Научная статья на тему 'История развития административного надзора полиции в России'

История развития административного надзора полиции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3142
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПОДНАДЗОРНЫЕ ЛИЦА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / POLICE OFFICERS / SUPERVISED PERSONS / COERCIVE MEASURES / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середкин Сергей Адольфович

В статье рассматриваются основные этапы становления института административного надзора полиции. Историко-правовому анализу подвергаются не только юридические правовые памятники, регламентировавшие основания и порядок осуществления сотрудниками правоохранительных органов государства своих административно-надзорных полномочий, но и дается правовая оценка эффективности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF THE POLICE IN RUSSIA

The article deals with the main stages of formation of the Institute of administrative supervision of the police. Historical and legal analysis is made not only of the legal monuments that regulated the grounds and procedure for the implementation by law enforcement officers of the state of their administrative and Supervisory powers, but also provides a legal assessment of the effectiveness of their application.

Текст научной работы на тему «История развития административного надзора полиции в России»

УДК 340.01

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ПОЛИЦИИ В РОССИИ

Середкин Сергей Адольфович

Магистрант 2 курса 2 факультета Академии управления МВД России г. Нижний Новгород kanuvo@yandex.ru

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE

ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF THE POLICE IN RUSSIA

Seredkin Sergey Undergraduate 2 course 2 faculty of the Academy of Management of the MVD of Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные этапы становления института административного надзора полиции. Историко-правовому анализу подвергаются не только юридические правовые памятники, регламентировавшие основания и порядок осуществления сотрудниками правоохранительных органов государства своих административно-надзорных полномочий, но и дается правовая оценка эффективности их применения.

ABSTRACT

The article deals with the main stages of formation of the Institute of administrative supervision of the police. Historical and legal analysis is made not only of the legal monuments that regulated the grounds and procedure for the implementation by law enforcement officers of the state of their administrative and Supervisory powers, but also provides a legal assessment of the effectiveness of their application.

Ключевые слова: административный надзор, сотрудники полиции, поднадзорные лица, принудительные меры, правоохранительная деятельность.

Keywords: administrative supervision, police officers, supervised persons, coercive measures, law enforcement

В течение последних лет в России прослеживается устойчивая тенденция к снижению общего числа зарегистрированных преступлений. Снижению общего уровня преступности и прежде всего рецидивной немало способствовал тот факт, что государство уделяет повышенное внимание профилактике преступлений и административных правонарушений. Одной из действенных мер

профилактического характера является административный надзор полиции, который осуществляется сотрудниками органов внутренних дел (полиции) как в отношении неопределенного круга лиц, так и персонифицировано. В нашем кратком научном исследовании мы намерены провести историко-правовой анализ основных исторических аспектов административного надзора полиции в России.

Любое осмысление теоретико-правовых основ административного надзора полиции в Российской Федерации требует внимания к историческим аспектам появления и становления административно-надзорной деятельности в России. По мнению исследователя административно-надзорной деятельности правоохранительных органов отечественного государства профессора О.И. Бекетова, первоисточником современного административного надзора выступает полицейский надзор[1, с.36]. До административных реформ, проведенных Петром Великим в первой четверти восемнадцатого века термин «полиция» был не свойственен российскому государству и обществу. Равным образом в России и Российской Империи отсутствовали подразделения полиции. Правоохранительная полицейская деятельность ассоциировалась в российском государственном лексиконе с термином «благочиние». Вместе с тем, ошибочным было утверждать, что до петровских времен в нашем отечестве правоохранительная полицейская деятельность вообще и административно-надзорная ее составляющая отсутствовали полностью. Государственно-властные и надзорные полномочия князя и его дружины получили первоначально устное, а затем и письменное закрепление в правовых памятниках. На это указывает не только анализ краткой редакции Русской Правды, но и договора 911 года между Киевским князем Олегом и Византией, вошедшего в Повесть временных лет.

