Научная статья на тему 'История республиканского центра дополнительного образования детей Удмуртской республики в контексте 100-летней истории детско-юношеского туризма'

История республиканского центра дополнительного образования детей Удмуртской республики в контексте 100-летней истории детско-юношеского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-юношеский туризм / история / Республиканский центр дополнительного образования детей / Республика Удмуртия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувашева Елена Филипповна

В статьерассмотрена история становления и развития регионального учреждения дополнительного образования детей, координирующего развитие детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История республиканского центра дополнительного образования детей Удмуртской республики в контексте 100-летней истории детско-юношеского туризма»

6. Соколова И. А. Краеведческое просвещение среди пользователей Сидельниковской сельской библиотеки Республики Марий Эл // Проблемы марийской и сравнительной филологии: материалы У-ой Всеросс. науч.- практ. конф. - Йошкар-Ола, 2018. - С. 296-298.

Информанты:

1. Алевтина Петровна Шитова, учительница русского языка и литературы Кокшамарской общеобразовательной школы Звениговско-го района Республики Марий Эл;

2. Таисия Петровна Яндова, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл;

3. Анатолий Григорьевич Мартынов, заведующий Сидельников-ским сельским Домом культурыЗвениговского района Республики Марий Эл.

ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ

100-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Е. Ф. Чувашева

БОУДО Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного образования детей», г. Ижевск, Россия, e-mail: rcdod.ur@gmail.com

Аннотация. В статьерассмотрена история становления и развития регионального учреждения дополнительного образования детей, координирующего развитие детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм,история, Республиканский центр дополнительного образования детей, Республика Удмуртия.

100-летие организованного детско-юношеского туризма в России - это значительная веха в истории дополнительного образования детей, когда подводятся итоги проделанной работы и определяются векторы развития. Данная тема актуальна и сего-

дня в свете тех задач, которые определены программой реализации мероприятий в рамках Года детского туризма.

В 2018 г. вышла монография Ю. С. Константинова «История отечественного детского туризма (1918-2018 гг.), в которой недостаточно внимания уделено детскому туризму Удмуртии. Автор статьи предлагает восполнить этот пробел и представляет обзор развития детского туризма в Удмуртской Республике в соответствие с периодизацией, предложенной Ю. С. Константиновым

Точкой отсчета становления государственной системы детского туризма и краеведения в Удмуртии стал август 1918 г., когда по инициативе Н. К. Крупской в Москве было открыто Центральное бюро школьных экскурсий. Данных по Удмуртии на период 1918-1940 гг. крайне мало. Известно, что в 1940 г. в рамках Всероссийского похода по историческим местам гражданской войны 65 групп из Удмуртской АССР прошли по пути Азинской дивизии.

Период развития детского туризма в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (19411960 гг.) ознаменовался тем, что приказом министра просвещения Удмуртской АССР от 26 мая 1953 г. № 215 была открыта республиканская детская экскурсионно-туристская станция (ДЭТС), положившая начало развитию организованного детского туризма и краеведения в регионе. В задачу станции входило создание условий для организованного отдыха школьников в каникулярное время. В городах создавались временные туристские базы для приема сельских школьников. Особенно популярной была база в с. Кулига Кезского района в истокереки Камы, куда приезжали ребята из школ республики и соседних республик и областей. С 1954 г.ежегодно проводились туристские слеты школьников республики. Станцией в 1953-1966 гг. руководил Алексей Владимирович Емельянов. Им заложены первые традиции туристско-краеведческой деятельности: туристские слеты, смотры школьных музеев, туристские лагеря.

Период стабилизации детского туризма (1960-1991 гг.) стал особенно плодотворным. Для ребят, увлеченных туризмом и краеведением, создавались кружки в школах и Домах пионеров. На детской туристско-экскурсионной станции 15 турист-

ских кружков образовали клуб «Аист» - Активные Искатели, Смелые Туристы. В 1977 г. Республиканская детская экскурси-онно-туристская станция переименована в Республиканскую станцию юных туристов (РСЮТур).

Учащиеся Удмуртии активно включились во всероссийские туристские походы пионеров и школьников:«Из искры возгорелось пламя» - к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» (1967 г.); «Дорогами Ленинской мечты» -к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969-70 гг.); Всероссийскую туристско-краеведческую экспедицию пионеров и школьников «Моя Родина - СССР» - к 50-летию образования СССР (1972 г).

