Научная статья на тему 'Навстречу юбилею. Интервью с ректором мати А. П. Петровым'

Навстречу юбилею. Интервью с ректором мати А. П. Петровым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

«МАТИ» Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского готовится к 75-летнему юбилею. Празднование этого события приобретает символический смысл в контексте знаменательных дат, приходящихся на 2007 год. В этом году мировое сообщество будет отмечать 100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королёва (12 января), 150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (17 сентября) и 50-летие запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября). Сотрудники и выпускники МАТИ имеют все основания испытывать чувство гордости за выдающиеся достижения отечественной космонавтики. В разработку научных проблем и технологическое обеспечение авиационной и космической промышленности вложены и их неординарные идеи и личные усилия. История создания МАТИ связана с одной из самых ярких и романтических страниц отечественного воздухоплавания проектированием, строительством и эксплуатацией дирижаблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Навстречу юбилею. Интервью с ректором мати А. П. Петровым»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

Навстречу юбилею

«МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского готовится к 75-летнему юбилею. Празднование этого события приобретает символический смысл в контексте знаменательных дат, приходящихся на 2007 год. В этом году мировое сообщество будет отмечать 100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королёва (12 января), 150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (17 сентября) и 50-летие запуска первого искусственного спутника Земли (4 октября).

Сотрудники и выпускники МАТИ имеют все основания испытывать чувство гордости за выдающиеся достижения отечественной космонавтики. В разработку научных проблем и технологическое обеспечение авиационной и космической промышленности вложены и их неординарные идеи и личные усилия.

История создания МАТИ связана с одной из самых ярких и романтических страниц отечественного воздухоплавания — проектированием, строительством и эксплуатацией дирижаблей.

Начало 30-х годов... При подготовке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР был взят курс на ускоренную индустриализацию страны. Решению исторически важной задачи способствовала интенсивная подготовка инженерно-технических кадров. За годы первой пятилетки численность студентов технических вузов страны возросла почти в три раза. Это явилось результатом выполнения постановлений, принятых в эти годы: «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», «О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР», «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов».

Было также принято решение пересмотреть сеть существовавших в стране технических вузов и придать им целевое назначение. Так, из МВТУ выделили пять самостоятельных вузов, в частности на базе аэромеханического факультета образовали Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ).

23 июля 1930 г. ВАМУ было переименовано в Московский аэромеханический институт, а позднее — в Московский авиационный институт (МАИ). 22 сентября 1932 г. дирижаблестроительный факультет МАИ был выделен в самостоятельную единицу как высшее учебное заведение Дири-жаблестроя.

Создание самостоятельного дирижаб-лестроительного факультета проходило в

период начала реформирования советской высшей школы. В это время ЦИК СССР принял важное постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В нем, в частности, отмечалось, что внедрение новой техники в советскую промышленность, транспорт, сельское хозяйство и рост народнохозяйственных задач предъявляют повышенные требования к теоретическому уровню специалистов.

В соответствии с этим постановлением был утвержден комплекс мероприятий, касавшихся учебных планов и программ обучения, организации непрерывной производственной практики, методов преподавания, комплектования учебных заведений подготовленной молодежью, подготовки научно-педагогических кадров, режима учебной работы и руководства высшим техническим образованием. Наркоматы и другие организации, имевшие в своем подчинении вузы, обязывались оказывать им постоянную и конкретную помощь в работе.

Продолжало развиваться советское дирижаблестроение. Было принято решение объединить все воздухоплавательные отделения вузов страны в единый центр подготовки кадров для молодой отрасли — Дири-жаблестроительный учебный комбинат

(ДУК).

Тесные творческие связи сложились у коллектива ДУК с известным теоретиком воздухоплавания и космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским. Он внимательно следил за развитием нового института, активно способствовал формированию и развитию его методической и мате-

К.Э. Циа/чямслий

риальной базы. Поэтому не случайно после смерти ученого для увековечения его памяти 20 октября 1935 г. Московскому дирижаб-лестроительному учебному комбинату было присвоено имя К.Э. Циолковского.

