Научная статья на тему 'Каспийская дилемма и перспектива сотрудничества стран Прикаспийского региона'

Каспийская дилемма и перспектива сотрудничества стран Прикаспийского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КАСПИЙ / ПРИБРЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦ / ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЯ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирзазаде Л.Ф.

Суверенизация бывших советских республик изменила геополитический порядок, включая Кавказско-Каспийский регион. Если до развала СССР пограничная водная линия разделяла Каспий между двумя собственниками Ираном и СССР, то после,фактических собственников каспийских богатств, стало пять, Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения, то есть, все прибрежные государства. Каждое из них связывает свое будущее, подъем экономики, уровня жизни населения, с нефтяными богатствами Каспия. Однако для реализации своих перспективных планов, необходимо прийти к общему консенсусу о делимитации границ, секторальном разделении моря и правовом статусе Каспия. Некоторые страны, открытые для сотрудничества и добрососедских отношений, в поиске компромисса, пересмотрели свои первоначальные позиции. Так, между странами северного побережья уже заключены договора и соглашения по вопросу делимитации Каспийского моря. То есть, Север Каспия уже разделен в соответствии с принципом срединной линии между Азербайджаном, Россией и Казахстаном. Сдерживающим Иранским фактором были санкции США. Но, 17 января 2016 года Европейский союз снял введенные против Ирана санкции. И, как результат, в мае 2018 года Азербайджан подписал с Ираном Соглашение по сотрудничеству в разработке месторождений нефти и газа в Каспийском море. Концепция Туркменистана, обнародованная в 2009 году, не совпадает с реалиями Азербайджана. Тогда, как обе страны рассматриваются Европейским союзом в качестве потенциальных сырьевых источников для проекта строительства газопровода Набукко через Турцию. Приход заинтересованных сторон к выработке единого мнения по этому вопросу, позволил бы всем прикаспийским странам беспрепятственно использовать недра Каспия и привлекать инвестиции в сферу экономики, а также обеспечить безопасное развитие Кавказско-Каспийского региона и стабильность в международных отношениях Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркмении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASPIAN DILEMMA AND PERSPECTIVE OF COOPERATION COUNTRIES OF THE CASPIAN REGION

Sovereignization of the former Soviet republics has changed the geopolitical order, including the CaucasusCaspian region. If before the collapse of the USSR the border water line divided the Caspian between two owners Iran and the USSR, then, after the actual owners of the Caspian riches, there were five Iran, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan, that is, all coastal states. Each of them connects its future, the rise of the economy, and the standard of living of the population, with the oil wealth of the Caspian. However, in order to realize its long-term plans, it is necessary to arrive at a general consensus on delimitation of borders, sectoral segregation of the sea and the legal status of the Caspian. Some countries open to cooperation and good-neighborly relations, in search of a compromise, revised their initial positions. Thus, agreements and agreements on the delimitation of the Caspian Sea have already been concluded between the countries of the northern coast. That is, the North Caspian is already divided in accordance with the principle of the middle line between Azerbaijan, Russia and Kazakhstan. The deterrent Iranian factor was US sanctions. But, on January 17, 2016, the European Union lifted the sanctions imposed on Iran. And, as a result, in May 2018, Azerbaijan signed an agreement with Iran on cooperation in the development of oil and gas fields in the Caspian Sea. The concept of Turkmenistan, promulgated in 2009, does not coincide with the realities of Azerbaijan. Then, as both countries consider the European Union as potential source of raw materials for the Nabucco gas pipeline project through Turkey. The arrival of interested parties in the development of a common opinion on this issue would allow all Caspian countries to use the Caspian Sea's resources without hindrance and attract investments into the economy, as well as ensure the safe development of the Caucasus-Caspian region and stability in the international relations of Azerbaijan, Russia, Iran, Kazakhstan and Turkmenistan.

Текст научной работы на тему «Каспийская дилемма и перспектива сотрудничества стран Прикаспийского региона»

КАСПИЙСКАЯ ДИЛЕММА И ПЕРСПЕКТИВА СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ПРИКАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Мирзазаде Л. Ф.

