Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
782
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / ФИЛОСОФИЯ / ETHICS / MORALITY / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салменкова М.В., Орлова А.И.

В статье рассматривается история развития этической науки от античности до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF ETHICAL SCIENCE

The article deals with the history of the development of ethical science from antiquity to the present day.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ»

УДК 17

Салменкова М. В., к. п. н. преподаватель Орлова А.И. студент 4 курса, специальности «Дизайн (по отраслям)» Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ Россия г. Краснодар ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ. Аннотация: В статье рассматривается история развития этической науки от античности до наших дней.

Ключевые слова: Этика, мораль, философия.

M. V. Salmenkova Candidate of pedagogical Sciences, teacher

Orlova A.I.

Students of the 4th course, specialty: «Design (by industry)», Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia (Krasnodar) HISTORY OF DEVELOPMENT OF ETHICAL SCIENCE. Abstract: The article deals with the history of the development of ethical science from antiquity to the present day.

Key words: Ethics, morality, philosophy

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика и философия составляли одно целое.

В литературе говорится, что с некоторыми оговорками можно утверждать: к концу XVIII века философы поняли, что мораль не сводима ни к религии, ни к психологии, ни к биологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои понятия, принципы, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, Китае и Индии.

Сам термин «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, привычка) первым употребил Аристотель (381-322 гг. до н. э.). Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона — Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Проблема этики играла определенную роль в творческих исканиях многих мыслителей,

л

живших в V и в последующих веках до нашей эры.253

Уже в поэмах Гомера, которые отражали высшую стадию имущественного расслоения первобытного общества, можно увидеть очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борются за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности. Отечество, честь племени, дружба, слава воина, благо семьи составляют основу их поведения. С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного кодекса морали, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лишены нравоучительного этического начала, а моральная терминология не развита: почти отсутствуют выражения, обозначающие общие моральные понятия и положительные и отрицательные качества личности.

Совсем другая картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпохе классовой цивилизации. Его поэмы овеяны моральным смыслом. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и вообще все, что ведет к укреплению собственности.

Средневековая этика представляет собой совокупность идей религии и античной философии при доминирующем влиянии религиозных положений.

Её главным отличием является геоцентризм, проявившийся в том, что важнейшей регулятивной идеей этики средневековья стала идея Бога.

В средневековой этике основой и источником морали являются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими.

Это хорошо видно в теории закона, разработанной Фомой Аквинским. По этой теории все законы связаны между собой нитями субординации.

Источником всех законов выступает «вечный закон» — универсальные нормы, общие принципы управления Вселенной. Этот закон заключен в Боге, идентичен ему. Следующий закон, по Аквинскому, это «естественный закон», являющийся по своей сущности отражением «вечного закона» в человеческом сознании.254

«Естественный закон» указывает людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.

Таким образом, можно отметить, что если античная этика исходила из убеждения о доступности нравственного совершенства самому человеку, то средневековая этика преподносила нравственные требования как божью волю.

Основополагающие особенности этики эпохи Возрождения:

1) антропоцентризм, состоящий в том, что, в основе моральных

253 Баженова, Елизавета. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. [Текст] / Е. Баженова -Москва: АСТ, Сова, 2009. - 190 с.

254 Кузнецов, Игорь Николаевич. Деловой этикет от "А" до "Я" [Текст] / И. Н. Кузнецов. - Москва: Ал Пресс, 2007. - 341 с.

концепции того времени лежит человеческая деятельность и её мотивация, в отличие от средневековых традиций;

2) гуманизм, основан на признании ценности человека как личности, а также утверждает права человека на свободу, счастье, равенство, справедливость и рассматривает блага человека в качестве критерия оценки социальных институтов и отношений;

3) индивидуализм, проявляется в утверждении самой ценной, свободной и неповторимой творческой личности (возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны).

По теории И. Канта, при выборе своего поведения индивид должен действовать согласно не только своим желаниям, но и общечеловеческим правилам, являющимися для него категорическим требованием.

Суть категорического требования И. Кант излагает следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нравственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

Ф. Ницше занимает противоположную теории Канта позицию, исходит из того, что есть воля слабая и сильная и не существует ни свободной, ни несвободной воли. Основой в его теории выступает движущая сила самой жизни - воля к власти.

Главные идеи этики Ф. Ницше: отрицание общепринятых и обязательных моральных норм; отрицание христианства, отождествление гения и злодейства; оправдание права сильного.

