Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
957
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медиация / правовой институт / посредничество / этапы развития медиации / история посредничества / медиация в России.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Д.В.

Статья посвящена рассмотрению основных исторических этапов развития института медиации в России с описанием основных характеристик каждого этапа. Так же в статье дается краткая характеристика медиации как института посредничества в разрешении споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-22-27 ЛИПКА Дмитрий Викторович,

NIION: 2021-0079-2/23-73 младший научный сотрудник

MOSURED: 77/27-025-2023-02-73 научно-организационного отдела

Института государства и права Российской академии наук, Россия, Москва, e-mail: mail@law-books.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных исторических этапов развития института медиации в России с описанием основных характеристик каждого этапа. Так же в статье дается краткая характеристика медиации как института посредничества в разрешении споров.

Ключевые слова: медиация, правовой институт, посредничество, этапы развития медиации, история посредничества, медиация в России.

LIPKA Dmitry Viktorovich,

junior researcher of the scientific and organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Russia, Moscow

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE MEDIATION INSTITUTE IN RUSSIA

Annotation. The article is devoted to the consideration of the main historical stages of the development of the mediation institute in Russia with a description of the main characteristics of each stage. The article also gives a brief description of mediation as an institution of mediation in dispute resolution.

Key words: mediation, legal institution, mediation, stages of mediation development, mediation history, mediation in Russia.

Любые общественные отношения рано или поздно приводят к возникновению конфликтных ситуаций, которые затрагивают все сферы общественной жизни: семья и быт, работа, бизнес, обучение, досуг и т.д. К сожалению, далеко не все проблемы решаются спорящими сторонами самостоятельно, и их приходится урегулировать при содействии посредников, в том числе и через суд. Медиация является альтернативным способом урегулирования спорных и конфликтных ситуаций при посредничестве нейтральной стороны - медиатора. Основной задачей медиатора является не вынесение определенного решения, а оказание спорящим сторонам помощи в поиске путей выхода из сложившейся ситуации, которое устроило бы всех.

В настоящее время в нашей стране действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-Ф3 [1], нормы которого регулируют процедуру медиации. В этом законе дается понятие медиации как альтернативной процедуры урегулирования споров при помощи третьей стороны - посредника или медиатора, не заинтересованного в победе ни одной из сторон спора, а лишь помогающего прийти к общему решению.

По своей сути процедура медиации является альтернативным, внесудебным способом урегулирования спорных ситуаций при помощи независимого посредника, не заинтересованного в том, как и в чью пользу спор разрешится, а лишь помогающего сторонам найти наиболее приемлемое для всех решение.

В нашей стране институт медиации в последние годы приобретает все большую популярность. В настоящее время в Российской Федерации существуют специализированные организации и ассоциации медиаторов, а также услуги медиации оказывают и профессиональные адвокаты, и судьи в отставке [13]. Историю развития института медиации в мире можно разделить на два этапа: история развития посредничества и история развития медиации в том понимании, в котором она воспринимается в настоящее время. История посредничества в разрешении споров уходит в глубину веков, когда вожди или жрецы первобытных племен пытались разрешить конфликтные ситуации мирным путем. С развитием общества возникли более цивилизованные способы разрешения конфликтов.

В Древнем Китае Конфуций призывал спорящие стороны встретиться для обсуждения возможности разрешения конфликта друг с другом в

присутствии миротворца. В странах Западной Европы в качестве посредников большую роль в разрешении споров играла церковь, которая подходила к различным ситуациям не только исходя из материальных, но из эмоциональных и духовных ценностей.

В нашей стране посредничество как примирительная процедура в спорной ситуации использовалось еще со времен Древней Руси. Посредничество третьей стороны активно применялось при разрешении споров внутри крестьянских общин и конфликтов между княжескими родами. Посредниками чаще всего в разрешении споров выступали церковные служители [2, с. 38]. Применялось посредничество и при решении споров, возникающих с представителями других государств.

Историю развития медиации в России как института посредничества условно можно разделить на несколько этапов, рассмотрим кратко каждый из них.

Первый этап - это развитие развития медиации именно как посредничества, которое активно использовалось в нашей стране в период с ХШ-Х^ веков до второй половины XVIII в. Институт посредничества того времени связан с деятельностью Третейских судов и мировых ряд, в которых к разрешению споров привлекались третьи стороны - посредники. Наиболее активно мировые ряды применялись в торговых городах, где часто возникали споры, касающиеся коммерции, в том числе и представителями других стран. Решения в мировом рядке принимались по принципу взаимных уступок сторон, определить взаимовыгодный характер которых для каждой спорящей стороны помогал посредник - рядец [3, с. 449]. Вообще процедура мирового ряда с институтом современной медиации имеет лишь отдаленные черты, так как решения посредника имели не рекомендательный, а обязательный к исполнению характер. Схожесть с институтом медиации состояла лишь в участии при решении спора посредника [4. с. 157].

