Научная статья на тему 'Международно-правовой статус Каспийского моря в контексте интересов Прикаспийских государств'

Международно-правовой статус Каспийского моря в контексте интересов Прикаспийских государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
452
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
CASPIAN SEA / ECONOMIC INTERESTS / CASPIAN STATES / POLITICAL INTERESTS / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильева Анастасия Вячеславовна, Гиноян Арман Арамович

Статья посвящена анализу международно-правового статуса Каспийского моря в контексте интересов Прикаспийских государств. Ввиду особых экономических богатств большого вида биологических ресурсов и нефтяных месторождений, возникает пристальный интерес Прикаспийских государств к данному водоёму. На протяжении долгих лет между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном стояла сложная задача установления единого для общего понимания статуса Каспийского моря. И лишь совсем недавно Прикаспийским государствам удалось решить эту задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF THE CASPIAN SEA IN THE CONTEXT OF THE INTERESTS OF THE CASPIAN STATES

The Article is devoted to the analysis of the international legal status of the Caspian sea in the context of the interests of the Caspian States. Due to the special economic wealth-a large type of biological resources and oil fields, there is a close interest of the Caspian States to this body of water. For many years, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan, Turkmenistan and Iran have faced the difficult task of establishing a common understanding of the status of the Caspian sea. It was only recently that the Caspian States managed to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Международно-правовой статус Каспийского моря в контексте интересов Прикаспийских государств»

УДК 34

Васильева Анастасия Вячеславовна, студент магистратуры кафедры Международного права, европейского права Юридического факультета СевероЗападного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Россия, г. Санкт-Петербург

Гиноян Арман Арамович, студент магистратуры кафедры Международного права, европейского права Юридического факультета СевероЗападного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Россия, г. Санкт-Петербург

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ В

КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ.

Аннотация: Статья посвящена анализу международно-правового статуса Каспийского моря в контексте интересов Прикаспийских государств. Ввиду особых экономических богатств - большого вида биологических ресурсов и нефтяных месторождений, возникает пристальный интерес Прикаспийских государств к данному водоёму. На протяжении долгих лет между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном стояла сложная задача установления единого для общего понимания статуса Каспийского моря. И лишь совсем недавно Прикаспийским государствам удалось решить эту задачу.

Ключевые слова: Каспийское море, экономические интересы, Прикаспийские государства, политические интересы, соглашение.

Vasilyeva Anastasia V., master's student of the Department of International law, European law, faculty Of law, Northwestern Institute of management-branch of the

Russian presidential Academy of national economy and public administration, St.

Petersburg, Russia

Ginoyan Armen A., master's student of the Department of International law, European law, Faculty of law, northwestern Institute of management-branch of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of

the Russian Federation, Russia, St. Petersburg

INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF THE CASPIAN SEA IN THE CONTEXT OF THE INTERESTS OF THE CASPIAN STATES

Abstract: the Article is devoted to the analysis of the international legal status of the Caspian sea in the context of the interests of the Caspian States. Due to the special economic wealth-a large type of biological resources and oil fields, there is a close interest of the Caspian States to this body of water. For many years, Russia, Azerbaijan, Kazakhstan, Turkmenistan and Iran have faced the difficult task of establishing a common understanding of the status of the Caspian sea. It was only recently that the Caspian States managed to solve this problem.

Keywords: Caspian sea, economic interests, Caspian States, political interests, agreement.

С самого начала ХХ века Каспийское море являлось предметом особого внимания из-за своих экономических, природных и территориальных особенностей. Для пользования его ресурсами, необходимо было закрепить правовой режим Каспийского моря, что и было сделано в 1921 году двусторонним международным соглашением между СССР и Ираном, а позже двусторонним соглашением в 1940 году между теми же странами (ранее юридическую базу Каспия составляли Гюлистанский и Туркманчайский мирные договоры 1813 и 1814 гг.). Однако, после распада СССР, на международной арене появились новые государства, претендующие на пользование всеми привилегиями Каспийского моря.

