Научная статья на тему 'ТЕАТР – ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ТЕАТР – ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культурная политика / театр / проектная деятельность / финансирование / бюджетные средства / контракт.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гущин В.В., Кучер В.А.

Положениями действующего российского законодательства определено место театра культурной политике государства. Дается определение культурной политики, театра. Рассматриваются вопросы финансирования театра в результате реализации проекта.Проект рассматривается как одна из форм творческо-производственной деятельности в театре, котораяфинансируется за счет бюджетных средств на конкурсной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕАТР – ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

ГУЩИН Василий Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правового регулирования патентной работы и в области авторских прав Российского государственного социального университета, г. Москва, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), г. Москва,

е-mail: mail@law-books.ru

КУЧЕР Валентин Алексеевич,

Магистр Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС),

г. Москва, е-mail: mail@law-books.ru

ТЕАТР - ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Положениями действующего российского законодательства определено место театра культурной политике государства. Дается определение культурной политики, театра. Рассматриваются вопросы финансирования театра в результате реализации проекта.Проект рассматривается как одна из форм творческо-производственной деятельности в театре, котораяфинансируется за счет бюджетных средств на конкурсной основе.

Ключевые слова: культурная политика, театр, проектная деятельность, финансирование, бюджетные средства, контракт.

GUSHCHIN Vasily Vasilyevich,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Legal Regulation of Patent Work and in the Field of Copyright Russian State Social University,

Moscow,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Civil Law and business law The Russian State Academy of Intellectual Property (RGAIS),

Moscow

KUCHER Valentin Alekseevich,

Master of the Russian State Academy of Intellectual Property (RGAIS), Moscow

THE THEATER IS AN OBJECT OF THE CULTURAL POLICY

OF THE STATE

Annotation. The provisions of the current Russian legislation determine the place of the theater in the cultural policy of the state. The definition of cultural policy and theater is given. The issues of financing the theater as a result of the project are being considered. The project is considered as one of the forms of creative and production activities in the theater, which is financed from budget funds on a competitive basis.

Key words: cultural policy, theater, project activity, financing, budget funds, contract.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-21 -26 NIION: 2018-0076-11/22-1102 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1300

Театр как социальный институт оказывает существенное влияние на формирование и становление личности, поэтому является объектом особого внимания культурной политики государства. В рамках регулирования театральной деятельности государство призвано создать благоприятные условия для функционирования театральных коллективов. Нормативно-правовые акты являются теми документами, в которых изложены концептуальные основы политики государства в сфере театральной деятельности.Вместе с тем, конкретные направления политики государства в части нормативно-правового обеспечения театральной деятельности не получили практически никакого освещения в научной литературе, посвящённой театральной деятельности.

В России был принят ряд документов, определяющих культурную политику страны.

В первую очередь, это Конституция Российской Федерации1. В Конституции Российской Федерации говорится о праве каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. В Конституции России также закреплено право каждого гражданина на свободу литературного, художественного и других видов творчества.

В Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»2, отмечается, что задачами законодательства о культуре являются: определение принципов государственной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантии невмешательства государства в творческие процессы; обеспечение и защита конституционного прав граждан Российской Федерации на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной деятельности объединений граждан, народов и и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.

В 1999 г. был внесён на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации проект Феде-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov. ги(дата обращения: 15.12.2022).

2 Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615; www.pravo. gov.ru (дата обращения: 15.12.2022).

рального закона РФ «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», которым устанавливались общие основания для театральной деятельности на территории Российской Федерации.Но после нескольких лет обсуждения представленный проект был отклонён депутатами после замечаний, высказанных Правительством России, Комитетом по культуре Государственной Думы, а также заключения Правового управления аппарата Государственной Думы3.

На сегодняшний момент наиболее важным и актуальным документом является распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»4.

Культурная политика означает такую политику и меры касающиеся культуры, будь то на местном, региональном, национальном и международном уровнях, которые либо сосредоточены на культуре как таковой, либо предназначены для оказания непосредственного влияния на формы культурного самовыражения отдельных лиц, сообществ или обществ5.

Особое место среди субъектов по реализации культурной политики государства принадлежит театру.

Культурный потенциал любой социальной общности является сложной структурой, в которой театр выполняет специфические, присущие только ему функции. В этой связи, как правильно, отмечает В.Н. Дмитриевский - театр следует считать социально-эстетической коммуникацией с четко выраженной многоканальной обратной свя-зью[2].

Театр в системе государственной культурной политике - явление уникальное, специфичное.

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты, определяющие приоритеты государственной культурной политики (в частности, Стратегия государственной культурной поли-

3 См.: Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 (в ред. 30.03.2018г.) № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 15.12.2022).

5 Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (принята 20.10.2005 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры) // Официальный сайт ООН https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 15.12.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

тики до 2030 года1, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р), возводят культуру в ранг национальных проектов.

