Научная статья на тему 'Права человека: исторические предпосылки возникновения и современное состояние'

Права человека: исторические предпосылки возникновения и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3956
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / НАКАЗАНИЕ / ШТРАФ / УБИЙСТВО / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / RIGHT TO LIFE / NATURAL LAW CONCEPT OF HUMAN RIGHTS / PUNISHMENT / FINE / MURDER / DEATH PENALTY / INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиуллина Иляна Фаритовна

В статье проводится анализ содержания исторических документов (Кодекс Хаммурапи, Книга Торы, Хартия Кира Великого, эдикты царя Ашоки, Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Мединская конституция, Законы двенадцати таблиц, Хартия вольностей Генриха I, Магна Карта) и первых международных стандартов о правах человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Первый (1966) и Второй (1989) факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; последний направлен на отмену смертной казни). Отмечается ключевая роль сторонников естественно-правовой концепции прав человека, которые боролись за неотчуждаемость и равенство таких прав. Подробно рассмотрено отечественное уголовное законодательство дои послереволюционной России, содержащее санкции за убийство лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The human rights: a historical background of emergence and a current state

The article analyzes the content of historical documents (the Code of Hammurabi, the Book of the Torah, the Charter of Cyrus the Great, the edicts of Ahsoka, the Canonical Gospels of Matthew, Mark, Luke, and John, the Constitution of Medina, the Laws of the Twelve Tables, the Charter of Liberties, Magna Carta) and the first international human rights standards (the UN Charter, the Universal Declaration of Human Rights, the International Covenant on Civil and Political Rights (1966), the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (1966), the Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights (1966), and the Second Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights, aiming at the abolition of the death penalty (1989)). The study notes the key role of supporters of the natural law concept of human rights who fought for inalienability and equality of these rights. The author considers in detail the domestic criminal legislation of preand post-revolutionary Russia that contained penalties for the murder of a person.

Текст научной работы на тему «Права человека: исторические предпосылки возникновения и современное состояние»

УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24158/pep.2017.7.12

Валиуллина Иляна Фаритовна

магистрант Уральского государственного юридического университета

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Valiullina Iliana Faritovna

Master's degree student, Ural State Law University

THE HUMAN RIGHTS: A HISTORICAL BACKGROUND OF EMERGENCE AND A CURRENT STATE

Аннотация:

В статье проводится анализ содержания исторических документов (Кодекс Хаммурапи, Книга Торы, Хартия Кира Великого, эдикты царя Ашоки, Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Мединская конституция, Законы двенадцати таблиц, Хартия вольностей Генриха I, Магна Карта) и первых международных стандартов о правах человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Первый (1966) и Второй (1989) факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; последний направлен на отмену смертной казни). Отмечается ключевая роль сто-ронников естественно-правовой концепции прав человека, которые боролись за неотчуждаемость и равенство таких прав. Подробно рассмотрено отечественное уголовное законодательство до- и послереволюционной России, содержащее санкции за убийство лица.

Ключевые слова:

права человека, право на жизнь, естественно-правовая концепция прав человека, наказание, штраф, убийство, смертная казнь, международные стандарты в области прав человека.

Summary:

The article analyzes the content of historical documents (the Code of Hammurabi, the Book of the Torah, the Charter of Cyrus the Great, the edicts of Ahsoka, the Canonical Gospels of Matthew, Mark, Luke, and John, the Constitution of Medina, the Laws of the Twelve Tables, the Charter of Liberties, Magna Carta) and the first international human rights standards (the UN Charter, the Universal Declaration of Human Rights, the International Covenant on Civil and Political Rights (1966), the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (1966), the Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights (1966), and the Second Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights, aiming at the abolition of the death penalty (1989)). The study notes the key role of supporters of the natural law concept of human rights who fought for inalienability and equality of these rights. The author considers in detail the domestic criminal legislation of pre- and post-revolutionary Russia that contained penalties for the murder of a person.

Keywords:

human rights, right to life, natural law concept of human rights, punishment, fine, murder, death penalty, international human rights standards.

Права человека - явление, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека. Существует множество классификаций указанных прав в зависимости от тех или иных оснований. В соответствии с международными договорами и актами провозглашается, что права человека являются неотъемлемыми и нерушимыми. Но возникают вопросы о том, какое представление наши предки имели о правах человека, существовали ли они и где закреплялись.

Анализ исторических предпосылок следует начать с Кодекса Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В этом документе были систематически объединены судебные решения, многие из которых имели дело с принудительным исполнением контрактов, в том числе брачных договоров. За вынесение несправедливого приговора судья мог быть оштрафован или лишен своей должности. Положения Кодекса (например, п. 283) были суровыми, за некоторые виды преступлений предусматривалась смертная казнь (к примеру, за лжесвидетельствование).

