Научная статья на тему 'История краеведения и детского туризма в Республике берарусь'

История краеведения и детского туризма в Республике берарусь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история краеведения / история детского туризма / молодёжные станции / экскурсии / походы / Республика Беларусь

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Швайликова Наталья Владимировна, Селиверстова Наталья Викторовна

В статье рассматривается история краеведения и детского туризма в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Швайликова Наталья Владимировна, Селиверстова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История краеведения и детского туризма в Республике берарусь»

ИСТОРИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ И ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕРАРУСЬ

Н. В. Швайликова, Н. В. Селиверстова

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларус, e-mail: liskapavlovna13@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается история краеведения и детского туризма в Республике Беларусь.

Ключевые слова: история краеведения, история детского туризма, молодёжные станции, экскурсии, походы, Республика Беларусь.

История краеведения Беларуси имеет глубокие корни. Краеведение как наука начинает изучаться уже с XIII в. Первые источники по этой дисциплине - Ипатьевская летопись, «Повесть временных лет». Во времена Великого княжества Литовского источниковая база пополняется Судебником Казимира и Статутами 1529, 1566 и 1588 гг. [1]. Эти и многие другие документы содержат информацию о социально-экономической, политической и культурной жизни на территории Беларуси в XIV-XVI вв.

Систематическое научное изучение территории страны начинается после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. Большую организаторскую помощь в изучении Беларуси оказывал российский меценат Николай Петрович Румянцев (1754-1826) [3]. Н. Румянцев являлся инициатором создания кружка историков, куда входило около 100 человек, среди них - белорусский археограф И. Григорович. Начало XIX в. характеризуется появлением первых трудов по истории, этнографии, археологии Беларуси. Подобный научный интерес был связан с необходимостью обоснования прав на территорию Беларуси, как со стороны России, так и Польши. Одними из первых появились работы преподавателей Виленского университета И. Даниловича и Н. Бобровского. Генерал М. О. Без-Корнилович дал обзор историко-экономической жизни городов и местечек Витебской и Могилевской губерний. Большой вклад в изучении истории и культуры Беларуси внес ученый-этнограф

Зориан Доленге-Ходаковский (Адам Чарноцкий, 1784-1825), который изучал топонимию и фольклор Минщины, Могилев-щины и Витебщины. В 1826-1843 гг. в Витебске и Минске действовало «Белорусское вольное экономическое товарищество». Товарищество издало первый в Беларуси краеведческий сборник «Летопись Белорусского общества сельского хозяйства». В 1870-1880-х гг. открывались музеи при статистических губернских комитетах.

В первой половине XIX в. о географическом положении Беларуси было известно из трудов таких учёных-географов, как Зябловский, Лахницкий, Огинский, Семёнов. Во второй половине XIX в. природно-географические исследования нашли отражения в трудах Бобровского, Зеленского, Карева, Дембовицкого и др. В это время растет интерес к региональным исследованиям. Так, например, Могилёвщину исследовал Романов, Брестчи-ну - Крашевский и Паевский, Гродненщину - Ярошевич и т.д.

В 1802 г. на территории Беларуси стали проводиться геологические исследования, которые возглавил Севергин. В 1870-е гг. ведутся активные геологические изыскания в Полесье, на Припяти, Днепре и побережье Западной Двины. Создается сообщество под названием «Западная экспедиция по изысканию и осушительным работам» под руководством И. И. Жилинского.

В советский период краеведение Беларуси продолжало развиваться. Активно работали краеведческие организации: Минское общество истории и древностей, Белорусское свободно-экономическое общество, Минское педагогическое общество, Смолярский кружок краеведения, Слуцкая поветовая комиссия белорусоведения, кружок по изучению Гомельщины и Витебское общество краеведения. Из известных белорусских краеведов первых десятилетий советской эпохи можно выделить Н. И.Касперовича (1900-1927), белорусского этнографа, лексикографа, краеведа, автора методики краеведения, изложенной в книге «Краязнауства», и А. Смолича (1891-1938), издавшего в 1919 г. «Геаграфш Беларуси» (книга выдержала пять изданий), автора схемы районирования республики (1924 г.).

С 1922 г. координационным центром изучения белорусского края стал Инбелкульт (с 1926 г. - Белорусский государственный университет). В ноябре 1924 г. открылась Первая краевед-

ческая конференция, а 7-11 февраля 1926 г. - Первый краеведческий съезд. На съездах были определены основные задачи краеведения - изучение белорусского этноса, местных диалектов, сохранение архивов и т. д.

Вскоре, на территории Беларуси стали выходить советские краеведческие сборники «Полоцк», «Могилёвщина», «Витеб-щина» [3].Развивалось краеведение и в Западной Беларуси. Во многих городах существовали отделения Польского краеведческого общества. Местные краеведческие объединения (Полесское общество краеведения в Пинске, Общество друзей наук в Гродно и др.) организовывали музеи: Гродненский исторический (1922), Пинский (1924), Барановичский и Слонимский (1929) и др. Центром краеведческого движения на территории Западной Беларуси был город Вильно. Здесь издавалась научно-популярная литература, выходили специализированные журналы. В 1918 г. в Вильно И. Луцкевич создал Белорусское научное товарищество, которое в 1921 г. основало Виленский белорусский музей. В фонды этого музея поступила значительная часть богатой нумизматической коллекции археолога Г. X. Татура. Однако в широких народных массах Западной Беларуси краеведческое движение не пользовалось популярностью, в отличие от ситуации в БССР, где краеведение превратилось в народную инициативу.

