7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)
7.1. ПРАВО УЧАСТИЯ В НАУЧНОМ ПРОГРЕССЕ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО БЛАГАМИ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Хмелевская Светлана Анатольевна, д-р филос. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный университет имени М.В.Помоносова. Подразделение: философский факультет. E-mail: [email protected]
Зименкова Наталья Николаевна, канд. филос. наук, доцент. Должность: старший преподаватель. Место работы: Военная Академия Воздушно-Космической Обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, г.Тверь. Подразделение: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Цель настоящей статьи - показать проблемы, которые возникают при трактовке и реализации права участия в научном прогрессе и пользовании его благами, провозглашенном в системе международного права и закрепленном конституциями ряда стран (Российская Федерация к ним не относится). Среди данных проблем: - нечеткость юридических формулировок, выражающих анализируемое право, полисемантичность употребляемых понятий, очевидная декларативность, отсутствие надлежащих гарантий его реализации. Более того, целый ряд актуальных вопросов требует философского осмысления, а именно: что такое научный прогресс, каковы его критерии, механизмы, насколько он связан с социальным прогрессом вообще? В статье обосновывается идея, что право участия в научном прогрессе и пользования его благами следует рассматривать как две части нормативно-правовой модели научного прогресса, а само участие в научном прогрессе предлагается трактовать как гарантированную для каждого человека возможность заниматься научной деятельностью в целях свободного самовыражения, созидания на благо общества, Человечества в целом, способствовать развитию и распространению достижений научного прогресса, укреплению международного сотрудничества в области науки.
Ключевые слова: научный прогресс, право участия в научном прогрессе, право пользования благами научного прогресса, международное право, краудсорсинг, биохакеры
THE RIGHT OF PARTICIPATION IN THE SCIENTIFIC
PROGRESS AND THE USING OF ITS GOODS: PHILOSOPHICAL AND JURIDICAL REFLECTIONS
Khmelevskaya Svetlana Anatolyevna, Dr of Philosophy, professor. Position: professor. Place of employment: Moscow State University named after M.V.Lomonosov. Department: faculty of philosophy. E-mail: [email protected] Zimenkova Natalya Nikolaevna, PhD in Philosophy, associate professor. Position: senior lecturer. Place of employment: Military Academy of Air-Space Defense named after Marshal of the Soviet Union G.K.Zhukov, Tver. Department: humani-
tarian and social-economical disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The purpose of this article is to show the problems that arise when interpreting and realizing the right to participate in scientific progress and using its goods (benefits), proclaimed in the system of international law and enshrined by the constitutions of a number of countries (the Russian Federation does not apply to them). Among these problems: - the vagueness of juridical formulations expressing the analyzed right, the polysemanticaI of the using concepts, the obvious declarative nature, the lack of proper guarantees for its implementation. Moreover, a number of relevant questions requires of philosophical reflection, namely: what is scientific progress, what are its criteria, mechanisms, how much is it associated with social progress in general? In the article substantiates the idea that the right to participate in scientific progress and using its benefits should be considered as two parts of the regulatory-juridical model of scientific progress, and direct participation in scientific progress is proposed to be interpreted as a guaranteed opportunity for each person to engage in scientific activities in order to freely express themselves, building for the benefit of society, Mankind as a whole, to promoting the development and dissemination of the achievements of scientific progress, strengthen international cooperation in science. Keywords: biohackers; crowdsourcing; international law; scientific progress; the right to using of goods (benefits) of scientific progress; the right to participate in scientific progress.
Введение
В послании Генерального директора ЮНЕСКО по случаю Всемирного дня науки в интересах мира и развития отмечалось, что «сегодняшняя наука оказалась наследницей достижений человеческого разума, процесса поисков, исканий и открытий, длившегося на протяжении веков и тысячелетий, современная наука является достоянием всего Человечества, всеобщим благом, плодами которого должны в равной мере пользоваться все люди» [10]. В целом ряде международных нормативных правовых актов и документов зафиксировано право человека на участие в научном прогрессе и пользовании его благами (в частности, именно в такой формулировке данное право зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека /ст.27/ [3], а также в близких формулировках - в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» /ст.15/ [6], «Венской декларации и Программе действий» /абз.3 ст.11/ [1] и др.). Во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности [2] употреблен термин «права интеллектуальной собственности» («intellectual property rights»), под которыми подразумеваются права, закрепленные ст.27 Всеобщей декларации прав человека.
