Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2451
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мугавиева Р.Р., Глазкова И.Н.

В статье представлены результаты изучения истории становления экологического права в стране, детально рассмотрен каждый этап и обозначены его особенности. Произведена оценка современного состояния природоохранного законодательства, выявлены проблемы. Выводы и предложения могут быть использованы в процессах разработки и совершенствования экологического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мугавиева Р.Р., Глазкова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ»

УДК 349.6

Р.Р. Мугавиева, И.Н. Глазкова ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ

В статье представлены результаты изучения истории становления экологического права в стране, детально рассмотрен каждый этап и обозначены его особенности. Произведена оценка современного состояния природоохранного законодательства, выявлены проблемы. Выводы и предложения могут быть использованы в процессах разработки и совершенствования экологического права.

Ключевые слова: экологическое право, законодательство, окружающая среда, охрана окружающей среды.

Уже в первых законодательных актах России можно найти и выделить различные нормы охраны окружающей среды. Обычно развитие природоохранного законодательства условно делят на 3 этапа:

- до 1917 г.;

—период Советского Союза;

- современный этап.

Для того, чтобы проанализировать историю становления экологического права в стране, рассмотрим более детально каждый период.

Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Например, в "Русской правде" (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя, устанавливался штраф за кражу дров, предусматривался штраф за уничтожение или повреждение дупла, наполненного сотами с медом. В одной из статей "Пространной правды" за покражу бобра предусматривала штраф равный штрафу за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особую роль в охране лесных ресурсов сыграло то, что лесных леса играли оборонительную роль, служили средством защиты от набегов, поэтому законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

За нарушение правил, касающихся природных объектов в законодательстве средних веков предусматривались довольно строгие санкции: штрафы, битье палками, кнутом и даже отсечение левой кисти руки. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения.

С XVII века охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), запрещающий рубить деревья и жечь костры в лесу, чтобы не пугать зверей, которые могут покинуть лес. Также регламентировались как способы добычи, так и размеры добываемых видов, например рыб, а для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы.

Потребность в нормах по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения возникла в России в XVII веке. По указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., предписывалось, чтобы захоронения животных делали за городом и глубоко в земле. В соответствии с правовым актом "Учреждения для управления губерний" 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. В 1833 г. были изданы Правила "О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Санкт-Петербурге", которые предусматривали, что все вредные газы, которые выделяются должны поглощаться или сжигаться. В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе [2, с.64].

В конце XIX — начале XX веков из-за развития капиталистических отношений и стремительно растущего воздействия на природу пришло осознание тогочто необходимо создать механизм защиты природы от деятельности человека. В России оно приняло особую форму, исходя из местных условий и реалий.

Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и

© Мугавиева Р.Р., Глазкова И.Н., 2017.

носил экономический характер, по мнению Б.В. Ерофеева, но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку определял условия для охраны земель [6].

Особенностями развития экологического права, регулирующего природопользование и охрану природы в России в советский период стали следующие аспекты. В начале 20-х годов был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920 г.), Постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921 г.), Декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919 г.) и др. [2, с.65].

В этих актах главной целью было упорядочение хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов, под защиту закона брались лишь экономически значимые природные объекты.

Что касается охраны природы от загрязнения, то в этот период она в основном рассматривалась как санитарная, т.е. чистота природной среды оценивалась с точки зрения ее безопасности только для здоровья человека. Это проявлялось, прежде всего, в развитии системы санитарных нормативов качества вод, воздуха, почвы [7].

Лишь в 70-е годы применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Развитие экологического законодательства постепенно приводит к разделению его на виды. Принятие в 1968 г. Основ земельного законодательства СССР и союзных республик повлекло за собой принятие Основ водного законодательства (1970 г.), Основ законодательства о недрах (1975 г.), Основ лесного законодательства (1977 г. В 1980 г. были приняты новые нормативно-правовые акты - Закон СССР «Об охране и использовании животного мира» и Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха».

По мере усиления негативного воздействия на окружающую среду экономики СССР, которую можно охарактеризовать как расточительная и неэффективностью подхода к использованию природных ресурсов, руководство страны было вынуждено принимать меры в данной области. Одним из проявлений этого стало принятие Постановления Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 г. «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов». В постановлении говорилось о необходимости сочетать научно-технический прогресс и бережное отношение к природе и ее ресурсам, и создавать наиболее благоприятные условия для жизни и здоровья, для работы и отдыха трудящихся. Согласно документу важной государственной задач является потоян забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов, строгое соблюдение законодательства в этой сфере. В Постановлении уделялось внимание предотвращению выбросов вредных веществ в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод, своевременному строительству очистных сооружений, разработке и освоению производства новых видов оборудования и приборов для газоочистки и пылеуловления, обеспечению биологической очистки водоемов. С принятием в 1977 г. Конституции СССР охрана окружающей среды обрела конституционный статус [3, с.5].

