Научная статья на тему 'История Лейпцигской школы'

История Лейпцигской школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА / БЕРНХАРД ХАЙЗИГ / ВОЛЬФГАНГ МАТТОЙЕР / ВЕРНЕР ТЮБКЕ / ИСКУССТВО ГДР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панкова А.Ю., Фирсова А.В.

Статья посвящена краткой характеристике Лейпцигской школы. Исследование знакомит с её основными представителями, прослеживается развитие данного явления в искусстве ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Лейпцигской школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.036.1

Панкова А. Ю.

бакалавр искусствоведения преподаватель ТМК им. Р.К. Щедрина г. Тольятти, РФ E-mail: khigel@yandex.ru Фирсова А.В. магистр педагогического образования методист ТМК им. Р.К.Щедрина г. Тольятти, РФ E-mail: fircova2017aka@gmail.com

ИСТОРИЯ ЛЕЙПЦИГСКОЙ ШКОЛЫ Аннотация

Статья посвящена краткой характеристике Лейпцигской школы. Исследование знакомит с её основными представителями, прослеживается развитие данного явления в искусстве ГДР.

Ключевые слова:

Лейпцигская школа, Бернхард Хайзиг, Вольфганг Маттойер, Вернер Тюбке, искусство ГДР

Искусство ГДР и творчество художников этой страны не вызывают у российских искусствоведов живого интереса, в связи с чем не существует фундаментальных работ, посвящённых обозначенной теме. Тем не менее, немецкое искусство данного периода тематически и сюжетно разнообразно и является интересной темой для исследования.

Так называемая Лейпцигская школа появилась в 1960-х годах. Отцами-основателями её являются Бернхард Хайзиг, Вольфганг Маттойер и Вернер Тюбке. Все трое учились в Лейпцигской академии художеств (сегодня - «Институт графики и книжного искусства»), где позже преподавали. Благодаря их неповторимому, своеобразному языку образов Лейпциг стал центром изобразительного искусства.

Понятие «Лейпцигская школа» не подразумевает под собой никакого определённого метода обучения, наоборот, Лейпцигская школа обнаруживает одновременное существование бесчисленных стилевых форм.

Термин этот возник в 1974 благодаря Фолькеру Франку и Клаусу Бауману, о чём последний повествовал в своей статье «Лейпцигская школа - новая и старая?» [1, S. 4], в связи с развитием послевоенного искусства в Лейпциге. Термин «Лейпцигская школа» двояк: это, с одной стороны, институт, с другой - круг живущих и работающих в городе художников.

Искусствовед Лотар Ланг выделяет два основных течения в данной школе: «экспрессивно-страстное» и «строгие формы, точная, меткая, трезво-объективная, действительная точка зрения». Бернхард Хайзиг -главный представитель вышеназванной группы. Его произведения отличаются экспрессивной цветовой трактовкой. К первому же течению Ланг причисляет Хартвига Эберсбаха7, Гудруна Брюне, Зикхарда Гилле8 и Франка Руддигкайта, а также графика Петера Шнюрпеля.

Очень неоднородным является второе, «объективное» течение, к которому и применялось изначально

7 Хартвиг Эберсбах (17 мая 1940 Цвикау, Германия) - немецкий художник. Учился, после обучения в школе живописи и символов в Цвикау, с 1959 по 1964 в институте графики и книжного искусства в Лейпциге у Бернхарда Хайзига. С 1979 по 1983 он работал там в качестве преподавателя. Является членом Свободной академии искусств Лейпцига и Саксонской академии искусств, а также членом Берлинской академии искусств.

8 Зигхард Гилле (25 февраля 1941,Эйленбург, Германия) - немецкий художник, искусствовед, фотограф. В 1965-1970 годах учился живописи в институте графики и книжного искусства в Лейпциге у Бернхарда Хайзига и Вольфганга Маттойера. С 1973 по 1976 он был учеником в классе Бернхарда Хайзига в Немецкой академии искусств в Восточном Берлине. С 1976 по 1980 годы - ассистент в институте графики и книжного искусства Лейпциг, с 1986 - преподаватель.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

понятие «Лейпцигская школа». В то время как Вольфганг Маттойер изобретает в своих картинах диалектические метафоры и аллегории, стилистически связанные с новомодной деловитостью, но одновременно и с творчеством немецких романтиков, характерной чертой творчества Вернера Тюбке является его отточенная артистичная живописная манера, приобретенная в процессе изучения творчества великих мастеров Возрождения. К этой второй группе принадлежат такие художники, как Хайнц Зандер9, Фолькер Штельцман, Ульрих Хахулла, Арно Ринк10, Петра Флеминг и Вольфганг Пойкер11, также «неоверизские городские пейзажисты», к которым Ланг относит Курта Дорниса, Гюнтера Тиле, романтика Гюнтера Рихтера.