Институт Кавказоведения Национальной Академии наук Азербайджана

заведующая Отделом «Северный Кавказ»

Баку

CASPIAN DILEMMA AND PERSPECTIVE OF COOPERATION COUNTRIES OF THE CASPIAN REGION

Mirzazadeh L.F.

Institute of Caucasus Studies of the National Academy of Sciences of Azerbaijan

Head of the North Caucasus Department

Baku

АННОТАЦИЯ

Суверенизация бывших советских республик изменила геополитический порядок, включая Кавказско-Каспийский регион. Если до развала СССР пограничная водная линия разделяла Каспий между двумя собственниками - Ираном и СССР, то после,- фактических собственников каспийских богатств, стало пять,

- Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения, то есть, все прибрежные государства. Каждое из них связывает свое будущее, - подъем экономики, уровня жизни населения, с нефтяными богатствами Каспия. Однако для реализации своих перспективных планов, необходимо прийти к общему консенсусу о делимитации границ, секторальном разделении моря и правовом статусе Каспия. Некоторые страны, открытые для сотрудничества и добрососедских отношений, в поиске компромисса, пересмотрели свои первоначальные позиции. Так, между странами северного побережья уже заключены договора и соглашения по вопросу делимитации Каспийского моря. То есть, Север Каспия уже разделен в соответствии с принципом срединной линии между Азербайджаном, Россией и Казахстаном.

Сдерживающим Иранским фактором были санкции США. Но, 17 января 2016 года Европейский союз снял введенные против Ирана санкции. И, как результат, в мае 2018 года Азербайджан подписал с Ираном Соглашение по сотрудничеству в разработке месторождений нефти и газа в Каспийском море. Концепция Туркменистана, обнародованная в 2009 году, не совпадает с реалиями Азербайджана. Тогда, как обе страны рассматриваются Европейским союзом в качестве потенциальных сырьевых источников для проекта строительства газопровода Набукко через Турцию.

Приход заинтересованных сторон к выработке единого мнения по этому вопросу, позволил бы всем прикаспийским странам беспрепятственно использовать недра Каспия и привлекать инвестиции в сферу экономики, а также обеспечить безопасное развитие Кавказско-Каспийского региона и стабильность в международных отношениях Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркмении.

ABSTRACT

Sovereignization of the former Soviet republics has changed the geopolitical order, including the Caucasus-Caspian region. If before the collapse of the USSR the border water line divided the Caspian between two owners

- Iran and the USSR, then, after - the actual owners of the Caspian riches, there were five - Iran, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan, that is, all coastal states. Each of them connects its future, - the rise of the economy, and the standard of living of the population, with the oil wealth of the Caspian. However, in order to realize its long-term plans, it is necessary to arrive at a general consensus on delimitation of borders, sectoral segregation of the sea and the legal status of the Caspian. Some countries open to cooperation and good-neighborly relations, in search of a compromise, revised their initial positions. Thus, agreements and agreements on the delimitation of the Caspian Sea have already been concluded between the countries of the northern coast. That is, the North Caspian is already divided in accordance with the principle of the middle line between Azerbaijan, Russia and Kazakhstan.

The deterrent Iranian factor was US sanctions. But, on January 17, 2016, the European Union lifted the sanctions imposed on Iran.

And, as a result, in May 2018, Azerbaijan signed an agreement with Iran on cooperation in the development of oil and gas fields in the Caspian Sea.

The concept of Turkmenistan, promulgated in 2009, does not coincide with the realities of Azerbaijan. Then, as both countries consider the European Union as potential source of raw materials for the Nabucco gas pipeline project through Turkey.

The arrival of interested parties in the development of a common opinion on this issue would allow all Caspian countries to use the Caspian Sea's resources without hindrance and attract investments into the economy, as well as ensure the safe development of the Caucasus-Caspian region and stability in the international relations of Azerbaijan, Russia, Iran, Kazakhstan and Turkmenistan.

Ключевые слова: Каспий, прибрежные страны, делимитация границ, правовой статус Каспия, противостояние, сотрудничество.