К концу 30-х годов производство дирижаблей постепенно уступило место самолетостроению. В 1939 г. Дирижабле-строительный учебный комбинат реорганизован в Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им. К.Э. Циолковского, где велась подготовка инженеров по специальностям: дирижаблестроение и эксплуатация дирижаблей, самолеты и их ремонт, авиадвигатели и их ремонт.

В начале 40-х годов самолеты окончательно вытеснили дирижабли и полностью завоевали небо. С целью подготовки кадров для развивающейся авиационной промышленности 17 июня 1940 года совместным решением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) на базе Московского института инженеров ГВФ им. К.Э. Циолковского был создан Московский авиационный технологический институт (МАТИ) с тремя дневными факультетами: горячей и холодной обработки метал-

лов, технологии авиамоторостроения, технологии самолетостроения.

В годы Великой Отечественной войны МАТИ не только не прерывал подготовку крайне необходимых стране кадров авиационных инженеров, но и активно развивался. Так, в годы эвакуации (1941 — 1943) в МАТИ были созданы кафедры: «Технология литейного производства», «Технология переработки неметаллических материалов», «Технология обработки металлов давлением».

В послевоенный период развитие МАТИ характеризуется значительным расширением спектра специальностей, по которым осуществлялась подготовка студентов, формированием и развитием собственных научных школ, установлением широких научных и общественных контактов с отечественными и зарубежными партнерами.

Неоценимый вклад в становление и развитие МАТИ внесли крупнейшие отечественные ученые, педагоги и специалисты — практики, в разные годы работавшие в уни-

верситете. В их числе академики АН СССР П.Я. Кочина, Н.С. Очеркян, А.А. Туполев, члены-корреспонденты И.А. Одинг, Ю.Д. Панов, В.Д. Протасов, академик АН УССР С.В. Серенсен, член-корреспондент АН БССР А.Н. Вейник, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, профессора, доктора технических наук Д.Я. Вишняков, М.Н. Галкин, М.Н. Горбунов, А.Н. Даниэлян, Н.Ф. Казаков, А.И. Колпашников, Б.С. Митин, Г.Д. Никифоров, Е.И. Сте-панычев, профессора, доктора технических наук А.А. Алов, О.С. Бочвар, Б.Е. Воловик, С.И. Зоншайн, А.И. Каширин, И.П. Лосев, М.М. Масленников, Ю.Г. Музалев-ский, М.Ф. Никитина, Г.А. Сломянский, профессора, доктора физико-математических наук М.Ф. Бокштейн и В.В. Немыц-кий, профессора Д.А. Лебедев, Н.И. Поляков, В.А. Тихомиров, Н.Я. Фабрикант и многие другие.

Директорами, ректорами МАТИ в разные периоды времени были: Красных Андрей Филиппович (1932—1933), Дулицкий Дмитрий Матвеевич (1933—1934), Адамович Иосиф Карлович (1934—1936), Лаврентьев Алексей Алексеевич (1936 — 1940), Попов Михаил Андреевич (1940— 1947), Журавлев Алексей Никитович (1947—1950), Чударев Павел Федорович (1950—1960), Проников Александр Сергеевич (1964—1971), Метелкин Александр Федорович (1960-1963 и 1971-1978).

Этап динамичного преобразования МАТИ в крупнейший университетский центр связан с именем его ректора - профессора, доктора технических наук, лауреата Государственных премий, президента Ассоциации инженерного образования России Бориса Сергеевича Митина. Б.С. Митин проявил выдающиеся организаторские способности, что позволило МАТИ войти в число ведущих вузов России. Он установил и интенсивно укреплял связи университета с крупнейшими предприятиями аэрокосмической отрасли, открыл МАТИ для широкого международного сотрудничества, обеспечил сохранение и приумножение традиций вуза,

инициировал и организовал строительство нового комплекса МАТИ в Кунцево. В 1993 г. МАТИ

получил статус университета, а в 1996 г. ему присвоено ныне действующее наименование «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского.