Книга Торы (XIII в. до н. э.), впервые поведанная Моисеем народу, включает 613 заповеди, в которых устанавливался запрет на привод ложного свидетеля как элемент прав человека. В то же время рассматриваемый документ признавал рабство как несоответствие современным принципам прав человека и «око за око» как аналог смертной казни.

В 539 г. до н. э. царь Кир Великий (580-530 гг. до н. э.) провозгласил Хартию. Это был первый в мире документ по правам человека, потому что именно в нем впервые появился термин «право». Хартия закрепляла несколько прав, наиболее значимыми были свобода религии и право на жизнь. Хартия запрещала принудительный труд и отменила рабство.

Эдикты индийского императора Ашоки (304-232 гг. до н. э.) содержали ряд принципов, среди которых можно выделить: свободу вероисповедания, беспристрастное правосудие, уважение человеческого достоинства. Другие положения означенного документа выступали против смертной казни и пыток.

Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, написанные после смерти Иисуса, устанавливают обязанность помогать бедным, а также исключают смертную казнь как вид наказания.

Следующим документом является Мединская конституция, в которой пророк Мухамед (570632 гг.) установил запрет на оставление лица в нищете, но оставил в силе принцип «око за око».

Отдельный интерес представляет закрепление имущественных прав. Как следует из Законов двенадцати таблиц (450 г. до н. э.) и Кодекса Юстиниана (533 г. н. э.), если в течение срока, установленного для уплаты долга (30 дней), должник не уплачивал долг, то его задерживали и содержали под стражей 60 дней. По истечении данного срока должника увозили на народную площадь, кредитор объявлял публике его долг с целью найти людей, которые готовы его выкупить. В случае отсутствия желающих кредитор имел право продать должника в рабство или отрезать какую-либо часть его тела (маленькую или большую). На практике известны случаи, когда кредиторов было несколько. В данном случае за ними оставалось право разделить тело должника на куски мяса [1].

В норвежском праве существовало положение, в соответствии с которым, если должник не оплачивал долг, кредитор мог обратиться к его родственникам с целью получения выкупа. В противном случае кредитор имел право отрезать любую часть или кусок тела должника, которые имели определенную цену. Таким образом могла погашаться задолженность перед кредитором.

В Средние века власть кредитора над должником была частично ограничена. Кредитор был лишен возможности распоряжаться жизнью должника, однако ему было предоставлено право на его честь и достоинство. Например, в Италии должника, не погасившего долг, выводили на площадь перед народом и вытворяли с ним действия, унижающие его честь и достоинство (раздевание догола). Некоторые историки утверждают, что данные действия были прописаны в статутах итальянских и французских городов [2].

При заключении договора займа кредитор старался получить как можно больше власти. Во Франции договоры, в которых в качестве залога выступала личность должника, встречаются довольно часто. Дискуссии по поводу действительности данных договоров долгое время не вызывали сомнений в связи с тем, что само законодательство находилось в процессе развития. Лишь некоторое время спустя кредитор и должник стали обращаться к судьям для утверждения и согласования условий [3].

В дошедшем до нас договоре, заключенном в Кельне в 1263 г., один из контрагентов в случае невыполнения условий договора обязался отрубить себе голову. Особенно часто практиковалось закладывание своей чести, что приводило к разным позорным процедурам (ношение на себе позорного аншлага, рисунка). В договоре, заключенном в 1578 г., кредитору «дается право выставить должника у церковного столба, церковной паперти или где он захочет и осыпать его перед всеми честными людьми насмешками, надругательствами и всяческими поношениями» [4].

Анализируя порядок закрепления имущественных прав, следует выделить, что во многих различных исторических документах кредитор (заимодавец) обладал полной (неограниченной) властью над должником, к примеру правом на распоряжение его честью, телом и свободой. Это положение находит место в старейших памятниках всех современных народов - в старогерманском, французском, итальянском кодексах.

Первым и фундаментальным документом в области прав человека является Хартия вольностей Генриха I (1068-1135) [5], подписанная в 1100 г. В этом документе провозглашались права человека, в том числе право на жизнь.

15 июня 1215 г. король Иоанн Безземельный (1166-1216) под принуждением подписал документ, именуемый Магна Карта, согласно которому монархи не могут иметь абсолютной власти. Магна Карта по своей природе повторила Хартию вольностей Генриха I, в ней были перечислены основные права и свободы человека, в том числе право на жизнь. Карта сравняла короля с дворянством, запретила взимать налоги без одобрения пэров. После смерти Иоанна в 1216 г. на трон взошел Генрих III (1207-1272). В 1258-1259 гг. он подписал Оксфордские и Вестминстерские провизии, которые наделили парламент полномочиями по надзору за работой совета из 15 членов.

