Научная статья на тему 'История образования: периодизация и тенденции развития'

История образования: периодизация и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3465
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии развития образования / периоды и этапы развития образования / тенденции развития образования / criteria of the education development / periods and stages of the education development / trends of the education development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Шарухина Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению вопроса, связанного с периодизацией развития образования. Обосновываются критерии периодизации, раскрываются характерные черты развития образования на выделенных периодах и этапах. Определяются общемировые тенденции развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Шарухина Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of education: periodization and development trends

The article is devoted to the problems related to the periodization of the education development. The criteria of periodization are stated, the general features of the education development are revealed on the certain periods and stages. World trends of the education development are defined as well.

Текст научной работы на тему «История образования: периодизация и тенденции развития»

УДК 37(091)

А.П. Шарухин, Т.Г. Шарухина

История образования: периодизация и тенденции развития History of education: periodization and development trends

ШАРУХИН, Анатолий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. E-mail: [email protected].

SHARUHIN, Anatoly Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of philosophy and socio-economic disciplines of Saint-Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova, 1. E-mail: [email protected].

ШАРУХИНА, Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел: +7 (812) 744-70-92 (internal 22-50). E-mail: [email protected].

SHARUKHINA, Tatiana Gennadievna, doctor of pedagogical sciences, professor, the Head of the Foreign Languages Department of St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation. Russia, 198206 St.-Petersburg, 1, Lyotchika Pilutova str., 1 Tel.: +7 (812)744-70-92 (internal 22-50). E-mail: tgsha2006@ inbox.ru.

Статья посвящена рассмотрению вопроса, связанного с периодизацией развития образования. Обосновываются критерии периодизации, раскрываются характерные черты развития образования на выделенных периодах и этапах. Определяются общемировые тенденции развития образования.

Ключевые слова: критерии развития образования, периоды и этапы развития образования, тенденции развития образования.

The article is devoted to the problems related to the periodization of the education development. The criteria of periodization are stated, the general features of the education development are revealed on the certain periods and stages. World trends of the education development are defined as well.

Keywords: criteria of the education development, periods and stages of the education development, trends of the education development.

Актуальность рассмотрения данного вопроса определяется его значимостью:

- во-первых, для педагогической теории, которая в условиях кардинальных изменений, происходящих в последние десятилетия в мировом сообществе и российской государственности, требует осмысления и переосмысления многих исторических событий с позиций сегодняшнего дня, понимания современного состояния образования и перспективных направлений его развития с учётом достоинств и недостатков прошлого, постоянного обогащения новым историко-педагогическим знанием;

- во-вторых, для практической педагогической деятельности, которая, используя новые выводы педагогической науки, формирует педагогическое мировоззрение следующих поколений учителей и преподавателей образовательных организаций, корректирует вчерашнее понимание историко-пе-дагогического процесса, расширяет педагогический кругозор и тем самым способствует интеллектуально-творческому развитию педагогического сообщества страны.

Не случайно В.О. Ключевский отмечал, что история - это компас во времени [5], Н.М. Карамзин утверждал, что история есть священная книга наро-

дов, зеркало их бытия; история не учит, у неё - учатся [4], а В. Дильтей тонко подметил, что понять сущность человека можно только из истории [1].

Важно отметить, что по истории педагогики, образования и школы подготовлен не один основательный учебник [2; 3; 6; 7; 8], однако многие истори-ко-педагогические вопросы еще ждут своего ответа. И одним из таких вопросов, заслуживающим особого внимания с точки зрения педагогической науки, выступает периодизация развития образования. Что необходимо сделать для поиска ответа на данный вопрос? В первую очередь найти ключевые признаки, которые выступят критериями и помогут выделить периоды, этапы и стадии историко-педагогического процесса.

Следует отметить, что современной науке не требуется приведения доводов по поводу того, что подход к определению критериев должен быть обоснован в «системе координат» и с помощью инструментария той науки, с позиции которой решается теоретическая задача. Например, вряд ли кто-то будет оспаривать положение, что развитие образования детерминировано потребностями общества, государства, церкви и личности. Однако, данное положение относится в большей степени к социаль-

но-философской проблематике, чем собственно к педагогической. Поэтому и «искать» критерии необходимо в самой педагогике. В связи с этим самым общим основанием для выделения критериев развития образования могут служить идеи о развитии педагогики как науки и её влиянии на изменение образования. То есть, несмотря на то, что на всех этапах своего развития образование (а на ранних этапах развития общества - воспитание) было подчинено потребностям жизнедеятельности и развития общины, этноса, семьи, классов и сословий, всего общества, государства, ключевым педагогическим признаком (критерием) периодизации образования может и должен выступить научный подход: либо образование развивается стихийно, без опоры на педагогическую науку (например, в связи с её отсутствием) и не носит научного характера, либо оно развивается на научной основе и принимает научный характер.