12 января 2006 г. на конференции представителей коллектива ректором МАТИ на следующие пять лет единогласно вновь избран выпускник МАТИ, профессор,

доктор технических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ А. П. Петров.

- История МАТИ впечатляет... Анатолий Павлович, ваш университет - ведущий центр подготовки кадров для авиационно-космической промышленности России. Чем он выделяется среди инженерных вузов, какова его миссия?

- Необходимо подчеркнуть, что МАТИ был, есть и будет технологическим вузом! Инженерные вузы, осуществляя, как правило, подготовку конструкторов, учат своих выпускников отвечать на вопрос «Что надо сделать?», в то время как наши технологи должны уметь отвечать на вопрос «Как надо сделать?». МАТИ изначально был сориентирован на подготовку специалистов-технологов для реального производства. В 1993 г. он получил статус университета, и сегодня это современный многопрофильный технологический университет, осуществляющий образовательную деятельность по13 направлениям подготовки бакалавров, 4 направлениям подготовки магистров и 38 специальностям. В настоящее время сфера деятельности наших выпускников, а также область применения разработок и технологий, рожденных в наших стенах, распространилась за границы аэрокосмического комплекса. Наши технологи и инновационные технологии эффективно работают в медицине, экологии, металлургии, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в сфере социального управления и ряде других, порой самых неожиданных областей. Однако главной задачей университета остается подготовка специалистов для аэрокосмических предприятий, и миссия МАТИ состоит в том, чтобы обеспечить эти организации высококвалифицированными кадрами, которые владеют не только традиционными, современными и перспективными технологиями, но также способны создавать принципиально новые, успешно применяя для этого самые совершенные методы исследований, научного поиска, формы организации производства, прогрессивные информационные продукты.

Среди наших выпускников есть генеральные директора, главные инженеры, главные технологи предприятий, ученые, академики, общественные и государственные деятели. Но подавляющее большинство - это практические инженеры-технологи, повседневный

высокопрофессиональный труд которых обеспечивает отечественные успехи в освоении воздушного пространства, космоса, обороноспособность и безопасность страны.

- Технологическая направленность профессиональных компетенций ваших выпускников требует, очевидно, соответствующих форм организации образовательного процесса. Каковы их особенности?

- Качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда определяется прежде всего уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава. В настоящее время университет располагает высококвалифицированным коллективом преподавателей; 65% имеют ученую степень или звание. Руководителями основных структурных подразделений университета - кафедр и факультетов - являются только специалисты высшей квалификации, среди которых три четверти - доктора наук.

Высокая квалификация нашего кадрового состава признана на государственном, профессиональном и общественном уровне: 8 сотрудников - действительные члены и члены-корреспонденты РАН; 33 - члены зарубежных академий и 97 - общественных академий.

Образовательный процесс в МАТИ организуется на основе многоуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки, которая включает следующие основные этапы и формы: профориентационная работа в школе; довузовская подготовка абитуриентов; основное высшее профессиональное образование; целевая подготовка студентов по договорам с предприятиями и обучение по дополнительным образовательным программам; дополнительное образование для студентов и специалистов предприятий; второе высшее образование и обучение лиц с неполным высшим образованием по сокращенным срокам; подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

В университете динамично расширяется спектр образовательных программ, который

охватывает 11 укрупненных групп специальностей. Это позволяет уверенно позиционировать МАТИ как полноценный технологический университет.

Однако главной особенностью образовательного процесса является ориентация на потребителя наших образовательных услуг, взаимодействие с ним в условиях сотрудничества, переходящего в долгосрочное содружество. Я имею в виду целевую контрактную подготовку специалистов (ЦКПС) для базовых предприятий и организаций.

