Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ'

КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРИКАСПИЙСКИЕ СТРАНЫ / АЗЕРБАЙДЖАН / ИРАН / КАЗАХСТАН / РОССИЯ / ТУРКМЕНИСТАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исмаиллы И.Ш.

Статья посвящена изучению основных понятий региональной культурной модели, культурных особенностей двусторонних отношений между Россией и прикаспийскими странами, анализу культурной модели и культурных особенностей Каспийского региона. В работе подробно описаны: анализ культурной модели региона, уровни региональности по Бьерну Хеттне и двусторонние и многосторонние правовые документы между прикаспийскими странами. Проведен анализ двусторонних культурных отношений России со странами Региона, на основе которого сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL FEATURES OF BILATERAL RELATIONS IN THE CASPIAN REGION

The article is devoted to the study of the basic concepts of the regional cultural model, the cultural characteristics of bilateral relations between Russia and the Caspian countries, the analysis of the cultural model and cultural characteristics of the Caspian region. The paper describes in detail: the analysis of the cultural model of the region, the levels of regionality according to Bjorn Hettne and bilateral and multilateral legal documents between the Caspian countries. The analysis of bilateral cultural relations between Russia and the countries of the Region was carried out, on the basis of which conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ»

КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ В

КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

И.Ш. Исмаиллы, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-185-191

Аннотация. Статья посвящена изучению основных понятий региональной культурной модели, культурных особенностей двусторонних отношений между Россией и прикаспийскими странами, анализу культурной модели и культурных особенностей Каспийского региона. В работе подробно описаны: анализ культурной модели региона, уровни реги-ональности по Бьерну Хеттне и двусторонние и многосторонние правовые документы между прикаспийскими странами. Проведен анализ двусторонних культурных отношений России со странами Региона, на основе которого сделаны выводы.

Ключевые слова: Каспийский регион, культура, культурные особенности, прикаспийские страны, Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан.

Каспийское море является крупнейшим замкнутым водоемом. На самом деле оно является бессточным солоноватым озером, но из-за своих размеров, сложных гидрологических процессов его считают замкнутым внутриматериковым морем. Находится Каспий на отметке 27 метров ниже уровня Мирового океана, на южной границе Азии и Европы с площадью 370 тыс. кв. км. Наибольшая глубина моря -1025 метров [1].

На берегу Каспийского моря расположены 5 государств. На западе и северо-западе расположена Россия, а на севере, северо-востоке и востоке находится Казахстан. На юге-западе находится Азербайджан, а на юге Иран. Южнее Казахстана, на юге-востоке расположен Туркменистан.

В наше время, в стремительно изменяющемся мире, взаимные отношения стран, которые напрямую связаны с глобализа-ционными процессами, так же влияют на региональную ситуацию в целом и играют важную роль в мировой экономике. Процессы трансформации социокультурного пространства от монокультурного к поликультурному, гетерогенному, отличающееся разнообразием количественных и качественных характеристик регионов считают современными процессами регионализации.

Изучение регионов по отдельности, с точки зрения культурных моделей, объяс-

няется тем, что по типам связей они похожи на глобальное, а по сути, они не такие, из-за временной и пространственной принадлежности к одной и той же местности [2]. Если представить регион, как политико-географический или физико-географический субъект, то он раскроется как социокультурная единица, образуя на локальном уровне регион как «территорию и общность» [3]. Таким образом, можно считать, что регион - это территория, которая далека от глобального всего, и которая нацелена на сохранении своих исконно исторических, культурных традиций. То есть внутри самого региона сформированы свои традиции и особенности.

Цель работы заключается в определении культурных особенностей прикаспийских стран и их роль в развитии двусторонних отношений в Регионе.

Данная цель определила следующие задачи:

- изучить основные понятия региональной культурной модели;

- проанализировать культурную модель и культурные особенности Каспийского региона;

- рассмотреть культурные особенности двусторонних отношений между Россией и прикаспийскими странами.

1. Региональная культурная модель и культурные особенности Каспийского региона

В течение долгих лет, этнические группы людей, у которых много общего, как для социальной, экономической, так и семейной жизни, формируют региональную культурную модель как единое культурное сообщество. При этом, могут быть ассимиляции и разные культуры могут смешиваться, образуя мультикультурную модель, но при этом, не забывая о своем этническом происхождении и о своих традициях. Местность, ландшафт, климат, традиции -эти факторы влияют на род деятельности, занятие, и соответственно на менталитет и мировоззрение этнических жителей этих регионов [4]. С точки зрения науки, регион - это самодостаточная локальная единица времени и пространства. Регион как социокультурная единица имеет широкую культуру, при этом образует единое целое пространство, включая сюда геоэкономические, геополитические и информационные компоненты.