С конца 80-х гг. государством начали вводиться идеи упредительного регулирования природопользования, а в 1988 г. был издан Указ «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», который уполномочил образованный Государственный комитет по охране природы проводить государственную экологическую экспертизу проектов. Несмотря на это, к началу 90-х гг. в стране практически отсутствовал механизм принятия решений в области экологии. В СССР экологическое законодательство обращалось главным образом к отношениям в области природопользования, а не охране окружающей среды как таковой. Природоохранное законодательство СССР напрямую зависело от идеологии того времени, направленной больше на использование и потребление природных ресурсов, нежели на непосредственно защиту и охрану природы [4].

В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 г., было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Среди них законы, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991), "О недрах" (1992), "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995), "О животном мире" (1995), "Водный кодекс РФ" (1995), "Лесной кодекс РФ" (1997), "Об отходах производства и потребления" (1998) и др. [8].

Начало следующего этапа в развитии природоохранного законодательства совпадает с наступлением нового тысячелетия. Его особенностями являются обновление федерального экологического законо-

дательства, реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти, а также формирование на уровне каждого из семи федеральных округов подразделений министерств и ведомств, в том числе решающих задачи в области охраны окружающей среды [3, а7].

Основополагающий законодательный акт на сегодняшний день, который детально описывает экологические обязанности и права граждан России и регулирует отношения в области всей окружающей среды - это Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (от 10.01.2002 №7 - ФЗ, действующая редакция 2016 г.). Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно закону, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

—выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);

—сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ);

—хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) [1].

Также к основным нормативно-правовым актам по охране окружающей среды относят:

—ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002);

—ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995);

—ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995);

— ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999);

—ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1996);

—ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998);

—ФЗ «О недрах» (1992);

—ФЗ «О животном мире» (1995);

—Земельный кодекс РФ (2001);

—Водный кодекс РФ (2006);

—Лесной кодекс РФ (2006);

—Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993).

Но не смотря на активное развитие экологического права у российского законодательства все еще существуют проблемы, например, наша природоохранная практика, в отличии от международной, отличается тем, что носит преимущественно фискальный характер и направлена не на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и проведение превентивных мероприятий, а на поступление средств бюджетную систему.

Еще одной проблемой является несовершенство методик по определению и оценке экологического ущерба, отсутствие специалистов, современной контрольно-измерительной аппаратуры и слабость отечественного института независимой оценки и экспертизы [5]. Одни из важных областей которым необходимо уделить внимание в первую очередь — это экологическое страхование, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический аудит.

Таким образом, на современном этапе экологическое право должно развиваться с учетом таких факторов как кризисное состояние окружающей среды в стране, несовершенство существующего экологического законодательства, общественных экономических отношений и обязательно учитывать опыт более развитых в области охраны окружающей среды стран.

Библиографический список

1.Об охране окружающей среды: федеральный закон: от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016).

2.Бринчук М.М. Экологическое право КонсультантПлюс, 2009.

3.Тангиев Б. Б. Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности, 2010.

4.Крамчанинова А.Г. Экологическое право СССР, США и Великобритании в XX в., журнал SCI-ARTICLE.ru №17 (январь). 2015.

5.Глазкова И.Н., Исмагилова Р.Р. Государственный механизм экономического регулирования в области охраны окружающей среды (на примере республики Татарстан) // Экономика и предпринимательство. 2016. №4(ч.2).

6.http://uclg.ru/education/ekologiya/lecture_istoriya_razvitiya_prirodoohrannogo_zakonodatelstva.html — «История развития природоохранного законодательства».

7.http://libraryno.ru/1-6-istoriya-razvitiya-ekologicheskogo-prava-zakonodat_in_bjd/ - «История развития экологического права».

8.http://ecologysite.ru/public/item/133 - «История экологического законодательства России».

МУГАВИЕВА РОЗАНИЯ РОБЕРТОВНА - магистрант факультета экономических и гуманитарных дисциплин, Альметьевский государственный нефтяной институт, Россия.

ГЛАЗКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием», Альметьевский государственный нефтяной институт)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.