УДК 904 «04/14» https://doi.Org/10.24852/pa2022.4.42.206.214
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОПОГРАФИИ
САМАРКАНДА В XVII В.1 © 2022 г. А.М. Маликов, А.Ш. Умаров
В статье проанализированы основные моменты градостроительной истории Самарканда в XVII в. На основании данных письменных, археологических источников и неопубликованных архивных материалов выполнена реконструкция плана центральной части Самарканда XVII века. Проанализированы этапы археологического изучения. На основе наблюдений за земляными работами на территории бывшей цитадели Тимура и старого Самарканда удалось выявить некоторые особенности топографии административного центра города. На основе неопубликованных архивных материалов выявлены названия кварталов, улиц, квартальных мечетей города и определено местонахождение некоторых из них. Проанализированы неопубликованные записи результатов археологических исследований по расположению несохранившихся до настоящего времени монументальных сооружений в районе Регистана. Отдельное внимание уделено топографии одного из сакральных центров Самарканда в районе Шейхзадинских ворот города. Выдвинута гипотеза, что на территории цитадели были построены монументальные здания, где при дальнейших археологических исследованиях возможно нахождение неизвестных до сих пор крупных архитектурных сооружений Х'УТ-Х'УП вв.
Ключевые слова: археологические материалы, Джаниды, городская структура, цитадель, Регистан, медресе, мечети.
Самарканд один из древнейших городов Центральной Азии за свою долгую историю пережил многократные трансформации городской структуры и культуры. В кон. XVI в. к власти в Бухарском ханстве при поддержке самаркандцев пришла династия Джанидов (Аштарханиды или Тукай-Тимуриды), выходцев из Астрахани, представители которой правили до сер. XVIII в. (Алексеев, 2006, с. 95). Хотя столицей государства являлась Бухара, Самарканд оставался важным политическим, экономическим и культурным центром Бухарского ханства. В XVII в. Самарканд сохранил основной план, сформировавшийся в эпоху Тимура и Тимуридов, вместе с тем в этот период наблюдается появление новых городских архитектурных комплексов.
История культуры Самарканда XVII в. освещена в письменных источниках, вакфных документах, надписях на исторических зданиях, эпи-
графических надписях на надгробных камнях. Данные, содержащиеся в них, могут быть серьёзно дополнены материалами археологических исследований. Историческая топография Самарканда в XVI-XVII в. рассматривалась в трудах различных исследователей.
Впервые научные исследования по выявлению исторической топографии Самарканда были предприняты после включения города в состав Российской империи. Изучение Самарканда XVI-XVII в. были проведены В.В. Бартольдом, В.Л. Вяткиным и М.Е. Массоном. Массон в своих исследованиях уделил большое внимание тимуридскому Самарканду и впервые составил топографическую карту позднесредневекового города. Ему принадлежит ряд публикаций по истории архитектурных памятников Самарканда в эпоху Джанидов (Мас-сон, 1929; 1950). Однако значительная часть материалов М.Е. Массона
1 Исследование по теме статьи было осуществлено благодаря гранту European Regional Development Fund - Project «Sinophone borderlands: interaction at the edges» CZ.02.1.01/0.0/ 0.0/16 019/0000791.
не была издана. История архитектуры города в эпоху Джанидов была предметом исследования Г.А. Пугаченко-вой (1976), Л.Ю. Маньковской (1978) и др. Значительные исследования письменных источников по культуре позднесредневекового Самарканда проводили М.М. Абрамов и К. Катта-ев, которые внесли вклад в освещение исторической топографии города и дополнили материалы, накопленные М.Е. Массоном (Абрамов, 1989; Кат-таев, 2017).
В 1960-1970-х гг. раскопки позд-несредневековых слоёв города проводили Ю.Ф. Буряков, Э.Ю. Бурякова, позже исследования были продолжены Т.И. Лебедевой. Подводя итог обширных археологических исследований Самарканда, исследователи отмечали, что слои ХУ1-ХУШ в. «изучены менее полно» (Бурякова, Буряков, 1973, с. 221). Некоторые исследователи полагали, что для эпохи Аштарханидов были характерны междоусобицы (Лебедева, 2001, с. 204), и не выделяли особенности культурных слоёв этого периода. Керамический комплекс этого периода был проанализирован Д. Мирзаахмедовым (1990).