С точки зрения философии, регион -это «особый микрокосм с размытыми границами, где у жителей особый менталитет» [5]. Фернан Бродель расценивал регион «как аналог особого мира с менталитетом, своим образом мышления, своими традициями, своим видением мира и своим мироощущением» [6].

Глобализационные процессы вынуждают страны взаимодействовать друг с другом и это приводит к тому, что регионализация в разных отраслях становится сильнее и растет сплоченность. Это и называется «региональность». Региональность -это «успешное упорядочение регионального пространства, системы, общества, сообщества» [7].

По Бьорну Хеттне различают 5 уровней региональности:

1. Региональное пространство, отдаленное физическими барьерами, в котором происходят демографические процессы;

2. Региональный комплекс, который диверсифицирует транслокальные связи между людьми, гарантирующих стабильность в регионе;

3. Региональное общество, организованное экономическом, культурном, политическом или военном пространстве

4. Региональное сообщество, где сформированная институциональная структура способствует социальному общению и сближению ценностей в регионе;

5. Региональная институционализированная политика, являющаяся субъектом с выраженной идентичностью и легитимностью [8].

Что касается регионализма, то тут выделяют 3 уровня:

- трансрегионализм - организации и институты, которые связывают регионы друг с другом;

- интеррегионализм - регионы формально связаны между собой;

- мультирегионализм- мироустройство на кросскультурное множество.

М. Фаррелла писал, интеррегионализм можно рассматривать как «форму, наиболее соответствующую процессам глобализации» [7, р. 279].

Под конец двадцатого века в Каспийском регионе начала возникать поликультурная модель, которая подразумевала обеспечение конкурентоспособности. Развитие взаимных отношений привели к тому, что в регионе Каспия был сформирован «пояс добрососедства» [7]. Страны региона понимали, что ограничение внутри своего государства и антиглобализация не приведет ни к чему хорошему и сотрудничество в регионе важно и необходимо [9]. При такой модели, странам трудно регулировать свое пространственное планирование и они отказываются от монополии. Этот вид регионализма ценится высоким уровнем интеграции.

Культурная регионализация в данном аспекте гораздо важнее, чем политические вопросы в регионе, которые носят формальный характер. Культурно-историческую характеристику региону можно дать, изучая специфику региона, ее историю развития до наших дней. Регион Каспийского моря находится между Европой и Азией, и конечно же, и Европа, и Азия влияют на то, как организована культурная жизнь в регионе. Тут можно говорить о смешанной модели, потому как в регионе сосредоточены культурные особенности, как Азии, так и Европы.

При анализе культурной модели региона, важно:

1. Изучение факторов, которые повлияли на формирование социального и культурного потенциала региона;

2. Умение непрерывно сравнивать прошлое и настоящее в регионе;

3. Понимание важности города в региональных процессах;

4. Изучение связи между центром и периферией и связи между историей государства и историей региона.

С давних времен в Каспийском регионе жили разные народы, этнические группы людей и соответственно происходила ассимиляция, смешение языков. Это легко заметить даже в топонимах стран региона. В Иране, например, есть топонимы, которые произошли от турецкого, казахского, русского, татарского языков. В России, в Астрахани, аналогично, есть топонимы, произошедшие от татарского, турецкого, персидского языков.

Про Каспийское море и его историю писали многие ученые в древности. Геродот в своей книге писал про Каспийское море, что это «море Каспиев». Дело в том, что на берегу Каспийского моря жили племена каспиев или же, как их называли, племена хазаров. В России Каспийское море называли Хвалынским море, а в Европе Бакинским морем. В самом Баку, то есть в Азербайджане, его называли Хазаром, а в Персии Каспий назывался Куль-зум.

Прикаспийские страны, учитывая свои национальные интересы, стремятся улучшить двусторонние и многосторонние отношения, понимая что это поможет стать важным стратегическим регионом в долгосрочной перспективе. Во-первых, это обеспечение безопасности в Каспийском море и соглашение о том, что в Каспийском море могут плавать суда только под флагом прикаспийских стран, а пересечение территориальных вод другой страны, должно обговариваться и согласовываться заранее. Во-вторых, в 1996 году была создана Ассоциация государственных университетов прикаспийских стран (АГУПС), которые сотрудничают в сфере экономических, экологических и культур-

ных вопросов стран Каспийского региона. В университетах- членах Ассоциации изучается языки народов прикаспийских стран, их история, культура и традиции. Также есть программы стажировки в вузы по разным специальностям.

