/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРИНЦИПОВ ИНДИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ СТИМУЛИРОВАНИИ ПРОПУЛЬСИВНЫХ
ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНА
Аннотация. Данная статья рассматривает основные принципы индикативного воздействия на региональную экономику с учетом концепции поляризованного развития. В исследовании доказано, что для эффективного управления пропульсивными отраслями региона необходима гибкая система индикаторов, одновременно определяющая цели деятельности, границы самостоятельности, условия получения ресурсной поддержки и позволяющая проводить мониторинг текущего функционирования и прогнозирование перспектив развития, как в отраслевом, так и на региональном, национальном уровнях. Также приведены основные направления повышения конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Ключевые слова. Принципы индикативного управления, пропульсивные отрасли, виды экономической деятельности, «полюс роста», теснота связи.
Klevtcova M.G., Polozhentceva Yu.S.
FORMATION OF SYSTEM PRINCIPLES OF INDICATIVE IMPACT IN PROMOTING THE PROPULSIVE SECTORS OF THE REGION
Abstract. This article examines the main principles of the indicative impact on the regional economy, taking into account the concept ofpolarized development. The research proves that for the effective management of the propulsive industries in the region, a flexible system of indicators is needed that simultaneously defines the objectives of the activity, the boundaries of independence, the conditions for obtaining resource support, and allows monitoring of current functioning and forecasting development prospects, both at the sectoral and regional, national levels . The main directions of increasing the competitiveness and growth rates of the leading sectors of the economy are also given.
Keywords. Principles of indicative management, propulsive branches, types of economic activity, "pole of growth", tightness of communication.
В России государственная политика реализуется через перераспределительную модель, главный смысл которой - в концентрации государством финансовых ресурсов на федеральном уровне для перераспределения их в более слабые регионы с целью сглаживания межрегиональной дифференциации. При таком подходе приоритетной задачей является определение территорий-реципиентов
ГРНТИ 06.61.01
© Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., 2017
Мария Геннадьевна Клевцова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Юлия Сергеевна Положенцева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Контактные данные для связи с авторами (Клевцова М.Г.): 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 (Russia, Kursk, 50 years of October str., 94). Тел.: 8 (4712) 22-26-46. E-mail: klevtsovam@mail.ru.
и территорий-доноров, а также полюсов роста и пропульсивных отраслей региона. В условиях экономических реформ развиваются процессы, свидетельствующие об уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми секторами экономики. Однако роль государства как основного субъекта управления сохраняется и в условиях разгосударствления, развития частной собственности и местного самоуправления, при этом все большее значение приобретают индикативные принципы управления.
Обладая значительными материальными и финансовыми ресурсами, государство как субъект управления формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие. В частности, об этом свидетельствует использование теории поляризованного развития, основная идея которой заключаются в предоставлении ведущей роли отраслевой структуре экономики. Сущность концепции полюсов роста состоит в том, что подобно тому, как в организме человека существуют болевые точки, отвечающие за состояние здоровья, так и в экономике есть элементы (отдельные виды производств, отрасли, регионы, предприятия), при правильном воздействии на которые можно повлиять на развитие других элементов.
Государственное индикативное регулирование рыночной экономики осуществляется преимущественно на нормативных началах. При этом, наряду с общесистемными нормативами, существуют и нормативы для отдельных видов и сфер деятельности. Нами структурированы и определены основные принципы нормативного регулирования и формирования системы принципов индикативного воздействия с учетом концепции поляризованного развития:
1) принцип децентрализации. Выбор конкретных объемов затрат ресурсов и выпуска продукции регионы осуществляют самостоятельно, руководствуясь лишь показателями экономической эффективности и экономического эффекта. С точки зрении концепции полюсов роста, поляризующий эффект - это результат концентрированного экономического роста. Поляризующий эффект обусловлен наличием у полюсов роста разветвлённых прямых и обратных связей. При этом генераторами процесса являются точки внедрения НТП, где проявляется диффузия нововведений.
