Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКИХ КВАРТАЛОВ САМАРКАНДА'

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКИХ КВАРТАЛОВ САМАРКАНДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРКАНД / ГОРОД / VIII / ГУЗАР / КВАРТАЛ / ОСНОВНОЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимов Қобил, Бокиев Рузибек Усмонович

В статье автор раскрывает историю создания кварталов и гузаров древней столицы таджиков - Самарканда. Автор раскрывает социальную особенность и жизнь таджиков-ремесленников, которые составляли основную массу населения Самарканда в разные периоды правления ханов и эмиров. Заслуживают определенный интерес представленные автором ценные исторические сведения о создании кварталах и заселение их этническими группами Сармарканда, начиная от периода правления темуридов вплоть до конца Х 1 Х в. Этническую основу коренного населения Самарканда в этот период составляли наряду с тюркоязычными группами и таджики. Автор опираясь на сведения русских исследователей, в частности Е.К.Мейендорфа, который в своих исследованиях указывает на этнический и количественный состав населения не только Бухарского ханства, но и Самарканда. В статье приведены многочисленные сведения о кварталах, заселение их ремесленниками, их образе жизни в Самарканде, основная часть которых своим трудом и участием в экономической жизни способствовало развитию города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE TAJIKQUARTERS OF SAMARKAND

In the article, the author reveals the history of the creation of the quarters and guzars of the ancient capital of the Tajiks - Samarkand. The author reveals the social peculiarity and life of Tajik artisans, who made up the bulk of the population of Samarkand in different periods of the rule of khans and emirs. The valuable historical information presented by the author on the creation of the quarters and their settlement by ethnic groups of Sarmarkand, from the period of the Temurids rule up to the end of the 19 th century, deserves a certain interest. The ethnic basis of the indigenous population of Samarkand during this period was along with the Turkic-speaking groups and Tajiks. The author relying on the information of the Russian researcher E.K. Meyendorf, who in his research points to the ethnic and quantitative composition of the population not only of the Bukhara Khanate, but also of Samarkand. The article provides numerous information about the neighborhoods, their settlement by artisans, their way of life in Samarkand, the main part of which, through their work and participation in economic life, contributed to the development of the city.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКИХ КВАРТАЛОВ САМАРКАНДА»

same time, Kulyab craftsmen were engaged in tanning. There was a community in the city called Charmgaron, where craftsmen and apprentices produced various leather goods.

At the same time, this is evidenced by various types of ceramics such as pots, dates, clay, bowls, plates, cups, rubies, etc., found during archaeological excavations in and around the city. Along with all this, blacksmithing, jewelry and copper mining were developed in the city.

Today independent Tajikistan, including the city of Kulyab, has become even more beautiful and prosperous. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan of July 3, 2002 No. 282 «On the celebration of the 2700 th anniversary of the city of Kulyab» and on the basis of this, on February 6, 2003 No. 68, was approved by the Government of the Republic of Tajikistan. Anniversary of the Republic of Tajikistan of the city of Kulyab «laid a solid foundation for the start of work on the improvement of this ancient city.

Key words: Kulyab, industry, ceramics, leather, great, gold, salt, state, region, Khatlon.

Сведения об авторе:

Мирзоев Субхон - Кулябский государственный университет имени А. Рудаки, ассистент кафедры истории таджикского народа. Адрес: 734065, Республика Таджикистан, г. Душанбе Куляб, ул. С. Сафарова, 16. Тел.: 985-14-14-64.

About the author:

Mirzoev Subkhon - Kulyab State University named after A. Rudaki, assistant of the Department of History of the Tajik people. Address: 734065, Republic of Tajikistan, Dushanbe Kulyab, st. S. Safarov, 16. Tel.: 985-14-14-64.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКИХ КВАРТАЛОВ САМАРКАНДА

Алимов Ц., Бокиев Р. У.

Кулябский государственный университет им. А. Рудаки

Самарканд - один из самых древнейших городов, возник на левом берегу реки Зарафшан и орошался её водой в основном через подземные источники Новадон, Сиаб и канал Дартом в середине УШ в. до нашей эры. Водные артерии подходили к. нему только с южной стороны и наиболее значительную роль в его жизнедеятельности сыграни Новадон и Даргом, поступавшие на территорию Самарканда только через район Регнстана, который не зря, еще до строительства медресе Улугбека, назывался «Сардавонак» - «начало быстротекущей реки». Название первого из них Новадон подсказывает, что источник, имеющий в корне слово «нова» являлся желобом.