Второй этап - это период с 1775 по 1862 года, когда в России действовали Совестные суды, утвержденные «Наказом» Екатерины II. В главе XXVI этого «Наказа», посвященной учреждениям для управления российскими губерниями было предусмотрено проведение Совестного суда, целью деятельности которого было не устрашение, а оказание помощи. В основе деятельности такого суда лежали принципы милосердия и человеколюбия. Совестный суд занимался рассмотрением дел, связанных с преступлениями сумасшедших, малолетних, а также дел, связанных с колдовством и суевериями.

С институтом медитации такие суды практически не имели сходных черт, кроме как основной

цели, заключающейся в примирении сторон. В начале XIX века в России действовали еще коммерческие суды, первый такой суд был создан в Одессе в 1808 году. Эти суды разрешали торговые, а также иные виды споров, связанных с коммерческой деятельностью. Схожесть деятельности этих судов с институтом медиации так же заключается исключительно в цели мирного и удовлетворяющего все стороны конфликта решения.

Третий этап приходится на временной отрезок с 1864 по 1917 гг. В этот период институт медиации как посредничество в разрешении споров активно использовался в различных сферах, а не только в торговых отношениях. Многие нормативные акты того времени содержали в себе нормы, указывающие на возможность применения сторон и участие третьего лица

Устав гражданского судопроизводства 1864 года содержал отдельную главу, регулирующую процедуры примирительного разбирательства. Этой главой предусматривалось завершение спора по взаимному согласию сторон, а суд должен был способствовать их примирению, то есть выступал в качестве посредника. Возможность мирового разрешения споров при посредничестве судьи предусматривалась и уставом торгового судопроизводства 1887 года. Стороны из состава суда могли по своему усмотрению выбрать двух примирителей, которые выслушав спорящих, предоставляли им нормы законодательства, на основании которых разрешается их спор, и высказывали свое мнение, как его можно решить мирным путем без обращения в суд.

В то время в отчетах коммерческих судов стал появляться термин «медиатор», под которым понимался посредник, участвующий в споре [12, с. 767].

Четвертый этап связан с установлением в нашей стране советской власти в 1917 году и продлился до 1991 года, то есть до распада СССР. В этот период выбор способа урегулирования споров у сторон отсутствовал, то есть его можно обозначить как период замедления развития примирительных процедур. С 1917 года практика использования медиаторов при разрешении споров была полностью ликвидирована.

В советском праве традиции правового регулирования института примирения сторон своего отражения не нашли [14].

В первом Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (далее - ГПК РСФСР), принятом в 1923 году была предусмотрена возможность мирного разрешения спора, но только по усмотрению суда. ГПК РСФСР 1964 года содержало больше норм о мировом соглашении сторон, но при этом, указывалось на то, что суд должен разъяснить сторонам о возможности мирного

разрешения спора, а не предложить им решить дело миром и посодействовать в таком разрешении. Технология посредничества в этот период применялась нашим государством только во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности [12, с. 768].

Пятый этап связан с распадом СССР в 1991 году и продлился до 2010 года.

Распад СССР привел к смене тоталитарного режима на демократический, и именно в этот период началось возрождение и модернизация института медиации. Российская гражданская правовая система формировалась в это время под влиянием международных иностранных организаций, с помощью которых происходит реализация проектов, направленных на включение альтернативного разрешения споров в качестве отдельного направления в судебную систему РФ. Проект «Правовая реформа», реализация которого происходила в 1996-2004 годах, предусматривал альтернативную возможность разрешения как отдельного вида разрешения спорных ситуаций. Первые попытки создания законодательной базы для медиации предпринимались в нашей стране с начала 2000-х годов. Советник Президента РФ, д.ю.н., профессор В.Ф. Яковлев в своем докладе «Значение внедрения и распространения внесудебных методов разрешения споров, в частности медиации» указал на важность процедуры медиации и объяснил ее значение. Автор предлагал включить эту процедуру разрешения спора в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года, проект которого рассматривался, как отдельный правовой институт. Предложение В.Ф. Яковлева встретило жесткое сопротивление со стороны ученых-правоведов и со стороны депутатов.

