Научная статья на тему 'ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
981
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОХРАНА ПРИРОДЫ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ПРАВОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б.А., Воронина А.Б., Круглов В.В.

В настоящей статье проведен обзорный анализ законодательства, регулирующего использование и охрану основных природных объектов земли, недр, вод, леса, животного мира и др.Рассмотрены правовые акты, принятые в советский период с 1917 по 1990 годы и действующие законы в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 346

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Natural resource and environmental legislation in Soviet and modern Russia

Воронин Б.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42) Воронина А.Б., магистрант первого года обучения, Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21) Рецензент: В.В. Круглов, д.ю.н., профессор, УрГЮУ

Аннотация

В настоящей статье проведен обзорный анализ законодательства, регулирующего использование и охрану основных природных объектов земли, недр, вод, леса, животного мира и др.

Рассмотрены правовые акты, принятые в советский период с 1917 по 1990 годы и действующие законы в настоящее время.

Ключевые слова: законодательство, охрана природы, советская Россия, правоведение.

Abstract

In this article a review of the legislation governing the use and conservation of basic natural features of the land, subsoil, water, forests, wildlife etc.

The author considers the legal acts adopted in the Soviet period from 1917 to 1990 and the current laws.

Keywords: legislation, nature protection, Soviet Russia, jurisprudence.

Цель и методика исследования.

Целью настоящего исследования является анализ развития природоресурсного и природоохранного законодательства в советской России (1917-1990 гг.) и в современный период.

Методы исследования: сравнительного правоведения; юридический; анализ и синтез; обобщение.

Результаты исследования. Обсуждение.

Правовое регулирование использования земли и других природных ресурсов в советский период началось с принятия II Всероссийским Съездом Советов 26 октября 1917г. Декрета «О земле» [1].

Декрет «О земле» был первым и основополагающим актом советской России, закрепившим коренные изменения в отношении собственности на землю и иные природные ресурсы.

Декретом «О земле» предусматривалась национализация не только земли, но и других природных ресурсов: недр, лесов, вод. Причем устанавливалось, что в исключительное пользование государства (фактически - в собственность государства) переходят только недра, леса и воды, имеющее общегосударственное значение. Так, «все мелкие реки, озера, леса и проч. переходили в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления».

Таким образом, по мнению многих авторов, декрет «О земле» имел огромный социально-экономический смысл, поскольку заложил основы не только земельного строя, но и в целом «для рационального природопользования» [2], а провозглашенная им национализация земли и других природных ресурсов являлась «важнейшей предпосылкой проведения государственных мероприятий по охране природы» [3].

Принятая в 1918 году первая Конституция РСФСР закрепила новую систему государственных органов, осуществляющих управление в области землепользования, природопользования и охраны природы.

Конституционные положения находили развитие в законодательных актах об отдельных природных ресурсах:

земле (Декрет ВЦИК «О социализации земли» 1918 г., Постановление ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 г., Земельный кодекс РСФСР 1922г.) [4];

лесах (Декрет «О лесах» 1918 г., Постановление НКВД и НКЗ «Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других зеленых насаждений)» 1920 г., Лесной кодекс РСФСР 1923 г.) [5];

недрах (Декрет СНК РСФСР «О недрах земли» 1920 г., ряд постановлений СНК «О горном надзоре» 1922 г., «Положение о недрах земли и их разработке», утвержденное ВЦИК 1923) [6];

водах (Декрет СНК «Об учете буровых на воду скважин» 1919 г., Постановление ВСНХ «О Центральном комитете водоохранения» 1919) [7];

животном мире (Декрет СНК РСФСР «Об охране рыбных запасов и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» 1921 г. Декрет СНК РСФСР «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» 1919г.) [8];

особо охраняемых природных территориях (Декрет СНК РСФСР «О лечебных местностях общегосударственного значения» 1919 г. Декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» 1921) [9].

Таким образом, Конституцией РСФСР 1918 г. и первыми законодательными актами об использовании и охране отдельных природных ресурсов был заложен принцип дифференцированного (пообъектного) регулирования природопользования [10].

