Научная статья на тему 'Из опыта целевой контрактной подготовки'

Из опыта целевой контрактной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта целевой контрактной подготовки»

А. ПЕТРОВ, ректор «МАТИ» - РГТУим. К.Э. Циолковского Ю. ЕЛИСЕЕВ, генеральный директор ФГУП ММПП «Салют»

Ведущие промышленные предприятия формируют спрос на специалистов с характеристиками, выходящими за рамки государственных образовательных стандартов РФ. Это связано с дополнительными требованиями к инженерному корпусу, работающему с перспективными образцами техники и новейшими технологическими процессами, адекватными реалиям постиндустриального общества.

В 1996 году наметились первые тенденции возрождения многих предприятий, среди которых приоритетные позиции на мировом рынке сохранили ФГУП ММПП «Салют», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и АООТ «ОКБ Сухого». Руководители этих предприятий обратились в МАТИ с предложением о создании новой, нетрадиционной подсистемы подготовки профессионалов, которая соответствовала бы мировым нормам, а также дополнительным запросам каждого из заказчиков в соответствии со спецификой предприятий. В результате были сформулированы общие требования и технические задания на целевую контрактную подготовку специалистов (ЦКПС). После обсуждения на заседании Ученого совета университета эти документы послужили основанием для принятия решения об организационно-методическом, информационном, кадровом и материально-техническом обеспечении соответствующих программ подготовки. Аналогичные решения были приняты советами директоров производственных объединений. В итоге разработаны и согласованы с заказчиками учебные

Из опыта целевой

контрактной

подготовки

планы и графики, скомпонованы и утверждены интегрированные образовательно-производственные программы ЦКПС.

На первом этапе были созданы программы по пяти специальностям: 130100 Самолето- и вертолетострое-ние, 130200 Авиационные двигатели и энергетические установки, 130400 Ракетные двигатели, 130600 Ракетостроение и 130900 Испытания летательных аппаратов. Процесс их реализации на предприятиях-лидерах отечественной промышленности выявил необходимость решения многих задач, среди которых одно из ведущих мест заняла проблема управления качеством подготовки кадров в режиме целевой подготовки.

В соответствии с общей методологией концепции и методиками развертывания и управления качеством в подсистеме ЦКПС был выполнен полный цикл мероприятий по обеспечению реализации требований ГОС ВПО, а также по изучению запросов и ожиданий потенциальных потребителей услуг с целью формирования групп целевой подготовки с учетом пожеланий обучающихся. Сформирована система мониторинга, выделены преподаватели-кураторы каждой из групп и наставники (работники предприятий-заказчиков). Кроме того, был разработан и последовательно реализован план ежегодных аттестаций всех студентов каждой из реализуемых программ.

Начиная с третьего курса, в каждой из программ ЦКПС установлен режим развивающей индивидуальной

Инженерное образование: инновации_____________57

образовательной траектории. С этой целью после двух лет обучения предприятие на каждый семестр выделяло студенту личного наставника (в соответствии с содержанием изучаемых общепрофессиональных и специальных дисциплин, а главное - в соответствии с содержанием профессиональной деятельности).

Организационно-методическая система подготовки инженерных кадров для предприятия ФГУП ММПП «Салют» характеризуется следующими данными:

• срок освоения программы подготовки инженера — 6 лет;

• сочетание обучения и производственной деятельности — в течение всего периода подготовки специалиста с увеличением длительности работы от 2—3 недель (1-й семестр) до 12 недель (11-й семестр) и, соответственно, с уменьшением аудиторной недельной нагрузки студента (с 30-33 часов в первом семестре до 10-12 часов в заключительном);

• индивидуализация траектории профессиональной подготовки с 6-го семестра под совместным руководством преподавателя вуза и наставника;

• прохождение цикла стажировок в подразделениях предприятия, наиболее тесно соприкасающихся с профилем деятельности будущего выпускника;

• работа студента в различных группах специалистов (технологов, конструкторов, испытателей и исследователей) и в комплексных группах для освоения основ всех видов профессиональной деятельности, включая инновационную;

• выполнение (со 2-го семестра) курсовых заданий и проектов, являющихся текущими заданиями предприятия;

• защита курсовых и дипломного

проектов в совместных комиссиях вуза и предприятия.

