Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
© А. В. Пеньковская
Пеньковская Анна Вадимовна
аспирантка кафедры
уголовного права, уголовного
процесса и криминалистики
Одесский национальный
университет
им. И. И. Мечникова
(г. Одесса, Украина)
Права человека образуют основу правового статуса личности и составляют основу конституционного права современных развитых госуларств. На некоторые историко-правовые этапы становления этого института обращается внимание в этой статье.
Ключевые слова: права человека, правовое регулирование, правовая охрана, правовая оценка (квалификация), уголовное сулопроизволство.
Основные законодательные акты, действующие сегодня в развитых государствах, специально выделяют целые разделы, в которых прописаны правовые положения, закрепляющие и охраняющие основанные права и свободы человека. Раздел цц «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» действует и в Конституции Украины. В этом разделе находятся 48 статей, в каждой из которых закреплены основные положения, регулирующие осуществлением своих прав каждым человеком [1]. Исследуя такие правовые положения, следует учитывать, что намерения добиваться того, чтобы такие права были общими и равными для всех людей [2], должны реально соотносится с общим уровнем развития человечества в конкретно-исторических условиях в группе государств или в отдельном государстве. К этому необходимо добавить, что оставаясь в разные периоды человеческой истории политико-правовой проблемой, она нередко приобретала религиозно-этическое, философское, этно-нацио-
нальное звучание. Во всяком случае, обращение к историческим процессам, показывает, что правовое определение и закрепление совокупности таких прав и свобод было далеко не равнозначным, даже, в известной мере, противоречивым на всем протяжении эволюции человеческой цивилизации.
Это связано с тем, что права человека, если говорить на общем уровне, это сложное, многомерное явление. Человечество, во имя утверждения прав и свобод человека, прошло тернистый путь, шаг за шагом ограничивая всевластие государства, привилегии определенных сословий и социальных групп, распространяя принцип равноправия на все больший круг лиц и отношений между ними. Часто именно борьба за права человека, за новые ступени личной свободы становилась катализатором широкомасштабных изменений в общественно-политической жизни той или иной страны, вели к новому осмыслению роли человека в его отношениях с обществом и государством.
Поэтому, обращение к историческому аспекту этой проблемы, особенно к первоначальным документам, которые были связанны с такими процессами, интересны не только с сугубо исторических позиций. Во многом, такой анализ может позволить оценить весь тот сложный социальный путь, которое прошло человечество, утверждая свои личные права и свободы. Особый, с нашей точки зрения, интерес представляют те основные документы нашей истории, в которых начинала находить свое закрепление такая доктрина.
Например, исследование основных правовых документов первобытнообщинного строя, Древней Греции, Древнего Рима, периода Средневековья, даже начала Нового времени показывает, что в те времена не существовало общих представлений и правах человека в современном понимании этого социально-правового института. Только в XX столетии стали появляться важнейшие документы, которые, если так можно говорить, непосредственно защищали права и свободы человека и гражданина. Однако это не дает оснований для того, чтобы отрицать те намерения и попытки, которые для этого предпринимались ранее. Если смотреть с этой точки зрения, то идеи о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, утверждения о равности людей перед высшими силами обнаруживаются еще в древних мифах и верованиях. Такие, письменные свидетельства этих процессов, можно, например, увидеть в 24-х томном древнееврейском издании Танах (на греческом языке оно называлась «Библия»). В целом ряде книг, которые входили в это многотомное издание, достаточно четко выделялись идеи о ценность человеческой жизни, равности людей, запрещении посягательства на честь и достоинство человека, неприкосновенности частной собственности и др. ( Бытие 1:27, Псалмы 8:5-7; Левит 19:18; 25-10; Выход 12-49; Второзаконие 24:14, 15; Иеремия 34:17).
