ЮБИЛЕИ
)
А. ПЕТРОВ, профессор, ректор
Главной характеристикой современного этапа развития мировой цивилизации является переход от отмирающей индустриальной экономики к постиндустриальной - экономике знаний, качества, новых ин-формационныхтехнологий, в которой «человеческий капитал » становится доминирующим фактором. В рамках данного типа общества знания приобретают особый статус. На их основе сегодня рождаются инновации как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [1]. Постиндустриальная экономика выдвигает новые требования к образованию: оно должно быть ориентированно не на привычные процессы накопления и передачи предметных знаний (в современных условиях они стремительно устаревают), а на овладение базовыми компетенциями, непрерывное обучение, в том числе и самообучение. В свете этого политика в сфере отечественного высшего образования предполагает «создание университетов нового типа - инновационных университетских комплексов науки и образования с глубокой интеграцией учебной, научной и инновационной деятельности »[2].
Возникает вопрос: разве «интеграция учебной и научной деятельности вуза» не есть историческая традиция, заложенная еще в 1725 г. указом Петра I
История МАТИ: инновации -наша традиция
о создании университета при Петербургской Академии наук? Разве «инновацион-ность» не является неотъемлемым компонентом деятельности отечественных вузов на протяжении всей истории развития высшей школы России?
Чтобы разобраться с содержанием инновационной деятельности современного университета, следует уточнить основные понятия. Прежде всего, констатируем, что в научном сообществе до сих пор так и не сложилось однозначного понимания того, что такое «инновация». В эту категорию включают либо актуальные и перспективные результаты прикладных исследований, либо, наоборот, только действия, носящие чисто производственный характер с явно выраженным коммерческим эффектом. Одни полагают, что инновация - это процесс, другие - что результат процесса. При этом игнорируется главная особенность инновационной деятельности - принад-
лежность ее участников к двум сферам -науке и производству.
«Инновация» как экономическая категория введена в научный оборот в 1911 г. австрийским ученым Й. Шумпетером [3], который дал описание инновационного процесса, выделив пять его существенных признаков: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;появление новых рынков сбыта. Позднее, в 1930-е гг., он рассматривал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В строгом соответствии с таким подходом, «инновационным» по своей сути, осуществлялось создание в 1932 г. предшественника МАТИ - Высшего учебного заведения Дирижаблестроя, преобразованного позднее в Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК), обеспечивающего инженерными кадрами стремительно развивающуюся дирижаблестроительную отрасль промышленности. Не случайно великий русский ученый и изобретатель К.Э. Циолковский, собственноручно доводивший свои изобретения до действующих моделей, поддерживал тесные творческие и научные контакты с новым вузом.
Таким образом, с самых ранних периодов своего существования наш вуз являлся инновационным «по определению ». В конце 1930-х гг. стало очевидно, что самолет как летательный аппарат не только может конкурировать с дирижаблем, но и превосходит его по всем эксплуатационным показателям. В связи с этим в 1939 г. была проведена реорганизация ДУКа в Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им. К.Э. Циолковского.
Развивающаяся авиационная промыш-
ленность требовала как разработки принципиально новых технологий, так и сопровождения их внедрения в производство квалифицированными инженерно-технологическими кадрами. Для решения задач инновационного развития отрасли уже в 1940 г. вуз был преобразован в Московский авиационный технологический институт (МАТИ), выпускавший технологов в области горячей и холодной обработки металлов, самолетостроения и авиамоторостроения.
В период Великой Отечественной войны МАТИ продолжал развиваться. В сложных условиях эвакуации создавались новые кафедры для подготовки специалистов, обеспечивавших внедрение в авиационную промышленность инновационных для того времени технологий в области литейного производства, переработки неметаллических материалов, обработки металлов давлением. В то время наши ученые добивались немедленного внедрения полученных технологий и материалов на предприятиях НаркомавиапромаСССР [4].
Так, коллектив научных сотрудников под руководством профессора Н.С. Очер-кяна не только разработал для одного из оборонных заводов технологический процесс изготовления специального инструмента, но и участвовал в организации соответствующего производства на предприятии. Созданная учеными МАТИ и внедренная на ряде оборонных заводов технология штамповки для вытяжки патронных гильз повысила стойкость штампов в 3-4 раза, обеспечив повышение эффективности производства. Кафедра термической обработки стали, руководимая профессором И.Е. Конторовичем, провела научно-исследовательскую работу и внедрила поточные методы термической и термохимической обработки на авиационных заводах.
