Научная статья на тему 'История развития пенитенциарных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в России в XIX-XX вв'

История развития пенитенциарных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в России в XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PUNISHMENT / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ / МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ / DETENTION / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Андрей Иванович, Гриднев Максим Валерьевич

Статья посвящена историческому аспекту становления и функционирования учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в России в XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PENITENTIARIES, PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY, IN RUSSIA IN THE XIX-XX CENTURIES

The article is devoted to the historical aspect of the establishment and functioning of the institutions, providing isolation from the society in Russia in the XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «История развития пенитенциарных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в России в XIX-XX вв»

ства в лоно РПЦ в очередной раз поднимает вопрос о необходимости ведения конструктивного диалога со старообрядчеством, поиска совместных усилий в области создания общей идейной платформы в богословских и апологетических вопросах.

1 Катафатическое богословие - утвердительное богословие, метод Богопознания, исходящий из понимания Бога как существа имманентного тварному миру. Этот метод Богопознания путем утверждений выражает познаваемость Бога, поскольку недоступный и непознаваемый Бог сам стремится раскрыться тварному миру в своём Откровении (URL:http://azbyka.ru/dictionary/ 10/ ка1а£айсЬе8кое_Ь(^081оу1е-а11.8Ь1т1).

2 Апофатическое богословие - негативный путь познания Бога, в отличие от катафатизма и в дополнение к нему. Христианское апофатическое богословие имеет в святоотеческой мысли два течения.

3 Амфилохий, в миру Афанасий Семенович Журавлев (еп. Уральский и Оренбургский, священномученик, 1873-1937); Андриан, в миру Андрей Яковлевич Бердышев (еп. Семипалатинский и Миасский, 1871-1934); Афанасий, в миру Амвросий Феофанович Федотов (еп. Иркутско-Амурский, священномученик, 1877-1938); Викентий, в миру Василий Семенович Никитин (еп. Кавказский, местоблюститель архиепископского престола, священномученик, 1892-1938); Геннадий, в миру Георгий Иванович Лакомкин (еп. Донской, священномученик, 1866 или 1868-1932); Геронтий, в миру Григорий Иванович Лакомкин (еп. Петроградский и Тверской, 1872-1951); Иоаникий, в миру Иоанн Карпович Исаичев (еп. Саратовский и Астраханский, 1875-1935); Никифоров Петр Николаевич (1869-1938); Рафаил, в миру Роман Александрович Воропаев, 1872-1937); Сергий, в миру Семен Ермолаевич Кулагин (еп. Уральский и Оренбургский, 1872-1935); Тихон, в миру Трифон Григорьевич Сухов (еп. Томский и Алтайский, 1880-1937). К числу активных общественных деятелей старообрядческого движения следует причислить Михаила Ивановича Бриллиантова (1858-1941), Ивана Петровича Трегубова (1874-1938) (см. подроб.: URL: http//rpsc.ru/history/zhertvi-repressij).

4 Там же.

5 Христиане Русской православной старообрядческой церкви, репрессированные в 30-е гг. на территории Самарской губернии [Электронный ресурс] // http //samstar.ru.

6 Бриллиантов Виктор Михайлович, 1921 г. рождения, был призван на фронт Ленинским РВК Московской области в 1941 г. [Электронный ресурс] // http//rpsc.ru/history/zhertvi-repressij.

7 Катькова В. В. Судьбы старообрядчества в годы Великой Отечественной войны // Проблемы изучения военной истории: материалы II Всерос. конф. - Самара: ПГСГА, 2010. - С. 85.

8 Там же. - С. 84-85.

УДК 93/94

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА В РОССИИ В XIX-XX вв.

© 2014 А. И. Козлов, М. В. Гриднев

Аннотация. Статья посвящена историческому аспекту становления и функционирования учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в России в XIX-XX вв.

Ключевые слова: уголовное наказание, содержание под стражей, места заключения, реформирование.

HISTORY OF PENITENTIARIES, PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY, IN RUSSIA IN THE XIX-XX CENTURIES

© 2014 A. Kozlov, M. Gridnev

Summary. The article is devoted to the historical aspect of the establishment and ^ functioning of the institutions, providing isolation from the society in Russia in the XIX-XX centuries.

Keywords: criminal punishment, detention, detention, reform.

