Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТРАН КАСПИЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТРАН КАСПИЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КАСПИЙСКИЙ МАКРОРЕГИОН / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕФИНИЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шафигулина Светлана Равильевна

Дефинитивный аппарат в законодательстве играет не менее важную роль в механизме правового регулирования, чем другие ее составляющие элементы. Различие в юридической терминологии способно вызвать практические сложности не только в процессе реализации нормы в национальном правовом пространстве, но и в межгосударственном сотрудничестве. Цель настоящего исследования состоит в сравнительно-правовом анализе дефиниций в сфере культуры, используемых в законодательстве стран Каспийского макрорегиона, в частности, России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Автором проанализированы отдельные понятия в сфере культуры, в частности, «культура», «культурные ценности», «культурное наследие», выявлены точки соприкосновения и различия в дефинициях, закрепленных в законодательстве о культуре России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Методологической основой исследования стала совокупность общенаучных и частнонаучных методов, что позволило выявить существующие позиции в законодательстве стран Каспийского макрорегиона в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE DEFINITIONS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF CULTURE OF THE COUNTRIES OF THE CASPIAN MICROREGION

The definitive apparatus in legislation plays no less important role in the mechanism of legal regulation than its other constituent elements. The difference in legal terminology can cause practical difficulties not only in the process of implementing the norm in the national legal space, but also in interstate cooperation. The purpose of this study is a comparative legal analysis of definitions in the field of culture used in the legislation of the countries of the Caspian macroregion, in particular, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan. The author analyzes certain concepts in the field of culture, in particular, “culture”, “cultural values”, “cultural heritage”, points of contact and differences in definitions fixed in the legislation on culture of Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan are revealed. The methodological basis of the study was a combination of general scientific and private scientific methods, which allowed us to identify existing positions in the legislation of the countries of the Caspian macroregion in the field of culture.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТРАН КАСПИЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА»

Сравнительно- правовой анализ дефиниций законодательства в сфере культуры стран Каспийского макрорегиона

Шафигулина Светлана Равильевна

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева E-mail: [email protected]

Дефинитивный аппарат в законодательстве играет не менее важную роль в механизме правового регулирования, чем другие ее составляющие элементы. Различие в юридической терминологии способно вызвать практические сложности не только в процессе реализации нормы в национальном правовом пространстве, но и в межгосударственном сотрудничестве. Цель настоящего исследования состоит в сравнительно-правовом анализе дефиниций в сфере культуры, используемых в законодательстве стран Каспийского макрорегиона, в частности, России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Автором проанализированы отдельные понятия в сфере культуры, в частности, «культура», «культурные ценности», «культурное наследие», выявлены точки соприкосновения и различия в дефинициях, закрепленных в законодательстве о культуре России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Методологической основой исследования стала совокупность общенаучных и частнонаучных методов, что позволило выявить существующие позиции в законодательстве стран Каспийского макрорегиона в сфере культуры.

Ключевые слова: культура, Каспийский макрорегион, культурные ценности, законодательство, дефиниции, культурное наследие, правовое регулирование сферы культуры, государственная культурная политика.

В современных обществах культура, выполняет роль ориентира для индивида, сообщества, а потому необходимость сохранения национальной культуры, культурно-национальной самобытности и национального наследия ставится в ряд задач приоритетного уровня. Государственная политика в сфере культуры, в конечном счете, обеспечивает право «страны и ее народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории» [15, с. 13]. Проблемы в сфере культуры, сохранения, охраны и популяризации национального наследия представляют широкое поле для современного исследователя и научного анализа.

Правовое обеспечение государственной политики в сфере культуры осуществляется совокупностью нормативных правовых актов. Ядро нормативного массива составляют нормы Конституции и законов о культуре. Конституционные положения, в силу места в иерархической системе нормативных правовых актов, имеют первостепенное значение, определяя принципиальные положения.

Законы о культуре определяют предмет правового регулирования и систему законодательства в сфере культуры, принципы государственной политики и задачи государства, права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, а также государственное управление в данной сфере.

К числу общих задач, стоящих перед государствами в сфере культуры, на основе анализа, можно отнести следующие: формирование и реализация государственной культурной политики, сохранение и развитие национальной культуры (культуры народов), реализация и защита прав граждан на деятельность в области культуры и доступа к культурным ценностям. Наиболее развернутый перечень задач закреплен в законодательстве Азербайджана и Казахстана.