Территория Самаркандского Согда в этом отношении была одним из самых благополучных мест, где с древнейших времен развивалось земледельческое хозяйство. Население Самарканда издревле состояло в основном из таджиков и незначительной части узбеков, бухарских персоязычных евреев, занимавшихся ремеслами и торговлей.

Самарканд в течении более 2 тыс. лет являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути, который соединял Китай с Европой. По данным античных историков Арриана, Курций, Страбона, когда Александр Македонский в 329 г. до н.э. завоевал Самарканд, город был хорошо развитым и укрепленным[5., с.123].

Самарканд сильно расширился в период правления Амир Темура и правление династии Темуридов. Новые градостроительные принципы диктовали создание широких главных улиц, больших базарных площадей, величественных ансамблей, создавший выразительный силуэт города. В 1404 году, по приказу Амира Темура через весь город, начиная от ворот «Оханин» до «Бухарских» была проведена широкая торговая улица, ставшая композиционной осью плана Самарканда, имевшую близкую к овалу форму с неровными краями. По свидетельству испанского путешественника, посетивший Самарканд в период правления Тимура - Клавихо «эта улица начиналась в одном конце города и шла до другого, пересекая его весь, сделали улицу широкой, а по сторонам поставили палатки, в некоторых местах улицы были фонтаны». [8.,c.132]

В 1420 г. сложился главный ансамбль Самарканда - Регистан, главная архитектурная композиция города. Основную часть города занимали жилые кварталы. Население расселялось в основном по ремесленным признакам, составляя кварталы медников, ювелиров, сапожников, оружейников, кузнецов. Жилые кварталы в основном состояли из одноэтажных домов, глухие фасады которых были обращены на узкие кривые улицы.

Без исследования жилых кварталов очень трудно изучить состав и быт населения среднеазиатских городов. Город Самарканд как живой организм развивался и изменялся, в нем расширялись и возникали новые махалли — кварталы[1.,с.32].

В Самарканде, кварталы заселялись по производственно - ремесленному признаку, что

отразилось в их названиях: кулолгарон - гончары, шарбатдор - кондитеры, харротон - резьба по дереву, зингарон - изготовители седел, сузангарон - иголыцики, заргарон - ювелиры, чармгарон -кожевники и др. Кварталы, в основном носили названия тех городов и сел, откуда были переселены основное население: ремесленники (тошкенти, ходжанди, ургути, бухори, коканди, шахрисабзи, дахбеди, гиждувони, хавоси, замини, ямини и др.); названия парков и зеленых насаждений (Боги-майдон, Боги-баланд, Боги-шамол, Кошчинор, Каварзор, Лолазор, Алмазор и др.); архитектурных памятников (Ак-сарай, Гур-эмир, Мадрасаи-сафед, Рухобод, Хонако, Кук-мачит и др.); этнонимов (Араб-хона, Джуги-хона, Туркман-кишлок, Эрони- кишлок, Яхудиёп, Кашгари-дунгане. Названиями махалля стали называться именами известных ученых Самарканда (Факих Абуллайси, Махтуми хоразми, Мотруди и др.). Само названия махаллей(кварталов) Самарканда представляет ценный материал для историков, этнографов, археологов, топографов, свидетельствующий об урбанизации и развитии города.

Махаллями руководил староста (аксакал), избираемый общим собранием жителей квартала. На ее территории, как правило, находились мечеть и чайхана - своеобразный общественный центр. Иногда несколько махаллей обычно на магистральных улицах или в местах их пересечения имели один центр, где располагались также многочисленные торгово-ремесленные предприятия, лавочки, небольшой базарчик. Административно махалля входили в состав китъа (частей) города (Каландарханинская, Хайрабадская, Сузангаранская, Ходжа-Ахрарская), управляемые хакимами.

По сведениям письменных источников и археологических исследований, образование первых махаллей(кварталов) относится к эпохе Саманидов (ГХ-Хвв.). Именно в этот период правления таджикской династии Саманидов Самарканд процветал, были переселены большая часть персоязычных и таджиков[8.,с.274].

