ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В. ПРИХОДЬКО, профессор В. ЖУРАКОВСКИИ, профессор И. ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) В. МАНУЙЛОВ, профессор Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ-РГТУ)
Модернизация высшей технической школы России обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Инновационные изменения в сфере образования направлены на все аспекты подготовки специалистов: организационные схемы; образовательные технологии; процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью; методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение.
Среди реализованных и развиваемых в последние годы инновационных процессов в инженерном образовании наиболее продвинутыми являются следующие:
V подготовка специалистов (будущих научных работников в рамках магистерских программ, а также инженеров-исследователей в рамках инженер-
Центр инноваций в инженерном образовании
ных программ) по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями;
V целевая подготовка специалистов к практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно-производственным программам, реализуемым вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями;
V формирование единой высокоразвитой информационной среды системы высшего профессионального образования путем интегрирования разработок вузов;
V организация крупномасштабных подсистем «открытого» образования, дистанционного обучения, телеконференций и т.д.;
V разработка, апробация и внедрение в учебный процесс передовых педагогических методов и технологий, высоких информационных технологий и широкого спектра программных продуктов;
V развитие инновационных процессов различного назначения, формирование региональных, муниципальных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских инновационных структур с участием в их деятельности
преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;
V обновление структуры высшего технического образования;
V развитие спектра и, соответственно, перечня образовательных программ, направлений и специальностей высшего технического образования;
V обновление содержания основных программ высшего профессионального образования в соответствии с развитием требований к выпускнику вуза, а также обусловленное новыми научными знаниями, прикладными разработками, техническими достижениями; это обновление содержания осуществляется в рамках традиционных учебных дисциплин действующих основных образовательных программ, а также путем введения в программы инженерной подготовки новых дисциплин - «Информационные технологии», «Телекоммуникационные технологии», «Всеобщее управление качеством», «Основы бизнеса», «Основы маркетинга», «Теория принятия решений», «Экологическое обеспечение производства», «Психология деятельности личности в профессиональной группе», «Профессионально-ориентированная подготовка по английскому языку» и др.;
V разработка широкого спектра дополнительных образовательных программ для удовлетворения потребностей студентов вуза, работников предприятий и организаций, а также других граждан (в том числе иностранных) в получении новых знаний.
Развитие высшего технического образования в России соответствует основным положениям всемирной концепции «продолженного» образования (образования на протяжении всей профессиональной карьеры): в течение последних десяти лет сформирована гибкая многоступенчатая структура программ подготовки бакалавров, дип-
ломированных специалистов и магистров в области техники и технологии.
Новые виды инженерной деятельности, обусловленные прогрессом науки, техники, технологий, организации производства, нашли отражение в создании новых образовательных программ - «Инноватика», «Реновация средств материального производства», «Биомедицинская инженерия», «Триботехника», «Мехатроника», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Материаловедение и технология новых материалов», «Управление и информатика в технических системах», «Автономные информационные и управляющие системы», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», «Инженерная защита окружающей среды», «Безопасность технологических процессов и производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление качеством».
Важнейшую роль в реализации требований к выпускнику инженерного вуза, сформулированных мировым сообществом на XXI век, играют инновационные изменения в содержании действующих основных образовательных программ.
С учетом повышения коммуникационных требований к специалисту необходимо усилить подготовку в области иностранных языков (в первую очередь английского), расширять международные контакты, обмен студентами, аспирантами и преподавателями, развивать «включенное» обучение за рубежом. Кроме того, необходимо совершенствование подготовки специалистов в областях компьютерного моделирования, компьютерных и сетевых технологий.
Требования повышенной гражданской и профессиональной ответственности специалиста XXI века за результаты своей деятельности реализуются посредством совершенствования обще-
гуманитарной (социология, инженерная психология и др.), правовой и экологической подготовки инженера.
Для того чтобы обеспечить ускоренную адаптацию выпускника к требованиям рынка труда, он должен знать основы мировой и национальной экономики, теории и практики управления, основы бизнеса, принятия ответственных профессиональных решений и управления качеством производственных процессов и продукции.
Мировая стратегия развития «продолженного» образования наиболее эффективно реализуется при условии разработки и динамичного обновления широкого спектра краткосрочных дополнительных образовательных программ, каждая из которых в содержательном аспекте является инновационной.
Подготовка специалистов по интегрированным образовательно-научным и образовательно-производственным программам осуществляется на базе «метода погружения в среду». Учебный процесс организуется так, что студент при освоении практической части дисциплин образовательной программы выполняет академические установочные задания, приобретая необходимые первичные навыки, а основную часть практической подготовки (в научно-технической, проектно-конструкторс-кой или организационно-технологической профессиональной деятельности) реализует в режиме реальной работы в научной организации или на производстве. Эта работа может сочетать самостоятельную деятельность и деятельность в малой профессиональной группе. Такая схема организации учебного процесса более эффективно (по сравнению с традиционной схемой преобладающего обучения в вузе) формирует профессиональную самостоятельность и ответственность обучающегося. Базами реализации интегрирован-
ных программ, помимо высшего учебного заведения, должны быть ведущие отраслевые научно-исследовательские организации, институты национальных академий наук, а также ведущие производственные объединения и предприятия, как правило, имеющие долгосрочные соглашения с вузом о деловом партнерстве, целевой контрактной подготовке специалистов, элитной подготовке, совместных научных исследованиях и инновационных разработках. Важную роль в становлении выпускников как творческих, знающих основы бизнеса специалистов играют технопарки, инновационные центры и другие формирования, выполняющие работы по созданию и производству образцов и малых серий наукоемкой продукции.