Кроме того, для обозначения права участия в научном прогрессе и пользования его результатами в зарубежной литературе используется понятие «human right to enjoy the benefits of scientific progress and its applications» [20]. Вместе с тем встречаются и иные обозначения данного права: «"право на результаты научного прогресса", "право на результаты науки",
"право на пользование выгодами научно-технологического прогресса и их применение"» [19].
Из текста приведенных выше нормативных правовых актов и документов следует, что речь идет о комплексном праве человека, которое, помимо его участия в научном прогрессе, пользования результатами последнего, включает и его участие в культурной жизни, а также «пользование защитой интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является» [6].
В Декларации о науке и использовании научных знаний, принятой на Всемирной конференции «Наука для XXI века: новые обязательства», отмечается, что «проведение научных исследований и использование получаемых в результате этого знаний всегда должны быть направлены на повышение благосостояния Человечества, включая уменьшение нищеты, быть проникнуты уважением к достоинству и правам человека и к глобальной окружающей среде и всесторонне учитывать нашу ответственность перед нынешними и грядущими поколениями» [4]. В целом данное утверждение выражает определенную этику долженствования при проведении научных исследований и использовании получаемых результатов. Но смысл приведенного утверждения более глубокий с философской точки зрения. В частности, возникают вопросы, имеющие не только правовой, но, в первую очередь, философский характер: что такое наука и научный прогресс, каковы его критерии, в чем состоит право человека на участие и пользование благами научного прогресса, является ли это только правом или одновременно и его обязанностью, право на участие в научном прогрессе распространяется на всех людей или только тех, кто имеет соответствующее образование, способности и т.д.?
1. Философское осмысление научного прогресса
В философской литературе тема научного прогресса, как и тема прогресса вообще, не получила однозначного толкования [10, 21]. Некоторые авторы относят тему прогресса к разряду ненаучных, мотивируя, что критерии прогресса достаточно субъективны, не имеют объективной основы. Одновременно следует поддержать мнение тех философов, которые исходят в своих рассуждениях из того, что если анализировать науку не как самодостаточный феномен, а как феномен, имеющий свое функциональное предназначение в обществе, то логично предположить, что критерием прогресса в сфере науки будет эффективное выполнение ею своей социальной роли, а именно - выработка «объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» [15]. Но и при функциональном подходе возможны два понимания механизма научного прогресса: как постепенного накопления научных знаний (кумулятивный подход) и как совершенствования данных знаний (в результате, прежде всего, научных революций - некумулятивный подход). Следует отметить также, что функциональный подход не предполагает аксиологического измерения научного прогресса: благо или зло обществу и человеку несут его результаты.
Нередко в научной литературе само философское осмысление научного прогресса представляется упрощенно. Так, один из авторов пишет, что «в философии научный прогресс измеряется в категориях постоянного процесса обнаружения и обоснования новых
истин, содействующих развитию общества, движения от низшего к высшему, когда количественные изменения обусловливают качественные преобразования явлений» [17, с.15]. Но в том-то и дело, что четких критериев движения общества от низшего к высшему не существует. Как и не существует и однозначного ответа на вопрос, сопровождается ли прогресс в науке и прогрессом в иных областях общественного развития или нет? Кроме того, возникает и вопрос, что значит «низшее» или «высшее» применительно к общественному развитию? Важно отметить и упрощенность приведенного подхода к развитию научного знания (последнее рассматривается как кумулятивный процесс, в котором происходит медленное накопление научных истин, что представляется некорректным, ввиду того, что долгий и тернистый путь развития науки - это путь, в котором истина нередко перемешивалась с заблуждениями, а новые теории приводили к отрицание прежних, до этого казавшихся безусловно истинными).
Возникает и не менее сложный вопрос, как научный прогресс влияет на жизнь общества и отдельного человека? История философии опять же дает разные ответы на этот вопрос. С одной стороны, в ней сформулирован подход в рамках сциентизма, в соответствии с которым наука несет только благо обществу и человеку, и если и создает проблемы, включая и проблемы социального характера, то сама их и решает. С другой стороны, еще Ж.-Ж.Руссо писал, что «истина достигается ценою множества заблуждений, и опасность этих заблуждений во сто крат превышает пользу от этих истин» [14], а возрождение наук и искусств не способствовало улучшению нравов [14].
