Научная статья на тему 'Implementation of State policy through indicative planning'

Implementation of State policy through indicative planning Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIRECTIVE PLANNING / INDICATIVE PLANNING / PUBLIC ADMINISTRATION / THE FUNCTION OF INDICATIVE PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непочатых Ольга Юрьевна

The article discusses some approaches to the determination of indicative planning and its role in socio-economic development of the state. The main function of indicative planning and implementation tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Непочатых Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Implementation of State policy through indicative planning»

Непочатых О.Ю.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые подходы к определению индикативного планирования и его роли в социально-экономическом развитии государства. Охарактеризованы основные функции индикативного планирования и инструменты его реализации.

Ключевые слова. Директивное планирование, индикативное планирование, государственное управление, функции индикативного планирования.

Nepochatykh O.Yu.

IMPLEMENTATION OF STATE POLICY THROUGH INDICATIVE PLANNING

Abstract. The article discusses some approaches îo the détermination of indicative planning and its rôle in socio-economic development of the state. The main function of indicative planning and implementât ion tools.

Keywords. Directive planning, indicative planning, public administration, the function of indicative planning.

Государственное управление всегда было и остается неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Степень вмешательства государства в экономику различается по странам и зависит от многих факторов. Ряд исследователей являются приверженцами директивных методов управления экономикой, о чем подробно написано в трудах [2. 5, 7] Вопрос об эффективности применения директивного планирования в период первых пятилеток до сих пор остается дискуссионным. По данным статистики. ВНП вырос за период 1928-1932 гг. в L86 раза, за 1932-1937 гг. - в 2.12 раза [2]. Некоторые исследователи утверждают, что сбалансированность первых пятилетних планов была достаточно высока, благодаря применению процедуры итераций [4]. Другие, напротив, отмечают, что при планировании основные ресурсы выделялись для развития важнейших отраслей тяжелой промышленности. в ущерб прочим отраслям [3].

В условиях открытой экономики и большой степени взаимозависимости экономик различных стран применение инструментов директивного управления малоэффективно. В связи с этим появились исследования, направленные на поиск новых инструментов и методов регулирования экономического развития [2, 4, 5]. Анализ этих и других публикаций позволяет говорить о том. что всё большее внимание уделяется инструментам индикативного планирования, основной задачей которых является формирование направлений развития и стимулирование хозяйствующих субъектов на интенсификацию деятельности в этих направлениях.

Особую значимость в современных рыночных условиях принимает ориентирование государством предприятий на достижение приоритетных стратегических целей в области ресурсосбережения. развития новых производств, повышеши конкурентоспособности страны в сфере высоких технологий. Использование инструментов индикативного планирования в этих и других областях

ГРНТИ 06.52.17 © Непочатых О.Ю.. 2017

Ольга Юрьевна Непочатых - преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западно-го государственного университета (г. Курск).

Контактные данные для связи с автором: 305040. г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 (Russia, Kursk. sir. 50 years of October, 94). Тел.; 8 (4712) 22 26 46. E-maill: Iiolgal306@ya.ru.

Теория и практика сервиса: экономика. социальная сфера, технологии. 2017. № 2 (32).

35

позволит создать систему прогнозов, воздействий и стимулов, а также согласовать интересы различных социально-экономических групп. Таким образом, исследование индикативного планирования как одного из методов государственного регулирования социально-экономических преобразований представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

В зарубежных странах (в частности, во Франции. Японии и др.) инструменты индикативного планирования успешно применяются с середины прошлого века. Сложившаяся социально-экономическая ситуация внутри страны, уровень и особенности развития экономики во многом определяют спектр задач и выбор инструментов индикативного планирования. Так. во Франции индикативное планирование опирается на высокую долю государственной собственности, в Японии важным участником реализации индикативных планов является центральный банк страны. В рамках немецкого подхода индикативное планирование основано на «контурном плане», инструментом которого выступает государственный бюджет, отражающий план доходов и расходов на среднесрочную перспективу, также используются методы денежно-кредитной политики.

Методика реализации индикативного планирования в зарубежных странах изменялась с течением времени и переходила из конъюнктурной формы сначала в структурную, а затем и в стратегическую. Подобные переходы заняли десятилетия, так как каждая последующая форма требует определенного уровня взаимодействия институтов регулирования экономики. Индикативное планирование предполагает создание системы согласованных по пространственному признаку и взаимосвязанных по целям планов на уровне страны, регионов, муниципальных образований. Только в этом случае возможно достижение поставленных целей. Поэтому внедрение инструментов индикативного планирования в России должно происходить с учетом особенностей социально-экономического развития страны, структурных диспропорций в экономике и социальных противоречий.

Отдельные элементы индикативного планирования уже реализуются в России. Например, апробация методики индикативного планирования в Республике Татарстан была успешной и способствовала решению социально-экономических и структурных проблем. Д.ля улучшения благосостояния региона и реализации управленческих решений требуется осознанное преобразование существующих внешних и внутренних факторов в структурированный набор четко сформулированных задач и решений. Планирование представляет собой выбор целей социально-экономической системы и её структурных единиц, а также определяет методы для достижения этих целей.

Планирование - это заранее принятые решения о способах совершения каких-либо действий. Поэтому цель всякого основного плана и всех производных планов состоит в том. чтобы облегчить достижение целей и задач социально-экономической системы. Но создание плана - это только начало. Одних планов недостаточно, нужна эффективная их реализация. Планирование должно стремиться создать скоординированную систему реальных действий, сфокусированных на желаемых результатах, намеченных целях. Планирование регионального развития является, главным образом, индикативным. Методологические основы индикативного планирования в той или иной степени раскрыты в отечественной экономической литературе, в частности [5. б, 7 и др.].