Увеличение доли индивидуальной работы студента и расширение части образовательной программы, ориентированной на практическую профессиональную подготовку, вызывают необходимость интенсификации теоретического обучения. Решению этой проблемы способствуют:
V освоение преподавателями инженерных вузов классических и новейших психолого-педагогических методов и приемов; это обеспечивается программами (трех уровней) повышения педагогической квалификации преподавателей вузов, которые сформированы центрами инженерной педагогики, институтами и факультетами повышения квалификации преподавателей и школами педагогического мастерства;
V формирование интегрированных фондов электронных учебников, учебных пособий, справочников, атласов, обучающих, тренинговых и контролирующих программ с целью рационального использования современных информационных технологий в сочетании с сохранением периодов непосредственного общения студента и преподавателя;
V формирование корпоративных сетей (межвузовских, отраслевых, региональных, национальных и межгосударственных, включая глобальную сеть Интернет) и виртуальных вузовских представительств.
За последнее десятилетие в российском образовании накоплен значительный опыт разработки и практического использования различного рода инноваций; этот опыт требует системного анализа и осмысления.
Применительно к инженерно-техническому образованию эту задачу в определенной мере выполняет Центр инноваций в инженерном образовании Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).
Центр создан в январе 2002 года по решению ученого совета университета и на основании приказа министра образования Российской Федерации.
Научный руководитель - профессор, зав. кафедрой инженерной педагогики Жураковский Василий Максимилианович - {тел. (095) 155-01-71}.
Директор - профессор, зав. кафедрой социологии Федоров Игорь Викторович - (тел./факс: (095) 155-04-47, Е-шаП: FIV@socio.madi.ru).
В своей деятельности Центр ориентирован на решение следующих задач:
□ обобщение опыта российских и зарубежных вузов и других организаций по разработке и практическому использованию инноваций в инженерном образовании;
□ проведение педагогических экспериментов по апробации инновационных и иных разработок в инженерных и других вузах и организациях;
□ координация деятельности российских вузов по разработке и внедрению инноваций в инженерном образовании;
□ формирование банка инновационных разработок в инженерном образовании;
□ разработка рекомендаций по практическому использованию инноваций в инженерном образовании;
□ оказание консультационных услуг вузам и другим организациям по вопросам, относящимся к предмету деятельности Центра;
□ проведение, участие в проведении конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и других аналогичных мероприятий, включая международные;
□ издание сборников трудов, тиражирование и реализация продукции Центра;
□ исследования, методологические и методические разработки в области совершенствования содержания инженерно-технического образования и повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных, научно-технических и научно-педагогических кадров;
□ исследования и разработки в области инженерной педагогики.
Одним из первых масштабных результатов работы Центра инноваций в инженером образовании МАДИ (ГТУ) явилась подготовка и издание в августе 2002 года двух выпусков сборника «Инновации в высшей технической школе России», в которых содержится 100 статей, характеризующих самые различные стороны инновационной деятельности российских вузов [1,2].
Члены редколлегии с удовлетворением и признательностью к авторам отмечают высокий научно-методический уровень и качество представленных статей, которые охватывают практически все основные проблемы, цели и задачи модернизации инженерного образования в России.
Анализ позитивного опыта инноваций российских и зарубежных вузов, научно-педагогических школ и отдельных преподавателей, их обобщение, экспериментальная апробация и широкое практическое использование явля-
ется одним из важнейших направлений модернизации высшей школы России.
Литература
1. Инновации в высшей технической школе России. Вып.1. Состояние и проблемы
модернизации инженерного образования: Сб. ст. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. -446 с.
2. Инновации в высшей технической школе России. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании: Сб. ст. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - 503 с.
С. КАГИЯН, кандидат социологических наук
Академия гуманитарных исследований
Образовательное пространство и культурно-образовательный округ
Процесс модернизации системы образования в России, в том числе высшего, имеет много общего с аналогичными стратегиями в других сферах социокультурной реальности. Здесь проявляются как общий дух российских преобразований - по типу «иного не дано» или «не могу иначе», так и более объективные императивы, к которым можно отнести универсальные стандарты развивающейся научно-образовательной среды, с одной стороны, а с другой - требования рыночной экономики, направленные на формирование частного сектора высшего и среднего образования, децентрализацию образовательной институциональной структуры и т.д. На стыке соответствующих тенденций возникают коллизии с участием факторов разных порядков: финансово-экономических, административно-управленческих, ресурсно-кадровых и т.п. Нередко децентрализация, подчиняясь организационным соображениям, приобретает вид административно-территориальной регионализации. Региональные власти и тут не
могут упустить своего. Рыночная изнанка образовательного процесса вообще способствует учрежденческому сепаратизму - у кого деньги, тот и хозяин не только в бухгалтерских вопросах, но даже в выборе тематики учебных курсов. Противопоставление образовательных структур на местах центру - вполне понятная для России тенденция. Она, как и все прочее, имеет свои плюсы и минусы. В своем голом экономическом варианте, олицетворением которого выступает «коммерческий» вуз, регионализация способна усугубить разрывы в связях и уровнях единой образовательной системы, понизить качество подготовки специалистов с высшим образованием. Хотя бы потому, что «инвестор-ректор» самолично определяет кадровую политику, не всегда предпочитая полагаться на опыт и квалификацию профессорско-преподавательского состава. Но, кроме корпоративного обособления, у регионализации высшего образования есть и другие измерения - общекультурные, специализационные, иннова-