Территория науки. 2015. № 1
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Богомолов А.Н.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ФИНАНСОВОКРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: преступление, финансово-кредитная система, экономическая безопасность, история.
Key words: crime, financial and credit system, economic security, history.
Аннотация: данная статья посвящена истории развития
преступности в финансово-кредитной системе России, выявлены тенденции развития исследуемого вида преступности в перспективе.
Abstract: this article is devoted to the history of crime in the financial and credit system of Russia, the tendencies of the studied type of crime in the future.
Согласно аналитическому докладу МВД России «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации» преступность 90-х гг. в
финансово-кредитной сфере можно разделить на несколько периодов.
В период с конца 1991 до середины 1993 гг. происходят многочисленные хищения по поддельным банковским документам. Введение их в оборот в период экономических реформ, без должной защиты со стороны Центрального банка России, повлекло их активное использование для извлечения максимального дохода организованными преступными группировками; банкирами, использующими в целях совершения хищения несовершенство программного обеспечения, средств защиты платежей и порядка расчетов. Лидируют подделки кредитных авизо, чеков «Россия» и платежных поручений.
В период с конца 1993 до конца 1994 гг. преобладают преступления, совершаемые руководителями пирамидальных компаний, работающих без лицензии Центрального банка России, обманно завладевшими денежными средствами физических и юридических лиц. Деятельность мошенников была направлена на обман наивных вкладчиков, которые хотели разбогатеть без усилий и в короткие сроки.
117
Территория науки. 2015. № 1
У всех банков, предлагавших вкладчикам льготные условия, в середине 1995 г. возникли финансовые проблемы. Выплата предыдущим вкладчикам осуществлялась за счет средств новых, требовала увеличения их количества, и проблемы могла вызвать даже небольшая задержка выплат. Обманутые вкладчики при этом не защищались государством и банками, это нанесло более серьезный удар по имиджу корпоративных коммерческих банков, чем сами мошеннические действия.
Характерным для этого периода экономической преступности является уголовное дело, возбужденное СУ ГУВД г. Москвы в связи с хищением денежных средств вкладчиков из КБ «Чара». По словам представителей ликвидационной комиссии банка, на 1 января 1997 г. было зарегистрировано 42036 вкладчика, долг «Чары» перед ними составил около 457,8 млрд. рублей. Большая часть средств ушла на заведомо невозвратные кредиты, выданные без залога и гарантийных обязательств. КБ «Чара» прокредитовал 21 банк, но продолжал работать один - «Геолбанк». По 15 банкам - должникам «Чары», которые прекратили свою деятельность и отсутствовали по юридическим адресам, документы были переданы в правоохранительные органы. Эта участь постигла и последний -«Геолбанк» [1, с. 9].
Безналичные расчеты с применением пластиковых карт использовались КБ «Оптимум», «Индустрия - сервис»,
«Национальный кредит», «Столичный» и др.
Компания ORTCARD International основана в 1991 г. Руководство не жалело средств на широкомасштабную рекламную компанию (тратилось до 400 тысяч долл.), в результате компанией были заключены многочисленные договоры на обслуживание, привлечено большое количество клиентов, хотя разрешения Центрального банка России на выпуск карт не было. В октябре 1995 г. как и другие эта «пирамида» рухнула. В газете «Financial Times» указано, что котировки ценных бумаг могли приносить доход до 90% годовых [2, с. 74 - 76].
С 1994 г. стали распространенными факты незаконного получения банковских кредитов. В России к августу 1994 г. общая сумма невозврата превысила 68 млрд. рублей, увеличившись в 4 раза по сравнению с началом года. Задолженность по банковским ссудам на начало 1997 г. составила 95,6 трлн. рублей [3, с. 35].
С внедрением компьютерных технологий в деятельность коммерческих банков с 1995 г. получила распространение киберпреступность: преступления, совершаемые с использованием
118
Территория науки. 2015. № 1
электронных средств доступа; хищение с незаконным проникновением в компьютерные сети; активное использование в криминальных целях ресурсов сети Интернет; операции с поддельными пластиковыми картами; подделка документов, используемых в безналичных расчетах и т. д.
