УДК 338.984
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ The history of development planning abroad
Л. В. Сабурова, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета
(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42) Рецензент: Е. М. Кот, кандидат экономических наук
Аннотация
В статье рассмотрены два основных этапа планирования: методом директивного планирования и методом индикативного. Выделены основные этапы директивного вида планирования, их характеристика и авторы, сделавшие вклад в историю. Описан переход к индикативному планированию. Рассмотрены три сложившиеся системы планирования и регулирования в мире, а именно американская, азиатская и европейская, в зависимости от типологии моделей государственного сектора. Сделан вывод о влиянии хода истории на развитие планирования. Описана роль государства в истории планирования.
Ключевые слова: директивное планирование, индикативное планирование.
Summary
The article considers two main planning phase: method directive planning and indicative method. In the article the basic stages of a kind of policy planning, their characteristics, and authors, who made contributions to history highlight. The transition to indicative planning describes. Three of the established system of planning and regulation in the world, namely American, Asian and European consider, depending on the typology of models of the public sector. The conclusion about the influence on the development of the course of the history of planning made. The role of the state in the history of planning describes.
Keywords: directive planning, indicative planning.
Развитие планирования за рубежом началось в последней четверти XIX в. и эволюционировало по тому же принципу, что и российское, т. е. смена экономических режимов и политических взглядов толкала ученых на исследование новых форм планирования.
Каждый этап развития был обусловлен соответствующей экономической обстановкой, планирование решало ряд проблем данного периода, однако при изменении ситуации планирование видоизменяли, что позволяло решить уже совсем другой спектр проблем (табл. 1). Гибкость планирования - это вопрос, решаемый всеми странами на протяжении истории. Каждому государству и отдельному хозяйствующему субъекту в нем важно не только выстроить планирование в соответствии со своими потребностями, но и сделать его легко управляемым, поддающимся быстрой корректировке, только тогда оно будет эффективным и качественным для страны и субъекта.
Таблица 1
Общее развитие истории планирования в мире
Период Цель периода Характеристика периода Авторы
Конец XIX в. -начало XX в. Выявление будущих тенденций производства основных продуктов на основе статистических данных Для решения задач использовалось планирование на перспективу (прогнозирование) с использованием методов: - экспертных оценок - прогноз, основывающийся на мнении специалиста, профессиональном, научном и практическом опыте; - простой экстраполяции - перенесение тенденций развития процессов и явлений в будущее. Выявление экономических индикаторов, отражающих состояние национальной экономики на определенный период Дж. Брукмайер
1929-1959 гг. Необходимость найти выход из сложившегося экономического кризиса 1929-1933 г., а также послевоенного состояния 19411945 гг. Возникновение планирования на макроуровне. Составление национальных бюджетов, охватывающих финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику. Развитие прогнозирования на основе модели «затраты-выпуск», системного анализа, линейного программирования и экспертных оценок. Рост государственного сектора и национализация ряда отраслей привели к усилению контроля со стороны государства и развитию директивного планирования К. Ландауэр, В. С. Войтинский, Ф. Тарнов, Ф. Бааде
1950-1970-е гг. Сформировалась необходимость макроэкономического планирования, обусловленная экономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды Отход от составления национальных планов в форме бюджетов, в связи с чем усложнилась система административного аппарата, используемого для разработки планов, а также расширилась сфера планирования. Создание плановых органов: Генеральный комиссариат по планированию (Франция); Экономический консультативный совет; Управление экономического планирования (Япония); Центральное плановое бюро (Нидерланды) и т. д. Создание макроэкономических моделей, используемых для прогнозирования развития экономик ряда стран, регионов и всего мира в целом
Послевоенные годы были самыми тяжелыми для многих стран, и мировое сообщество нашло выход во введении директивного планирования, однако миновав экономический кризис, данный метод стал терять свою эффективность, в результате чего на смену ему пришел индикативный подход, главное отличие которого - это необязательность составления плана.
Индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики начало интенсивно развиваться в 50-е гг. XX в. Наиболее развитая система индикативного планирования сложилась во Франции, Италии, Японии, Нидерландах, Мексике, Индии. Более поздние попытки его внедрения были осуществлены в Южной Корее, Малайзии, Тайване и других странах.