Созданная в 2001 г., система оказалась действенной. В этом направлении мы уверенно сотрудничаем с такими базовыми организациями, как ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ФГУПММПП «Салют», ММЗ «Вымпел», ММПО им. А.В. Чернышева, и другими. Предприятия заказывают нам специалиста, который должен обладать определенным набором дополнительных знаний, умений и навыков. Со своей стороны, учитывая эти требования, кафедры организуют подготовку студентов именно для конкретного предприятия, порой даже для конкретного рабочего места. При этом мы не сужаем его общую подготовку до уровня потребностей одного предприятия, а фактически ее только увеличиваем. В свете этого ЦКПС требует от университета значительной (с учетом специфики базовых предприятий) переориентации и гибкости учебного процесса, разработки модульных учебных планов, циклов программ, соответствующего методического и материального обеспечения процесса обучения.

Совершенно очевидно, что своих ресурсов недостаточно, поэтому для решения многих проблем созданы и успешно функционируют филиалы кафедр МАТИ на базе «ОКБ им. П.О. Сухого», ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, АНТК им. А.Н. Туполева, ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова, НИЦ ЦИАМ, КБ Транспортного машиностроения, ОАО МНПК «Авионика», где к преподавательской работе наряду со штатными сотрудниками университета привлекаются ведущие специалисты предприятий, а комплекс практических умений и навыков студенты получают на действующем уникальном оборудовании в лабораториях и цехах.

Еще одним существенным моментом нашего образовательного процесса является интеграция образовательной деятельности университета с деятельностью научных учреждений, в том числе Российской академии наук. Это позволяет включать студентов в реально проводимые научные исследования, активно развивать у них навыки самостоятельной работы. При этом МАТИ становится связующим звеном между научными учреждениями и промышленными предприятиями. Так, в 2005 г. в рамках гранта Минобр-науки России по программе «Развитие научного потенциала высшей школы» создан Научно-образовательный центр (НОЦ) МАТИ «Перспективные материалы и наукоемкие технологии», который объединяет лаборатории трех академических институтов и наши кафедры.

Интеграция образования и науки в МАТИ связана с всесторонней поддержкой и развитием целостной системы научно-исследовательской деятельности молодежи (НИДМ). С 2003 г. разработана, утверждена и эффективно реализуется концепция ее развития, нацеленная на дальнейшее совершенствование и развитие научной работы студентов, аспирантов и молодых ученых. О результативности деятельности сформированных в университете молодежных структур свидетельствуют следующие факты. Только в 2004 г. семь студенческих научно-исследовательских работ удостоены премии правительства Москвы; девять студентов награждены дипломом лауреата V Всероссийского конкурса «Компьютерный инжиниринг»; восемь победителей студенческого конкурса получили гранты им. И.И. Ползунова.

Традиционное для нашего университета совмещение образовательного процесса сна-учной и профессиональной деятельностью не только способствует повышению качества образования и его ориентации на решение практических задач, но и выполняет важней-

шую в современных условиях функцию мотивации молодого специалиста к трудоустройству по специальности.

Организация трудоустройства выпускников университета по профилю полученной специальности - еще одна особенность нашего университета. Данную деятельность мы рассматриваем как важнейший итог учебно-воспитательного процесса. Обеспечение трудоустройства по специальности в условиях отсутствия государственной системы распределения и закрепления молодого специалиста за предприятием - задача сложная. На основе многолетних партнерских отношений, сложившихся у МАТИ с рядом базовых предприятий аэрокосмической отрасли и машиностроения, университет разрабатывает и реализует свои механизмы трудоустройства выпускников.