В 1924 г. была принята первая Конституция СССР, которой окончательно было оформлено создание нового единого союзного государства.

Основной закон (Конституцию) СССР составили Декларация и Договор об образовании СССР, поэтому Конституция 1924 г. была в первую очередь направлена на закрепление государственного устройства, структуры и компетенции высших союзных органов, порядка и организации их деятельности. Конституция не устанавливала элементы правового статуса граждан. Достаточно скудно регулировались в ней и отношения по использованию и охране природных ресурсов.

Несмотря на отсутствие регулирования на уровне Конституции, текущим законодательством регламентируются вопросы охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов охраны некоторых видов животных (постановление ЦИК и СНК СССР от 21 ноября 1924 г. «Об основах организации рыбного хозяйства СССР», постановление СНК СССР от 2 февраля 1926 г. «Об ограничении промысла морских котиков и морских бобров», а также постановление ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. «Об организации охотничьего промысла» и постановление СНК СССР от 25 сентября 1935 г. «О регулировании рыболовства и охране рыбных запасов») [11].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 ноября 1927 г. было утверждено Горное положение СССР [12] закрепившее государственную собственность на недра, разграничение компетенции по управлению разведкой и разработкой недр между Союзом ССР и союзными республиками и вопросы охраны недр.

Нормы Конституции СССР получают детальное развитие в законодательных актах в области использования и охраны лесов (Постановление СНК СССР «Об организации лесной промышленности лесного хозяйства СССР», постановление СНК ССР от 14 мая 1931 г. «Об охране лесов от пожаров» и постановление СНК СССР от 31 июля 1931 г. «Об организации лесного хозяйства»[13].

После принятия Конституции РСФСР 1925 г., в этом же году, издается целый ряд декретов, предусматривающих положения об охране природы. К ним следует отнести Декрет ВЦИК и 1 СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение», Декрет СНК РСФСР от 9 октября 1925 г. «О мерах по улучшению землеустройства»[14].

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 сентября 1927 г. «Об утверждении положения о лесах местного значения», постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 декабря 1928 г. «Об обязательных постановлениях местных исполкомов об охране лесов и насаждений от хищений и истребления и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке», постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 октября 1936 г. «Об охране городских, пригородных, парковых, курортных, водоохранных, берегозащитных и почвозащитных лесов»[15].

В целях регулирования охраны и использования вод принимаются Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 25 октября 1926 г. «Об использовании берегов сплавных рек и озер в интересах сплава леса» и постановление СНК РСФСР от 6 июля 1928 г. «Об установлении зоны санитарной охраны водных источников, служащих для центрального водоснабжения городов, рабочих поселков и других населенных мест»[16].

В 30-е годы совершенствуется законодательство о заповедной охране природы. В этот период принимается ряд законодательных актов, регулирующих порядок организации и деятельности заповедников и заказников. Наиболее значимыми среди них являются постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1930 г. «Об охране и развитии природных богатств РСФСР» и от 20 августа 1933 г. «Об организации Комитета по заповедникам при Президиуме ВЦИК», а также Положение о заповедниках от 1 апреля 1934 г.[17]. Данными актами обобщался опыт правовой охраны отдельных природных территорий, определялись формы их заповедной охраны, давалась классификация заповедных территорий по их значению на общегосударственные, республиканские и местные.

С принятием в 1936 году новой редакции Конституции СССР и в 1937 году Конституции РСФСР получает дельнейшее развитие правового регулирования природопользования и охраны природы.

В Конституции СССР 1936г., в отличие от Конституции СССР 1924 г., содержалось больше правовых норм, затрагивающих вопросы охраны и использования природных ресурсов. Если в Конституции СССР 1924 г. с учетом ее специфики предусматривалась только одна статья, посвященная регулированию вопросов природопользования, то

Конституция СССР 1936 г. содержала уже четыре статьи, имеющие непосредственное отношение к данным вопросам (ст. 6, 7, 8, п. «с» ст. 14). Вместе с тем в ней можно выделить ряд статей, косвенно касающихся регулирования охраны и использования природных ресурсов (например, ст. 4, 5, 131).