Проводя административно-правовое исследование древнерусских юридических памятников С.П. Звягин, А.Б. Коновалов и С.В. Макарчук приходят к выводу, что со времен заключения Русью договоров с Византийской Империей, укрепления государственности, опосредования ее в различных редакциях Рус-

ской Правды, соответствующих псковских и новгородских юридических источников проявляется и нормативно закрепляется необходимость в организационно и функционально самостоятельных органах, исполняющих правоохранительные функции. Авторы пособия обосновывают умозаключение, что на данные феодальные правоохранительные органы возлагались не только карательно-принудительные, но и контрольно-надзорные функции, свойственные и современным правоохранительным (полицейским) органам[2, с.5].

С увеличением населения городов и прежде всего Москвы, в Московском княжестве появляется прообраз правоохранительной службы, обеспечивающей административный надзор за обеспечением охраны порядка. В период правления Ивана III высочайше была учреждена городская стажа. Основным направлением деятельности вновь созданного административного органа был определен контроль за порядком на городских улицах и обеспечение запрета на хождение по улицам ночью. Для нарушителей ночного спокойствия предусматривались не только телесные наказания в виде бития кнутом, но и заключение под стражу. Спокойствие на ночных улицах с 1505 года обеспечивалось выставляемыми на въездах в города заставами и решетками на улицах. Изучая данный период становления административного полицейского надзора, М.И. Сизиков дополнительно указывает, что общее руководство решеточными караулами было возложено на учрежденных приказчиков[3, с.3]. Для осуществления общеполицейских и сопряженных с ними судебных и административно-надзорных полномочий государственной власти был введен институт губных изб, возглавляемых губными старостами. В руках губных старост были сконцентрированы и административно-надзорные и уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные полномочия[4, с.70].

С воцарением на российском престоле династии Романовых и постепенным формированием в России абсолютной монархии перед государственным аппаратом все насущнее вставал вопрос необходимости формирования регулярных правоохранительных органов, осуществляющих и карательные, и про-

филактические и административно-надзорные полицейские функции. Вместе с тем, приходится констатировать, что данная задача долгое время оставалась неосуществимой. Даже Петру I после его Великого Посольства в страны Западной Европы не удалось в краткие временные рамки осуществить реформирование государственно-принудительного аппарата. Лишь после создания в государстве регулярной армии, частичного реформирования налоговой и административной систем монархом принимается решение о создании такого властного административно-надзорного института как полиция. Высочайшим указом от 25 мая 1718 года в новой столице - Санкт-Петербурге был учрежден пост генерал-полицмейстера^, с.45]. Одновременно с введением данной должности в Российской Империи начинается формирование полицейских органов с постепенным возложением на них функций, соответствующих современному институту административного надзора.

Весомым вкладом в формирование административного надзора в России стало учреждение в системе государственного аппарата Министерства внутренних дел. В рамках новообразованного министерства императором был учрежден Департамент полиции. В число его основных направлений деятельности был определен полицейский надзор[6, с.16-19].

Период начала царствования Александра I был ознаменован попытками либеральных реформ и уменьшения вмешательства государства в частную жизнь подданных. При императоре Павле I значительное количество представителей дворянства было отправлено в ссылку под надзор полицейских чинов. Не решаясь отменить полицейский надзор в принципе, император высочайше направляет в Правительствующий Сенат 15 марта 1801 года Указ «О прощении людей, содержащихся по делам, производившимся в Тайной Экспедиции, с присовокуплением четырех списков оных» был. Согласно воле императора, лица, перечисленные в прилагаемых списках, подлежали немедленному освобождению их мест их ссылки под надзор полиции. Сами надзорные ограничения в

отношении обозначенных лиц также отменялись с момента утверждения Ука-за[5, с.75].

В период царствования императора Николая I полицейские, в том числе и административно-надзорные полномочия вновь усиливаются. Высочайшим указом учреждается новая правоохранительная структура - Отдельный корпус жандармов. Формально числясь в российской императорской армии, чины корпуса исполняли обязанности политической полиции.

Разрабатывая проблематику административного надзора, осуществляемого полицейскими подразделениями, О.И. Бекетов пришел к заключению, что в ходе своего историко-правового развития административный надзор как юридический институт претерпевал синусоидальные изменения, характерные то сокращением числа надзорных полномочий государственных органов, то их значительному увеличению[1, с.44].