Одним из путей решения этой проблемы является организация вузом, факультетами и выпускающими кафедрами «ярмарок вакансий» с широким привлечением представителей базовых предприятий и других организаций. В 2005 г. параллельно с традиционной «ярмаркой вакансий» в университете была проведена представительная конференция технических вузов, колледжей и промышленных предприятий машиностроительного комплекса города Москвы по вопросам трудоустройства молодых специалистов. Работа выпускников по специальности - фактор престижа университета, поэтому мы будем создавать и внедрять в практику все новые формы трудоустройства в самом тесном контакте с заказчиками.

- Многие причины, отнюдь не только финансовые, обусловили снижение социального статуса научного работника и учителя в современном обществе. Как решается в университете проблема воспроизводства преподавательских кадров?

- Вопрос действительно затрагивает очень актуальную и сложную проблему, которую мы стараемся планомерно решать.

Подготовка будущего преподавателя начинается еще со студенческой скамьи путем привлечения наиболее способных и активных к научно-исследовательской работе. Мы очень требовательны к претендентам на обучение в аспирантуре: будущий аспирант должен проявить себя не только в сфере научно-исследовательского поиска, но и на общественном поприще. А таких возможностей у наших студентов множество.

Изначально мы исходим из того, что подготовка диссертации должна обязательно идти параллельно с педагогической теоретической и практической деятельностью. Каждый наш аспирант ведет учебно-методическую работу. На этом этапе окончательно выявляется, кто в дальнейшем сможет стать настоящим преподавателем, а кому это противопоказано. Но мы не только жестко контролируем аспирантов, но и стараемся обеспечить им условия для подготовки и защиты работы. В МАТИ в настоящее время действует сеть из девяти диссертационных советов, которая обеспечивает возможность своевременных защит практически по всем лицензированным специальностям аспирантуры.

Самые серьезные требования мы предъявляем к квалификации научных руководителей, которые должны не только быть авторитетными представителями наших научных школ, но и организационно способствовать своевременной защите своих аспирантов. На мой взгляд, необходимо также сформировать для каждого систему соответствующих мотиваций. Это вопросы построения карьеры: аспирант, доцент, профессор, заведующий кафедрой... Кроме того, возможности карьерного роста молодого преподавателя должны подкрепляться, во-первых, интересной, а во-вторых, достойно оплачиваемой работой. Для создания комплекса экономических и управленческих условий, направленных на сохранение и развитие преподавательского коллектива МАТИ, нами разработана «Программа поддержки и развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава», реализация которой начата с апреля 2004 г. В частности, она включает выплату

из внебюджетных средств единовременных надбавок, не предусмотренных трудовым договором, диссертантам и их научным руководителям или консультантам за защиту кандидатских и докторских диссертаций. Но этого, конечно, недостаточно.

Другой путь - дать возможность человеку зарабатывать не где-то на стороне, а непосредственно в университете. В свое время мы стремились получать внебюджетные средства за счет сдачи в аренду помещений. Сейчас это не слишком эффективно, потому что мы обязаны выплачивать большие налоги. В связи с этим мы постепенно отказываемся от аренды, а на освобождаемых площадях организуем научно-производственные центры, курсы повышения квалификации, все, что связано с образованием и наукой - нашей основной деятельностью. Это приносит для университета доход не меньший, чем аренда. Но самое главное в этом подходе - создание условий для дополнительной профессиональной занятости наших преподавателей.

Вот таким образом мы решаем эту непростую проблему.

- Сегодня много говорят о возможных социальных последствиях демографического спада. Готов ли университет к ожидаемому снижению числа абитуриентов?