Цель настоящего исследования заключается в изучении основных моментов градостроительной истории Самарканда в XVII в. и выявлении местоположения неизвестных ранее в академической науке архитектурных сооружений центральной части Самарканда, в основном в цитадели, площади Регистан и вокруг Шейх-задинских ворот города. В исследовании были использованы неопубликованные записи В.Л. Вяткина, М.Е. Массона и Л.Ю. Маньковской, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан. В период с 1987 по 2010 г. один из авторов статьи проводил наблюдения за земляными работами на территории позднесредневековой цитадели и старого Самарканда, что позволило
выявить некоторые особенности топографии административного центра города.
В XV-XVИ в. Самарканд делился на хисар - обведённое крепостной стеной городское ядро - и пригородную зону (Пугаченкова, 1976, с. 10-11). М.Е. Массон уточнял, что в XVI-XVИ в. Самарканд делился на внешний город (шахри бирун) и внутренний город (шахри дарун), а также пригороды - мавзе (Массон, 1942, л. 125аб).
Административный центр Самарканда - цитадель, построенная при Тимуре (1370-е гг.), находилась к западу от соборной мечети города - на правой стороне арыка Новадон (Бу-рякова, 1990, с. 65). Она охватывала обширную территорию общей площадью 34 га и была окружена стеной из пахсы и сырцовых кирпичей высотою в 8 м. В цитадели было двое ворот: восточные (Самаркандские) у мавзолея Нур ад-дина Басира и южные (Бухарские) (Лебедева, 2001). Первые ворота выходили в сторону Регистана, а вторые ворота - в сторону современного бульвара. Судя по наслоениям из котлованов, глубина которых достигала 4 м, территория к северо-западу от цитадели не была обжитой (рис. 1: 1).
По данным М.Е. Массона, изучавшего источники и проводившего наблюдения за земляными работами на территории цитадели Самарканда, в XVI в. она включала дворец, административные здания, мечети (Мас-сон, 1942, л. 125аб). При земляных работах в северной части цитадели в 2010 г. были обнаружены руины мечети, предположительно XVII в. (рис. 1: 2). Её стены и пол были сложены из квадратного жжённого кирпича. Всего сохранилось шесть кирпичных стоек мечети, некоторые из них были высотой до полутора метров. На наш взгляд, необходимо расширить археологические исследования вокруг этих развалин, что, возможно, позволит
Рис. 1. Самарканд в конце XVII в.
Fig. 1. Samarkand at the end of the 17th century.
выявить комплекс других построек. При правлении Баки Мухаммад-хана (1603-1605 гг.) в Самарканде была построена куриниш-хана (здание для аудиенций) (McChesney, 2012). Видимо, она находилась на территории цитадели города. Слои джанидской эпохи в цитадели могут датироваться керамическим комплексом, аналогии которому встречались при раскопках Бухары (Мирзаахмедов, 1990).
В северной части цитадели располагались администрация и военная часть, а в южной находились жилые дома. В северной части возвышался четырёхэтажный дворец Кук-Сарай. Рядом с Кук-Сараем располагался дворец Бустан-Сарай, здания правительственных канцелярий и общественные бани XIV-XV в. (Лебедева, 2001, с. 209). Предполагают, что
руины дворцов Тимура находились северо-западнее мавзолея Нур ад-дин Басира (рис. 1: 3). Трудно сказать, существовали ли эти здания в XVII в. В южной части цитадели располагались небольшие кварталы, застроенные в эпоху Тимуридов частными домами знати и обслуживающего персонала. Здесь в XVII в. находился большой бассейн - хауз (Бурякова, 1990; Лебедева, 2001, с. 207). Судя по находкам керамики XVI-XVИ в. и остаткам продуктов ремесленного производства, прослеженным во время земляных работ в 1987-1988 гг., эта территория была заселена ремесленниками. Севернее этой части цитадели были проведены наблюдения за рытьём котлована глубиной более 3 м, что показало сильное смешение различных культурных слоёв, керамики XV-
XVII в., что очевидно явилось следствием более ранних земляных работ. Среди подъёмного материала встречались обломки декоративных элементов монументальных зданий посттимуридской эпохи, видимо относящихся к XVI-XVII в. К сожалению, нумизматического материала, датирующего слои XVII в., не обнаружено.