Такие идеи можно обнаружить и в других известных, условно говоря, первоначальных, хорошо известных, нормативно-правовых актах, которые в той или иной мере закрепляли права и свободы человека. Например, Законы Хаммурапи, которые были утверждены именно знаменитым
царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), не только уже были изложены с учетом определенной системы, которая «выстраивала» определенный порядок судопроизводства, имущественные отношения, регулировала семейные отношения, защищала собственность, в первую очередь, частную и др., что, например, давало возможность любое посягательство на чужое имущество, рабов, скот рассматривать как противоправное, и наказывалось за его совершение штрафом или смертью. Однако охрана прав жителей еще не имело необходимого комплексного подхода в своей реализации. Общественная жизнь характеризовалась и определенной неравноправностью, при котором, например, значительно ограничивались права женщин или наказание за тяжкие преступления продолжали оставаться суровыми, а сметная казнь была «привычной» и др.
Законы Ману ( цц ст. до н. э. — ц ст. н. э.), которые были созданы жрецами одной из школ брахманизма в Древней Индии в форме двухсти-шей. Всего в этих законах были 2650 статей, разбитых на 12 разделов, которые регулировали и политику, и мораль и религиозные принципы. Выделяли они и судебную систему. Анализируя это законодательство, можно выделить определенные прогрессивные положения, которые подчеркивают, что прогрессивная мысль развивалась, несмотря консервативно-патриархальный характер этого общества. Например, в этих законах выделялось понятие убийства в состоянии необходимой обороны (VIII, ст. 349); возможность устранения от власти и физического устранения царя и его семьи, если царь «тиранит свою страну» (VII, 111). Однако и это общество, как выше указывалось, характеризовалось имущественной и социальной неравностью. Поэтому, та часть этих законов, которая содержала уголовно-правовые предписания, характеризовалась повышенной жестокостью. Например, разрезание на части лезвием, сажание на кол или отрубание руки, отрезание носа, уха, половых органов, ослепление [3].
Первым правовым памятником Древнего Рима были Законы 12 таблиц (V ст. до н. э.), утверждение которых стало последствием важной победы, которую добыли плебеи в борьбе с патрициями. Согласно положениям этих Законов, самыми тяжкими преступлениями, которые наказывались смертной казнью, считались: государственная измена, умышленный поджог дома или поля, клевета. Для придания необходимой эффективности деятельности судебной системы, существовала специальная система принудительной доставки для проведения необходимых судебноследственных действий [4].
Во всяком случае, возможно, отметить, что в этих нормативно-правовых актах, уже стали получать свое закрепление не только определенные гражданские права человека, но и уже прописывались некоторые защитные механизмы в уголовном производстве в широком смысле этого понятия.
Дальнейшее развитие, это стало получать уже в условиях сословнопредставительной монархии, когда кроме имущественных интересов личности, стали говорить о личной неприкосновенности граждан. Так, Великая Хартия Вольностей 1215 года считается первым правовым документом, в котором были заложены доктринальные основы прав человека,
созданы предпосылки для дальнейшего утверждения личной свободы и в жизни общества. Текст этой Хартии традиционно делят на три части: статьи, которые касаются материальных интересов разных социальных групп населения (ст.ст. 1, 2, 9, 13, 15 и др.); статьи, которые реформируют государственный механизм английского королевства или, как их называют иначе, «конституционные» статьи (ст.ст. 12, 14, 61 и др.); статьи, которые определяют принципы деятельности судебно-административного аппарата (ст.ст. 17, 20, 21, 39, 40 и др.). Следует отметить, что и сейчас сохраняют свое значение положения, которые были закреплены в этой Хартии. Например, в этом документе был впервые заключен принцип неприкосновенности человека. Так, в ст. 39 этой Хартии закреплялось, что любого свободного человека невозможно арестовать, или поместить в тюрьму, или лишить имущества, или любым другим способом его «оскорбить», кроме как по приговору равных ему и по закону страны. По существу, такие положения создавали, конечно, больше на провозглашенном уровне, определенные преграды феодальному произволу.