Каспийское море обладает богатыми биологическими ресурсами и нефтяными месторождениями, что еще больше создает политическое напряжение Прикаспийских государств. По оценкам экспертов, Каспий - это 19% мировых запасов нефти, 45% мировых запасов газа. А еще 90% запасов осетровых, а значит, ценного экспортного товара - икры. Все вместе астрономические суммы в любой валюте [1]. Безусловно, такие богатые экономические ресурсы не могут оставаться без внимания, что и создает сложную геополитическую ситуацию. Усложняется политическая ситуация в первую очередь тем, что существенно возросло число Прикаспийских государств после распада СССР (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран). Каждая из стран имеет свою культуру, политический курс, уровень развития и статус на международной арене. Учитывая такие отличительные составляющие, государства долгое время не могли прийти к единому соглашению о правовом статусе Каспийского моря, при этом учитывая свои собственные политико-экономические интересы и не ущемляя интересы соседнего государства. Одной из наиболее конфликтных ситуаций в данном вопросе была принципиальная позиция Туркменистана оспорить право Азербайджана на несколько нефтегазовых месторождений, в то числе Сердар, запасы которого эксперты оценивают примерно в 150 миллионов тонн нефти [2].

Однако, помимо проблемы личных экономических выгод государств, стоит также проблема экологического характера. Экологическая проблема встала на первый план, так как из-за регулярного загрязнения водоема биоресурсы -которые являются достаточно ценными в экономическом плане, были под угрозой. Именно поэтому, в целях решения острого экологического вопроса, Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран приняли Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года в целях создания препятствий на пути загрязнения водоема, сохранения, восстановления и рационального использования биологических ресурсов [3]. Этот вопрос требовал особого внимания и срочного решения, так как его игнорирование могло привести к необратимым последствиям. Но помимо

принятия Рамочной конвенции, которая сыграла важную нормативно-регулирующую роль в сохранении биоресурсов и общего экологического состояния Каспийского моря, Прикаспийские государства, после долгих и продолжительных конференций и переговоров приняли Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года.

Конвенция по-настоящему характеризует проделанный «большой шаг» Прикаспийский государств, для решения сложного вопроса. Как говорится в преамбуле самой Конвенции, Стороны, признавая политическое, экономическое, социальное и культурное значение Каспийского моря, осознавая свою ответственность перед поколениями за сохранение Каспийского моря, убеждены, что настоящая Конвенция будет содействовать использованию Каспийского моря в мирных целях, рациональному использованию его ресурсов, изучению, защите и сохранению его природной среды [4]. В самой преамбуле уже указаны многие аспекты, которые выражают интересы Прикаспийских государств, что делает ее важным международно-правовым документом, которого de-facto будут придерживаться Стороны Конвенции. Интересы государств также выражались в речах самих глав государств, которые подчеркивали важные составляющие Конвенции после ее подписания. Так, президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что главное никаких военных от других стран. Военные базы -под запретом. Урегулирование правового статуса Каспия создает условия выхода сотрудничества между странами на новый партнерский уровень. Россия нацелена на совместную, энергичную работу по реализации шести профильных соглашений со всеми каспийскими государствами [5]. Как видно из вывода президента РФ, делается особый акцент на размещение военных формирований на территории Каспийского моря. Вопрос военной безопасности в последнее время стоит очень остро для России, которая за последние 10 лет приняла существенное участие во многих военных операциях разного характера.

На заседании о принятии Конвенции также вставали спорные вопросы, касаемо разделения Каспийского моря. Первоначальная мысль разделения Каспия поровну явилась не совсем справедливой, что вызывало недовольства