Это лишь некоторые примеры инновационной деятельности ученых нашего вуза в сложнейших условиях военного времени и эвакуации.
В послевоенное время приумножился инновационный характер развития универ-
ситета по ряду перспективных научных направлений. Начался период активного становления научных школ под руководством ведущих ученых МАТИ - академиков Н.С. Очеркяна, С.В. Серенсена, заслуженных деятелей науки и техники РСФСР профессоров Н.Ф. Казакова, А.И. Колпашни-кова, Г.Д. Никифорова, Б.С. Митина, профессоров О.С. Бочвар, А.И. Каширина, М.М. Масленникова, Ю.Г. Музалевского, Г.А. Сломянского.
Иначе как инновационным прорывом нельзя назвать становление научной школы лазерных технологий под руководством доктора технических наук, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки и техники РФ В.М. Сумино-ва [5]. В 1963 г., за год до вручения академикам Н.Г. Басову и А.Н. Прохорову Нобелевской премии в области квантовой электроники, В.М. Суминов не только теоретически обосновал, но и экспериментально подтвердил возможность применения оптического излучения лазера в решении ряда технологических задач. Именно в научной лаборатории кафедры «Технология приборостроения » был введен в эксплуатацию первый в стране технологический лазер на рубине, что положило начало эре лазерных технологий,опреде-ливших на многие годы пути развития научно-технического прогресса в широком спектре отраслей промышленности. В последующие годы научная школа профессора В.М. Су-минова, выполнив комплекс поистине пионерских исследований по изучению процесса взаимодей-
ствия лазерного излучения с различными материалами, внедрила в производство серию уникальных автоматизированных лазерных технологических установок, контрольно-измерительных комплексов. Применение лазерного технологического оснащения обеспечило производство двигателей для боевых самолётов нового поколения, решение самых острых проблем различных отраслей промышленности, включая создание лазерных технологий и оборудования для производства современной авионики, диагностических систем робото-технических комплексов, боеприпасов.
Начавшаяся в середине 1980-х гг. перестройка, ставшая испытанием для многих вузов и научных центров, не затормозила творческие искания научной школы лазерных технологий. Новые исследования в то время были направлены на решение задач в области животноводства, птицеводства, растениеводства, декоративного садоводства, медицины [6]. Подавляющее большинство разработок было внедрено в сферу производства, и по сложившейся традиции это сопровождалось кадрами специа-
листов - выпускников МАТИ, обладающих компетенцией в области лазерной техники и технологии. Аналогичных примеров инновационной деятельности научных школ в истории нашего университета можно привести немало.
В современных условиях организация инновационной деятельности проходит как в рамках кафедр и лабораторий, так и в специально созданных структурах - Технопарке «Новые материалы и технологии» и Инновационно-технологическом центре (ИТЦ МАТИ). В 2005 г. в целях интенсификации инновационной деятельности университета был создан Учебно-научно-производственный инновационный комплекс (УН-ПИК МАТИ). Он объединяет кафедры трех факультетов и семь динамично развивающихся малых предприятий, в составе которых работают ученые, аспиранты и выпускники.
В «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского эффективно функционирует система «Фундаментальные исследования -опытно-технологические работы - инновационное производство». В качестве примеров можно привести цикл фундаментальных исследований в области биоматериалов, проведенных кафедрой «Материаловедение и технология обработки материалов» в рамках базового финансирования и грантов РФФИ, опытно-конструкторские, опытно-технологические разработки инженерно-медицинского центра «МАТИ-Медтех» в области конструкций медицинских имплантатов и технологии их производства, а также организацию серийного производства биологически и механически совместимых имплантатов для ортопедии, травматологии, нейрохирургии группой компаний «Ильком-БМСИ », объединяющей несколько малых инновационных предприятий. В 2006 г. «Ильком-БМСИ» стала лауреатом международной премии в области медицины, индустрии здоровья и среды обитания человека «Профессия -жизнь» в номинации «Компания года за
достижения в области медицинского производства».
Таким образом, в течение всего периода своего развития научно-техническая деятельность МАТИ следует по инновационному пути. В настоящее время с уверенностью можно утверждать, что наш университет вполне соответствует современному определению «инновационный университетский комплекс науки и образования». Этому способствует открытие нового направления подготовки дипломированных специалистов по направлению 553800 «Ин-новатика» на созданной в 2005 г. кафедре «Управление инновациями».
