Научная статья на тему 'История развития конструирования в XIX–XXI веках'

История развития конструирования в XIX–XXI веках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конструктор / деталь / форма / способ соединения / образовательная деятельность. / designer / detail / form / method of connection / educational activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков В. В., Тарасова В. Н., Беспалько С. В.

В статье рассмотрена история развития ведущих брендов детских конструкторов, в том числе анализируется эволюция способов соединения деталей, форм моделей и связей элементов, а также подходы к обучению детей основам конструирования. Представлены по степени усложнения блочное (с середины XIX века), модульное, резьбовое (с конца XIX века), каркасно-щелевое и каркасно-стержневое (с начала XX века), в том числе с магнитами и каркасно-рамочное соединения (с конца XX начала XXI века); объемное соединение при помощи магнитного поля с учетом влияния физических законов и технических решений. Усложнение возможных форм моделей конструкторов связано с появлением новых принципов соединения деталей, с помощью которых расширяются возможности для детского творчества и обучения: на начальных этапах обучения в старшем дошкольном возрасте овладение плоскими фигурами для освоения их симметрии, цвета и формы, для учащихся младшего школьного возраста – развитие пространственного воображения и свобода реализации творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков В. В., Тарасова В. Н., Беспалько С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DESIGN IN THE XIX-XXI CENTURIES

The article deals the history of leading children's designers’ brands development, including the evolution of ways to connect parts, forms of models and connections of elements, as well as approaches to teaching children the basics of design. It was presented by the degree of complexity of the block (from the middle of XIX century), modular, threaded (from the end of XIX century), frame-slot and frame-rod (from the beginning of XX century), including magnets and carcass-frame connection (from the end of XX – beginning of XXI centuries); volume connection using a magnetic field, taking into account the influence of physical laws and technical solutions. The complexity of the possible forms of models of designers is associated with the emergence of new principles of connecting parts, which expand opportunities for children's creativity and learning: in the initial stages of training in the senior preschool age, mastering flat figures for the development of their symmetry, color and shape, for primary school students – the development of spatial imagination and freedom – the development of spatial imagination and freedom.

Текст научной работы на тему «История развития конструирования в XIX–XXI веках»

УДК 001.66 Ж 86

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10308

История развития конструирования в XIX-XXI веках

Жуков В.В., Тарасова В.Н., Беспалько С.В.

Российский университет транспорта, 127994, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4960-1416, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-8994, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-6039, E-mail: [email protected]

Резюме: В статье рассмотрена история развития ведущих брендов детских конструкторов, в том числе анализируется эволюция способов соединения деталей, форм моделей и связей элементов, а также подходы к обучению детей основам конструирования. Представлены по степени усложнения блочное (с середины XIX века), модульное, резьбовое (с конца XIX века), каркасно-щелевое и каркасно-стержневое (с начала XX века), в том числе с магнитами и каркасно-рамочное соединения (с конца XX - начала XXI века); объемное соединение при помощи магнитного поля с учетом влияния физических законов и технических решений. Усложнение возможных форм моделей конструкторов связано с появлением новых принципов соединения деталей, с помощью которых расширяются возможности для детского творчества и обучения: на начальных этапах обучения в старшем дошкольном возрасте овладение плоскими фигурами для освоения их симметрии, цвета и формы, для учащихся младшего школьного возраста - развитие пространственного воображения и свобода реализации творческих способностей. Ключевые слова: конструктор, деталь, форма, способ соединения, образовательная деятельность.

Для цитирования: Жуков В.В., Тарасова В.Н., Беспалько С.В. История развития конструирования в XIX-XXI веках // История и

педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 40-46.

D0I:10.24411/2226-2296-2019-10308

THE HISTORY OF DESIGN IN THE XIX-XXI CENTURIES

Vitaliy V. Zhukov, Valentina N. Tarasova, Sergey V. Bespalko

Russian University of Transport, 127994, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4960-1416, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-8994, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-6039, E-mail: [email protected]

Abstract: The article deals the history of leading children's designers' brands development, including the evolution of ways to connect parts, forms of models and connections of elements, as well as approaches to teaching children the basics of design. It was presented by the degree of complexity of the block (from the middle of XIX century), modular, threaded (from the end of XIX century), frame-slot and frame-rod (from the beginning of XX century), including magnets and carcass-frame connection (from the end of XX - beginning of XXI centuries); volume connection using a magnetic field, taking into account the influence of physical laws and technical solutions. The complexity of the possible forms of models of designers is associated with the emergence of new principles of connecting parts, which expand opportunities for children's creativity and learning: in the initial stages of training in the senior preschool age, mastering flat figures for the development of their symmetry, color and shape, for primary school students - the development of spatial imagination and freedom - the development of spatial imagination and freedom.

