Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ В РОССИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ В РОССИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ТВОРЧЕСТВО / ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабирова Лидия Леонидовна

В статье дается общий анализ истории развития культурных прав в России, исследуются нормативноправовые акты, регулирующие государственную культурную политику. Автором рассматриваются современные тенденции развития законодательства о культурных правах с учетом исторического опыта. В исследовании автором используются как общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, так и специальные методы сравнительно-правовой, историко-правовой, межотраслевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CULTURAL RIGHTS IN RUSSIA: GENERAL ANALYSIS

The article analyzes the history of the development of cultural rights in Russia, examines the legal acts regulating the state cultural policy. The author examines current trends in the development of legislation on cultural rights, taking into account historical experience. In the study, the author uses both general scientific methods of analysis, synthesis, induction and deduction, as well as special methods of comparative law, historical law, intersectoral.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ В РОССИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_18

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ В РОССИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ The history of the development of cultural rights in Russia: a general analysis

САБИРОВА Лидия Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Sabirova L.L.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law,

Kazan (Volga Region) Federal University.

420008, Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya str., 18.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье дается общий анализ истории развития культурных прав в России, исследуются нормативно-правовые акты, регулирующие государственную культурную политику. Автором рассматриваются современные тенденции развития законодательства о культурных правах с учетом исторического опыта. В исследовании автором используются как общенаучные методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, так и специальные методы сравнительно-правовой, историко-правовой, межотраслевой.

Abstract: The article analyzes the history of the development of cultural rights in Russia, examines the legal acts regulating the state cultural policy. The author examines current trends in the development of legislation on cultural rights, taking into account historical experience. In the study, the author uses both general scientific methods of analysis, synthesis, induction and deduction, as well as special methods of comparative law, historical law, intersectoral.

Ключевые слова: культурные права, право на образование, право на творчество, доступ к культурным ценностям.

Keywords: cultural rights, the right to education, the right to creativity, access to cultural values.

Для цитирования: Сабирова Л.Л. История развития культурных прав в России: общий анализ // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 18-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_18.

For citation: Sabirova L. L. The history of the development of cultural rights in Russia: a general analysis // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 18-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_18.

Статья поступила в редакцию: 11.10.2022

В настоящее время в Российской Федерации активно реализуются духовно-культурные права человека. И этот факт имеет большое значение в связи с тем, что долгое время в нашей истории существовали ограничения данных прав, которые выражались, например, в цензуре, запрещении свободно выражать свои мысли и взгляды в научной, учебной или художественной литературе, фильмах и других интеллектуальных произведениях.

Культурные права человека - это специальная совокупность прав и свобод человека, которая включает в себя гарантированные Конституцией Российской Федерацией1 и иными федеральными законами возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни2. Здесь можно назвать свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, что подразумевает предоставленную законом возможность каждому самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях идеологического многообразия и отсутствия цензуры создавать единолично или с участием других лиц (соавторов) произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в образовании, других областях.

Несмотря на то, что Российская Федерация признается правовым государством, где, безусловно, должны реализовываться права человека, существуют определенные правовые проблемы в реализации именно культурных прав. Указанные проблемы обусловлены историческими причинами становления демократического государства.

После определенных политических реформ в начале 90-х годов в России в культурной сфере общества были произведены базовые перемены в направлениях, методах и сферах правового регулирования данной сферы в связи с тем, что был устранен партийный диктат и люди получили доступ к различным произведениям культуры. Появилось политическое многообразие, которое послужило возможностью проводить научные исследования и преподавание без учета коммунистических идей. То есть был достигнут определенный уровень культурной свободы. При этом необходимо отметить, что в советский период творческая и культурная деятельность стимулировались государством (писателям выплачивалась заработная плата, выделялось значительное финансирование фундаментальных наук), а после реформ на передний план вышли рыночные отношения, которые не всегда способствовали развитию науки и культуры.

В сфере культуры отдельные элементы рыночных отношений не могли быть внедрены в силу специфики данных отношений, что повлекло массовую эмиграцию научной интеллигенции в страны Европы и Северной Америки, уровень жизни деятелей культуры стал настолько низким, что привело к массовому уходу творческой интеллигенции в экономическую деятельность либо в массовую культуру, творческий и художественный уровень которой был очень низким.