В ст. 6 Конституции СССР 1936 г. устанавливалось, что «земля, ее недра, воды, леса... являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием». Таким образом, впервые на уровне союзных Конституций была закреплена государственная форма собственности на землю и иные природные ресурсы (недра, воды, леса). Необходимо отметить, что Конституция СССР вводила такие новые понятия, как «социалистическая собственность», «кооперативно-колхозная собственность», которые не встречались во всех предыдущих конституциях, и тем самым подчеркивала победу социализма во всех сферах жизни общества (ст. 5). Государственная собственность наряду с кооперативно-колхозной признавалась одной из форм социалистической собственности.

Согласно ст. 8 Конституции СССР 1936 г., земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

В Конституции СССР 1936 г. также было проведено разграничение компетенции между Союзом ССР и союзными республиками в области регулирования отношений по охране и использованию природных ресурсов. Пункт «с» ст. 14 Конституции 1936 г. относил к ведению Союза ССР в лице его высших органов и органов государственного управления установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами.

Конституция РСФСР 1937 г., принятая на основе Конституции СССР 1936 г., определяла предметы ведения РСФСР, и в части регулирования вопросов природопользования отнесла к ведению высших государственных органов РСФСР «установление порядка пользования землей, недрами, лесами водами» (п. «п.» ст. 19 Конституции РСФСР 1937 г.).

В области охраны и рационального использования лесов принимается большое количество нормативных правовых актов. Среди них: Положение о государственной лесной охране от 26 августа 1939 г., Инструкция о порядке привлечения к ответственности лесонарушителей в лесах государственного и местного значения, утвержденная СНК СССР 22 декабря 1939г.[19]. В инструкции устанавливались как составы лесонарушений, так и порядок судебного разрешения дел о лесонарушениях. Особо следует отметить постановление СНК СССР от 23 апреля 1943 г. «О порядке отвода лесосек в лесах государственного лесного фонда СССР и о лесосечном фонде на 1943 год». Указанное по -становление разделило все леса в СССР на три группы: 1 - леса защитного, рекреационного

(санитарно-гигиенического) и культурного значения, 2 - леса малолесных и густо населенных районов, где ведется репродуктивное хозяйство, и 3 - промышленные леса многолесных районов.

Важно заметить, что данное деление лесов на группы сохранилось в практически неизменном виде и в действующем российском лесном законодательстве.

Регулирование лесозаготовок осуществлялось Правилами отпуска леса на корню в лесах союзного значения, утвержденные постановлением СНК СССР 21 июня 1945 г. и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1948 г. «Об оплате леса, отпускаемого на корню», которым начиная с 1 января 1949 г. был установлен платный отпуск древесины на корню для всех лесозаготовителей[20].

В области регулирования охраны и использования иных природных ресурсов, необходимо выделить постановление Совета Министров СССР от 29 мая 1949 г. «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест». Данное постановление было первым общесоюзным актом в области охраны и использования атмосферного воздуха и предопределило дальнейшее формирование законодательства в этой области.

В рассматриваемом периоде можно выделить новый этап, который связан с появлением нового типа законодательства -

природоохранительного, которое стало развиваться наряду с отраслевым природоресурсовым законодательством [21].

27 октября 1960 года был принят закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР» [22], содержавший статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Недостатком этого закона было то, что в нем не были предусмотрены меры юридической ответственности за нарушение его норм.

Важную роль в развитии природоохранительного законодательства данного периода сыграли Постановление Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г. «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию природах ресурсов», и принятое в его исполнение и развитие постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Первым были утверждены принципиальные положения и основные направления в государственной политике в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а вторым определены основные правомочия государственных органов в этой области [22].

1 декабря 1978 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР - «О дополнительных мерах пор усилению охраны природы и улучшению использовании природных ресурсов» [23].