Период смягчения административно-надзорного пресса со стороны государства совпал с последним моментом царствования императора Александра II. Его доверенному лицу министру внутренних дел графу М.Т. Лорис-Меликову удалось получить согласие монарха на отмену значительного перечня административно-надзорных мер, введенных еще в период предыдущего царства Николая I. В числе прочих была упразднена ссылка из столиц под надзор полиции неблагонадежных лиц. Надзорные меры снимались для определенных категорий граждан - прежде всего, студенчества, а кроме того разночинцев и представителей отдельных национальных групп[7, с.34].

Взошедший на российский Престол после гибели своего отца императора Александра II император Александр III был крайне разочарован реакцией общества на либеральные реформы предыдущего правления. Им был взят курс на усиление государственного влияния, контроля т надзора во всех сферах жизнедеятельности Империи. Уже через год, двенадцатого марта 1882 года монарх утвердил знаковый для нашего историко-правового исследования документ под названием «Положение о полицейском надзоре, утверждаемом по распоряже-

нию административных властей». Появление новой разновидности административно-надзорной деятельности в конце девятнадцатого века, исполнение которой было возложено на подразделения полиции, обусловлено целенаправленной борьбой Правительства с революционными проявлениями и, как следствие, совершенствованием законодательных норм, наделяющих правоохранительные органы исключительными полномочиями. Данный административно-полицейский надзор осуществлялся за гражданами, относимыми к категории политически неблагонадежных. Нормативная дефиниция именовала таких лиц «вредными для общественного спокойствия»[8, с.13]. На основании представляемых губернскими органами власти и губернскими полицейскими управлениями официальных запросов на имя Министра внутренних дел Империи, Особое совещание при Министре рассматривало вопрос как о возможности введения административно-полицейского надзора, так и конкретных правовых надзорных ограничений в отношении неблагонадежных лиц.

В отношении лиц, признаваемых неблагонадежными, Положением о полицейском надзоре предусматривался достаточно большой перечень правоог-раничительных мер, контроль соблюдения которых возлагался на губернских полицмейстеров и подчиненных ему полицейских чинов. Среди наиболее часто назначаемых Особым совещанием надзорных мер можно назвать следующие:

- ограничение свободы перемещения в пространстве поднадзорным лицом. Исполнение данной меры обеспечивалось путем изъятия и помещения на ответственное хранение в полицейском управлении околоточным надзирателем у поднадзорного лица основных документов, удостоверяющих его личность, и вида на жительство. Взамен изъятым, поднадзорное лицо получало от полиции свидетельство на проживание. В таком документе строго указывалось, в каком конкретно населенном пункте обязан был безотлучно проживать поднадзорный. Всякие перемещения поднадзорного лица в пределах уезда могли осуществляться лишь с разрешения уездного начальника полиции. Для выезда за пределы уезда, но в пределах одной губернии, разрешение испрашивалось у губер-

натора, а для перемещения поднадзорного по стране требовалась санкция Министра внутренних дел Империи, либо товарища (заместителем) Министра -руководителя Департамента полиции. Перемещения поднадзорного за пределы назначенного ему для проживания населенного пункта рассматривались как чрезвычайное исключение. Для получения положительного решения на выезд требовались уважительные причины и положительная реляция полицейского чина, ответственного за контроль за поднадзорным,

- обязательство явки поднадзорного в полицию для отметки как в месте определенном для проживания, так и в месте временного пребывания. В постановлении об установлении полицейского надзора по усмотрению Особого совещания могла быть императивно установлена периодичность явки, либо зафиксирована обязанность являться в полицейский участок «по первому требованию,

- снятие статуса неприкосновенности с того жилища, в котором обязан был проживать поднадзорный. Полицейский чин, на которого возлагались обязанности осуществления полицейского надзора, иные сотрудники полиции наделялись правомочием беспрепятственного вхождения в такое жилище в любое время суток. Помимо вхождения в жилище, полицейские чины наделялись правом производства обысков и выемок документов и имущества. К таким процессуальным действиям предъявлялось требование оформления соответствующего протокола,