Проект - это одна из форм творческо-произ-водственной деятельности в сфере культуры, в частности в театре. Проектная деятельность способствует развитию театра как вида искусства, поиску новых способов взаимодействия с публикой, расширяет возможности жителей страны общаться с театральным искусством. Но она не может заменить собой такой устойчивый феномен российской культуры, как репертуарный театр, или стать ему равной альтернативой.Финансиро-вание конкретных проектов, выделение им бюджетных средств на конкурсной основе получает все большее распространение в отечественном театральном деле. Рассмотрим нормативно-правовую базу, регулирующую эти процессы.

Обратимся к понятию «грант». В законодательстве Российской Федерации «грант» упоминается в ряде правовых актов, в частности в Налоговом кодексе (в подп. 14, п. 1, ст. 251, ч. 2 НК РФ2) и в Бюджетном кодексе (ст. 78 БК РФ3). Полное определение дано в статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями»4. Данное определение передает

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 (в ред. 30.03.2018г.) № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 15.12.2022).

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.2022).

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823; www. pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.2022).

4 Федеральный закон Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодатель-

суть, но не касается бюджетных средств, выделяемых для реализации проектов в сфере культуры.

Известный исследователь экономики культуры Е. Л. Игнатьева определяет грант как «целевые средства, предоставляемые на безвозвратной, бесприбыльной основе»[3]. Это определение позволяет сформулировать общие признаки гранта в сфере культуры: безвозмездность, целевой характер средств и общественная полезность. Теперь нужно разобраться с процедурой предоставления гранта и контролем его использования.

Важно понимать, что бюджетные целевые средства, предоставляемые в качестве гранта, являются субсидией. «Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов», — сказано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, субсидия является одним из источников целевого финансирования, то есть денежных средств, выделяемых для достижения конкретных целей и никак иначе. Исходя из этого, предъявляемые грантополучателю требования к направлениям и способам расходования средств гранта и их учету будут регулироваться статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации «О предоставлении субсидии юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицами», если иное не предусмотрено положением и/или соглашением о предоставлении гранта.

Проанализировав правовые акты на предмет определения понятия «грант», введем собственное определение для понимания привлечения бюджетных средств на конкурсной основе. Грант — это финансовые (целевые) средства, выделяемые в виде субсидии на бесприбыльной и безвозвратной основе. Грантополучателями могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Предоставлению гранта обычно предшествует конкурс, который проводят органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитеты или некоммерческие организации. Грант предоставляется для покрытия конкретных расходов и для достижения определенных целей. По завершении проекта обязательным условием является отчетность о расходах, произведенных за счет средств гранта.

Культурный проект — это временное (уникальное) некоммерческое мероприятие (спек-такль/выставка/медиавыставка и т. д.) в сфере

ства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137; www. pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

культуры, определенное сроком реализации, ресурсами и обоснованием необходимости финансовых средств для реализации программы действий по достижению результатов этого мероприятия, а также обязательной последующей отчетности.

Проект может содержать ряд взаимосвязанных мероприятий (долгосрочный проект) или быть разовым мероприятием (краткосрочный проект). Основное отличие от плановой деятельности учреждения культуры состоит в том, что проект — это уникальная деятельность, которая строго ограничена во времени, содержит начальный и итоговый этап.

Рассмотрим, каким образом грантовая поддержка культурных проектов отражена в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Важнейшим документом в этом направлении стал Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»1. Данный указ утвердил гранты в сфере культуры. Со временем в указ было внесено множество изменений, которые объединили в себе разные виды грантов, и на сегодняшний день данный документ в редакции от 07.06.2013 г. № 1010 включает в себя следующие типы грантовой поддержки: стипендии (сами стипендии были учреждены в 1993 году) — с 2015 года установлено 2000 государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и 2000 государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений в размере 6 тыс. руб. в месяц каждая; 100 ежегодно выделяемых грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства — с 2015 года общий размер средств на выплату грантов 100 млн руб. в год.

Гранты Президента присуждаются распоряжениями Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, ежегодно проводимых Министерством культуры Российской Федерации. В данном случае Министерство культуры курирует все вопросы, связанные с отбором (условия конкурсов), награждением, контролем и принятием отчетности творческих проектов. Претендовать на получение гранта могут граждане Российской Федерации как индивидуально, так и ведущие деятельность в любой из организаций культуры

независимо от их организационно-правовых форм.

Государственные стипендии выделяются на срок до трех лет. Заявки претендентов поступают в профильные творческие союзы, которые и рассматривают их. Такая организация работы — пример принципа «вытянутой руки», когда решение о финансировании принимает не государственный орган, а общественные организации, выступающие в данном случае в роли экспертного сообщества. Таким образом, государственные стипендии хотя имеют в большей степени социальную миссию, но вполне могут рассматриваться как форма грантовой поддержки творческой деятельности.

Примером подобной организации работы может служить Общероссийская общественная организация «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»[1], выполняющая по ежегодной программе сбор, рассмотрение заявок и выплату государственных стипендий Российской Федерации.