В ряде международных нормативных правовых актов и документов прямо указывается, что, с одной стороны, «научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов развития человеческого общества», а, с другой стороны, «в ряде случаев может порождать социальные проблемы, а также угрожать правам человека и основным свободам» [11]. Не получится ли так, что используя право на участие в научном прогрессе и пользовании его благами, человек может быть ограничен или вовсе лишиться иных его прав? Вывод вполне очевиден. Достаточно вспомнить, что новые информационно-коммуникационные технологии фактически лишают человека права на частную жизнь.
Таким образом, с позиций философского анализа научный прогресс может быть рассмотрен как в рамках технологической эффективности (функционально-технологический подход), так и в рамках, собственно, социальных последствий (аксиологический подход). Между тем, исходя из буквального толкования текста приведенных ранее международных нормативных правовых актов и документов, право пользования результатами научного прогресса и их практического применения подразумевает, прежде всего, подход к научному прогрессу с позиций технологической эффективности. Но при этом остаются проблемы социального улучшения, следующего из научных достижений: исчезает ли при этом социальное неравенство, становятся ли условия жизни более благоприятными (в частности, экологические условия), наконец, чувствует ли человек себя более счастливым? Так, если обратиться к рейтингу стран, построенному с использованием международного индекса счастья, то в числе первых в этом рейтинге фигурируют страны, отнюдь не являющиеся лидерами в продвижении научного прогресса (Коста-Рика, Мексика, Колумбия [22]).
2. Содержательные аспекты права участия в научном прогрессе и пользования его благами
Право участия в научном прогрессе может быть реализовано через вариативные формы участия в научной деятельности, как в составе специализированных научных организаций, так и вне них. Вместе с тем, например, в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» в качестве научных работников признаются «граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью» [16]. Соответственно, и занятие наукой предусмотрено для данной категории граждан (а не для всех граждан Российской Федерации).
В условиях, когда наука становится все более дорогостоящим предприятием, ее финансированием занимаются как государственные, так и частные структуры. Поэтому современная наука имеет сложную организационную структуру, предполагающую коллективный характер научной деятельности. Между тем, интерес представляют формы занятия наукой вне таких организационных структур. Так, в условиях массовой самокоммуникации, говоря словами М.Кастельса [5], и формирования феномена «умной толпы», по Рейнгольду [12], возникают технологии, существенно расширяющие круг тех, кто хочет заниматься наукой (например, такова технология краудсорсинга, в которой для решения общенаучных проблем привлекаются непрофессионалы или профессионалы «со стороны» -вне конкретной научной организации, предлагающие собственные варианты ответов на обсуждаемые научные проблемы).
Интерес представляет и деятельность биохакеров, которую можно трактовать как одну из форм реализации права на участие в научном прогрессе. Конкретно цель биохакеров состоит в проверке собственных научных идей (в частности, идей в области молекулярной биологии). Кроме того, деятельность биохакеров придерживается принципов доступности и открытости современных биологических исследований. Вместе с тем неконтролируемость деятельности биохакеров вызывает опасения со стороны государства и общества (например, опасения, что деятельность биохакеров может привести к созданию нового вида биологического оружия, а использование не всегда обоснованных технологий на собственном теле может привести к смертельным последствиям). Отметим, что из истории науки известны плачевные примеры, когда создаваемые ученым новые технологии он применял на себе, что зачастую приводило к летальному исходу (например, А.А.Богданов полагал, что омоложения организма пожилого человека можно достичь через переливание ему крови от молодых людей; он хотел убедиться в этом на себе, для чего проделывал себе переливание крови, в одном из переливаний наступило отторжение и в результате - смерть).
Таким образом, в содержательном аспекте участие в научном прогрессе - это осуществление научной (научно-технологической) деятельности, пропагандиро-вание ее результатов, вовлеченность в их практическое применение.
Право участия в научном прогрессе и пользования его благами представляется весьма важным, так как реализация анализируемого права открывает путь для
развития потенциала, как научных сообществ, так и общества в целом, что требует равного доступа всех к результатам науки. Кроме того, его закрепление и реализация входят в нормативно-очерченную модель научного прогресса [17, с.17].
При трактовке содержательного аспекта права пользования благами научного прогресса речь идет, прежде всего, о доступности ознакомления, изучения и применения накопленного знания в рамках науки как формы постижения бытия [18]. Под доступом к результатам научного прогресса понимается возможность для каждого человека получать информацию о результатах данного прогресса и пользоваться достигнутыми результатами. Между тем, есть в данном случае и исключения - случаи, предусмотренные соответствующим законодательством, когда научная (научно-техническая) информация связана с государственной, служебной, коммерческой, другими охраняемыми законом тайнами.