В 1628 г. в Англии парламент принял Петицию о праве, согласно которой налоги взимались лишь после одобрения парламентом, никто не мог быть арестован без правового основания, право войны не могло применяться в мирное время.

Хотя к XVI в. в Европе были установлены принципы прав человека на внутригосударственном уровне, они не нашли отражения на международном уровне до 1648 г., а именно до окончания Тридцатилетней войны, закончившейся подписанием Вестфальского мирного договора. В нем закрепились следующие положения:

- Правовое равенство государств признано основным компонентом международного права, хотя государства отличались по форме правления.

- Самой весомой концепцией стало признание суверенитета государств.

- Устанавливался принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Значительная роль в формировании представлений о правах человека принадлежит философам. Например, Платон (428-348 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) утверждали, что право на жизнь дано людям от Бога [6]. В первобытном патриархальном строе, отличительным признаком которого являлось натуральное хозяйство, еще не существовало обменных отношений, так как все, что было необходимо человеку, он производил для себя сам. К примеру, у

людей не было представлений о различии права на действие и права на вещь, из этого следует, что обязательственные и вещные отношения не отличались.

В работе «Два трактата о правлении» [7] Джон Локк перечислил три права: на жизнь, имущество и свободу. При этом человек может не только располагать данными правами с рождения, но и судить за их нарушение. В свою очередь, Луи Монтескье определяет, что права человека, как законы природы, независимы от закона государя, они естественны. Их идеи получили закрепление:

- в Англии - в «Билле о правах» 1689 г. [8];

- в Америке - в Декларации прав Вирджинии 1776 г. и Декларации независимости США 1776 г., в которой к числу неотъемлемых прав было отнесено право на жизнь, свободу и стремление к счастью, и в «Билле о правах» 1791 г.;

- во Франции - в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как было упомянуто выше, сторонники естественно-правовой концепции прав боролись за неотчуждаемость и равенство таких прав.

Отдельный научный интерес представляет отечественное уголовное законодательство дои послереволюционной России [9].

Согласно договорам Руси с Византией 912 и 945 гг. в случае убийства русским христианина или христианина русским в качестве мстителя мог выступать как род в целом, так и каждый член рода. Они имели право лишить жизни убийцу и распорядиться его имуществом.

Русская Правда сохраняет кровную месть, но ограничивает круг ближайших родственников и применяется только за убийство. Наряду с ограничением кровной мести также устанавливалась возможность уплаты штрафа в качестве откупа от убийства. Размер штрафа дифференцировался в зависимости от социального положения потерпевшего.

Правда Ярослава Владимировича отменила кровную месть. Санкцией за убийство стал штраф, который также дифференцировался в зависимости от социального положения потерпевшего.

Псковская судная грамота также устанавливала штраф за убийство.

Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. за убийство господина (речь идет о крестьянине, убившем своего владельца) предусматривали смертную казнь. Последнее содержало систему признаков, квалифицирующих убийство, включая убийство женой мужем (каралось смертной казнью или закрытием живым в землю) [10].

Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах от 22 января 1669 г. в случае убийства сыном или дочерью одного из родителей предусматривали смертную казнь.

XVN-XVNI века характеризуются становлением абсолютной монархии, у России появляется выход к морю, в 1715 г. Петр I принимает Артикул Воинский, в котором впервые появляется термин «преступление». Умышленное убийство каралось отрубанием головы, квалифицированное убийство - отравлением, убийство по найму - колесованием, неумышленное убийство - тюремным заключением. В конце XVIII в. Екатерина II строго следила за отношениями помещиков и крестьян, за жесткое обращение или убийство крестьянина у помещика отбиралось имение. Александр I также конфисковывал имения и передавал их в казну.

Глава вторая «О наказаниях» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривала в качестве наказания за совершение убийства лишение всех прав состояния и смертную казнь [11]. В последнем кодифицированном уголовно-правовом акте императорской России, Уложении 1903 г. [12], основными наказаниями являлись смертная казнь, штраф, арест, заключение в тюрьме.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 (1 июня 1922 г. - 31 декабря 1926 г.) [13] и 1926 гг. (1 января 1927 г. - 31 декабря 1960 г.) [14] содержали понятие «преступление» (некоторые виды преступлений регулировались постановлениями ЦИК и СНК СССР), цели и виды наказаний, среди которых отсутствовала смертная казнь. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. [15] также не предусматривал смертной казни, а виды убийства содержались в отдельных статьях.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. [16], по которому смертная казнь является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Вместе с тем в стране введен мораторий на смертную казнь.