Keywords: designer, detail, form, method of connection, educational activity. For citation: V.V. Zhukov, V.N. Tarasova, S.V. Bespalko THE HISTORY OF DESIGN IN THE XIX-Natural Science. 2019, no. 3, pp. 40-46. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10308

CENTURIES. History and Pedagogy of

Научно-техническое творчество -это основа инновационной деятельности, поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Конструирование занимает важную роль в ранней профориентации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процесс создания и совершенствования детских конструкторов насчитывает более 150 лет. В нем отразилось развитие практических навыков, которые приобретались населением различных стран, и технической мысли.

Эволюция принципов соединения деталей конструкторов

Блочный принцип

Во второй половине XIX века появились прототип конструктора «Дары Фребеля» (рис. 1) и конструктор Anker (рис. 2). В них плоские и объемные геометрические фигуры соединялись по блочному типу.

Модульный принцип В дальнейшем появились конструкторы, в которых блоки имели для кре-

пления специальные части. Крепеж с помощью кирпичиков с шипами, используемый в конструкторе Lego (с 1930-х годов по настоящее время), позволяет собрать трехмерные модели зданий, сооружений и техники из пластиковых панелей и блоков. Особенностью этого конструктора и его различных аналогов является технология сборки деталей, производимая снизу вверх, когда на нижний элемент надевается один или несколько верхних элементов. Модель, собранную из элементов Lego, невозможно надстроить вбок или в сторону, так как боковые грани кирпичиков совершенно гладкие, и присоединить к

Рис. 1. Прототип конструктора «Дары Фребеля» Рис. 2. Конструктор Anker

ним следующим элемент не представляется возможным. Фактически соединение элементов происходит по двум из шести граней кирпичика - верхней и нижней (рис. 3).

Еще один пример подобного подхода к сборке моделей - конструктор Matador, созданный в начале XX века. В нем использован модульный способ соединения, при котором деревянные кубики различных размеров соединялись друг с другом деревянными штырьками, которые вставлялись в отверстия (рис. 4). Это позволяло детям возводить большие конструкции, не разрушая отдельные элементы.

Применение резьбовых соединений

Интерес к детским конструкторам с винтовыми (болтовыми) соединениями проявился от появления подобных конструкторов в конце XIX века и продолжается по настоящее время. Максимально длительные периоды популярности с начала производства по настоящее время имеют конструкторы Meccano (1898), и Erector (1911). Достаточно длительный период - например, конструктор Trix (c 1931 по 1998 год).

В конструкторах Мессапо (рис. 5), Lego-Technic и Fischer-Technic (часть деталей), Erector (рис. 6), Bilofix (рис. 7) и Trix (рис. 8) применяется винтовое (болтовое) соединение для скрепления деталей в систему «каркас-ферма-многогранник». Подавляющее большинство конструкторов имеют металлические конструкции, лишь конструктор Bilofix использует пластиковые детали. Болт (винт) - стержень с резьбой, который обычно вместе с гайкой жестко соединяет детали, препятствуя их относительным перемещениям. Крепежные резьбовые элементы (винты, шпильки, гайки или их заменители штифты и оси крестообразного сечения в Lego-Technic, «ключи» - в Fischer-Technic) используются в зависимости от технологических задач соединения пластин, имеющих отверстия (рис. 9).

Рис. 3. Конструктор Lego

Рис. 4. Конструктор Matador

Рис. 6. Конструктор Erector

В СССР аналогом винтовым (болтовым) конструкторам был набор «Юность» разной модификации.

Каркасно-щелевой способ

Следует остановиться также на кар-касно-щелевом способе соединения деталей конструктора, заимствованном из техники деревянного зодчества. На нем основан конструкторе Linkoln Logs, производство которого началось в 1916 году. Деревянные детали - «бревна» соединяются пазами в концевых частях (рис. 10).

Еще один конструктор каркасно-ще-левого типа - Bayko, производившийся с 1933 по 1967 год. Основу его составляли основания с отверстиями для штырей, собственно штыри и плоские цветные бакелитовые панели, которые надевались на эти штыри (рис. 11).