Каждая страна с учетом специфики развития своей национальной экономики использует разные подходы к планированию, поэтому достаточно сложно проследить эволюцию этапов планирования в общем контексте, однако целесообразно рассмотреть три сложившиеся системы планирования и регулирования в мире, а именно - американскую, азиатскую и европейскую, в зависимости от типологии моделей государственного сектора, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Модели экономического планирования
Модель планирования Основные страны представители Особенности развития стран
Американская: характерен недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях, обороне и социальной инфраструктуре на базе системы «прижимистого» финансирования США В США наиболее развито прогнозирование, функционирующее как отрасль коммерческой деятельности. В основном применяется стратегическое планирование, суть которого отражается в выборе приоритетов развития национальной экономики, где ведущая роль в реализации отдана государству. Стратегическое планирование охватывает все уровни экономического хозяйствования - федеральный, уровень штатов и организаций
Канада В Канаде, так же как и в США, распространено стратегическое планирование, возникшее в недрах частного сектора. Однако сейчас стратегическое планирование активно и успешно применяется и организациями общественного сектора, и некоммерческими организациями
Азиатская: характерно сращивание государства и частного бизнеса и перерастание возникшего симбиоза в частно-государственный сектор, который формально остается частным, но по факту может быть отнесен к государственному Япония Характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач
Южная Корея Государственное планирование началось с плана «Натана», разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга. Любые хозяйственные решения в стране подчиняются общей цели
Модель планирования Основные страны представители Особенности развития стран
Европейская: характерен, как правило, относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор, имеющий довольно разнообразную отраслевую структуру Франция Ключевым отличием французской модели от североамериканской является изначально масштабный государственный сектор. В конце 60-х гг. был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х гг. во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию. Управление госпредприятиями осуществляется на принципах контрактации. Предприятие перед заключением контракта обязано представить свой план развития. Плановый контракт, заключенный государством со своими предприятиями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаимодействия с рыночным сектором экономики
Швеция В Швеции для разработки программ экономического развития создан экономический отдел при министерстве финансов. В региональных образованиях Швеции (ленах) функционируют плановые комиссии. Для подготовки плановых ориентиров создаются специальные комиссии как по вертикали - отраслям, так и по горизонтали - региональной политике, рабочей силе, производительности труда
Как видно из истории, несмотря на переход к индикативному планированию, влияние государства на ведение планирования в основном оставалось весомым. Необходимо отметить тот факт, что на развитие системы планирования в большей степени повлияла Вторая мировая война, привнесшая упадок в экономику многих государств. Именно с этого момента планирование обрело новую роль, оно стало выполнять не только направляющие, информативные функции, но и восстановительные. Отношение к планированию также поменялось, если ранее оно служило просто подспорьем в решении экономических вопросов и не решало глобальных проблем, то уже в 50-е гг. XX в. стало главным ориентиром в экономике стран, что, как мы видим из истории, дало свои плоды.
Библиографический список
1. Журавлева Г. П. Быть или не быть индикативному планированию в России? // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2. С. 7-19.
2. Кот Е. М., Пильникова И. Ф. История развития и эволюция изучения издержек: обзор научных публикаций // Аграрное образование и наука. 2014. № 1.
3. Кот Е. М., Пильникова И. Ф. Теоретические и исторические аспекты бухгалтерского учета затрат, расходов и издержек на производство продукции // Аграрный вестник Урала. 2014. № 12. С. 78-83.
4. Секачева В. М., Скарюпина М. Б. К вопросу о реализации программно-целевого планирования в советский период российской истории и в настоящее время // Финансовая наука на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны и в мирное время : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, состоявшейся в рамках Всерос. фестиваля науки. 2015. С. 46-50.
5. Степочкина Е. А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка : учеб. пособие. М., 2014.
6. Тимошенко А. И. План или стихия рынка? Из истории государственного планирования // ЭКО. 2007. № 1. С. 125-140.
7. Ушакова О. А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 6. С. 239-243.
8. Хастаева А. Ш. История развития системы стратегического планирования социально-экономического развития в РФ Актуальные проблемы современной экономики : сб. науч. тр. Казань, 2016. С. 356-359.
9. Шарипов Т. Ф. История макроэкономического планирования и прогнозирования национальной экономики : учеб.-метод. пособие для студентов. Оренбург, 2012.
10. Мотревич В. П. Экономическая история России. Екатеринбург, 2004.