Анализ конституционных положений показал, что государства Каспийского макрорегиона провозглашают и закрепляют право на участие в культурной жизни, использование культурных ценностей, требование уважительного отношения к историко-культурному наследию (ст. 40 Конституция Азербайджана [7]; ст. 37 Конституции Казахстана [9]; ст. 56-57 Конституции Туркменистана [8]; ст. 44 Конституции РФ [10]). В конституционных положениях присутствуют такие термины, как «культурная жизнь», «культурные ценности», «культурное наследие», «национальные традиции». Согласно общепринятому пониманию, конституционные положения обращены к человеку и их положения должны быть понятны и ясны каждому.

5 -о

сз ж

■с

Аналогичная терминология присутствует и в законодательстве о культуре РФ, Азербайджана (далее - РА), Казахстана (далее - РК) и Туркменистана (далее - РТ) только в большем разнообразии. В частности, используются понятия «культура», «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурное пространство», «культурное содержание» и ряд других. Относительно каждого из приведенных понятий в науке отсутствует единство понимания, поэтому важно легально закрепить дефиниции. Следует учитывать, что законодательные положения (дефиниции) - это юридические нормы, а следовательно обыденное восприятие термина, включенного в закон, может быть недостаточно правильно понято субъектами правоотношений, что приведет к ошибкам в право-реализационной сфере.

Дефиниции, как первоэлементы механизма правового регулирования, в юридико-языковом выражении обеспечивают передачу понимания термина законодателем, внося определенность в юридически значимых ситуациях. В правовой сфере термин, включенный в законодательство, не бывает пустым звуком, он несет смысловую нагрузку. Неправильная интерпретация может вызвать волну правореализационных ошибок. В связи с этим, правильное понимание термина, применяемого законодателем, можно отнести к предпосылкам правильной реализации нормы. С позиции нашего исследования, отметим важность и необходимость единства и согласованности юридического понятийного аппарата.

Реализуем компаративистский подход на уровне легального понятийного аппарата в сфере культуры. Произведенный анализ законодательства стран рассматриваемого региона, не претендует на исчерпывающую полноту, но ставит своей целью сопоставить и оценить дефиниции, используемые в странах Каспийского региона.

Нормативный массив в сфере культуры составляют законодательные акты, определяющие содержание и направления государственной политики в культурной сфере. Проведенный анализ показал, что в государствах рассматриваемого региона приняты базовые акты, определяющие финансовые, социальные, правовые, организационные компоненты государственной политики в культурной сфере.

В законодательстве стран рассматриваемого региона определен комплекс понятий (норм-дефиниций), относящихся к культурной сфере. В частности, «культура», «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурное пространство», «культурное содержание» и ряд других. В рамках данного исследования ограничимся некоторыми из них.

Культура, в философском смысле, есть система — «исторически развивающихся надбиологических 2 программ человеческой деятельности, поведения, Я общения, выступающих уровнем воспроизводства ° и изменения социальной жизни» [14, с. 320-321].

СО

г Обилие философских, культурологических и иных

трактовок данного понятия свидетельствует, что культура есть сложное полисоставное явление. В связи с этим важен нормативный подход, обеспечивающий понятийное единство в законодательстве.

В Основах законодательства РФ о культуре отсутствует дефиниция термина «культура», что можно признать пробелом в законодательстве. В то же время понятие культура нормативно определено в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [13]. Согласно названному акту, под культурой понимается «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)». Такой подход не отражает все составляющие культуры, поскольку акцентирует внимание на «духовных ценностях».

В общеупотребительном значении культура определяется как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» [11, с. 276]. Соответственно, культуру следует рассматривать как общественный феномен, включающий духовную и материальную составляющие.

В юридико-содержательном значении культура в законодательстве Азербайджана, Казахстана и Туркменистана рассматривается как совокупность:

• черт, которые определяют материальную, моральную, интеллектуальную и эмоциональную специфику общества или социальных групп, охватывают образ жизни людей, правила их совместного проживания, систему нравственных ценностей, включая литературу и искусство (п. 1.0.1. ст. 1 Закона о культуре АР [3]);

• культурных ценностей, направленных на гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма и удовлетворение эстетических потребностей и интересов граждан РК (п. 4 ст. 1 Закона о культуре РК [4]);

• материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и направленных на гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма, формирование высоких моральных и духовно-нравственных качеств, удовлетворение эстетических потребностей и интересов граждан Туркменистана (абз. 1 ст. 1 Закона о культуре РТ [5]).