- Эта проблема нас пока не коснулась и, уверен, не коснется в будущем. Дело в том, что МАТИ стал одним из основоположников системы профессиональной ориентации школьников. Первые комплексы «Школа - вуз» были организованы еще в 1986 г. К настоящему времени такие комплексы успешно функционируют в более чем 150 школах Москвы, Подмосковья, Североморска, Севастополя, Тирасполя. Это сотрудничество основывается на договорах между университетом и школами об организации классов, ориентированных на специальности и направления подготовки, реализуемые университетом. Работа в комплексах «Школа - вуз» проводится на базе 10-х и 11-х классов, причем зачисление в 10-е классы комплекса проводится на основе конкурсного отбора. Взаимодействие университета с подшефными школами ведется в нескольких направлениях: профориентационная работа, формирующая мотивацию к получению выбранной специальности, к поступлению в МАТИ; дополнительная углубленная подготовка по профилирующим дисциплинам; воспитательная работа, целью которой является формирование у будущих абитуриентов корпоративных университетских ценностей; создание базисных навыков, необходимых для успешного обучения в нашем университете.

Такой комплексный подход способствует тому, что на первый курс к нам приходят, иногда целыми классами, отлично подготовленные абитуриенты, знающие, куда и зачем они пришли, хорошо адаптирующиеся к условиям обучения в вузе и легко включающиеся в бурную студенческую жизнь.

В настоящее время университет совершенствует профориентационную работу, постепенно трансформируя ее в систему непрерывной профессиональной подготовки «Школа - вуз - предприятие». Цель такой новации - интеграция общего и высшего образования с производственной сферой, научными организациями, с промышленными предприятиями и коммерческими фирмами на базе многофункциональных комплексов непрерывного профессионального образования. Университет уже заключил ряд договоров, в которых участвуют комплексы «Школа - вуз» при МАТИ и промышленные предприятия: ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ФГУП ММПП «Салют», Ступинский металлургический комбинат, НПО «Вымпел».

Наше партнерство со школами получило высокую оценку: по итогам работы в 2005 г. МАТИ занял первое место в конкурсе на присуждение ежегодной премии правительства Москвы вузам города за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями. Но главная награда за эту работу - увеличивающееся доверие родителей и самих школьников - наших будущих студентов, а также хорошие отзывы представи-

телей промышленных предприятий, где начинают свою трудовую деятельность наши выпускники - вчерашние слушатели комплексов «Школа - вуз».

- В вашем университете создан и активно работает Институт молодежной политики и социальных технологий. С чем это связано?

- Давней и очень хорошей традицией МАТИ является серьезное, внимательное отношение преподавателей и сотрудников к задаче воспитания наших студентов и аспирантов. В советский период здесь активно работала известная идеологическая и организационная триада «комсомол - партком - кафедры общественно-политического профиля». В новых условиях, естественно, эта ассоциация распалась, и функции этих субъектов воспитания приняли на себя администрация и профсоюзная организация студентов и аспирантов, ставшая со временем реальным органом молодежного самоуправления.

При этом крайне динамичные изменения в менталитете, социальных настроениях студенчества, трансформации его социокультурных, творческих и других потребностей обусловили необходимость привлечения потенциала ведущих преподавателей кафедр социо-гуманитарного и управленческого профиля к решению вопросов организации воспитания. Наука, наша собственная наука, должна обеспечивать как анализ процессов и явлений, протекающих в молодежной среде, так и выработку адекватных, а по сути инновационных (т.к. ранее применяемые уже практически непригодны) технологий воспитания и реализации молодежной политики в вузе.

Длительный и довольно болезненный процесс поэтапной интеграции различных подразделений, имеющих то или иное отношение к сфере воспитания, в конечном итоге завершился созданием Института молодежной политики и социальных технологий (ИМПиСТ).

В значительной мере плюсы такой интеграции стали проявляться еще раньше. МАТИ является организатором и соорганизатором различных общероссийских, межрегиональных и региональных молодежных мероприятий, активно пропагандирует свой опыт работы со студенчеством во внешней среде. К примеру, именно наш университет стал одним из инициаторов возрождения общественного движения студенческих педагогических (!) отрядов. Как теперь понять: где «физики», а где «лирики»?! Естественно, все это опирается на активный научный поиск, разработку и апробацию передовых подходов, внедрение современных форм организации мероприятий, гуманитарных технологий в систему работы со студенчеством внутри вуза и за его пределами.