«Ласточкин хвост» - это способ соединения в конструкторе Fisher Technic, близкий к каркасно-щелевому креплению. Вначале основу конструктора составляли блоки оригинальной формы, которые с помощью соединения «ласточкин хвост» могли крепиться друг к другу любой из шести поверхностей (рис. 12).

Каркасно-стержневое соединение

В каркасно-стержневых конструкторах специальные узлы крепления (кубиксы, розетки и крестики) соединяются в пространственный рисунок-чертеж балками-стержнями-трубочками. Каркасно-стержневые конструкторы позволяют экспериментировать с системами координат. Примером такого вида соединения выступает конструктор Thinkertoy (рис. 13, 14), который выпускается вот уже более 100 лет.

Аналогом известных брендов кар-касно-стержневых конструкторов является российский конструктор «Тайкон».

В созданных в конце XX - начале XXI века конструкторах Plastwood (рис. 15) и Geomag (рис. 16) заложено каркас-но-стержневое соединение с магнитами.

Каркасно-рамочное соединение

Крепление элементов японского конструктора Laq, который выпускается c 1993 года по настоящее время, осуществляется на основе упругих сил по типу каркасно-рамочного соединения. Изобретение плоских блоков и переходных деталей с углом 120° позволяет сделать их достаточно универсальными, чтобы быть подключенными друг к другу в любой форме, сферической или геометрической (рис. 17).

Объемное соединение при помощи

магнитного поля

В качестве примера можно привести современный конструктор

Рис. 7. Конструктор Bilofix

Рис. 8. Конструктор Trix

Рис. 9. Крепежные детали конструкторов: болт и гайка

Рис. 10. Конструктор Linkoln Logs

d

OB

Рис. 11. Конструктор Linkoln Logs

Рис. 12. Конструктор Fisher Technic

Рис. 13. Конструктор ТЫпкегЬоу (деталь 1)

А-А

Рис. 15. Конструктор Plastwood

4

р

А-А

Рис. 1В. Конструктор беотад

й

3

1

Рис. 17. Конструктор 1_ад

Рис. 14. Конструктор ТЫпкегЬоу (деталь 2)

№осиЬ. Он состоит из одинаковых магнитных шариков (иногда и стержней). В отличие от ранее упоминавшихся конструкторов Plastwood и Geomag, №осиЬ позволяет соединять элементы в любых направлениях и строить в результате объемные объекты сложной формы (рис. 18).

Эволюция конструкторов с точки зрения реализуемых форм, применяемых физических законов и технических решений

В ходе эволюции наиболее популярных видов детских конструкторов прослеживается тенденция к усложнению форм конструируемых объектов, что видно из следующей схемы (рис. 19).

Усложнение возможных форм моделей конструкторов связано с появлением новых принципов соединения деталей, что, в свою очередь, расширяет возможности для детского творчества и обучения. Если на начальных этапах обучения в старшем дошкольном возрасте было достаточно овладения плоскими фигурами для освоения их симметрии, цвета и формы, то для учащихся младшего школьного возраста все более актуальными становятся развитие пространственного воображения и свобода реализации творческих способностей.

По результатам анализа типичных принципов работы детских конструкторов можно составить следующую схему их развития с точки зрения связей элементов (рис. 20).

Из приведенной схемы видно, что при реализации соединений деталей конструкторов постоянно осваивались достижения в области физики, в том числе механики и различных видах техники.

К результатам данного анализа можно также применить метод морфологического ящика, дополняя принципы крепления идеями из области физики.

Развитие тенденций преподавания основ конструирования

Параллельно с развитием принципов работы конструкторов происходило совершенствование подходов к обучению детей. Появление широких возможностей в конструировании позволяло более эффективно обучать детей.

Блочные конструкторы воплотили в себе способность обеспечить передачу знаний в готовом виде, то есть подражание или обучение с помощью образца и способа конструирования.

В дальнейшем в качестве образца стали использовать рисунок или схему. В России последовательницей организации детских садов по типу Ф. Фре-беля стала Е.Н. Водовозова. В общеобразовательных учреждениях России ручной труд преподавался с помощью чертежей вместо моделей.

Благодаря изучению модульного типа соединения дети старшего дошкольного возраста использовали приемы черчения для установления межпредметных связей объекта.