Как видим, приведенные дефиниции включают духовную и материальную стороны культуры, отражая ее как сложный общественный феномен.

Следующее понятие, используемое в законодательстве стран региона, «культурные ценности». Обратим внимание на смысловое объединение двух категорий «культура» и «ценности», последнее в общепринятом понимании означает значимость, важность, полезность. В современной литературе «ценность» рассматривается в философских, культурологических, антропологических, пе-

дагогических и иных позиций. Разнообразие подходов и трактовок осложняет нормативное закрепление.

В отечественном законодательстве под ними понимаются «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» (ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре [12]).

В Законе РА о культуре это «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры, в том числе произведения литературы и искусства, издательская продукция, результаты и методы научных исследований в сфере культуры, здания, сооружения, предметы, имеющие культурно-историческое значение, уникальные природные территории и объекты культурно-исторического значения, усыпальницы, заповедники, археологические комплексы, предметы археологического и нумизматического характера» (п. 1.0.21. ст. 1 Закона о культуре РА [3]).

Дефиницию «культурных ценностей» содержит п. 12 ст. 1 Закона о культуре РК [4], трактующий как «материальные и нематериальные ценности светского и религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение».

Как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные и этнические традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, прикладные народные ремесла, произведения литературы и искусства, результаты и методы научных исследований деятельности в области культуры (духовные ценности), а также имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (материальные ценности)» культурные ценности трактуются в абз. 2 ст. 1 Закона о культуре РТ [5].

Как видно из представленных дефиниций, ядро понятия составляют ценности материального и нематериального характера, обладающие культурной значимостью. Анализ представленных дефиниций представляет возможность конкретизировать культурную ценность того или иного объекта: объективность существования; положительное влияние на личность и сообщества; удовлетворяет потребности человека, нации и т.д.; выполняют коммуникативную функцию; объекты могут носить материальный или нематериальный характер.

Частью материальной и нематериальной культуры является культурное наследие. В словаре

В. Даля «наследие» трактуется как «имущество, переходящее по смерти одного владельца к иному по родству, завещанию или закону» [2, с. 407]. В историко-культурной интерпретации оно может быть выражено как «оставление следа», «след предков» [1, с. 230]. Отметим, что в науке отсутствует единый подход к содержанию данного понятия, предлагаются различные интерпретационные варианты, что осложняет его понимание при использовании в законодательстве. Обратимся к легальным дефинициям.

Согласно национальному законодательству «культурное наследие»:

• «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре [12]);

• «совокупность образцов культуры, принадлежащих азербайджанскому народу, представляющих общеазербайджанское значение и обладающих универсальной ценностью» (п. 1.0.10. ст. 1 Закона о культуре РА [3]);

• «совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение, исключительно принадлежащих РК без права их передачи иным государствам» (п. 3 ст. 1 Закона о культуре РК [4]);

• «культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития национально-культурной самобытности туркменского народа» (абз. 4 ст. 1 Закона о культуре РТ [5]).

Обратим внимание, что состав культурного наследия достаточно сложен. В национальном законодательстве культурное наследие понимается как часть материальной и нематериальной культуры, имеющее особое для данного народа(ов) значение. Такая трактовка соответствует понятию культурного наследия, содержащемуся в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия [6]. Субъектами (носителями) культурного наследия выступают, как народ в целом («народ РФ», «азербайджанский народ», «туркменский народ»), так и крупные и малые этносы, исторически компактно проживающие на данной территории.

Отметим, что в дефинициях «культура», «культурные ценности», «культурное наследие», несмотря на имеющиеся различия, присутствует общее понимание, они вписываются в общую систему сопряженных с ними понятий, что обусловлено рядом факторов. В целом, дефиниции как юридико-языковые единицы, выполняют свою роль, внося ясность и определенность в правовое культурное пространство.

Резюмируя отметим, что компаративистский подход позволяет понять существующие позиции

5 -о

сз ж

■с

в законодательстве стран Каспийского макрорегиона в сфере культуры, что способствует лучшему межгосударственному пониманию и диалогу в межкультурном пространстве. Дефиниции представляют собой систему законодательно установленных языковых средств выражения правовой информации.

Литература

1. Баева Л.В. Модель культурного наследия: понятие, динамика, функционирование//Каспий-ский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3 (28).

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 446 с.