Реализация данного права создает равные условия для приобщения всех людей к благам, порожденным научным прогрессом. Но при этом следует помнить, что научный прогресс не связан однозначным образом с решением всех социальных проблем человека и Человечества.
Более того, реализация указанного права не должна навязываться, а само это право превращаться в обязанность. К сожалению, реальная социальная жизнь изобилует примерами, когда именно так и происходит, о чем свидетельствует, в частности, российская практика. Так, в регламентах ряда госучреждений прописано, что подать заявление в соответствующий государственный орган гражданину предлагается только через электронный портал «госуслуг», а оплатить саму услугу необходимо с помощью электронной карты и пр. Электронная (цифровая) среда, возникшая благодаря достижениям научного прогресса, стала, по сути, навязываться населению. Причем данная среда во многих случаях предполагает введение персональных данных, гарантии сохранения конфиденциальности которых ни одна государственная или коммерческая структуры не дают.
В связи с этим возникает вопрос, следует ли распространять право пользования на все результаты научного прогресса (и все ли его результаты являются благами)? Здесь с теоретической точки зрения возможны две позиции: первая позиция - если мы понимаем под прогрессом только то, что несет благо человеку, то данное право должно быть распространено на все результаты научного прогресса. Но в этом случае должны быть четкие критерии, что может называться научным прогрессом. Вторая позиция - научный прогресс вариативен, он несет для человека и общества и зло, и благо. Поэтому анализируемое право должно распространяться только на те стороны научного прогресса, которые несут для людей благо. То есть научный прогресс в этом случае трактуется только в ракурсе ценностей для человека. Но это уже философская проблема, так как именно философия анализирует действительные объекты «с точки зрения заложенных в ней ценностей» [13]. При этом на философию перекладывается и задача всестороннего анализа результатов научного прогресса, то есть выделения как положительных, так и отрицательных его сторон. Философия исследует результаты научного прогресса, устанавливая, в том числе и их морально-этическую составляющую. Например, современные биотехноло-
гии способны существенным образом повлиять на жизнь людей, в том числе увеличить продолжительность их жизни, улучшить ее качество. Однако здесь есть и негативные стороны: в частности, существенное изменение природы человека. «Прогресс требует от нас не только умения делать все то, что необходимо, но и способности не делать то, чего делать нельзя» [8, с.38].
Заключение
Право участия в научном прогрессе и пользования его благами следует рассматривать как две части нормативно-правовой модели научного прогресса. Причем доступ к благам научного прогресса может способствовать активизации участия в данном прогрессе, а участие может расширять доступ к благам научного прогресса. Под доступом к благам научного прогресса следует понимать гарантированную возможность для каждого человека на базе формирования соответствующих условий свободно получать научную информацию, беспрепятственно пользоваться научными достижениями. Участие в научном прогрессе - гарантированная для каждого человека возможность заниматься научной деятельностью в целях свободного самовыражения, созидания на благо всего общества, способствовать развитию и распространению достижений научного прогресса, укреплению международного сотрудничества в области науки.
Вместе с тем требуется ряд условий, при котором возможна реализация права человека на пользования результатами научного прогресса и их практического применения, а именно: «свободное распространение информации о всевозможных видах использования и последствиях новых открытий и новых разработанных технологий» [11]. Но такое распространение не всегда возможно, в том числе по причинам закрытости данной информации (государственная и прочие охраняемые законом тайны), коммерческой основы ее распространения (только за определенную плату). К этому следует добавить и нарушение этического кодекса учеными (и не только ими), когда непроверенная или гипотетическая информация выдается за достоверную (речь идет, прежде всего, о научной добросовестности).
В Конституции Российской Федерации отсутствует анализируемое право в той формулировке, как это закреплено приведенными ранее международными нормативными правовыми актами документами. Тем не менее, п.1 ст.44 Конституции России предусмотрены гарантии свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а п.2 указанной статьи - право каждого гражданина Российской Федерации на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [7]. Если в п.1 прямо говорится о свободе научного творчества, то п.2 не конкретизирует, включаются ли научные исследования в культурную жизнь или нет? Вместе с тем в «Основах законодательства о культуре» говорится, что «культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей», но в числе культурных ценностей, собственно, научные ценности не выделены (за исключением результатов и методов научных исследований культурной деятельности) [9]. Между тем, наука и ее достижения - один из видов культурных ценностей.