В Самарканде проживал известный литератор, биограф, таджик по национальности Давлатшохи Самарканди (1435-1495 гг.), составивший в 1486 году антологию под названием «Таскират-аш-шуара» (антология поэтов). Обычно историки мало обращаются к антологиям, поскольку в них приводятся биографии поэтов и указывается место жительство. В труде Давлатшои Самарканди содержится полезного исторического материала, порой не встречающегося в других сочинениях, например, сведения о сарбадарском движении в Хорасане в 1336 г; в селении Баштин, направленном против монгол. Дело в том, что труд специально посвященной этому движению «Тарихи сарбадорон» (История сарбадаров) до нас не дошел [4.,с.34].

В XIV—XV вв. возникают кварталы Мирзо Пулоди, Кози- калор, Кук-мачит, Кош-хауз, Ходжа зул-мурод, Мах- туми хоразми, Мадраси-сафид, Ходжа-нисбатдор, Хаузи- сангин, Гур-эмир, Ак-сарай, Зипгарон и др., а в XVI— XVII вв. — Мотруди, Зардузон, Бул-булак, Кулолон, Ялангбек, Боги-майдон. Заргарон и др. К концу XVIII первой половине XIX в. их насчитывалось более 60 (только в конце XVIII в. — 24). Планировка центральных улиц Самарканда в позднее средневековье оставалась неизменной.

В средние XIX в. Самарканд был окружен высокими глинобитными стенами с бойницами, башнями и шестью воротами (Ходжа-Ахрарские, Каландархона Хазрети Шахи-зинда, Хойрабадские, Бухарские, Сузангара 1 ь ские), которые к 70-е годы в связи с реконструкцией юрода спесены. Наиболее оживленной в этот период считалась улица между мечетью Бибиханым и Чорсу (ныне улица Ташкентская).

В конце XIX в. в городе насчитывалось 96 гузаров, схематический план Самарканда, середина XIX века включал в себя: /)ворота Бухарские; 2) ворота Ходжа-Ахрарские; 3)ворота Сузангаранекие; 4)ворота Каландархона; 5)ворота Хазрети Шахи-зпнда; 6)ворота Хайрабадские, в которых проживало около 55 тыс. человек. В начале XIX века Е.К.Мейендорф отмечал, что в Самарканде правитель старались всегда поддерживать хорошие отношения с Бухарским ханом, с этой целью они дарили ханам коней,деньги. Несмотря на то, что хаким хотя и был полноправным правителем вилоята, он не мог самостоятельно принимать решения, отклонившись от центральной власти[7.,с.83]. Впервые демографические переписи в Туркестане были проведены в 1897 г. После присоединения Самарканда к России наблюдается быстрое развитие городской жизни, увеличение плотности его населения. Как правило, в каждом квартале средней величины проживало от 450 до 800 человек, а в Лолазоре — 2000, Кози Гафуре — 10о0[10.,с.35]. В Самарканде имелся отдельный крупный персоязычный еврейский квартал - «Яхудиён», численностью от 2300 до 2500 человек[7.,с.103]. Многие самаркандцы, имевшие сады за городом, где находились весь сельскохозяйственный год, являлись одновременно жителями соответствующих селений (Хавас, Дахбед, Ургут, Ямин, Замин, Мотруд и др).

На территории гузара имелась военная крепость (джакар - дружина, диза -крепость), тахоратхона, большой хауз Колзор (как озеро), кладбище, на котором в 945 г. был похоронен ученый-философ Мотруди, в первой половине XII в. - ученый-историк, автор «Китоб ал-канд фи таърихи Самарканд» Абу Хафс Наджмиддин Омар бен Мухаммад Насафи ас-Самарканди, ученый

Тафтазани.

Большинство гузары Самарканда заселены в основном таджиками. Гузар «Урмитани» возник в XVIII в. на востоке Самарканда. Население состояло в основном из таджиков - верховья Зарафшан, занимавшихся ремеслами, главным образом обработкой металла, гончарным производством, торговлей.

На территории квартала имелись две мечети, одна из них называлась мечетью Челонгари, что означало мечеть кузнецов. Гузар «Шахрисабз» возник в XVIII в. на востоке и юго-востоке Самарканда. Население состояло из узбеков и таджиков, переселенцев из Шахрисабза, (отсюда и пазвание), занимавшихся ткачеством, гончарными изделиями, особенно строительством тандуров, печей для изготовления лепешек, обработкой металла.