Это положение подтверждается следующим фактом: люди, по мере своего развития, выполняют разные роли: ребенка; члена общины, этноса, общества, семьи; родителя; гражданина и др. Поэтому и образовательная практика зародилась сначала как примитивная практика формирования (воспитания) у юных членов общины необходимых умений поведения для успешного выполнения своих ролей. Её основные способы носили хаотично-примитивный характер. Но, по мере развития педагогической науки совершенствовалась и образовательная практика, которая стала опираться на понимание структурно-компонентного и функционального состава учебно-познавательной и педагогической деятельности, а также связи целей, методов и форм организации образовательного процесса, необходимости его выделения из других видов общественной практики, специально организованного управления и т.д.

Для выделения другого признака (критерия) следует отметить, что в разные времена наибольшую роль в организации образования (воспитания) играл какой-то из этих субъектов, выступающих компонентом образовательной системы: община (этнос), семья, церковь, государство (которое всегда стоит на защите интересов прежде всего господствующего класса), личность. Эти субъекты определяли цели образования (воспитания) и способы их достижения. Характер определения целей и способов их достижения в институциональном и методическом плане может использоваться как признак для периодизации и определения тенденции развития педагогики.

Исходя из этих признаков (критериев), в истории развития образования можно выделить два больших периода: донаучный и научный.

1. Донаучный период продлился с момента появления сначала общины и затем семьи - до второй половины XVII в. (начала становления педагогики как науки, хотя влияние её на образовательную практику не было непосредственным и прямо пропорциональным развитию педагогики).

2. Научный период начался с последней четверти XVII в. и продолжается до сих пор.

Каждый из периодов включает в себя несколько этапов.

В донаучном периоде четко прослеживаются два этапа.

1. Этап общинно-семейной воспитательной практики (40 000 лет до н.э. - 8-7,5 тыс. лет до н.э.).

2. Этап зарождения школьно-университетской образовательной практики (8-7,5 тыс. лет до н.э. - середина XVII в.).

В научном периоде также можно выделить два этапа.

1. Знание-ориентированного образования (или рациоцентрический этап - со второй половины XVII в. до начала ХХ в.).

2. Переходный к личностно-ориентированному образованию (антропоцентрическому этапу - с начала ХХ в. по настоящее время).

Кроме деления на этапы, каждый из периодов имел и другие особенности.

В частности, в донаучный период (за исключением эпохи Ренессанса):

- существовала безграничная вера в высшие силы как главная жизненная ценность;

- цель воспитательного процесса заключалась: а) на первом этапе - в подготовке детей к выживанию в суровых природных условиях и поклонению высшим природным силам; б) на втором этапе - в формировании религиозной установки, касающейся понимания своей миссии на Земле, которая заключается в безусловном исполнении догматов, устанавливаемых церковью, без их вдумчивого осмысления; при этом конкретная цель развития ребёнка как субъекта деятельности, личности и индивидуальности отсутствовала;

- школа не умела правильно учить; в то время отсутствовала строгая содержательно-временная структура обучения: ученик учился сколько мог и сколько хотел;

- учитель не выступал организатором поиска и осмысления истины; он был ретранслятором божественных истин, изложенных в священных книгах, и деспотическим субъектом, навязывавшем точку зрения обучающемуся;

- отец и учитель обладали абсолютной властью;

- в отношении к ребёнку исходили: а) до эпохи европейского Средневековья - из божественной чистоты и одарённости человека, его стремления к добру; б) в эпоху Средневековья - из восприятия ребёнка как греховного существа, а детства - как стадии зла, которая должна пройти как можно быстрее; в) в эпоху Возрождения - из идеи, что ребёнок является образцом высочайшего совершенства; но в любом случае человек - это подобие божие;

- в отношении к образованию исходили из мысли, что оно есть помощь ребёнку в раскрытии в себе образа божьего, т.к. каждый должен выполнять то, к чему предназначен богом: жить в том месте и оставаться в том сословии, где и в котором рождён, осваивать то, чему тебя учат, фактически без права «профессиональной переподготовки».