Шесть главных улиц Самарканда выходили к шести воротам, которые назывались Сузангаран, Чарраха, Шейх-заде, Фируза, Казаристан или Кариз-гох (позже известны как ворота Ходжа Ахрара) и Аханин (позже назывались Шах-и Зинда, около Мазар-и Шаха - современного комплекса Шах-и Зинда) (рис. 1: 10) (Бухари, 1989, с. 195-197). Местоположение городских ворот можно определить благодаря карте, составленной М. Яковлевым в 1841 г. и дополненной М.Е. Массоном. Ворота Шейх-заде или Пайкабакские находились у пересечения современных улиц Дагбитской и Чарраха (рис. 1: 5). Ворота Фируза находились в юго-восточной части города (рис. 1: 6). Ворота Каризгох (рис. 1: 8) и Сузангаран (рис. 1: 7) находились в южной части города. В западной части города с выходом на современный университетский бульвар Самарканда находились ворота Чарраха (Массон, 1921, л. 1-3) (рис. 1: 9).
Со 2-й пол. XVI в. в Самарканде для обозначения квартала преимущественно использовали термин ку. а с XVII в. вместо слова ку стал использоваться термин гузар (проход -по-персидски) (Сухарева, 1965, с. 103-104).. В вакуфных документах кон. XVI в. встречаются названия улиц, кварталов Самарканда. В них упоминаются такие названия улиц, как Зардузон, Гаффариян, Саррафан, Саидан-и Кадим, Бачча худжа, Хумда-нак, Мавлана Кул Мухаммада, Шейх Абдул Мансура, Такел баба Худай-
дад, Намад-и Малян, Мирзы Руста-ма, Ходжа Абдуллы Мумина Давана, Саадат, Кимхабгаран, Мирза Мухам-мад Афзала, Ходжа Карим, Туман ага, Ангуштак, Бала, Камонгар, Синдж, Хафиза Камал ад-дина, Сангтарашан, Хадж Али Сараджа, Хальвитан, Са-лихан, Суфиян, Бустони хан, Эркина Хатун, Хазрата Ходжа Паймала, Лаби хаузи Чакмак, Гаукушан, Лаби хау-зи Сангин, Тезгузар, Хазрата Ходжа Сальмана, Балхиян, Ай Туркан, Малик Динара, Арабачиян, Гури Эмир, Муллы Бурханаддина и др. (Вяткин, 1929, л. 48, 49, 112-420). В документах XVI в. упоминаются такие названия кварталов, как Дараби Сеид Алим, Могулдиза, Шами, Вигавандж, Старая Кабутархана, Лякляк, Шими, Рабинджан, Нави, Гатифар, Ходжа Кафшир (Вяткин, 1929, л. 56, 210, 214, 216, 217, 222, 286, 330, 396, 401) др. Некоторые улицы и кварталы можно локализовать - например, к югу от площади Регистан находился квартал Хаузи Сангин, а к востоку - кварталы Чокардиза, Бустони хан. В XVII в. появился новый квартал Ялангбек в честь хакима Самарканда Ялангтуш-бия (Абрамов, 1989).
В Самарканде в кон. XVI в. в документах упоминаются названия следующих мечетей: Ходжа Исхака Кабани, Сари Базарча-и Чарраха, Ходжа Садик хитай, Рабат, Ходжи Анка, Мулло Канд, Ангуштак, Санг таратанг, Чап, Кабду сари рик, Базар-и асп, Хыш-тып, Юмалак Бином, Амир Мухам-мад Ходжа, Кулича, Бек Мухаммада, Нигорин, Мирза Казак, Мир Кара Балджи, Муллы Шейха Мухаммад Дивана, Джузджания, Мир Кара Бах-ри, Ходжа Тезгузар, Лякляк, Тангри кулы и др. (Вяткин, 1929, л. 51-375). Их названия часто совпадали с названиями улиц и кварталов, где они располагались, но были и отличия, когда мечети назывались в честь частных лиц. Соборная мечеть Тимура (рис. 1: 23) и медресе его жены Сарай Мульк
ханым (рис. 1: 24) располагались в северо-восточной части города.