Построение системы органов, обеспечивающих изоляцию от общества, во все времена напрямую зависело от существующей системы уголовных наказаний и мер процессуального принуждения, а также сложившейся практики их применения.

К началу ХХ в. лишение человека свободы в качестве уголовного наказания заняло прочное место в российском законодательстве. Согласно ст. 2 Уголовного уложения 1903 г. «наказания, определяемые за преступные деяния, суть:

1) смертная казнь;

2) каторга;

3) ссылка на поселение;

4) заключение в исправительном доме;

5) заключение в крепости;

6) заключение в тюрьме;

7) арест;

8) денежная пеня»1.

Как видим, из восьми наименований пять (2, 4, 5, 6, 7) представляют собой различные варианты лишения свободы. Лишение свободы практически вытеснило из системы наказаний ссылку, которая занимала в ней главенствующее место вплоть до второй половины XIX в. «Она была наказанием весьма тяжким, когда ей предшествовали мучительные телесные наказания, утомительное следование в течение полутора-двух лет по этапу в кандалах, когда по прибытии к месту ссылки в связи с малой населенностью Сибири преступник должен был отыскивать пропитание почти в безлюдной местности. Но с отменой телесных наказаний, введением усовершенствованного способа перевозки арестантов по железным дорогам и на пароходах, с ростом населения Сибири, ссылка туда практически была сведена к простому переселению»2.

Дореволюционное российское законодательство, употребляя термин «содержание под стражею», не разделяло уголовное наказание и меру пресечения. Ст. 1 Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею в редакции 1890 г. (далее - Уставы о содержащихся под стражею) гласила:

«1. Содержание под стражею употребляется: 1) как мера пресечения лицам, обвиняемым в преступлениях и проступках, способов уклонения от следствия и суда; 2) как мера исправления и наказания; 3) как мера, применяемая к неисправным должникам, и 4) как мера, принимаемая относительно пересыльных арестантов».

Как следствие, исполнение всех вариантов содержания под стражей регламентировалось одними и теми же нормативными документами, основными из которых являлись уже упомянутый Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и подписанная 28 декабря 1915 г. Общая тюремная инструкция.

Присутствие в законе разных видов лишения свободы предполагало создание разных видов мест заключения. К состоящим в гражданском ведомстве местам содержания под стражей относились:

- помещения для подвергаемых аресту;

- исправительные приюты для несовершеннолетних;

- арестантские помещения при полиции;

- тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные замки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма);

- исправительные арестантские отделения;

- тюрьмы для содержания присужденных к каторжным работам преступников;

- пересыльные тюрьмы.

Заключение в крепости исполнялось соответствующими местами заключения, находившимися в подчинении военного ведомства. Помимо уже перечисленных в г. Санкт-Петербурге были открыты Дом содержания неисправных должников и Дом предварительного заключения3.

В 1900 г. в России действовало 895 тюрем:

- 718 тюрем общего устройства (губернские, областные, окружные, тюрьмы градоначальников, тюрьмы следственные, срочные, Санкт-Петербургский дом предварительного заключения, Московская исправительная тюрьма, полицейские арестантские помещения и военные гауптвахты);

- 132 тюрьмы Привисленского края;

- 31 исправительно-арестантское отделение;

- 6 каторжных тюрем;

- 8 пересыльных тюрем4.

Несмотря на то что в результате проведенной в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX в. реформы была создана столь разветвленная система тюремных учреждений, добиться раздельного содержания разных категорий арестантов Главному тюремному управлению не удавалось.

Реформы, планировавшиеся Временным правительством, сохраняли в неизменном виде систему мест заключения. Все усилия были направлены на разработку новой доктрины в сфере реализации карательной политики государства. Основными идеями явились: провозглашение перевоспитания человека в качестве главной задачи наказания, а также подбор и подготовка кадров, способных решать новые задачи5. В циркулярном письме Главного управления местами заключения № 34 от 27 апреля 1917 г. указывалось, что утвержденная 28 декабря 1915 г. министром юстиции Хвостовым Общая тюремная инструкция не может считаться «подлежащей безусловному применению». Но ею предлагалось руководствоваться вплоть до принятия нового документа.