В 2005 году на первой международной конференции «Медиация» представители аппарата полномочного представителя Президента в Центральном Федеральном Округе впервые заявили о необходимости закрепления в нормах российского законодательства такого правового института, как медитация. [10] После этой конференции Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования (ООО «МЦУПК») инициировал создание в нашей стране в апреле 2005 года научно-методического центра медиации и права. Основная задача деятельности этого института заключалась в развитии, нормативном обеспечении и утверждении медиации как отдельного правового института и интеграции его в российскую правовую систему и деловой оборот [5].

Следующая попытка внедрения института медиации в законодательство РФ была предпринята в 2006 году, когда на круглом столе «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного

разрешения споров (альтернативное разрешение споров - медиация)» был рассмотрен законопроект о медиации в России, который в том же 2006 году был внесен на рассмотрение в Государственную думу. Законопроект был отклонен с тем объяснением, что термин «медиация», раскрываемый в нем, по сути, является синонимом посредничества и примирительных процедур, содержащихся уже в нормах действующего законодательства. Претерпев два изменения этот законопроект в итоге был отклонен как «не отвечающий концептуально требованиям к закону, вводящему в правовое поле институт медиации».

Не смотря не то, что предлагаемый законопроект принят не был, к процедуре медиации стал возникать все больший интерес в научных и судейских кругах, и с 2006 года даже стал издаваться специализированный журнал, посвященный вопросам и тонкостям медиации [9]. Практика применения процедур примирения в арбитражном процессе повлекла за собой появление специализированных организаций, оказывающих услуги по альтернативному разрешению споров и примирительным процедурам. В это же время стали появляться первые организации по альтернативному разрешению спорных ситуаций. Такое повсеместное развитие практики применения медиации в деятельности российского судопроизводства вновь поставило вопрос о необходимости законодательного закрепления медиации как отельного правового института.

Депутатские слушания, которые прошли в Государственной Думе в марте 2007 года опять были посвящены процедуре медиации и возможности ее применения в различных сферах для разрешения отдельных категорий споров с участим профессиональных посредников, обладающих обширными познаниями в той сфере, к которой относится спор. Идея принятия федерального закона о медиации была на этот раз воспринята положительно всеми участниками слушаний, особенно была отмечена необходимость введения института медиации в практику разрешения споров в мировом суде. Итогом этих слушаний стало принятие решения о создании экспертной группы для подготовки отзыва на проект федерального закона о медиации [7, С.291]. В том же году Центром медиации и права было проведено рабочее совещание при участии экспертов Совета Европы по обсуждению законопроекта об институте медиации. В субъектах РФ были проведены многочисленные научно-практические конференции, в том числе и международные, на которых рассматривались детали и опыт применения процедуры медиации в различных спорах и возможность из использования судьями и независимыми посредниками. Все описываемые выше события явились как бы «подготовитель-

ным» этапом для интеграции института медиации в российскую правовую систему.

В 2007 году была сформирована экспериментальная рабочая группа по созданию и воплощению в жизнь проекта по реализации альтернативных досудебных методов разрешения правовых конфликтов. Результаты эксперимента доказали, что судьи, владеющие навыками медиации гораздо более эффективны в содействии примирению сторон. Все судьи, которые прошли экспериментальное обучение, значительно увеличили количество мировых соглашений, примерно с 3% до 33-35% [5]. Результаты экспериментальной программы обучения судей доказали важность института медиации при разрешении споров.

В декабре 2008 года в постановлении Всероссийского съезда судей «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» было указано на необходимость внедрения в российскую судебную систему института медиации в связи с большой нагрузкой на суды. В постановлении отмечено, что именно закрепление медиации как официального правового института будет способствовать снижению этой нагрузки, так как часть споров будет решаться в досудебном порядке, все это положительно скажется и на качестве российского правосудия [8].

В рассматриваемый период возможность применения посредничества при разрешении споров предусматривалась только нормами АПК РФ и поэтому судейское сообщество указывало на необходимость принятие именно федерального закона, регулирующего применение процедуры медиации и в других видах процесса. Президент РФ в декабре 2008 года поручил Федеральному Собранию подготовить законопроекты о совершенствовании судебной системы нашей страны, включающие помимо прочего и возможность использования процедуры медиации.

Несмотря на то, что на тот момент судами был накоплен солидный практический опыт применения медиации, для разработки законопроекта этого было недостаточно. Поэтому в 2009 году было проведено большое количество различных мероприятий, направленных на обобщение опыта, в том числе и зарубежного. В качестве примера можно привести международную конференцию «Использование примирительных процедур (медиации) для урегулирования коммерческих споров в современных экономических условиях», проведенную в декабре 2009 года. Все эти мероприятия привели к тому, что в 2010 году был принят Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-Ф3, вступивший в силу с 2011 года [1]. Именно с

этого момента начался новый этап развития института медиации в нашей стране.