К XVII в. в Самарканде существовало много исламских святилищ-маза-ров, включая мавзолеи Рухабад (рис. 1: 13), Нураддин Басира, мавзолеи в мемориальном комплексе Шах-и Зин-да, мазары пророка Даниила, шейхов и ученых: Бурхан ад-дина Маргина-ни, Абу Мансура Мотуриди, Ходжа Абдуллы, Ходжа Абди-бируна, Ходжа Абди-даруна, Чупан-аты, Кази заде Руми (Sidi Ali Reis, 1899, с. 69-72), а также Ходжа Ахрара. Видимо, к началу XVII в. в Самарканде сложилось несколько значительных культо-ме-мориальных центров: Шах-и Зинда на месте погребения двоюродного брата пророка Мухаммада Кусам ибн Абба-са (рис. 1: 11); кладбище Чакардиза, где традиционно хоронили известных исламских теологов (Маликов, 2017) (рис. 1: 12); Комплекс Гур-и Мир, где были похоронены Тимур и Тимури-ды, здесь также располагались ханака и медресе тимурида Мухаммад Султана. (рис. 1: 14). Здесь собиралось население, которое отмечало Рамазан хаит, Навруз или просто совершало паломничество (Уэлсфорд, 2009, с. 28). По дороге к Сузангаранским воротам находилось медресе Ходжа Ахрара (рис. 1: 25).
Основная благостроительная деятельность в Самарканде в 1-й пол. XVII в. связана с именами джанида Баки Мухаммада (1600-1605 гг.) и двух влиятельных сановников Бухарского ханства - хакима области Ялангтушбия и дяди Имамкули-хана - Надира диванбеги. Кроме них, ряд представителей знати и духовенства выступали спонсорами строительства мечетей, медресе, ханака в городе. В 1633 г. по приказу и на средства известного министра Надира диванбеги из узбекского рода арлат на кладбище в загородном квартале Кавчунон был построен мавзолей Абди Беруна, который был известным законоведом IX в.
(Маньковская, 1978, л. 60), а у маза-ра Ходжа Ахрара им было возведено медресе.
Особой сакральной частью города являлся северный район города вокруг ворот Шейх-заде, которые находились поблизости пересечения улиц Дагбитской и Чорраха (рис. 1: 5), где с X-XI в. располагался культовый комплекс, состоявший из медресе Ра-бати Газиян, мечети и мазара Мухам-мад ибн Фазла Балхи (умер в 931 г.) (Каттаев, 2017, с. 60). До наших дней сохранилась лишь небольшая дахма, где были захоронены шейхи и другие исламские деятели позднего средневековья. В.Л. Вяткиным частично были раскопаны руины мечети На-мазгах за Шейхзадинскими воротами Самарканда, недалеко от перекрёстка улицы Дагбитской и Рудаки на территории современной Республиканской больницы (рис. 1: 26). Намазгах предназначался для проведения молений в большие мусульманские праздники. Первое культовое сооружение было, видимо, построено на этой территории в караханидский период или даже раньше. Среди найденных изразцов встречались аналогичные образцам из более позднего самаркандского На-мазгаха эпохи Джанидов. К сожалению, В.Л. Вяткин не смог полностью исследовать объект (Вяткин, 1907, с. 12-20). По мнению Б.Д. Кочнева, Намазгах был перестроен в тиму-ридскую эпоху и охватывал площадь около 13,6 га (Кочнев, 1976, с. 35-36). По его мнению, ввиду упадка старого Намазгаха, в 1630-х гг. Надиром диванбеги в юго-восточной части города был построен новый Намазгах (Кочнев, 1976, с. 3). Мы полагаем, что находки изразцов, характерных для джанидской эпохи, свидетельствует о том, что, возможно, этот Намазгах просуществовал до кризиса XVIII в. Таким образом, вероятно, к сер. XVII в. в Самарканде существовало два Намазгаха: на севере города и
в его южной части. В более поздний период в районе южного Намазгаха Самарканда население стало праздновать Навруз (МаПкоу, 2020, с. 126).