Таким образом, ко времени Октябрьской революции в России сложилась тюремная система, не способная на практике реализовать принцип раздельного содержания разных категорий заключенных, но, по крайней мере, активно к этому стремившаяся. Об этом свидетельствует наличие мест лишения свободы, ориентированных на исполнение разных видов заключения под стражу, в частности, в качестве меры пресечения (Санкт-Петербургский дом предварительного заключения и Варшавская следственная тюрьма). Работы по хозяйственному обслуживанию тюремных учреждений осуществлялись полностью силами заключенных и оплачивались за счет заключенных.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть сразу взяла курс на разработку новой политики в сфере исполнения наказаний. В идеале для этого требовалась и новая система мест лишения свободы. Однако первое время большевики были вынуждены использовать тюремные учреждения, которые достались им в наследство от старого режима, причем в качестве полифункциональных6.

23 июля 1918 г. была подписана Временная инструкция НКЮ «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового». Из перечисленных в ней мест заключения помимо лагерей и арестных домов реально действовали лишь так называемые общие места заключения и тюремные больницы. В ряде мест создавались реформатории, но широкого распространения они не получили. Естественно, что в такой ситуации общие места заключения выполняли задачи как мест предварительного заключения, так и мест исполнения уголовного наказания и пересыльных пунктов, что было закреплено в Положении об общих местах заключения, принятом НКЮ РСФСР 15 ноября 1920 г.

Утвержденный 16 октября 1924 г. второй сессией ВЦИК XI созыва Исправительно-трудовой кодекс РСФСР по-прежнему не предусматривал выделения самостоятельных учреждений для исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. Эта мера процессуального принуждения исполнялась домами заключения наряду с содержанием в них приговоренных к лишению свободы, пока их приговор не вступил в законную силу, и исполнением уголовного наказания в отношении лишенных свободы на срок до шести месяцев (ст. 47 ИТК). Ненормальность такого положения осознавалась руководством исправительно-трудовой системы. Поэтому постановлением ВЦИК и СНК от 20 мая 1930 г. ст. 46 ИТК РСФСР была дополнена, и в систему мест заключения были включены учреждения для находящихся под следствием и пересыльных заключенных. На практике реализовать это так и не удалось ввиду хронического недофинансирования.

Ст. 28 ИТК 1933 г. предусматривала наличие в системе мест лишения свободы изоляторов для подследственных (с июня 1936 г. - тюрьмы для подследственных). Однако по-прежнему тюрьмы в основном выполняли задачи исполнения уголовного наказания, чисто следственных тюрем почти не выделялось.

В таком виде исполнение заключения под стражу как меры пресечения просуществовало до начала 60-х гг. Места предварительного заключения были окончательно отде-

лены от других видов мест лишения свободы приказом МООП РСФСР от 10 ноября 1963 г. «О реорганизации тюрем в следственные изоляторы МООП РСФСР и изоляции лиц, осужденных к тюремному заключению». Этим же приказом объявлялась Временная инструкция о порядке содержания заключенных в следственных изоляторах. Практически без изменений следственные изоляторы просуществовали до настоящего времени.

Новой властью труд заключенных также рассматривался как средство для покрытия расходов на содержание мест заключения, а в дальнейшем и для извлечения прибыли. Уже с 1922 г. в качестве стратегической была определена линия на самоокупаемость мест заключения. Нет нужды говорить, что в создавшейся обстановке любые виды работ по обслуживанию мест заключения выполнялись только самими заключенными. В штатном расписании данных учреждений в принципе не предусматривалось ни одной вольнонаемной должности для выполнения этих работ.

Самоокупаемость пенитенциарных учреждений была законодательно оформлена в исправительно-трудовых кодексах 1924 г. (ст. 9) и 1933 г. (ст. 137) г. В 30-50-х гг. XX в. принцип самоокупаемости был доведен почти до абсолюта: заключенные сами себя обслуживали (включая сюда и частичное управление местами лишения свободы), окупали свое содержание, конвоировали и охраняли. Хозяйственное обслуживание учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, по-прежнему осуществлялось силами содержавшихся в них заключенных. С введением в исправительно-трудовых учреждениях отрядной системы традиционно отряд № 1 составляли осужденные, выполнявшие данные работы.