Основным содержанием экспедиции 1972 г. было изучение в походах, путешествиях и экскурсиях природы, экономики, истории и культуры родного края, выполнение заданий государственных, научных и общественных организаций, государственных и школьных музеев. В Удмуртии экспедиционное движение охватило 91% учащихся 4-10 классов. В его рамках проводились традиционные массовые мероприятия со школьниками: туристские слеты и соревнования, смотры школьных музеев, заочные конкурсы на лучшее туристское путешествие и др. Лыжный агитпо-ход Ижевск - Глазов 1979 г. дал начало традиции проведение республиканских соревнований полыжному туризму.

В 1980-е гг. станция юных туристов организовала большое число мероприятий: республиканскую экспедицию по Сибирскому тракту; совместные экспедиции этнографического музея Пышкетской школы Юкаменского района Удмуртии с Эстонским этнографическим музеем и Таллинским художественным институтом; поход в с. Шушенское учащихся школы № 1 г. Камбарки (руководитель Аргентина Ивановна Гурова). Кружковцы СЮТур совершали спортивные походы: лыжный I категории сложности в Карпаты (руководитель Татьяна Викторовна Поздеева), походы II и III категории сложности в пустыню Кара-Кум (руководители Нина Юрьевна Ерофеева и Юрий Николаевич Ерофеев) и др. Были открыты постоянные туристские базы для приема детских туристских групп в Ижевске на 50 мест и Сюмсинском районе на 200 мест.

В этот период директором станции был Александр Владимирович Солодовников, человек эрудированный, энергичный, обаятельный иочень скромный. Обладая незаурядными способностями и широтой мышления, Александр Владимирович очень скоро вошел в состав Совета директоров России, был членом оргкомитетов различных российских мероприятий. Удмуртская экскурсионно-туристская станция стала хорошо известна в России благодаря воспитанникам, занимавшим призовые места в соревнованиях и смотрах. При Солодовникове увеличилось число традиционных мероприятий. Стали проводиться соревнования по лыжному туризму и спортивному ориентированию, краеведческие конференции. Было организовано 6 массовых туристско-краеведческих мероприятий российского и межрегионального уровня, семинар-совещание заведующих туристскими базами России.

Период перехода от внешкольной работы к дополнительному образованию (1991-2005 гг.) стал наиболее напряженным для станции и детского туризма в целом. Лихорадило не только систему образования, рушились устои, традиции, идеалы. В это время директором была Любовь Михайловна Ракова (Тарасова). Она смогла не только сохранить учреждение и коллектив единомышленников, но и много добилась - были открыты две городских и одна межрайонная станции юных туристов. В 1989 г. республиканская станция юных туристов переехала из цоколя жилого дома в здание бывшего Управления профтехобразования. Она была объединена с Домом Культуры профтехобразовании переименована в Республиканский центр учащейся молодежи (РЦУМ). Расширилось поле деятельности. Соседство туризма и краеведения с художественными коллективами способствовало взаимообогащению, появлению различных форм совместной деятельности: фольклорных фестивалей, совместных экспедиций и др. В 1990 г. была проведена экспедиция юных краеведов «Между Волгой и Уралом» на теплоходе по Каме и Волге от г. Сарапула до Ульяновска и обратно.

В эти годы началось создание учебных программ дополнительного образования нового поколения, обеспечивающих единство физического, интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития личности, например, программы «Водный

туризм и пленэр» (Елена Борисовна Евсенина), « Школа экскурсоводов» (Елена Юрьевна Дмитриева), удостоенные дипломов Всероссийских конкурсов авторских программ.

В РЦУМе стали развиваться водный туризм, спортивное ориентирование и скалолазание. Воспитанники педагогов Анатолия ВладимировичаСайтеева и Инны Владимировны Коко-улиной (спортивное ориентирование) вошли в состав юношеских сборных команд России и успешно участвовали в международных соревнованиях в Германии и Австрии.

В 1990-е годы велась активная работа по созданию общественных детских организаций. Отделом туризма и краеведения было инициировано создание молодежной общественной организации «Союз туристов и краеведов Удмуртии». Впоследствии общественная организация вышла из-под крыла РЦУМ и в настоящее время существует самостоятельно.

