Научная статья на тему 'ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА'

ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
635
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЕРЫ / ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ / ЭТИЧНОСТЬ / УДОБСТВО / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / КОНСЕРВАТИЗМ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЕЖЛИВОСТЬ / ТАКТИЧНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОСТЬ / MANNERS / COMMON SENSE / ETHICS / CONVENIENCE / EXPEDIENCY / PROFITABILITY / CONSERVATISM / UNIVERSALITY / EFFICIENCY / POLITENESS / TACT / NATURALNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салменкова М.В., Коркишко А.А.

В статье рассматривается вопросы этики в деятельности современного делового человека. Целью работы является анализ этических принципов в деловом общении, с учетом того что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETIQUETTE IN THE ACTIVITY OF A MODERN BUSINESS MAN

The article deals with ethical issues in the activities of a modern business person. The purpose of the work is analysis of ethical principles in business communication, taking into account the fact that business etiquette includes the exact observance of the rules of the culture of behavior, which involves, first of all, deep respect for the human person.

Текст научной работы на тему «ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

9.Управление по результатам - это техника управления, где изначально определяют плодотворность и успешность; начальник обладает полномочиями для их результатов; проводится измерение и отчет о достигнутых итогах, а затем эта информация используется при решениях о финансировании, структуре, функционирования программ, а также при решениях о поощрении и санкциях.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что все техники эффективны по своему, и выбирать стоит такую технику, которая в большей мере подходит к вашему характеру. Ведь от руководителя зависит дальнейшее развитие предприятия, тем не менее, не стоит торопиться, ведь можно попробовать несколько техник и подобрать наиболее подходящую.

Использованные источники:

1. Колосницына М.Г. Экономика труда. -М.: «Магистраль», 2005. - 240с.

2. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. - 2-е изд. 308с.

3. Олегов Ю.Г., Маусов Н.К., Кулапов М.Н. Эффективность системы управления персоналом. -М.: Экзамен, 2000. - 94с.

4. Рофе А.И., Ерохина Р.И. Экономика труда. -М.: МИК, 2005. - 400с.

УДК 659.1

Салменкова М. В., к. п. н. преподаватель Коркишко А.А. студент 4 курса специальность: «Дизайн (по отраслям)», Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ Россия (г. Краснодар) ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО

ЧЕЛОВЕКА

Аннотация: В статье рассматривается вопросы этики в деятельности современного делового человека.

Целью работы является анализ этических принципов в деловом общении, с учетом того что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности.

Ключевые слова; Манеры, Здравый смысл, Этичность, Удобство, Целесообразность, Экономичность, Консерватизм, Универсальность, Эффективность, Вежливость, Тактичность, Естественность.

M. V. Salmenkova Candidate of pedagogical Sciences, teacher

А. А. Korkishko 4th year student, specialty: "Design (by industry)» Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia (Krasnodar)

ETIQUETTE IN THE ACTIVITY OF A MODERN BUSINESS MAN

Abstract: The article deals with ethical issues in the activities of a modern business person.

The purpose of the work is analysis of ethical principles in business communication, taking into account the fact that business etiquette includes the exact observance of the rules of the culture of behavior, which involves, first of all, deep respect for the human person.

Key words; manners, common sense, ethics, convenience, expediency, profitability, conservatism, universality, efficiency, politeness, tact, naturalness.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что умение вести себя должным образом, соблюдать этикет, стало одним из важнейших условий и способов вырваться вперёд и сохранить лидерство в бизнесе. Сейчас соблюдение делового этикета - один из элементов профессиональной стратегии.231

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Этикет - это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе - в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры, одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но

231 Баженова, Елизавета. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. [Текст] / Е. Баженова -Москва: АСТ, Сова, 2009. - 190 с.

требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.232

Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек

и прозвищ.233

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

232 Кузнецов, Игорь Николаевич. Деловой этикет от "А" до "Я" [Текст] / И. Н. Кузнецов. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 341 с.

233 Кукушин, Вадим Сергеевич. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. - 3-е изд. испр. и доп. - М: - Ростов н/Д : МарТ, 2008. - 288 с.

Культура современного общества в итоге усваивает наиболее ценную часть культуры всех стран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могут участвовать и деловые люди, обогащая в общении с иностранцами или за границей свой культурный опыт, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее, что есть у других народов. Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не утрировать вежливость. В «свете» говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Правилам поведения и взаимодействия людей на рабочем месте придается огромное значение в мире бизнеса. Регламентация делового общения позволяет экономить ресурсы - как денежные и временные, так и человеческие. Следование правилам делового этикета - залог успеха в бизнесе.