До середины 1950-х годов ощущалась острая необходимость развития технического изобретательства и конструктивного творчества в ходе использования технической игрушки (строительный конструктор) детьми старшего дошкольного возраста. В 1970-е годы их учили определять форму деталей конструктора и построек по сходству со знакомыми объемными и плоскостными геометрическими фигурами, в том числе в старшей группе: длина, высота, ширина, сопоставление деталей разной величины; в подготовительной -осуществление пространственного анализа конструкций на основе знаний признаков геометрических форм. В конце 1980-х годов дети переходят от одиночных конструкций по рисункам-образцам к сюжетному конструированию по собственному замыслу. В рамках проектной системы обучения учащихся начальной школы предусматривалось выполнение чертежа, воплощение в рисунке (схеме) расположения и взаимодействия деталей либо изображение модели в схематическом рисунке.

С помощью конструкторов «Юность» в старшем дошкольном возрасте формировалась способность к наглядному моделированию: от действий графического замещения пространственных свойств объектов к построению полной графической модели (от расчленения видимых предметов на части до сборки в единое целое), то есть закреплялись умения выделять в объекте три вида. В начальной школе в предмет «Технология» было включено

Рис. 18. Конструктор Neocub

Рис. 19. Формы конструируемых объектов

Рис. 20. Формы конструируемых объектов

черчение в начале 1990-х годов, техническое моделирование (трехмерное упрощенное изображение предмета в установленной форме) и конструирование - в начале XXI века.

В процессе создания конструкций из деревянного строительного материала дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, то есть получают представления о значении симметрии, равновесия и пропорций. Отечественная педагогическая наука стремилась освоить лучший мировой опыт в обучении конструированию. В середине XX века в СССР применялся формальный подход к конструированию, который не соответствовал функциональной задаче. Поэтому в 1960-е годы дети старшего дошкольного возраста обучались по техническому рисунку в виде дорожного знака, представленному на плоскости, с целью представить объемный рисунок; в первом классе вводились основы графической грамоты, в четвертом - выполнение чертежей. Тем самым приобретался опыт представления элементов в плоскостном и объемном изображениях, когда не было необходимости строить чертеж-развертку.

Благодаря занятиям по конструированию на основе каркасно-стержневого конструктора «Тайкон» у детей старшего дошкольного возраста формируется творческая самостоятельность в научно-техническом творчестве. В ходе занятий по конструированию учащиеся начальной школы демонстрируют конструкторские, графические, технологические представления (опорные); могут читать простейшие чертежи, которые нужно выполнить для формообразования изделия, в том числе развертывание и свертывание поверхностей, более полное и точное перекодирование пространственной информации.

Обучение каркасно-геометриче-скому конструированию способствует созданию учащимися начальной школы конечного технического объекта из взаимосвязанных элементов по определенному замыслу, активизации освоения дисциплин естественно-научного цикла путем внедрения теории поэтапного формирования умственных действий.

Разработка форм деталей и способов их соединений в наиболее известных (брендовых) детских деревянных, пластиковых и металлических конструкторах шла по степени их усложне-

ния от блочного (с середины XIX века), к резьбовым (с конца XIX века), каркас-но-щелевому и каркасно-стержневому (с начала XX века), пазлам и блочному крепежу с помощью кирпичиков с шипами (с середины XX века), каркас-но-стержневому с магнитами и каркас-но-рамочному (с конца XX - начала XXI века) с учетом физических законов и технических решений.

Развитие педагогической мысли по обучению основам конструирования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста шло параллельно научно-техническому прогрессу. В дореволюционной России прямая передача детям знаний по конструированию, способов действий, основанная на подражании, осуществлялась по образцу (рисунку, схеме или чертежу). В Советском Союзе детям прививалось умение строить и применять простейшие чертежи, от одиночных конструкций по рисункам-образцам к сюжетному конструированию по собственному замыслу. В постсоветской России на смену черчению пришло техническое моделирование (трехмерное упрощенное изображение предмета в установленной форме).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дегтярева В.В., Жуков В.В., Тарасова В.Н. Развитие технической мысли в научно-техническом творчестве // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика / Сб. ст. по мате. Межд. науч.-практ. конф. (03 июня 2019 г., г. Уфа). В

3 ч. Ч. 2. Уфа: Вестник науки. 2019. С. 19-27.

Жуков В.В., Ляпина С.Ю., Тарасова В.Н. О роли конструирования в научно-техническом творчестве детей - будущих инженеров // Мир транспорта, 2016. № 6. С. 211.

Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста: книга для воспитателей. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871. 267 с.

Зотова Т.Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века // Концепт: науч.-метод. электр. журн. 2016. №

4 (апрель). URL: http://e-koncept.ru/2016/16073.htm. - ISSN2304-12X - C.3 (дата обращения 13.06.2018). Касаткин Н.В. Ручной труд в общеобразовательных школах как первая ступень технического образования: доклад действительного члена общества, преподавателя ручного труда в Московском учительском институте Н.В. Касаткина, прочитанный в заседании Постоянной комиссии 9 декабря 1896 г. (Императорское Русское техническое общество. Московское отделение. Постоянная комиссия по техническому образованию. Вып. 1. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1897. 20 с.

Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1973. С. 14. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976. 79 с.

Урадовских Г.В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / Г.В. Урадовских. М., 1989. С. 4-5.

Боркова Т.Н. Анализ решения учащимися конструктивно-технических задач в зависимости от способа обучения // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1970. С. 122.

Формирование способности к наглядному моделированию в конструктивной деятельности: моногр.: Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. С. 63, 73.

Пашилите И.Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / И.Ю. Пашилите. М.,1990. С.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Казанкова С.Г. Техническое моделирование и конструирование в начальной школе [электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://festival. 1september.ru/articles/103487 (дата обращения 13.02.2017).

13. Шаламон Е. Возрастные особенности элементарного конструирования у школьников 1, 3, 5 классов: автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии) / Е. Шаламон. М., 1957. С.10.

14. Фан И-Ин Развитие умений, навыков и мышления в процессе работы с конструктором (старшая группа детского сада): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / И-Ин Фан. Л., 1960. С. 9, 14, 17-19.

15. Гинзбург А.Р. Самостоятельная работа учащихся на уроках ручного труда в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / А.Р. Гинзбург. Л., 1964. С. 8, 10-12.

16. Ткаченко В.Г. Особенности элементарного конструирования в младшем школьном возрасте (1-2 классы): автореф. дис. канд. психол. наук: 13.00.00 / В.Г. Ткаченко. Тбилиси, 1969. С. 6, 8, 15.

17. Жукова О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании: дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / О.Г. Жукова. М., 1999. 211 с.

18. Бондарева Н.Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / Н.Д. Бондарева. - М., 2005. С. 10-11.

19. Власова О.С. Техническое конструирование как средство активации освоения дисциплин естественно-научного цикла младшими школьниками: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / О.С. Власова. М., 2015. С. 15.

REFERENCES

1. Degtyareva V.V., Zhukov V.V., Tarasova V.N. Razvitiye tekhnicheskoy mysli vnauchno-tekhnicheskom tvorchestve. Teoreticheskiye iprakticheskiye aspekty razvitiya sovremennoy nauki: teoriya, metodologiya, praktika [The development of technical thought in scientific and technical creativity. Theoretical and practical aspects of the development of modern science: theory, methodology, practice]. Ufa, NITS Vestnik nauki Publ., 2019. pp. 19-27.

Zhukov V.V., Lyapina S.YU., Tarasova V.N. On the role of design in the scientific and technical work of children - future engineers. Mir transporta, 2016, no. 6, p. 211 (In Russian).

Vodovozova YE.N. Umstvennoye razvitiye detey ot pervogo proyavleniya soznaniya do vos'miletnego vozrasta: kniga dlya vospitateley [Mental development of children from the first manifestation of consciousness to eight years of age]. St. Petersburg, A.M. Kotomin Publ., 1871. 267 p. Zotova T.N. Manual labor in Russian and foreign schools: the history of formation until the 20th century. Kontsept, 2016, no. 4. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16073.htm. - ISSN2304-12X - C.3 (Accessed 13 June 2018).

Kasatkin N.V. Ruchnoy trud v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh, kakpervaya stupen' tekhnicheskogo obrazovaniya: Doklad deystvitel'nogo chlena obshchestva, prepodavatelya ruchnogo truda v Moskovskom Uchitel'skom Institute N.V. Kasatkina, prochitannyy vzasedanii Postoyannoy komissii 9 dekabrya 1896 g. [Manual labor in secondary schools as the first stage of technical education: Report of a full member of the society, teacher of manual labor at the Moscow Teacher Institute by N.V. Kasatkin read at a meeting of the Permanent Commission on December 9, 1896]. Moscow, M.G. Volchaninov Publ., 1897. 20 p.