Keywords: Caspian region, coastal countries, delimitation of borders, legal status of the Caspian Sea, confrontation, cooperation.

Борьба за углеводородные ресурсы с конца ХХ- го столетия, наряду с противоборством систем, превратилась в движущую силу, изменившей мировой порядок. Суверенизация бывших советских республик, потребовала коррективов в международную практику делимитации границ. Так, пограничное разделение водного пространства Каспия стало предметом спора между Россией, Ираном, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Установленная практика природопользования в период Советского союза, не подходила новым реалиям. Если раньше право пользования водными и наземными ресурсами Каспия, обладали СССР и Иран, то обретя независимость Азербайджан, Казахстан и Туркмения, как прибрежные государства данного региона, предъявили свои, по факту, права на Каспийские ресурсы. Как страны, обеспеченные ресурсами, Азербайджан, Казахстан и Туркмения, планировали с их помощью реанимировать, доставшуюся после развала СССР, разрушенную экономику и поднять низкий, жизненный уровень людей. Тем более что Западные страны предлагали свои новейшие технологии и инвестиции. Однако при отсутствии, признанных всеми заинтересованными странами государственных границ на акватории Каспия, нефть на его дне с юридической точки зрения оказывалась «бесхозной». Приход заинтересованных сторон к выработке единого мнения по этому вопросу, позволил бы всем прикаспийским странам беспрепятственно использовать недра Каспия и привлекать иностранный капитал в сферу экономики.

В принципе, в начале XIX века (1881 г.) комиссией была установлена пограничная линия, разделяющая Каспий между Россией и Ираном. В 1921 году Россия подтвердила данную постановку договором с Ираном. Статья III договора гласила: «Обе стороны, ведущие переговоры на высоком уровне, соглашаются принимать пограничную линию, определенную пограничной комиссией в 1881 году, как водную границу между Ираном и Россией. Эта граница должна быть охранена и является неприкосновенной». [1; 536-544]

«Неприкосновенная водная граница», закрепленная договором РСФСР и Ираном (Персией), проходила по Азербайджано-Туркменской территории - Астара (зап. поб.) - Гасан Куми (вост.поб.). Данный договор, состоящий из 26 статей, был подписан Георгием Чичериным с Российской стороны и П.Караханом-Мамлюком с Иранской стороны. [2]

Последующие договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном: «О торговле, мореходстве и заселении» (1935 г.) [3; 170-175]; «О торговле и мореплавании» (1940 г.) [4; 56] подчеркивали, что Каспий является Советско-Иранским морем. Кроме всего, таким образом, Каспию был определен статус моря.

Однако в конце ХХ века, когда встал вопрос о делимитации водных границ Каспия, вновь был поднят вопрос и о его статусе, - море он, или озеро? Дело в том, что согласно международному законодательству, признание Каспия озером, означает, что он является собственностью всех пяти прикаспийских государств и тогда любые разведочные работы должны согласовываться с каждой страной.

В случае признания Каспия морем, каждая из пяти прибрежных стран, беспрепятственно может пользоваться в своем секторе Каспийскими ресурсами.

Каспий - уникальный, крупнейший на Земле водоем. С одной стороны, его можно классифицировать, как озеро, потому что он является замкнутым, бессточным. [5] Правда, в отличие от других озер, ложе Каспия выложено земной корой океанического типа. Вода в Каспии соленая, размеры слишком огромные для озера. Находясь внутри Евразии, он омывает берега двух частей света - Европы и Азии, и берега пяти государств. По всем параметрам его можно классифицировать как море. [6]

Но, гидрологи, географы и др. утверждают, что Каспий - это озеро. На международной конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии», проходившей в Актау (2011 г.) большинство специалистов имели аналогичные мнения. Кямал Макили Алиев (Азербайджан), Франц де Картинг (Франция), Довлятшахи и Бахрам Амитах-мадиян (Иран), Салимгерей (Казахстан), были за признание Каспия озером. [7; 4-7] Однако ни один из вариантов, - море или озеро, не удовлетворял одновременно пять стран. То, что устраивало одних, других, - не устраивало.