По большому счету, деловой этикет является всего лишь частью более широкого понятия «нормы поведения культурного человека». И для того, чтобы соблюдать деловой этикет, нужно, прежде всего, соблюдать сами культурные нормы

Сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих, обычно называют имиджем.

Создание в глазах потенциального партнера, образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной усмешки, - одно из условий успеха в профессиональной деятельности.234

Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить основные правила поведения, принятые во всем мире.

Приветствие - одно из проявлений вежливости, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Приветствие в любой ситуации должно показывать нашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться наше настроение или негативное отношение к другому человеку.

234 Электронный источник - http: //\v\v\v.knigge .гиМе!оуо1 etiket.html

Такой элемент приветствия как рукопожатие, пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. Сегодня рукопожатие является достаточно ответственным проявлением взаимного расположения людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.

Представление - является важным элементом вежливости в деловой жизни. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.

В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях.

Знакомство в бизнес кругах зачатую осуществляется с помощью визитных карточек. При этом, использование визиток имеет свои особенности: младший по возрасту передает свою визитку старшему, а мужчина вручает визитку первым женщине. По правилам хорошего тона, новый знакомый обязан ответить тем же, отправив свою визитку.

Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам, чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь всегда терпеливо выслушать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте ввиду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком который будет вынужден поступить с вами также.235

Стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы, реализуется в деловой беседе. В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций или стран для их проведения и разрешения конкретных проблем.

Деловой стиль обязывает строить по-особому рабочие отношения, он полностью меняет ритм жизни человека. У того появляется четкий распорядок дня, каждая минута этого распорядка имеет значение. Но жить в таком ритме опасно для здоровья. А для того, чтобы бизнесмен мог полноценно трудиться, ему нужно обладать замечательным здоровьем. Иными словами, он должен научиться отдыхать. И на время забыть о всяком этикете. Это на самом-то деле очень непросто сделать.

235 Электронный источник- http://personalshopping.su/?page_id=5

Деловой человек легко приучается к регламентированным отношениям. Некоторые деловые люди так в этом поднаторели, что даже на пляж отправляются в полном облачении. Можно их понять: деловой костюм сросся с ними, трудно из него выползти и ощутить свободу. Если вы не в офисе и не на встрече, то вы не на работе. И у вас есть полное право быть просто человеком. Повесьте свою деловую униформу в шкаф, переоденьтесь в «гражданскую» одежду, которая вам больше всего подходит и которая вам удобна, и начинайте отдыхать.

Этикетное деловое поведение экономически выгодно. Многие преуспевающие компании, формируя свой уникальный фирменный стиль, требуют от сотрудников безупречных деловых манер. Этим они создают себе конкурентное преимущество, которое выгодно отличает их в глазах клиентов и партнеров.

В цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. Если его соблюдают все сотрудники компании на всех уровнях, то в коллективе создается доброжелательная, комфортная атмосфера, улучшается психологический климат, происходит меньше конфликтов, растет производительность труда, более рационально используется рабочее время и т.п.

Если внутри компании сотрудники не соблюдают деловой этикет, если руководитель не считает нужным проявлять хорошие деловые манеры, а сотрудников не устраивает стиль руководства и качество общения в коллективе, то не стоит удивляться, что такие недовольные сотрудники проявляют холодность, безразличие, а подчас и грубость, в отношении клиентов.

Таким образом, обучать персонал хорошим деловым манерам необходимо на всех уровнях иерархии в компании. Бесполезно обучать только руководителей, и предполагать, что они после семинара-тренинга придут на рабочее место и передадут новые знания подчиненным.

Использованные источники:

1. Баженова, Елизавета. Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе. [Текст] / Е. Баженова - Москва: АСТ, Сова, 2009. - 190 с.

2. Кузнецов, Игорь Николаевич. Деловой этикет от "А" до "Я" [Текст] / И. Н. Кузнецов. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 341 с.

3. Кукушин, Вадим Сергеевич. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. - 3-е изд., испр. и доп. -М: - Ростов н/Д : МарТ, 2008. - 288 с.

4.Электронный источник - http://www.knigge.ru/delovoi_etiket.html 5. Электронный источник- http ://personalshopping. su/?page_id=5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.