В определенной степени этот задел был оценен и Минобразованием России, которое возложило на МАТИ ряд дополнительных функций, связанных с координацией и разработкой научно-методического и нормативно-правового обеспечения реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Сегодня ИМПиСТ объединяет в своем составе четыре выпускающих и столько же общеобразовательных кафедр управленческого и социогуманитарного профиля, которые реализуют соответствующие образовательные программы высшего профессионального образования и принимают активное участие в совершенствовании воспитательного процесса, научно, методически и кадрово поддерживая деятельность системы воспитания МАТИ. В структуру ИМПиСТ также входит Управление по делам студентов, включающее в себя Центр социально-психологических проблем обучения и воспитания, Центр студенческого творчества, Музей МАТИ, парашютный клуб «Ариэль», студенческое конструкторское бюро «Полет», спортивный клуб.

Дополнительное профессиональное образование преподавателей, кураторов учебных групп, студенческого актива, членов и лидеров молодежных общественных объединений по вопросам воспитания осуществляют Центр гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов, Центр социально-психологических проблем обучения и

воспитания. Особое место занимают подразделения (отделы), которые решают задачи обеспечения развития молодежной политики на кафедральном уровне.

Отдельно хочется сказать доброе слово о нашем студенческом профсоюзе, который не только эффективно осуществляет социальную защиту студенчества, но и вместе с ИМПиСТ «курирует» практически всю молодежную жизнь МАТИ. Эта молодежная организация имеет свою факультетскую структуру, благодаря чему в спортивные соревнования, творческие конкурсы, праздники, деятельность студенческих отрядов включается все больше и больше молодежи. Главное же, чего мы добились: процесс воспитания в МАТИ - это не занудливое, менторское воздействие ректората, деканатов, кафедр, преподавателей, а пространство коммуникации, сотрудничества, совместного творчества взрослых и молодежи!

- Наша беседа проходит накануне VIII съезда ректоров высших учебных заведений РФ. Анатолий Павлович, что Вы можете сказать о его «повестке », в частности о процессах, происходящих в отечественной высшей школе, так или иначе связанных с Болонским процессом и вступлением России в ВТО?

- Болонская декларация, как известно, не предусматривает никаких обязывающих к исполнению директив. В связи с этим я, например, не очень понимаю, почему в России необходимо подавляющее число специальностей переводить на двухуровневую систему образования.

Вполне очевидно, что из хорошо образованного инженера можно на следующем этапе подготовить магистра. Но зачем искусственно менять учебные планы, готовить бакалавра, потом доучивать его до инженера?

Возьмем недавний социальный конфликт во Франции. Поводом для студенческих беспорядков стал закон о первом найме, в соответствии с которым работодатель может без объяснения причин уволить молодого специалиста. Появление этой нормы в законе инициировали работодатели, потому что они недовольны квалификацией бакалавров, которые приходят из вузов. Они слабо подготовлены к решению реальных, практических задач. Получить же более качественное образование по выбранной специальности можно только в магистратуре, где нужно не только сдавать вступительные экзамены, но и платить за магистерскую подготовку. Неужели нас ожидает подобная проблема в будущем?

Кого можно подготовить за четыре года? Сейчас у нас почти все бакалавры продолжают либо магистерскую, либо инженерную подготовку. Но если вдруг введут новые правила, что в магистратуру нужно сдавать вступительные экзамены, платить 100% за обучение, то ситуация может резко измениться. Фактически бесплатное образование будет заканчиваться на уровне бакалавриата. При этом формально Конституция России соблюдается: каждый человек имеет право на бесплатное высшее образование. Степень бакалавра - это уже высшее образование. А дальше - смотри сам, добивайся сам.