После смерти И. В. Сталина и проведенной амнистии 1953 г. перед МВД СССР встала задача перестройки деятельности мест лишения свободы. Основные ее направления предопределили постановления ЦК КПСС от 12 марта 1954 г. «Об основных задачах Министерства внутренних дел СССР» и от 10 июля 1954 г. «О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР». Во исполнение этих постановлений Совет министров СССР утвердил 10 июля 1954 г. Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях, объявленное приказом МВД СССР от 17 июля 1954 г.

В соответствии с данным Положением система мест лишения свободы внешне сохранила тот же вид, что имела в предвоенные годы. Изменился лишь состав заключенных, направляемых в исправительно-трудовые колонии. Помимо лиц, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет, в них теперь направлялись все лица, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления, а также лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и переведенные из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания. Исправительно-трудовые колонии постепенно становятся основным видом учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Уже в октябре 1956 г. в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» была предусмотрена ликвидация исправительно-трудовых лагерей, как не способных обеспечить решение задач по исправлению и перевоспитанию заключенных.

Положение об ИТК и тюрьмах МВД СССР 1958 г. действовало недолго. Его содержание пришло в противоречие с принятыми практически одновременно с ним Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и, соответственно, УК РСФСР. После вступления в действие последнего, новым документом, регламентировавшим на территории Российской Федерации исполнение лишения свободы, стало Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МООП РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 г. В этом документе закреплена система учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, практически в ее современном виде. Положение предусматривало существование исправительно-трудовых колоний четырех видов режима, трудовых колоний для несовершеннолетних и тюрем. Начиная с 1963 г. эта система дополнилась колониями-поселениями8.

В конце 50-х - начале 60-х г. XX в. тюрьмы продолжали исполнять одновременно уголовное наказание и меру пресечения.

Места предварительного заключения были окончательно отделены от других видов мест лишения свободы приказом МООП РСФСР от 10 ноября 1963 г. «О реорганизации тюрем в следственные изоляторы МООП РСФСР и изоляции лиц, осужденных к тюремному заключению». Этим же приказом объявлялась Временная инструкция о порядке содержания заключенных в следственных изоляторах.

1 Чистяков О. А. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. - М.: Юридическая литература, 1994. - Т. 9. - С. 274.

2 Борисов А. В. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. - С. 117.

3 Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею // Свод законов Российской Империи. - СПб., 1914.

- Т. XIV. - С. 125.

4 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1961. - Т. 3.

- С. 380.

5 Чистяков О. А. Указ. соч. - С. 274.

6 Бодрова Н. А. К вопросу о создании новых видов мест лишения свободы в период Великой Отечественной войны // Великий подвиг народа. Исторические чтения, посвященные 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

- Екатеринбург, 1995. - С. 35.

7 Тараканов С. В. Видеть корни проблемы... // Преступление и наказание. - 1998. - № 9. - С. 23.

8 Стручков Н. А., Шмаров И. В., Михлин А. С. Необходима реформа исправительно-трудового законодательства // Социалистическая законность. - 1988. - № 7. - С. 45.

УДК 340

ФУНКЦИИ ПРАВА: К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ © 2014 М. В. Кузьмина

Аннотация. Статья посвящена механизму реализации функций права. Отмечена немаловажная роль форм реализации права, сформулировано определение механизма реализации функций права (система правовых средств).

Ключевые слова: реализация, функция права, механизм реализации, информационная форма реализации, ориентационная форма реализации, правовое регулирование.

FUNCTION OF THE IAW: THE QUESTION ABOUT IMPLEMENTATION

© 2014 M. Kuzmina

Summary. This article focuses on the mechanism of implementing the functions of law. The article stresses significant role of the forms of law implementation and formulates the definition of a mechanism for implementing the functions of law.

Keywords: implementation, function of law, mechanism of implementation, information form of implementation, orientation form of implementation, legal regulation.

Вопрос реализации функций права исследован в литературе достаточно мало: гораздо чаще пишут о реализации права, чем о реализации его функций. Несмотря на всю кажущуюся близость данных понятий, они, на наш взгляд, не являются тождественными.

В юридической литературе категория «реализация права» понимается по-разному. Так, В. В. Лазарев трактует реализацию права как деятельность, согласную с выраженной в законе волей, отмечая, что проблема реализации права может быть рассмотрена по двум направлениям: следование праву со стороны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений. При этом в качестве исходной формы реализации права государством ученый рассматривает за-конодательствование: «Принятие правовых законов... самое благородное дело законодателей. Тем самым они реализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.