Говоря о этапах донаучного периода, следует отметить, что к характерным чертам общинно-семейного этапа относятся следующие:

1) он делится на две стадии: стадию собственно общинного и стадию семейно-общинного воспитания;

2) собственно общинное воспитание носит примитивно-первобытный характер: подготовка к борьбе за выживание осуществлялась в повседневной жизни посредством подражания, а мир воспринимался как нечто целое, живое, наделенное сознанием;

3) с разделением труда и появлением имущественного неравенства община разделилась на сословия (жрецы, правители, воины, простые люди), что привело к преобразованию примитивного общинно-первобытного воспитания в общинно-сословное, для которого было характерно:

3.1) появление специально назначенных для воспитания лиц;

3.2) осуществление передачи опыта посредством организации совместных игр;

3.3) создание «домов молодёжи», в которых появляются примитивные формы занятий (в последующем они разделились на дома для состоятельных и дома для рядовых членов общины);

3.4) разделение в подготовке девочек и мальчиков (с мальчиками занимаются жрецы);

4) дальнейшая сословная дифференциация привела к появлению семейно-общинного воспитания, для которого характерны:

4.1) изменение целей воспитания (цель состояла в передаче детям опыта выполнения социальных ролей, исходя из их социального положения) и фактическая дифференциация воспитания детей в семьях различного социального уровня;

4.2) сочетание в воспитании упрощенных способов убеждения (объяснение, пример родителей) с жестокими физическими наказаниями вплоть до убийства (например, в Иране, если ребёнок, достигший 7 лет, трижды не выполнял требования старших, его убивали как не способного к развитию);

4.3) безусловный авторитет отца, который пользовался неограниченной властью;

4.4) раннее привлечение детей к трудовым обязанностям (у низших социальных слоев с 4-5 лет);

4.5) использование рабов в качестве педагогов в более обеспеченных семьях.

К характерным чертам этапа зарождения школьно-университетской образовательной практики относятся следующие.

На начальной стадии:

- с появлением письменности появляются первые школы: «школы писцов», «школы табличек» и др.;

- устанавливается порядок решения образовательных задач: в первую очередь у ребёнка формируется способность к послушанию; затем ребёнок обучается магическим формулам, письму, осмысленному запоминанию священных текстов, игре на музыкальных инструментах;

- закрепляются основные способы обучения грамотности: письменное копирование священного текста и его заучивание; решение конкретных практических математических задач.

Необходимо отметить, что обучение могло продолжаться до 25-30 лет и носило индивидуальный характер. При этом строго соблюдалось правило «родственности» в отношениях между учителем и учеником (учитель для ученика - больше, чем отец).

В эпоху Античности:

- происходит становление спартанской и афинской школы;

- в афинской школе проявляются: стремление к разностороннему умственному и физическому развитию личности, максимальной самореализации, демократичность педагогических отношений, использование рабов для достижения педагогических целей;

- в спартанской школе формируются педагогические технологии подготовки несгибаемо-волевого, закаленного физически, целеустремленного, мастерски владеющего средствами вооруженной борьбы воина, «не отягощённого» при этом разносторонними знаниями.

В средние века:

1) с возникновением новой социальной системы, в которой основными классами были духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане ,возникла необходимость поддержания сословной морали и умений, что и выступало в качестве целей образования:

1.1) низшие слои (крестьянство и городские ремесленники) должны быть трудолюбивыми, уметь хорошо выполнять сельскохозяйственные работы и знать своё ремесло;

1.2) рыцарское дворянство должно хорошо владеть военным искусством, отличаться храбростью, быть преданным королю, иметь навыки игры в шахматы, уметь предаваться развлечениям (в том числе, писать стихи, петь и исполнять музыкальные произведения);

1.3) духовенство должно быть преданным Папе Римскому и соблюдать благочестие;

2) наблюдается полное засилье церкви (основной идеолог того времени - Ф. Аквинский);

3) в 13 веке появляются сначала университеты (первый в Париже - Сорбонна - 1200 год), в последующем открываются городские и церковные школы; в университетах изучались - богословие (главный предмет), грамматика, литература, схоластическая логика, медицинское дело, право, философия, арифметика, астрономия, музыка;

4) студент (ученик) учится сколько хочет и может; но абсолютное большинство населения остается безграмотным (в том числе безграмотными были и многие короли);

5) сложилась дуалистическая цель воспитания: цель церковного воспитания - формирование убеждения о необходимости спасения души; цель светского воспитания - освоение земного знания и мудрости, основой которых выступали заповеди античности (благоразумие, осторожность и осмотрительность, мужество, справедливость и воздержанность), а главным языком преподавания и науки становится латынь.

Если говорить в целом о том времени, то господствовали языческая (варварская), античная и христианская традиции воспитания.