Гузар «Тошкенти» возник в XVIII в. на юге (до крепостной стены Деворп калъа), востоке и севере Самарканда. В конце XIX в. состоял из Тошкепти якум (Абул Косим), Тошкенти дуввум (Ариф Джамбой), Тошкенти саввум (Халифа Лайли-бек), Тошкенти чорум (Баланд-купрук). Население состояло в основном из таджиков и узбеков, главным образом, переселенцев из Ташкента (отсюда и название), занимавшихся ткачеством, изготовлением обуви, деревообделкой.

Гузар «Готфар» (Гатифар) возник в IX в. на северо-западе Самарканда к северо-востоку от Арка. В «Шахнаме» Фирдоуси говорится, что Готфар перед арабским нашествием был военачальником города (см. т. VIII, М., 1970, с. 157—158, 167). По сообщению автора XII в. Низами Арузи Самарканди, Готфар славился красотой своих кипарисов. Эта махалля упоминается в юридических документах XVI в. (ныне Сиабский и Самаркандский сельский районы). Квартал был заселен таджиками и узбеками, занимавшимися ремеслами, торговлей и земледелием. На территории его имелись баня (хаммом), бакалея, караван-сарай. Здесь проживали знаменитый ученый-философ и поэт Омар Хайям (XI в.) К тому же в Самаркандском или как иначе его называли в IV в. н.э. в Центральном Согде было много богарных земель. Судя по данным Мукаддаси и Ибн Хаукаля, продукт «в урожайный год, произведенный на богарских полях, мог прокормить все население Согда»[9.,с.26 ]. В первом тысячелетии до н.э. племена степной бронзы, в результате взаимодействия с племенами древнеземледельческих культур Центральной Азии теряют своеобразие своей материальной культуры и становятся менее различимыми дня специалистов. Это не исключает их взаимной роли в этногенезе. Таким образом, один из великих и древних городов Средней Азии - Самарканд, который является ровесником Рима, где в основном наряду с другими тюркоязычным населением проживали в основном таджики. Город в различные исторические периоды подвергался нашествию Александра Македонского, хионитов, кидаритов, эфталитов,а позднее и арабов, монголов, тимуридов, мангытов. За последние несколько столетий Самарканд был заселен в основном ремесленниками и разделен на кварталы (гузары), которые по сей день не утратили свою достопримечательность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимова Д.А. История Узбекистана(ХУ1- XIX вв.). Фан. АН РУ.-Ташкент. 2012. -776 с.

2. Абрамов М. Гузары Самарканда. - «Узбекистан». Ташкент. 1989. -64 с.

3. Бартольд В. В. 12 лекций по истории турецких народов Средней Азии. Соч. М., 1968. Т. V. С. 186. - 264 с.

4. Давлатшох Самарканди. Поэт и писатель. Ташкент. Журнал «Адабиёт ва санъат» 1981. №2.3. С. 32-45.

5. Кабанов С. К. Периодизация раннеантичной культуры Согда (УГ-Ш века до н. э.) // Всесоюзное научное совещание «Античная культура Средней Азии и Казахстана». Ташкент. Фан., 1979. 122-129.

6. Логофет Д.Н. На границах Средней Азии. Книга 111.СПб.,1911.- 468 с.

7. Мейендорф Е.К.Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., Наука. 1975. С. 138.

8. Нечаев А.Н. По горной Бухаре. Путевые очерки. СПб. 1914. -73 с.

9. Покотило Н.Н. Отчет о поездки в пределы Центральной и Восточной Бухары в 1886 году. Ташкент.1888.-154 с

10. Пославский Ю.И. Экономический очерк Таджикистана. Сб. «Таджикистан». Ташкент. 1926. - 181 с.

11. Раджабов И.Р. О музыке Самарканда//В кн.Из истории искусства великого города.-Ташкент. 1972.С.272-277.

12. Рюи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд, ко дворцу Тимура(1403-1406)Первод Мироковой И.С. М., 1990. С.435.

13. Ртвеладзе Э.В., История Узбекистана(Эпоха Амир Тимура и Тимуридов). Фан. АН РУ. - Ташкент. 2017. -536 с

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКИХ КВАРТАЛОВ САМАРКАНДА

В статье автор раскрывает историю создания кварталов и гузаров древней столицы таджиков - Самарканда. Автор раскрывает социальную особенность и жизнь таджиков-ремесленников, которые составляли основную массу населения Самарканда в разные периоды правления ханов и эмиров. Заслуживают определенный интерес представленные автором ценные исторические сведения о создании кварталах и заселение их этническими группами Сармарканда, начиная от периода правления темуридов вплоть до конца Х1Х в. Этническую основу коренного населения Самарканда в этот период составляли наряду с тюркоязычными группами и таджики.

