УДК 372 (021)
ББК 74.100.13я73
Максаева Юлия Александровна
аспирант
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Maksaeva Yulia Alexandrovna Post-graduate
Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования Development of technical talent preschool children By means lego construction В статье представлены инновационные практико-направленные способы развития начальной технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования. По мнению автора статьи, самым интересным и легко усваиваемым детьми дошкольного возраста является техническое творчество с конструктором LEGO. Интеграция легоконструирования в образовательную среду детского сада способствует формированию устойчивых умений и компетенций у детей дошкольного возраста в области технического творчества.
The article presents an innovative practice-directed ways to develop initial technical talent of preschool children means Lego construction. According to the author, the most interesting and easily understood by children of preschool age is technical creativity with constructor LEGO. Lego construction integration into the educational environment kindergarten promotes building sustainable skills and competencies in preschool children in the area of technical creativity.
Ключевые слова: легоконструирование, дошкольный возраст, одарённость, техническое творчество.
Key words: LEGO construction, technical talent, preschool children.
В настоящее в России возникает нехватка рабочих кадров технического
направления. По словам В.В. Путина, без микроэлектроники, наноиндустрии и технологии не будет ни современного авиастроения, ни судостроения, ни, тем более, ракетостроения[7]. Такие изменения в обществе и науке привели к изменению в системе образования, что, в свою очередь, привело к изменениям и в образовании детей дошкольного возраста. На наш взгляд, развитие техническо-
го интереса стоит начинать не с выбора подростком вуза, а с самых начальных азов обучения, т.е. с воспитания в дошкольных учреждениях.
Проблема взаимодействия человека и техники рассматривается различными областями научного знания, в частности, техническими науками, гигиеной и научной организацией труда, инженерной психологией. Уже происходит глобальное пересмотрение принципов дошкольного образования. Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности. Он испытывает интерес ко всему неизвестному. Интерес к прошлому и будущему, устройству мира. Задаёт много вопросов. Ребёнок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций. А.М. Матюшин считает познавательный интерес доминирующим показателем развития одарённости детей дошкольного возраста[3]. Одаренность, по мнению Б.М. Теплова, - то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности[3]. Техническая одаренность как таковая мало исследована в психологической литературе таких ученых, как М.А. Розов, А Уоллес, Б.М. Кед-ров[4]. Этот компонент выделяется нами на основе обязательного включения в различные модели технических способностей таких компонентов, как конструкторская фантазия, творческий подход к решению конструкторских задач,
т
нестандартность технического мышления. 1ехнический интеллект определяет когнитивные возможности и потенциал детей начиная с дошкольного возраста.
XXI век внёс в систему образования детей дошкольного возраста новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и простыми иллюстрациями их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая, главным образом, формирование личностных качеств дошкольника. Интеграция образовательных областей, по словам Л.В. Трубайчук [4], гармонично объединяет их в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В качестве результата
образовательной деятельности ДОУ предполагается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые качества ребёнка, такие как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что наилучшим образом способствует выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог, на наш взгляд, должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить его выучить материал, если они не понимают цели его изучения. В профессиональной деятельности мы стремимся использовать самые разнообразные приёмы и методы. Педагог и сам должен обучаться новым, современным технологиям, ведь наши дошкольники живут в современном мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать.
Задачи развития технической одарённости можно разделить на теоретические и практические, психические феномены, относимые нами к данной группе, будут, очевидно, проявляться на теоретическом и практическом уровнях. В первом случае мы связываем их с особенностями технического мышления, а во втором - со специфическим явлением, упоминаемым в литературе как «ручная умелость»[6]. Видов и способов развития ручной умелости множество, одним из самых интересных и легко усваиваемых детьми дошкольного возраста мы считаем техническое творчество с конструкторами LEGO.
LEGO - это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего их пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам.
Компанией LEGO Group было разработано много серий конструктора для развлечения и досуга детей. Но нас больше интересуют обучающие конструкторы «LEGO Education», созданные не только для строительства различных мо-
делей ради забавы, но и для развития умственных способностей детей. Разнообразие их очень велико: конструктор для детей от 3 лет, где они могут строить модели и составлять и обыгрывать с их помощью бытовые сюжеты и элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, так и робототехника.
Робототехника - конструирование действующих моделей на базе конструкторов серии LEGO MINDSTORMS. Выпуск конструкторов этой серии начался в 1998 году с устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером и другими обычными деталями LEGO для создания действующих роботов. Идея неживой материи, которая выполняет самостоятельные движения, просто поразительна! С тех пор, как роботы стали в наше время такими технологически сложными, можно подумать, что для их конструирования и программирования необходимы большие знания и навыки. Однако серия конструкторов LEGO MINDSTORMS делает робототехнику лёгкой и увлекательной как для взрослых, так и для детей[5].
Самыми популярными конструкторами серии LEGO MINDSTORMS являются: WeDo (с 4лет) знакомящий детей с элементарными креплениями элементов, приводящих друг друга и всю конструкцию в движение при помощи программы, составленной на ПК, RCX (с 7 лет), где можно не просто собирать движущиеся модели, которые действуют автономно на батареях питания типа АА, но и производить элементарные измерения окружающих факторов (степени освещённости, температуры и т.д.), а также NXT (с 10лет) - крайнее, на сегодняшний день, детище компании LEGO Group в области робототехники.