- ограничение права личной неприкосновенности поднадзорного лица. Полицейские чины наделялись правом задерживать и доставлять поднадзорного в полицейский участок в случае подозрения в совершении любого противоправного деяния,

- ограничение тайны корреспонденции. Особое совещание могло наделить Министра внутренних дел правом на запрет поднадзорному лицу прямого отправления и получения его корреспонденции. При применении данной надзорной меры в губернские и уездные почтовые и телеграфные конторы из по-

лицейского управления направлялось уведомление об обязательности направления всей корреспонденции поднадзорного лица в управление полиции для проведения перлюстрации,

- ограничение гражданских прав и гражданской дееспособности поднадзорного. Любая публичная, представительская или иная деятельность поднадзорного лица, непосредственно связанная с общением с неопределенным кругом лиц, категорически запрещалась. Лицу, в отношение которого вводились меры полицейского надзора, прямо запрещалась публичная деятельность. Запрет в обязательном порядке касался не только государственной и муниципальной службы, но и работы в качестве преподавателя или присяжного пове-ренного[9, с.271].

В рамках соблюдения принципа объективности, необходимо отметить, что Положение о полицейском надзоре прямо закрепляло не только репрессивные составляющие, но и обратный им механизм послабления, а равно и полной отмены назначенных мер назначаемого в административном порядке полицейского надзора. Прерогатива инициирования процедуры ослабления или снятия надзорных правоограничений принадлежала не полицейскому управлению или полицмейстеру, а губернатору. В своем представлении на имя Министра внутренних дел Российской Империи, губернатор мог ходатайствовать о уменьшении надзорных мер в отношении тех поднадзорных лиц, которые зарекомендовали себя «добропорядочными подданными» и по рапорту полицейского чина, ответственного за исполнение надзора, доказали свое примерное поведение. При принятии руководителем МВД положительного решения по представлению губернатора и снятии им с поднадзорного назначенных мер полицейского надзора, в отношении такого лица в безусловном порядке назначался негласный надзор полиции продолжительностью в один год.

Значительный период появления, становления и качественного развития советской милиции, начиная с ее зарождения в 1917 году и по июль 1966 года характерен отсутствием нормативно закрепленных прав и обязанностей со-

трудников милиции по осуществлению мер административного надзора. Неправильным было бы утверждать, что с исчезновением Российской Империи и ее полиции исчез и полицейский надзор. Общенадзорные административные функции - надзор за обеспечением общественного порядка, надзорная деятельность подразделений участковых инспекторов, инспекторов по делам несовершеннолетних, надзор за безопасностью дорожного движения оставались основными правоохранительными функциями соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел. Такого рода административный надзор характерен отсутствием персонифицированости административно-надзорного воздействия сотрудников милиции. Вместе с тем персональный административный «надзор за неблагонадежными» - лицами осужденными за совершение преступлений к реальному лишению свободы и отбывшие назначенное наказание в РСФСР до 1966 года официально отсутствовал. Основных причин тому, по мнению О.И. Бекетова, подробно изучавшего проблематику административного надзора в России, было сразу две. Прежде всего, это достаточно долгий период (1917-1953 г.г.) формирования милицейских функций и ориентирование правоохранительного воздействия на борьбу с тяжкими преступлениями и против личности, собственности. Много сил отнимала борьба с преступлениями против государственной власти. Вторая причина - долгая перестройка правоохранительной направленности деятельности милиции с борьбы с преступностью на ее профилактику[1, с.40].

Первый опыт законотворческого опосредования административно-надзорной деятельности в Советском Союзе приходится на двадцать шестое июля 1966 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР своим указом утвердил Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы[1, с.41]. Данный административно-правовой институт, оформленный на уровне законодательного акта, впервые в пост имперской истории России регламентировал персонифицированный административно-профилактический надзор со стороны органов внут-

ренних дел за отдельными гражданами. Данный административный надзор по факту является предтечей современного административного надзора, осуществляемого сотрудниками полиции. В силу советских идеологических установок, основной целью административного надзора ОВД (милиции) выступало перевоспитание поднадзорных лиц, а затем осуществление принудительного надзора за их поведением и предупреждение совершения ими уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.

