Econímícs
УДК 332.1
РС! 10.21661/Г-117665 Е.В. Печкина, И.Ю. Загоруйко
Индикативное планирование в системе стратегического управления развитием территорий
Аннотация
В статье рассмотрено понятие индикативного планирования. Перечислены проблемы современной региональной политики. Отражено применение индикативного планирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона.
I Ключевые слова: индикаторы, регион, индикативное планирование, региональная политика, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие региона.
E.V. Pechkina, I.Y. Zagoruiko
Indicative planning in strategic management
of territorial development
Abstract
The article deals with the concept of indicative planning. Problems of contemporary regional policy are described. The paper explores the use of indicative planning in strategic management of socio-economic development of the region.
I Keywords: indicators, the region, indicative planning, regional policy, strategic planning, socio-economic development of the region.
Сложившиеся в экономике кризисные явления, нестабильность в геополитической и финансовой сфере, снижение макроэкономических показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития регионов обусловила необходимость корректировки целей и приоритетов региональной политики, разработки системы антикризисных мер, пересмотра прогнозных значений показателей. В процессе управления разработка стратегии социально-экономического развития региона является сложной задачей в силу многоаспектности, уровня и масштаба от народного хозяйства страны в целом до муниципальных образований и программ развития отдельных территорий и отраслей.
Планирование как экономическая категория и метод экономических исследований представляет собой процесс разработки и практического осуществления пла-
нов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения [1].
Территориальные образования представляют собой сложные целостные системы со своей структурой, функциями, большим количеством взаимосвязанных подсистем, географическими, социальными, этническими и природными особенностями. Это приводит к трудностям в сборе информационного материалов для целей планирования, когда некоторые источники не являются актуальными или противоречат друг другу, некоторые показатели не используются в расчетах, чем нарушаются одни из характеристик информации для принятия качественного управленческого решения. Не менее важным при планировании является субъективность, привлечения к разработке экспертов различной направленности, политиков, ученых, общественные организации и объединения, аналитиков консалтинговых компаний позволяет
Interactive science | 12 • 2017 217
Экономика
учесть мнение всех заинтересованных сторон, используя потенциал современных программных средств сформировать комплекс мероприятий, и подготовить методологическую основу для выполнения процедур планирования и управления региональным развитием [2].
Координации в средне- и долгосрочной перспективе федеральных инструментов, региональных промышленных и инфраструктурных проектов, планов крупных компаний способствует оптимальному достижению целей социально-экономического развития регионов. В этой ситуации предпочтительным является индикативное планирование, представляющее собой совокупность процессов формирования комплекса показателей (индикаторов), позволяющих охарактеризовать текущее состояние и уровень развития экономики страны, отражающие государственную социально-экономическую политику, а также разработку систему мер государственного влияния на процессы в экономической и социальной сфере для достижения установленного уровня индикаторов [3]. Состав индикаторов, их направленность совершенствуется в зависимости от целей стратегического планирования, направлений социального, экономического, экологического развития, конкретизации федеральных, региональных и отраслевых программ.
В этой ситуации для выбора пространства регионы прибегают к разработке совместно с федеральными органами власти и госкомпаниями целостных решений для комплексного развития конкретных территорий. Эти решения преобразуют систему стратегического планирования, увязывают региональные инициативы с федеральными задачами антикризисного управления реализацией региональных стратегий.
Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития включают:
- анализ ресурсного потенциала региона и оценка достигнутых показателей с учетом специфических особенностей социально-экономического развития региона;
- анализ планируемых темпов экономического роста хозяйствующих субъектов;
- разработку основных подходов и направлений развития региона, проработку альтернативных стратегий модернизации регионального хозяйства;
- мониторинг изменений факторов внешней и внутренней среды региона;
- выбор, обоснование и оценка перспективных направлений экономического роста и развития региона [4].
Систематизация и обобщение имеющихся прикладных исследований процессов управления, разработанных теоретико-методологических подходов позволяет выделить общие закономерности развития социально-экономических систем, в той или иной форме существующие в территориально-локальных образованиях различного типа. Изучение данных закономерностей позволит сформировать научно обоснованную региональную политику, учитывающую типологизацию регионов при проведении индикативного планирования и формирования адаптивного механизма стратегического управления регионами.
Развитие и приспособление концепции управления региональной экономкой, основанной на мониторинге сформированной совокупности индикаторов и методическом обеспечении их идентификации, способствует созданию системы эффективного контроллинга для обеспечения комплексного, синтетического подхода к функционированию региональной системы и формирования объективной информационной базы для разработки стратегических планов.
Эффективность функционирования региональных систем стратегического планирования в современных условиях развития экономики ставится в качестве первоочередных, определяя направления качественного и количественного развития территориальных экономических систем по пути инноваций, как единственно возможному в условиях возрастающей межрегиональной конкуренции и глобализации экономики.
Таким образом при возрастающей скорости происходящих в экономике и обществе перемен индикативное планирование как инструмент комплексного управления социально-экономическим развитием региона приобретает особую актуальность и значимость.
Литература
1. Индикативное планирование как инструмент развития региона / А.М. Могзоев, С.С. Пайзулаев // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: Материалы XII междунар. науч. конф. В 4 ч. - 2016. - С. 579-585.
2. Халтаева С.Р. Стратегическое индикативное планирование социально-экономического развития региона / С.Р. Халтаева // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - №18. - С. 34-37.
3. Московский Н.В. Сущностное содержание индикативного планирования: характерные и новые черты / Н.В. Московский // Агропродовольственная политика России. - 2016. - №7 (55). - С. 84-87.
4. Резвяков А.В. Стратегическое индикативное планирование в системе управления социально-экономическим развитием региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.В. Резвяков, Курский государственный технический университет. - Курск, 2010.
5. Методологические аспекты мониторинга как основы стратегического и территориального планирования региона / Н.В. Батуева, И.Ю. Загоруйко // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: Материалы Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. - 2014. - С. 39-43.
218 Интерактивная наука | 12 • 2017