В последующем с 2000-х годов были разработаны отдельные программы грантовой поддержки научных исследований, организованы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2 См.: Ивакина Д.С. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы содержания, методологии и классификации // Журнал российского права. 2020. N 4. С. 28 - 41; Ивакина Д.С. Понятие и система культурных прав и свобод человека и гражданина в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. С. 35 - 38.

литературные и кино-премии, музыкальные фестивали, которые позволили профинансировать и сделать доступными отдельные произведения и научные разработки.

Возвращаясь к сегодняшним реалиям, в стране имеет место проблема реализации культурных прав в связи с недостаточным финансированием культурно-просветительской и научной деятельности. В связи с особенностями общественных отношений, возникающих в культурной сфере жизни общества, необходимо создание комплексной концепции современной политики государства в сфере регулирования культурных правоотношений. Так как подход, применяемый к имущественным рыночным отношениям, является губительным для культурной и научной деятельности государства.

Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" установлены основные цели государственной культурной политики, которые заключаются в «формировании гармонично развитой личности и укреплении единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития»1.

Еще один вопрос, на который необходимо обратить внимание, это проблема обеспечения доступа к культурным ценностям. Следует отметить, что доступ к культурным ценностям, несмотря на относительно доступные цены, не является в настоящее время в полной мере реализованным в связи с тем, что не для всех граждан Российской Федерации представляется возможным посещение с культурными целями иностранных государств, а также городов-культурных центров России, как, к примеру, Москва или Санкт-Петербург в силу ограниченности финансовых возможностей.

Конечно, в условиях развития сети Интернет, практически каждый может получить информацию о произведениях культуры, многие музеи имеют так называемые виртуальные залы с аудио и видео экскурсиями, в условиях дистанционной работы многие театры бесплатно показывали в онлайн-формате различные представления и концерты, библиотеки предлагают электронные услуги по доступу в различные библиотечные фонды, в том числе к оцифрованным экземплярам книг и других изданий.

Процесс цифровизации, который направлен на создание специальных онлайн-приложений и веб-сервисов необходим и важен для реализации права гражданина на доступ к культурным ценностям. Однако, данный процесс нуждается в дополнительном правовом регулировании с целью обезопасить правообладателей от нарушения их авторских прав.

Согласно ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 в ред. от 30.04.2021) устанавливаются обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Так, «в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

- поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

- создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

- способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

- осуществлять покровительство в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

- публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации;

- обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов»2.

В последнее время были приняты ряд программных документов, направленных на регулирование политики в области культуры: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»3, "Паспорт национального проекта "Культура" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)4 и др. В данных документах ставятся амбициозные планы по увеличению показателей по продаже книг, развитию русского языка, прокату фильмов, улучшению материально-технической базы культурных учреждений и т.д. Интересным представляется федеральный проект «Цифровая культура», предполагающий создание виртуальных концертных залов, организацию онлайн-трансляций мероприятий на портале «Культура.РФ», создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным центрам и др5.

Международно-правовые нормы закрепляют культурные права человека в следующих международных документах: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 27)6 и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.1, Европейская конвенция о защите прав и

1 Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2014.

2 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 в ред. от 30.04.2021) // Российская газета. - N 248. - 17.11.1992.

3 Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года> // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2016.

4 "Паспорт национального проекта "Культура" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Актуальные редакции паспортов нацпроекта "Культура" и входящих в его состав федпроектов "Культурная среда", 'Творческие люди", "Цифровая культура" размещаются на официальном сайте Минкультуры России по ссылке https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/.

5 См.: Жуков Д.В. Особенности защиты культурных прав в условиях развития цифровых технологий // Журнал российского права. 2020. N 9. С. 44 - 52.

6 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10.12.1998.

основных свобод человека от 13 сентября 1953 года2.

Общая характеристика данных норм позволяет сделать вывод о том, что культурные права человека заключаются в том, что каждый имеет право на участие в культурной жизни, а также имеет право пользоваться результатами научных открытий. В связи с этим государства должны принимать меры для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, уважать свободу научных исследований и творческой деятельности. Государство должно гарантировать охрану интеллектуальной собственности, устанавливая ответственность для тех, кто нарушает права авторов (плагиат)3.