Шестой этап развития института медиации в РФ начался с момента вступления в законную силу ФЗ № 193 и начала использования норм этого закона на практике. Этот закон в действующей его редакции состоит из 20-ти статей, определяющих предмет его регулирования и сферу действия, порядок и условия применения процедуры медиации, требования к медиаторам и т.д.

Необходимо отметить, что до настоящего времени все проблемы, затрудняющие применение процедуры медиации до сих пор не устранены.

По нашему мнению, ключевой проблемой правовой регламентации современного института медиации в нашей стране является определение правового статуса медиатора. Анализ ФЗ № 193 показал, что в нем отсутствуют нормы, предметно регламентирующие правовой статус медиатора, что на практике способствует возникновению ряда практических проблем, препятствующих развитию такой примирительной процедуры, как медиация. Анализируя нормы законодательства РФ можно сделать вывод, что медиатор не наделен никакими юридически значимыми процессуальными полномочиями и функциями, которые бы он мог реализовать в рамках проведения медиативной процедуры. Такой вывод вытекает из положения нормы, указывающей на то, что медиатор не вправе оказывать какую-либо помощь спорящим сторонам.

Таким образом, сделаем основные выводы по проведенному в рамках данной статьи исследованию. Медиация является альтернативным способом урегулирования спорных и конфликтных ситуаций при посредничестве нейтральной стороны - медиатора. Основная задача медиатора состоит не в вынесении определенного решения, а в оказании спорящим сторонам помощи в поиске альтернатив, которые устроили бы всех.

Исторический процесс развития института медиации можно разделить на 6 этапов:

Первый этап - с ХШ-ХМ веков до второй половины XVIII в. связан с Мировым рядом и Третейским судом, то есть с ращением спорных Вопросов при помощи посредников, как правило, духовных лиц.

Второй этап - с 1775 по 1862 года, связан с действием в России Совестных судов и коммерческих судов. Такие суды не имели с институтом медиации ничего общего, кроме цели примирения сторон.

Третий этап - с 1864 по 1917 год. Множество нормативных правовых актов предусматривали возможность мирового урегулирования споров.

Четвертый этап - с 1917 по 1991 год, то есть с момента образования до распада СССР. Практика использования медиаторов при разрешении споров была полностью ликвидирована.

Пятый период - с 1991 по 2010 года связан с развитием в научных и судейских кругах мысли о необходимости законодательного закрепления

института медиации в РФ и рассмотрением нескольких законопроектов.

Шестой этап развития института медиации в РФ начался с момента вступления в законную силу ФЗ № 193 в 2011 году и продолжается по настоящее время, так как не все проблемы, затрудняющие применение процедуры медиации до сих пор устранены.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №31. ст. 4162

[2] Аллахвердова О.В. Медиация в философском, психологическом и юридическом контексте / Аллахвердова О. В. / Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сборник статей / Под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко. М.: Ин-фотропик Медиа, 2012. 320 с.

[3] Великий Новгород [Текст] : история и культура IX-XVII веков : энциклопедический словарь / Региональная общественная благотворительная орг. «Новгородский фонд культуры» [и др.]; [отв. ред. В. Л. Янин]. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2009. - 551 с.

[4] Давыденко Д.Л. Примирительные процедуры в российской правовой культуре: мировой ряд - особый способ урегулирования споров в Новгородской республике в XI - XV вв. / Д. Л. Давыденко // Третейский суд. 2011. № 3 (75). С. 157 - 169.

[5] Концепция правового эксперимента по внедрению примирительных процедур на базе Уральского федерального округа // АНО «Центр медиации и права». - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www. mediacia.com/files/Documents/Experiment_concept_UrFO .pdf

[6] Медиация как метод внесудебного решения споров// Московская городская Дума. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://duma.mos.ru/ru/34/news/novos-ti/mediatsiya-kak-metod-vnesudebnogo-resheniya-sporo v

[7] Невельсон Е. Ю. Медиация как социально-гуманитарная практика. Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.— Пермь, 2011. С. 291.

[8] Постановление VII Всероссийского съезда судей РФ от 04.12.2008 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направления ее развития и совершенствования»// Совет судей Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.ssrf.ru/page/857/ detail/

[9] Стенограмма «круглого стола» от 17 октября 2006 года на тему: «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров (внесудебное разрешение споров - медиация)» // Совет Федерации. -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://archiv.council. gov.ru/files/roundtbl/46.do

[10] Шамликашвили Ц. А. Медиация в России. Современное состояние.// АНО «Центр медиации и права». -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.medi-acia.com/news/dir_eu_ru.pdf

[11] Шамликашвили Ц.А. Внедрение медиации в России. - Журнал Право Украины, № 6, 2011г.// АНО «Центр медиации и права». - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.mediacia.com/ publications/81. html

[12] Шиянова А. С. История и развитие института медиации //Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 766-770.