Не смотря на то, что в Положение об административном надзоре ОВД неоднократно вносились изменения, все они были осуществлены в период существования Советского Союза. После 1983 года текст Положения оставался неизменным. Вместе с тем, прекращение советской политической системы, постепенное формирование российской законодательной базы привели Положение к правовому эффекту «переживания нормы права». Юридически существуя до первого января 2010 года, Положение фактически не применялось. Этому немало способствовала отмена сначала уголовной, а затем и административной ответственности на нарушение и неисполнение назначенных поднадзорному лицу мер административного надзора. Фактически для органов внутренних дел в период со второй половины девяностых годов прошлого века и «нулевых» годов нынешнего столетия сложилась крайне негативная ситуация в плане назначения и реального осуществления административного надзора. В соответствии с Положением, решение о назначении административно-правовых ограничений на поднадзорное лицо, их перечне, определял своим постановлением начальник территориального ОВД. Закон РФ «О милиции» к обязанностям милиции относил контроль за лицами, в отношении которых назначены меры административного надзора. Вместе с тем, с 1997 года отечественное уголовное законодательство не содержало состава преступления, а с 2002 года административное законодательство не содержало состава административного правонарушения за нарушение мер административного надзора, назначенного ОВД. Отдельные законодательные акты, включая КоАП РФ (ст.19.24) давали прямое указание, что

административный надзор ОВД (милиции) должен был быть, но назначенный судебными органами в соответствии с отдельным законодательным актом. В декабре 2009 года федеральным законодательным актом Положение 1966 года было признано утратившим силу с первого января 2010 года.

Не смотря на громкие заявления различного рода правозащитников о противозаконности, антиконституционности административного надзора ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, работа над соответствующим федеральным законом велась. Решающим доводом о необходимости такого акта и такого административного надзора стало резкое увеличение рецидивной преступности в стране в данный исторический отрезок[10]. Простая профилактика сотрудниками милиции преступлений и рецидивной преступности без возможности применения к нарушителям административно-принудительного инструментария не давала желаемого результата[11, с.40-42].

В 2011 году вступил в силу федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[12]. Фактически данным законодательным актом в Российской Федерации был возрожден институт персонифицированного административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Новеллой данного закона явилась процедура назначения данных административно-принудительных мер. Теперь они могут быть назначены исключительно судом. В области правомочий органов внутренних дел федеральный закон оставил профилактическую деятельность по непосредственному обеспечению исполнения поднадзорными лицами назначенных судом административно-надзорных правоограничений[13].

Во исполнение ФЗ об административном надзоре Министром внутренних дел России был издан соответствующий подзаконный нормативный правовой акт, определяющий порядок исполнения сотрудниками полиции данного законодательного акта[14].

Министр внутренних дел России генерал полиции В.А. Колокольцев в своем выступлении отметил, что уже через год после возрождения администра-

тивного надзора полиции лишь шесть процентов поднадзорных лиц совершили повторное уголовно наказуемое деяние[15]. Положительную тенденцию на снижение рецидивной преступности лицами, в отношении которых сотрудники полиции обеспечивают исполнение назначенного судом административного надзора отметил и полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ М. Барщевский[16].

Подводя итоги проведенного нами историко-правового анализа становления административного надзора полиции в России, мы можем сформулировать ряд выводов.

В ходе своего историко-правового развития административный надзор как юридический институт претерпевал синусоидальные изменения, характерные то сокращением числа надзорных полномочий государственных органов, то их значительному увеличению.

Утвержденное Александром III Положение о полицейском надзоре прямо закрепляло не только репрессивные составляющие, но и обратный им механизм послабления, а равно и полной отмены назначенных мер назначаемого в административном порядке полицейского надзора.

Вступившим в силу В 2011 году федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в Российской Федерации был возрожден институт персонифицированного административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Новеллой данного закона явилась процедура назначения данных административно-принудительных мер исключительно судом.