Во второй половине 1930-х гг. были ликвидированы центральное и региональные бюро краеведения, закрывались многие музеи [2]. Были подвергнуты репрессиям активные работники краеведческого движения Беларуси.

После Великой Отечественной войны огромное внимание уделялось событиям самой войны, партизанскому движению, велась различная поисковая работа. Именно в это время начинает активизироваться школьное и туристское краеведение. Был открыт ряд краеведческих музеев:Барановичский (1946 г.), Мозырский (1949 г.), Слуцкий (1952 г.), Лепельский (1954 г.), Лидский и Минский (1959 г.), Кричевский (1961 г.), Ветковский музей народного творчества (1978 г.) и др. Вклад в краеведение Советского Союза и Беларуси внесли Н. Н. Баранский, А. С. Барков, Л. С. Берг, П. И. Иванов, И. С. Матрусо, К. Ф. Строев, В. А. Жучкевич, П. А. Лярский [4].

В 1950-е гг. краеведческими центрами на территории Беларуси, впрочем, как и на всей территории СССР, стали Дома пионеров и школьников. В них организовывались различные краеведческие кружки, музеи, проводились конференции, семинары и другие мероприятия.

Школьная туристско-краеведческая работа в Беларуси активизировалась после объявления Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции учащихся «Наш край» (май 1992 г.). Во время проведения экспедиции школьники изучали территорию проживания, составляли летописи школ, населеных пунктов, организовывали школьные музеи, экологические тропы и микрозаказники. Активизировалась краеведческая работа в вузах страны. На географическом факультете БГУ с 1965 г. читался курс «Школьное краеведение и туризм», а в 1978 г. впервые в СССР была создана специализация «Краеведение, методика и организация туристско-экскурсионного дела».

На современном этапе краеведение Беларуси продолжает активно развиваться на базе научных исследований по этнографии, топонимике, антропологии, геологии и др

Истории детского туризма в Беларуси берёт начало в 1930-е гг. Содержание детского туризма определяло краеведение. Первая экскурсионно-туристская база на 1100 человек была создана под Минском в 1936 г. Вопросы краеведения детского туризма освещались в журналах «Асвета» и «Камутстычнае выхаванне».

В 1936 г. детский туризм был ликвидирован [2]. Свою деятельность он только возобновил в послевоенные годы. В 1946 г. была организована Республиканская детская туристско-экскурсионная станция. Позднее такие станции были созданы в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951 г.), Бресте (1953 г.), Гомеле (1957 г.) [2].

Во второй половине 1950-х гг. в Советском Союзе зародилась идея проведения звездных туристских походов, которые сыграли большую роль в популяризации детского туризма [1]. Эти звёздные походы включали в себя экскурсии по музеям Великой Отечественной войны, сбор материалов для этих музеев и создание кружков туристов-краеведов во всех школах СССР. Летом 1962 г. состоялся VI Республиканский слет-поход туристов-школьников, в котором приняли участие все школьные ту-

ристские организации республи-ки [1].Организовывались также встречи советских детей с детьми других социалистических стран, например, Болгарии и Кубы. Также организовывались путешествия белорусских детей в Польшу и ГДР.

В 1970-е - начале 1980-х гг. в Беларуси существовал широкий круг организаций детского туризма [1]. В 1985 г. в Минске был образован Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий Министерства образования Республики Беларусь с отделами краеведения, туризма, путешествий, методическим и экскурсий. Дети путешествовали не только по территории Беларуси, но и по Кавказу, Средней Азии, Камчатке и другим регионам Советского Союза.

Развал СССР вызвал кризис в сфере детского туризма, который продолжался до 1996 г. В настоящее время детский туризм развивается на базе образовательных учреждений, а также на коммерческой основе. Большое внимание уделяется спортивному, экскурсионному, оздоровительному туризму [3].

Литература:

1. Болтач Д. Развитие детского туризма в Республике Беларусь. [Электронный ресурс].URL: http://mirznanii.com/a/226310/razvitie-detskogo-turizma-v-respublike-belarus-po-distsipline-istoriya-turizma-i-pu-teshestviy (дата обращения: 23.01.2019).

2. Конойко А. В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение Беларуси».. [Электронный ресурс]. URL: http://elib. bspu.by/bitstream/doc/42029/1/краеведение.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

3. Сергеева Ю. И. Актуальные направления развития современного детского туризма. - Минск: Изд. центр БГУ, 2012. http://elib.bspu.by/bitstream/doc/2900/1/ФМО%20БГУ%202012.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

4. Шидловский С. О. Краеведение: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство». - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 172 с. То же URL: http://www.knigi.konflib.ru/8istoriya/139984-4-s-shidlovskiy-kraevedenie-uchebno-metodicheskiy-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-1-89-turizm-gostepriimstvo.php(дата обращения: 23.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.