[13] Виноградова, Е. В. Актуальные мысли о праве / Е. В. Виноградова, С. И. Захарцев. - Москва : Издательство «Юрлитинформ», 2023. - 232 с. - (Теория и история государства и права). - ISBN 978-54396-2491-1.

[14] Е.В. Виноградова. Конституционные основы судопроизводства и использованием медиаци-онных процедур // Журнал Российского права - 2019 - №3 - С. 139-152.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob al'ternativnoj procedure ureg-ulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fed-eracii. 2010. №31. st. 4162

[2] Allahverdova O.V. Mediaciya v filosofskom, psihologicheskom iyuridicheskom kontekste /Allahver-dova O. V. / Razvitie mediacii v Rossii: teoriya, praktika, obrazovanie: sbornik statej / Pod red. E. I. Nosyrevoj, D. G. Fil'chenko. M.: In-fotropik Media, 2012. 320 s.

[3] Velikij Novgorod fTekst] : istoriya i kul'tura IX-XVII vekov : enciklopedicheskij slovar' / Regional'naya obshchestvennaya blagotvoritel'naya org. "Novgorodskij fond kul'tury" [i dr.] ; [otv. red. V. L. YAnin]. - Sankt-Pe-terburg : Nestor-Istoriya, 2009. - 551 s.

[4] Davydenko D.L. Primiritel'nye procedury v rossijskoj pravovoj kul'ture: mirovoj ryad - osobyj sposob uregulirovaniya sporov v Novgorodskoj respublike v XI - XV vv. / D. L. Davydenko // Tretejskij sud. 2011. № 3 (75). S. 157 - 169.

[5] Koncepciya pravovogo eksperimenta po vnedreniyu primiritel'nyh procedur na baze Ural'skogo fed-eral'nogo okruga // ANO "Centr mediacii i prava". - [Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://www. mediacia. com/files/Documents/Experiment_concept_UrFO .pdf

[6] Mediaciya kak metod vnesudebnogo resheniya sporov// Moskovskaya gorodskaya Duma. - [Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://duma.mos.ru/ru/34/news/novos-ti/mediatsiya-kak-metod-vnesudebno-go-resheniya-sporov

[7] Nevel'son E. YU. Mediaciya kak social'no-gumanitarnaya praktika. Social'naya bezopasnost' i zash-chita cheloveka v usloviyah novoj obshchestvennoj real'nosti : sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf.— Perm', 2011. S. 291.

[8] Postanovlenie VII Vserossijskogo s"ezda sudej RF ot 04.12.2008 "O sostoyanii sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii i prioritetnyh napravleniya ee razvitiya i sovershenstvovaniya"//Sovet sudej Rossijskoj Federacii. - [Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://www.ssrf.ru/page/857/detail/

[9] Stenogramma «kruglogo stola» ot 17 oktyabrya 2006 goda na temu: «Uchastie yuridicheskogo soob-shchestva v sovershenstvovanii zakonodatel'stva v oblasti al'ternativnogo razresheniya sporov (vnesudebnoe razreshenie sporov - mediaciya)» // Sovet Federacii. -[Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://archiv.council. gov. ru/files/roundtbl/46.do

[10] SHamlikashvili C. A. Mediaciya v Rossii. Sovremennoe sostoyanie.// ANO "Centr mediacii i prava". -[Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://www.medi-acia.com/news/dir_eu_ru.pdf

[11] SHamlikashvili C.A. Vnedrenie mediacii v Rossii. - ZHurnal Pravo Ukrainy, № 6, 2011g.// ANO "Centr mediacii i prava". - [Elektronnyj resurs]. Kod dostupa: http://www.mediacia.com/publications/81. html

[12] SHiyanova A. S. Istoriya i razvitie instituta mediacii // Alleya nauki. 2019. T. 1. № 5 (32). S. 766-770.

[13] Vinogradova, E. V. Aktual'nye mysli o prave / E. V. Vinogradova, S. I. Zaharcev. - Moskva : Izdatel'stvo "YUrlitinform", 2023. - 232 s. - (Teoriya i istoriya gosudarstva i prava). - ISBN 978-5-4396-2491-1.

[14]E.V. Vinogradova. Konstitucionnye osnovy sudoproizvodstva iispol'zovaniem mediacionnyh procedur // ZHurnal Rossijskogo prava - 2019 - №3 - S.139-152.

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.