Дальнейшее развитие идея прав человека, во многом в области уголовного права и процесса, получила свое дальнейшее развитие в целом ряде важных английских нормативно-правовых актах. Например, в Петиции про права 1628 г., конкретизировалось положение, запрещающее любую форму лишение свободы свободного человека без законных оснований, подчеркивалось незаконность функционирования специальных или иных подобных судов, делалось невозможным применение внесудебных репрессий и др. В этом документе английский парламент упразднил ранее существовавшую практику судов, которые своим решением могли поддержать право короля задерживать людей своим личным распоряжением. Во всяком случае, и в этом законодательном акте получили свое отражение определенные усилия не только по провозглашению, но и по закреплению определенного правового механизма обеспечения и защиты прав человека.
Другим значительным правовым актом в этой стране в области охраны прав человека, который, в определенной мере, подвел итог достаточно продолжительной борьбе разных слоев английского общества за гарантии личной свободы и закрепил гарантии от незаконной правовой оценки (квалификации) человеческих действий, незаконных арестов и др., стал, утвержденный 26 мая 1679 года, Акт про лучшее обеспечения свободы поданных и про предупреждения арестов за морями — Habeas corpus act.
Основная идея этого Акта заключалась в том, что он, в определенной мере, упразднил существовавшие положения, при которых, например, подозреваемые могли ожидать судебных решений годами, а отбывание наказания могли назначить «за морями» и очень часто найти последствии такого человека было невозможно или крайне сложно и др. Поэтому этот правовой документ установил правовой механизм, который имел своей целью обеспечить права человека, вводил понятие «надежной процедуры», установил гарантии неприкосновенности человека, в тому числе, принцип презумпции невиновности и другие положения, важные при организации необходимой охраны прав и свобод человека [5] .
В 1689 году в той же Англии в результате «славной революции» (дворцового переворота) был принят Билль о правах. Положения этого законодательного акта гарантировали: право поданных обращаться с петицией к королю, ограничивался размер судебных взысканий и штрафов, провозглашалась свобода выборов в парламент, свобода слова в стенах парламента и др. Отдельные положения это Билля закрепляли, например, положение о «недопустимости применения жестоких и необычных наказаний». Поводом для этого, как считается, стало наказание, которое было назначено в 1686 году служителю церкви Титусу Оутсу за участие в подготовки так называемой «Папского сговора». Этот гражданина приговорили к штрафу, ударами кнутом, лишением духовного сана, пожизненного лишения свободы и выставлением у позорного столба четыре раза в год до конца его жизни, чего уже с принятием Билля о правах делать было нельзя [6].
Подчеркивая определенную прогрессивность указанных документов, в тоже время следует отметить, что они только определяли, скорее провозглашали определенные права, которые возможно было соблюсти только при определенных обстоятельствах. Такие права во многом продолжали определяться социальным положением конкретного человека. Эти правовые акты не содержали общей концепции прав и свобод личности, особенно при квалификации деяний и проведении предварительного расследования.
Говоря примерно о том периоде в определении понятия и признаков прав человека на землях Украины, уровня их правовой обеспеченности, возможно, выделить несколько очень важных нормативно правовых актов. Например, это присяга гражданина Херсонеса, нормативный акт, который во многом лежал в основе создания союза восточнославянских племен, эффективного для тех времен общественно-политического порядка с элементами демократии, первыми ростками народовластия и самоуправления [7].