Это постановление предусматривало новую форму предпланового документа -территориальных комплексных схем охраны природы.

Однако принимаемых мер оказалось недостаточно, поскольку в целом дело охраны природы не получило логического завершения, а состояние окружающей природной среды ухудшилось.

Поэтому 7 января 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли новое совместное постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» [24].

В дальнейшем экологизация природоресурсного законодательства и хозяйственной деятельности связана с принятием 19 декабря 1990 года закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Как отмечал профессор В.В. Петров [25], этот закон решал следующие задачи.

Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании их Закон преследует три задачи:

1) сохранение природной среды;

2) предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

3) оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны ему противоречить. Под прямым действием данного закона понимается то, что его нормы, за небольшим исключением действуют без каких-либо дополнительных актов (постановлений, положений, инструкций и т. д.), конкретизирующих нормы данного закона.

Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. Введение экономического механизма охраны окружающей среды стало объективной необходимостью, осознанной государством еще в конце 80-х годов. Так, 7 января 1988 года было принято постановление Правительства СССР за № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем впервые, в истории советского законодательства, был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления. Были сформулированы понятия экономических

рычагов, которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды. Научная обоснованность сочетания экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В качестве таковой выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм создает опасность причинения вреда природной среде, здоровью человека и является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов - лесных, земельных, водных, где правила охраны обращены прежде всего к природным объектам, данный закон формулирует экологически требования, обращенные к источникам воздействия на природную среду и здоровье человека, т. е. к предприятиям, учреждениям, организациям оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема закона - человек и охрана его жизни, здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на природу, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране природной среды в сочетании с мерами административного-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний; закон закрепляет экономический механизм охраны природы как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах.

Для закона об охране окружающей природной среды характерна еще одна особенность, свойственная законодательным актам экологического направления. Они являются комплексными не только по содержанию регулируемых отношений, но и по форме правового регулирования.

Ядром данного закона служат природоохранные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права -административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.

Необходимо отметить, что массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР 1970 г. [26], Водный кодекс РСФСР 1972 г. [27], Кодекс РСФСР о недрах (1976) [28], Лесной кодекс РСФСР (1978г.) [29], Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.) [30], Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.) [31]. Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использований животного мира.

В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002г. [33].

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам земля, недра, воды и т. д., а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека. В отличие от ранее действующего природоохранного закона от 19.12.1991 года, данным законом значительно расширяются полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.

Необходимо отметить, что сегодня действуют такие законы, регулирующие использование природных ресурсов и правовою охрану: Закон РФ «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г.[34].

Водный кодекс РФ от 03.06.2006г. [35].

Лесной кодекс РФ от 04.12.2006г.[36].

Федеральный закон №52-ФЗ от 24.04.1995г. «О животном мире»[37] и это далеко не исчерпывающий перечень правовых актов экологического законодательства.

Выводы.

Проведенный краткий обзор правовых актов, которые были приняты в советской России и в современной Российской Федерации, показывает, что практически до восьмидесятых годов двадцатого столетия правовое регулирование было направлено на обеспечение рационального использования основных природных объектов в экономике страны. Однако такой подход не способствовал улучшению сохранения природы. Поэтому с принятием закона «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1990г. начался этап комплексного подхода к использованию природных ресурсов с учетом экологических требований, направленных на экологизацию сельскохозяйственной деятельности и, самое главное, обеспечение экологических прав человека.

Человек - составная часть природы. Конечная цель охраны окружающей природной среды - сохранение человека как биологического и социального существа. Без человека именно в этом соединении нет никакого смысла охранять природу и ее богатства.

При исторически известных и традиционных формах охраны природы охрана человека, его экологических прав рассматриваются как итог развития всей экологической системы через ее малые и большие звенья. Постепенный переход от охраны объектов окружающей природной среды к охране ОС делает человека непосредственным объектом охраны.

В отличие от природных объектов предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы. Точнее, экологические права и интересы.