Из пяти стран Азербайджан первым начал проводить изыскательные работы в своем секторе Каспия. [8]

Он руководствовался совместным Постановлением Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР и Совета Министров Азербайджанской ССР «Об образовании организационного Комитета по созданию совместного Производственного объединения «Каспморнефтегаз», принятым 18 января 1991 года. [9] Постановление подтверждало, что «четыре месторождения нефти и газа - Азери, Чираг, Гюнешли и Кяпаз, расположены в азербайджанском секторе Каспийского моря. А, также, что Азербайджанская ССР, является единственным субъектом, занимающимся освоением и добычей минеральных ресурсов и собственником, добываемой там нефти, что признано всеми прибрежными государствами». 20 сентября 1994 г. Азербайджан подписал крупномасштабный международный нефтяной контракт с 13-ю компаниями из семи стран мира, чем повысил геополитическую значимость Кавказско-Каспийского региона. Страны - участницы проекта, среди которых

ведущие мировые державы, - США, Великобритания, Япония, направляющие инвестиции в новый нефтяной проект, получивший название «Контракт века», естественно, также стали проявлять внимание к решению проблемы юридического статуса Каспия. Ибо, связывали с ним свои перспективы по добыче, транспортировке каспийских углеводородов и создания транснациональных транспортных коридоров.

Россия занимала иную позицию, так как считала себя правопреемницей СССР, она рассчитывала на приоритетное положение в Каспийском регионе. Поэтому, отстаивая собственные интересы, загоняла в тупик решение проблемы определения правового статуса Каспийского моря. Столкновение интересов постепенно переросло в жесткую конфронтацию относительно статуса моря и маршрута трубопровода. Теперь Россия требовала признания Каспия международным озером, поскольку правовые режимы международных озер и замкнутых морей, как уже было отмечено ранее, значительно отличаются. Азербайджан, ссылаясь на то, что Каспий является закрытым морем, обращался к Конвенции ООН от 1982 года, закрепляющей суверенные права каждого из прибрежных государств на собственную экономическую зону - часть недр, шельфа, территориальные воды и т.д. [10]

Длительное время у «России не было синтезированной, ориентированной на будущее, общенациональной политики в отношении Каспия». [11] Она отстаивала идею неделимости в какой-либо форме Каспийского моря и совместного пользования (кондоминиум), а вопросы освоения ресурсов Каспия должны были решаться с участием всех прикаспийских государств. Для этого Россия предлагала создать региональную организацию по сотрудничеству. Сохранялось право свободного судоходства и рыболовства, кроме 10-мильной прибрежной зоны, а разработка минеральных ресурсов предполагалась через совместную акционерную компанию пяти прикаспийских стран, что позволило бы обойтись без раздела Каспия и его дна. Все это должно было способствовать укреплению Россией своих позиций в регионе.

11-12 октября 1994 года полномочные представители прикаспийских государств собрались в Москве на конференцию, созванную по инициативе Российской Федерации. Целью этой встречи было обсуждение проектов конвенции по правовому статусу Каспийского моря, представленных Азербайджаном, Казахстаном и Россией.

Осенью 1993 года всем прикаспийским государствам был разослан Азербайджанский вариант проекта. Проект предлагал погранично-озерный статус с секторальной делимитацией.

Казахстанский проект рассматривал Каспий как «замкнутое море», на которое должны были распространяться нормы конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Однако в рамках московской встречи, ни казахский, ни азербайджанский проекты не были приняты Россией и Ираном. Компромиссом стал российский проект о региональном сотрудничестве.

В азербайджанском проекте конвенции о правовом статусе впервые в международной практике предлагалось конкретное определение термина «пограничное озеро».

Дальнейшее сотрудничество прибрежных государств должно было строиться на основе основополагающих принципов международного права. Азербайджанский проект предлагал разделить Каспийское море на сектора между прибрежными странами. При этом делимитация должна была проводиться как на двусторонней, так и многосторонней основе, в пределах каждого сектора Каспийского моря должно было применяться законодательство прибрежного государства.