Список литературы:

1. Бекетов О. И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра. юрид. наук - Омск, 2011

2. Звягин С. П., Коновалов А. Б, Макарчук С. В. Полиция и милиция России в ХУШ - начале XX вв.: учебное пособие. - Кемерово, 2001.

3. Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России ХУШ века. - М., 1992. Вып. 1.

4. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. - Ростов н/Д, 1999.

5. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: учебное пособие.- М., 1998.

6. История органов внутренних дел дореволюционной России: учебное пособие / под ред. Р. С. Мулукаева. - М., 1984.

7. История полиции России. Исторический очерк и основные документы: учебное пособие. - М., 2001.

8. Бекетов О. И. Административный надзор. - Омск, 1985.

9. Полиция России: Документы и материалы. 1718-1917 гг. - Саратов,

2002.

10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»// СПС «Гарант».

11. Векленко В.В., Бекетов О.И. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: аргументы в пользу восстановления // Полицейское право. 2006. N 1.

12. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/. (Дата обращения 10.10.2018).

13. Вельмин А.С. Историко-юридический анализ проблем возрождения административного надзора в современной России // История государства и права. 2012. N 23. С. 23 - 26.

14. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Приказ МВД России от 08.07.2011 N 818 [Электронный ресурс] //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118725/. (Дата обращения 10.10.2018).

15. Состояние преступности МВД РФ. ULR// https://mvd.ru/Dejatelnost/statistics.

16. Барщевский М.Ю. Поручись за участкового // Российская газета. N 28. 11.02.2013.

References:

1. Beketov O. I. Politseyskiy nadzor: teoretiko-pravovoye issledovaniye: dis. ... d-ra. yurid. nauk - Omsk, 2011

2. Zvyagin S. P., Konovalov A. B, Makarchuk S. V. Politsiya i militsiya Rossii v XVIII - nachale XX vv.: uchebnoye posobiye. - Kemerovo, 2001.

3. Sizikov M. I. Istoriya politsii Rossii (1718-1917 gg.): Stanovleniye i razvitiye obshchey regulyarnoy politsii v Rossii XVIII veka. - M., 1992. Vyp. 1.

4. Vorontsov S. A. Pravookhranitel'nyye organy i spetssluzhby Rossiyskoy Federatsii. Istoriya i sovremennost'. - Rostov n/D, 1999.

5. Istoriya politsii Rossii. Kratkiy istoricheskiy ocherk i osnovnyye dokumenty: uchebnoye posobiye.- M., 1998.

6. Istoriya organov vnutrennikh del dorevolyutsionnoy Rossii: uchebnoye posobiye / pod red. R. S. Mulukayeva. - M., 1984.

7. Istoriya politsii Rossii. Istoricheskiy ocherk i osnovnyye dokumenty: uchebnoye posobiye. - M., 2001.

8. Beketov O. I. Administrativnyy nadzor. - Omsk, 1985.

9. Politsiya Rossii: Dokumenty i materialy. 1718-1917 gg. - Saratov, 2002.

10. Poyasnitel'naya zapiska k proyektu federal'nogo zakona «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody»// SPS «Garant».

11. Veklenko V.V., Beketov O.I. Administrativnyy nadzor militsii za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: argumenty v pol'zu vos-stanovleniya // Politseyskoye pravo. 2006. N 1.

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 3(15)

12. Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody : Federal'nyy zakon ot 06.04.2011 N 64-FZ [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/. (Data obrashcheniya 10.10.2018).

13. Vel'min A.S. Istoriko-yuridicheskiy analiz problem vozrozhdeniya administrativnogo nadzora v sovremennoy Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2012. N 23. S. 23 - 26.

14. O Poryadke osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody : Prikaz MVD Rossii ot 08.07.2011 N 818 [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118725/. (Data obrashcheniya 10.10.2018).

15. Sostoyaniye prestupnosti MVD RF. ULR// https://mvd.ru/Dejatelnost/statistics.

16. Barshchevskiy M.YU. Poruchis' za uchastkovogo // Rossiyskaya gazeta. N 28. 11.02.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.