неотъемлемым элементом которого является институт права частной собственности на земельный участок1 . В частности, в серьезной корректировке нуждаются положения главы 17 ГК РФ, требующие включения норм о понятии земельного участка как объекта права собственности, а также норм, определяющих содержание права частной собственности на земельный участок. Кроме того, по мнению ряда авторов, в настоящее время произошла подмена конституционного понятия частной собственности правом собственности граждан и юридических лиц, в результате чего создано качественно новое понятие, не встречавшееся раннее в законодательстве. Действовавший до 1 января 2005 г. Закон о собственности в РСФСР включал раздел II «Право частной собственности», состоявший из двух глав: гл. 1 «Право собственности гражданина» и гл. 2 «Право собственности юридических лиц». По мнению В. К. Андреева, наличие двух самостоятельных глав и разделов, как это сделано в отношении права государственной и муниципальной собственности, свидетельствовало о переходном характере собственности граждан и юридических лиц, которая со временем должна трансформироваться в право частной собственности2.

Отсутствие в действующем законодательстве четкого разграничения норм публичного и частного права в вопросах регулирования оборота земли и земельных участков приводит к тому, что до сих пор нет однозначного понимания того, что следует рассматривать в качестве объекта гражданского оборота - земельный участок или землю3. Согласно Конституции РФ устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут являться объектами права собственности (ч. 2 ст. 9), т. е. объектами гражданских прав. Также об оборотоспособности земли и других природных ресурсов говорит п. 3 ст. 129 ГК РФ, тогда как п. 1 ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам земельные участки. С целью обеспечения развития имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками необходимо четкое разграничение частноправовых норм гражданского права, регулирующих имущественные отношения, и норм публично-правового характера

природоресурсового и природоохранного права, регулирующего вопросы использования и охраны земли как природного объекта и природного ресурса. Способствовать решению этой проблемы будет предполагаемая модернизация ГК РФ, прежде всего его первой части4. Таким образом, правовое регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота, земли и других природных ресурсов, в отличие от прежней «советской традиции», будет осуществляться ГК РФ.

1 Подробнее об этом см.: проект Концепции развития законодательства о вещном праве, рекомендованный к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 3 от 18 марта 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.privlaw.ru/vs_info4.html (дата обращения 01.03.2010).

2 Андреев В. К. Право государственной собственности в России: учеб. пособие / В. К. Андреев. - М.: Дело, 2004. - С. 30.

3 Подробнее об этом см.: Бурлаченко О. В. Земельный

участок в системе недвижимого имущества [Электронный ресурс ]: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Олеся Владимировна Бурлаченко. - Екатеринбург, 2006. - С. 16.

4 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.privlaw.ru (дата обращения 01.03.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.