В качестве «новомодной» инновации в современной высшей школе России декларируется так называемое «корпоративное образование» как «механизм совместной подготовки специалистов высшей школой с потенциальными заказчиками » [7]. Между тем для нашего университета крепкие многосторонние связи с крупнейшими профильными предприятиями, в частности в вопросах совместной подготовки кадров, вполне традиционны.
В прошлом организационной формой такого сотрудничества стали филиалы МАТИ при крупнейших предприятиях, где осуществлялась подготовка работников без отрыва от производства по вечерней форме обучения. Первый вечерний филиал на авиационном заводе № 23 в Филях был открыт в 1944 г. Позднее появились филиалы МАТИ при Раменском приборостроительном заводе (1954 г.), Ступинском металлургическом комбинате (1956 г.), заводе № 156 Министерства авиационной промышленности СССР (1957 г.) и ряде других предприятий. В тот период студентами-вечерниками становились начальники цехов и отделов, мастера. Лекции по специальным дисциплинам переходили в дебаты, совместные обсуждения насущных производственных задач, в коллективный поиск оптимальных решений. Курсовые и дипломные проекты выполнялись исключительно в интересах реального производства, а их
результаты немедленно внедрялись. Предприятия полностью брали на себя материальное обеспечение учебного процесса вплоть до ввода в строй учебного комбината, как это было в г. Раменское. Методическое обеспечение учебного процесса разрабатывалось выпускающими кафедрами с учетом специфики предприятий. Рабочие программы по специальным дисциплинам согласовывались с тематикой предприятий и перспективными направлениями развития авиационной техники и технологии.
В 1970-х гг. формой кооперации учебного процесса университета и деятельности профильных предприятий становятся учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). В состав типового комплекса при предприятии, как правило, входили школа, профессионально-техническое училище, техникум, университет, целевые и отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Интеграция образовательных, методических, научных и производственных ресурсов обеспечивала профессиональную ориентацию школьников, целевую подготовку специалистов со средним и высшим образованием, выполнение научных разработок и их кадровое сопровождение. УНПК способствовали гибкому реагированию университета на запросы промышленности в части подготовки кадров и внедрения научныхразработок. В такой «связке» образовательных учреждений различного уровня легко согласовывались программы обучения, решались вопросы развития научно-исследовательской работы молодежи, внедрения ее результатов. В различные периоды времени при МАТИ действовали более двадцати УНПК, ориентированных на профильные предприятия Москвы и Московской области.
В середине 1990-х гг. интеграционные процессы образования, науки и производства нашли свое выражение в виде целевой контрактной подготовки, которая предполагает индивидуальную подготовку студента для работы в подразделении конкретного предприятия. Ярким примером является
взаимодействие МАТИ и ФГУП ММПП «Салют». При этом предприятии еще в 1957 г. был открыт факультет вечернего отделения, а в 1962 г. - филиал института. Одним из этапов сотрудничества стало открытие в 1985 г. на предприятии филиала кафедры «Технология производства двигателей летательных аппаратов» для обучения студентов дневного отделения.
На современном этапе организация совместной деятельности ММПП «Салют» и МАТИ по целевой подготовке предусматривает составление подробного «портфеля заказов» на долгосрочную перспективу с указанием специальностей, специализаций и количества специалистов, необходимых предприятию. Целевая подготовка начинается на этапе производственной практики после окончания 4-го курса, когда проявившим себя студентам предлагается заключить трехсторонний договор-контракт по схеме: «Салют» - МАТИ - студент. Таким контрактом со стороны предприятия оговаривается предоставление выпускнику работы в определенной должности с заранее установленной оплатой труда, а со стороны университета - целевая подготовка в виде обучения по дополнительному циклу дисциплин. «Штучная» подготовка молодых специалистов требует не только коренного пересмотра всего учебного процесса, но и глубокой интеграции предприятия и университета в вопросах фундаментальной, профессиональной и практической составляющих процесса обучения, что вообще является главной особенностью российской системы подготовки инженерных кадров.
Преимуществом целевой подготовки является не только существенное сокращение срока адаптации молодого специалиста на предприятии после окончания вуза, который в среднем составляет 2-3 года, но в некоторых случаях и полное перенесение его на период обучения. Кроме того, целевая подготовка по действующей схеме дает взаимообо-гащающий положительный эффект как результат сочетания консерватизма учебного
процесса и научных школ, присущего высшей школе, и инновационных процессов, являющихся неотъемлемой частью современного производства. Традиции взаимодействия (внедрение на ММПП «Салют» новых технологий, разрабатываемых научными школами МАТИ) получили новый импульс благодаря тому, что в рамках целевой подготовки легко решаются проблемы кадрового сопровождения научных разработок.