Причиной появления преступлений, совершаемых с использованием пластиковых карт в нашей стране, стала новизна инновационной технологии безналичных расчетов, несогласованность действий руководства банков и их ошибки при внедрении карт, быстрый переход к свободному рынку, спровоцировавший кризис во всех сферах жизни общества. В результате реформ большое количество первоклассных специалистов оказалось безработными, чтобы как-то выжить в новых условиях они присоединялись к преступным группам, привлекавшим их к совершению киберпреступлений.
Инновационную систему расчетов преступные группировки использовали в целях извлечения максимального дохода. Ущерб от преступлений, совершаемых с помощью карт, в том числе, связанных с их подделкой и неправомерным использованием имеет тенденцию к росту. Официальная статистика преступности не отражает реальную. Банкиры предпочитают не предавать случаи неправомерных действий с картами огласки, боятся, что это может повлиять на имидж банка. Российские и международные эксперты отмечают, что выявляется 10 - 15% преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий [4, с. 14].
Уровень преступности по картам - отношение потерь платежных систем от хищений к обороту по картам. Нулевой уровень преступности в первые два года с начала внедрения карточных технологий в пределах страны (1988 - 1990 гг.), затем стремительно
увеличивается до 0,7 - 0,8% и определенное время остается неизменным. Высокий уровень потерь зависит от быстроты организации противодействия новым видам преступлений, которое включает меры, как организационного, так и правового характера. Эмитентами банковских карт при максимальных потерях принимаются кардинальные решения, защищающие карточный бизнес на уровне страны, данные решения помогают снизить уровень хищений, это происходит постепенно и удается снизить до 0,1 - 0,2% потерь. Для зарубежных стран уровень потерь равен 0,07 - 0,08% [5, с. 34].
С начала внедрения в России расчетов с помощью банковских карт уровень преступлений, совершаемых с их использованием, достигал 5% от всех проведенных транзакций. В результате реализации
119
Территория науки. 2015. № 1
«Программы борьбы с преступностью в области банковских средств доступа», разработанной компанией объединенных кредитных карточек (United Card Servise) в 1994 г. удалось добиться снижения ущерба от неправомерного использования банковских карт до 0,21%. Увеличение количества хищений с использованием банковских карт в России наблюдалось в конце 1995 г. начале 1996 г. Потери в 1995 г. составили около 6 млн. долларов. По этим фактам возбуждено большое количество уголовных дел. По данным ГУВД г. Москвы в 1996 г. арестовано 120 членов шести организованных преступных групп, сформированных специально для организации хищений по картам, предотвращено преступлений на сумму около 1 млн. долларов.
До кризиса 1998 г. карточный бизнес редко рассматривался банкирами в качестве серьезного. Данный бизнес обслуживал зарплатные проекты, это связано с низким уровнем экономического образования граждан. В связи с этим банкиры не придавали значение рискам, связанным с внедрением новых карточных технологий. Рост потерь от неправомерного использования банковских карт наблюдался 1999 г., а в 2000 г. он достиг 0,5% от оборота.
В 2000 - 2012 гг. происходит кардинальное изменение
преступности в сфере безналичных расчетов. Если ранее
преобладающими способами незаконного списания денежных средств были использование украденных или поддельных банковских карт, то в настоящий момент основной ущерб приносит незаконное использование реквизитов банковских карт без использования материального носителя компьютерной информации.
В последние несколько лет возрастает количество случаев незаконного копирования данных банковских карт с помощью скимминговых устройств. В связи с этим актуальной проблемой является уголовно-правовая защита компьютерных данных банковских карт. Через несколько месяцев после копирования реквизиты банковских карт попадают на черный рынок в Интернет. Предложения о продаже по достаточно низким ценам дампов карт (информации, записанной на дорожке карты) размещаются на кардерских форумах. По сведениям на сайтах сети Интернет, стоимость одного дампа составляет от 100 до 200 долл. Среднее количество денег, которое можно снять с одной карты, составляет от 1,5 до 2,5 тыс. долларов. Самой дорогой считается информация о платиновых, золотых и корпоративных картах. В судебно-следственной практике лица, сбывающие сведения, наносимые банками-эмитентами на подлинные кредитные либо расчетные карты, остаются не установленными.