Еще одним примером гранта, выделяемого из федерального бюджета, является грантовая поддержка инновационных проектов в сфере культуры. Основанием для выплаты этих грантов служит Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 г. № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»2. Поддержка инновационных творческих проектов предусмотрена пунктом 26 приложения 6 данной целевой программы, в котором определены правила предоставления грантов из федерального бюджета (также см. приложение 10 ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)»3.Процедура получения гранта из бюджета всегда имеет конкурсную основу и устанавливается нормативными правовыми актами. Средства, поступающие организации за счет гранта, носят целевой характер и в соответствии с налоговым законодательством не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль4. Нало-

1 Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3358; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 13. Ст. 1516; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022).

3 Министерство культуры Российской Федерации. Федеральная целевая программа // http://fcpkultura. ш/ (дата обращения: 18.12.2022).

4 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13.08.2018 № 1445 «Об утверждении порядка конкурсного отбора некоммерческих организаций в целях предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества, а также перечня расхо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

говым кодексом Российской Федерации определено, что грантом признаются денежные средства или иное имущество, если их передача соответствует условиям: «гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры..., а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации — на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации»1. Отсюда следует, что целевое назначение гранта должно быть четко определено в заключенном сторонами соглашении.Начи-ная с 2000-х годов осуществляется и другой тип грантовой поддержки ведущих организаций в области культуры и искусства, не предусматривающий проведения конкурсов. Впервые подобные гранты были учреждены в 2003 году постановлением Правительства Российской Федерации2, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2002 г. № 1473 «О мерах государственной поддержки музыкального искусства». Президентские гранты были установлены на 2003-2005 годы шести организациям. Размеры грантов составляли от 60 до 250 млн руб., а общая годовая сумма расходов федерального бюджета на эти гранты — 810 млн руб.

Следующий шаг был сделан в 2005 году, когда постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 г. № 256 «О грантах Президента Российской Федерации в области театрального искусства», изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2005 г. № 953 «Об учреждении грантов Президента Российской Федерации в области теа-

дов, связанных с предоставлением указанной субсидии» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов https://docs.cntd.ru/docu-теп^542631496 (дата обращения: 15.12.2022).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.2022).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 № 194 «О федгрантах Президента Российской Федерации для поддержки творче-

ских проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 15. Ст. 1365; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022) - утратил силу.

трального искусства»3, были учреждены 11 президентских грантов, получателями которых стали шесть ведущих драматических театров и пять театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Размеры грантов составляли от 24 до 57 млн руб., а общая сумма — 405 млн руб. в год.Гранты назначались на три года, но по прошествии этого срока решениями Президента назначались новые гранты в первую очередь этим же организациям. Но список грантополучателей с каждым годом расширялся.Поначалу получателями грантов были только федеральные организации, но впоследствии в число грантополучаетелей удалось пробиться и ряду региональных организаций искусства и культуры. К 2018 году число организа-ций-грантополучателей выросло до 98, а ассигнования из федерального бюджета на выплату грантов составили 8 041,5 млн руб. в год.

Необходимо заметить, что президентские гранты ведущим организациям в сфере искусства выдаются не на конкретные творческие проекты. Ведь вся текущая деятельность этих организаций, по сути, заключается в создании и реализации подобных проектов. Главная цель президентских грантов — повышение уровня оплаты труда творческих работников. «В 2003 году президентские гранты буквально спасли музыкальный театр России, — считает заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации Геннадий Смирнов. — Из коллективов бежали музыканты, артисты, певцы — в Европе с их классом и талантом им могли предложить много больше»1. Это и побудило руководство страны найти способ повысить уровень оплаты труда творческих работников ведущих организаций, используя грантовый инструмент.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации осуществляется целый ряд программ по поддержке в сфере культуры и искусства. В ноябре 2017 года приступил к работе интернет-портал о грантах в области культуры и искусства «Культура. Гранты России», который был создан по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева. Портал является одним из официальных источников информации о грантодателях (федеральных, региональных, муниципальных и частных) и программах грантовой поддержки в сфере культуры в Российской Федерации. Владельцем портала является Министерство культуры Российской Федерации, а функции оператора и модера-

3 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 688 «О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2. Ст. 318; www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

тора выполняет «Роскультпроект».Собранная информация позволяет понять институциональные возможности получения бюджетных средств за счет грантовых программ. Исходя из анализа российской нормативно-правовой базы в области культуры, можно сделать вывод о том, что на современном этапе выделение бюджетных средств все больше и больше ориентируется на проектный подход.

Список литературы:

[1]Всероссийское театральное общество «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Официальный сайт // http://stdrf.ru/ (дата обращения: 18.12.2022).

[2] Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика. -М., 2004.

[3]Игнатьева Е.А. Экономика культуры. М.: ГИТИС, 2014. С. 101.

Spisok literatury:

[1] Vserossijskoe teatral'noe obshchestvo «Soyuz teatral'nyh deyatelej Rossijskoj Federacii». Oficial'nyj sajt // http://stdrf.ru/ (data obrashcheniya: 18.12.2022).

[2] Dmitrievskij V.N. Osnovy sociologii teatra: Istoriya, teoriya, praktika. -M., 2004.

[3] Ignat'eva E.A. Ekonomika kul'tury. M.: GITIS, 2014. S. 101.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.