Важнейшим этапом стало создание в 1998 г. на ММПП «Салют» Института целевой подготовки специалистов (ИЦПС) по двигателестроению как подразделения «МАТИ » - РГТУ им. К.Э. Циолковского. В настоящее время на базе ИЦПС решается широкий круг задач по подготовке кадров с учетом все возрастающих потребностей динамично развивающегося предприятия, начиная от квалифицированных рабочих и заканчивая кадрами высшей квалификации. Аналогичный ИЦПС функционирует и при ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «корпоративное образование» для МАТИ - отнюдь не «инновация», а скорее традиционная практика на протяжении многих лет.
Справедливо считается, что в ближайшем будущем инновации в системе высшего образования будут связаны с Болонским процессом. Однако многие из грядущих нововведений в нашем университете давно стали реальностью. Двухуровневая система обучения (бакалавр - магистр) введена в МАТИ с 1992 г. В настоящее время образовательная деятельность в университете ведется по 13 направлениям подготовки бакалавров и 4 направлениям подготовки магистров. Что касается компетентностного подхода к процессу обучения, то формирование конкретных профессиональных навыков заложено в каждой рабочей программе профилирующихдисциплин. Кроме того, из 51 кафедры университета 48 являются выпускающими. При этом увеличение доли выпускающих кафедр - прочная тенденция развития нашего университета.
Рейтинговая система обучения также не является для МАТИ новостью. Еще в середине 1980-х гг. в университете вводилась система развития индивидуального творческого мышления (РИТМ), согласно которой определялся рейтинг студента по итогам текущего, оперативного, рубежного, этапного и итогового контроля. В настоящее время в МАТИ действует система промежуточных аттестаций студентов как эффективный механизм получения информации о текущем рейтинге каждого студента, выработки индивидуальной педагогической воспитательной стратегии.
Инновационно ли по своему содержанию трудоустройство выпускников университета? Безусловно. И мы активно идем в русле таких инноваций, как Ярмарки вакансий, Дни карьеры с участием представителей кадровых служб профильных предприятий. У нас постоянно ведется мониторинг востребованности выпускников. По отдельным специальностям каждого выпускника ждут до десятка рабочих мест на предприятиях, в организациях,научно-исследова-тельских институтах. Эта работа дает свои результаты: у студентов старших курсов и выпускников наблюдается устойчивая тенденция в качестве первого места работы выбирать профильное предприятие по специальности. Это - фактическое признание профессиональной компетентности коллектива университета.
Таким образом, наш университет бережно сохраняет свои собственные традиции инноваций, накопленные за 75-летнюю историю.
Литература
1. Концепция инновационной политики Рос-
сийской Федерации на 1998-2000 гг.
2. Шанин С., Владыка М. Инновационные
доминанты развития // Высшее образование в России. - 2005. - № 6.
3. Шумпетер Й.А. История экономическо-
го анализа: Пер. с англ. - М., 2004.
4. Сандак Н.А. Матийцы - ветераны Вели-
кой Отечественной. - М., 2004.
5. История создания и развития научных
школ кафедры «Технология производства приборов и систем управления летательных аппаратов» / Под ред. В.М. Суминова. - М., 2000.
6. Как это было... Воспоминания создате-
лей отечественной лазерной техники. -М., 2006.
7. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. - 2005. - №1.
А. ХОВРИН, доцент, проректор
В массовом сознании, носителем которого являются и представители профессорско-преподавательского состава вузов, до сих пор доминирует весьма «зауженный», однобокий взгляд на миссию системы высшего профессионального образования в современном обществе. Обобщенно он выражается в том, что главной целью нашей деятельности считается аккумуляция теоретического, эмпирического, прикладного знания и его трансляция будущим поколениям.
Конечно, формирование профессио-
Партнерство как принцип обучения,воспитания и молодежной политики
нально-квалификационного состава населения, подготовка работников, обладающих высшим профессиональным образованием, а также лиц, имеющих научную квалификацию, является важной социальной функцией высшей школы. Однако к этому ее цель не сводится. Как ведущий социальный институт она призвана выполнять функцию социализации молодежи - сегодня в гораздо большей степени, чем ранее. Ведь для демократического общества и государства, выступающих в роли социальных заказчи-