Вскоре после московской встречи в Азербайджане был подготовлен второй, более совершенный вариант проекта конвенции о правовом статусе Каспия. В новом проекте давались четкие определения терминов «Каспийское море», «сектор Каспийского моря». Понятие «Каспийское море» определялось, как не имеющий естественной связи с Мировым океаном внутриматериковый бессточный бассейн (замкнутый водоем), который по физико-географическим условиям расположения и, исходя из традиционно установившегося принципа разграничения его акватории (Россия-Иран, СССР-Иран), подпадает под правовой статус «пограничного озера». Под «сектором Каспия» предлагалось понимать часть акватории дна и недр, примыкающих к прибрежному государству, являющихся неотъемлемой частью территории прикаспийского государства, ограниченного государственной границей на водах. Согласно статье III проекта конвенции, «Каспийское море (пограничное озеро) разделялось на суверенные секторы, являющиеся неотъемлемой частью территории соответствующих прикаспийских государств». [8; 68-78]

Четкие предписания содержались и по отношению к делимитации границ Каспийского моря. Согласно азербайджанскому проекту, государственная граница между прикаспийскими государствами должна была проходить по срединной линии, равноудаленной от этих берегов, а при наличии островов - от условной линии, соединяющей обращенные к срединной линии берега этих островов. Кроме того, предлагалось установить государственную границу на водах между сопредельными прикаспийскими государствами по условной линии, являющейся естественным продолжением сухопутной границы перпендикулярной к срединной линии акватории.

Проект конвенции предлагал установить также внешнюю границу сектора акватории с Ираном, которая по проекту могла быть установлена по прямой линии, соединяющей сухопутные южные границы Азербайджана и Туркменистана.

Однако проект не был принят в качестве рабочего документа к обсуждению.

Российский проект соглашения прикаспийских стран о региональном сотрудничестве резко отличался от азербайджанского проекта. Так, по содержанию данного документа трудно было судить о том, что представляет собой Каспийский бассейн

- море или озеро. Россия предлагала отложить решение этого вопроса на неопределённое время, а вместо нового статуса, придерживаться ранее установленного правового режима, то есть, положений советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов. [8; 68-78]

Вместо установления международно-правового статуса Каспийского моря предлагалась идея создания международной организации - Международного Совета по проблемам Каспийского моря. Этот Совет должен был рассматривать вопросы генеральной линии и программы действий прикаспийских стран, а так же принимать решения, касающиеся дальнейшего сотрудничества.

Московская встреча 11-12 октября 1994 года напрямую была связана с подписанием в Баку «Контракта века», включая участие российского «Лукойла».

Новый этап сотрудничества прикаспийских государств по вопросам статуса и отдельных форм использования Каспия ознаменовалось большим количеством официальных встреч, научно-практических конференций, частыми изменениями прибрежными государствами своих позиций и приоритетов.

Следует отметить, что Россия пересмотрела свой подход к проблеме правового статуса. 18 января 1996 года в Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации. [12]

В результате проведенных переговоров с иностранными компаниями и российской стороной и в соответствии с Межправительственным соглашением, Азербайджаном были подписаны многосторонние контракты и документы, в которых детально были описаны все коммерческие и юридические аспекты взаимоотношений сторон и уполномоченных их правительствами организаций:

- соглашение о транспортировке азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации между АК «Транснефть» и Азербайджанской Международной Операционной Компанией (АМОК);

- основы соглашения по северному маршруту экспорта нефти между ГНКАР, АМОК и иностранными компаниями-участницами «Контракта века»;

- договор о поддержке транспортировки нефти между Правительством Азербайджанской Республики и АМОК.

В дальнейшем Россия предлагала принцип консидиума, однако в этом случае, Азербайджан не мог самостоятельно пользоваться нефтяными месторождениями. Следовательно, он лишился бы большей части своих доходов, так как большинство крупных углеводородных месторождений находятся на его участке.