Библиографический список

1. СУ РСФСР. 1917. №1. Ст.3.

2. Тетюкин Ю.И. Конституционные основы рационального природопользования. Кишинев, 1980, с.20.

3. Колбасов О.С. Экология: политика - право М., 1976. С.100.

4. СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 346; СУ РСФСР. 1919. № 4. Ст. 43; СУ РСФСР. 1919. № 68. С. 901.

5. СУ РСФСР. 1918. № 42. Ст. 522; СУ РСФСР. 1920. № 32. Ст. 157; СУ РСФСР. 1923. № 58. Ст. 654.

6. СУ РСФСР. 1920. № 36. Ст. 171; СУ РСФСР. 1922. № 13. Ст. 123; № 43. Ст. 524; СУ РСФСР. 1923. № 54. Ст. 532.

7. СУ РСФСР. 1919. № 19. Ст. 233; СУ РСФСР. 1919. № 4. Ст. 45.

8. СУ РСФСР. 1921. № 49. Ст. 259; СУ РСФСР. 1919. № 21. Ст. 256.

9. СУ РСФСР. 1919. № 19. Ст. 492; СУ РСФСР. 1921. № 65. Ст. 492.

10. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы М., 2004. С.20.

11. СЗ СССР. 1924. № 25. Ст. 214; СЗ СССР. 1926. № 24. Ст. 154; СЗ СССР. 1933. № 53. Ст. 309; СЗ СССР. 1935. № 50. Ст. 420.

12. СЗ СССР. 1927. № 68. Ст. 688.

13. СЗ СССР. 1930. № 45. Ст. 465; СЗ СССР. 1931. № 31. Ст. 241, 313.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. СУ РСФСР. 1931. №13. Ст.445; СУ РСФСР. 1931. №58. Ст. 428.

15.СУ РСФСР. 1928. № 10. Ст. 95; СУ РСФСР. 1929. № 7. Ст. 71; СУ РСФСР 1936. №22. Ст.155.

16. СУ РСФСР 1926. № 70. Ст. 552; СУ РСФСР. 1928. № 79. Ст. 546.

17. СУ РСФСР. 1930. № 30. Ст. 397; СУ РСФСР. 1933. № 53. Ст. 228; СУ РСФСР. 1934. № 15. Ст. 98.

18. ВВС СССР. 1968. № 51. Ст. 485; 1970. № 50. Ст. 566; 1977. № 25. Ст. 388; 1975. № 29. Ст. 435.

19. СП СССР. 1939. №51. Ст. 426; 1940. №2. Ст.29.

20. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. С. 590-592.

21. Колбасов О.С. Экология: политика - право М., 1976.

22. Сборник нормативных правовых актов по охране природы М. 1978.

23. СП СССР, 1979, №2, ст.6.

24.СП СССР. 1988, №6, ст.14.

25. В.В. Петров. Экологическое право России учебник. Изд. Бек. М. стр. 85-86.

26. Ведомости РСФСР. 1970. № 28. Ст. 581.

27. Ведомости РСФСР.1972. №27. Ст. 692.

28. Ведомости РСФСР.1976. №28. Ст. 895.

29. Ведомости РСФСР. 1978. №32. Ст. 847.

30. Ведомости РСФСР. 1982. №29. Ст. 1027.

31. Ведомости РСФСР. 1982. №29. Ст. 1029.

32. Ведомости РСФСР.1968. №51. Ст. 485.

33. Собрание законодательства РФ 2002, №2, ст.133.

34. Закон РФ «О недрах» №2395-1 от 21.025.1992/Собрание законодательства РФ,

1992.

35. Водный кодекс РФ от 03.06.2006г./ Собрание законодательства РФ 2006, №23, ст.2381.

36. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006/ Собрание законодательства РФ 2006, №50, ст.5278.

37. Федеральный закон №52-ФЗ от 24.04.1995г. «О животном мире»/ Собрание законодательства РФ 1995, №17, ст.1462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.