Индикативное планирование доказало свою высокую результативность в качестве значимого средства государственного регулирования рыночной экономики, а также решения первостепенных задач восстановления народного хозяйства и проведения эффективной долгосрочной политики. Создание системы индикативного планирования, опирающейся на обоснованные целевые прогнозы развития экономики, структурированные по времени индикативные планы и программы позволит решить ряд перспективных задач. Среди них можно назвать следующие: выработка системы стратегических приоритетов средне- и долгосрочного развития национальной экономики, согласование задач социально-экономического прогресса, осуществление адекватных целям развития мер государственной экономической политики.

Индикативное планирование предполагает использование системы индикаторов (интегральных показателей), которые определяют допустимые границы (минимальные и максимальные значения) изменения целевого показателя. Определение приоритетных направлений, выбор индикаторов и установление пороговых интервалов яв.ляется первым этапом индикативного планирования. Индикативное планирование - «это средство реализации социально-экономической политики государства. основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики» [5]. Ю.В. Вертакова определяют индикативное планирование «как механизм координации интересов и

деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание. прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана» [4]. В целом, можно согласиться с таким определением, однако, следует отметить, что. по нашему мнению, индикативное планирование - это. в первую очередь, не механизм, а инструмент управления, координации и регулирования, составной элемент организационно-экономического механизма.

Акцентируя внимание на индикативном планировании, следует иметь в виду, что несколько иными должны быть процедуры планирования для предприятий государственного сектора, по отношению к которым государство выполняет функцию собственника и отвечает за их развитие. В зависимости от формы собственности по отношению к ним должны использоваться технологии планирования разной степени жесткости. Так. по отношению к казенным предприятиям, по обязательствам которых государство несет полную ответственность, необходимо применять процедуры директивного управления в соответствии с установленными государством целями их развития. А по отношению к предприятиям, по обязательствам которых государство несет ограниченную ответственность. процедуры планирования должны быть менее жесткими и охватывать главным образом принятие стратегических решений в управлении активами и инвестиционной политикой [1. с. 19].

Резюмируя все вышеизложенное, индикативное планирование можно определить как инструмент реализации государственной экономической политики, направленный на координацию интересов и деятельности стейкхолдеров региона и органов публичного управления. Теоретическое исследование существующих подходов к определению стадий индикативного планирования позволило определить функции и инструменты реализации индикативного планирования. Рисунок показывает алгоритм функционирования действующих сил: экспертное сообщество, структуры государственного и регионального управления, бизнес-сообщество, система индикативного планирования. Позитивный аспект индикативного планирования состоит в том. что оно может привести к продуктивному взаимодействию, это является, по нашему убеждению, важным аргументом в пользу развития данной системы в России.

Стратегия индикативного планирования государственной экономической политики в системном кластерном развитии регионов должна быть направлена на пропорциональное сглаживание территориально-пространственных различий при условии следования единому подчинению правилам вне зависимости от отраслевого и локального баланса. Реализация индикативного планирования гарантирует успешный выход на новый уровень отечественных предприятий, оптимизацию производительных сил, позволит стандартизировать степень переработки добываемого сырья, развить импортозамещение и будет способствовать росту локализации, пространственной концентрации сборочных производств, а также будет являться стимулом для неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Индикативное планирование предполагает ускоренную положительную тенденцию развития крупных промышленных предприятий, увеличение числа инвестиционно-активных предприятий (в первую очередь малых и средних) в традиционных секторах промышленности, создание условий для поддержки кластерных инициатив, реализации механизмов государственно-частного партнерства. Индикативное планирование гарантирует обеспечение контроля принятых правил, регламентов и т.п., позволяющих инициировать решение сложных, но важных задач с точки зрения терри-ториально-пространственного развития страны.

Предполагается, что органы исполншельной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления проявят максимальную инициативу в формировании институтов развития и популяризации идеи индикативного планирования. Кроме того, финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Теория и практика сервиса: экономика. социальная сфера, технологии. 2017. № 2 (32). 37

Составлено автором,

Рис. Стадии индикативного планирования развития региона

Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусоеа Л.С., Бабич Т.Н., Мигунова Е.А. Компаративный анализ инструментария планирования на предприятии в процессе его эволюционного развития в России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 17-26.

2. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Некипелова A.C. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 15-19.

3. Вертакова Ю.В.. Истомин A.B. Индикативный подход к прогнозированию развития многоотраслевого комплекса региона / Рос. акад. наук. Колье, науч. центр. Ин-т экон. пробл. Апатиты. 2005.

4. Вертакова Ю.В. Индикативное управление устойчивым развитием регионального хозяйственного комплекса: дисс. ... д-ра экон. наук. Курск. 2005.

5. Вертакова Ю.В., Кчевцова М.Г., Харченко Е.В. Исследование пространственных различий территориальных образований региона (на материалах Курской области) Н Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 26-34.

6. Кузьбожев Э.Н., Бабич Т.Н., Некрасова A.C. Интеграция государственной экономической политики и стратегического плана развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 24. С. 15-20.

7. Положенцева Ю. С., Вертакова Ю.В. Исследование инвестиционной привлекательности региона с целью повышения региональной конкурентоспособности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. Т. 24. № 19-1. С. 55-60.

8. Тхорикое S.A. Региональный опыт развития социальной сферы на основе федерального индикативного танирования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-1 (42-1). С. 117-119.

9. Вертакова Ю.В., Борисова MC., Борисов А.М. Оценка эффективности публичного управления в России на региональном уровне: проблема выбора индикаторов развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 27-38.

10. Вертакова Ю.В., Сгшоненко Е.С.. Проблемы становления и развития методологии индикативного управления: монография / Курский гос. технический ун-т. Курск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.