Автор опираясь на сведения русских исследователей, в частности Е.КМейендорфа, который в своих исследованиях указывает на этнический и количественный состав населения не только Бухарского ханства, но и Самарканда.

В статье приведены многочисленные сведения о кварталах, заселение их ремесленниками, их образе жизни в Самарканде, основная часть которых своим трудом и участием в экономической жизни способствовало развитию города.

Ключевые слова: Самарканд, город, VIII, гузар, квартал, основное.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE TAJIK QUARTERS OF SAMARKAND

In the article, the author reveals the history of the creation of the quarters and guzars of the ancient capital of the Tajiks - Samarkand. The author reveals the social peculiarity and life of Tajik artisans, who made up the bulk of the population of Samarkand in different periods of the rule of khans and emirs. The valuable historical information presented by the author on the creation of the quarters and their settlement by ethnic groups of Sarmarkand, from the period of the Temurids rule up to the end of the 19 th century, deserves a certain interest. The ethnic basis of the indigenous population of Samarkand during this period was along with the Turkic-speaking groups and Tajiks. The author relying on the information of the Russian researcher E.K. Meyendorf who in his research points to the ethnic and quantitative composition of the population not only of the Bukhara Khanate, but also ofSamarkand.

The article provides numerous information about the neighborhoods, their settlement by artisans, their way of life in Samarkand, the main part of which, through their work and participation in economic life, contributed to the development of the city.

Key words: Samarkand, city, VIII, guzar, quarter, main.

Сведения об авторе:

Алимов Цобил — ассистент кафедры истории таджикского народа Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки (тел:985744405). Бокиев Рузибек Усмонович - кандидат истарических наук, дотсент кафедры история таджикского народа Кулябского государственного университета имени А. Рудаки Тел: (+992) 901001169

About the author:

Alimov Kobil - Assistant of the Department of the History of the Tajik People of the Kulyab State University

Bokiev Ruzibek Usmonovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History Tajik people of Kulob State University named after A. Rudaki Phone: (+992) 901001169

ТОЧИКИСТОН ВА ХИТОЙ: ДАР МАСИРИ ШАРИКИИ СТРАТЕГИ (дар х,ошияи 30-солагии баркароршавии робитах,ои дипломата)

Мирзоев Н.М., Мирзоев X Т.

Донишгохц миллии Тоцикистон

Чумхурии Мардумии Чин яке аз кишварх,ои мух,им дар сиёсати хоричии Чумхурии Точикистон ба хисоб меравад. Муносибатхои дипломатй байни Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Мардумии Чин 4-уми январи соли соли 1992 баркарор гардиданд, ки аз ин сана 30-сол сипари гардид. Сафорати Чумхурии Мардумии Чин дар Душанбе 13- уми марти соли 1992 ва Сафорати Чумхурии Точикисгон дар Пекин 7-уми апрели соли 1997 ба фаъолият пардохтанд. [6. С.95] Чумхурии Мардумии Чин барои Чумхурии Точикистон хамчун кишвари кудратманди сиёси ва иктисодй, дорои ахамияти калони иктисодиву сиёсй мебошад. Дар ин замина харду кишвар хамкорихои худро хамчун шарикони боэътимод дар хамаи сохахо ба рох мондаанд.

Заминаи меъёрй-хукукии ду кишварро зиёда аз 200 санади дучонибаи байнидавлатй ташкил медиханд. Изхороти якчоя оид ба усулхои асосии муносибатхо байни Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Мардумии Чин аз 9 марти соли 1993, Шартнома дар бораи муносибатхои неки хамсоягй, дуста ва хамкорй байни Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Мардумии Чин аз 15 январи соли 2007, Изхороти якчояи сарони давлатхои Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Мардумии Чин оид ба баркарор кардани муносибатхои шарикии стратегй аз 20 май соли 2013 ва Изхороти якчояи Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Мардумии Чин оид ба таквияти минбаъдаи хамкории стратегй аз 13 сентябри соли 2014 санадхои асосие мебошанд, ки муносибатхои дучониба дар заминаи онхо тахия шуда, барои рушди муносибатхои дучонибаи устувор ва дарозмуддат пояи кавии хукукй-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.