Следует также вспомнить и могущественную Киевскую Русь (IX— XII вв.), достаточно признанное в то время в мире государство, которое имело развитые и многогранные международные отношения, высокий уровень общественного, экономического и политического развития и с которым считали за честь породниться монархи Византии, Польши, Франции, Швеции, Венгрии. Отметим, что вследствие совпадения ряда исторических обстоятельств Русь «не прошла» в своем развитии рабовладельческого этапа, нечеловеческого в своем отношении к личной свободе строя, хотя отдельные его черты в виде холопства, имели место. Но древнее обычное право — Закон русский создавало определенные правовые гарантии, закрепляло постепенный отказ от варварских принципов кровавой мести и талиона, ограничивало произвол и регулировало повседневный быт населения Киевской Руси. Признаком реального демократизма были «ряды» — договоры, которые заключали жители со своими князьями. А договоры с Византией в X веке, засвидетельствовали и заметную веротерпимость наших предков [8].
Правовую основу Киевской Руси составляла, как известно, «Русская правда» (1036—1037гг.) — первый писаный кодификационный акт русского феодального права, авторство которого связывают с именами Ярослава Мудрого и его потомков. «Русская правда» во многих аспектах выгодно отличалась своим относительным гуманизмом и юридической техникой от аналогичных европейских «варварских правд». Этот кодекс регулировал широкий спектр общественных отношений, в нем содержались нормы, непосредственно касавшиеся личности, ее прав и свобод. В частности, широко регулировались отношения собственности и наследственные отношения. Некоторые нормы закрепляли отсутствие смертной казни, мученических наказаний или истязаний при допросах, ограничение, а со временем и запрет кровной мести, разные правовые механизмы защиты жизни, чести и достоинства личности.
Нормы и принципы «Русской правды» сохранили свое значение и в период феодальной раздробленности, в том числе на землях могущественного Галицко-Волынского государства (1199 — 1340 гг.). Однако вследствие ордынского нашествия и экспансии ряда соседних государств на украинских землях настали трудные времена.
Конечно, такие процессы протекали весьма затруднительно, так анализ украинской государственности показывает, что она периодически раздиралась могущественными соседями, когда процессы государственного строительства просто прекращались. Например, начиная с XIV в., большая часть украинских земель находилась в составе Великого княжества Литовского. Со временем, в этом многонациональном государстве, как свидетельствует история, литовские князья постепенно подчинились славянскому культурному влиянию, усвоили древнерусскую письменность и даже приняли «Русскую правду» как собственный источник права. И впоследствии акты великокняжеской власти тоже опирались на древние русские правовые источники. В этот период основная часть населения — крестьянство попала под власть землевладельцев, а в расслоенном на отдельные сословия обществе на первый план вышла борьба за сословные права, вольности и привилегии.
В результате Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), особенно последний из них, которые многие современники признавали самой совершенной книгой законов в Европе, закрепили ряд принципиально новых подходов к статусу личности [9]. К ним можно отнести: установление единого законодательства для всех подданных государства и их равенство перед законом, хотя эти положения в значительной мере были лишь декларацией; провозглашалась ограниченная веротерпимость (только для христианских религий); запрещалось превращать свободного человека в невольника и выдавать женщину замуж против ее воли; провозглашались недопустимость ареста без законных оснований и наказания без суда, право на адвокатскую помощь и др. Значительно раньше, чем в других странах, были закреплены выборность судей и отделение суда от администрации. Поскольку русское право было одним из основных источников статутов, последние никогда не рассматривались населением как проявление иностранной правовой культуры, а лишь как собственное «старое право».
Этот акт, который стал переходным документом от Средневековья к Новому времени, своеобразным манифестом правового государства в феодальном понимании, действовал вплоть до 1840—1842 гг.
Следует также учитывать, что часть украинских земель с XIV в. находилась под властью Польши. После Люблинской унии 1569 г., поляки доминировали и в новообразовавшейся Речи Посполитой. Польские магнаты и шляхта, которые ставили перед собой цель определенного духовноэкономического подчинения населения, привело к ряду известных крестьянских и народных восстаний, направленных в защиту православной веры и на возрождение украинской государственности.
Определенным оплотом освободительного движения стала Запорожская Сечь — «казацкая христианская республика», где доминировали идеалы свободы, равенства и уважения достоинства человека.