3. Закон Азербайджанской Республики «О культуре» // Законодательство стран СНГ (spinform. ru) (дата обращения: 05.02.2023).

4. Закон Республики Казахстан «О культуре» // Законодательство стран СНГ (spinform.ru) (дата обращения: 15.02.2023).

5. Закон Туркменистана «О культуре» // Законодательство стран СНГ (spinform.ru) (дата обращения: 15.02.2023).

6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) //Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. 516 с.

7. Конституция Азербайджанской Республики // Законодательство стран СНГ (spinform.ru) (дата обращения: 20.02.2023).

8. Конституция Туркменистана // Законодательство стран СНГ (spinform.ru) (дата обращения: 20.02.2023).

9. Конституция Республики Казахстан // Законодательство стран СНГ (spinform.ru) (дата обращения: 17.02.2023).

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1983. 816с.

12. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. N 248. 17.11.1992.

13. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2014. N 52 (часть I). Ст. 7753.

14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Ред. колл.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский,

„ В.В. Миронов и др. Сост. П.П. Апрышко, А.П. По-2 ляков, Ю.Н. Солодухин. 8-е изд., дораб. и доп. м М.: Республика; Современник, 2009. 846 с. еЗ 15. Черняховский С.Ф. Политическая культура, g классическая культура и национальный сувере-

нитет/В сборнике: Культура. Наука. Творчество. XI Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. 2017. 623 с.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE DEFINITIONS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF CULTURE OF THE COUNTRIES OF THE CASPIAN MICROREGION

Shafigulina S.R.

Astrakhan State University name of V.N. Tatishcheva

The definitive apparatus in legislation plays no less important role in the mechanism of legal regulation than its other constituent elements. The difference in legal terminology can cause practical difficulties not only in the process of implementing the norm in the national legal space, but also in interstate cooperation. The purpose of this study is a comparative legal analysis of definitions in the field of culture used in the legislation of the countries of the Caspian macroregion, in particular, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan. The author analyzes certain concepts in the field of culture, in particular, "culture", "cultural values", "cultural heritage", points of contact and differences in definitions fixed in the legislation on culture of Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan are revealed. The methodological basis of the study was a combination of general scientific and private scientific methods, which allowed us to identify existing positions in the legislation of the countries of the Caspian macroregion in the field of culture.

Keywords: culture, Caspian macroregion, cultural values, legislation, definitions, cultural heritage, legal regulation in the sphere of culture, state cultural policy.

Referents

1. Baeva L.V. Model of cultural heritage: concept, dynamics, func-tioning//Caspian region: politics, economics, culture. 2011. No. 3 (28).

2. Dal V.I. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: Eksmo-Press, 2000. 446 p.

3. Law of the Republic of Azerbaijan "On Culture" // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 05.02.2023).

4. Law of the Republic of Kazakhstan "On Culture" // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 15.02.2023).

5. Law of Turkmenistan "On Culture" // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 15.02.2023).

6. Convention on the Protection of the World Cultural and Natural Heritage (Concluded in Paris on 11/16/1972) // Collection of international treaties of the USSR. Issue. XLV. M., 1991. 516 p.

7. The Constitution of the Republic of Azerbaijan // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 20.02.2023).

8. The Constitution of Turkmenistan // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 20.02.2023).

9. The Constitution of the Republic of Kazakhstan // Legislation of the CIS countries (spinform.ru) (date of access: 17.02.2023).

10. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 07/04/2020.

11. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / ed. N. Yu. Shvedova. - 14th ed., stereotype. M.: Russian language, 1983. 816s.

12. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (approved by the Supreme Court of the Russian Federation on 09.10.1992 N 3612-1) (as amended on 12/28/2022) // Rossiyskaya Gazeta. No. 248. 11/17/1992.

13. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 N 808 "On approval of the Fundamentals of State Cultural Policy" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12/29/2014. No. 52 (Part I). Art. 7753.

14. Philosophical Dictionary / Ed. I.T. Frolova. Ed. coll.: A. A. Gusey-nov, V.A. Lektorsky, V.V. Mironov, etc. Comp. P.P. Apryshko, A.P. Polyakov, Yu.N. Solodukhin. 8th ed., revised. and additional M.: Republic; Sovremennik, 2009. 846 p.

15. Chernyakhovsky S.F. Political culture, classical culture and national sovereignty//In the collection: Culture. The science. Creation. XI International scientific and practical conference: collection of scientific articles. 2017. 623 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.