Процессы глобализации, формирование дигиталь-ных (цифровых) информационно-коммуникационных технологий требуют объединения усилий разных государств по обеспечению права на участие в научном прогрессе и пользования его благами каждого человека (совместное пользование благами научного прогресса).
Проведенный анализ показал, что трактовка данного права и его реализация ставят целый ряд вопросов, что, собственно, отразилось в дискуссии, проведенной осенью 2018 года Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (Committee on Economic, Social and Cultural Rights) - исполнительным органом ООН, осуществляющий надзор за соблюдением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [21]. В ней были затронуты вопросы, которые оставались до сих пор без ответа, а именно: что конкретно означает данное право, есть ли его ограничения, каковы гарантии? Полагаем, что дискуссия показала всю остроту поставленных проблем и необходимость дальнейшего размышления над их решением. Среди главных проблем следует назвать -нечеткость юридических формулировок, выражающих анализируемое право, полисемантичность употребляемых понятий, очевидную декларативность, отсутствие механизмов и гарантий его реализации.
Список литературы:
1. Венская декларация и программа действий (принята в г.Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека) //Дипломатический вестник. - 1994. - №3-4. - С.45-63; Консультант Плюс. -02.09.2019.
2. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26.06.2000 //Консультант Плюс. -02.09.2019.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Российская газета (федеральный выпуск). - 05.04.1995; 10.12.1998; Консультант Плюс. - 02.09.2019.
4. Декларация о науке и использовании научных знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.unesco.org/science/wcs/declaration_r.pdf. - (Дата обращения 02.09.2019).
5. Кастельс М. Власть коммуникации /Перевод с английского Н.М.Тылевич; под научной редакцией А.И.Черных. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. - 591 с.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят, открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А /XXI/ на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорке 16-19.12.1966, вступил в силу 03.01.1976) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/pactpol.shtml. - (Дата обращения 02.09.2019).
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от: 30.12.2008 №6-ФКЗ, 30.12.2008 №7-ФКЗ, 05.02.2014 №2-ФКЗ, 21.07.2014 №11-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №31. -Ст.4398; Консультант Плюс. - 02.09.2019.
8. Момджян К.Х. Гипотеза общественного прогресса в современной социальной теории //Вопросы философии. - 2016. - №10. - С.36-46.
9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 №3612-1; в редакции от 18.07.2019) //Российская газета (федеральный выпуск). - 17.11.1992; Консультант Плюс. - 02.09.2019.
10. Послание от 10.11.2018 Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одрэ Азуле по случаю Всемирного дня науки в интересах мира и развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000266029_rus. - (Дата обр. 02.09.2019).
11. Резолюция 3384 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества» (принята в г.Нью-Йорке 10.11.1975 на 2400-ом пленарном заседании 30-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) //Консультант Плюс. - 02.09.2019.
12. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция. - М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2006. -416 с.
13. Риккерт Г. О понятии философии //Риккерт Г. Философия жизни. - Киев: Издательство «Ника-Центр», 1998. - С.465.
14. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? //Руссо Ж-Ж. Избранное: В 3-х томах. Том 1: Рассуждение о науках и искусствах. - М.: Книжный клуб «Кни-говек», 2018. - С.35.
15. Стёпин B.C. Наука //Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Издательство «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2009. - С.560.
16. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (в редакции от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике» //Российская газета (федеральный выпуск). - 03.09.1996; Консультант Плюс. - 02.09.2019.
17. Хабриева Т.Я. Правовое измерение научного прогресса //Журнал российского права. - 2009. -№8(152). - С.14-24.
18. Хмелевская С.А. Наука как форма постижения бытия //В сборнике «АКЦЕНТЫ», серия «Актуальные проблемы общественных наук». Выпуск 11. - М.: НИИ РРР, 2013. - С.4-19.
19. Шугуров М.В. Международно признанное право человека и народов на участие в научно-технологическом прогрессе и использование его результатов: проблемы эффективного осуществления //Право и образование. - 2011. - №6. - С.92-104.
20. Шугуров М.В. Международно признанное право человека на свободу научных исследований и российское законодательство //Современное право. - 2015. -№10. - С.149-157.
21. General discussion on a draft general comment on article 15 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights: on the right to enjoy the benefits of scientific progress and its applications and other provisions of article 15 on the relationship between science and economic, social and cultural rights [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.ohchr.org/EN/HRBodies/CESCR/Pages/Discussion 2018.aspx - (Дата обращения 02.09.2019).