В Конституции РФ культурные права человека закреплены в статьях 43 и 44. К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В 2020 году были приняты поправки к Конституции Российской Федерации. Здесь необходимо отметить следующие важные изменения, которые коснулись правового регулирования культурной сферы:

1) В ч. 4 ст. 68 Конституции РФ закреплено правило о том, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

2) В ч. 2 ст. 69 Конституции РФ установлено, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

3) В ч. 3 ст. 69 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

4) Кроме физической культуры выделяются другие виды культуры: "культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью" (п. "ж" ч. 1 ст. 72) "экологической культуры" (п. "е.6" ч. 1 ст. 114).

Согласно ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ ограничения прав в сфере культуры возможны в следующих случаях:

во-первых, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

во-вторых, если это нарушает права и свободы других лиц.

Например, это могут быть случаи ограничения культурных прав с целью противодействия преступлениям экстремистского или террористического характера, пропаганды межэтнической, межрелигиозной и социальной розни, разжигании вражды, ограждением детей от информации, причиняющий вред их развитию. Однако, в связи с тем, что в настоящее время такие законодательные ограничения сформулированы не совсем четко в законодательстве, это позволяет их трактовать различными способами. Поэтому необходимо определить четкие критерии дозволений и запретов для конкретных случаев в судебной практике.

Рассмотрим отдельные культурные права и проанализируем их правовое регулирование.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Для того, чтобы понять сущность данного права, необходимо уточнить термин «творчество». Творчество может подразумевать определенное свойство человеческого мышления, ценность которого заключается в способности находить выходы из проблемных ситуаций. Творчество - это высшая стадия познавательного процесса, отвечающая необходимости создания нового интеллектуального продукта для решения комплекса теоретических и практических задач. Творчество существует во всех видах человеческой деятельности, реализуется, как правило, в новых методах, подходах, создании нового продукта.

Субъектами права на свободу творчества могут быть любые физические лица и их объединения (творческие коллективы). Автором признается лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторские права у них возникают с момента приобретения результатом объективной формы. При этом не имеет значения, было ли данное произведение обнародовано или нет, является ли оно законченным произведением или нет. Объекты интеллектуальной собственности подлежат защите правовыми механизмами, закрепленными в гражданском законодательстве (ГК РФ)4 и международных правовых актах.

Свобода творчества - это право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. В демократическом государстве не допускается цензура, и любое воспрепятствование проявлению творчества по российскому законодательству признается правонарушением. Органы публичной власти не вправе вмешиваться в творческую деятельность субъектов и обязывать их к написанию и опубликованию какой-либо информации.

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и

1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12. - 1994.

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 с изм. от 24.06.2013 вместе с "Протоколом ^ 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров. - N 3. - 2001.

3 См.: Экономические, социальные и культурные права Руководство для национальных правозащитных учреждений. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2005 г. 196 с.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Парламентская газета. - N 214-215. - 21.12.2006.

(или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности1.

«Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования».

Триада культурных прав: право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, право на пользование учреждениями культуры, представляет собой особо выделяемую совокупность, которая включает в себя следующие правомочия:

- возможность субъекта активными действиями участвовать в культурной жизни общества, пользоваться учреждениями культуры, приобщаться к культурным ценностям, иметь доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;

- возможность требовать от обязанных лиц (в том числе от государства) создать необходимые условия для реализации вышеуказанных прав;

- субъект данного права может защитить свои нарушенные культурные права путем обжалования в установленном порядке, в том числе посредством обращения в суд за защитой своего нарушенного права;

Субъектами данного права являются любые физические лица, то есть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Участие в культурной жизни подразумевает возможность свободного самовыражения, общения, действия, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, гармоничной жизни и культурного прогресса общества. Свободное участие в культурной жизни связано с политикой развития, направленной на обеспечение экономического роста и социальной справедливости, а свободный демократический доступ народных масс к культуре предполагает проведение соответствующей экономической и социальной политики.

Пользование учреждениями культуры предполагает возможность, предоставленную субъектам, получения «публичных» услуг от государственных, муниципальных или частных организаций культуры, которые заключаются в возможности приобщения к культурным ценностям более широкого круга лиц, в том числе за счет доступности библиотек, музеев, архивных и иных фондов, иным собраниям во всех сферах культурной деятельности.

При этом данное пользование субъектами зависит от нескольких факторов:

- Надлежащего исполнения своих обязанностей государственными и муниципальными органами по обеспечению таких организаций культуры, по поддержке и развитии сети учреждений культуры - музеев, библиотек, театров, кинотеатров, картинных галерей и т.д., сохранении, функционировании и развитии общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов; в создании доступных информационных баз, иной деятельности, направленной на пополнение и хранение культурных ценностей, образующих культурное наследие и достояние народов Российской Федерации.