На современном этапе развития экономики актуализируется изучение региональных особенностей выявления пропульсивных отраслей и полюсов роста территорий для формирования стратегических направлений развития субъектов РФ на основе принципов индикативного воздействия. Говоря о децентрализации, можно сделать упор на экономических зонах, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, которые становятся полюсами (центрами, точками, ядрами, коридорами, зонами, областями) притяжения факторов производства, так как обеспечивают наиболее эффективное их использование. В странах с развивающейся экономикой часто используется практика по созданию «полюсов роста», «центров роста», «точек роста», «коридоров роста» в области региональной политики.
Мероприятия по внедрению «полюсов роста», «точек роста», «коридоров роста» направлены на выявление в проблемном регионе потенциальных полюсов роста. Именно в эти территориально -пространственные образования следует направлять инвестиции вместо простого распределения, «распыления» финансовых ресурсов. «Полюс роста», при полном оснащении инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, превращается в «центр развития». Существует два основных типа таких «центров развития». Первый включает в себя центры, которые призваны активизировать миграцию и капиталовложения от основного (или единственного) промышленного узла. Второй тип включает в себя большое количество мелких центров, которые создаются в сельских отсталых районах с целью их дальнейшей индустриализации и ускорения экономического развития.
Исходя из концепции полюсов роста, импульсы, формирующие производственно-территориальную структуру, исходят от полюсов развития, представляющих собой центры концентрации производства. Центры и ареалы экономического пространства, в которых размещаются предприятия лидирующих отраслей, являются полюсами притяжения факторов производства, так как обеспечивают их эффективное использование. Это повышает концентрацию предприятий и способствует формированию полюсов экономического роста (рис. 1);
2) принцип равновесности. Исходя из этого принципа, следует выявлять некие равновесные значения экономических нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» правительства. В данном случае можно говорить только о некоторых рациональных преде-
лах, в которых нормативы должны находиться. Государство должно устанавливать нормативы не произвольно, а таким образом, чтобы добиться наилучшего для себя результата с учетом реакции на свои действия других игроков, т.е. можно говорить о равновесии по Нэшу, когда ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке.
Создание условий для активизации деятельности «полюсов роста»
Механизм индикативного государственного воздействия и активации "полюсов роста"
Создание и деятельность «полюсов роста» различного типа
Рис. 1. Реализация принципа децентрализации при формировании «полюсов роста» региона
Для повышения эффективности индикативного управления и соблюдения принципа равновесия можно предложить мероприятия, которые представляют собой программу действий по решению выявленных проблем. Таким образом, для повышения эффективности реализации мероприятий при индикативном управлении необходимо достижение поставленных целей и задач, эффективное использование необходимых ресурсов, проведение рационального планирования и распределения. При разработке региональных программ необходимо ориентироваться, прежде всего, на приоритеты государственных программ, а с другой стороны - на приоритеты регионального субъекта;
3) принцип системности. Главной при индикативном управлении и установлении различных нормативов для различных экономических субъектов является проблема согласования интересов. В современной российской экономике наблюдаются кризисные явления в различных сферах деятельности регионов. Эффективное регулирование социально-экономического развития региона может производиться посредством реализации индикативных воздействий при формировании полюсов и управления этим процессом на основе принципа системности (рис. 2).
Особенности процесса регионального ядрообразования зависят от специфических условий конкретного региона, сложившейся отраслевой и территориальной структуры его хозяйственного комплекса, уровня развития как в целом самого региона, так и отдельных элементов и сфер его деятельности. Отдельные этапы данного процесса представлены в работе [3], он представляет собой многоэтапный итерационный процесс с пошаговым проведением полифакторного анализа. Апробация предложенного в исследовании подхода проведена с использованием статистических данных социально-экономического развития регионов ЦФО;
4) принцип обусловленности. Нормативы при индикативном управлении можно разделить на безусловные, т.е. применимые для большинства субъектов и отвечающие существующему законодательству, второй тип - обусловленные выполнением регионом, отраслью или другим субъектом ряда критериальных требований.