Анализ существующих источников показывает, что основное строительство в Самарканде в XVII в. было сосредоточено на центральной площади города - Регистан, а также вокруг святых могил исламского теолога Х в. Абу Мансура аль-Мотуриди на кладбище Чокардиза, а также у святилища Ходжа Ахрара (1404-1490 гг.), где было построено медресе. На площади Регистан в начале XVII в. находились медресе Мирзо Улугбека (рис. 1: 15), его ханака, караван-сарай, соборная мечеть крупного сановника Алике Кукельташа. К востоку от Шер-дора располагалось медресе Джавза-ния (Каттаев, 2017, с. 69).
Наместник бухарских ханов в Самарканде - Ялангтушбий бахадур был инициатором строительства в Самарканде медресе Шер-Дор, возведённого на месте обветшавшей ханаки Мирзо Улугбека (Массон, 1929, с. 15) (рис. 1: 16). Позже на площади Реги-стан на месте пострадавшего от времени караван-сарая Мирзо Улугбека было построено медресе Тилля-кари (1646-1660 гг.) (рис. 1: 17), причём согласно вакфному документу строительство завершала дочь Ялангтуш-бия Бури биби (Мах бану) (Массон, 1942, л. 59). В XVII в. в центре Реги-стана был построен большой каменный бассейн шириной 28 м и длиной 70 м (Бурякова, Мерщиев, 1976, с. 526).
На площади Регистан с южной стороны находилась соборная мечеть, упоминаемая источниками ещё в XIV в. Она называлась Масжиди Ка-буд (Голубая мечеть) или мечеть Ума-ра. В 1-й пол. XV в. Алике Кукель-ташем была построена новая мечеть или перестроена старая. При раскопках к югу от медресе Шер-дор были обнаружены остатки фундамента ме-
чети (Маньковская, 1976, л. 1) (рис. 1: 18). В эпоху джанидов соборная мечеть Самарканда на площади Регистан имела сакральное значение для верховной власти. 11 ноября 1641 г. в соборной мечети Самарканда на площади Регистан состоялась пятничная молитва, во время которой было объявлено о том, что Имамкулихан отказывается от власти в пользу своего брата Надир Мухаммада (McChesney. 2012).
В XVII в. в 35 м к северу от медресе Шер-Дор была построена мечеть Магок, которая имела почти квадратный план (рис. 1: 19). Предполагают, что далее, в 200 м к северу от медресе Шер-Дор, находилось медресе Сайид Ахмад ходжи (рис. 1: 20), построенное в 1637 г. к югу от медресе Шейбани-хана. Оно пострадало во время смут 1720-х гг. (Бурякова, Буряков, 1973, с. 201). При проведённых раскопках было выявлено, что к северу от Реги-стана в XVI-XVII в. располагались ремесленные мастерские (Бурякова, Буряков, 1973, с. 211-222), а к северо-востоку находились несохранившиеся до нас медресе Шейбани-хана и его невестки Мехр султан ханым (рис. 1: 21). Здесь же находилось мемориальное сооружение Шибанидов - дахма, возведенная Шейбани-ханом (Маликов, Торланбаева, 2022, с. 403).
В XVII в. к юго-западу от медресе Мирзо Улугбека алямом (религиозный титул - А.М., А.У.) Алим шейхом Азизоном (умер в 1631/1632 г.) была возведена ханака, разрушившаяся в XVIII в. (Массон, 1942, л. 59). Её точное месторасположение остаётся неизвестным. При строительстве монументальных зданий Регистана XVII в. здесь же были построены кир-пичеобжигательные печи (Массон, 1942, л. 59).
В 1530-х гг. к югу от медресе Улугбека было построено медресе шибанида Абу Саид-хана (Массон, 1942, л. 127) (рис. 1: 22), которое до
нашего времени не сохранилось. К сожалению, по свидетельству Г.А. Пугаченковой, в 1970-х гг. во время благостроительных работ на территории, прилегающей к Регистану, была использована тяжёлая техника, следствием которого стало «убийство археологических слоёв средневекового Самарканда» (Маньковская, 1976, л. 1). В результате остатки различных зданий XIV-XVII в. были уничтожены без всякого археологического наблюдения.
