Научная статья на тему 'История педагогики детско-юношеского туризма'

История педагогики детско-юношеского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОД / ЭКСКУРСИЯ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ТУРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫКИ / EXCURSION / EXPEDITION / TOURISM / EDUCATION / ABILITY / SKILLS / CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

В статье автор раскрывает задачи, которые решаются с помощью детско-юношеского туризма, показывает возможности туризма в воспитании, профессиональной ориентации и социализации подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of pedagogics of child youthful tourism

The author opens problems which are solved by means of child youthful tourism in the article, shows possibilities of tourism in education, vocational guidance and younger generation’s socialization.

Текст научной работы на тему «История педагогики детско-юношеского туризма»

УДК 374.1:379.85:379.83

Ю. С. Константинов

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

В статье автор раскрывает задачи, которые решаются с помощью детско-юношеского туризма, показывает возможности туризма в воспитании, профессиональной ориентации и социализации подрастающего поколения.

The author opens problems which are solved by means of child youthful tourism in the article, shows possibilities of tourism in education, vocational guidance and younger generation's socialization.

Ключевые слова: поход, экскурсия, экспедиция, туризм, воспитание, умение, навыки.

Keywords: campaign, excursion, expedition, tourism, education, ability,

skills.

Воздействие на ум, тело и душу растущего ребенка невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, потом другую и под конец третью. Процесс «обработки» идет параллельно по всем направлениям одновременно. И это разностороннее, комплексное воздействие, особенно на личность ребенка, является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы с детьми.

Любой вид туристского путешествия - от простой прогулки до многодневной экспедиции - непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туристских путешествий лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо, не требует доказательств. Совершенно естественно, что практиками в первую очередь используется информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей человека. Аналитическое мышление может развиться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют и духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одно-

временно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий человека, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.

В настоящее время, когда школа зачастую практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе главной функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

Детско-юношеский туризм, как ни одно другое направление дополнительного (внешкольного) образования, решает одновременно важнейшие педагогические задачи:

- комплексное воздействие на ребенка: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация;

- коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.

Сегодня школа рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения.

В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения. Собранные материалы оформляются в музее или методи-

ческих кабинетах и используются учителями на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения. Успех изучения темы зависит от практического использования знаний, полученных учащимися в походах и экскурсиях, и систематизации их на уроке.

Использование краеведения в процессе изучения литературы дает возможность соотнести личность писателя, его героев и описываемых событий с определенной местностью и исторической эпохой, пробуждает интерес к судьбе писателя. А богатство и разнообразие впечатлений и эмоций, получаемых в походах, побуждает некоторых школьников к литературному творчеству.

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.

Значительную часть времени школьники проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную и трудовую деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребенку заряд бодрости и энергии, позволяют работать с творческим подъемом и хорошим настроением.

Хорошо известно мнение великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1950. Т. 9. С. 117]. Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняются, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

В исследованиях А. Г. Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А. М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема груди, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек - на 120 мм. Материалы врачебно-педа-гогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствуют их физическому развитию.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу - прохождение намеченного маршрута. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным учителем в воспитании и обучении. Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физгеографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции.

Факторы движения (километраж, спуск и подъем по склонам), физических нагрузок (балансирование под тяжелым рюкзаком) в

сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимости обходиться малым, терпеть неудобства, лишения, жажду - это обычные составляющие туристского похода. И при этом, как ни странно, обычно в походах туристы не болеют. Ветер, дождь, снег - все факторы, вызывающие заболевания в домашних условиях, в природной среде становятся как бы сторонниками туризма. Чаще всего в домашней обстановке мокрые ноги вызывают температуру, а в походе брод по пояс в ледяной воде не вызывает даже насморка. Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых человек даже и не подозревал.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута - это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П. Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся.

В туристской деятельности трудовое воспитание сливается с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки: пошив и ремонт рюкзаков, палаток, спальных мешков, изготовление и совершенствование оборудования, участие в строительстве временных туристских сооружений.

В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества человека. Этому содействует специфика туристской деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них.

Туризм дает ребенку в руки живые дела, открывает ему возможность пробовать, и тогда он скорее находит свое любимое дело. Именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют школьнику осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. Участие детей в

краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.

Вступая в «мир профессий», молодой человек имеет, конечно, определенные представления о тех или иных из них. Но эти представления далеко не всегда отличаются реалистичностью. Туризм позволяет подростку на практике узнать о профессиях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распространения он больше нигде не может познакомиться. Это профессии, связанные с трудностями полевой и неустроенной жизни, - геология, археология, топография и геодезия, воинская служба. Участие в туристских походах и экспедициях, которые дают представление о специфике данных профессий, где наравне с романтикой соседствуют тяжелые трудовые будни, позволяет сделать правильный выбор.

Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.

Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны - действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.

Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан. Молодежь необходимо учить грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки юные туристы получают в походах, на соревнованиях по поисково-спасательным работам и в «Школе выживания». Юношей, прошедших такую подготовку, не страшит служба в армии.

В процессе занятий туризмом расширяется сфера общения ребенка, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств

личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краевед-ческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Не умаляя значение формирования этических, нравственных и прочих, связанных с нормами поведения, знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная обстановка - ответственная взаимозависимость. Ребенок соотносит свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Маленький человек обогащается пониманием себя как конкретной личности, способной своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит детей, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

Для педагогов следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности ребенка. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Многие дети подвержены дромомании, своего рода заболеванию, которое, опираясь на генетически сложившуюся за миллионы лет кочевого образа жизни человека потребность в движении, выражено в непреодолимом стремлении к бесцельной перемене мест, бродяжничеству. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.

Тяжелый рюкзак, холодная палатка и самостоятельно приготовленная на костре пища - все это требует преодоления себя, не только физических, но и душевных усилий, которые не остаются напрасными. И постепенно усложняющиеся задачи по подготовке туристского путешествия, и нарастающая сложность походов - все это потребует и новых знаний, и более сложных умений, и закалки характера. Вот это постепенное становление личности и есть главное в туризме.

В туризме общие интересы, радости и тревоги, совместное преодоление трудностей сближают детей, позволяют им лучше узнать друг друга. В походах ясно обнаруживаются как достоинства, так и недостатки каждого, здесь в необычных, зачастую экстремальных условиях выявляется, кто чего стоит. Не удивительно, что увлечение туризмом нередко становится для молодых людей основой для создания семьи. Практика показывает, что туристские се-

мьи отличаются стабильностью, в них нет деления на «мужские» и «женские» обязанности. Туризм, как правило, остается семейным увлечением, к нему с самого раннего возраста приобщают детей. Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствует сплочению семьи, установлению между родителями и детьми неформальных, дружеских отношений.

Велика роль туризма в воспитании. Организуя с детьми тури-стско-краеведческую работу, педагог создает такую воспитательную среду, которая уже независимо от учителя (объективно) воздействует на детей в нужном направлении. Для туристско-краевед-ческой деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованное воспитание), когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. При этом воспитание туристов происходит на живых конкретных делах, а не на отвлеченных беседах.

Труд туристов как в период подготовки, так и в самом походе - вот основа воспитательной работы. По видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству - значителен. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда юные туристы приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). И наконец, самодеятельный поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность.

В туристском походе в большей мере, чем в школьной обстановке, действует метод А. С. Макаренко: «Воспитание в коллективе и через коллектив». В сложных и непривычных условиях походной жизни юные туристы испытывают на себе, как велика сила коллектива, видят, что многое можно сделать, многого можно добиться, если рядом с тобой товарищ, если в трудную минуту ты уверен, что тебя поддержат, тебе помогут твои друзья. И наоборот: тебе будет плохо, если будешь противопоставлять себя коллективу, пренебрегать его интересами.

Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, по-

скольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина - это, прежде всего, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.

В походе возникает очень важная для воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению коллектива. Автономное существование походной группы воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. В походах ребята быстро сближаются, складывается крепкая дружба, вырабатываются навыки взаимной выручки. Объективные обстоятельства туристского похода в корне меняют и межличностные связи, меняют характер их взаимоотношений. Тут иначе нельзя. Такова жизненная ситуация, в которую они попали, отправившись в поход, сменив привычный, комфортный образ жизни на другой - необычный. В походе участников связывают узы некоего братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями. Братства в достижении общей цели, в выполнении задач похода. Такое братство никогда в обыкновенной жизни не встречается.

Каковы критерии сотрудничества в детско-юношеском туризме?

1. Позитивная взаимозависимость - каждый добивается успеха, что и определяет успех всей группы.

2. Взаимодействие «лицом к лицу» - должна быть структура взаимодействия (взаимность в действии), подразумевающая установление правил, которым все должны следовать.

3. Индивидуальная ответственность участника туристской группы - каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия.

4. Социальные навыки общения - навыки организовывать свою жизнь в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим.

5. Обсуждение групповой работы - обсуждается работа группы, а каждый переносит это на себя, отмечает свой вклад в общее дело.

Таким образом, используя потенциал детско-юношеского туризма, можно с успехом решать многие проблемы, особенно педагогические, которые не всегда разрешимы в рамках традиционного школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.