Ситуацию с правами человека в России можно проследить по советским конституциям. В конституциях СССР [17] право на жизнь являлось составной частью права на неприкосновенность личности, под которой понимались государственная охрана гражданина СССР и защита от неправомерных действий государственных органов и других лиц. Затем в Конституции 1993 г. право на жизнь было выделено в ст. 20 как высшая ценность.

Международное сообщество пришло к осознанию закрепления прав человека на универсальном и региональном договорном уровнях после ужасов Второй мировой войны. Первыми документами стали:

- Устав Организации Объединенных Наций (1945) [18],

- Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) [19], Первый (1966) и Второй (1989) факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах [20]; последний направлен на отмену смертной казни).

Советом Европы была принята Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод, которая в ст. 2 закрепляет право на жизнь и налагает на членов - участников Совета Европы обязательства по его защите. Благодаря данному документу стало возможным оспаривать нарушение прав в Европейском суде по правам человека.

На сегодняшний день разработано около 200 конвенций, деклараций, направленных на эффективную защиту прав человека, в рамках Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и других международных организаций.

Таким образом, проанализировав исторические предпосылки становления прав человека и их современное состояние, можно прийти к следующим выводам.

1. Исторические документы показывают, что категория «права человека» является достаточно условной на ранних этапах развития общества. Кровная месть как вид наказания долгое время существовала как в зарубежных странах, так и в дореволюционной России. Для ее отмены был необходим определенный опыт в противостоянии мнению масс и правовом регулировании феодальных отношений. Со временем за лишение жизни стали назначаться штраф, лишение свободы. Тем самым начало прослеживаться некое осознание ценности человеческой жизни. Средние века характеризуются борьбой между правителями и народом по вопросу провозглашения основных прав (Англия) и принятия документов, ограничивающих абсолютную власть монарха. Дальнейшие действия народа направлены на расширение существующих прав. Категория «права человека» в ее классическом понимании формируется в эпоху буржуазных революций.

2. Еще римское право признавало имущественные права. Например, Законы двенадцати таблиц и Дигесты Юстиниана признавали абсолютную власть кредитора над должником. Со временем стали предприниматься первые шаги к установлению ограничений (к примеру, кредитор не имел права лишать жизни должника). Среди видов договорных обязательств, существовавших в различные эпохи, стоит уделить внимание поручительству в виде заложничества. Суть данного вида обязательства состояла в следующем: должник предоставлял кредитору лицо, которое являлось порукой и несло ответственность по обязательствам должника. Кредитор также мог обратить взыскание на самого должника и его семью. Кредитор мог продать заложника в рабство, оставить его у себя в рабстве, убить или распорядиться иным образом.

3. Принятие документов на международном и региональном договорном уровнях происходит после Второй мировой войны, в это время начинает формироваться механизм защиты прав человека. Внутригосударственные документы приводятся в соответствие с первыми международными стандартами в области прав человека. Разрабатываются и принимаются различные конвенции и декларации в области прав человека. Тем не менее ежегодно в Европейский суд по правам человека поступают тысячи жалоб по вопросам нарушения прав человека. В связи с этим необходима разработка эффективного механизма реализации международных стандартов по правам человека в мире.

Ссылки:

1. Канторович А.Я. Основные идеи гражданского права / предисл. проф. А. Малицкого. Харьков, 1928. С. 42-44.

2. Kohler J. Schakespeare vor dem Forum der Jurisprudenz. Würzburg, 1883. 300 S. https://doi.Org/10.7767/zrgga.1885.6.1.220.

3. Ibid.

4. Канторович А.Я. Указ. соч. С. 44.

5. Kohler J. Op. cit.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. Т. 8. М. ; Л., 1936. С. 98-99.

7. Там же.

8. Bill of Rights, 1688 [Электронный ресурс]. URL: http://www.legislation.gov.Uk/aep/WillandMarSess2/1/2/introduction (дата обращения: 16.05.2017).

9. История отечественного государства и права : хрестоматия. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 37.

10. История телесных наказаний в России. Харьков, 1994. С. 24.

11. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. XV.

12. Уголовное уложение 1903 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1904. Собр. 3. Т. XXIII. № 22706.

13. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. М., 1923. Утратил силу.

14. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. М., 1927. Утратил силу.

15. Уголовный кодекс РСФСР от 27 окт. 1960 г. : в ред. от 30 июля 1996 г. Утратил силу // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. 784 с.

18. Устав Организации Объединенных Наций : принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. : с изм. и доп. от 31 дек. 1978 г. // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7-33.

19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 дек. 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 36.

20. Факультативный протокол : принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 дек. 1966 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. Март. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.