В результате аттестации студентов групп ЦКПС лишь 4-7% обучающихся были переведены в студенческие группы, осваивающие традиционные образовательные программы. Таким образом, абсолютное большинство потребителей образовательных услуг в режиме ЦКПС в полной мере соответствовали требованиям ведущих заказчиков.

В процессе освоения интегрированных программ целевой подготовки предприятия установили и реализовали режим дополнительной материальной поддержки студентов. Помимо государственной стипендии и заработков в периоды выполнения отдельных производственных заданий, им выплачивались дополнительные стипендии от предприятий (студентам группы, базирующимся на ФГУП ММПП «Салют», — 500 рублей в месяц, студентам, базирующимся в КГМПЦ им. Хруничева и АООТ «ОКБ Сухого», — от 300 до 450 рублей в месяц в зависимости от уровня успеваемости). Обеспечивалась и материальная поддержка преподавателей университета (минимальный размер доплат от предприятий соответствовал 50% должностного оклада преподавателя).

Предприятия-заказчики осуществили ряд крупных инвестиций для создания и обновления материальнотехнических баз кафедр и лабораторий университета. В частности, для оснащения кафедры «Стартовые комплексы» были выделены средства в размере 14,5 млн. рублей, для новой кафедры «Технология интегрированных автоматизированных систем» — 30 млн. рублей; для обновления материальнотехнических баз действующих кафедр университета также были выделены средства.

Студенты групп ЦКПС в течение

всего периода освоения интегрированных образовательных программ имеют доступ не только в информационные сети университета и в глобальную сеть Интернет, но и в отраслевую сеть предприятий Росавиакосмоса, а также пользуются информационными услугами «Хруничев - Телеком», фондами библиотек предприятий, имеют доступ ко всей технической документации баз целевой подготовки.

Высокая эффективность достигнутых результатов предопределила ежегодное увеличение спектра формируемых и реализуемых интегрированных образовательно-производственных программ целевой подготовки, а также расширение круга заказчиков специалистов. В число заказчиков кадров, приступивших к совместной работе с МАТИ, поэтапно вошли НПО «Техно-маш», завод им. Чернышева, ЦИАМ им. П.И. Баранова, Авиакомпания

«Сибирь», Московский конструкторский комплекс «Универсал», НПО «Энергомаш», АНТК им. А.Н. Туполева, КБ «Лира», НИИ «Графит», МЧС, ОАО «Криогенмаш», ОАО НПО «Сатурн», НПО «Пластик», КБ «Факел» и другие. На начало 2004 года наш университет сотрудничал с 74 предприятиями и организациями-заказчиками.

Интегрированные производственно-образовательные и научно-образовательные программы подготовки специалистов являются сегодня максимально эффективными. Это признано во всем мире. Они позволяют одновременно обеспечивать высокое качество и теоретического обучения, и практической профессиональной подготовки, а главное - оперативно реагировать на динамично меняющиеся потребности общества, научнотехнической сферы и рынка интеллектуального труда.

1 января 2004 года на 65 году скоропостижно скончался профессор, доктор технических наук, видный деятель высшей школы Виталий Федорович Мануйлов. Окончив МАТИ им. К..Э. Циолковского, он навсегда остался верен своему университету, пройдя путь от старшего лаборанта до проректора по учебной работе. Виталия Федоровича ценили и уважали в Министерстве образования РФ. Он был многогранно одаренной личностью, ярко проявив себя как педагог, ученый, поэт, оратор. Все восхищались его природным умом, энциклопедическими знаниями, огромной работоспособностью. Он всегда был в гуще событий, был генератором нестандартных решений, был лидером от природы, умел доказывать и убеждать, с ним было интересно работать. Ему многое было дано, и он многое успел. Виталий Федорович - автор более 400 научных работ, нескольких десятков монографий и учебных пособий, патентов и авторских свидетельств. Среди его учеников - известные ученые, кандидаты и доктора наук. Им выпущено более десятка поэтических сборников, написано большое количество песен к кинофильмам. Он удостоен званий Лауреата премии Президента РФ, Заслуженного деятеля науки и техники СССР, Заслуженного изобретателя СССР, был избран членом Союза писателей РФ и Союза кинематографистов РФ.

Память о Виталии Федоровиче Мануйлове навсегда останется в сердцах его друзей и коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.