тура административных правоотношении в сети интернет // Правовая идея. 2013. Т. 8. № 8.
4. Пушкин Д.С. Интернет и противоправные деяния: Теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2003. 18 с.
5. Рассолов И.М. Право и Интернет: Теоретические проблемы. М.: Норма, 2009.
6. Минсвязи: 62% населения России пользуются Интернетом // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/32505/ (дата обращения: 19 января 2015 г.).
7. Просторы интернета: развлечение, общение, работа... // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http:// wciom.ru/index.php?id= 459&uid=115018 (дата обращения: 23 января 2015 г.).
References
1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ // Sobranie
zakonodatel'stva RF, 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
2. Afanas'eva YuA. Pravonarusheniya v Internete // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2001. № 3 (15).
3. Novgorodov D.A. Obshchaya kharakteristika i struktura administrativnykh pravootnoshenii v seti internet // Pravovaya ideya. 2013. T. 8. № 8.
4. Pushkin D.S. Internet i protivopravnye deyaniya: Teoreticheskii aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14. M., 2003. 18 s.
5. Rassolov I.M. Pravo i Internet: Teoreticheskie prob-lemy. M.: Norma, 2009.
6. Minsvyazi: 62% naseleniya Rossii pol'zuyutsya Internetom // Ofitsial'nyi sait Ministerstva svyazi i mass-ovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii. URL: http:// minsvyaz.ru/ru/events/32505/ (data obrashcheniya: 19.01.2015).
7. Prostory interneta: razvlechenie, obshchenie, rabota... // Ofitsial'nyi sait VTsIOM. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=115018 (data obrashcheniya: 23.01.2015).
УДК 343.85 ББК 67.401.213
РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
НИКОЛАЙ МИТРОФАНОВИЧ РЕБРИЩЕВ,
преподаватель кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел
Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Состояние рецидивной преступности и проблемы ее профилактики всегда вызывали серьезную озабоченность. Практически каждое второе расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления.
Ключевые слова: административный надзор, поднадзорный, рецидивная преступность, профилактика рецидивной преступности.
Annotation. High rate of recidivism and complexity of its prevention has always been a point of concern. As a matter of fact, every other crime is committed by a repeat offender.
Keywords: administrative supervision, under supervision, recidivism, recidivism prevention.
В последние годы особую актуальность приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Результатом многолетних дискуссий по этому поводу стало принятие Федерального закона от
6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] (далее - Закон об административном надзоре), который вступил в силу с 1 июля 2011 г.
Таким образом, в 2011 г. в нашей стране был возрожден институт административного надзора за лицами, ранее судимыми, освобожденными из мест лишения свободы, не ставшими на путь исправления, склонными к совершению правонарушений. Что послужило возрождению института административного надзора? Можно назвать целый ряд причин: осложнение криминальной ситуации, необходимость предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью, недостаток необходимых правовых основ по предупреждению повторных преступлений и другие.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как мера социального контроля исторически доказал свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности. Временем было подтверждено, что четко работавший в советский период институт административного надзора был отменен преждевременно [7]. Как отметил министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев в выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России: «В комплексе мер профилактического характера, осуществляемых полицией, приоритетное значение имеет работа с лицами, склонными к совершению правонарушений и стоящими на профилактических учетах.
Речь идет, прежде всего, о ранее судимых, отбывавших наказание в местах лишения свободы и не ставших на путь исправления.
Основным рычагом воздействия на эту категорию лиц является институт административного надзора, восстановленный несколько лет назад.
По состоянию на 1 января текущего года он установлен в отношении почти семидесяти четырех тысяч человек.
В ходе его осуществления к административной ответственности привлечено порядка пятидесяти девяти тысяч поднадзорных. Две с половиной тысячи уголовных дел возбуждено по фактам уклонения.
Во многом благодаря комплексному подходу удалось снизить уровень рецидивной преступности на пять с лишним процентов» [8].
Таким образом, административный надзор является эффективным инструментом предупреждения рецидивной преступности для названной категории лиц. Необходимость возрождения данного института была подтверждена временем и обосновывается тем, что административный надзор - необходимая часть системы предупреждения рецидивной преступности.
Следует отметить, что тот или иной правовой механизм надзора за указанной категорией граждан закреплен в законодательстве многих стран. В отечественной истории права он также имеет место. Так, к моменту разработки Закона об административном надзоре действовало «Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26
июля 1966 г. № 5364-У1 [2]. Но в связи с давностью принятия Положения и существенным обновлением законодательства и обстановки в целом оно перестало отвечать требованиям времени, что привело к необходимости переосмысления его положений с учетом современных реалий и принятия Закона об административном надзоре.
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им определенных обязанностей.
Необходимым и обязательным условием для установления административного надзора является течение срока судимости. Это обосновывает возможность установления в определенных законом случаях административного надзора, который для части лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является «принудительной профилактикой», административным принуждением к несовершению преступлений и других правонарушений.