22. Happy Planet Index Score [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //happyplanetindex.org. - (Дата обращения 02.09.2019).
Reference list:
1. Vienna Declaration and Program of Action (adopted in Vienna on 25.06.1993 at the 2nd World Conference on
Human Rights) //Diplomatic Bulletin. - 1994. - №3-4. -P.45-63; Consultant Plus. - September 2, 2019.
2. World Intellectual Property Declaration of June 26, 2000 //Consultant Plus. - September 2, 2019.
3. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 05.04.1995; 10.12.1998; Consultant Plus. - September 2, 2019.
4. Declaration on Science and the Use of Scientific Knowledge [Electronic Resource]. Access mode: http: //www.unesco.org/science/wcs/declaration_r.pdf. - (Date of treatment 02.09.2019).
5. Castells M. The Power of Communication /Translation from English N.M.Tylevich; edited by A.I.Chernykh. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2017. - 591 p.
6. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (adopted, open for signing, ratification and accession by Resolution 2200 A /XXI/ at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly in New York on December 16-19, 1966, entered into force on January 3, 1976) [Electronic Resource]. Access mode: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpo l.shtml. - (Date of treatment 02.09.2019).
7. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from: 30.12.2008 №6-FCL, 30.12.2008 №7-FCL, 05.02.2014 №2-FCL, 21.07.2014 №11 -FCL) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -21.01.2009; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2014. - №31. - Art.4398; Consultant Plus. - - September 2, 2019.
8. Momjyan K.Kh. The hypothesis of social progress in modern social theory //Questions of philosophy. - 2016. -№10. - P.36-46.
9. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (approved by the Supreme Council of the Russian Federation on 09.10.1992 №3612-1; as amended on 18.07.2019) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -17.11.1992; Consultant Plus. - September 2, 2019.
10. Message from 10.11.2018, Director-General of UNESCO, Ms. Odre Azule, on the occasion of World Science Day for Peace and Development [Electronic Resource]. Access mode: https: //unesdoc.unesco.org/ark :/48223/pf0000266029_rus. - (Date of treatment 02.09.19).
11. UN General Assembly Resolution 3384 (XXX) «Declaration on the Use of Scientific and Technological Progress in the Interests of Peace and for the Benefit of Humanity» (adopted in New York on 10.11.1975 at the 2400th plenary meeting of the 30th session of the UN General Assembly) //Consultant Plus. - September 2, 2019.
12. Reinhold G. Smart crowd. The new social revolution. - M.: Publishing house «FAIR-PRESS», 2006. - 416 p.
13. Rickert G. On the concept of philosophy //Rickert G. Philosophy of life. - Kiev: Publishing house «Nika-Center», 1998. - P.465.
14. Russo J.-J. Reasoning. Did the revival of sciences and arts improve morals? //Russo J.-J. Selected Works: In 3 volumes. Volume 1: Reasoning about the sciences and the arts. - M.: Book Club «Bookstore», 2018. - P.35.
15. Styopin V.S. Science //Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science. - M.: Publishing house «Canon +»; RPOPD «Rehabilitation», 2009. - P.560.
16. Federal Law of August 23, 1996 №127-FL (as amended on July 26, 2019) «On Science and State Scien-
tific and Technical Policy» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 03.09.1996; Consultant Plus. - - September 2, 2019.
17. Khabrieva T.Ya. The juridical dimension of scientific progress //Journal of Russian law. - 2009. - №8 (152). -P.14-24.
18. Khmelevskaya S.A. Science as a form of comprehension of being //in the collection «ACCENTS», a series of «Actual problems of social sciences». Issue 11. - M.: SRI RRR, 2013. - P.4-19.
19. Shugurov M.V. The internationally recognized right of a person and peoples to participate in scientific and technological progress and using of its results: problems of effective implementation //Law and Education. - 2011. -№6. - P.92-104.
20. Shugurov M.V. The internationally recognized human right to freedom of scientific research and Russian legislation //Modern Law. - 2015. - №10. - P.149-157.
21. General discussion on a draft general comment on article 15 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights: on the right to enjoy the benefits of scientific progress and its applications and other provisions of article 15 on the relationship between science and economic, social and cultural rights [Electronic Resource]. Access mode: https: //www.ohchr.org/EN/HRBodies/ CESCR/Pages/Discussion2018.aspx - (Date of treatment 02.09.2019).
22. Happy Planet Index Score [Electronic Resource]. Access mode: http: //happyplanetindex.org. - (Date of treatment 02.09.2019).
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93,21%