- Имущественного благосостояния субъектов, а также с доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с предыдущими другими правами и заключается в предоставлении эффективной возможности для субъектов, посредством, прежде всего, наличия определенных социально-экономических условий, свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием.

Под культурными ценностями понимаются материальные и духовные ценности. Так, согласно Основам законодательства РФ о культуре «культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" «доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности».

Таким образом, духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию. Права и свободы человека в сфере культуры неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Запрещаются любые формы ограничения прав человека в сфере культуры по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Культурные права не существуют самостоятельно, в отрыве от других видов прав человека. Они тесно с ними взаимосвязаны и взаимодействуют с личными, экономическими и политическими правами. Все эти виды прав, как правило, выделяются в виде отдельного блока и рассматриваются в совокупности.

1 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. - N 167. - 03.09.1996.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Ивакина Д.С. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы содержания, методологии и классификации // Журнал российского права. 2020. N 4. С. 28 - 41.

3. Ивакина Д.С. Понятие и система культурных прав и свобод человека и гражданина в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. С. 35 - 38.

4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2014.

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 в ред. от 30.04.2021) // Российская газета. - N 248. -17.11.1992.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года> // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2016.

7. "Паспорт национального проекта "Культура" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Актуальные редакции паспортов нацпроекта "Культура" и входящих в его состав федпроектов "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура" размещаются на официальном сайте Минкультуры России по ссылке https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/.

8. Жуков Д.В. Особенности защиты культурных прав в условиях развития цифровых технологий // Журнал российского права. 2020. N 9. С. 44 - 52.

9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10.12.1998.

10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12. - 1994.

11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 с изм. от 24.06.2013 вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров. - N 3. -2001.

12. Экономические, социальные и культурные права Руководство для национальных правозащитных учреждений. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2005 г. 196 с.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Парламентская газета. - N 214-215. - 21.12.2006.

14. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. - N 167. - 03.09.1996.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // The official text of the Constitution of the Russian Federation as amended on 14.03.2020 is published on the Official Internet portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ivakina D.S. Cultural rights and freedoms of man and citizen: issues of content, methodology and classifications // Journal of Russian Law. 2020. N 4. pp. 28 - 41.

3. Ivakina D.S. The concept and system of cultural rights and freedoms of man and citizen in Russia // Constitutional and municipal law. 2018. N 9. p. 35-38.

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 24.12.2014 N 808 "On approval of the Foundations of the state cultural policy" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru , 25.12.2014.

5. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (approved by the Supreme Court of the Russian Federation 09.10.1992 N 3612-1 as amended. from 30.04.2021) // Rossiyskaya Gazeta. - N 248. - 17.11.1992.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.02.2016 N 326-r (ed. of 30.03.2018) <On approval of the Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030> // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru , 04.03.2016.

7. "Passport of the national project "Culture" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 dated 12/24/2018) // Current editions of the passports of the national project "Culture" and its constituent federal projects "Cultural environment", "Creative people", "Digital Culture" are posted on the official website of the Ministry of Culture of Russia at the link https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project

8. Zhukov D.V. Features of the protection of cultural rights in the context of the development of digital technologies // Journal of Russian Law. 2020. N 9. pp. 44 - 52.

9. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Rossiyskaya Gazeta. - 10.12.1998.

10. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - N 12. - 1994.

11. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950 with amendments. dated 06/24/2013, together with "Protocol [N 1]" (Signed in Paris on 03/20/1952), "Protocol No. 4 on ensuring certain rights and Freedoms in addition to those already included in the Convention and the First Protocol thereto" (Signed in Strasbourg on 09/16/1963), "Protocol No. 7" (Signed in Strasbourg 22.11.1984)) // Bulletin of International Treaties. - N 3. - 2001.

12. Economic, social and cultural Rights Guidelines for National Human Rights Institutions. UN. New York and Geneva, 2005, 196 p.

13. The Civil Code of the Russian Federation (part four) of 18.12.2006 N 230-FZ (ed. of 11.06.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Parliamentary Newspaper. - N 214-215. - 21.12.2006.

14. Federal Law No. 127-FZ of 23.08.1996 (ed. of 02.07.2021) "On Science and State Scientific and Technical Policy" (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) // Rossiyskaya Gazeta. - N 167. - 03.09.1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.