УДК: 343.213
ББК: 67.408.1
Галеева Г.Р.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
Galeeva G.R.
INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE OBSERVANCE OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS IN THE EXERCISE OF THE RIGHT
TO RECEIVE MEDICAL CARE
Ключевые слова: права человека, право на жизнь, здоровье, трансплантологическая помощь, информированное согласие.
Keywords: human rights, right to life, health, transplant aid, informed consent.
Аннотация: нормативную базу при написании статьи составили: «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», Американская конвенция о правах человека, Социальная хартия Северной и Южной Америки, Африканская хартия прав человека и народов.
В данной статье проводится анализ норм международно-правовых актов в сфере основных прав человека, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, в контексте получения высококвалифицированной медицинской помощи. Рассматривается право на наблюдение за своим здоровьем и телом в целом, включая половую и репродуктивную свободу, и право быть свободным от всякого вмешательства, право быть свободным от пыток и не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам.
А производные права - право на систему здравоохранения, обеспечивающую людям равные возможности в стремлении к наивысшему достижимому уровню здоровья. К сожалению, сегодня все большее число факторов, предопределяющих уровень здоровья (в более широком определении здоровья), учитываются и такие социальные факторы, как насилие и вооруженные конфликты.
Исследуя доступность медицинской помощи, отмечается, что учреждения, товары и услуги в области здравоохранения должны быть де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых и социально отчужденных слоев населения и без дискриминации. Затраты на медицинские услуги должны быть реальны для всех, в том числе и для социально отчужденных слоев населения. Каждый гражданин имеет право на получение доступной информации, касающейся вопросов его здоровья, и иметь возможность самостоятельно находить ее, обратившись в медицинские учреждения.
Abstract: the regulatory framework for writing this article was "The Universal Declaration of Human Rights", "International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, "International Covenant on Civil and Political Rights", "Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms", American Convention on the Rights Human Rights, Social Charter for the Americas, African Charter on Human and Peoples' Rights.
This article analyzes the norms of international legal acts in the field of fundamental human rights, such as the right to life, liberty and security of person. The right to control one's health and body, including sexual and reproductive freedom, and the right to be free from any interference, the right to be free from torture and not to be subjected without free consent to medical or scientific experiments are also affected.
Derived rights include the right to a health system that provides people with equal opportunities in pursuit of the highest attainable standard of health. Unfortunately, today more and more fac-
tors determine the level of health: the broader definition of health also takes into account social factors such as violence and armed conflict.
In examining the availability of health care, it should be noted that health facilities, goods and services should be de jure and de facto accessible to all, especially the most vulnerable and socially excluded segments of the population and without discrimination. The cost of health services should be real for all, including socially excluded segments of the population. Every citizen has the right to access information concerning his or her health and to be able to find it independently by contacting medical institutions.
Принимая во внимание необходимость защиты прав человека и основных свобод, достоинство и ценность человеческой личности, содействие социальному прогрессу и условиям жизни отдельно взятого гражданина на государственном и международном уровне, 10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека1 .
В ст. 1 Декларации провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, также национального, социального, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2).
В соответствии со ст. 3 Декларации, каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Статья 25 Декларации провозглашает право каждого человека на достойный жизненный уровень, медицинский уход, социальное обслуживание, при необходимости поддержания здоровья и право на обеспечение в случае болезни.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.2 вобрал в себя основные положения, отраженные во Всеобщей декларации прав человека.
В ст. 6 документа особо подчеркивается право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом в каждом государстве-участнике, и никто не
1 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ m/documents/ded_conv/dedarations/dedhr.shtml
2 Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.shtml
может быть произвольно лишен жизни.
Далее в ст. 7 отмечается, что никто не должен подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
Как известно, каждый конвенционный орган, сформированный на основании соответствующего договора по правам человека, публикует толкования положений такого договора в виде «замечаний общего порядка» или «общих рекомендаций».
В частности, по положениям двух вышеуказанных статей, имеющих прямое отношение к рассматриваемой теме диссертационного исследования, Комитетом ООН по правам человека также были сформулированы Замечания общего порядка, в которых на основании докладов государств-участников даны некоторые разъяснения.
Вопрос о праве на жизнь, провозглашенном в статье 6 Пакта, рассматривается в докладах всех государств. Это - основополагающее право, от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой (ст. 4). Однако Комитет отмечает, что информация, представленная в связи со статьей 6, довольно часто ограничивается лишь тем или иным аспектом этого права.
Защита от произвольного лишения жизни, которая прямо устанавливается в третьем предложении статьи 6, имеет чрезвычайное значение. Государства-участники должны принять меры не только по предупреждению и наказанию уголовных действий, ведущих к лишению жизни, но также и по предотвращению произвольных убийств, совершаемых их собственными
силами безопасности.