И конечно же, важным шагом в истории региона было подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 12 августе 2018 года. Конвенция определяет правовой статус вод, дна и недр Каспия. Использование природных ресурсов и воздушного пространства над морем регулируется Конвенцией. Новый режим устанавливает суверенные и исключительные права для каждого прибрежного государства в их соответствующих «территориальных водах» и «секторах морского дна и недр». Ключевые вопросы, охватываемые Конвенцией, касаются правового статуса вод, морского дна и недр, демаркации, природных ресурсов, рыболовства и судоходства. Некоторые вопросы остаются нерешенными в рамках дальнейших двусторонних или многосторонних соглашений между прибрежными государствами. Конвенция оставляет за пятью прибрежными государствами все права на Каспийское море и его ресурсы. Она исключает доступ к Каспийскому морю и его использование третьими государствами [2, с. 19]. Воды Каспийского моря разделены на три зоны: территориальные воды, рыбопромысловые зоны и «общее морское пространство». Территориальные воды простираются от базовой линии (то есть береговой линии или упрощенных прямых линий вдоль побережья) до 15 морских миль. Они подчиняются суверенитету прибрежного государства. Соответствующие рыбопромысловые зоны сторон простираются еще на 10 морских миль, прилегающих к территориальным водам, в которых каждое государство обладает исключительными правами на водные биологические ресурсы. Делимитация территориальных вод и рыбопромысловых зон между соответствующими государствами определяется соглашением с должным учетом принципов и норм международного права [10]. До сих пор между прибрежными государствами

не было заключено такого соглашения о делимитации.

Воды, расположенные за пределами соответствующих рыбопромысловых зон сторон (то есть не более чем в 25 морских милях от побережья), являются частью «общего морского пространства». Он открыт для использования всеми сторонами [10].

2. Культурные особенности двусторонних отношений России с прикаспийскими странами

Иран и Россия пережили очень глубокие и богатые социокультурные отношения в течение последних трех столетий. Можно сказать, что экономические отношения между двумя странами проложили путь социальному взаимодействию. Интересная и содержательная литература России была очень интересна многим иранским читателям до и после Октябрьской революции 1917 года. И западные либеральные, и революционные мысли пришли в Иран через Россию. Роль и влияние идей русской интеллигенции в Конституционном движении Ирана были очевидны.

Иран был частью капиталистической системы и после Второй мировой войны в условиях биполярной системы, отношения Ирана и СССР резко ухудшились. Но с 1960-х до конца 1970-х годов эти отношения перешли в технико-экономическое сотрудничество. Победа Исламской революции в Иране глубоко изменила отношения двух стран.

После ухудшения отношений, следовал распад Советского Союза, который снова изменил отношения между Ираном и Россией. Вскоре две страны решили наладить отношения, но только в политической и военной областях. В течение первого десятилетия после распада Советского Союза отношения между Ираном и Россией постоянно расширялись. Но эти отношения основывались на политических и военных вопросах. Иран и Россия имеют богатые исторические связи, но они постоянно игнорируют эти области сотрудничества. К примеру, количество иранских студентов в США и европейских странах намного превышает количество иранских студентов в России. Особенно это касается ученых и

исследователей. Несмотря на то, что страны подписали большое количество соглашений и меморандумов о сотрудничестве в сфере образования, на практике реализовать эти идеи не получается, как хотелось бы обеим сторонам.

Иран и Россия очень отличаются от западных обществ. У них похожая история противостояния с западной цивилизацией. У этих стран схожее общество и культура в отношении материалистических взглядов западных обществ, особенно в контексте влияния религии в двух странах как институционально, так и практически. Политические вопросы и вопросы безопасности важны для Ирана и России, но культурная и социальная политика могут сделать отношения между странами стабильными и прочными.

После ухудшения отношений между Россией и странами Запада, отношения между Ираном и Россией постоянно улучшались, но вес социокультурных отношений еще не увеличился в приемлемой форме. Постоянной чертой отношений между Ираном и Россией на протяжении последних десятилетий было сосредоточение внимания на военной безопасности и частично на социально-экономические вопросы, в то время как социокультурные отношения являются очень важной сферой для сохранения и развития двусторонних отношений между Ираном и Россией.