В эпоху Возрождения:

человек провозглашается главной ценностью, а идея гуманизма - основной идеей;

цель образования видится через раскрытие в человеке всего лучшего (речь начинает идти о формировании идеала духовно и физически развитой личности), однако, это касается в основном господ-стующих классов;

в привилегированных классах поощряются занятия науками и совместное обучение девочек и мальчиков; устанавливаются основные учебные предметы: чтение, письмо, математика, история, география, естествознание; медицина, физкультура [];

при организации образовательного процесса осуществляется опора на принципы: природосоо-бразности в воспитании, демократизации системы 1

обучения (предоставление возможности высказывать свою точку зрения), обогащения содержания обучения разнообразными светскими науками, индивидуальный подход и др.;

формируется широкое движение за всеобщее обучение детей на родном языке, разрабатываются учебники для детей, расширяются количество и типы школ.

В эпоху Реформации:

провозглашается принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом;

формулируется смысл преобразований в школьном деле: достижение рациональности в подборе содержания обучения и направленности воспитания, которая свяжет школу и университет;

процесс обучения делится по годам и классам;

основное внимание уделяется знанию латинского языка, а также грамматике, римской поэтике и прозе; пению, но Закон Божий остается обязательным предметом.

Однако, несмотря на прогрессивные тенденции, в этот временной период господствуют вербальность обучения и зазубривание, суровость и палочная дисциплина.

Какие тенденции развития образовательной практики четко прослеживаются в донаучный период?

Образовательная практика:

а) зародилась в виде примитивных форм воспитания на основе сложившихся предпосылок (потребность передачи опыта охоты, собирательства, поддержания огня и т.д.; сформировались примитивные способы общения) и в дальнейшем определялась общественными потребностями, исходя из условий жизнедеятельности первобытного, рабовладельческого, феодального обществ;

б) развивалась неравномерно как по регионам, так и по странам (наибольшего развития достигли, судя по последним археологическим находкам: первоначально: Центральная Россия, Южный Урал; страны Востока - Индия, Персия, Китай; народы Южной и Центральной Америки - инки, майя, ацтеки; в последующем: страны Средиземноморья - Месопотамия (Шумеры), Египет, Иудея, Древние Греция, Рим, Спарта, Византия; потом страны Западной Европы -Франция, Германия, Испания, Англия и др.);

в) стала носить с появлением религий ярко выраженный религиозный характер (иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, мусульманство) и осуществляться в рамках теоцентрической парадигмы;

г) приобрела классовый характер с разделением общества на классы: господствующий класс стал получать максимально возможное образование с направленностью на разностороннее развитие личности, а эксплуатируемый класс - минимально необходимое для выполнения функций рабочей силы;

д) все более усложнялась, приобретая разные институциональные формы (общественно-родовая; семейная; церковная, общественно-городская и др.), уровни (школы начальной и повышенной ступени, университеты), направления (богословское, юридическое, медицинское и др.), технологии (индивидуальная, групповая, смешанная и разделенная по ген-дерному признаку подготовка);

е) дала миру ряд ориентиров (в виде формирования основ личностно-направленной парадигмы и

шедевров мировой культуры: римское право, олимпийские игры, физическое и морально-психологическое воспитание спартанцев, сократовские беседы, картины художников эпохи Возрождения и др.), а также создала предпосылки для последующего развития (появилась письменность);

ж) включала жестокие формы наказания в процессе воспитания: избиение, продажа в рабство, убийство.

Для научного периода характерны следующие тенденции развития образовательной практики. Образовательная практика:

а) определялась общественными потребностями сначала капиталистического, затем социалистического обществ;

б) сопровождалась сменой парадигм (от ориентированной на ВЕРУ - теоцентрической, - к ориентированной на ЗНАНИЕ - рациоцентрической - и затем к ориентированной на ЛИЧНОСТЬ - антропоцентрической);

в) разделилась на «школу учебы» (вооружить как можно большим количеством знаний) и «школу труда» (научить самостоятельно «добывать» и применять знания);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) развивалась неравномерно как по регионам, так и по странам (наибольшего развития до 20 века достигли страны Западной Европы, в 20 веке -СССР);

д) стала развиваться более быстрыми, чем в предыдущий период, темпами по содержанию, технологиям, институциональным формам, уровням, направлениям;

е) с отделением государства от церкви приобрела светский характер и стала больше опираться на научную основу;

ж) в социалистическом обществе (СССР) стала полностью государственной; общедоступной (была ликвидирована неграмотность 80% населения), обязательной, светской, бесплатной и была признана ЮНЕСКО лучшей в мире; однако, в 90-е гг. 20 века уровень развития образования в России значительно снизился (до сих пор система образования преодолевает кризис).