Flerina Ye.A. Igra i igrushka [Game and toy]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1973. p. 14.

Davidchuk A.N. Razvitiye u doshkol'nikov konstruktivnogo tvorchestva [The development of constructive creativity among preschoolers]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1976. 79 p.

Uradovskikh G.V. Formirovaniye tvorchestva u detey starshego doshkol'nogo vozrasta vprotsesse konstruirovaniya . Diss. kand. ped. nauk [The formation of creativity in children of preschool age in the design process. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1989. pp. 4-5. Borkova T.N. Osobennoctimyshleniya uchashchikhsya vprotsesse trudovogo obucheniya [Peculiarities of students' thinking in the process of labor training]. Moscow, Pedagogika Publ., 1970. p. 122.

Razvitiye poznavatel'nykh sposobnostey vprotsesse doshkol'nogo vospitaniya [Development of cognitive abilities in the process of preschool education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. pp. 63, 73.

Pashilite I.YU. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya prostranstvennykh predstavleniy u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse konstruirovaniya. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of spatial representations in children of preschool age in the design process. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1990. p. 4.

Kazankova S.G. Tekhnicheskoye modelirovaniye ikonstruirovaniye vnachal'noy shkole. Otkrytyy urok. Pervoye sentyabrya (Technical modeling and construction in primary school. Open lesson. The first of September) Available at: http://festival1september.ru/articles/103487 (accessed 13 February 2017).

Shalamon YE. Vozrastnyye osobennosti elementarnogo konstruirovaniya u shkol'nikov 1,3,5 klassov. Diss. kand. ped. nauk [Age features of elementary construction of schoolchildren of 1,3,5 classes. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1957. p.10.

Fan I-In Razvitiye umeniy, navykovi myshleniya vprotsesse raboty s konstruktorom (starshaya gruppa detskogo sada). Diss. kand. ped. nauk [Fan I-In development of skills and thinking in the process of working with the design (senior group of kindergarten). Cand. ped. sci. diss.]. Leningrad, 1960. pp. 9, 14, 17-19.

Ginzburg A.R. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya na urokakh ruchnogo truda v nachal'noy shkole. Diss. kand. ped. nauk [Independent students work at manual classes in primary school. Cand. ped. sci. diss.]. Leningrad, 1964. pp. 8, 10-12.

Tkachenko V.G. Osobennosti elementarnogo konstruirovaniya v mladshem shkol'nom vozraste (1-2 klassy). Diss. kand. psikhol. nauk [Features of elementary construction in primary school age (grades 1-2). Cand. psychol. sci. diss.]. Tbilisi, 1969. pp. 6, 8,15. 17. Zhukova O.G. Formirovaniye tvorcheskoy samostoyatel'nosti u detey starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v konstruirovanii. Diss. kand. ped. nauk [The formation of creative independence in children of preschool and primary school age in the design. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1999. 211 p.

Bondareva N.D. Razvitiye prostranstvennykh predstavleniy mladshikh shkol'nikov vprotsesse graficheskoy deyatel'nosti i konstruirovaniya. Diss. kand. ped. nauk [The development of spatial representations of primary schoolchildren in the process of graphic activity and design. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2005. pp. 10-11.

19. Vlasova O.S. Tekhnicheskoye konstruirovaniye kak sredstvo aktivatsii osvoyeniya distsiplin yestestvennonauchnogo tsikla mladshimi shkol'nikami. Diss. kand. ped.nauk [Technical design as a means of activating the development of the disciplines of the natural science cycle by younger students. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2015. p. 15.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Жуков В.В., доцент кафедры управления инновациями на транспорте, Российский университет транспорта.

Тарасова В.Н., д.и.н., проф., завкафедрой управления инновациями на транспорте, Российский университет транспорта. Беспалько С.В., д.т.н., проф. кафедры вагонов и вагонного хозяйства, Российский университет транспорта.

Vitaliy V. Zhukov, Assoc. Prof., Department of Transport Innovation Management, Russian University of Transport.

Valentina N. Tarasova, Dr. Sci. (Hist.), Prof., Head of the Department of Innovation Management in Transport, Russian University of Transport. Sergey V. Bespalko, Dr. Sci. (Tech.), Prof., Departments of Wagons and Carriages, Russian University of Transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.