Таким образом, культура Самарканда в эпоху первых джанидов претерпела новый взлёт и трансформации, коснувшиеся градостроительства, формирования новых архитектурных комплексов. Основное строительство было направлено на
возведение культовых и образовательных зданий. Был построен новый Намазгах, что говорит о многочисленности населения города и его тесных связях с сельским населением, которое, очевидно, собиралось в Самарканде во время общественных праздников. Кроме знаменитых медресе, построенных Ялангтушем на площади Регистан, были возведены другие медресе на прилегающей к площади территории. Некие монументальные сооружения, украшенные изразцами разных цветов, могли быть построены в цитадели, и дальнейшие археологические исследования могут выявить новые, ранее неизвестные, памятники. Благоустраивались различные крупные святилища - мазары.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов М.М. Гузары Самарканда. Ташкент: Узбекистан, 1989. 56 с.
2. Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов: По материалам персидского исторического сочинения Бахр ал-асрар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 229 с.
3. Бурякова Э.Ю. Новые данные к стратиграфии цитадели средневекового Самарканда // Археологические работы на новостройках Узбекистана / Отв. ред. М.И. Фила-нович. Ташкент: Фан, 1990. С. 67-71.
4. Бурякова Э.Ю., Буряков Ю.Ф. Новые археологические материалы к стратиграфии средневекового Самарканда (по раскопкам площади Регистан в 1969-1971 гг.) // Афрасиаб. Вып. II / Отв. ред. Я.Г. Гулямов. Ташкент: Фан, 1973. С. 174-223.
5. Бурякова Э.Ю., Мерщиев М.С. Исследования на Регистане Самарканда // Археологические открытия 1975 года / Отв. ред. Б.А. Рыбаков М.: Наука, 1976. С. 525-526.
6. Бухари, Хафиз-и Таныш. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Ч. 1 / Пер. с перс., введ., примеч. и указ. М. Салахетдиновой. М.: Наука, 1983. 299 с.
7. Вяткин В. Васики сиджият и утверждение продаж / ЦГА РУз. Ф. Р-2773. Оп. 1. Д. 1104. 1929 г.
8. Вяткин В.Л. Отчет о раскопках, произведенных в октябре 1904 года в местности Намазгох близ г. Самарканда // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. № 7. 1907, С.12-20.
9. Каттаев К. Самарканднома. Туртинчи туплам. Тошкент: Mashhur-press, 2017, 308 с.
10. Кочнев Б.Д. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Ташкент: Фан, 1976. 84 с.
11. Лебедева Т.И. Позднесредневековый Арк Самарканда // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 32 / Отв. ред. Т.Ш. Ширинов. Ташкент: Фан, 2001. С. 202217.
12. Маликов А.М. История Самарканда (с древних времен до середины XIV века). Т.1. Ташкент: Paradigma, 2017. 336 с.
13. Маликов А.М., Торланбаева К.У. Некоторые особенности культурной идентичности Шейбани-хана и монументальное строительство в Самарканде в начале XVI века // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 391-413. DOI: 10.22378/23136197.2022-10-2.391-413
14. Маньковская Л.Ю. Ансамбль Регистан // ЦГА РУз. Ф. Р-2810. Оп. 2. Д. 149. 1976 г.
15. Маньковская Л.Ю. Ансамбль Абди Дарун // ЦГА РУз. Ф. Р-2810. Оп. 2, Д. 152. 1978 г.
16. Массон М.Е. Карты и план города Самарканда // ЦГА РУз. Ф. Р-2773. Оп. 3. Д. 27. 1921 г.
17. Массон М.Е. Регистан и его медресе. Самарканд, 1929. 32 с.
18. Массон М.Е. Историческая топография г. Самарканда // ЦГА РУз. Ф. Р-2773. Оп. 3. Д. 22. 1942 г.
19. Мирзаахмедов, Дж. К истории художественной культуры Бухары. Ташкент: Фан, 1990. 95 с.
20. Сухарева О.А. О терминологии, связанной с исторической топографией городов Средней Азии (ку, махалла, гузар) // Народы Азии и Африки. 1965. № 6. С. 101-104.
21. Уэлсфорд Т. «Шахри-и санг-и сабз»: Тимуридское наследие в Самарканде в XVI-XVII вв. // Вестник Международного института центральноазиатских исследований. Вып. 9. 2009. С. 23-32.