Казахстан по своим позициям был близок с Азербайджаном, что было заявлено на сентябрьской встрече 1996 года президентов Гейдара Алиева и Нурсултана Назарбаева, посвященной определению статуса Каспийского моря и сотрудничества

в его акватории и на шельфе. Азербайджан и Казахстан признали право друг друга и каждого из прибрежных государств на проведение работ по освоению минеральных и биологических ресурсов в различных секторах моря. [13; с.215]

Фактически, Азербайджан и Казахстан установили «национальные сектора» в Каспийском море.

Можно сказать, что к тому времени раздел Каспия на национальные сектора де-факто уже состоялся.

Последовательные многолетние азербайджано-российские двусторонние консультации по вопросам правового статуса Каспия, привели к принятию Протокола «о разделе дна Каспийского моря на сектора/зоны по договоренности между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на основе принципа равноудаленных точек (срединной линии)» (Баку, 27 марта 1998 г.) [8; 68-78]. Стороны согласились, что каждое прибрежное государство, в результате такого деления, будет обладать в своем секторе исключительными правами в отношении подводных минеральных ресурсов. [14]

Фактически, Россия согласилась на секторальное деление при условии, что делить будут дно Каспия, а водная часть останется общей для всех прикаспийских государств. [8; 68-78]

Смена власти в Российской Федерации в 2000 году ознаменовала новый этап во внешней политике, обозначились новые принципы сотрудничества с прикаспийскими государствами. Россия определила для себя перспективу взаимовыгодного сотрудничества по эксплуатации ресурсов Каспийского региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга. Она предложила новые варианты урегулирования статуса Каспия:

- определение 12-мильной зоны территориальных вод;

- сохранение водной толщи моря в общем пользовании;

- раздел дна по принципу модифицированной срединной линии.

В отличие от всех прежних подходов данная позиция учитывала взаимные экономические и политические интересы почти всех участников переговорного процесса. Азербайджанская и Казахстанская сторона поддержали предложение России.

9 января 2001 года президенты Азербайджанской Республики Гейдар Алиев и Российской Федерации Владимир Путин, подписали совместное заявление по статусу Каспия и Бакинскую декларацию по политическим вопросам. [15; 712]

«На первом этапе предлагалось разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на секторы - зоны, на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равно удаленности точек и модифицированной линии по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии». [15; 712].

Стороны согласились, что за каждым из прибрежных государств, в образуемом в результате такого раздела секторе/зоне будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов с другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне.

29 ноября 2001 года между Казахстаном и Азербайджаном было подписано соглашение о разграничении дна Каспийского моря. [15; 712] Это соглашение подтвердило секторальный раздел Каспия. Аналогичное соглашение было подписано между Российской Федерацией и Казахстаном. [16] В соглашении говорилось о разделении северной части Каспия на российский и казахский сектора.

В настоящее время между странами северного побережья заключены договора и соглашения по вопросу делимитации Каспийского моря. «То есть, Север Каспия уже разделен в соответствии с принципом срединной линии между Азербайджаном, Россией и Казахстаном».[17; 32]

Что касается Туркменистана, то он подверг критике достигнутые соглашения, потому что они были подписаны без согласия всех заинтересованных сторон.

Иран - сторонник консенсуса между прикаспийскими государствами. [18] При решении статуса Каспия, оценил достигнутые соглашения, как препятствие в достижении единства по данной проблематике. Следует отметить, что иранский сектор Каспия слабо изучен. Сдерживающим фактором этого были санкции США, согласно которым даже неамериканские компании могут быть подвергнуты санкциям, если их инвестиции в нефтяную отрасль превысят 40 млн.долларов. Иран вышел из-под санкций после подписания в июле 2015 года с «шестеркой» (США, Германия, Великобритания, Китай и Россия) соглашения по иранской ядерной программе. [19] После того, как МАГАТЭ подтвердило выполнение взятых официальным Тегераном обязательств, 17 января 2016 года Европейский союз отменил введенные против него санкции. После снятия санкций, власти Тегерана представили к рассмотрению 46 перспективных блоков и месторождений в иранском секторе Каспия. К 2022 году в нефтегазовый сектор ожидается 140 млрд. финансовых вложений, в том числе 100 млрд. - за счет иностранных инвестиций. По разным оценкам иранских экспертов, геологические запасы южного сектора Каспия оцениваются в 35 млрд. баррелей условного топлива.