120
Территория науки. 2015. № 1
Реквизиты карт используются преступниками при CNP-транзакциях (Card Not Present) для оплаты товаров и услуг через сеть Интернет, бронировании отелей, авиабилетов и автомобилей. Для оплаты достаточно указать тип карты, ее номер, срок действия, имя пользователя, Card Verification Value 2 (трехзначный код проверки подлинности карты платежной системы Visa), Card Validation Code 2 (трехзначный код проверки подлинности карты платежной системы MasterCard). Данные банковских карт могут быть использованы не только в России, но и за рубежом, т.к. там больше всего мошеннических транзакций идет в сети Интернет.
С помощью данных карт денежные средства могут выводиться через многочисленные схемы сети Интернет, например, через систему электронных платежей. Так, платежная система WebMoney Transfert запустила сервис пополнения R-кошельков с банковских карт. Кардер получает аттестат WebMoney, производит авторизацию кошелька, заполняет поля данными банковской карты, зачисляет на R-кошелек денежные средства, затем переводит их на анонимный счет системы International Metal Trading Bank.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Либеральная государственная политика, непонимание гражданами реформ, безответственное отношение к инвестированию своих денежных средств, продолжение доминирования «экономических мифов», особенности российского менталитета привели к тому, что именно в это время стало возможным появление многочисленных пирамидальных компаний, при этом обманутые вкладчики не защищались государством и банками.
2. С развитием компьютерных технологий акцент экономических преступлений в банковской сфере стал смещаться в сторону киберпреступности.
3. Банковская преступность стремительно изменяется, новой тенденцией преступности в финансово-кредитной сфере является использование данных банковских карт, без использования материального носителя компьютерной информации, в связи с этим актуальной проблемой является уголовно-правовая защита компьютерных данных и баз данных банковских карт.
Список литературы
1. Андриянова Т., Максимова О. Три топаза для банка «Чара» // Деньги. - 1997. - № 8 (116). - С. 8 - 10.
2. Ветров Д.Н. Предупреждение хищений при использовании пластиковых денег в современных банковских системах
121
Территория науки. 2015. № 1
(криминологические проблемы): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ветров Дмитрий Николаевич. - М., 1998. - 185 с.
3. Пономарев П.Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России // Преступность и законодательство. Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. - М.: Криминолог. Ассоц., 1997. - С. 35 - 36.
4. Джафарли В.Ф.-оглы. Уголовная ответственность за совершение хищений в банковской сфере, связанных с использованием электронных платежных средств: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 168 с.
5. Пластиковые карты / А.А. Андреев [и др.]. - М.: Издательская группа БДЦ-Пресс, 2002. - 576 с.
Жигулин А.А., Плаксина Н.И., Рябышева Е.Н.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Воронежский экономико-правовой институт. г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: компетентность, юридическая компетентность, факторы компетентности, субъект правовых отношений.
Keywords: competence, legal competence, the factors of competence, the subject of legal relations.
Аннотация: статья посвящена исследованию и анализу факторов формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений, сущностным характеристикам юридической компетентности специалиста.
Abstract: article is devoted to research and analysis of the factors forming the legal competence of the subject of legal relations, the essential characteristics of the legal competence of the expert.
Целостное представление о процессе развития юридической компетентности субъекта правовых отношений невозможно без выявления детерминант ее развития - психолого-акмеологических факторов. Психолого-акмеологические факторы рассматриваются нами как основополагающие причины развития правовой компетентности современного специалиста, которые являются источником для начала всего процесса правового развития субъекта учебно-профессиональной деятельности, обусловившие его результат. Рассматриваемые факторы являются теми обстоятельствами развития правовой компетентности современного специалиста, которые
122