Давая общую характеристику научного периода (последняя четверть 17 в. - по настоящее время), необходимо сказать, что:

вследствие роста капитализма и потребности в быстрой и массовой подготовке рабочих, а также научной проработке эффективной технологии обучения (Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Гербарт, Дьюи и др.) начинает активно развиваться педагогика как наука и ее влияние на образовательную практику;

период делится на два этапа: с последней четверти 17 века до начала 20 века продолжался знани-ево-ориентированный (рациоцентрический) этап в развитии образования, с начала 20 века по настоящее время осуществляется переход к личностно-ориен-тированному (антропоцентрическому) этапу развития образования;

появляется большое количество школ, университетов и учебно-методических материалов;

происходит укрупнение образовательных центров, создание образовательных кампусов; образование носит классовый характер; педагогов готовят в специализированных учебных заведениях.

Каковы характерные черты знаниево-ориен-тированного (рациоцентрического) этапа? Данный этап:

делится на: стадию зарождения (вторая половина 17 в. - школа Я.-А. Коменского); стадию расцвета (18 - первая половина 19 вв. - школы и университеты эпохи Просвещения); стадия кризиса (вторая половина 19 - начало 20 вв.);

главенствует мысль о верховенстве разума (во всех моментах человеческой деятельности), который, как казалось, обязательно ве-дет к процветанию и прогрессивному развитию;

обосновываются качества образованного человека: просвещенность, разумность, деловитость и практичность;

господствует утверждение, что в основе знания лежит истина; она имеет самостоятельное бытие; человек должен дойти до истины - в этом смысл образования;

сложилась отраслевая организация образования, обучение осуществляется по предметам, аналогичным отраслям знания;

декларируется ути-литарность образования — нацелен-ность на пользу дальнейшего развития науки или производства;

вводится классно-урочная система; монолог выступает основным способом просветительства ученика;

во главу угла ставится освоение логических операций, как основного средства постижения истины;

организация эффективной учебной деятельности ученика предполагает систематизацию знаний, выстраивание их в определенном порядке, деление на «порции», темы, занятия;

основу взаимоотношений учителя и ученика составляет авторитаризм, как неизбежная черта по-

строения учебного процесса, в котором главная роль отводится учителю как носителю знания; учитель диктует ученику, что и как делать, не всегда считаясь с его желаниями и способностями;

для проверки подготовленности ученика применяется сложная система аттестации посредством контрольных работ, собеседований, зачетов, экзаменов и т.д.

Отметим характерные черты перехода к лично стно-ориентир ов анному (антр опоцентрическому) этапу:

цель образования определяется как формирование человеческого в человеке, разностороннее его развитие (нравственное, умственное, физическое), взращивание индивидуальности, сочетаемой с умением работать в команде;

обучающийся выступает как активный субъект образовательного процесса, понимающий его важность, проявляющий ответственность и инициативу, стремящийся к творческому саморазвитию; а педагог - это наставник, старший товарищ, консультант, модератор, организатор;

отношения между педагогом и обучающимся строятся на основе взаимоуважения, демократизма, сотворчества;

содержание образования характеризуется фундаментальностью, целостностью, системностью, тесно связано с жизнью;

педагогические технологии отличаются разнообразием, однако, жестко подчинены поставленной цели;

занятия проводятся в диалоговом режиме; учебный процесс тщательно продуман, четко организован, насыщен нравственно-патриотическим содержанием; ориентирован прежде всего на воспитание и развитие индивидуальности.

Список литературы

1. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. А.Н. Михайлова и В.С. Плотникова. - Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе; пер. с нем. / под ред. В.А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2014. - С. 10-413.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. -

676 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

4. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / подготовили Ю.М. Лотман, Н.А. Марченко, Б.А. Успенский. - Л.: Наука, 1984. - 717 с.

5. Ключевский, В. О. Курс русской истории. [Лекции 1-20]. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1908. - 464 с.

6. Корнетов, Г. Б. Всеобщая история педагогики. - М.: ИТПИМИО, 1994. - 573 с.

7. Кулганов, В. А., Николаева, Е. И., Юнацкевич, П. И. История педагогики и образования : учебник для вузов. - СПб.: ООО «Издательство «Питер», 2016. - 256 с.

8. Титов, В. А. История педагогики : конспект лекций. - М.: А-Приор, 2003 [Электронный ресурс] // Сайт «Библиоклуб». - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=56320 (дата обращения: 01.03.2018).

© Шарухин А.П., Шарухина Т.Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.