Актуальной в данное время остаётся одна проблема: слишком мало литературы на русском языке, пособий для педагогов по робототехнике. Издано несколько пособий в России и русскоязычных странах для детей школьного возраста. Однако мы считаем, что дети дошкольного возраста могут легко справиться с простейшими заданиями по сборке конструкций из серии LEGO MINDSTORMS.
В дошкольном учреждении требования к Л ЕГО не столь большие. Мы
и гр
учим детей правильно создавать конструкции с опорой на схемы. Тем не менее, это позволяет нам развивать в детях не только навыки конструирования, но и решать другие образовательные области, предусмотренные программой ДОУ. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к новому, к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального. А значит, и способствует развитию одарённости детей.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутиуный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможно-стей[1], что является сильным и действенным стимулом к занятиям по легокон-струированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей в создании изделия. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития [2]. Деятельность, не находящаяся в пределах зоны оптимальной трудности, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если конструкторская деятельность слишком проста для ребенка, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же деятельность чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поэтому важно поддержание интереса к конструкторской деятельности через мотивацию, что превращает цель деятельности в актуальную потребность человека[3].
Главным фактором развития с помощью LEGO является, конечно же, само по себе конструирование, где дети учатся подбирать соответствующие детали, выстраивать конструкции, варьировать их изменение.
Если у детей дошкольного возраста появляется желание конструировать машины, механизмы или приборы, то это говорит о предпосылках развития технической одарённости. А также здесь играет свою роль предрасположенность к накоплению технических знаний, представлений о машинах, деталях, узлах...
Не обходится дело и без развития пространственного мышления, т.к. объёмное конструирование существенно сложнее плоскостного выкладывания квадратиков на столе. Ребёнку следует учитывать объём не только всей конструкции, но и конфигурацию каждой детали. Также важны и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность. Таким образом, у детей дошкольного возраста развивается творческое конструкторское мышление, являющееся одним из компонентов развития технической одарённости.
Развитие математических способностей достигается в процессе конструирования делением деталей поровну, их пересчёт, а также вычисление длины, необходимой детали путём пересчёта кнопок-креплений на пластине или блоке.
Дети дошкольного возраста, увлекающиеся легоконструированием, достигают высокого уровня развития умения кодировать, т.е. работать с чертежами, схемами, технологическими картами. Легоконструирование развивает и речевые навыки путём бесед, разъяснений различных явлений или описаний объектов, а также вопросов и ответов.
Это развивает также коммуникативные навыки. Одной из первичных целей в легоконструировании, на наш взгляд, — научить детей эффективно работать вместе. Сегодня групповое или совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы так, как никогда раньше. В совместной деятельности дети могут не просто поинтересоваться новин-
ками, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Перед каждым началом конструктивной деятельности мы обсуждаем, что именно будем сегодня моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция в окружающем мире, является ли она помощником человека. Так, мы развиваем у детей дошкольного возраста социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.
Не обходится здесь и без развития художественно-эстетических навыков. В легоконструировании оно легко решается дошкольниками при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа их произведения. Также необходимо создавать условия, при которых участники совместной деятельности в группах могли бы на практике учиться посредством обратной связи, а также на своих ошибках. Таким образом, они могут решить возникшую проблему, посоветовавшись друг с другом.
Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс, овладевать элементами компьютерной грамотности, формировать у детей дошкольного возраста умения и навыки работы с современными техническими средствами, развивать основными образовательными направлениями, причём делать это легко, непринужденно и играючи, развивая у ребёнка познавательный интерес, креативность и наблюдательность.
Библиографический список
1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского садах [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2001. - 124 с.
2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. -257 с.
3. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография/ под ред. Трубайчук Л.В. - Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». 2011 - 158 с.
4. Кудрин, Б.И. Техника: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). - Томск: Издательство Томского университета, 1998. - 40 с.
5. Филиппов, С.А. Роботехника для детей и родителей. - СПб.: Наука,
2010. - 195 с.
6. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург: Лань, 1996г. - 158 с.
7. Шевченко, Ю.А. [текст] Психологическая модель технической одаренности как основа профессионального отбора и обучения. / http://www.edu.meks-info.ru/
Bibliography
1. Wenger, L.A. Games and exercises for the development of mental abilities in preschool children: a book for caregivers of children’s gardens [Text] / L.A. Wenger, O.M. Dyachenko. - M.: “Education”, 2001. - 124 р.
2. Vygotsky, L.S., Selected psychological research. - M., APS RSFSR, 1956. -257 р.
3. Integration of educational areas as a means of organizing a holistic process in preschool: a collective monograph / ed. Trubaychuk L.V. - Chelyabinsk, "REKPOL."
2011. - 158 p.
4. Kudrin, B.I. Technique: a new paradigm philosophy of technology (third scientific picture of the world). - Tomsk: Tomsk University Publishing House, 1998. -40 p.
5. Filippov, S.A., Robotics for kids and parents. - St. Petersburg.: “Nauka”, 2010. - 195 p.
6. Tsvyntarny, V.V., Playing fingers and develop language skills. - St. Petersburg, «Lan’», 1996. - 158 p.
7. Shevchenko, Yu.A., [text] Psychological model of technical talent as the basis of a professional selection for and training. / http://www.edu.meks-info.ru/