определенных государств. Так, береговая линия Ирана намного короче береговой линии Казахстана, что создавало заведомо конфликтную ситуацию по использованию нефтегазовых запасов [6]. Россия и Казахстан вышли с предложением разделения морского дна на национальные секторы, оставив акваторию моря в общем пользовании. Также регулировать потребление рыбы в нейтральных водах равными квотами [7]. Все эти вопросы носят весьма важный дальнейший стратегический характер для Сторон соглашения, ведь при принятии какого-либо решения, Прикаспийские государства добровольно соглашаются на дальнейшие возможности использования Каспия. Несмотря на личные притязания каждой из Сторон соглашения, при определении международно-правового статуса Каспийского моря, его границ (относящихся к национальным границам Прикаспийских государств) и правилами пользования ресурсов, Стороны в соглашении учитывали нормы международного права. В связи с этим, каждое Прикаспийское государство может установить свои территориальные воды не шире 15 морских миль от исходной линии. Но самые важные вопросы, которые решила Конвенция, являлись: порядок и правила научных исследований и судоходства, установление квоты на допустимый объем улова и запрет на присутствие в Каспийском море вооруженных сил других государств. Решенные Конвенцией вопросы носили важный характер особенно для осуществления планов по прокладке Транскаспийского газопровода, который является сложным и гигантским проектом в связи с тем, что он должен осуществлять транспортировку природного газа из Туркменистана и Казахстана через Азербайджан в Турцию и Грецию. Такой масштабный проект, касающийся основной части Прикаспийских государств было бы невозможно реализовать без установления четких правил и норм по международно-правовому регулированию Каспийского моря и установления многостороннего соглашения между этими государствами о правилах пользования Каспием и сотрудничества между собой.

Безусловно, принятое соглашение в виде конвенции по Каспийскому морю не ограничивает Прикаспийские государства в вопросах ведения обычных экономических видов деятельности и в вопросах обеспечения безопасности

близлежащих территорий. Прибрежные государства имеют право возводить и устанавливать сооружения и искусственные острова в пределах своего сектора. Однако географические координаты таких сооружений должны быть сообщены всем Сторонам в целях контроля исполнения Конвенции и безопасности. Принятие всеми Прикаспийскими государствами этого положения характеризует непременно политико-эволюционный характер продвижения к сотрудничеству государств. Государства обычно стараются держать в тайне свои возведенные сооружения пограничного характера, что объясняется мерой безопасности. В связи с этим, можно представить, насколько тяжело было государствам пойти на добровольное согласие о предоставлении информации возведенных на своей территории сооружений.

Таким образом, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 12 августа 2018 года привнесла новые возможности для научно-исследовательских изучений Каспийского моря, возможности проработки экологической политики для целей очищения Каспийского моря и сохранения биоресурсов. Помимо воздействия Конвенции на решение глобальных экологических проблем водоема, она также содействовала улучшению политического сотрудничества Прикаспийский государств, что влияет на спокойную геополитическую обстановку в регионе. Помимо улучшения политических взаимоотношений и экономического сотрудничества, также не стоит опускать важность вопросов военной безопасности. Запрещающие положения Конвенции о расположении и нахождении военных формирований других государств, влияют на спокойную военно-политическую обстановку в регионе. В последнее десятилетие проблемы международного терроризма и вооруженных конфликтов в регионах благополучной экономической зоны (с наличием месторождений нефти и иных ценных ресурсов) стали основными вопросами, обсуждаемыми в рамках ООН. Тем самым, установление большего числа соглашений такого рода не только поспособствуют экономическому развитию стран, а также обеспечению как национальной, так и международной безопасности.

Библиографический список

1. Одно море и пять стран — итоговые заявления лидеров «каспийской пятерки». // [Электронный ресурс]: URL: https://ru. sputniknews.kz/politics/20180812/6800677/aktau-kaspij-sammit-zayavleniya-itogi.html (дата обращения 20.11.2019)

2. Багирова Ф. Особый статус: как пять президентов написали новую историю Каспия. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.br.az/politics/20180816093319366.html#page999 (дата обращения 20.11.2019)

3. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря от 04.11.2003 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420383107 (дата обращения 20.11.2019)

4. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12.08.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www. http://kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения 20.11.2019)

5. На саммите в Актау подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kurier.lt/na-sammite-v-aktau-podpisanakonvenciya-o-pravovom-statuse-kaspijskogomorya/ (дата обращения 20.11.2019)

6. Сергеев С. Итоги саммита Главы стран прикаспийской «пятерки» прибывают в Актау. [Электронный ресурс]. URL:http://newsland.com/community/5652/content/glavy-stran-prikaspiiskoi-piaterkipribyvaiut-v-aktau/6440255 (дата обращения 20.11.2019)

7. Итоги саммита в Актау: новые правила использования ресурсов Каспия. [Электронный ресурс]. URL: https ://mir24. tv/news/16317813/ito gi-sammita-v-aktaunovye-pravilaispolzovaniyaresursov-kaspiya (дата обращения 20.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.