Однако у нас даже работодатели не всегда понимают, кто такой бакалавр. Возникнет такая же ситуация, как во Франции: бакалавров перестанут принимать на работу, начнут увольнять. В то же время Германия, подписав Болонскую декларацию, предоставила субъектам системы высшего профессионального образования свободу выбора: как университет решит, того соответственно и будут готовить: бакалавров, магистров, инженеров - тех, кто потенциально более востребован на рынке труда. Я бывал в нескольких университетах Германии. Система «бакалавр - магистр» действует в объеме 15-20% инженерных специальностей! А остальные готовят просто инженеров. Я за Болонский процесс, но каждый вуз должен самостоятельно определиться, по какой модели готовить специалиста: либо инженер, либо «бакалавр - магистр».

Помимо всего прочего, Россия вошла в Болонский процесс для того, чтобы и студенты

и преподаватели обладали большей академической мобильностью: могли обучаться и работать в большинстве стран мира. Но подавляющая часть студентов и преподавателей сегодня попросту не готовы к этой мобильности - не владеют на необходимом уровне хотя бы английским языком (не говоря уже о других европейских языках). Отсюда задача для МАТИ - в ближайшие пять лет надо эту ситуацию переломить, организовать возможность получения второго высшего лингвистического образования для всех желающих и в обязательном порядке для тех, кто собирается дальше поступать в аспирантуру. Параллельно должна развиваться и система дополнительного образования, включая курсы иностранных языков и т.д. Таким образом, академическая мобильность напрямую связана с качественной лингвистической подготовкой.

Что касается вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), то для высшей школы - это в определенной степени проблема «замедленного действия». ВТО предусматривает свободу участников к распространению товаров и услуг, в том числе и образовательных. Пока на рынке образовательных услуг мы не всегда конкурентоспособны - сказываются слабая материальная база, сложности с внедрением современных технологий обучения, некоторое отставание содержания образования от практических нужд. Поэтому не исключено, что западные университеты потеснят отечественные с рынка образовательных услуг. Те же из преподавателей, кто думает, что после вхождения России в ВТО легко будет найти место работы за рубежом, на мой взгляд, заблуждаются. Это возможно, но для очень ограниченного числа людей, как правило молодого возраста.

В связи с этим к вступлению России в ВТО я отношусь осторожно. Всю жизнь работая в высшей школе, я понимаю, что здесь есть ряд своих сложностей.

- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее актуальные направления развития университета?

- Прежде всего, это повышение качества образования, что связано с совершенствованием образовательного процесса и развитием науки. Образованный человек сейчас должен знать: во-первых, свою специальность, во-вторых, все, что связано с компьютером на уровне продвинутого пользователя (если это не является его основной профессией), и, в-третьих, иностранный язык. Эти составляющие определяют основные направления нашей деятельности. Важная задача - укрепление материальной базы университета. В нашем основном комплексе зданий на улице Оршанской за ближайшие несколько лет мы должны достроить новый учебный корпус и параллельно - комплекс открытых спортивных сооружений. Других глобальных планов по строительству нет. Хотя мы будем реконструировать наш учебный спортивно-оздоровительный центр «Звездный», общежитие, произведем комплексный капитальный ремонт отдельных учебных корпусов. Все свободные средства будут направлены на социальные нужды коллектива. Но любая, даже сверхсовершенная, материально-техническая база будет мертва, если в нее не вдохнуть профессионализм, творчество и энтузиазм, что так присуще всем поколениям матийцев. И в связи с этим я не устаю повторять: «МАТИ - это не стены, а люди!» Будучи выпускником МАТИ, я искренне горжусь нашим коллективом, работающим профессионально, слаженно, увлеченно.

- Анатолий Павлович, что бы Вы пожелали всем нам - читателям и авторам журнала?

- Я хотел бы пожелать, чтобы все мы не только работали ответственно, инициативно, творчески, но и были бы спокойны за свою судьбу, судьбу своих вузов, высшей школы и России в целом!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.