Комитет отметил, что праву на жизнь слишком часто дается узкое толкование. Выражение «неотъемлемое право на жизнь» не может быть правильно понято, если его толковать ограниченно, и защита этого права требует от государств принятия конструктивных мер, таких как снижение детской смертности и увеличение продолжительности жизни.
Государства-участники должны также принять конкретные и эффективные меры по предотвращению случаев исчезновения отдельных лиц, которые, к сожалению, стали слишком распространенными и часто приводят к произвольному лишению жизни. Кроме того, государства должны разработать эффективные средства и процедуры тщательного расследования дел об исчезнувших и пропавших без вести лицах при обстоятельствах, которые могут быть связаны с нарушением права на жизнь1.
Также Комитетом ООН по правам человека было принято Замечание общего порядка № 20 относительно статьи 7 (Замечание общего порядка №7 заменено Замечанием общего порядка № 20)2.
При рассмотрении докладов государств-участников члены Комитета часто запрашивали дополнительную информацию в отношении положений статьи 7, которая запрещает пытки или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание. Комитет отметил, что для осуществления положений этой статьи недостаточно запретить такое обращение или наказание или объявить его преступлением. Компетентные органы власти должны тщательно расследовать жалобы о жестоком обращении. Лица, признанные виновными, должны привлекаться к ответственности, а предполагаемые жертвы должны иметь в своем распоряжении эффективные средства правовой защиты, включая право на получение компенсации.
1 Международные договоры по правам человека. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. Том I. - С. 228-231 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.ohchr.org/ english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN. 1 .Rev9_ru.pdf
2 Там же, сорок четвертая сессия, 1992 год.
В статье 7 также запрещается проведение медицинских или научных опытов без свободного согласия соответствующего лица. При этом Комитет подчеркнул, что в докладах государств-участников содержится очень мало или нет никакой информации по этому вопросу. Между тем, следует уделять больше внимания необходимости и путям обеспечения соблюдения данного положения.
Согласно п.7 Замечания общего порядка № 20, особую защиту в связи с проведением таких опытов следует обеспечить для лиц, не способных давать предусмотренное законом согласие, в частности, лиц, которые подвергаются какой-либо форме содержания под стражей или лишения свободы. Эти лица не должны являться объектом медицинских или научных опытов, которые могут причинить вред их здоровью.
В этой связи представляется, что содержание данного пункта можно было бы расширить и предусмотреть в нем (помимо проведения научных и медицинских опытов) изъятие и трансплантацию органов человеческого тела.
Аналогичным образом можно было бы расширить толкования, данные Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам к Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) 1966 г?
Например, статья 12 МПЭСКП признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Пункт 2 призывает всех участников принять меры для обеспечения этого права, создавая условия, обеспечивающие всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
В Замечании общего порядка № 14 к статье 12, принято Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам4 даны подробные разъяснения - здо-
3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
4 Международные договоры по правам человека. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. Том I. - С. 106-129 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN. 1 .Rev9_ru.pdf
ровье является одним из основных прав человека, необходимом для реализации других прав человека. Каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья, обеспечивающий ему достойные условия жизни. Осуществление права на здоровье может обеспечиваться с помощью целого ряда взаимодополняющих подходов, таких, как определение политики в области здравоохранения, реализация программ по охране здоровья, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), или принятие конкретных правовых договоров. Кроме того, право на здоровье включает ряд компонентов, осуществление которых защищается законом. Во всем международном праве прав человека наиболее всеобъемлющая статья о праве на здоровье содержится в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 этого Пакта государства-участники признают «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья».
При подготовке проекта статьи 12 МПСЭКП Третий комитет Генеральной Ассамблеи отказался от определения здоровья, закрепленного в преамбуле Конституции ВОЗ, в которой под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако ссылка в пункте 1 статьи12 Пакта на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» не ограничивается правом на охрану здоровья и включает в себя целый ряд социально-экономических факторов, создающих условия, позволяющие людям жить здоровой жизнью, и охватывает основополагающие предпосылки здоровья.
В Замечании № 14 отмечается право на здоровье, которое включает как свободы, так и смежные права.
К свободам относятся право: на контроль за своим здоровьем и телом, включая половую и репродуктивную свободу, и право быть свободным от всякого вмешательства, право быть свободным от пыток и не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам.
С другой стороны, к производным правам относится право на систему здравоохранения, обеспечивающую людям равные возможности в стремлении к наивысшему достижимому уровню здоровья.
Сегодня все большее число факторов предопределяющих уровень здоровья: в более широком определении здоровья учитываются и такие социальные факторы, как насилие и вооруженные конфликты1.
Согласно толкованию Комитета, право на здоровье, определяемое в пункте 1 статьи 12, включает в себя не только право на своевременные услуги в области здравоохранения, но и на участие в принятии решений, связанных со здоровьем на государственном и международном уровне.