Административный надзор устанавливается судом при наличии соответствующих оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается в обязательном порядке (ч. 2 ст. 3 ФЗ-64) [1].
Административный надзор также устанавливается в случае, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления или административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Целью административного надзора следует признать защиту государственных и общественных интересов, что свидетельствует о наличии цели не только индивидуальной, но и общей профилактики преступлений и других правонарушений. При этом надлежащее осуществление административного надзора уменьшает возможность криминального и антиобщественного воздействия поднадзорных лиц на других граждан, а также в определенной степени удерживает граждан, окружающих поднадзорного, от совершения правонарушений.
В настоящее время основная часть функций по реализации института административного надзора возложена на МВД России, а фактическая реализация Закона об административном надзоре связана с принятием приказа МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3]. Основная задача территориальных органов МВД России при осуществлении административного надзора - профилактика правонарушений среди данной категории лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается проведением индивидуальной профилактики. В территориальных органах МВД России административным надзором занимаются должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, но основной массив работы по осуществлению административного надзора лежит на участковых уполномоченных полиции. Лица ранее судимые, за которыми установлен или может быть установлен административный надзор, как правило, после освобождения из мест лишения свободы регистрируются и проживают по конкретному адресу. Участковый уполномоченный полиции в силу своих обязанностей должен знать данную категорию лиц, проживающих на обслуживаемом им административном участке, и проводить с ними
индивидуальную профилактическую работу с целью недопущения повторного совершения ими преступлений и других правонарушений [4]. Обязанности по осуществлению административного надзора выполняют также сотрудники других подразделений и служб территориальных органов МВД России.
Подводя итог, можно сказать, что административный надзор - необходимая часть профилактики рецидивной преступности и правонарушений в целом. Административный надзор устанавливается для проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, лицами, ранее судимыми, не ставшими на путь исправления и склонными к их совершению, в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор является эффективным правовым средством предупреждения рецидивной преступности и иных правонарушений.
Литература
1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»// Российская газета. № 75. 2011. 8 апреля.
2. Указ Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI (ред. от 22 сентября 1983 г.) «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Ведомости ВС СССР. № 30. 1966. 27 июля. Ст. 597.
3. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 (ред. от 25 июня 2014 г.) «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. № 189. 2011. 26 августа.
4. Приказ МВД России от 31 ноября 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»// Российская газета. № 65. 2013. 27 марта. Ст. 66.1.
5. Барщевский М.Ю. Поручись за участкового // Российская газета. № 28. 2013. 11 февраля.
6. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / Под ред. С.А. Денисова.
7. Горшенков Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие: Курс лекций / Под общ. ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. СПб.: Фонд «Университет», 2001.
8. Расширенное заседание коллегии МВД России от 4 марта 2015 г.
References
1. Federal'nyi zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ (red. ot 02.07.2013) «Ob administrativnom nadzore za
litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody»// Rossiiskaya gazeta. № 75. 08.04.2011.
2. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 26.07.1966 № 5364-VI (red. ot 22.09.1983) «Ob administrativnom nadzore organov vnutrennikh del za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // Vedomosti VS SSSR. № 30. 27.07.1966. St. 597.
3. Prikaz MVD Rossii ot 08.07.2011 № 818 (red. ot 25.06.2014) «O poryadke osushchestvleniya administrativ-nogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // Rossiiskaya gazeta. № 189. 26.08.2011.
4. Prikaz MVD Rossii ot 31.11.2012 № 1166 «Voprosy organizatsii deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii»// Rossiiskaya gazeta. № 65. 27.03.2013. St. 66.1.
5. Barshchevskii M.Yu. Poruchis' za uchastkovogo // Rossiiskaya gazeta. № 28. 11.02.2013.
6. Vanyushin Ya.L., Galkin V.A., Filatova A.V. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 06.04.2011 № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» (postateinyi) / Pod red. S.A. Denisova.
7. Gorshenkov G.N., Kostyrya E.A., Lukichev O.V i dr. Kriminologiya i profilaktika prestuplenii: Uchebnoe posobie: Kurs lektsii / Pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, Akademiya prava, ekonomiki i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. SPb.: Fond «Universitet», 2001.
8. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii ot 04.03.2015.
УДК 33 ББК 65.9(2)-98
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ЛАДА ЯРОСЛАВОВНА СМИРНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры философских и экономических дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены основные проблемы, затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений в России; направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в сфере «высоких» технологий. Предложены законодательные, организационные и программно-технические меры по обеспечению органами внутренних дел экономической безопасности в сфере электронной коммерции.
Ключевые слова: экономическая безопасность, электронная коммерция, компьютерная преступность, электронный бизнес, правоохранительные органы, органы внутренних дел.
Annotation. Discussed the key problems hampering prevention and investigation of computer-related crimes in Russia; examines the main trends of enhancing legislative and law enforcement practices in high-tech sphere; suggests legislative, organizational and technical measures to ensure economic security in e-commerce sphere.
Keywords: economic security, e-commerce, computer-related crime, e-business, law enforcement authorities, internal affairs agencies.