Последующий казацко-гетманский период — одна из самых драматичных и интересных страниц истории Украины. Усилиями Богдана Хмельницкого и его боевых товарищей было уничтожено польско-шляхетское господство на значительной части территории Украины и создано казацкое государство, которое получило международное признание и с существованием которого считались ведущие европейские страны. Решение Переяславской Рады 8 (18) января 1654 г., Мартовские статьи и другие акты, закрепили так называемый украинско-московский альянс, создали Украину отдельным государственным образованием с собственными политическим и правовым устройством, администрацией, судами, войском, финансами. То есть, прежде всего, это было фактическое утверждение украинской государственности, где общественно-политический порядок и взаимоотношения между казацкой верхушкой и казацкой массой строились на самых демократических основах тогдашней Европы [10].
Вершиной казацкого нормотворчества принято считать Конституцию Пилипа Орлика 1710 г. В разных историко-правовых источниках этот документ называют по-разному (Бендерская конституция, «Конституция прав и свобод Войска Запорожского», договор между запорожцами и гетманом Малороссии). Сама природа и содержание этого документа не вызывают сомнений в том, что он отражает требования казачества, которые предъявлялись ко всем гетманам со времен гетмана Выговского (1657— 1659 гг.) и всем московским царям со времени царя Алексея Михайловича (1645— 1676 гг.). Эти требования касаются главным образом ограничения компетенции гетмана, организации власти по принципу разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, выборности членов правительства, утверждения прав и свобод граждан. В частности, если говорить о предмете этой публикации, этим актом ограничивались налоговые сборы, устанавливалось незыблемое правило защиты женщин — вдов казаков, их жен, детей-сирот, на гетмана возлагалась обязанность обеспечивать соблюдение незыблемых гражданских вольностей. Во всяком случае, со всеми необходимыми оговорками, этот правовой акт остался в правовых источниках как оригинальная правовая памятка, определяющая достаточно демократическую модель государственного устройства.
В целом, исследование исторических аспектов этой проблемы показывает, что проблемы правовой охраны основных прав и свобод человека возникли достаточно давно и к настоящему времени их решение стали важной задачей для всего мирового сообщества в качестве неотъемлемой составляющей системы международной безопасности. Из отдельных правовых актов на территории отдельных государств, взаимозависимость и целостность мирового сообщества, единство человечества выражается, не в последнюю очередь, и в появлении, расширении и углублении общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу, как правил международной морали, так и норм международного права.
Важно учитывать, что любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать своц законодательство с требованиями этих международных стандартов. Это означает, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства, стали предметом международного внимания и международной заботы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституція України. — X. і Одіссей, 2012. — С. 8—18.
2. Рабинович П. М., Хавронюк М. I. Права людини і громадянина і навч. посіб. — Киев і Атіка, 2004. — С. 5.
3. Макарчук, В. С. Загальна історія держави і права зарубіжних країні навч. посіб. Видання 3-тє, доповнене. — Киев і Атіка, 2001. — С. 74.
4. http://www.djerelo. com/index. php?option=com_content&lask =view&rid = 5073&itemed =301)
5. Иванов, Г. И. Права человека : учеб. пособие / под ред. М. Ф. Чудакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. — С. 34—35.
6. Дженис М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии) : пер. с англ. — М. : Права человека, 1997. — С. 32.
7. Міжнародне право. Підручник. — Киев : Алерта, 2003. — С. 266.
8. Права людини і професійні стандарти для юристів у документах міжнародних організацій / упоряд. Т. Яблонська. — Киев : Сфера, 1999. — С. 44.
9. Права человека в современном мире: пособие для учителей и студентов. Донецк : Новый мир, 1995. — С. 203.
10. Маляренко, В. Т. Про недоторканність житла та іншого володіння особи як засади кримінального судочинства // Кримінальний процес України: стан та перспективи розвитку. — Киев, 2004. — С. 79.