В мае 2018 года Азербайджан подписал с Ираном Соглашение по сотрудничеству в разработке месторождений нефти и газа в Каспийском море, что откроет новый этап в разработке «кладовых» на Каспии. [20] Партнерские отношения с Ираном открывают Азербайджану перспективу выхода на рынки стран Персидского залива и Южной Азии.

Литература

1. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Ираном (Персией) от 26 февраля 1921 г./Документы внешней политики СССР. Т. 3. М., 1959, с. 536-544

2. Возникновение понятия юридического статуса Каспия. Юридический статус Каспийского моря/ Азербайджан в мировом сообществе /Портал Фонда Гейдара Алиева/ http://www.azerbaiian.az/ World

Community/ Caspian Status/_ Caspian

Status_r.html?caspianStatus_02

3. Кристалинский Л.Б. Этнополитика как сфера обеспечения государственной безопасности в условиях многонациональности пограничного пространства России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 5. Часть 1. 2014, с. 170-175

4. Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном. Тегеран, 25 марта 1940 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М.: Го-сиолитиздат, 1955. Вып. X., 238 с.

5. То ли море, то ли озеро: Каспий продолжает удивлять и восхищать/ https://news.rambler.ru/other/37612594-to-li-more-to-li-ozero-kaspiy-prodolzhaet-udivlyat-i-voshischat/ 10.08.2017

6. Каспийское море. Общие сведе-ния/http://www. window2baku. com/ Caspian/ caspi-ansea.htm

7. Выгоднее всего считать Каспийское море озером: азербайджанский эксперт/ Regnum. М., 17 сентября 2011, с.4-7

8. Нефть и газ в бассейне Каспийского моря: состояние и перспективы / Кавказ и глобализация. М., 2007, с.68-78

9. Постановление Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР и Совета Министров Азербайджанской СССР. «Об образовании организационного комитета по созданию совместного производства». 18 января 1991 г. № 25/25

10. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву/ http://www.un.org/depts/los/convention agreements /texts/unclos/unclos _ r. pdf

11. Куртов А. Каспийское море: непоследовательность России наносит ущерб национальным интересам/ НП «НИА» «Наследие Отечества», 2010/_20/article.php?art=106

12. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации. 18 января 1996 г. М., 1996/ http://www.mid.ru/ foreign f_ policy /interna-tional_contracts/2_ contract/-/storage-viewer/bilat-eral/page-294/47755

13. Гусейнова И. Гейдар Алиев - от политического руководителя к общенациональному лидеру. Б.: Тахсил, 2005, 504 с.

14. Мамедов Р. Современный правовой статус Каспийского моря: политика, дипломатия, право /Право и политика. №3, Б., 2001/http://library.by/portalus/modules/internationalla w/readme.php?subac-tion=showíUll&id=1095958713&ar-chive=1460290012&start_from=

15. Алиев Ильхам. Каспийская нефть Азербайджана. М.: Известия, 2003, 712 с.

16. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

Москва, 6 июля 1998 г. // СЗ РФ. № 47. Ст. 4510. М., 2003 г.

17. Ализада Ф. Кладовые Каспия. Азербайджан и Иран открывают новую страницу сотрудничества в топливно-энергетической сфере/ Region plus. №9, 1 мая 2018, Б., 2018, с.32

18. Сажин В.И. О региональной политике Исламской Республики Иран. М.: Институт Ближнего Востока, 2004/ http://www.iimes.ru/?p=3271

19. Иран без санкций. Венское соглашение обсуждают Георгий Мирский, Александр Шумилин и Яков Кедми/ https://www.svoboda.org/a/ 27127220.html/ 14.07.2015

20. Азербайджан и Иран впервые вместе будут разрабатывать нефтяные месторождения на Каспии / https://news.day.az/economy/1003247. html/ 08.05.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.