Марксистская этика строится на социально-историческом подходе к анализу морали, что дает возможность выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса и позволяет понять соотношение частных, классовых и общечеловеческих моральных позиций. Мораль охватывает все виды деятельности и общественные отношения.255

Она оценивает экономические, политические, духовные позиции с точки зрения их справедливости или несправедливости, гуманности или

255 Кукушин, Вадим Сергеевич. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. - 3-е изд. испр. и доп. - М: - Ростов н/Д : МарТ, 2008. - 288 с.

жестокости, добра или зла.

В противоположность многочисленным теориям, разрешающим или даже приветствующим разрешение различных государственных, национальных или межличностных противоречий с позиции силы, этика ненасилия говорит о недопустимости проявления насилия в качестве средства решения конфликтов. Своими корнями данная теория уходит в глубину веков. Сходные идеи формулировались еще в этике Нагорной проповеди Христа из Нового Завета Библии, где предписывалось «...ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».

Данный этический идеал был напрямую направлен на преодоление зла добром, на «разрыв» круговорота зла в обществе. Но за прошедшие с тех пор две тысячи лет, подобные моральные предписания весьма слабо утвердились в сознании людей.

Среди теорий морали 20 века нужно отметить этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире.

Этика 21 века имеет множество своих проблем: остается расслоение населения, остается проблема богатых и бедных. Многие отрасли вообще не затрагивают этику, большая часть компьютеризировано, меньше живого общения между отдельными индивидами. Так же большое число безработицы, перенаселение планеты, истребление ресурсов, земля не успевает восстанавливаться.

Таким образом, приблизительно со второй половины XX в. проблема соотношения этики и науки вновь встала особенно остро. Причина этого в том, что наука так далеко зашла вперед в своем развитии, что в какой-то момент оказалась некомпетентной в решении тех вопросов, которые она сама же и поставила. В прежние времена считалось, что не существует вопросов и проблем, в которых нельзя было бы разобраться. Классическая рациональность с ее моделью природы как определенной системы предполагала возможность теоретически абсолютно точного расчета и прогноза возможных последствий развития. Естественно, что в ситуации абсолютной уверенности в полном контроле над возможным развитием событий этика не нужна. Если же такая уверенность пропадает ввиду обнаруживающейся неопределенности, точнее, чрезвычайной сложности затрагиваемых объектов и предметов исследования, естественно, возникает вопрос, надо ли этим заниматься, не будет ли в результате вмешательства еще хуже, чем было без него.

Использованные источники:

1. Баженова, Елизавета. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. [Текст] / Е. Баженова - Москва: АСТ, Сова, 2009. - 190 с.

2. Кузнецов, Игорь Николаевич. Деловой этикет от "А" до "Я" [Текст] / И. Н. Кузнецов. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 341 с.

3. Кукушин, Вадим Сергеевич. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Социальная

работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. - 3-е изд., испр. и доп. -М: - Ростов н/Д : МарТ, 2008. - 288 с.

УДК 174

Салменкова М. В., к. п. н. преподаватель Шкирандо Е.М студент 4 курса, специальности: «Дизайн (по отраслям)», Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ Россия г. Краснодар НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ: ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация: В данной статье рассматриваются различные виды мотивации коллективного труда. Их положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова; поощрение, наказание, сотрудники, руководство.

M. V. Salmenkova Candidate of pedagogical Sciences, teacher

Shkirando E. M Students of the 4th course, specialty: «Design (by industry) », Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia, Krasnodar

REWARD OR PUNISHMENT: THE ETHICAL AND PSYCHOLOGICAL

ASPECT

Abstract: the article deals with various types of motivation for collective work. Their positive and negative sides.

The aim of this work is to examine the rewards and punishments from an ethical and a psychological point of view. As well as the promotion of more effective management methods.

Key words; reward, punishment, employees, management.

Умение пользоваться наказаниями и поощрениями веками считалось основным элементом, мотивирующим поведение подчиненного. В этой области оказалась масса заблуждений, например, что подчиненных не следует хвалить, чтобы их не испортить. Примером данного заблуждения также является случай, когда начальник обращает внимание на сотрудника только тогда, когда тот провинился, и он сразу дает ему нагоняй. Встречаются руководители, которые совсем недооценивают работоспособность и желание выполнять полученные поручение людей, а только и делают что замечают лишь недостатки и недоработки. Стоит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.