Нами в качестве критериальных требований при формировании пропульсивных отраслей и экономического ядра выделен ряд показателей (валовой выпуск продукции, динамика, численность занятых, частные показатели эластичности, коэффициент специализации, «норма замены» трудовых ресурсов основными производственными фондами) и на их основе сформированы территории (кластеры) различных типов: пропульсивные - выделены по признакам лидерства и пропульсивно-сти; догоняющие - выделены по минимальному количеству показателей; нейтральные (с позиций лидерства) - выделены только по признакам лидерства. В качестве нейтральных кластеров предлагается выделять кластеры не обладающие признаками пропульсивности, но стабильно развивающиеся и являющиеся лидерами в регионе;
Рис. 2. Реализация принципа системности индикативного воздействия: этапы индикативного управления региональным развитием с учетом концепции поляризованного развития
5) принцип синергетического воздействия. Одним из основных параметров полюса роста является теснота связи составляющих его элементов и возникновение «синергетического эффекта». Этот вопрос можно представить в различных аспектах: территориальный (связь между основными элементами полюса роста; связь между основным элементом полюса роста и элементами-«реци-пиентами») и отраслевой (связь между отраслями-базами полюса роста (пропульсивными)). В данной статье более подробно рассмотрен отраслевой аспект, а именно исследована теснота связи между направлениями деятельности в регионе, в том числе между пропульсивными.
В качестве итогового результата по каждому региону ЦФО выделены направления экономической деятельности, которые потенциально могут являться пропульсивными. В качестве примера в табл. 1 показан фрагмент исследования по одному из регионов - Курской области. По данным таблицы 1 к видам экономической деятельности, которые потенциально формируют региональные кластеры, можно отнести производство и распределение электроэнергии, газа, воды; добывающую промышленность; торговлю и сельское хозяйство. Каждая из этих отраслей является лидирующей и обладает способностью создавать импульс для развития экономики в целом.
Таблица 1
Характеристика видов экономической деятельности по региону: Курская область_
Показатель Валовой Ди- Числен Коэффици- Оценка Нор- Количество
выпуск на- лен- ент специа- регрес- ма положитель-
продукции мика ность лизации сионной заме- ных решений
Отрасль ШШ модели ны
Производство и рас- + + + + + + 6
пределение электро-
энергии, газа, воды
Добывающая про- + + + 3
мышленность
Торговля + + + + 3
Обрабатывающие + 1
производства
Строительство + + 2
Сельское хозяйство + + + + 4
На основе проведенных вычислений определена теснота взаимосвязей в «отраслевой» структуре полюсов роста региона по коэффициенту Фехнера. Его применение основано на предположении, что отклонения эмпирических значений признака (х) от его средней величины носят случайный характер и должны случайным образом сочетаться с отклонениями эмпирических значений признака (у) от его среднего уровня. Аналогичные поэтапные аналитические итерации проведены для всех взаимосвязей. В результате построена итоговая матрица оценки взаимодействий (табл. 2).
При этом тесноту связи определили, исходя из соотношения:
К - А ~ В
Кф - ~А + В'
где А - число совпадений знаков отклонений; В - число несовпадений знаков отклонений.