Когда прекратили действие Удмуртский республиканский Совет по туризму и экскурсиям и городские экскурсионные бюро, РЦУМ стал практически единственным учреждением, осуществлявшим экскурсионное обслуживание школьников республики. В это время была разработана программа «Каникулы», направленная на рациональную организацию свободного времени в летний период, сочетание оздоровления, образования, воспитания и развития детей. В рамках программы организовывались экскурсионные поездки учащихся республики по городам России, трудовые и профильные лагеря в Краснодарском крае и за рубежом, в них ежегодно отдыхало до 800 учащихся Удмуртии. Республиканские профильные лагеря проводятся и на базе стационарных детских оздоровительных лагерей, в летний, осенний и зимний сезон они принимаютдо 1000 человек. Открывается детская туристская база в с. Якшур-Бодья, начинает строиться база отдыха в пос. Витязево (Краснодарский край).

В настоящее время деятельность Республиканского центра дополнительного образованиядетей ориентировала на традиционно приоритетное направление - краеведение. Программа Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» стала основой для создания в республике региональной программы «Моя Удмуртия», в которой имеется 12 подпрограмм. В рамках программы проводятся республиканские краеведче-

ские чтения, олимпиада по школьному краеведению, генеалогический конкурс «Сплетались времена, соединялись народы», ежегодные экспедиции «Дорвыжы» («Родные корни»), лагеря активистов туристско-краеведческих объединений и школьных музеев и др. Обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, составляют свои родословные, изучают историю мест проживания, топонимию, быт и обычаи земляков. Победители республиканских конкурсов и олимпиад успешно участвуют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ и олимпиаде по краеведению в Москве.

В образовательных организациях республики действуют 159 паспортизированных музеев. Ежегодно Центр проводит семинары для руководителей школьных музеев, смотры-конкурсы школьных музеев, конкурсы юных экскурсоводов и др.

Нельзя не назвать и педагогов, работавших на Станции и в Центре в разные годы и воспитавших продолжателей своего дела. Выпускники Елены Борисовны Евсениной работают педагогами дополнительного образования в различных образовательных организациях, воспитанники Нины Юрьевны Ерофеевой, ныне доктора педагогических наук, успешно реализуют себя в туристском бизнесе. Пожалуй, наибольшее число последователей и единомышленников воспитал Владимир Николаевич Потемкин, работавший со студентами педучилища. Азам туризма и ориентирования обучают детей выпускники Виталия Егоровича Кузнецова, Анатолия Владимировича Сайтеева, Игоря Геннадьевича Зелянина.

Многие годы в системе дополнительном образовании тури-стско-краеведческой направленности успешно трудились и трудятся:

- Алла Ивановна Чижова - инициатор создания при учреждении детской туристской базы и долгие годы заведовавшая этим подразделением (работала в учреждении в 1968-1988 гг.).

- Григорий Кузьмич Куролес - сотрудник учреждения в 1971-1994 гг. который внес большой вклад в развитие спортивного ориентирования, постоянный начальник дистанции в соревнованиях по спортивному ориентированию на туристских слетах учащихся.

- Алевтина Вадимовна Огородникова - сотрудник учреждения в 1976-2010 гг., долгие годы руководила отделом туризма и краеведения.

- Татьяна Кузьминична Ситникова - сотрудник станции юных туристов в 1987-2007 гг., впоследствии заведующий художественно-эстетическим отделом Центра. Нередко использовала в сценариях массовых мероприятий краеведческую составляющую, национально-региональный компонент.

- Сергей Леонидович Владыкин - постоянный член оргкомитета и главный судья республиканских туристских соревнований школьников, руководитель республиканской годичной Школы инструкторов детско-юношеского туризма (работал в учреждении 1989-2011 гг.).

- Елена Борисовна Евсенина - мастер спорта по спортивному туризму, лауреат Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Работала в учреждении с 1992-2013 гг. и внесла большой вклад в развитие водного туризма.

Следует упомянуть также Игоря Геннадьевича Зелянина, Юлию Викторовну Пиминову, Олесю Александровну Ноша, Ларису Александровну Федорову, Татьяну Викторовну Поздее-ву, Фанузу Анасовну Попову, Елену Филипповну Чувашеву, Любовь Григорьевну Галанину - все они много лет работали и работают в учреждении, внеся значительный вклад в развитие детско-юношеского туризма и краеведения на разных этапах его развития.

В истории развития дополнительного образования и детско-юношеского туризма было много успехов и проблем, которые решались полностью или частично.Много задач предстоит решить и в 2019 г. - в Годдетского туризма, утвержденного Кабинетом Министров РФ.

Литература:

1. Константинов Ю. С. История отечественного детского туризма (1918-2018 гг.): монография - М.:ФГБУДО ФЦДЮТиК, 2018. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.