Культурные связи России и Азербайджана построены на соседстве двух государств и общении двух народов не только в наше время, но и с исторической точки зрения. Развитие культурных связей между странами начинается с человеческих отношений, но главы государств, безусловно, придают формальность этим типам отношений, договариваясь во время взаимных визитов и форумов. Одним из важнейших документов, выводящих формат культурного сотрудничества на новый уровень, является Декларация о дружбе и стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Россией, подписанная 3 июля 2008 года в Баку главами государств Иль-хамом Алиевым и Дмитрием Медведевым.

Согласно Декларации, определены нижеследующие соглашения:

- исходя из исторически значимой роли общин обоих народов в Азербайджане и России, создавать благоприятные условия для всестороннего развития азербайджанской и русской диаспоры в сфере культуры, языка религии и повседневной жизни;

- содействие развитию разносторонних отношений между молодежными и студенческими организациями, культурных и научных сфер на межгосударственном уровне;

- в целях поддержания и диверсификации культурных связей между странами оказывать всестороннюю поддержку в создании кафедр азербайджанского языка, литературы, истории в ведущих российских вузах при поддержке азербайджанской стороны;

- при активной поддержке государства способствовать осуществлению комплексной деятельности филиалов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Баку, а также Азербайджанского государственного экономического университета в Дербенте [11].

Подводя итоги культурных отношений между двумя странами, нужно отметить, что в период политических и экономических сложностей обычный человеческий фактор остается надежным способом поддержания хороших и крепких отношений. Но, тем не менее, нужно отметить всего этого могло бы не произойти без теплых и дружеских связей между главами двух стран. Конечно же, предстоит еще много работы, так как совершенству нет предела, и, учитывая потенциал, который есть у обоих государств в области культурных отношений, остановиться невозможно, и, используя все доступные методы, необходимо закрепить достигнутые успехи и реализовать новые поставленные задачи. Учитывая историю взаимоотношений, можно с уверенностью сказать, что перспектива очевидна и вопрос реализации новых проектов не заставит себя долго ждать.

Истоки казахстанско-российских отношений уходят в глубь веков, когда казахи и русские жили на огромной территории Евразии, будучи сопредельными народа-

ми, строили узы добрососедства во всех сферах культуры человеческой деятельности. Культуры Казахстана и России переплетаются. Российско-казахстанская граница является самой протяженной в СНГ. На нынешнем этапе мирового развития страны понимают, что нужно сохранять и укреплять традиции добрососедства, дружбы и взаимопонимания. Для России Казахстан - это мост, связь между Россией и Центральной Азией, благодаря которой возможен диалог между Востоком и Западом. Началу деловых постсоветских отношений между двумя странами послужил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. [12]. Пик сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в области культуры пришелся на 2003 год - год Казахстана в России и 2004 год - год России в Казахстане. Эти годы были насыщены культурными программами, событиями, самым масштабным из которых стало открытие памятников поэту Абаю Кунан-баеву в Москве и Александру Сергеевичу Пушкину в Астане.

В Казахстане уделяется особое внимание положению русских в стране. Ярким примером является то, что в стране большинство населения знают русский язык и со стороны государства идет поддержка русского языка и его развитие в стране. Важное участие, в сохранении русского языка и его развитии, принимает славянское движение в Казахстане, которое носит название «Лад». В России тоже казахский язык не обделен вниманием. Например, в переводческом факультете МГЛУ по специальности «Лингвистика и международная коммуникация» преподают казахский язык. А на базе университета создан Центр казахского языка и культуры. Центр выступает координатором взаимоотношений между вузами Казахстана и России. Важной деятельностью Центра является содействие и сотрудничество в области обмена российскими и казахскими студентами.

После распада СССР Россия и Туркменистан подписали ряд двусторонних документов, определяющих культурное направление их сотрудничества. Важность

культурного сотрудничества и обязанность развивать культурные связи закреплены в российско-туркменских договорах 2002 года и 2017 года, а детальное упоминание культурной сферы- в межправительственном соглашении 1995 года о сотрудничестве в области культуры, образования и науки [13]. Согласно этому документу, обе страны договорились о доступе к культурному наследию обеих стран, свободном и равном культурном развитии для общин экспатриантов, обмене делегациями, фестивалях, турах, выставках, кинофестивалях, литературных обменах, связях между библиотеками и сотрудничестве между художниками, издательствами и культурными фондами.

Российско-туркменское двустороннее соглашение существенно отличается от аналогичных документов России с другими центральноазиатскими партнерами, такими как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В российско-туркменском соглашении преобладают лаконичные фразы с минимальной конкретикой, кроме того, структура сотрудничества гораздо менее детализирована. Кроме того, существует относительно ограниченный набор обязательств, которые в основном сводятся к простому сотрудничеству. На основе сравнения с другими централь-ноазиатскими партнерствами России можно сделать вывод, что это связано с закрытым статусом Туркменистана и его твердым неприятием более широких обменов.