22. Malikov A.M. Celebration of Nowruz in Bukhara and Samarkand in Ritual Practice and Social Discourses (the Second Half of the 19th to Early 20th Centuries). In Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2020; 48(2):122-129. DOI: 10.17746/15630110.2020.48.2.122-129
23. McChesney R. Central Asia vi. In the 16th - 18th Centuries. Encyclopedia Iranica, 2012. (https://iranicaonline.org/articles/central-asia-vi) (доступ 24.05.2022).
24. Sidi Ali Reis. The travels and adventures of the Turkish admiral Sidi Ali Reis in India, Afghanistan, Central Asia and Persia during the years 1553-1556. Translated from Turkish, with notes by A.Vambery. London, 1899, p.69-72.
Информация об авторах:
Маликов Азим Маннонович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Университет Палацкого в Оломоуце (г. Оломоуц, Чешская республика); [email protected]
Умаров Анвар Шухратович, ассистент кафедры Археологии исторического факультета. Самаркандский Государственный университет им. Ш. Рашидова (г. Самарканд, Узбекистан); [email protected]
SOME FEATURES OF THE HISTORICAL TOPOGRAPHY OF SAMARKAND OF THE 17th CENTURY A.M. Malikov, A.Sh. Umarov
The authors analyze the main points of the town planning history of Samarkand in the 17th century. On the basis of written data, archaeological sources and unpublished archival materials, a reconstruction of the plan of the central part of Samarkand in the 17th century was carried out. The stages of the archaeological study are analyzed. Based on the observations of the earthworks on the territory of the former citadel of Timur and the ancient Samarkand, it was possible to identify some features of the topography of the administrative center of the city. On the basis of unpublished archival materials, the names of quarters, streets, quarter mosques of the city were revealed and the location of some of them was determined. Unpublished records of the results of archaeological studies on the location of monumental buildings that have not survived to the present in the Registan region are analyzed. Special attention is paid to the topography of one of the sacral centers of Samarkand in the area of the Shah-i-Zinda gates of the city. A hypothesis has been put forward that monumental buildings were built on the territory of the citadel, where with further archaeological studies it is possible to reveal unknown large architectural structures of the 16th -17th centuries.
Keywords: archaeological materials, the Janids, urban structure, citadel, Registan, madrasas, mosques.
This article has been prepared with financial support from the European Regional Development Fund - Project "Sinophone borderlands: interaction at the edges" (science project no. CZ.02.1.01/0.0/0.0/16_019/0000791).
REFERENCES
1. Abramov, M. M. 1989. Guzary Samarkanda. (The Guzars of Samarkand). Tashkent: "Uzbekistan" Publ. (in Russian).
2. Alekseev, A. K. 2006. Politicheskaya istoriya Tukay-Timuridov: Po materialam persidskogo istoricheskogo sochineniya Bakhr al-asrar (The political history of the Tukay-Timurids: based on the materials of the Persian historical work Bahr al-asrar). Saint Petersburg: Saint Petersburg University Publ. (in Russian).
3. Buryakova, E. Yu. 1990. In Filanovich, M. I. (ed.). Arkheologicheskie raboty na novostroykakh Uzbekistana. (Archaeological works in new buildings construction areas in Uzbekistan). Tashkent: "Fan" Publ., 67-71 (in Russian).
4. Buryakova, E.Yu., Buryakov, Yu.F. 1973. In Guliamov, Ya. G. (ed.). Afrasiab (Afrasiab) II. Tashkent: "Fan" Publ., 174-223 (in Russian).
5. Buryakova, E.Y., Mershchiyev, M.S. 1976. In Rybakov, B. A. (ed.). Arkheologicheskie otkrytiia 1975 goda (ArchaeologicalDiscoveries of1975). Moscow: "Nauka" Publ., 525-526 (in Russian).
6. Bukhari, KhafiZ-i Tanysh. 1983. In Salakhetdinova, M. (comp.). Sharaf-nama-yi shakhi (Kniga shakhskoy slavy). Chast' 1. (Sharaf-nameh-yi shahi (Book of the shah's glory) Part 1). Moscow: "Nau-ka" Publ. (in Russian).