Доступность медицинской помощи означает, что учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых и социально отчужденных слоев населения, без дискриминации по какому-либо из запрещенных признаков (ст. 2 Пакта); затраты на медицинские услуги должны быть реальны для всех, в том числе и для социально отчужденных слоев населения; любое лицо имеет право на получение доступной информации, касающейся вопросов здоровья, и иметь возможность самостоятельно находить ее; все учреждения, товары и услуги здравоохранения должны соответствовать принципам медицинской этики и культурным критериям.
Медицинские учреждения, оказываемая медицинская услуга и препараты должны быть высококачественными. Более того, данную услугу может оказывать только высококвалифицированный медицинский персонал.
Рассмотрев Замечание общего порядка № 14 к статье 12 МПЭСКП 1966 г. в контексте тематики диссертационного исследования, можно сделать вывод, что актуальные проблемы, связанные с незаконным
1 Общая статья 3 Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 год); Дополнительный протокол I (1977 год), касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, пункт 2 а) ст. 75; Дополнительный протокол II (1977 год), касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, ст. 4 а).
изъятием органов и тканей человека, правомерность распределения органов для трансплантации согласно листа ожидания, коррупцией в медицинских учреждениях, которая лишает граждан на получение своевременной медицинской помощи из-за ее финансовой недоступности, могли бы найти свое отражение в данном Замечании.
Так, по нашему мнению, можно расширить толкование пункта 2 с) «Предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней» Замечания общего порядка № 14 к статье 12, дополнив и изложив его следующим образом: «Предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных, хронических заболеваний, в частности, нарушения функционирования органов (или тканей) и его необратимого состояния и иных болезней».
Дело в том, что при постановке диагноза, связанного с хроническим или профессиональным заболеванием, человек достаточно часто нуждается в трансплантации органа или тканей. По существу, право человека на наивысший достижимый уровень здоровья охватывает также и вопросы оказания трансплантологической помощи населению.
Поэтому, на наш взгляд, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам посредством принятия Замечаний общего порядка мог бы дать в контексте ст. 12 МПЭСКП 1966 г. толкование и тем самым расширить и усилить обязательства государств в области трансплантологии в целом, а также контроля и противодействия незаконному изъятию, обороту и трансплантации органов человеческого тела в частности.
Например: разъяснить о необходимости оказания такой медицинской услуги только при информированном и свободном согласии донора и реципиента; о доступности трансплантации для всех, особенно для наиболее уязвимых и социально отчужденных слоев населения; о недопустимости дискриминации при распределении органов согласно листа ожидания; об осуществлении трансплантации высококвалифицированными медицинскими работниками; о проведении дальнейшего лечения и реаби-
литации путем назначения качественных препаратов.
Более того, государства-участники МПЭСКП 1966 взяли бы на себя обязательства в обеспечении охраны прав человека, в оговоренной ст. 12, взяв под контроль трансплантацию в целом и противодействие незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела в частности. Учитывая универсальный характер МПЭСКП и широкое участие государств в данном международном договоре, можно было бы охватить широкий круг государств, что способствовало бы формированию последующей практики (через доклады и Заключительные замечания к ним) и постепенно подготовило бы их к принятию на себя договорных обязательств1.
В основу Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. также легли основополагающие нормы Всеобщей декларации прав человека. В соответствии со ст. 2 Конвенции, право каждого лица на жизнь охраняется законом, и никто не может быть умышленно лишен жизни, за исключением исполнения смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, предусматривающего подобное наказание. Статья 3 Конвенции запрещает пытки и бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание.
Американская система прав и свобод человека по своей широте и количеству соглашений о правах человека и институтов по их защите не уступает европейской системе. Эта система была сформирована на основе двух международно-правовых источников: Устава Организации Американских Государств (ОАГ) и Американской конвенции о правах человека33. Американ-
1 Галеева Г.Р. Международно-правовое сотрудничество в сфере предупреждения и пресечения незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.10 . - Казань, 2017. - С. 71.
2 Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echr.coe.int/ documents/convention_rus.pdf.
3 Васильев А.М., Васильева Н.А. Региональные институты защиты прав человека / А.М. Васильев, Н.А. Васильева // Юридические записки. - 2013. -№2. - С. 155-159.
ские государства, подтверждая свое намерение укрепить в данном полушарии, в рамках демократических институтов, систему личной свободы и социальной справедливости, основанных на уважении основных прав человека и признавая, что основные права человека нуждаются в международной защите, приняли Конвенцию, которая подкрепляет и дополняет защиту, предусмотренную внутренним правом американских государств1.
Принятие и вступление Конвенции в силу завершило 30-летний процесс формирования в рамках ОАГ региональной системы защиты прав человека. Завершение этого процесса означало переход от преимущественно нормотворческой деятельности этой организации к практической реализации правозащитных принципов и норм в сфере прав человека2.