Теснота связи между видами экономической деятельности в регионе
Таблица 2
Отрасли Значение коэффициента Фехнера для отраслей промышленности
Добыча Обрабаты- Производство и Сельское хо- Строи- Тор-
полезных вающие распределение зяйство, охо- тельство говля
ископае- производ- электроэнергии, та и лесное
мых ства газа и воды хозяйство
Добыча полезных - 1/5 (-3/5) 1/5 (-1/5) (-1/5)
ископаемых
Обрабатывающие 1/5 - (-3/5) 1 3/5 3/5
производства
Производство и (-3/5) (-3/5) - (-3/5) (-3/5) 3/5
распределение
электроэнергии, га-
за и воды
Сельское хозяйство, 1/5 1 (-3/5) - 1 (-3/5)
охота и лесное хо-
зяйство
Строительство 3/5 (-1/5) 1/5 (-3/5) - 1/5
Торговля (-1/5) 3/5 3/5 3/5 1/5 -
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что теснота связи между базовыми направлениями деятельности полюсов роста достаточно высокая: от средней до тесной. В результате анализа выделили отрасли, наиболее важные с точки зрения сохранения целостности полюсов роста и его единства: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. «Территориальное сцепление» элементов можно рассчитать на основе гравитационной модели. Подобное исследование представлено в работе [6].
Таблица 3
Оценка тесноты связи между видами экономической деятельности в регионе_
Отрасли Значение коэффициента Фехнера для отраслей промышленности
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Строительство Торговля
Добыча полезных ископаемых Слабая прямая Заметная обратная Слабая прямая Слабая обратная Слабая обратная
Обрабатывающие производства Слабая прямая Заметная обратная Очень высокая прямая Заметная прямая Заметная прямая
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Заметная обратная Заметная обратная Заметная обратная Заметная обратная Заметная прямая
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Слабая прямая Очень высокая прямая Заметная обратная Очень высокая прямая Заметная обратная
Строительство Слабая обратная Слабая прямая Слабая прямая Заметная обратная - Слабая прямая
Торговля Слабая обратная Заметная прямая Заметная прямая Заметная прямая Слабая прямая -
Применение принципов индикативного управления позволяет региональной системе перейти от «контрольной» основы мониторинга к «организационной», обеспечивающей принятие управленческих решений при стимулировании пропульсивных отраслей региона. Изменениям отраслевой структуры производства будет способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики. В целом проведенное исследование показало, что государственная политика должна быть ориентирована на освоение выделяемых ресурсов, при этом достижение значений целевых индикаторов являлось второстепенным, зачастую невозможным при существующем уровне организации процессов.
Применение принципов индикативного управления становится фактором эффективного управления пропульсивными отраслями региона: реинжиниринг бизнес-процессов - для создания более эффективной организационной структуры; управление процессами объединения - для соответствия требованиям региональной отраслевой системы, поддержки со стороны государства; проектное управление - для реализации организационных проектов развития отраслей и региона в целом.
Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования».
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертакова Ю.В., Борисова М.С., Борисов А.М. Оценка эффективности публичного управления в России на региональном уровне: проблема выбора индикаторов развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 27-38.
2. Вертакова Ю.В., Истомин А.В. Индикативный подход к прогнозированию развития многоотраслевого комплекса региона / Рос. акад. наук, Кольс. науч. центр, Ин-т экон. пробл.. Апатиты, 2005.
3. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г. Методология идентификации кластеров в экономическом пространстве территорий // Экономика и управление. 2016. № 12 (134). С. 31-39.
4. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Клевцов С.М., Фарафонова С.Г. Обоснование механизмов государственного экономического регулирования для обеспечения устойчивого развития промышленности регионов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 3 (29). С. 25-33.
5. Клевцов С.М. Диагностика устойчивости развития промышленного комплекса на основе динамической оценки временных рядов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 125-129.
6. Кузьбожев Э.Н., Световцева М.Г. Управление региональным ядрообразованием. Курск, 2004.
7. Павлов К.В. Старопромышленные регионы: социально-экономические и экологические особенности функционирования и развития. Ижевск, 2014.
8. Павлов К.В., Растворцева С.Н. Внешнеэкономический аспект управления региональной эффективностью экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 20. С. 12-19.
9. Положенцева Ю.С. Повышение конкурентоспособности региона на основе сглаживания пространственной дифференциации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. № 4 (33). С. 93109.
10. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. М., 2000.
11. Шамахов В.А., Плотников В.А. Стратегическое управление: глобальный подход // Управленческое консультирование. 2013. № 5 (53). С. 157-164.