7. Vyatkin, V. 1929. Vasiki sidzhiyat i utverzhdenie prodazh (Vasiki sijiyat and sales approval). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. F. R-2773. Op. 1. D. 1104 (in Russian).
8. Vyatkin, V. L. 1907. In Izvestiya Russkogo komiteta dlya izucheniya Sredney i Vostochnoy Azii v istoricheskom, arkheologicheskom, lingvisticheskom i etnograficheskom otnosheniyakh (Bulletin of the Russian committee for the historical, archaeological, linguistic and ethnographic exploration of the Central and the East Asia) 7, 12-20 (in Russian).
9. Kattaev, К. 2017. Samarqandnoma. To rtinchi toplam (Samarqandnoma. Fourth volume) Tashkent: "Mashhur-press" Publ. (in Uzbek).
10. Kochnev, B. D. 1976. Srednevekovye zagorodnye kul'tovye sooruzheniya Sredney Azii (Medieval suburban worship buildings of Central Asia). Tashkent: "Fan" Publ. (in Russian).
11. Lebedeva, T. I. 2001. In Shirinov T. Sh. (ed.). Istoriia material'noi kul'tury Uzbekistana (History of Material Culture of Uzbekistan) 32. Tashkent: "Fan" Publ., 202-217 (in Russian).
12. Malikov, A. M. 2017. Istoriya Samarkanda (s drevnikh vremen do serediny XIV veka) T. 1. (History of Samarkand (from ancient times until the middle of the 14th century). Vol. 1. Tashkent: "Paradigma" Publ. (in Russian).
13. Malikov, A. M., Torlanbayeva K. U. 2022. In Zolotoordynskoye obozreniye (Golden Horde review) 10 (2), 391-413 (in Russian).
14. Man'kovskaya, L. Yu. 1976. Ansambl'Registan (Ensemble Registan). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. F. R-2810. Op. 2, D. 149 (in Russian).
15. Man'kovskaya, L. Yu. 1978. Ansambl' Abdi Darun (Ensemble Abdi Darun). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. F. R-2810. Op. 2, D. 152 (in Russian).
16. Masson, M. E. 1921. Karty i plan goroda Samarkanda (Maps and plan of the city of Samarkand). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. F. R-2773. Op. 3. D. 27 (in Russian).
17. Masson, M. E. 1929. Registan i ego medrese (Registan and its madrasa). Samarkand (in Russian).
18. Masson, M. E. 1942. Istoricheskaya topografiya Samarkanda // Tsentralniy gosudarstvenny arkhiv Respubliki Uzbekistan, Fund R-2773, Opis' 3. dossier 22. (State Archive of the Republic of Uzbekistan) (in Russian).
19. Mirzaakhmedov, Dzh. 1990. K istorii khudozhestvennoy kul'tury Bukhary. (To the history ofthe art culture of Bukhara). Tashkent: "Fan" Publ. (in Russian).
20. Sukhareva, О. А. 1965. In Narody Azii i Afriki (Peoples of Asia and Africa) (6), 101-104 (in Russian).
21. Welsford, T. 2009. In Vestnik Mezhdunarodnogo instituta tsentral'noaziatskikh issledovaniy (Bulletin of the International Institute for Central Asian Studies) 9, 23-32 (in Russian).
22. Malikov, A. M. 2020. In Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 48 (2). 122129. DOI: 10.17746/1563-0110.2020.48.2.122-129
23. McChesney R. 2012. Central Asia vi. In the 16th - 18th Centuries. (https://iranicaonline.org/ articles/central-asia-vi) (access 24.05.2022).
24. Sidi Ali Reis. 1899. The travels and adventures of the Turkish admiral Sidi Ali Reis in India, Afghanistan, Central Asia and Persia during the years 1553-1556. Translated from Turkish, with notes by A.Vambery. London.
About the Authors:
Malikov Azim M. Candidate of Historical Sciences. Palacky University Olomouc. Svobody St., 26, Olomouc, 77900, Czech Republic; [email protected]
Umarov Anvar Sh. Samarkand State University named after Sh.Rashidov University boulevard, 15, Samarkand, 140104, Republic of Uzbekistan; [email protected]
Статья принята в номер 01.12.2022 г