Бывшие ученики Хайзинга, Маттойера и Тюбке, профессора живописи Зигхард Гилле и Арно Ринк, которые во времена ГДР были доцентами в «Институте живописи и книжного искусства» в Лейпциге, считаются представителями второго поколения Лейпцигской школы.

К третьему же поколению, в свою очередь, относят таких художников как Нео Раух, Тило Баумгертель, Петер Буш, Тим Айтель, Том Фабрициус, Ульф Пудер, Арис Калайцис или Маттиас Вайшер, Давид Шнелль, Михаель Триегель, которые учились у Ринга и Гилле. Все они объединяются сегодня под стилевым понятием Новая Лейпцигская школа (New Leipzig School) или «Молодые немецкие художники» («YGAs», «Young German Artists»). Для стиля этой школы характерен новый реализм, который - будучи далек от идеологии - вышел из недр старой Лейпцигской школы искусства ГДР [2]. Нео Раух (18 апреля 1960, Лейпциг, Германия) - самый известный представитель новой Лейпцигской школы», является одним из самых продаваемых художников Германии, лауреат премии Винсента в 2002 году. Н. Раух ежегодно пишет дюжину картин в ателье, расположенном в здании бывшей текстильной фабрики в Лейпциге. Ценители марки «Новая Лейпцигская школа» ждут их с трепетом. Покупатели, особенно американцы, готовы назначить цену ещё до того, как кисть художника коснётся полотна. Выставки-продажи открывшего его когда-то галериста Гарри Либке пустеют через несколько минут после открытия. Живопись художника представляет странный мир, цвета и образы Раух взял из эстетики социалистического реализма Восточной Германии, где он вырос и получил образование. При этом трактовка пространства и содержание носят скорее сюрреалистический характер [3].

«Хотя картины большей частью сформулированы в реальности, само внутреннее, которое они удерживают, остаётся абстрактным [...]. Это настроения картин, которые показывают меланхолическую невозмутимость в статусе кво» [4]. Этой парящей неопределённостью отличается современное поколение Лейпцигской школы от их отцов-основателей 60-70-х годов, чьи картины преимущественно содержали высказывание[5].

Список использованной литературы:

1. Baumann C., Die Leipziger Schule - Die Neue und die Alte? // Die leipziger Schule. Blick in der Sammlung/6. Kunsthalle der Sparkasse Leipzig, 2005.

2. http://www.zeit.de/2006/29/LeipzigerSchule

3. http://www.zeit.de/2005/30/Leipziger-Maler

4. Katalog der Ausstellung «made in Leipzig» 5. April-31. Oktober 2007 Schloss Hartenfels Torgau / Sachsen (D). Kurator: Hans-Werner Schmidt

5. Grimmling H.-H., Die Umerziehung der Vögel. Ein Malerleben. mdv, Halle 2008

© Панкова А.Ю., Фирсова А.В., 2019

9 Хайнц Зандер (2 октября 1939, Вольфен, Германия) - немецкий художник, рисовальщик, график и иллюстратор. С 1959 по 1964 годы учился в институте графики и книжного искусства в Лейпциге (у Бернхарда Хайзига). С 1967 по 1970 он был учеником в классе Фрица Кремера в академии искусств в Берлине, с 1970 живет в Лейпциге.

10 Арно Ринк (1940, Тюрингия) - немецкий художник. Был принят в Лейпцигский институт графики и книжного искусства в 1962 году со второй попытки, учился у Вернера Тюбке, Хана Майер-Фореита и Харри Блума. В 1967 он заключил обучение в классе профессора Бернхарда Хайзига. С 1969 года Арно Ринк сначала как аспирант у Герхарда Айхгорна, затем в качестве преподавателя работает в институте.

11 Вольфганг Пойкер (27 мая 1945, Ауссиг (сегодняУсти-над-Лабем) - 9 мая 2001, Гросс-Глинике) - немецкий художник и чертежник Лейпцигской школы. Учился у Харри Блума, Вернера Тюбке, Бернхарда Хайзига и Вольфганга Маттойера. С 1983 года преподавал с Лейпцигском институте графики и книжного дела. В 1984 Пойкер принимал участие в биеннале в Венеции и получил премию за выдающиеся произведения искусства ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.