Кроме того, в 2017 году Министерства культуры России и Туркменистана подписали программу двустороннего сотрудничества на 2018-2020 годы. Новая программа включала в себя те же направления обмена: кинематограф, театр, литературу и искусство.

Заключение.

Результаты проведенных исследований показали, что Каспийский регион имеет многообещающие перспективы для дальнейшего развития энергетического комплекса мира в целом. У стран Каспийского региона очень много общего и с точки зрения исторического развития культур стран региона, и с точки зрения развития самого региона. Взаимные отношения

стран региона в сфере экономики, энергетики, экологии, культуры опираются на историческое прошлое и по сей день проводятся встречи глав государств в целях развивать эти отношения.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, а также Каспийский экономический форум, который проводится каждый год, после подписания Конвенции способствуют развитию отношений между прикаспийскими странами. На форуме обсуждаются ряд важных вопросов: создание регионального логистического центра; подготовка плана укрепления экономического сотрудничества в Каспийском регионе с целью увеличения региональной торговли; развитие двусторонних культурных отношений в регионе, и т.д. Каспийский экономический форум является отличной площадкой для сотрудничества прикаспийских стран.

В ходе исследования данной проблемы, поставленные цели и задачи были достигнуты. На основании освоения темы, можно сделать вывод, что Каспийский регион относится к поликультурной и смешанной модели региональной культуры. Насыщенная и исторически сложившаяся богатая культура региона делает его уникальным. Результаты проведенных исследований показали, что Каспийский регион имеет значительные перспективы для дальнейшего развития мировой культуры в целом.

Стоит отметить, что сложности в развитии двусторонних отношений имеют место и культурные особенности стран играют в этом важную роль. К примеру, Россия и Иран относятся к разным культурным ареалам, разным цивилизациям, с разными религиозными традициями. Эти факторы и создают сложности на пути межкультурного взаимодействия России и Ирана.

Прочные экономических связи, в частности совместные финансовые структуры, способствуют расширению культурных контактов между странами. Так, например, возможность свободно проводить финансовые операции оказывает позитивное влияние на многие сферы культурного взаимодействия.

Подытожив работу, стоит отметить, что рой, а тесная взаимосвязь между странами потенциал Региона, а также стран по от- делает Регион еще сильнее и превращает дельности очень большой. Прикаспийские его в большой культурный центр между страны богаты своей историей и культу- Европой и Азией.

Библиографический список

1. Статус Каспийского моря. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/40539928-status-kaspiyskogo-morya/

2. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Социологические исследования. - 2004. - №2.

3. Регионы и регионализм в странах Запада и России / под ред. И.М. Бусыгиной, Р.Ф. Ивановой. - М.: РАН, 2001.

4. Костина А.В. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

5. Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма // Регионы и регионализм в Западной Европе и России / под ред. Р.Ф. Ивановой. - М.: РАН, 2001.

6. Бродель Ф. Время мира. - М., 1992.

7. Farrell M. Global Politics of Regionalism: theory and practice / M. Farrell, B. Hettne, L.Van Langenhove. - London: Pluto Press, 2005.

8. Hettne B, Inotai A. The new regionalism: implications for global development and international security / B. Hettne, A. Inotai. - Helsinki: The United Nations University, 1994.

9. Fawcett L. Regionalism in World Politics / L. Fawcett, A. Hurrell. - Oxford : Oxford University Press, 1995.

10. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/5328

11. Декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/250

12. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.) (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10119605/

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области культуры, образования и науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901008

CULTURAL FEATURES OF BILATERAL RELATIONS IN THE CASPIAN REGION

I.Sh. Ismayilli, Postgraduate Student Saint Petersburg State University (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the study of the basic concepts of the regional cultural model, the cultural characteristics of bilateral relations between Russia and the Caspian countries, the analysis of the cultural model and cultural characteristics of the Caspian region. The paper describes in detail: the analysis of the cultural model of the region, the levels of regionali-ty according to Bjorn Hettne and bilateral and multilateral legal documents between the Caspian countries. The analysis of bilateral cultural relations between Russia and the countries of the Region was carried out, on the basis of which conclusions were drawn.

Keywords: Caspian region, culture, cultural characteristics, Caspian countries, Azerbaijan, Iran, Kazakhstan, Russia, Turkmenistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.