В соответствии со ст. 1 Конвенции, государства — участники обязуются уважать права и свободы, признанные в ней, и обеспечивать для всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, свободное и полное осуществление этих прав и свобод без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического, сословного или какого-либо иного социального положения. В случае невозможности осуществлять в полном объеме свои права, в силу отсутствия таких положений во внутреннем законодательстве страны государства-участники должны принять конституционные процедуры и иные законодательные меры для импле-ментации норм, предусмотренных в Конвенции (ст. 2). Из ст. 4 Конвенции следует, что каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право охраняется законом с момента зачатия, и никто не может быть произвольно лишен жизни. Статья 5 Конвенции провозглашает о праве каждого человека на уважение его физической, духовной и мо-
1 Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. [Текст] // Сост. Л.Н. Шестакова - М.: Изд-во МГУ, 1990. -С. 143-166.
2 Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. - М.: РУДН, 2012. - С. 279.
ральной неприкосновенности.
В июне 1981 г. в Найроби была принята Африканская хартия прав человека и народов, которая заложила фундамент создания региональной африканской системы защиты прав человека. Среди известных региональных систем защиты прав человека африканская система является, с одной стороны, самой молодой (европейская начала развиваться в 1950 г., а межамериканская - в 1969 г.), но, с другой стороны, самой представительной по количеству государств-участников - 54 государства (в европейскую входит 47, а в межамериканскую - 25)3.
Согласно ст. 2 Хартии, каждый человек имеет право пользоваться правами и свободами, без какого бы то ни было различия в отношении расы, этнической принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Статья 3 Хартии отмечает, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту. В ст. 4 указывается на неприкосновенность человеческой личности, право на уважение жизни и личной неприкосновенности, и никто не может быть произвольно лишен этого права. В соответствии со ст.16, каждый человек имеет право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья и государства-участники должны принять все необходимые меры для защиты здоровья своих народов и своевременно предоставить медицинскую помощь в случае заболевания.
На полях Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых государств 29 октября 1994 года была принята Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств4.
Данная Хартия основывается на принципах Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и иных документов ООН.
3 Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Юбилей Африканской Хартии прав человека и народов / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 2(45). - С. 22-25.
4 Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/ 1155307/.
В качестве основополагающего принципа рассматривается равенство социальных прав граждан всех государств независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик.
В ст. 33 Хартии указывается на то, что государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений, обеспечивают потребности населения в медикаментах и
предметах ухода за больными всех категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
Международно-правовые акты в сфере защиты основных прав человека в основном касаются права на жизнь, на получение своевременной, высококвалифицированной, доступной медицинской помощи для всех, в том числе и наиболее уязвимых слоев населения, также недопустимость каких-либо дискриминирующих действий при обращении в медицинское учреждение за помощью. Нормы данных договоров нашли свое отражение и в международных актах и во внутреннем законодательстве стран-участников в сфере транс-плантологии1. Однако и здесь существует проблема не достаточной востребованности у государств в присоединении к ним.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
3. Международные договоры по правам человека. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. Том I. - С. 228-231 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.ohchr.org/english/ bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN.1 .Rev9_ru.pdf
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventi ons/pactecon.shtml
5. Международные договоры по правам человека. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. Том I. - С. 106-129 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN. 1 .Rev9_ru.pdf
6. Общая статья 3 Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 год); Дополнительный протокол I (1977 год), касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, пункт 2 а) ст. 75; Дополнительный протокол II (1977 год), касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, ст. 4 а).
7. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echr.coe.int/documents/ convention_rus.pdf.
8. Галеева, Г.Р. Международно-правовое сотрудничество в сфере предупреждения и пресечения незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.10. - Казань, 2017. - 205 с.
1 Галеева Г.Р. Международные соглашения в области противодействия государств незаконному изъятию и торговле органами человеческого тела // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в современном мире. - Караганды: РИО «Болашак-Баспа» 2017. - С. 82. - 1 том.
9. Васильев, А.М., Васильева, Н.А. Региональные институты защиты прав человека/ А.М. Васильев, Н.А. Васильева // Юридические записки. - 2013. - №2. - С. 155-159.
10. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов [Текст] // сост. Л.Н. Шестакова. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 143-166.
11.Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / отв. ред. А.Х. Абашидзе. -М.: РУДН, 2012. - С. 279.
12. Абашидзе, А.Х., Солнцев, А.М. Юбилей Африканской хартии прав человека и народов/ А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев // Евразийский юридический журнал. - 2012. -№ 2(45). - С. 22-25.
13. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/ 1155307/
14. Галеева, Г.Р. Международные соглашения в области противодействия государств незаконному изъятию и торговле органами человеческого тела // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в современном мире». - Караганды: РИО «Болашак-Баспа», 2017. - 259 с. - 1 том.